Фильм 'Продлись, продлись, очарование...', снятый режиссёром Ярополком Лапшиным по повести Валерии Перуанской 'Кикимора', представляет собой удивительно тонкую и лирично-драматическую картину. Несмотря на свою пронзительность и глубину, это произведение, к сожалению, не получило должного внимания зрителей. Однако его воздействие на душу настолько мощное, что вызывает у зрителя эмоциональные отклики, сравнимые с переживаниями влюблённого.
Главный герой фильма, Антон Николаич, в исполнении Олега Ефремова, представляет собой образ человека, потерявшего смысл жизни после выхода на пенсию и смерти жены. Лежа на диване и избегая общения с близкими, он словно замыкается в собственном мире. Антон Николаич всегда был лидером, ответственным не только за свою семью, но и за подчинённых. Теперь же, оказавшись на обочине жизни, он чувствует себя словно умирающим.
Параллельно с историей Антона Николаича зритель знакомится с Анной Константиновной, роль которой исполнила Ия Саввина. Её жизнь также изменилась с выходом на пенсию. На прощальном банкете она читает стихи Анны Ахматовой, отражающие её внутреннее состояние. Чувство печали и одиночества побуждает её отправиться на экскурсию по Москве, где она пытается найти утешение в красоте города и поэзии.
Неизбежность встречи этих двух героев очевидна. Несмотря на возраст, их сердца открыты для счастья. На экскурсии они любуются видами Москвы, а Анна Константиновна читает стихи Давида Самойлова, подчеркивая очарование города и момента. Эта встреча становится началом новой главы в их жизнях, даря им светлые чувства и надежду.
Фильм также оживляет персонажи второго плана, как, например, Фаина, подруга Анны Константиновны, которую сыграла Инна Ульянова. Её яркий и эмоциональный образ добавляет картине особого колорита и юмора. Разговоры между Фаиной и Анной наполнены жизненной мудростью и искренностью, демонстрируя силу женской дружбы и поддержки.
Встреча Антона Николаича и Анны Константиновны — это подарок судьбы, который дарит им возможность вновь почувствовать вкус жизни. Их различия лишь подчеркивают гармонию их союза: решительность Антона Николаича и скромность Анны Константиновны создают прекрасное сочетание, дополняя друг друга.
Картина Ярополка Лапшина — это не просто история любви. Это глубокое размышление о жизни, одиночестве, встречах и расставаниях. Она напоминает нам о том, что счастье может прийти в любом возрасте, и важно быть открытым для него. Фильм трогает своей искренностью и мастерством актёрской игры, делая его незабываемым зрелищем.
Этот фильм — настоящий шедевр, который стоит посмотреть каждому, кто ценит тонкую драматургию и глубокие человеческие переживания. 'Продлись, продлись, очарование...' занимает особое место в сердце зрителя, заставляя задуматься о вечных ценностях и о том, как важно не терять надежду на счастье, несмотря ни на что.
Главный герой представляет собой типаж сильного волевого человека, привыкшего к определённому уровню комфорта, и властно создающего вокруг себя привычную ему среду обитания в виде нужных ему людей, вещей и жизненных планов. Таким людям подвластно всё, за исключением растраченного по жизни запаса здоровья. Это человек дела и человек слова: всё случается так, как он решил, а остальные вынуждены с этим лишь считаться, – кто-то смиренно, кто-то с бессмысленным протестом. Мне нравятся такие люди, конкретные и предсказуемые, и слишком честные, чтобы ходить вокруг да около. Но не он представляет интерес в этой истории, а та ситуация, в которой ГГ оказался.
В этом фильме прекрасный сюжет о золотом времени жизни, когда ты уже никому ничем не обязан, и можешь в полной мере посвятить всего себя лишь самому себе; когда ты отчётливо понимаешь, что осталось, может быть, совсем немного, и поэтому нужно спешить, нарушая привычные вежливые формы и прочий «политес». И как только, после мучительных поисков, внезапно попадается более-менее подходящий кандидат, мужчина делает свой выбор, и далее в окружающей жизни всё подчиняется этому выбору...
История завершается на фоне исключительно удачно подобранной песни Леонтьева про зелёный светофор, точно характеризующей внутреннюю динамику сюжета. Открытая концовка здесь оказалась очень уместной, потому что как бы ни повернулись дальнейшие события, концовка всё равно была бы точно такой. Горькая правда жизни. И прекрасный финал – в борьбе.
Великолепный эпизод разговора с подругой! Отличный юмор, и ощущение важности настоящей дружбы, когда ты легко и без затей можешь услышать в свой адрес самые хлёсткие слова, но при этом же и самые честные.
Замечательно показана Москва.
Особое. В этой драматичной истории по-настоящему интересен только один персонаж – дочь главного героя. В контексте событий она предстаёт по большей части отрицательным и неприятным человеком: она по-хамски, истерично и грубо ведёт себя с незнакомым человеком, активно противодействует отцу в его желании устроить свою личную жизнь, у неё прохладные отношения с мужем и нет доверительных отношений с дочерью... Она делает всё возможное, чтобы не понравиться зрителю.
Однако, за этой внешней ширмой скрывается своя сермяжная правда. Дочь с детства мало общалась с родителями, мало получала от них внимания и ласки, и ей, скорее всего, сильно не хватало полноценной семьи с мамой и папой: отец постоянно на работе «в своём министерстве», а мать постоянно на гастролях. Этот ребёнок был на воспитании у бабушки, что, конечно, лучше, чем интернат, но всё же далеко не полноценная дружная семья. При таком раскладе у ребёнка могли быть обоснованные претензии к недостатку родительского внимания, но такие претензии часто не проговариваются вслух, а трансформируются в разного рода пожизненные психопатии. Так что хамоватое поведение этой женщины в результате не выглядит необычным.
Картина начинается с того, что вся семья напугана и находится в растерянности от последних подвигов старика, – его здоровье сильно пошатнулось, и он всё чаще ведёт себя неадекватно. Он банально может потеряться на улице и это принесёт серьёзные страдания и неудобства всем близким. В таких гнетущих условиях трудно ждать сдержанности и нежности от домочадцев, – как говорится, не до жиру, быть бы живу... Однако дочь настойчиво проявляет бдительность и заботу: вызывает не просто врача из поликлиники, а целого профессора (и даже несёт за это незапланированные расходы). Здесь же она категорически отказывается от предложения профессора отправить отца на «окончательное выздоровление» в дом ветеранов, что также характеризует дочь с положительной стороны. Далее, ей приходится физически ограничивать чудящего старика, препятствуя его бесконтрольному «выпасу». В уже создавшихся условиях реальной угрозы жизни и здоровью отца, трудно упрекнуть дочь в излишней бдительности. Очевидно, что её поведение обусловлено не личными капризами, а любовью.
Однако зрителю нарочно показывают «изнанку» событий, где «всё ещё крепкий старик Розенбом» лихо крутит роман со своей случайной знакомой, настойчиво форсируя события... Знакомые с жизнью люди должны понимать, что это не только морально тяжело для родственников, но и может повлечь за собой серьёзные юридические проблемы в недалёком будущем. Несмотря на это, резкие слова дочери о том, что присутствие источника проблем здесь и сейчас нежелательно, что всё это неуместно и неприемлемо, пролетают мимо зрительских ушей, потому что всем нравится «этот мощный старик» и всем хочется его личного счастья. Но последний резкий разговор у калитки, как ни странно, – безупречный с точки зрения здравого смысла, с точки зрения любящей и заботливой дочери. Если внимательно вслушаться в сказанное, отбросив грубый подтекст, то придраться будет не к чему. У дочери своя правда жизни, которую никому здесь не хочется замечать.
С философской точки зрения, самая здравая мысль в этом фильме: «Ну что ты волнуешься, Антон Николаевич ещё всех нас переживёт!» Как бы цинично это ни звучало в контексте фильма, но именно заложенный в этих словах косвенный смысл – лучшее решение в сложившейся ситуации. Потому что нельзя объять необъятное, и лучше отпустить ситуацию, и пусть случится то, что должно случиться. Рано или поздно отец всё равно умрёт, так пусть умрёт так, как ему лучше, а не в золотой клетке из лекарств и заботы, чтобы излишне не омрачать его последние дни.
Вывод. Отличный фильм, заставляет задуматься о скоротечности жизни, о любви к ближним, об излишней и навязчивой заботе, о вежливости и благоразумии. Местами чуть-чуть наигранный, но это его совсем не портит. Смотреть обязательно.
Антон Скворцов, пенсионер, потерял жену, пережил инфаркт, живёт в одной квартире с дочерью и её семьёй, в которой общий язык он находит только с внучкой. И вот, как говорится, на излёте жизни Скворцов встречает последнюю свою любовь - Анну Константиновну.
Фильм начинается с посещения врача. И вот там дочь главного героя жалуется врачу о том, как отец всех извёл, как он стал раздражительным, как всех поучает жить... Доктор отвечает - Да, мол, пенсионер в доме это непростое испытание. Но дальше, при просмотре фильма, лично мне стало понятно обратное - сама дочь не даёт отцу жить нормальной полноценной жизнью, беспрестанно его опекая и направляя. Да ему вздохнуть свободно не дают! А он не привык так. Возможно, это от любви? Может быть. Такое, кстати, часто бывает у родителей по отношению к уже взрослеющим детям. Человек, вышедший на пенсию, не заканчивает жить. Наоборот.
Очень трогательные отношения сложились между Скворцовым и Анной Константиновной. Посмотрите какие диалоги! Ты понимаешь, что тогда уже люди так блестяще не разговаривали, но смотришь и веришь! Потому, что сыграно потрясно и душевно. А как они отправились впервые на дачу - это же прекрасно, романтика, природа, такой уют, такие виды...
Что не совсем понравилось - так это наверное не полная раскрытость отношений главных героев друг к другу. Да, им нравится быть вместе, разговаривать, куда-то ходить, ездить... А вот Что он для неё? Вот здесь не совсем понятно. Конечно, симпатия видна, но при этом есть и ощущение, что она просто подчинилась ему в отношениях, отдалась течению, и он её потянул за собой. Хотя, наверное, так оно зачастую и бывает в жизни, тем более пожилых людей.
В целом, очень душевная картина. И даже грустная, если досмотришь всю до конца.
По повести Валерии Перуанской 'Кикимора', режиссёр Ярополк Лапшин снял удивительно тонкий лирико-драматичный фильм 'Продлись, продлись, очарование...' Даже немного странно, что на такую невероятно пронзительную и русскую картину, нет ни одного отзыва. А кино настолько врезается в душу, в память, в мысли, что как юного влюблённого заставляет сердце биться чаще, заставляет давление неумолимо подскакивать вверх. Это не кино, это трепет души или двух душ, встретившихся по Божественному Провидению в большой Москве.
Антон Николаич (Олег Ефремов) лежит обросший на диване и не желает разговаривать со своими домочадцами. Он просто повесил замок на язык. С чем это связано ? Всю жизнь он был лидером, вожаком, нёс ответственность не только за себя, но и за семью и за других людей, которые были в его подчинении. А после смерти жены и выхода на заслуженный отдых, он утратил смысл своего существования. Антон Николаич оказался как бы за бортом жизни. Для такого человека, это практически смерть.
Параллельно зритель видит Анну Константиновну (Ия Саввина), которую коллектив проводил на пенсию. Когда состоялся банкет по этому случаю и торжественные проводы, Анна Константиновна прочитала стихи Ахматовой:
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль,
И долговечно царственно слово.
Это не пафосные стихи, не желание выделиться и показать себя, это состояние души Анны Константиновны, а быть может частичка Анны Ахматовой переселилась в эту милую и нежную женщину. Чувство прекрасного не даёт ей возможности находиться в пустой квартире и она решается на экскурсию по Москве.
Разумеется эти два человека просто не могут не встретиться. Да, они уже немолоды, но у счастья, пусть даже мимолётного нет возраста. Когда экскурсионный автобус подвозит их к одному месту, они могут полюбоваться открывшимся видом на Воробьёвы горы, а Анна Константиновна снова читает стихи, на этот раз Давида Самойлова:
А Москва высока и светла,
Суматоха охотного ряда.
А потом купола, купола,
И мы едем и едем куда-то.
Звонко цокает кованный конь,
О булыжник в каком-то проезде.
Куполов угасает огонь,
Зажигаются свечи созвездий.
Папа молод и мать молода,
Конь горяч и пролётка крылата.
И мы едем не знамо куда,
Всё мы едем и едем куда-то.
Они разные. Антон Николаич решительный мужчина, а Анна Константиновна скромная и стеснительная женщина. Но сильный всегда должен заботиться о слабом, тем более о таком прекрасном существе, как Аннушка, как называет её герой Олега Ефремова. Тут надо сказать, что Антон Скворцов был женат и овдовел. Жена была известной пианисткой. Постоянные гастроли и её образ жизни, их союз естественно на сплачивали, а отдаляли этих людей друг от друга. А потом и вовсе отдалили. Поэтому встреча с Аннушкой для Антона Николаича - это самый большой подарок. Долго ли он продлится?
Ярополк Лапшин не только показал историю любви двух немолодых людей, своё кино он расцветил все возможными красками, такими как участие в картине Инны Ульяновой. По сути эта актриса сыграла два крошечных эпизода, но зато как!!! По фильму она Фаина, подруга Анны Константиновны. И было бы полным разгильдяйством не упомянуть их разговор. Фаина - это такая сильная натура, немного вульгарно-груботватая, не в пример героини Ии Саввиной. Но тем не менее они подруги. Фаина работает билетёршей в ЦДЛ, центральном доме литераторов. И вот Аннушка заскочила на секунду к своей подруге.
-Ты можешь мне дать два билета на что-нибудь хорошее ?
-Наконец-то! У тебя что-то сдвинулось ?
-Ну, так я и знала. Перестань, Фаина.
-Кто этот несчастный ?
-Не скажу. В моём возрасте и при моей внешности, это маразм.
После этих слов, вошедшая в раж Фаина, уже не может остановиться, а извлекает модные журналы с известными зарубежными актрисами, приговаривая:
-Значит так! Анюта! Ты должна быть одета, как эти старые капиталистические суки, а выглядеть в тысячу раз лучше, чем они, потому что ты больше заслуживаешь этого. Теперь это будет твоя настольная книга!
Такой вот сверх эмоциональный монолог от героини Инны Ульяновой. При этом лицо её озаряется и светится как новогодняя ёлка. Спасибо Ярополку Лапшину за включение этой актрисы, этой сцены. В любой серьёзной драме обязательно наличие тонкого юмора.
Ну, а про то, как я уже сказал выше, сколько продлится счастье Аннушки и Антона Николаича расскажут герои Ии Саввиной и Олега Ефремова гораздо лучше меня. Мне же лишь остаётся посоветовать этом удивительный, добрый и нежно-трогательный фильм к просмотру. Картина Ярополка Лапшина стала одной из моих любимых!