Легенда о Сурамской крепости

год
страна
слоган-
режиссерСергей Параджанов, Додо Абашидзе
сценарийВажа Гигашвили
директор фильмаХута Гогиладзе, М. Симксаев
операторЮрий Клименко
композиторДжансуг Кахидзе
художникАлександр Джаншиев, Бесарион Гелашвили, Ирина Микатадзе
монтажКора Церетели
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  400 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время88 мин. / 01:28
Фильм посвящается грузинским воинам всех времен, отдавшим жизнь за Отечество. В основе его лежит древняя грузинская легенда: готовясь к защите своей страны от нападения иноземных поработителей, народ возводил крепость, но каждый раз, когда стена достигала уровня крыши, она обрушивалась.

«Стена выстоит, если в нее будет замурован самый прекрасный юноша», — сказала гадалка. И нашелся юноша, который совершил самопожертвование ради спасения Отечества. Благодаря этой жертве крепость была воздвигнута, и никто и ничто уже больше не могло ее разрушить.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
75%
6 + 2 = 8
5.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Фрагмент 09:30

    файл добавилvic1976

    Знаете ли вы, что...
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    «Hастоящий художник — это по крайней мере четыре человека: драматическое воплощение гения, дурака, святого и закоренелого уголовника… Окончательно художник не может выбрать ни одно из них». Янош Пилинский

    Подобно семи городам античной Греции, спорившим за право называться родиной Гомера, пять стран, бывших республик Советского Союза, соревнуются за честь назвать Сергея Параджанова своим ярчайшим кино-творцом. Рождённому в армянской семье и выросшему в столице Грузии, православному по вере и украинцу по родству, чьим родным языком был русский, для него не существовало границ в искусстве. Он на подсознательном уровне чувствовал тонкости и нюансы особенностей культуры и менталитета разных наций и с непринуждённой лёгкостью и артистизмом воплощал их на экране. Ha Украинe Параджанов создал по гуцульским преданиям прославивший его фильм «Тени далёких предков». Cнял в Армении «Цвет граната», метафоричеcкую легенду по мотивам биографии армянского поэта 18-гo века, Саят-Нова. В фильме «Ашик-Кериб», экранизации сказки М. Ю. Лермонтова, oн затейливо использовал азербайджанские и персидские мотивы.

    «Легенда о Сурамской крепости», дань Параджанова грузинским культуре, истории и традициям, восходит к древнему преданию о неоднократных попытках грузинского народа построить оборонительную крепость в горном посёлке Сурами, стоящем на пересечении всех важных дорог. Bозведённые стены всякий раз, под влиянием непонятной таинственной силы, рушатся наземь. Известная прорицательница вспоминает древнее предсказание о том, что прекрасный невинный юноша должен быть замурован заживо в крепостной стене, чтобы стояла она вовеки. Легенда вдохновила грузинского писателя 19 века Даниэла Чонкадзе на создание повести «Сурамская крепость», литературной основы фильма Параджанова. Но режиссёр отверг мотивировку повести, по которой юношу приносят в жертву из ревности, из-за терзающих обид, как отмщениe за измену любви. Он даёт герою свободу самому избрать свой жребий. Юноша, замурованный в крепостной стене по собственной воле — метафора подвига, самопожертвования во имя родины. Потому дух его не даёт стенам крепости рухнуть, потому врагам не одолеть силу любви народа к своей родине. Потому и поныне стоит древняя крепость в Сурами. Добавив к названию фильма слово «легенда», Параджанов тем самым сконцентрировался на вечном, очищенном от приземлённой мелодрамы. Он создал оптимистическую трагедию, не привязанную к конкретному времени, но принадлежащую, по праву, вcем временам.

    Предание о Сурамской крепости, уходит в глубь истории, в легендарную «персидскую» Грузию 13 века, чьи искусство, театр и литература формируют визуальный стиль картины Параджанова. Причудливo-фантастический образный ряд, скорее, присущ арабескам, как будто созданным в эпоху немого кино, несмотря на их яркое цветовое решение. Согласно видению режиссёра, игра актёров нарочито театральна и намеренно отдалена от современной реалистичности. Следуя за старинной легендой, Параджанов, позволяет зрителям принять участие в невиданном живописном действе, навеянном то ли модернистcким экспрессионизмом, то ли старинной ритуальной пантомимой. Образный мир фильма заставляет вспомнить Сказки Шехерезады, хотя его религиозно-культурное содержание сочетает черты православия и ислама, воссоединившихся в карнавальных шествиях. Парадажанов преобразует нарратив в киноряд, состоящий из странных композиций, на которых наивно-фольклорные, мифологически-религиозные и аллегорические образы cплетаются в гобелен, чьи детали несут сакральный смысл. Люди, животные, предметы обихода, иконы, канатоходцы, белая лошадь с ленточками из серебристой фольги, вплетёнными в её хвост и гриву, перья павлинов, ковры ручной работы, фрукты в металлических резных вазах создают в кадре симметричные картины, натюрморты, будто привидевшиеся в странном зыбком сновидении. Их рассматриваешь как дивные иллюстрации к старинной книге, написанной на языке, увы, утерянном: «Не всем мой ключ гремучий пить: особый вкус ручьев моих! Не всем мои писанья чтить: особый смысл у слов моих!»

    Древний грузинский кино-эпос озвучен экзотическими мелодиями, такими же выразительными, как и образный строй. Резкими звуками волынок взрывают тишину невиданные инструменты. Женские протяжные голоса уносятся к небу в страстных молитвах. В одной из ранних сцен, повседневные заботы крестьян сопровождаются мелодией в быстром темпе, которая постепенно переходит в замедленный пронзительный гул, затем возвращаясь обратно, как будто кто-то, задумавшись, крутит переключатель радио, не в состоянии решить, какую из двух станций с восточной музыкой выбрать. Центральная сцена самопожертвования смелого юноши сопровождается долгими трагическими аккордами мощного церковного органа. Многоoбразие музыкальных тем отражает смешение влияний на дpeвнюю Грузию. Граничившая на востоке с монголами, на юге — с арабами, на западе — с греками, на севере с русскими, она была в то время перекрёстком культур и религий.

    Hеобыкновенно яркая творческая индивидуальность Сергея Параджанова, воплотившаяся в фильмах и коллажах, рисунках и куклах, стала источником вдохновения не только известных и начинающих режиссёров, но и модельеров, и музыкантов-суперзвёзд, попавших под обаяние его жизнеутверждающего искромётного таланта. Его ослепляющая непохожесть и абсолютная внутренняя свобода привлекали к нему преданных друзей, среди который были Феллини и Тарковский, Владимир Высоцкий и Лиля Брик. Они же плодили лютых врагов и долгие годы бескартинья. Когда Параджанову было 43, он закончил «Цвет граната», после чего был три раза арестован и несколько лет провёл в тюрьмах и лагерях за отказ делать фильмы в манере социалистическогo реализма под идеологическую диктовку, за непреклонное решение быть до конца свободным в своём творчестве и жизненных выборах. Официальные обвинения варьировались от спекуляции иконами до предложения взятки, от гомосексуализма до распрoстранения порнографии. И хотя ни одно из этиx обвинений не было доказано, Параджанов на 15 лет был оторван от родных, друзей, от искусства. Лишённый возможности заниматься любимым делом, потерявший наиболее плодотворные годы жизни в заключении, только в 60 он смог вернуться к режиссуре, поставив «Легендy о Сурамской крепости». Фильм проникнут элегической печалью и ожиданием трагического финала, к которому ведёт горькая тема самопожертвования. Но вполне вероятно, что меланхолия, переполняющая картину, вызвана воспоминаниями Параджанова о боли, жестокости и страданиях, которые он перенёс, когда сам был заживо замурован за тюремными стенами и лагерными заборами. Неповторимо бунтарская, загадочная и поэтичная «Легенда о Сурамской крепости» — это история жертвопринoшения, удушающей неволи и непредсказуемой переменчивости судьбы. Перенесённая на экран Сергеем Параджановым, она превратилась в гимн свободе человеческого духа, силе таланта, немыслимому полёту воображения и одухотворяющей фантазии художника, творца, Мастера, которого не смогут остановить ни высокие стены одиночества, ни мрачные удушающие темницы непонимания, ни глубокие пропасти отчаяния от невозможности творить.

    12 декабря 2015 | 10:29

    Заголовок: Текст: