К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Скромное советское кино сюжетно перекликающееся с вышедшей в тот же год 'Дискотекой'. Лента захватывает много судеб и задает скромный тон, лишенный особой экспрессии или остроты. Мы видим, как мужчины и женщины выстраивают личную жизнь, подруга отбивает мужа. В итоге все сводится к набору зарисовок о мирной спокойной непринужденной жизни.

Это совсем не выглядело интересным и совершенно не совпадало с кипучим темпераментом режиссера этой картины Александра Панкратова-Черного. Кажется, что как ему, так и всем участникам действа на съемках этой ленты было скучно. Позже в интервью он, режиссер по образованию, признается, что любит работать, но ему не давали снимать. Была жесткая цензура и он по 5 лет оказывался без работы. Видимо в этой ленте он решил все как можно более сгладить, быть понятым и лояльным. А с другой стороны, для мощного режиссера как раз отсутствие хорошего сценария и является поводом для того, чтобы создать собственную интересную вселенную. Даже вокруг заунывной парикмахерской можно было таких 'зигзагов' поднакрутить...

Скучно, как зрителю, было и мне. При всем уважении к таланту Панкратова-Черного нет в этой ленте ничего выдающегося. Замечательный актер Георгий Бурков слишком угрюм, а яркие дамы - Татьяна Васильева и Ирина Алферова, так и вовсе оказываются 'пленницами этюдов', так в полной мере и не раскрыв своих персонажей. Впрочем... Неожиданно появляющийся в момент чувственного разговора пеликан, а потом и лис, задают ненадолго комический тон.

Зато неожиданным образом этот фильм напоминает о советских 'салонах красоты' - невзрачных парикмахерских, которые так отличаются от нынешних. Артефактом отражаются в ленте и былые модные прически, которые представляются как нечто возвышенное.

3 из 10

23 февраля 2024 | 02:21
  • тип рецензии:

Иногда история создания фильма занимательней самой картины. Во всяком случае, такая история позволяет понять, что и в какой момент 'пошло не так' на съёмочной площадке. На момент съёмок ленты 'Салон красоты' Александр Васильевич Панкратов-Чёрный был просто артист и просто режиссёр. (Заслуженного артиста РФ ему дадут только в 1997 году.) Правда, актёрских ролей у него, после окончания актёрского факультета Горьковского театрального училища (1969) было уже 15, а режиссёрских работ, после окончания режиссёрского факультета ВГИКа (1976), - две: 'Взрослый сын' (1979) и 'Похождения графа Невзорова' (1982). Вот эти самые 'похождения' и сыграли с ним злую шутку. Как вспоминает артист в своей книге 'Судьба-злодейка' (2018) 'После того как Павленок (Борис Владимирович Павленок - заместитель председателя Государственного комитета СССР по кинематографии 1970 - 1985) на Пленуме Союза кинематографистов заявил, что в фильме 'Похождения графа Невзорова' я из подворотни посмотрел на Октябрьскую революцию, мне ещё три года не давали снимать свои фильмы'.

Панкратову-Чёрному, чтобы содержать семью, пришлось перебиваться 'сторонними заработками': мыть машина в таксопарках и троллейбусы в трамвайных депо. 'Однажды меня вызвал к себе Николай Сизов, гендиректор 'Мосфильма': - Ну, что, Панкратов, долго будешь без работы ходить? Вот сценарий, почитай. Запущу сразу, если согласишься. Я беру сценарий, читаю - 'Салон красоты', про женскую парикмахерскую. Тема для меня абсолютно незнакомая, чужая: я никогда не заглядывал в женские парикмахерские. Для меня это было исключительно женская история о том, как одна из героинь отбивает мужа у своей подруги. Сам сценарий слабый'. Слабость сценария была видна всем, поэтому Панкратов-Чёрный пошёл на своеобразный 'шантаж': ' - Хорошо, я возьму этот сценарий, но с одним условием: буду снимать тех, кого сам решу. Я собрал своих друзей-актеров и сказал: ребята, помогите мне. Давайте похулиганим, будем играть этюды!'

'Этюды' получились оригинальными. Владимир Кенигсон в роли старейшего мастера салона красоты Петра Максимовича Лагунова - просто бесподобен, хотя режиссёру перед съёмками он полушутя-полусерьезно заявил: 'Мальчик мой, в моем возрасте играть этюды - прескверно'. Этюд' Георгия Буркова (ветеринар, муж Офелии - Иван Андреевич) несёт в себе совсем другую смысловую нагрузку. Когда-то он сказал Панкратову: ' - Сань, так это же интересно!' Исходя из своей реплики он наделил экранного персонажа противоречивым характером, готовым к некоторым компромиссам, но не сгибаемом в своём главном решении. Татьяна Васильева в роли Офелии Сергеевны Журавлёвой, выполняя работу ведущего мастера салона красоты, и по поведению, и по внешнему облику всё-равно остаётся женщиной богемы. Ей бы самой в кресло садиться и рассуждать о высокой моде Рима и Парижа, а не щёлкать ножницами. А вот Татьяна Иванова в образе Марии Андреевны - это точное соответствие прописанному в сценарии персонажу.

Насколько находящиеся в браке Иван и Офелия разные и по характеру и по темпераменту, настолько Мария духовно близка 'кошачьему доктору', 'Айболиту' - ветеринару Ивану Андреевичу. Совершенно к месту оказалась роль юной практикантки Кати, которую сыграла единственная дочь Георгия Ивановича Буркова - Мария. В фильме ей ровно 20 лет. Блестящая роль у Марии Виноградовой. Гениальная актриса эпизодических ролей! Кого бы она не играла - персонаж запоминается сразу и надолго. Режиссёр, ещё до начала съёмок, прекрасно понимал,- шедевра не получится, но всё равно снял картину. Поэтому сегодня, спустя 37 лет после съёмок, у нас имеется уникальная возможность окунуться в последнее советское пятилетие. Насладиться актёрской игрой. Поностальгировать о полупустых дорогах. Полюбоваться причёсками с громкими заграничными названиями. И всё это - под красивую закадровую музыку, написанную Юрием Антоновым, находившимся в те годы на пике своей славы.

'Вернуться в молодость нельзя, но оглянуться и увидеть, как дружно жили мы, друзья, боясь друг друга вдруг обидеть. И осознать, что есть рука, к тебе протянутая в горе... После чего ты на века готов уйти Колумбом в море...' (стихи - А. Панкратов-Чёрный)

27 февраля 2023 | 14:17
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: