всё о любом фильме:

Петр Первый

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Петров
сценарийНиколай Лещенко, Владимир Петров, Алексей Толстой
директор фильмаБорис Сократилин, А. Горский
операторВячеслав Горданов, Владимир Яковлев
композиторВладимир Щербачев
художникВладимир Калягин, Николай Суворов
монтажН. Керстенс
жанр драма, военный, биография, история, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время96 мин. / 01:36
Конец XVII — начало XVIII столетия. Период становления Великой Российской Империи, время крупных реформ и тайных заговоров, великих воинских побед и дворцовых переворотов, безудержного веселья ассамблей и жестокого кровопролития казней.

О жизни, государственной и военной деятельности Петра Первого — первого российского императора — рассказывает этот фильм.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноименной пьесе Алексея Толстого.
    • «Войско» для фильма набирали из людей, пришедших по объявлению в газете. К воротам «Ленфильма» явилось около десяти тысяч человек, из которых отобрали полторы тысячи наиболее характерных, «типичных» для Петровской эпохи.
    • Много сил отняли поиски грима, внешности. Симонову немного подбрили волосы, увеличив лоб. Сделали парик, воспроизводивший характерную петровскую причёску. Наклеили усы, тоже стремясь сделать их похожими, густые щетинистые брови. Для того чтобы на экране получить одутловатость щёк, очень характерную для Петра, Симонов снимался немного небритым. Чтобы сделать Симонова выше окружавших его людей, актёра обували в сапоги на высоких каблуках, а внутрь сапог подкладывали пробки.
    • Для фильма на разных предприятиях было заказано 1400 треуголок, 200 гренадерских шапок, 1300 туфель, 1000 штыков, 60 тысяч пуговиц.
    • еще 1 факт
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Наверное величие и значение этого фильма- трудно переоценить. Отечественный кинематограф очень лаконично показал ментальность и происхождение русского психологического портрета.

    Роль личности в русской истории — всегда имела какое-то особенное значение. Значительное, или незначительное. Негативное или позитивное. Но культ личности был неотъемлемой её частью. Особенная роль в ней отводиться для Петра Великого, который построил флот и нарушил устои а русском обществе. Провозгласил империю, выиграл северную войну, построил Петербург, и прорубил окно в Европу. Собственно обо всём этом и говориться в фильме.

    Но было бы не правдой, если бы я не сказал, что это наверное один из лучших фильмов 30-х годов, как по своей масштабности, так и по драматизму который в него вложен. Есть просто гениальные сцены; например когда крестьян запирают в подвал и они тонут, потому что барин боится проверки и скрывает их там; или когда Пётр врывается к Меньшикову, уличив его в воровстве, и в сердцах бьёт ему морду. А массовые баталии- это просто неописуемо. Но всё же главное — это сам Пётр. Думаю он никого не оставит равнодушным. В общем, для тех, кто любит отчество своё, этот фильм, просто рекомендован к просмотру. К тому же это мировая классика, произведённая у нас в С. С. С. Р., перед самой войной, призванная воодушевить людей.

    9,98 из 10

    16 декабря 2011 | 02:12

    Смотрел много раз, в большинстве ещё в советское время. Знаю почти наизусть, поэтому давать оценку сейчас как то казалось странным — с чего бы это вдруг. Но на днях случайно во время обеда наткнулся на сцену, где Пётр уличает Меньшикова в воровстве, но потом, когда заходит тайный разговор о кознях Запада, оставляет именно его; ну и сцена с посланником Римского кесаря, спаиванием и пальбой.

    Боже ж ты мой, ничего ведь не изменилось! Ничегошеньки!

    Всё так же очередной реформатор, даже если ему, почему — то это и захотелось — реформировать Россию, сталкивается перед проблемой, что преданный жулик ему ближе чужого либерала, а тем более западника; Запад всё так же боится России и не хочет с ней слишком сближаться, и эта боязнь и холодность в свою очередь являются подпиткой для самых реакционных сил у нас внутри, что приводит к ещё большему отторжению и страху, но на более высоком витке. Выходя за пределы указанных сцен, тоже всё без перемен: вместо того, чтобы создать условия, при которых русский человек естественным образом сам начал обустраивать свою жизнь и заодно Россию, стригутся бороды, навязываются нелепые законы, а потом выносится вердикт про инертность и нереформируемость, хотя каждый раз наиболее работящими и пассионарными оказывались именно те, кто бежал от потных рук государства и церкви (что почти одно и то же) на Кавказ, Сибирь, становился казаком, старовером, т. е. источником инертности были именно государство и церковь, а не народ с как бы ущербными генами. Не случайны любовь нынешнего режима к Сталину, а Сталина — к Петру и Ивану Грозному.

    Фильм конечно хороший, но по сути — это Лени Рифеншталь.

    9 ноября 2011 | 15:51

    Да, политический заказ в этом фильме просматривается, история подана с официозных позиций, Петр изображен кристально чистым праведником и явно уподоблен Сталину (мораль: любую жестокость можно оправдать радением за судьбу Отечества, а кто не с нами — тот враг своей стране). Это все понятно. Но безоглядно хулить фильм за официоз, игнорируя все его достоинства, — не иначе как фрондерство ради фрондерства в духе заевшейся интеллигенции с Болотной площади и канала «Дождь» (это не значит, что я против нее, просто всему надо знать меру).

    Конечно, серьезным историческим фильмом, рисующим прошлое глубоко, всесторонне-отстраненно, «Петр Первый» считать нельзя, но такие фильмы вообще наперечет. Гораздо чаще в жанре исторического кино либо все подгоняется «за» (как здесь), либо «против», (т. е. совокупность общеизвестных фактов, словно в кривом зеркале, переворачивается так, чтобы получилась экспериментально-альтернативная версия — «ШОК! Раскрыта тайна, которая скрывалась ВЕКАМИ!»). То есть, везде есть своя тенденциозность. По большому счету, художественное произведение о прошлом — это всегда фантазия.

    Вообще в изображении петровского времени важнее всего подчеркнуть (неважно, с каких позиций), насколько глубокий перелом произошел тогда в общественном сознании и, как следствие, в пути страны, и с этим фильм справляется хорошо. По сути, то была полноценная революция, сравнимая с потрясениями XX века, и в этом смысле параллель между Петром и Сталиным вполне уместна.

    Хотя главная причина, почему на факт «заказухи» можно закрыть глаза, в другом. В том, что персонажи фильма не выглядят противоестественно в рамках этой концепции, не кажутся марионетками, дергающимися по велению режиссера. Напротив, перефразируя Вольтера, хочется сказать, что, если такого времени в истории нашей страны не было, то его стоило выдумать! Какую потрясающую работу проделал исполнитель роли Петра Николай Симонов! Первый российский император вышел невероятно ярким и азартным, внушая симпатию своим энтузиазмом, жаждой нового, жизнелюбием. Именно такие образы составляют золотой фонд кино, именно на них равняются потомки. То же самое касается Меншикова (Михаил Жаров), Екатерины I (Алла Тарасова), царевича Алексея (Николай Черкасов), да и всех мало-мальски значимых персонажей.

    Вообще с драматической точки зрения (постановка диалогов, игра актеров) фильм получился отменный — настолько, что не портит впечатления даже плохая картинка (доводилось смотреть ленты той эпохи, сохранившиеся на порядок лучше). Учитывая, что «Петр Первый» вышел в 1937-39 годах, это вообще прорыв — даже фильмы 50-х зачастую психологически выглядят попроще. По сути, ради наслаждения работой старой школы советской драмы и стоит смотреть эту картину. В просветительских целях по вышеописанным причинам она не слишком пригодна (хотя есть ли у нас вообще объективная картина петровских реформ на киноэкране? С ходу не вспомню); любителям красивого исторического экшна тоже лучше посоветовать другие фильмы (посовременнее). Кстати сказать, батальные сцены, по-моему, остались самым слабым звеном «Петра Первого» — зачем-то (видимо, для пущей динамики) видео крутят на повышенной скорости, и экшн выглядит попросту пародийно.

    8 из 10

    19 февраля 2014 | 22:27

    Конец XVII — начало XVIII столетия. Период становления Великой Российской Империи, время крупных реформ и тайных заговоров, великих воинских побед и дворцовых переворотов, безудержного веселья ассамблей и жестокого кровопролития казней. О жизни, государственной и военной деятельности Петра Первого — первого российского императора — рассказывает этот фильм…

    «-Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнёт никто противится оному» (с)

    На берегу пустынных волн
    Стоял Он, дум великих полн,
    И вдаль глядел. Пред ним широко
    Река неслася; бедный челн
    По ней стремился одиноко.
    По мшистым топким берегам
    Чернели избы здесь и там,
    Приют убогого чухонца;
    И лес, неведомый лучам
    В тумане спрятанного солнца,
    Кругом шумел
    И думал Он:
    Отсель грозить мы будем шведу.
    Здесь будет город заложен
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твердой стать при море.
    Сюда по новым им волнам
    Все флаги в гости будут к нам,
    И запируем на просторе!
    А. С. Пушкин

    В Советском Союзе в середине 30-ых происходили крутые перемены. Сталин стал инициатором многих не сильно популярных в народе государственных реформ (индустриализация, коллективизация, колхозы и пр.), и перед деятелями искусств стояла задача показать людям, что это необходимые, благие меры, которые приведут разрушенную Гражданской войной страну к процветанию и величию.

    Помимо откровенных, прославляющих Вождя картин, снимали и исторические. Про выдающихся государственников прошлого. Эйзенштейн, к примеру поставил пафосный и патриотический, исторический боевик про Ледовое Побоище -«Александр Невский». Чуть позже, он же снимет и «Ивана Грозного», в котором параллели со Сталиным будут более очевидны. Вышла в то время и ещё одна картина. Это двухсерийный, дорогущий, пафосный и зрелищный байопик -«Пётр Первый».

    Режиссёр Владимир Петров, совместно со сценаристом Николаем Лещенко и популярным советским писателем-Алексеем Толстым, написали большой сценарий о жизни, государственной деятельности русского императора Петра Первого, и исторических событиях той эпохи. Поскольку постановка такой картины было приоритетной государственной задачей -то на съёмку фильма денег не пожалели. И это видно: тысячи костюмов и солдатских мундиров, интерьер 17-ого века, оружие, кареты и даже корабли, и гигантские декорации. Всё вместе, вкупе с невиданной до этого в отечественном кино массовкой — поражало воображение зрителей и захватывало дух! Такой большой картины наше кино ещё не знало.

    Актёры прошедшие отбор были естественны в своих образах. Такими их и узнал зритель. Николай Симонов (Пётр), Михаил Жаров (Меньшиков), Николай Черкасов (Алексей), Михаил Тарханов (Шереметьев) и Ала Тарасова (Катерина)- будто не играют роли а живут на экране! Особенно двое первых. Симонов после съёмок так и остался актёром одной роли, ибо был словно рождён что бы обессмертить образ великого русского императора на киноплёнке. Даже годы спустя, играя в театре, актёр устраивал вечера встреч с поклонниками на которых декламировал со сцены монологи и фразы своего героя! А Жаров так привык за время работы над фильмом, к своему персонажу, что получая премию в Кремле, так и выпалил всесоюзному старосте Калинину — «Мен Херц»(так в фильме Меньшиков обращался к Петру). А глядя на тощего, хилого и жалкого сына Петра- царевича Алексея, сложно увидеть в нём того самого бравого князя-полководца из «Александра Невского», который появится на экранах всего через год!

    В картине запоминающаяся, величественная музыка. Композитор Владимир Щербачёв написал пафосный и гордый саундтрек, который прекрасно украсил картину. Операторы Вячеслав Горданов и Владимир Яковлев (он снимал вторую серию) -работали в единой стилистике, снимая такие кадры, что многие сцены войдут в школу операторского мастерства! Например сцена боя под Полтавой. Или эпизоды строительства флота. А так же баллы в ассамблеях. Даже более 70-ти лет спустя, «Пётр Первый» поражает своим размахом.

    Работа художников и декораторов просто выше похвал. Они воссоздали минувшую эпоху. Сумели на пару часов перенести туда зрителя. За то-честь и хвала всем кто принимал участие в работе над этой, великой русской кинокартиной…

    Выйдя на экраны, фильм имел успех -став одним из лидеров советского проката 1937-ого года. Был фильм Владимира Петрова принят и за рубежом. Во Франции и США. Так же в других-Европейских странах. Везде как критики, так и зрители отмечали широкий размах исторической, русской картины. Хвалили актёра Симонова и режиссёра Петрова. В иностранных газетах писали, что «Это большая историческая фреска, которая делает честь советскому кинематографу. Фильм полон страсти».

    Вторая серия вышла летом 1939-ого, и так же имела широчайший резонанс в обществе. Фильм «Пётр Первый» выдержал испытание временем. В середине 60-ых он был восстановлен на киностудии «Мосфильм», и с тех пор время от времени демонстрируется по телевидению. А в эпоху видео был выпущен на кассетах и дисках. Вполне возможно, что со временем его могут «раскрасить». Думаю это придаст старому фильму дополнительный шарм, и привлечёт к нему внимание нынешнего поколения зрителей. А я ставлю этому выдающемуся, историческому, русскому фильму наивысшую оценку:

    10 из 10

    P.S

    Вы только вслушайтесь в слова Петра-«Боярам в Думе говорить по ненаписанному, что бы дурь каждого видна была». Вот бы это обращение услышать от президента да к нашим депутатам и чиновникам!

    5 августа 2013 | 12:15

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>