всё о любом фильме:

Проверка на дорогах

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Герман
сценарийЭдуард Володарский, Юрий Герман
директор фильмаВладимир Беспрозванный, Ф. Эскин
операторЯков Склянский
композиторИсаак Шварц
художникВалерий Юркевич
монтажАнна Бабушкина
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  9 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время97 мин. / 01:37
Смотрите на ТВ:
Пятница, 2 сентября в 16:20 на канале «TV XXI»
Зима 1942 года. В одной из северо-западных областей России, оккупированной фашистами, действует партизанский отряд лейтенанта Ивана Локоткова, в прошлом — сельского милиционера. Отряд кормить нечем: в округе — одни сожженные деревни и каратели.

Командир принимает решение захватить фашистский эшелон с продовольствием на узловой станции, где охраняется каждый метр. Провести операцию берется раскаявшийся полицай Лазарев, которого немцы знают в лицо. Но можно ли ему довериться?..
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по повести Юрия Германа «Операция „С Новым годом!“».
    • На роль Локоткова пробовались Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Алексей Глазырин.
    • Председатель Госкино СССР Алексей Романов усмотрел в фильме нападки на лучшие образцы советского искусства, посвящённого ВОВ, и позаботился о том, чтобы лента не увидела свет. В результате фильм положили «на полку» на 15 лет.
    • Первоначально фильм был снят под названием «Операция «С Новым годом»».
    • Выпущен на экран только в 1986 году под названием «Проверка на дорогах».
    • Первоначально в роли Лазарева должен был сниматься Владимир Высоцкий.
    • На роль Петушкова пробовался Михаил Глузский, но потом он отказался от роли, о чём в последствии сожалел.
    • еще 4 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Творческая манера Алексея Германа всегда определялась как документально достоверная, протокольно правдивая, чуть ли не гиперреалистичная. Хотя уже в «Проверке на дорогах», снятой 33-летним режиссёром в качестве первой самостоятельной работы (ведь «Седьмой спутник» был создан совместно с Григорием Ароновым), есть стремление Германа к явно обобщающей и даже символической трактовке событий. Это проявляется, например, в ставшей уже знаменитой сцене с так и не взорванной баржой, где находятся пленные красноармейцы, в эпизоде гибели на железнодорожной станции бывшего полицая Лазарева или в самом финале-эпилоге, где, несмотря на намеренную заземлённость ситуации, всё же есть внутренний пафос в воспевании таких простых солдат и простых людей, как Иван Локотков, которого можно было бы сравнить, допустим, с капитаном Тушиным из «Войны и мира». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 300 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Несвойственная для типичной советской героики кинокартина снятая по прозе Юрия Германа «Проверка на дорогах» Алексея Германа 1971 года, интересное, что выпуска 1986 года (ей пришлось проваляться на полке, кто из верхов усмотрел в ней вред), повествуя о партизанах, и с той темой, которую, кстати, Герман показал здесь. Тема того, как человек, перешедший не по своей воле, на сторону врага, решил искупить свою вину, снова взяться за оружие и направить его на врагов родной земли.

    Отдельно хочется отписаться об актёрской игре и о самом персонаже, таксисте до войны, о Владимире Заманском(а ведь в его роли мог быть и Владимир Высоцский), — простодушен, скупой на словах, младший сержант с чувством вины, с истинным желанием раскаяться за свою службу в рядах полицаев. Истинный солдат своей родины, коему выпали трудности о которых он даже и не думал.

    Что самое лучшее имеется в этом всём, так это то, что Герман сумел всё это задокументировать в его же знакомой манере и вместе с этим отлично сработал со всем актёрским ансамблем (Ролан Быков, Солоницын) и предоставил нам строгое, чистое кино о людях воевавших за наше будущее, покончивших с фашистской мразью.

    10 из 10

    3 августа 2015 | 02:19

    В 1971 году режиссёр Владимир Роговой снял один из лучших фильмов о войне «Офицеры»., который знают практически все. А в этот же самый год режиссёр Алексей Герман, снял своё кино не менее значительное и интересное. Нет правда в нём этой песни, берущей за душу, что в «Офицерах», но я вынес её в заглавие отзыва, как дань памяти погибшим русским воинам.

    Тяжела ты шапка Мономаха. Нелёгкое бремя выбора, особенно когда у тебя нет ни времени на размышления, ни ассортимента вариантов. Либо ты, либо тебя. Кто может заранее знать, какой сделает выбор ? Даже если ты в душе горячо и преданно любишь Родину, неизвестно как поведёшь себя, оказавшись в плену. Вот и Александр Лазарев (Владимир Заманский) не думал, что сломается. Он просто хотел жить, по его же собственным словам. Но одно дело перейти в стан врага и навсегда забыть дорогу домой, и совсем другое умирать в душевных муках о сделанном предательстве. И когда обоз советских солдат под предводительством лейтенанта Локоткова (Ролан Быков) повстречался бывшему советскому сержанту Лазареву, а в нынешнем настоящему предателю и изменнику, герой Владимира Заманского не раздумывал…

    Кино не просто модель какого-то заезженного сюжета. Это глубокая проникновенная драма о людях и судьбах. О великом народе, который и карает и прощает. На одной чаши весов герой Анатолия Солоницына, а на другой герой Быкова. А в центре предатель. Как быть ? Пустить в расход, тем более дело это нехитрое, минутное. Или разобраться ? Дать человеку шанс кровью искупить вину. Вот об этом кино Алексея Германа. Картина многострадальная, как и те события, описанные в ней. И снято по военной прозе Юрия Германа и Эдуарда Володарского. Как же мне понравился в ней лейтенант Локотков, исполненный Роланом Быковым! Он ведь по сути, как Айболит, лечит, наставляет и предоставляет шанс найти себя. Ну, скажите разве это плохо ? Разве это не милосердно ? Вот наверно поэтому и картина пылилась долгие 15 лет в архивах, потому как наказывать и карать все проще и легче. Как не вспомнить фразу из фильма, когда Лазарев встречается с Локотковым:

    -Ну, человек божий, обшит кожей.

    Уже в ней закладывается фундамент того, что мы собственно и увидим. Не карающий меч, хотя давление последнего будет ощущаться кожей. Наш заслуженный актёрский цех здорово потрудился. Тут все эмоции налицо. И помимо эмоций, вполне добротные декорации. Понравилась мне игра молодого Николая Бурляева, который сыграл труса и настоящего предателя. Аж поджилки у бедного тряслись, когда он был заточён под арест. Отмечу и симпатичную прибалтийскую актрису Анду Зайце, исполнившую роль переводчицы и по совместительству возлюбленной Виктора (Олега Борисова). Да, Герман постарался затронуть все аспекты человеческой жизни. И любовь бесхитростную показал, и дружбу, и сплочение людей пред лицом беды. Ну, а финал, когда капитан Локотков, а впрочем не буду… Фильм серьёзный и тяжёлый. Такой с кавалерийского наскока не возьмёшь. Хотите не просто приобщиться к истории нашего народа, но очиститься душой, тогда вперёд, за просмотр картины Алексея Германа «Проверка на дорогах».

    10 из 10

    30 июня 2015 | 16:34

    К своему огромному стыду, это первая картина Алексея Германа в роли режиссера, которую я увидел. Я уже очень давно собирался ознакомиться с творчеством этого знаменитейшего советского режиссера. И вот, так случилось, что мне под руку попалась его вторая картина под названием «Проверка на дорогах».

    Я прекрасно понимаю, что сейчас в моё сторону полетят вихри оскорблений и тезисов о том, что я ничего не понимаю в кинематографе, но скажу прямо — от этой картины я ожидал большего.

    Я не говорю, что фильм мне не понравился. Это очень хороший, тяжелый, правдивый (из-за чего, наверное, лента и пролежала на полке пятнадцать лет) фильм о войне, который несомненно остаётся в памяти. Однако, я не увидел в этой картине ничего, что действительно чем-то сильно отличало эту ленту от других картин про Вторую Мировую Войну.

    Безусловно, нельзя не упомянуть прекрасную игру таких актёров, как Ролан Быков, Анатолий Солоницын, Владимир Заманский. Их замечательные образы, воплощенные на экране, в очередной раз доказывают, насколько сильна была советская актёрская школа.

    Этот фильм безусловно имеет значение. И, в первую очередь, в историческом смысле. В смысле истории советского кино. Однако, я видел и более хорошие фильмы про войну.

    2 октября 2015 | 21:57

    Советских фильмов, о Великой Отечественной войне было снято достаточно много, но снятых на уровне «Проверки на дорогах», можно пересчитать по пальцам. Считаю этот фильм одним из лучших отечественных фильмов о войне. Кинокартина отображена в черно-белом варианте, что придает большую реалистичность. Работа актеров, на мой взгляд, является эталоном для профессии.

    В этом фильме нет потрясающих воображение крупных батальных сражений. Поражает простая сцена начала фильма (монолог старушки в документальном стиле). Сцена с баржей, перевозящей советских военнопленных наиболее яркая и драматичная.

    Обязателен для просмотра всем ценителям кино.

    10 из 10

    21 января 2010 | 03:24

    Этот фильм действительно шедевр. После просмотра я не удивился, почему он был положен на полку до 1986-го года (снят в 1971-м).

    Режиссёр Алексей Герман продемонстрировал не совковую пропаганду, он показал настоящую войну.

    Впервые была так серьезно, без купюр, поднята тема военнопленных в советском кино. Знаете, это определенным образом касается и моей семьи. Моему прадеду просто чудом удалось избежать плена — он сумел убежать, когда немцы вели их колонну раненых. Если бы он попал в нацистский концлагерь, и даже если бы выжил там — не факт, что вы бы сейчас читали мою рецензию. Вы ведь знаете как относились «соколы Сталина» к пленным. Думаю, что на каждой семье война оставила свои черные отпечатки. Раны, которые никогда не перестанут кровоточить.

    С самых первых кадров ленты режиссер берёт прицел на максимальный реализм, который только позволял кинематограф в те времена. Да еще и советский кинематограф.

    Хотелось бы отдельно упомянуть о замечательной игре актеров, особенно В. Заманского, Р. Быкова, О. Борисова и А. Солоницына (хорошо сыграл штабного комиссара, фанатика системы). А также непревзойденную операторскую работу Якова Склянского. Не так часто можно увидеть, чтобы в СССР были просто хорошие операторские планы, не то чтобы какие-то нетривиальные, да еще чтобы камера не дёргалась.

    Это замечательное кино с мощным гуманистическим посылом. Обязательно посмотрите его. Особенно в наше время, когда все эти ужасы уже начинают повторяться…

    16 июля 2014 | 21:56

    Не впервой убеждаюсь в том, что даже фильмы Бориса Барнета (Окраина, Подвиг разведчика), снятые двумя десятками лет ранее германовской «Проверки на дорогах», даже сравнивать нельзя с работами Германа, настолько Барнет лучше. Причем лучше во всем: от идеи до ее воплощения, от сценария до постановки, и так вплоть до качества операторской работы и постановки звука. Смотря произведения отечественных режиссеров и допуская некоторые исключения, создается впечатление, что кинематограф движется по убывающей. Находится в стадии деградации, если выражаться более грубо, но зато и более правдиво. При этом, если «Мой друг Иван Лапшин» — совсем конченая на мой взгляд любительская работа, то «Проверка на дорогах» имеет хоть какие-то задатки более-менее качественного кино. Хотя куда там… На кой вот черт, так необходимо было затягивать действие разговорами, не просто не задающими обстановки и не делающими действие более реалистичным, но и вообще не имеющими смысла в рамках данного кинофильма, как такового. Это скучно!

    Вот многие буквально орут, мол, какие неинтересные и однообразные картины снимал Тарковский Андрей! А в тоже время, в каждом его фильме столько мыслей, столько идей, что не то что фильм сидишь и переживаешь словно бы целые тома гениальных философских произведений, но умные люди его фильмы на всю жизнь запомнят! Ибо мысли в его фильмах — основы жизни, глубины ее необъятного фундамента. А что можно увидеть у Германа? В большинстве картин — совсем ничего. В «Проверке на дорогах», как лучшему плоду его творчества, дело обстоит не совсем пусто. Здесь и новаторское изображение войны с точки зрения одумавшегося солдата-дезертира, и реалистичность нравов военного времени, переплетенного с тонким психологизмом отдельных персонажей, основанном на индивидуальных людских нравах. Плюс ко всему красоту предает картине весомый элемент экзистенциального реализма, а конкретнее — тяжелейшего человеческого выбора. Экзистенциальный реализм как литературное направление начал активно развиваться в СССР как раз с 70-х годов, когда и был снят данный кинофильм. Несомненно, это сыграло огромный плюс в данной работе не самого моего любимого режиссера.

    Подведя итог, хочу заметить, что совершенно неоспоримо этот фильм является лучшей работой Германа. В отличие от остальных картин, создающих впечатление «проходных» для режиссера, к этой проглядывается очень серьезное отношение, что, конечно же, не может не радовать.

    Пожалуй, увидеть сие произведение хотя бы раз в жизни нужно. Оно очень даже содержательно, хотя и нудновато.

    Сносно для исторического кино и превосходно для военного.

    3 мая 2012 | 21:21

    Великий фильм гения Алексея Германа, один из лучших советских военных фильмов. Постановка безупречна, гиперреализм, документальность цепляет, зритель как будто погружается в реальный мир. Такое я помню только у двух еще наших режиссеров — Арановича и Светозарова. Актеры как и водится у Германа играют без какой-либо фальши, никакой халтуры в их игре. Художественный уровень высок, детали тщательно проработаны, ни одного киноляпа за столькие годы просмотра не заметил.

    Кино рекомендую всем поклонникам Германа и всем ценителям серьезных, умных фильмов.

    10 из 10

    19 октября 2014 | 21:36

    «- Погибнуть тебе нельзя. Пропасть без вести тебе тоже нельзя. Тебе нужно эшелон с продовольствием пригнать. И чтоб это другие подтвердить смогли…» (с)

    Пожалуй один из самых тяжёлых и правдивых фильмов о Великой Отечественной войне. Рядом с ним меркнет реалистичный «Иди и Смотри». Даже безупречные «Двадцать Дней Без Войны» того же Германа в сравнении с запрещёнными в своё время «Проверками…» отходят на второй план… Фильм совершенно заслуженно входит в различные списки «лучших», в том числе находится среди рекомендованных ВГИКом. Попавший после премьеры на «полку», ставший знаменитым в кинематографических кругах ещё до своего представления широкому зрителю, а после выхода на экраны моментально ставший классикой отечественного кино, этот чёрно — белый шедевр Алексея Германа показывает настоящую, не киношную войну. Не удивительно, что тогда его запретили — фильм снят без чёткого деления на «хороших» и «плохих», демонстрирует страшные первые годы войны через призму растерянных, испуганных русских людей с покалеченными судьбами. Сценарий насыщен оттенками серого — все герои неоднозначны: вроде неприятные люди совершают самоотверженные поступки, а те кого жалеешь в виду определённых причин — в итоге оказываются настоящими мерзавцами. Показан быт людей живущих на оккупированных врагом территориях, суровая и тяжёлая лесная жизнь партизан, геройство и самоотверженность самых разных людей, которое увы некому оценить, ибо местные бояться вылазок своих, так как сразу после партизанских набегов к ним приходят немецкие каратели. Среди последних есть и предатели — русские которые перешли на сторону врага за то, что бы продлить своё существование. Сытые, откормленные, прекрасно вооружённые и экипированные немцы, и наши голодные, страдающие от холода и перебивающиеся без толкового снаряжения партизаны. Отряд набранный из бывших офицеров и рядовых, чьи части погибли или попали в плен, а так же из тех, кто в определённый момент струсил и перешёл к врагу, но после решил вернутся к своим, что бы сражаться за свою Родину…Сильное, правдивое и непревзойдённое по реалистичности полотно о Великой Отечественной войне. Совершенно лишённое пафоса и затёртых штампов и клише военного кино. Совсем не «патриотическое», в прямом понимании этого определения, но вызывающее боль вперемешку с гордостью за свою отчизну, и всех тех безвестных героях, которые как Локотков сражались, трудились и переносили немыслимые тяготы на своих плечах во имя этой Великой Победы. Ведь для того, что бы победить мало умереть, надо жить и выживать вопреки всему, надо самому убивать врага и идти вперёд. А это гораздо труднее мгновенной смерти: не погибать ради победы, а ради победы жить…

    Сценарий картины написан одним из лучших отечественных сценаристов — Эдуардом Володарским, по военной прозе отца режиссёра — советского писателя — фронтовика Юрия Германа. На основе творчества своего отца Алексей Юрьевич в последствии снимет прославившего его «Лапшина…» (кстати, так же запрещённого и вышедшего на экраны в первый год Перестройки). Поскольку «Лапшин…» был первым выпущен в свет, он стал первым фильмом, который явил зрителям творчество Германа и его неповторимый стиль и манеру съёмки, максимально приближённую к реальности. Хотя стиль и манера были найдены автором ещё в «Двадцати Днях…», впрочем там они были не столь ярко выражены. А вот в его первом самостоятельном фильме (до этого он совместно с Григорием Ароновым экранизировал «Седьмого Спутника») подобных режиссёрских находок и экспериментов было больше. В частности операторская работа потрясает своей органичностью, трудно представить где именно находится сам оператор со своей громоздской аппаратурой! Если учесть тот факт, что картина вообще снималась на паршивую советскую киноплёнку «Свема», то оператору — просто цены нет! Странно, что в послужном списке у Якова Склянского всего одна достойная работа и сплошные короткометражки, под конец карьеры вообще оказавшийся американский треш. Осветители, художники, мастера по гриму и постановщики декораций, совместными усилиями создали атмосферу первых месяцев Великой Отечественной войны настолько скрупулёзно, что даже сегодня, располагая значительно более богатыми средствами, современные режиссёры практически не могут этого повторить. Некоторые маститые творцы ищут свой стиль, кто то может снять хорошее кино о войне, кто то нет — но снять как Герман не под силу некому из них. Осознавая это, тем более сложно поверить в то, что снимал «Проверки на Дорогах» совсем не мэтр, а вчерашний дебютант — молодой, только начинающий свой непростой путь в кино режиссёр…

    Сюжет повествует о том, как в начале зимы 41 — ого, из окружения выходил отряд партизан. К ним примкнул сдавшийся сержант Лазарев — одетый в немецкую форму, запутавшийся и давший в важный момент слабину человек, до войны работавший простым таксистом. Майор Петушков сперва хотел его расстрелять, но на счастье командовал отрядом не он, а бывший участковый — капитан Локотков. Который смог отстоять Лазарева, и после проверки оного — принял в свой отряд, взяв на опасную и чрезвычайно важную операцию — угон продовольственного эшелона с территории противника. Благо Лазарев как раз служил немцам в тех местах, он может помочь группе диверсантов проникнуть на хорошо охраняемый вокзал… В сюжете нашлось место и для конфликта, и для нравственных терзаний сломленной личности, и много для чего ещё. Чувствуется, что Герман адаптировал текст Володарского под себя. Диалоги героев произносятся словно в жизни (люди перебивают друг — друга, пока говорят одни на заднем плане разговаривают о чём то своём другие), много в скользь брошенных фраз и нечего не значащих речей эпизодических персонажей, обрывки песен, насвистывания и какие то бормотания проходящих перед камерой второстепенных героев. Всё это будет утрированно и возведено в абсолют в другом шедевре мастера — фантасмагорическом ужастике о финале Сталинской эпохи «Хрусталёв, Машину!». Правда там перегибы с фоновым «наполнением» пошли в ущерб для сюжетного восприятия рассказываемой истории. В «Проверках…» имеется баланс между стилем и содержанием, поэтому сюжет прост и даже линеен…

    Запоминается спор Петушкова (Анатолий Солоницын) и Локоткова (Ролан Быков) по поводу расстрела Лазарева (Владимир Заманский). Прав майор — он предатель, служил немцам, в то время как тысячи других, среди которых был и его сын — лётчик, на его месте предпочли пленению геройскую гибель. Но прав и капитан — Лазарев не совершал на службе фрицев не каких преступлений против советского народа, и сам сдался, пришёл к ним в отряд; стало быть осознаёт свою вину перед Родиной и готов кровью смыть свою ошибку. Поэтому ему следует дать второй шанс, а уже потом судить, если тот не сдержит данного слова…Невероятно мощный актёрский ансамбль, много выпуклых и запоминающихся персонажей, крайне драматичная история и заставляющий пустить скупую, мужскую слезу финал. Однозначно:

    10 из 10

    8 мая 2015 | 02:27

    Идея ленты появилась у Алексея Германа после прочтения повести своего отца Юрия Германа. Из неё он узнал что, в войну среди партизан было принято проверять перебежчиков из власовских частей таким способом: останавливалась машина с немцами, затем бывшие власовцы расстреливали всех кроме одного, что бы немцы знали ответственных за смерть их людей. В ленте показаны две силы: командир партизанского отряда старший лейтенант Локотков (Р. Быков) и комиссар майор Петушков (А. Солоницын), которые бьются за жизнь власовца перешедшего на сторону партизан Лазарева (В. Заманский).

    Локотков стремиться понять Лазарева, он не хочет выносить скоропалительный приговор на основании эмоций. Ведь убить человека легко, партизаны обладают необходимой для этого властью, но уничтожив человека на основании лишь неприязни, не доказав предварительно его вины, они тем самым покажут что стали зверьми живущими единственным инстинктом — инстинктом выживания. А это будет означать, что они воют ради самой войны, а не за какие-то идеалы. Петушков же ослеплен ненавистью, у него погиб единственный сын и теперь он одержим лишь одним — уничтожить врага любой ценой. Ему не интересны морализаторские рассуждения Локоткова, свой приговор предателю он уже вынес, и если бы была возможность, собственноручно прикончил Лазарева.

    Не часто люди пытаются понять своего врага, тем более, если враг — это страшная сила, которая беспощадно уничтожает все вокруг. В такие моменты очень сложно применять к миру такие привычные в обыденной жизни этические категории как: сострадание, милосердие. Царящее разрушение, хаос, дезориентируют человека, а гнев, ненависть, злоба помогают сосредоточиться и найти точку опоры в разрушающемся мире. Ненавидеть проще, ненависть к врагу не оставляет человеку выбора, она избавляет его от такой мучительной процедуры как «принятие решения», на все вопросы она дает лишь один ответ — убивай.

    Но что такой человек может дать миру? Ведь он не несет в себе ничего созидательного, все силы он отдал на борьбу в которой предпочитает не задумываться на нравственные темы. Не будет ли это означать, что такой человек просто не в состоянии прекратить бой, и ненависть к врагу никогда в нем не погаснет? Победив одного врага, он тут же найдет себе другого, с которым будет так же беспощадно воевать.

    Именно эти вопросы, которые поднимает лента, выгодно выделают «Проверку на дорогах» от массы снятых агиток, в которых война показана крайне односторонне, где нет месту сложным характерам и все герои словно трафареты с нанесенными на них надписями: «Враг», «Наш». Естественно ни о какой психологической глубине таких персонажей говорить не приходиться, хотя бы в силу того, что играть-то им особо нечего. Их роли стереотипны, если ты советский значит, с выпученными глазами должен орать «За Родину», если ты немец кричи «Русс сдавайся». Но в жизни никогда не бывает так просто и понятно.

    Впрочем от стереотипов трудно избавиться, а может быть не хочется, в силу того что с шаблонами проще жить, ведь без них придется заново оценивать произошедшие на войне события. За примерами далеко ходить не надо, в недалеком прошлом депутаты одного края осуждали известно писателя Астафьва за то, что он в своем романе «Прокляты и убиты» изобразил врага с человеческим лицом, эпизод состоял из сцены, в которой немец наткнувшись на советский госпиталь, вместо того что бы взять обессиленных людей в плен, приносит им лекарства и перевязочные материалы. Показав тем самым, что они не готовы задумываться над событиями Великой Отечественной, предпочитая видеть прошлое исключительно в черно-белом цвете.

    В жизни важно избегать крайностей в оценках, но на войне от этого трудно удержаться. Когда видишь разоренные села, хладнокровно убитых стариков женщин детей становиться не до рассуждений, хочется лишь одного — убивать. Без промедления, раздумий, сомнений. Но как в таких условиях остаться цельной личностью, способной на более-менее адекватную оценку реальности? Не потеряет ли человек способности отличить Добро от Зла? Именно на этот вопрос, как мне кажется и пытается ответить «Проверка на дорогах».

    10 из 10

    22 июля 2008 | 12:53

    Смотря этот фильм, понимаешь, почему он так не понравился советской власти — в нем показаны предатели, советские граждане, которые согласились сотрудничать с немцами на оккупированных территориях СССР. Фильм «Проверка на дорогах» развенчивает радужную патриотическую картину борьбы советского народа как единого организма с немецко-фашистскими захватчиками: кто-то сражался в смертельном бою, а кто-то — в тылу, но все ради одной идеи — Победы.

    Главные герои фильма «Проверка на дорогах» — Иван Егорович Локотков (Ролан Быков), командир партизанского отряда, которому нечем кормить своих бойцов, и Александр Лазарев (Владимир Заманский), «предатель родины», перебежчик, желающий искупить свою вину. В партизанском отряде служат бравые ребята, готовые на все ради высшей цели — Победы. Лазареву они говорят: «Наше право — судить тебя от имени народа, который ты предал». Хочется понять — кто они, те люди, которые перешли на сторону фашистов, и почему они это сделали — из трусости, моральной слабости или по злому умыслу? Молоденький парень, которого «свои» собираются казнить как предателя, оправдывается, что очень хотел есть, а немцы «давали паек». Взамен, правда, требовали расстрелять пленных мальчишек-комсомольцев, но он не раскаивается: тут уж либо ты, либо тебя. Будь проклята война — время, когда многие люди теряют человеческий облик.

    Но Александр Лазарев готов (снова) сражаться за Родину, которая, как замечает Иван Локотков, уже однажды «автомат ему дала». Он спрашивает мудрого командира: «Может человек второй раз начать, если в первый раз жизнь осечку дала?». И он достигает своей цели, искупив, таким образом, вину.

    Сильным моментом фильма является тот, когда советские солдаты смотрят в прицел винтовки на молоденьких врагов — фашистов: они с аппетитом едят, играют в шахматы, смеются. И русские солдаты стреляют во врагов без сочувствия или каких-либо размышлений. В этом и проявляется ужас военного времени — человеческие ценности и заповеди отходят на второй план. Видишь врага — убей, это основной закон войны. А на дворе 1942 год — победа еще очень нескоро.

    На протяжении всего фильма мы видим лица, на которые уже наложила отпечаток война. Но все же герои рассказывают анекдоты про Гитлера, вспоминают мирное время и продолжать любить. В картине есть замечательные диалоги, и совсем не о войне.

    - Как мне жениться, я же бабник.

    - Бабник, а целоваться не умеешь
    .

    Фильм «Проверка на дорогах» снят в свойственной А. Ю. Герману манере — реалистичный, документальный и очень правдивый. Все это могло быть на самом деле, спасибо Алексею Юрьевичу за альтернативный взгляд на Великую Отечественную Войну.

    В последних кадрах фильма наши солдаты едут по Берлину, а из окон домов свешиваются белые флаги — фашистская Германия пала. И мы снова видим Ивана Локоткова, который беседует с молодым парнем, уже полковником — его командир партизанского отряда выводил в свое время из окружения. А на вопрос: «Чего ты все еще в капитанах ходишь?», бывший сельский милиционер отвечает: «Локотков -то в капитанах, а наши пушки по Берлину бьют».

    «Проверка на дорогах» — военно-патриотический фильм, который заставляет задуматься о чувстве долга и морально-нравственных ценностях. Режиссер отдает дань уважения простым советским солдатам, которые сражались за Родину.

    21 марта 2014 | 14:35

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>