К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Удивляет, что на этот замечательный, пронизанный любовью к Родине фильм нет отзывов. Смотрю его регулярно (раз в год) и никогда не надоедает.

Какие диалоги, сюжетные линии, игра актеров! Признанные красавцы советского кинематографа Любшин, Янковский. Иоганн Вайс - настоящий супремен, умный, тонко чувствующий, сдержанный и прочее. Все эти американские герои курят далеко в сторонке!

Гениальная режиссерская работа Басова. После просмотра картины начинаешь понимать, почему этого мужчину, не выделяющегося красотой, любили самые красивые женщины нашего кино! Какая душа, какой интеллект были у этого человека. ТАКИЕ фильмы надо показывать по телевизору, а не придумывать идеологические ходы по воспитанию у молодежи поведения, при котором молодые люди могли бы достойно называть себя 'Гражданин России '.

10 из 10

21 июня 2008 | 06:37
  • тип рецензии:

У меня три любимых советских картины, причем все - СЕРИАЛЫ
1. Киноцикл 'Шерлок Холмс и доктор Ватсон'
2. Семнадцать мгновений весны.
И конечно же фильм Владимира Басова 'Щит и меч'.

Это удивительный, достойный и умный фильм, который рассказывает и показывает жизнь советского разведчика в тылу врага.

Иоган Вайс - имя героя, похождением которого мы должны любоваться. Станислав Любшин, который играет Вайса, исполнил роль просто прекрасно, четко выдержал своего персонажа и раскрыл его. За его жизнью в тылу интересно наблюдать, восхищаться его профессионализмом. И все это так не наигранно, как во многих других кинокартинах, а очень достойно и реалистично.

Нет Вайс не Супермен, а обычный разведчик, патриот РОДИНЫ!

Актерскую игру каждого не перечислишь, все сыграли просто на высшем уровне. Все!

Особенно понравился Бруно, в исполнении одного из моих любимых советских актеров и режиссеров Владимира Басова.

Не могу сдержаться и не воскликнуть - ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ! Молодцы!

Вот такие фильмы нужно снимать, хотя для того чтобы народ помнил о подвигах своей славной Родины!

Спасибо за этот фильм.

P.S. Являюсь очень большим любителем бондианы и разведки вообще, и этот фильм занимает одно из первых мест среди всех фильмов о шпионах и разведке.

21 марта 2009 | 16:51
  • тип рецензии:

Я посмотрел этот фильм впервые уже в зрелом возрасте и с тех пор пересматривал несколько раз. На мой взгляд, это шедевр! Один из лучших фильмов о разведчиках!

Фильм оставил сильное впечатление, не менее сильное, чем 'Семнадцать мгновений весны'. Актер Станислав Любшин отлично сыграл роль Иоганна Вайса (Александра Белова) - шустрый, веселый, улыбчивый парень, выглядящий простачком.

Я так себе и представляю настоящих разведчиков. Он должен быть настолько своим, чтобы ни у кого не вызывать подозрений.

На мой взгляд, Штирлиц не выглядит так же натурально, как Вайс.

Крайне интересно было посмотреть, как Вайс внедрялся в ряды немецких органов, как строил карьеру в Рейхе. Я не знаю больше ни одного фильма, в котором это так здорово показано.

Очень интересно было посмотреть, как работал Абвер - как планировались и осуществлялись спец-операции. Как раз перед тем, как посмотреть этот сериал, я прочитал книгу на эту тему 'Диверсанты', из чего могу судить, что в фильме достаточно точно передана работа немецких спецслужб.

Отлично показаны нацисты - в фильме нет сцен пыток и мало сцен убийств, но все равно - нацисты вызывают отвращение своими поступками и взглядами на других людей.

Единственный недостаток, наверное, - в некоторой наивности фильма: то, что законспирированная группа партизан действует практически в открытую, но при этом немцы ничего не могут с этим сделать и даже не догадываются об этом.

В этом плане фильм 'Семнадцать мгновений весны' выглядит правдивее.

После просмотра таких фильмов понимаешь, какой отстой все современные голливудские боевики про суперагентов, поскольку в них нет ни капли правды, в отличие от советских фильмов.

10 из 10

15 декабря 2013 | 16:40
  • тип рецензии:

Тематика войны, в том числе и Великой Отечественной, для нас, поколения сытого и довольного, не обремененного отстаиванием чести своей родины, а иногда и вовсе не осознающего смысла этого священного слова, к коим и я отношусь, казалось бы должна быть далекой от понимания и сложной. Однако, каким-то удивительным образом, мы проникаемся всей своей сущностью к историям этих войн, к пережитым трагедиям и кошмарам этих ужасных времен. Видимо наш генетический код несет в себе память о страданиях, перенесенных нашими предками.

В этом фильме не показаны масштабные сцены сражений, боевые действия, смерти тысяч и миллионов. Эта история о другом. Эта история о людях, готовых отдать свои жизни, ради правого дела, ради информации, способной повернуть вспять ход войны, ради победы. Благодаря их смелости, самоотверженности, смекалке и блестящему уму, ими был внесен неоценимый вклад в деле противостояния нацизму и разгрома фашистских сил. Воины невидимого фронта - честь им и хвала.

Присутствуют и сцены, врезающиеся в память и вызывающие сильные эмоции:

'Когда не было газовых камер, мы казнили по средам и пятницам, дети прятались в эти дни. Теперь газовые камеры работают днем и ночью, и дети перестали прятаться. Дети привыкли' (с)

Душераздирающие кадры.

Роли сыграны замечательно. Образ простого русского мужчины, перевоплотившегося в высокопоставленного офицера вермахта, а затем гестапо - Иоганна Вайса, у Станислава Любшина удался отменно. При всей его, вроде бы, неброской внешности, поражает выразительность глаз и очень волевое выражение лица. Ну и крайне приятная улыбка. На мой взгляд, он прекрасно подошел на роль шпиона. Именно таким мне всегда представлялся образ разведчика.

Да и остальной актерский состав исполнил свои роли блестяще. Нина - гордая, строгих нравов, патриотичная девушка, проходящая через все невзгоды с гордо поднятой головой. Олег Янковский, играющий Генриха Шварцкопфа - красавец! Вот такой актер однозначно был бы признан секс-символом советского кино, если бы таковое неофициальное звание существовало бы в ту пору. Хотя советские девушки, наверняка чувствовали это, даже не зная как это называется. Роль самоуверенного повесы, разочаровавшегося в фашистской идеологии ему также отменно удалась.

Отдельно хотелось бы сказать о музыкальной композиции, использованной в фильме, а именно о песне 'С чего начинается Родина'. Удивительное произведение. Опять же, учитывая то, что нам не приходилось видеть войны, ощущать на себе ответственность за землю, на которой мы живем, противостоять силам, желающим эту землю у нас забрать, эта песня затрагивает в душе какие-то патриотические струны, заставляет чувствовать гордость за отчизну, и за тех, кто ее защитил. И ведь состоит она из абсолютно несложных слов, простых по смыслу и восприятию, видимо истинно: все гениальное - просто.

Чтите историю, господа, и людей, положивших жизни ради того, чтобы эта история существовала.

20 июля 2012 | 16:58
  • тип рецензии:

Удивлен таким малым количеством рецензий на данную картину, так как фильм безусловно является ярким событием в отечественном кинематографе. Его регулярные показы по различным телеканалам сегодня, спустя уже более чем сорок лет после первого выхода, убедительное тому подтверждение. Точно знаю, что огромное количество людей регулярно пересматривают кинокартину, при этом, трудно сказать в чем секрет, она не надоедает. Дело видимо в том, что Владимиру Басову удалось подобрать такой состав актеров, игра которых, харизма каждого, просто завораживает. Любшин, Янковский, Демидова настолько органично смотрятся в своих ролях, что представить себе кого-то другого на их месте чрезвычайно сложно.

Сюжет фильма безусловно очень интересен, так как фильмов снятых в подобном жанре, повествующих о работе разведчиков мало. Точнее сказать экранизированных историй о работе нелегальных закордонных разведчиков, построивших свою карьеру во вражеском лагере буквально с нуля нет совсем, что само по себе уже интересно. Не соглашусь с теми, кто считает, что картина затянута, так как невозможно убедительно показать зрителю путь становления Белова-Вайса в роли высокопоставленного офицера абвера, начавшего карьеру с простого шофера за один-два часа невозможно. Согласен с теми, кто считает, что отдельные моменты фильма несколько непонятны. Дело в том, что на самом деле в книге Вадима Кожевникова 'Щит и меч' по которой и снят фильм и формат которой приблизительно сравним с одним томом Толстого 'Война и мир' все эпизоды раскрыты очень подробно и детализировано. Посему человеку не читавшему первоисточник, при просмотре не все и не всегда понятно. Видимо бюджет картины не позволил режиссеру выйти на метраж 'Семнадцати мгновений весны', что было бы гораздо лучше и понятней зрителю. Думаю, что фильм бы от этого не пострадал и менее интересней не стал. Кстати отмечу, что при написании сценария Басов настолько дословно постарался передать все диалоги героев картины так как они написаны в книге, что остается только удивляться. Не ошибусь если скажу, что такого нет ни в одной кинокартине.

13 июля 2012 | 04:07
  • тип рецензии:

Щит и меч» — советский художественный фильм о Второй мировой войне, снятый в 1968 году по одноимённому роману Вадима Кожевникова режиссёром Владимиром Басовым.

Думаю, нужно отметить, что фильм имел огромную популярность в советском прокате. В кинотеатрах СССР фильм посмотрело: «Без права быть собой» — 68,3 млн зрителей (лидер проката), «Приказано выжить» — 66,3 млн зрителей (2 место), «Обжалованию не подлежит» и «Последний рубеж» — 46,9 млн зрителей (6 и 7 местах). Но это, в общем-то, не самое главное, просто цифры.

Собственно о самом фильме: к сильным сторонам можно отнести просто очень качественную постановку, детально проработанный и оригинальный, непредсказуемый сценарий, музыку особенно (чего только стоит песня 'С чего начинается Родина' в душевном исполнении Марка Бернеса), отличную игру актеров. В ней нет излишней сентиментальности, пафоса, вообще каких либо ненужных чувств. Все сухо и скрупулезно, как и сам главный герой, разведчик Александр Белов, он же Иоганн Вайс и Петер Краус, вынужденный скрывать свою личность, свои чувства.

Он ни на секунду не раскисает, не теряет самообладания, даже под угрозой расстрела. Лишь по глазам, изредка, можно определить, что он чувствует. И вообще режиссер дает нам взглянуть на душу героя только в финальные кадры, где он встречается со своей матерью. Экран становится все светлее, остается едва заметный силуэт лица... его глаза..., а затем все исчезает... Волшебные кадры! В фильме есть определенная нить напряжения. Еще бы, провести несколько лет на чужой земле. Радуешься каждому появлению родного человека, гадаешь, русский он или нет...

К слабым сторонам я бы отнес некоторую затянутость, некоторую хаотичность и сумбурность, слишком большой поток информации в первых двух сериях: различных людей, лиц, имен...

В целом мы получаем отличный фильм, один из лучших в своем жанре, один из лучших военных фильмов, как советских, так и мировых.

8 из 10

11 мая 2014 | 19:09
  • тип рецензии:

Более полувека назад на советские экраны вышел почти пятичасовой «Щит и меч» - фильм Владимира Басова по роману Вадима Кожевникова. Сейчас в сравнении с многомерными «Семнадцатью мгновениями весны» фильм Басова кажется в чем-то проще и даже клишированнее: здесь советские разведчики в тылу врага никогда не работают на грани провала, как Штирлиц, - это рыцари без страха и упрека, не ошибающиеся и почти не рефлексирующие. Однако, несмотря на все это «Щит и меч» смотрится с интересом именно как изображение нацистского тыла, он глубоко исследует связь фашизма и бюргерства, буржуазности и гитлеризма. Можно с уверенностью сказать, что отрицательные персонажи фильма Басова – не звери, но и не носители героического начала (как представляют их себе Лимонов и Елизаров с поклонниками), это обычные мещане, желающие жить с комфортом и в довольствии.

Именно поэтому нацисты в «Щите и мече», чуть их коснется беда, сразу заботятся о своих шкурах, а не друг о друге (и уж тем более не о мирных жителях). В сравнении с ними члены советской агентурной сети, работающей в Германии, Польше и Латвии, самоотверженны, альтруистичны и подлинно героичны. Можно сказать, что из фильма Басова становится понятна причина победы Советского Союза во Второй Мировой: на фронте и за его линией столкнулись два противоположных мировоззрения, и то, на чьей стороне правда (как сказал бы Данила Багров), и победило в этой борьбе. Конечно, кому-то не хватит в «Щите и мече» объективности в портретах стопроцентно положительных советских разведчиков, никогда ен сомневающихся и не колеблющихся. Однако, именно умение отстаивать свои идеалы, следование им в обстановки глубочайшей конспирации и обеспечило победу советским разведчикам.

Басов как режиссер скрупулезно подошел в выбору актерского состава: здесь подлинно нет никого лишнего, либо прибалтийские актеры играют немцев, либо виртуозы-русские (вроде Янковского и Демидовой). Образ утонченной ницшеанки Ангелики, созданный Демидовой, - вообще украшение фильма, потрясающий портрет нравственной мутации в недрах буржуазного характера. Бодрый монтаж и напряженное повествование без лакун и провисаний, укомплектованность событиями в почти пятичасовом нарративе, - все это, конечно, поражает, это свидетельство глубочайшего режиссерского профессионализма Басова, не единожды доказанное им в его фильмах (прежде всего в «Днях Турбиных»).

«Щит и меч» - кино даже не столько военное, сколько патриотическое, показывающее преимущество советского строя над буржуазным (также как и «Мертвый сезон»), то есть Великая Отечественная война нужна режиссеру прежде всего как материал, на котором осуществляется идеологическое противостояние двух систем, двух мировоззрений, несовместимых ни в мирное, ни в военное время. Потому фашизм показан в плотной сцепке с буржуазностью, шкурными интересами, бесчеловечностью классовых отношений. То, что всему этому противостоит, показано именно в чуждом, буржуазном контексте, как героическое подполье. Однако, и в «Мертвом сезоне», и в «Щите и мече» жизнь в СССР намеренно не изображена, она – в закадровом пространстве. Это та самая Родина, о которой поется в песне, идущей на титрах «Щита и меча», сохраненная в сердце разведчика, следование ее идеалам в ситуации всеобщей конспирации – вот залог победы в войне с враждебным окружением.

«Щит и меч» пережил крушение СССР, оплевывание советской идеологии, тотальное торжество приспособленчества и конформизма, консюмеризм, возведенный в культ. В этой ситуации патриотическая ориентация этого замечательного фильма призывает каждого из нас, живущего в чуждом нашим идеалам контексте (если, конечно, мы – не шкурники и мещане), блюсти верность своей Родине и той, клятве, которую, как поется в песне, «ты ей в своем сердце принес».

11 июня 2022 | 16:04
  • тип рецензии:

Великолепный фильм, один из самых любимых! Удивительно, что его редко показывают по телевизору. Вот, например, другой любимый сериал о разведчиках '17 мгновений весны' показывают каждый год, а 'Щит и меч' нет. Считаю, это неправильно, поскольку он прекрасен.

В нём нравится и западает в душу абсолютно всё - от проникновенной песни 'С чего начинается Родина' в исполнении Марка Бернеса, до актеров, исполняющих второстепенные и эпизодические роли, каждый на своём месте! Великолепные Ангелика, Штейнглиц, Лансдорф, Дитрих (разве что в фильме он менее женственный, чем в книге).

И, конечно, потрясающие исполнители главных ролей - доблестного советского разведчика Александра Белова, проявляющего чудеса выдержки, живя под личиной 'истинного арийца' Йоганна Вайса (Станислав Любшин). Какая сила воли нужна, чтобы ежедневно общаться с ненавистными гитлеровцами, слушать их гнусные речи и не выдать этого ни одним движением, это невероятно! А ведь такие люди существовали и работали в тылу врача на самом деле - Н. Кузнецов, А. Святогоров, чья история, как считается, и стала основой для создания книги.

'- Война, милый мой.
- А расстреливать по 55 человек в каждом лагере в день рождения фюрера - тоже война?
- Ты считаешь расстрелы старомодными? Есть газовые камеры'

Очень люблю и персонажа по имени Генрих Шкарцкопф (первая роль Олега Янковского и сразу такая мощная!). Его метания, его внутреннее неприятие режима:

'Мне страшно. А ты не боишься остаться в живых?'

Смотрите, не пожалеете! Фильм очень красив, несмотря на тяжелые моменты. Интересно, что совсем юные ребята тоже знают и любят этот фильм, это о многом говорит.

В нем есть всё - и дружба и честь, героизм и любовь к Родине, честность и порядочность среди подлости, торжествующей до поры до времени. В общем, всё то, чего нам так сейчас не хватает.

16 мая 2020 | 11:41
  • тип рецензии:

Советский четырёхсерийный художественный фильм снят Владимиром Басовым в далёком 1968 году. В фильме четыре серии, но нет разбивки на новеллы, даже в прямом смысле серий нет. С одной стороны идёт непрерывный рассказ о подвиге разведчика от самых первых шагов до возвращения к своим после победы, с другой стороны, есть небольшие ретроспективы и также небольшие боковые ветки сюжета.

Именно в этом фильме дошла до публики в исполнении Бернеса знаменитая песня «С чего начинается Родина».

История: молодой чекист приставлен к перспективному прибалтийскому племяннику очень продвинутого наци. После репатриации старый друг помогает сделать карьеру в спецслужбах — так герой получает доступ к секретам Третьего рейха.

В финале проводит операцию по захвату сверхсекретного военного завода, получает контузию и приходит в себя уже в палате советского военного госпиталя...

Немца-репатрианта Иоганна Вайса, который на самом деле разведчик Белов, блистательно исполнил Любшин. Его друга играл Янковский, сам Басов сыграл эпизодическую роль резидента, погибшего во время попытки сообщить на родину о дате и времени начала большой войны.

Фильм до сих пор ценен деталями: показано продвижение аристократии по нацистским карьерным лестницам, есть отношение к происходящему со стороны трезвомыслящих немцев. Есть намёки на грызню между абвером и гестапо, отношения выскочек и потомственных германских военных. Есть и интернациональное сопротивление, и тема врагов народа и предателей, тема реального отношения верхушки рейха к западным и восточным врагам…

Заслуга Басова: он снял первый фильм в истории советского кино, показавший гитлеровцев не карикатурно. Это важно, поскольку показ врага идиотом унижает военный успех победителей. Враг-то был силён. И победить такого — честь и слава.

Кроме того, фильм хорошо консультировали специалисты. Благодаря им персонажи, прекрасно представленные талантливыми актёрами, ещё и являли зрителю очень правдоподобные образы.

Фильм недавно опять был на экранах ТВ ко Дню Победы, можно было посмотреть все серии подряд. Это намного ценнее, чем смотреть посерийно.

Во времена премьеры серии шли в кинотеатрах по одной, а публика ломилась смотреть, все серии, составившие полный фильм, публика приняла, а по просмотрам кино стало в те годы чемпионом проката.

Надо сказать, что из старых советских фильмов «Щит и меч» относится к не очень длинному перечню тех, которые можно рекомендовать всем и сегодня. Он будет приятен и полезен всем, кто его ещё не видел — от младшеклассников до пенсионеров.

И точно наградит эмоциями и душевным откликом тех, кто его уже видел, может, даже много раз.

Про этот миниатюрный сериал можно сказать, что «Щит и меч» — это неустаревающая классика настоящего высококлассного игрового кино.

10 из 10

11 июня 2021 | 19:44
  • тип рецензии:

Как у всякого фильма, у 'Щита и меча' - свои достоинства и недостатки. Однако при всей моей симпатии к советскому кинематографу вообще и той его нише, которая отдана под 'кино про разведчиков' в частности, украшенную такими шедеврами как 'Семнадцать мгновений весны' (которые в одной кампании с 'Щитом и мечом' и упоминать кощунственно), данный фильм вызывает у меня наиболее неоднозначное отношение.

Начнем с достоинств. Подбор актеров в фильме неплох- в этом плане даже не самые лучшие советские фильмы всегда переигрывали лучшие зарубежные- на мой взгляд, конечно, кто-то может и не согласиться. При всей неброскости тогда еще молодого Любшина он хорошо подходит под исполнение именно главной роли Белова-Вайса. Успешный разведчик, очевидно, и должен быть неброским, неярким. умение 'сливаться с ландшафтом' - важнейший фактор успеха в той игре, какую он ведет.

Столь же удачен выбор молодого Янковского на роль Шварцкопфа-младшего. Типичный представитель нацистской 'золотой молодежи', племянник высокопоставленного эсэсовца и сам быстро делающий успешную карьеру в рядах 'черного ордена', выпивоха и повеса-очевидно, в расслабленной атмосфере предвоенного 'золотого века' гитлеровской Германии он может быть именно таким , как воплотил его на экране Янковский. Другое дело, что вряд ли бы он мог оставаться ровно таким же в условиях начавшейся войны- а Генрих мало меняется, разве что его запои под влиянием надвигающегося прозрения делаются все длиннее. Недаром Штейнглиц острит в разговоре с Вайсом, что его друг скоро уничтожит все запасы спиртного в рейхе. Убедительно дана и эволюция антифашистских настроений Генриха. Хотя в среде развращенной золотой молодежи редко обнаруживаются совестливые и по-настоящему готовые на рискованную игру люди, но и такое в конце концов возможно.

Достаточно убедительны в своих ролях и Масюлис (Вилли Шварцкопф), и Дворжецкй (Лансдорф), и Демидова (Ангелика Бюхер). Блистателен Будрайтис. Роль Дитриха- одна из лучших и в его богатой 'нацистской' фильмографии, и среди его киноролей вообще.

С некоторыми сценами в фильме авторы тоже оказались на высоте. В частности, эпизод налета на аэродром в последней серии сделан по-настоящему крепко и его музыкальное сопровождение в виде аранжировки советского хита 60-х 'С чего начинается Родина', являющегося основной музыкальной темой картины, впечатляет.

Но хватит о достоинствах картины. Тем более, что список их, по-моему, ненамного длиннее, чем уже перечисленные выше. Теперь о недостатках. Начнем с музыки, как ни парадоксально звучит после похвалы основной музыкальной теме (о том, с чего же начинается Родина). Кроме этой удачи, в остальном музыкальное сопровождение -сплошной провал. Какие-то визгливые бравурные марши, которые бьют по ушам в самые неожиданные моменты (видимо, призванные подчеркивать прусско-милитаристский дух среды, в которой дело происходит, но могли бы выбрать действительно прусские марши, а не эту какофонию) сильно смазывают впечатление от тех эпизодов, которые они вроде бы призваны оттенять. Более тихие вариации на эту же тему положения также не спасают. Словом, за музыку не выше 4 баллов, и то дело спасает главная песня фильма и вариации на ее тему.

Теперь о некоторых нелепицах (не столь уж и малочисленных ) с отдельными эпизодами. Совещание у Гитлера (в роли которого В. Осенев, актер сам по себе замечательный, смотрится крайне неубедительно ) подано прямо как светский прием, да что там - чуть ли не бал. И это во время войны, когда Гитлер (вообще чуравшийся помпезности и как выходец из мелкобуржуазной среды, чувствовавший себя не в своей тарелке в великосветском обществе- там из нацистской верхушки как рыба в воде чувствовал себя один Геринг), завел в ставке подчеркнуто спартанские традиции (почитайте любого из его биографов и очевидцев, переживших войну)! Возможно, создатели фильма преследовали цель таким манером подчеркнуть 'неразрывную связь фашизма и крупного монополистического капитала', который как известно питает слабость к таким сборищам. Но нельзя же так пренебрегать исторической правдой в фильме, где выведены реальные исторические фигуры в историческом же антураже.

Сцена посещения концлагеря, которая имеет огромную смысловую нагрузку- ведь именно она сыграет главную роль в прозрении Генриха Шварцкопфа- задумана хорошо, но выведена бездарно. Зачем, спрашивается, лагерной администрации втирать очки эсэсовскому начальству о том, что дети-узники довольны? А Ангелине Бюхер чего ради кормить их конфетами при посещении лагеря? Она же не из Красного Креста и не из монашеского ордена, а из организации , прямо причастной к этим злодеяниям. Так что перед кем им ломать комедию-друг перед другом? Зачем? Для последующего взаимного уверения, что они ничего не знали- в том числе и те, кто отправлял детей в газовые камеры, а заодно и приехавшие их инспектировать? Да и для Генриха Шварцкопфа, кадрового эсэсовца, причастного к высшим кругам рейха, да еще и 'любимца фюрера', как его аттестуют (еще одна нелепица- Гитлер предпочитал заводить любимчиков среди людей проверенных в деле, в том числе и кровью, и на фронте, вроде Зеппа Дитриха (не путать с Дитрихом в фильме), но никак не среди желторотых, прожигающих жизнь племянников таких штабных крыс, как Шварцкопф -старший) не может быть откровением происходившее в концлагерях. В данном случае авторы фильма невольно подыгрывают оправдывавшимся в Нюрнберге своим 'незнанием' осужденным и повешенным руководителям рейха.

Наконец, в сцене с попыткой побега на самолете группы высокопоставленных нацистов пилот-напарник Вайса, в последний момент бесцеремонно втиснутый им в состав экипажа, беспрепятственно расстреливает всех своих пассажиров, к которым его в реальности с учетом значимости данных фигур в рейхе и близко не подпустила бы охрана , а в такое рискованное путешествие она бы их сопровождала ого-го какая, даже в апреле 45-го.

Вообще, последняя серия , в которой живописуется погром, устроенный Вайсом и его соратниками в рушащемся рейхе его злобным иерархам и их подручным, заставляет забыть даже перлы бондианы.Вайс здесь вездесущ- рассекает Германию взад и вперед на ревущих легковушках с эскортом подельников, арестовывает Вилли Шварцкопфа, бомбит аэродромы, спасает узников, на память запоминает и тут же продиктовывает радистке сложнейшие схемы, да мало ли всего. Под конец от этого перебора уже физически устаешь, при всем актерском таланте Любшина и сочувствии к нашим в фильмах такого рода. А сцена освобождения узников, когда переодетые эсэсовцами 'наши ребята' обращаются каждый на своем языке стран социалистического Содружества- очень кстати в 1968 г., накануне главного события которого -ввода войск Варшавского договора в Чехословакию вышел на экраны 'Щит и меч'.

Словом, при всем том, что фильм с удовольствием смотрел в детстве и каждый раз при возможности смотрю и сейчас (хотя и с меньшим удовольствием, но без насилия над собой),

5 из 10

14 сентября 2009 | 16:37
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: