К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Иосиф Хейфиц не просто оживляет «Поединок» Куприна. Он делает произведение живым, понятным, страстным и... сексуальным. Для советского кинематографа 1983 года предложенная линейка образов была слишком откровенной. Вот Ромашин положил голову на низ живота Шуочки... Целует ее колени... Ее пальцы оказываются у него во рту (а это уже отсылка к картине об Обломове Никиты Михалкова). Пройдет лишь несколько десятков минут экранного времени и мы увидим, как тихо подкравшись к дому Шурочки наш герой будет восторженно, втайне от всех целовать ее обувь. А ведь впереди откровенная сцена с обнажением топлесс от Елены Финогеевой. Через несколько лет в годы перестройки кинокритики наперебой возвестят о первом советском эротическом фильме - «Маленькой Вере». Но лента Хейфица снятая существенно раньше куда откровеннее.

Приятно и то, что автор не дает однозначных ответов. Мы видим Шурочку в откровенные моменты. Видим податливость ее тела, слышим слова, следим за движениями глаз. А при этом никак не ясно в какие из моментов она искренна. То есть, Хейфиц использует эротизм лишь как способ понять героиню, не более. Что двигало этой женщиной? Холодный расчет или необузданная страсть? Эти вопросы остаются на суд зрителя, что возвышает ленту.

При этом, каждая сцена безукоризненно выдержана. Пьянка офицеров с последующей дракой показывают хаотическое движение мужчин, но при замедлении нельзя не отметить то, что каждый из актеров действует согласовано, образуя строгую композицию. Точно такую же композицию образуют и участники бала, на котором Ромашов будет иметь непростой разговор с Раисой Александровной. Нельзя не выделить и совместный шумный отдых в лесу и композиционную строгость в сцене подачи рапорта и финальной маршировки солдат на фоне одинокой кареты. То есть, все моменты в этой ленте выверены и точны. Делайте стоп-кадр и получайте иллюстрацию к книге Куприна.

Небольшое появление Людмилы Гурченко в роли Раисы Александровны сложно забыть. Актриса идеально «попала в образ». Наверное тогда никто так точно бы не смог высказать этих слов: «Вместо того чтобы прямо и честно сказать, что вы меня больше не любите, вы предпочитали обманывать меня и пользоваться мной как женщиной, как самкой... на всякий случай, если там не удастся..». Опытная актриса показывает горечь обиды отверженной женщины и при этом идеально вписывается в галерею образов и интерьеры девятнадцатого века. Эти же слова можно сказать о большинстве исполнителей — Валентин Смирнитский, Николай Скоробогатов, Константин Григорьев, Станислав Садальский. Все они, при всей своей непохожести, вполне правдоподобно выглядели в образе офицеров. Никакого кривляния или тщетности.

Другое дело Андрей Николаев. С точки зрения визуала он в полной мере соответствовал скучному Ромашову. Полагаю, что именно режиссер настаивал прежде всего на внешнем сходстве. И актер представил его портрет весьма прямолинейно. Он безукоризненно произносит свою ключевую фразу: «Хорошо, пусть будет так. Я согласен». Но, в игре Николаева визуальная часть первенствует над внутренней, безусловно исполняя каждый эпизод он в некоторых эпизодах позволяет Ромашову быть комичным, смешным, нескладным. Именно поэтому мы не увидим в нескольких очень важных сценах ни резкости, ни глухого раздражения, что существенно упрощает заданный образ.

Как итог: лента удалась. Это не скучная классика, а живое импрессионистское полотно.

8 из 10

14 мая 2024 | 03:21
  • тип рецензии:

Традиционно кинематографичен во всём - его работа настолько цельна, что невозможно выделить какую-либо составляющую, цех или конструкцию - настолько все элементы производства находятся в гармонии с творческим замыслом. И такое художественное повествование ведёт нас по сюжету максимально раскрашивая для зрителя пресненькую и неочевидную завязку выделяя явные конфликтные узлы для мощнейшей кульминации в финале. И настолько это явные конфликты, а повествование затянуто, что зрителю необходим некий кинематографический транс для просмотра-пережидания этого этапа сюжета, изредка оживляемого лишь бесподобной игрой Елены Финогеевой. Для зрителя не умеющего впадать в кинематографический транс всё же было бы лучше заинтриговать сюжетом заиграв развязку в начале и достигнуть второй, более осмысленной сюжетно кульминации в финале, так бы было смотрибельно для любого зрителя, даже, вероятно и современной молодёжи, ведь показанная безысходность и порождённая ею отвратительная прагматичность вполне прижилась в наше время, маскируемая лишь поп-культурой, куда входят и определённые 'понятия' о способах жизне-улучшения имеющими много общего с методикой Шурочки...

8 из 10

05 января 2021 | 03:26
  • тип рецензии:

Этот фильм не так известен, как экранизация с участием Ю. Пузырёва и И. Скобцевой или как сериал 2014 года с Н. Ефремовым и Е. Вилковой, но безусловно заслуживает внимания.

Артисты играют замечательно. Андрей Николаев (случайно узнала, что именно он играл в ф. 'Трясина' младшего сына героини Н. Мордюковой, тогда его игра буквально потрясла меня) прекрасно вписался в образ милого, нелепого подпоручика Ромашова. Елена Финогеева очень хорошо сыграла страдания амбициозной и жестокой жены поручика Николаева (В. Смирнитский). Людмила Гурченко великолепна в роли интриганки г-жи Петерсон.

В ролях второго плана играют замечательные артисты: К. Григорьев (Назанский), Н. Скоробогатов (капитан Слива), И. Дмитриев (командир полка), Ю. Медведев (Петерсон), С. Садальский (поручик Веткин).

СтОит посмтреть любителям экранизаций, а также тем, кто любит творчество Александра Ивановича Куприна.

28 марта 2016 | 17:26
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: