В наши дни «Алые паруса» едва ли не самый известный фильм Александра Птушко, но на заре 1960-х гг казалось очень странно, что режиссёр-сказочник, создавший такие грандиозные ленты как «Садко» и «Илья Муромец», внезапно взялся за мелодраму. Правда, мелодрама эта не совсем обычная и свои элементы сказок имеются и здесь.
Никаких сражений (разве что совсем невинных, детских) и никаких чудовищ тут нет. Если, конечно, не брать в расчёт человеческих чудовищ, наглых и не знающих чести. И тем не менее, в фильме есть чудо. Одно большое чудо, которое можно охарактеризовать двумя словами: сбывающаяся мечта. Далеко не каждая актриса может похвастаться таким великолепным дебютом как Анастасия Вертинская. Унаследовав красоту своей матери, она сразу же сыграла образную принцессу, кроткую, неизбалованную и потому очень добрую. Так же как Ассоль, Вертинская шла к мечте. Мечте быть в большом кино. И она там оказалась. Да, алые паруса как символ солнца и больших надежд, не могут не нравиться. Тем более что… море.
Василий Лановой потрясающе дополняет по-детски мечтательную Ассоль. Грей в его исполнении – самый достойный принц, который и мечтает, и создаёт мечты. А ещё умеет удивлять, особенно своих родных. Тематика классового неравенства является единственным признаком, который позволяет определить страну-производителя. Хоть и началась Оттепель, но идеология коммунизма в СССР ещё не умерла. Удивительно, что у Сергея Мартинсона, который уже не первый раз снимается у Птушко, здесь положительная роль. А вот Евгений Моргунов в своём репертуаре: простоватый и даже грубый, но зато эффектный образ.
Как бы Птушко ни сдерживался, он всё-таки оставил в фильме некоторые намёки на его любовь к зрелищным сценам, а также на то, что он помнит про своего конкурента – тёзку Роу. В небольшой роли здесь засветился Александр Хвыля, которого в том же году Роу окончательно переманил в свои фильмы. Интересно, что в фильмах Птушко, так же как и у Роу, особое место отводится водной стихии. Тонущий корабль в «Новом Гулливере», ныряния в пруд в «Золотом ключике», целебная вода в «Илье Муромце», дальнее плавание в «Садко» и «Сампо», романтика моря в «Алых парусах», а позднее режиссёр снимет ещё и «Сказку о царе Салтане», где мы тоже не раз услышим плеск волн. Вода у Птушко – это нечто великое, целый космос, который способен не только разрушать, но и радовать. И почти в каждой ленте режиссёра есть сцены, которые позволяют расслабиться так же, как покачивание на большой воде.
Конечно, любители активных действий вряд ли будут пересматривать «Алые паруса» слишком часто, но всё-таки хочется пожелать, чтобы в жизни каждого человека обязательно появились свои алые паруса. Тем более что о невозможном мечтают, как ни странно, настоящие реалисты.
Сказка-феерия и гриновская драматургия приходят к нам из книги, но фильм, как метко заметили критики, гриновский «скрипичный» язык переводит в птушковский звон фанфар. Это к лучшему или промах?
Идеи, ставшие основой повести, пришли к Грину ещё до революции, все основные строки были написаны к 1922 году, последний шлиф текст пережил к появлению книги — в 1923 году.
В книге было возмужание Грея, появление у мальчика жизненного опыта, укрепившего идеалы. В фильме этот аспект потерялся. А уникальность Ассоль, вероятно, вообще невозможно перенести на экран. Но попытаться стоило.
Птушко, уже прославивший своё имя гик-киносказками, наверняка понимал, что попал в творческий тупик. Для него экранизировать гриновский волшебный символизм было выходом на другой творческий уровень.
Обуздывать темперамент Птушко приходилось ещё на стадии подбора актёров, этим же самые авторитетные члены съёмочной группы занимались до самого финального монтажа.
Сработало! Если бы не справились, из лёгкой воздушной нежной прозы Грина Птушко мог бы отгрохать чугунную бригантину с ярко раскрашенными парусами…
Такой вариант феерии в прокате феерично утоп бы с позорным бульканьем. Но судьба к произведению оказалась благосклонна.
Сюжет в кино тот же, что и в повести: судьба отобрала у дочки моряка половину семьи, отец отплатил за уродское поведение человеку, из-за подлости и мелочного корыстолюбия которого Ассоль потеряла маму, а Лингрен жену.
В фильме почти карикатурно показана обывательская чёрствость. И есть тот же намёк, что и в повести: соседи вдруг ощутили, что воздаяние за тупость и бездушие может явиться ещё при жизни, а не в посмертии. И грехи, отпущенные священником, не простит мститель. И испугались. И мстили за свой страх малышке Ассоль, поскольку она сдачи не даст.
Эта тема воздаяния руками людей ещё много раз привлечёт читателя и зрителя, но учтём, что повесть была написана сразу после революции, а фильм снят в 1961 году — публика ощутила послесталинскую «оттепель», но ещё не вляпалась в брежневский застой.
Сказался эффект сочетания надежд на социализм и процветание, влияло оптимистичное ощущение ещё не скомпрометированного коллективизма и были причины для насмешек над странностями «гуманизма» конкурирующей капиталистической системы.
И не смущало, что дарением добра и употреблением сказки на свои нужды в повести и фильме занимался аристократ Артур Грей. У него были не только обретённые личные таланты и собственные заслуги. Он, если понадобилось бы, имел возможность опереться на родовые привилегии и предстать натуральным принцем, явившимся к бедной девушке, как и было предсказано.
В итоге зрителю, если захочется оценить фильм, лучше бы отвлечься от прозы Грина. При всём уважении к актёрам и всей киногруппе, на высшие баллы экранизация не тянет.
Пусть не чугун сотворил Птушко, а медь фанфар, но в фильме почти не слышно пения тонких нежных струн, как в прозе Грина. Позы и речи есть, а струн нет. Увы…
Помню как я зачитывалась этим потрясающим произведением в 12 лет. Для меня это была самая романтичная, самая красивая, самая трогательная, самая волшебная и самая искренняя история любви. Это было Божественно, необыкновенно, непередаваемо. Мне казалось в тот момент, что не может быть ничего чище, искренней и возвышеннее этой любви.
Считаю, что такие произведения как 'Алые паруса' - это первый шаг в большую литературу. Абсолютно чистое и светлое произведение о мечте, о романтике, о любви. Фильм замечательный, такой настоящий, светлый и кристально чистый. Вот такие фильмы должны смотреть дети. Да и взрослым не помешает. Как говрится через тернии к звёздам... Нужно хранить внутреннюю чистоту ибо придёт момент когда она даст всходы и сбудется самая заветная мечта. После современных фильмов с убогим падением нравов и внутренней чистоты подобные фильмы как бальзам на сердце. Так уже не снимают. Это не просто фильм, это как глоток родниковой воды, как глоток горного воздуха стискивающего грудь, как маленький лучик солнца во мраке.
А какие прекрасные актёры воплотили на экране образы главных персонажей.
Василий Лановой ослепительный красавец, настоящий аристократ, только он мог так проникновенно и точно исполнить роль Артура Грея. В него влюблялись все, о нём грезили, мечтали, его боготворили.
И только Анастасия Вертинская могла настолько романтично и с любовью исполнить роль юной Ассоль. Боже, имя то какое мелодичное, прекрасное, одухотворённое, Ассоль. Так и льются мелодии тепла и нежности. Браво!
Одна из самых прелестных и очаровательных картин современности. Фильм воплощение самых тонких и воздушных мечтаний миллионов девочек всех времён. Ставший классическим примером любовных отношений, этот фильм, всегда будет олицетворять надежду и верность своим идеалам и своим словам. Лучшее лекарство от плохого настроения 'Алые паруса'. Фильм завораживает своей чистотой, дуэт Вертинской и Ланового до сих пор считаю идеальным.
Окружающая природа как огранка кинокартины, настолько вдохновляет зрителя, что появляется желание что-то творить, петь, говорить нежные добрые слова, дарить позитив совсем незнакомым людям! Будто сам Господь вложил дыхание автору фильма, водил его руками, управлял голосом, чтобы создать это шедевр! Я до сих пор с упоением смотрю эту совместную работу киногруппы режиссёра, операторов, сценаристов, художников и актёров, получая истинное наслаждение Искусством с большой буквы! Ведь фильм 'Алые паруса' - уникальное произведение искусства! Фильм-романтика, фильм-очарование, фильм-чистота, фильм-любовь, рассказывающий о том, как девочка по имени Ассоль с детства верила, что за ней когда-нибудь приедет принц на корабле с алыми парусами... Интересный, почти сказочный сюжет, прекрасные актёры, красивая история любви, романтика, музыка! Фильм действительно очень красивый, романтичный, просто чудесный! Он настраивает на позитив, на веру в светлое будущее, учит тому, что если ты действительно веришь в свою мечту, то она обязательно сбудется! После этого фильма верится в существование настоящей любви, в то, что чудеса случаются.
Подойдёт для просмотра любой аудитории, в том числе детской.
Советую обязательно посмотреть абсолютно всем без исключения! И бесспорно
Романтизм и реализм в кино сменяют друг, словно лунные фазы: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. И снова новолуние. Перемещающийся терминатор диска каждый раз пугает вопросом «А вдруг тоненькому серпу легкоструйных иллюзий больше не суждено заменить обыденность и рационализм?». На смену Эжену Делакруа не придёт Люсия Сарто, после лорда Байрона не родится Эдуард Асадов. Что, если этот рассвет последний? Отечественное кино первой половины двадцатого века было насквозь патриотически-производственным, некогда вдыхать аромат ландышей, когда с неба не сходят свинцовые тучи. Некая отдушина отыскивалась в сказках и детских фильмах, но и здесь проводились четкие параллели: Кащей Бессмертный олицетворял нацизм, а Иван Крестьянский Сын – славный трудовой народ. И беззаветно любить можно было, в первую очередь, Партию. Оттепель наступила в конце пятидесятых – «Дом, в котором я живу», «Дорогой мой человек», «Сверстницы». И, как гимн романтизму, «Алые паруса».
Картина, заново открывшая самой читающей нации рыцаря мечты Александра Грина, на котором, казалось, уже поставили несмываемое клеймо буржуазного декадента и космополита, разумеется, была отшлифована под требования времени. Капитан Грей вызывающе бьёт урядника (ба, Евгений Моргунов, не узнаю Вас в гриме) и прикрывает беглых бунтовщиков. С родителями – богатыми аристократами – юноша решительно порывает. Да и время действия сдвинуто подальше от греха в прошлое. Но тем не менее, феерия смогла остаться феерией. Ключевые слова – Зурбаган, паруса из алого шёлка, чудо, мечта, любовь. Там, где писатель Александр Грин смешивает краски художественных образов, режиссер Александр Птушко насыщает колером каждый дюйм пленки (кстати, съёмка велась двумя параллельными камерами – для разных форматов). И в невиданный доселе советским зрителем мир он смело вводит двух персонажей диковинной в наших широтах внешности – с интеллектуальной красотой Анастасии Вертинской (по Константину Райкину) и мягкой аристократичностью Василия Ланового. Такой же двойной удар ждал впоследствии поклонников кино в следующей картине Вертинской «Человек-амфибия».
И у него получается. Всё на своих местах – вычурность загримированных и костюмированных жителей рыбацкой деревушки, айвазовская лазурь моря, людское неприятие мечтаний и задор физического труда. Подчеркнуто театрализованные мизансцены – прорицание странствующего сказочника, сон в летнем лесу и кульминация – явление на глазах посрамлённых односельчан Грея, увозящего на баркентине с режущими глаз алыми парусами верящую в чудо девушку – гармонично занимают место в уставшем от будничности сознании. Конечно, непривычный к яркому разум потом задаст неизбежные вопросы – сойдутся ли столь непохожие характеры людей, принявших решение соединить души вслепую (капитан знает о девушке лишь то, что она со странностями, правда, местный пьяница уверял, что это не так, а девушка вообще бросилась навстречу незнакомцу). И, главное, чему верить в жизни – журавлю в небе или синице в руках. Ведь, очевидно, не одна женская судьба поломалась после просмотра картины в ожидании принца, которых в жизни мало и на всех их не хватает. Но это будет, и будет ли, потом, а пока стар и млад завороженно смотрит на незабываемую картину – алую стройность парусника в обрамлении волн ласкового моря. Недаром этот образ рассыпался во времени и пространстве спектаклями и балетом, песнями и скульптурами, и даже перформансом для выпускников.
Два полюса бытия человеческого: холодный рационализм действительности и яркие, часто несбыточные мечтания, всегда будут рядом, сменяя и иногда переплетаясь друг с другом. Такая уж наша дуалистическая натура – отрываться от поверхности земли и подспудно нащупывать её для подстраховки. Фильм Птушко стал ярким мазком по монохрому соцреализма. И не одна тысяча людей, марширующая в ногу на митингах, начала с этой ноги сбиваться. Так в чем же сила, брат? В монолите правильных идей или наивной жажде чуда? Кто-то поверит Манифесту, а кто-то багряному отражению в воде. Инициация может и не состояться, но в сны иногда будет заглядывать теплый луч неосознанной грёзы. И уже только это ставит картину на особую полку.
Не зря кто-то из зрителей отметил в своей рецензии, что алый цвет парусов характеризует не только веру в надежду и любовь, которую вложили друг в друга герои этой картины - Ассоль и Грей, но и всю яркость, красоту и антураж данного фильма. Именно это и преобладает над известным всем сюжетом знаменитой во всем мире повести Александра Грина, экранизацию которой осуществил не менее талантливый режиссер, мэтр советской киносказки, к тому же тезка писателя - Александр Птушко.
Картина изначально повествует о сущности бытия которое переживает отец Ассоли. После своего возвращения он начинает жалеть о многом, в том числе о том что не присутствовал в момент рождения своей дочери и не знал о смерти ее матери. В последствии этот персонаж сыграет важную роль в развитии повествования, и во многом его навыки и забота скажутся на становлении самой дочери, и ее веры в чудо.
Но весь замысел и эпицентр обеспечили два главных персонажа картины - Ассоль и Грей. Эти персонажи Вертинской и Ланового являются крайне лаконичными и уже изначально подходящими друг для друга. Их гармония и настроение напрямую отражаются в самом фильме и с легкостью передаются зрителю.
Картина является достижением и для самого Александра Птушко. Умело используя свои режиссерские возможности, он снял максимально гармоничную картину за счет нужных кинематографических свойств, в том числе и через окружающие пейзажи. Он прекрасно понимал что если персонаж Артур Грей был моряком, и для него море было свободой, то он с точностью использовал это свойство в картине. Бескрайнее и прекрасное море символизирует и главную героиню Ассоль, которая так же верила в бескрайнее чудо и вечную любовь.
Что написано пером, того не вырубишь вновь кином…)
У многих людей Алые паруса неизменно ассоциируются с замечательным детским фильмом, где юная Анастасия Вертинская (отметившая на съёмках своё 16-летие) и благородный красавец Василий Лановой запечатлели для нас вечные образы Ассоли и Грэя. Этот хороший, добрый, красивый фильм, на самом деле позволяет лишь поверхностно прикоснуться к сути произведения Грина, которое несравненно богаче, глубже и многомернее своей экранизации. Да, бывает, что фильм даже имеет преимущества перед своим текстовым оригиналом, но это не тот случай. И дело вовсе не в том, что режиссёру что-то не удалось сделать. Напротив, Птушко - гений детского фильма, и всё, что можно было сделать в данном случае, он сделал превосходно, мастерски и прекрасно. Но только в рамках того, что можно было сделать. Ибо в данном случае было бы просто невозможно переложить на плёнку удивительно глубокий и совершенно особенный язык Грина, а вместе с ним и множество тех невероятно важных деталей, которые и создают утончённо-прекрасное полотно этого повествования. Это также, как пытаться экранизировать сон: можно попытаться пересказать и даже зарисовать его содержание, но это будет лишь своего рода 'плоская картинка'; попробуй-ка, донеси вовне его содержание, не расплескав чего-то невероятно важного, не оборвав тончайшие нити его особенных, потусторонних флюидов...
Алые паруса нужно непременно читать, а ещё лучше - слушать, но только не в суете и не между делом, а так же, как мы 'слушаем' сон - в атмосфере тишины и покоя. Мне представляется, что наилучшее время для этого - вечером, перед сном, точно так, как ребёнок слушает сказку. Однако, всё очень индивидуально, и для кого-то таким благоприятным временем может оказаться, например, полдень (некая такая сиеста). Главное, чтобы сердце было открыто и ограждено от волн повседневной суеты.
Тем, кто захочет заново открыть для себя 'Алые паруса' предложенным выше путём, советую найти и послушать аудиокнигу в исполнении Вячеслава Герасимова.
Премьера фильма «Алые паруса» состоялась в 1968 году. Анастасия Вертинская и Василий Лановой, сыгравшие главных героев, Ассоль и Грей, очень гармонично смотрятся вместе. Кажется, вот они, идеальные герои сказки. Сюжет может показаться вам исключительно «сопливым», излишне романтичным и т.д. Но нужно понять, что романтика, сказочные элементы – средства, играющие на идею фильма. Идея эта сразу же застревает в памяти, её произносит Грей: «Чудеса надо делать своими руками!». Подобные призывы вдохновляют на поступки, но, к сожалению, хочется ждать и подобных поступков от других, даже тех, кто не так романтично настроен.
Этот фильм – своеобразное прощание с детством. Когда его смотришь, вспоминаешь чистую веру в чудеса, это очень тонко и прекрасно. Ассоль, которая ждала чуда, дождалась-таки его! Она повзрослела, но душа её осталась такой же романтичной, открытой, доброй. Её не сумела сломать и изменить жизнь. Мы видим противного завистливого трактирщика, считающего её недостойной выйти за богатого молодого человека. Но всё приходит к тому, кто умеет ждать, и верит, не желая другим зла!
Фильм «Алые паруса» посмотреть стоит. Особенно тем, кто хочет полечить душу.
В маленькой приморской деревне живет отставной моряк Лонгрен, который мастерит игрушечные кораблики и еле сводит концы с концами. После того, как он овдовел, на руках у него осталась маленькая дочка Ассоль.
Как-то раз некий старик предсказывает Ассоль, что наступит день, когда её увезёт прекрасный принц на корабле с алыми парусами. Над Ассоль смеётся вся деревня, но наступает тот день, когда сказка становится былью…
От Грина эта экранизация камня на камне не оставила, хотя основные линии ни на йоту не отступают от его текста, понизив возраст просмотра с юношеского до детского. Потому что Птушко всегда снимал для детей. Так что простим ему это небольшое прегрешение. А в целом романтика осталась на месте. А главное фильм подарил двух абсолютно романтичных героев – Василия Ланового и Анастасию Вертинскую. Красота, романтичность, наивность даже, создали ореол, не выцветший с годами. Не выцветший в буквальном смысле. Художник поработал на славу. А с алыми парусами это крайне важно. Наконец, мальчишкам хотелось после фильма идти в море, а девушки мечтали о большой и чистой любви. А это ли не главный комплимент кино.
«Не знаю, сколько пройдет лет, но однажды настанет день когда расцветет одна сказка, памятная надолго…»
Книга Александра Грина пылилась на полке у моего деда очень долго и вот, когда я научилась читать, она стала первым произведением, которое я прочитала от корки до корки. Эта добрая сказка привила мне любовь к чтению, научила фантазировать и верить в чудеса.
Фильм я посмотрела еще в детстве и он произвел на меня такое впечатления, что спустя много лет остается одним из любимейших кинолент. Сейчас такого уже не снимают, по этому фильм этот будет жить еще много-много лет.
Я думаю, что неопытность Анастасии Вертинской сделала Ассоль такой естественной и настоящей, наверное именно такой ее и представлял Грин, когда писал эту книгу. Она так чувственно сыграла эту роль, что я до сих пор слышу как она общается с многовековыми деревьями о том, как прошел день.
Фильм я советую посмотреть как детям так и взрослым. Он учит нас верить в свою мечту даже тогда, когда все остальные над ней смеются, видеть чудо в том в чем другие не видят и наслаждаться каждым днем который дарует нам судьба.
Мысль материальна и если ты веришь во что-то на столько сильно, то все обязательно сбудется нужно лишь верить
Какая девушка не мечтает о Принце? Только у каждой он свой. Ассоль мечтала о Принце, который приедет за ней на корабле с алыми парусами и заберет ее в волшебную страну под названием Любовь. Над ней смеялись, говорили, что она не в себе, но Ассоль все равно в это верила. В один прекрасный день ее мечта сбылась.
Эту романтическую сказку, которую подарил нам Александр Грин воплотил на экран другой Александр, не менее романтический, Птушко. Те детали, которые он добавил от себя в историю, рассказав своим языком, ничего не испортили. На экране городок Каперна, бушующее море, как будто вышедшее из под кисти Айвазовского, лес, юная Ассоль (ах сотворила же природа такое чудо как Анастасия Вертинская!) – это те «Алые паруса» Грина, читая которых мы тоже начинаем верить, что мечты сбываются.