Мне не повезло. Причём дважды — я люблю роман Лукьяненко «Осенние визиты» с юности и перед просмотром сериала в очередной раз его перечитал.
Потому реакция на первые минуты просмотра сериала была — «Господи, за что?!» По ходу просмотра, а я честно досмотрел от начала и до конца все серии, ощущение не изменилось.
Сериал плохой. По многим причинам.
1. Не выдержана атмосфера. Если вы сохраняете оригинальное название, если берёте сцены и диалоги из книги, если с вами соавтором сценария работает автор книги… То можно НЕ снимать нуарное произведение 90-х в СТС-ных «стерильных» декорациях?
Ощущение, что смотришь сериал для домохозяек, не пропадает каждую серию.
2. Сценарные просчёты. Причём, как в сюжете, так и в мелочах.
Сюжетные — вероятно, авторы сценария считали, что пишут для детсадовского возраста. Причём, для детей со склонностью к насилию и сексуальным девиациям.
В сериале много сексуальных сцен (причём даже тех, которых нет в книге), самых разнообразных и не очень соответствующих законодательству. Сцены насилия, в том числе и сексуального насилия, которых не было в книге.
Зачем? Книга сама по себе достаточно жёсткая, в ней есть и секс, и насилие — зачем больше? Особенно с такой жалкой игрой актёров, но о них отдельно.
Действия персонажей прописаны так, что представляешь воспитательницу детского сада: «Дети, вы видите, кто плохой персонаж? Покажите плохого персонажа! Молодцы!»
Личные арки героев прописаны настолько грубо, как только могут себе позволить халтурщики от сценарного ремесла. Лукьяненко, в принципе, не везёт с экранизациями. Его основная сюжетная линия во всех книгах — внутренняя трансформация героев. А показать это наши сценаристы почему-то не могут.
Экшн, погони, стрельбу и плохую графику — могут, а изменения героев — нет.
Сложные личности заменены картонными персонажам.
Сложные эмоции и трудный выбор — «безумием».
Причём именно патологической неадекватностью главных героев.
В мелочах сценарные недоработки выражаются в том, что 80% сцен убито. Причём сцены брались из книги, их пытались воспроизвести.
Но…
Нещадно кромсая и «осовременивая» диалоги, добились их превращения в бессмысленную кашу.
Плохой работой оператора и монтажёра превращали значимые сцены в непонятный набор действий.
Плохо играющие актёры по эмоциям и игре не вывозят большинство сцен.
И теперь пора перейти к актёрам… Ох, это отдельная боль.
Актёры играют плохо. Очень плохо. Настолько плохо, что пришлось добавлять спецэффекты (которых в книге просто нет!) и «магию», чтобы хоть как-то показать, что в кадре что-то происходит.
Поскольку сыграть это эмоциями, жестами, мимикой, позой, интонациями голоса актёры не могут.
Они не держатся в образе, во многом, это ещё и режиссёрский провал. Они не играют эмоции. Они ведут себя, словно действительно играют в СТС-ном сериале про домохозяек и злых бизнесменов.
И да, я знаю, что это независимое кино. Что денег было мало. Что их собирали краудфандингом.
Но.
Если мало денег нельзя - написать хороший сценарий?
Если мало денег - нельзя сыграть персонажей?
Если мало денег - нельзя сделать персонажей адекватными?
Это не вопрос денег — это вопрос заинтересованности в результате. Создатели этого «киношедевра» собирали деньги — значит хотели снять для результата, хотели воплотить замысел и экранизировать одну из культовых книг 90-х.
Но… это халтура. Именно халтура. В которой, вот парадокс, зачем-то добавлена плохая графика и нездешняя эпичность. Зачем?
Зачем это было сделано?
Видимо не зачем, а почему. Потому, что не могли иначе. Права на экранизацию купили и решили выдать некий «продукт».
Рецензия не красная только потому, что снимали любители…
Книгу «Осенние визиты» я люблю (как и почти всё от Лукьяненко 90-х). Эта такая мрачная-осеняя история…:) Не очень длинная, но из неё ухитрились сделать сериал аж на 8 часов.
«… Кириллу нравилась осень, и не та багряно-золотая, воспетая Пушкиным, а самая обычная московская — с тоскливым серым небом и холодным влажным ветром, гуляющим по проспектам. Он никогда не пробовал разобраться, какие струны задевают в его душе слякоть и дождь…»
Ага, к сожалению, всей этой мрачной грязной осенней атмосферы в сериале не было. Я увидел какой-то стерильный мир. Местами очень смахивало на среднестатистический российский сериал со скандалами на пустом месте итп.
1) Вступление
Очень жаль, что кусок про институт времени (или что бы то ни было) из книги заменили просто сном. А ведь это был ключевой момент, с самого начала показывающий, чем кончится вся эта история с визитерами. Как спойлер в хорошем смысле, придающий истории целостность. Ок, ладно, дальше претензии будут посерьезней...
2) Илья Карамазов
Тут совсем беда. Зачем эта сцена над обрывом? Перебор с галюнами, перебор с запугиванием. Тьма вовсе не запугивала его, господи!.. в этом не было никакого смысла. Она лишь направляла его, помогала и обещала нечто хорошее. Карамазов (киллер) действовал по своей воле.
3) Светящиеся глаза
Тоже лишняя добавка. Так визитеры вызывают у зрителя не сопереживание, а отторжение. В книге визитеры не обладали способностью гипнотизировать всех подряд. Ок, это было — но в более слабой форме, связанной с их шестью качествами. А так из них сделали супергероев, обладающих огромной силой зомбирования, но так ей толком и не воспользовавшихся. Особенно нелепой была сцена в больнице…
4) Анна и Мария
В книге сцена ночью в больнице ('минус один') была адекватной. Я верю, что у Анны был повод [спойлер]. К сожалению, из-за спойлеров не могу объяснить абсурдность этой сцены в сериале. Да, и если в книге Мария была неоднозначный персонаж, то в сериале она прямо кричит всем своим видом, словами и поступками: «да, да, я [спойлер]!» В книге была сильная сцена в церкви — в сериале её не было… хотя логично, она потеряла бы смысл после той горы несуразностей, которую наворотили сценаристы.
5) Лишнее
Да, некоторые моменты из книги, которые можно было убрать, тут оставили и растянули. Например, бесчисленные разговоры Хайретдинова, пересказ Славой мыслей убитой женщины или 2 погони за мальчиками, которые можно было бы объединить в 1. А некоторые важные моменты, например когда Илья умирал и едва не умер после перестрелки, наоборот сжали.
6) Перенос действия из 90-х в 2019.
Честно, история идеально подходила под 90-е. Разговоры про то, что стране нужна сила, власть итп… Как-то немного криво совмещены текст книги и наше время. Глупое объяснение про 90-е, Москву и Казахстан — отсылка ради отсылки. Зачем?!
Я мог бы еще долго перечислять недочеты, но про самые глупые уже сказал. Жаль, потому что сериал мог бы быть очень даже неплохим, если бы создатели поменьше отклонялись от книги в ключевых моментах и не проговаривали словами то, что можно передать актерской игрой (я про речь перед последним убийством).
Мне понравилась актерская игра персонажей Славы и Ильи (да и Марии тоже, если б оно было в тему).
Здорово, что люди просто взяли и безо всякой господдержки сняли такую качественную (по общим меркам) картину. Ну неужели среди них не нашлось адекватных людей, которые бы сказали: «Зачем эти светящиеся глаза? Зачем были эти шьямалановские диагональные пролеты камерой над городом?.. Зачем было портить Марию? Зачем были эти неадекватные с точки зрения логики и сюжета сцены насилия?..»
ГЛАВНОЕ, мне кажется, создатели не уловили того осеннего тёмного безысходного настроения, которое нужно было для фильма (сериала). Вот просто — не верю.
Из маленькой мрачной истории сделали какой-то «блокбастер», блин..
Давайте сразу оговоримся: фантастику я люблю. Фанатом Лукьяненко я не являюсь. Как зритель я весьма привередлив и критичен.
И тут сериал, который снят не то что без 'звёзд' кино, у большей части актёров 'пустые' профили. Низкобюджетная фантастика, местами (забегая вперёд) спецэффекты заставляют содрогаться даже непривередливых зрителей. По всем признакам я должен был сейчас долго и нужно разбирать недостатки сериала и плеваться. У сериала полно недостатков: как объективных - типа спецэффектов, провалов по мотивации, условностей в истории, странных сценарных решений, не вытягивающих в моменте актёров, так и субъективных - ну мне лукьяненковские пространные рассуждения, которые можно истолковать сильно по-разному и не очень понятные аналогии и 'перевороты' добра-зла не очень нравятся.
Но давайте посмотрим на сериал как на произведение в целом. История - цепляет. Можно не быть фанатом Сергея Васильевича, но рассказчик он талантливый. 'Врезаешься' с первой серии и идёшь до финала с интересом. На историю работает всё. И внезапно это заставляет прощать все шероховатости. Впрочем, да что я всё о недостатках? Что в нём хорошего?
Сюжет. Сюжет интересен. Сама центральная идея, поставленные историей вопросы, само развитие истории, сюжетные повороты - всё это лично меня порадовало. Но этого было бы мало.
Мотивация. Персонажи действуют вполне осмысленно, по причинам, отражённым в событиях и способами, отражёнными в их характерах. И они меняются. Это сделано так ловко, что на протяжении всего сериала только в паре мест я недоверчиво хмыкнул, но сейчас я даже не помню что это за места, настолько мастерски всё выстроено и настолько впечатления перекрывают какие-то неувязочки.
Персонажи. Персонажи живые, узнаваемые, не сказать что вот прямо чеховская глубина, но им сопереживаешь. Господи, насколько сейчас это редко встречается.
Актёрская игра. На мой непрофессиональный взгляд, впечатляет. Безо всяких скидок типа 'ну непрофессиональные же актёры'. Это самая загадочная часть для меня. Что это, жёсткий отбор или 'история сама диктует проживание' я не знаю и, честно говоря, знать не хочу. Просто - с актёрской игрой всё получилось.
Но самое главное - получилось кино. Такое, которое, я уверен, понравится не только фанатам Лукьяненко. Такое, по которому мы соскучились. Такое, которое можно ставить в укор многим нашим сериалам с бюджетами, именитыми актёрами и спецэффектами. Можно ли было его сделать ещё лучше? Нет предела совершенству, можно конечно. Но то что уже сделано, и то как рассказана история - вызывает уважение. История получилась. Спасибо создателям сериала.
Тем, кто читал книгу, и тем кто не читал посвящается.
С. В. Лукьяненко - однозначно, один из мощных авторов фэнтези современности.
С удовольствием читаю, перечитываю и жду его произведений.
Не все произведения заходят, что-то нравится, что то нет, что то откровенно слабое, что то просто прочитала не в том настроении и потому прошло мимо.
До сих пор фильмы, снятые по его книгам, были далеки от того, что я нашла в его тексте: 'Дозор', ' Чистовик', 'Сегодня мама' - смотрела эти фильмы, не зашли. Это не то, что я читала.
Хотя казалось бы, там столько материалов, бери и твори, но нет.
Когда дали ссылку на Сериал 'Осенние визиты', было опасение, что тоже будет непопадание в атмосферу Лукьяненко, начав просмотр серий осторожно, придирчиво, тк сильно бросалась в глаза натянутая игра 'провинциальных' актёров, ограниченные возможности региональной телестудии и небольшого бюджета.
Всё это прошло, буквально к концу первой серии.
А к окончанию фильма, герои и героини были именно теми, кого я видела, читая книгу первоисточник.
Все актёры точно попали в роль с сумели донести лицо своих героев в мое сердце.
Да, иногда недоигрывали, иногда пере-. Но повторюсь, это Лукьяненко, у него много диалогов, и монологов, которые или принимаешь или перелистываешь.
После просмотра сериала, я в полном восторге от увиденного.
Фильм затянул практически с самого начала.
А концовка фильма для меня была очень интригующей, но при этом остаточно тяжелой.
Считаю, что именно такого кинематографа не хватает нашему зрителю, настоящего, душевного, бюджетного, самобытного.
Сериал, конечно, не высшей пробы - оно и понятно, снимался за небольшую сумму и явно энтузиастами. Имеются недостатки в работе со звуком. Экшн-сцены также явно недоработаны и поставлены людьми без значительного опыта.
В то же время сериал великолепно передал дух книги! И Дозоры, и Черновик грешили как минимум тем, что смысл, атмосфера и динамика книг были напрочь уничтожены странным 'видением' сценариста и режиссёра. В то же время 'Осенние визиты' словно перенесли меня в ту пору (лет так 15 назад), когда я впервые открыл книгу и не мог оторваться от чтения. Актёры играют с любовью, чётко воплощая в себе две личности (пожалуй, за исключением детей - им явно не хватает опыта актёрского мастерства).
Цитаты книги сохранены! Я всегда любил Лукьяненко за его, не побоюсь этого слова, 'тарантиновские' диалоги. И когда я слышу их в сериале, я будто перечитываю книгу. Слова вообще взяты, в основном, из книги, и это правильно, именно это автор и закладывал при написании.
Очень понравилось, что сериал перенесли на сегодняшний день и события - это очень актуально. Особенно меня поразила концовка, ведь ожидалась такая же, как и в книге. Можно с ней не согласиться, но то что она удивила, так это точно.
Особенная фишка - это песни в конце. Часть взята из книги, часть нет, но после начала титров не хочется останавливать их, а полностью послушать. Это круто.
В общем, как большой любитель творчества Лукьяненко вот уже на протяжении 20 лет, я однозначно советую Вам насладиться данным творением.
только адаптировался к стилю фантастики предлагаемому авторами. Точнее к полному отсутствию ауры фантастичности, фэнтазийности - всё снято в теле-стиле НТВ-ТВЦ - ментовско-сериальном. Организму, при просмотре, потребовалось половина сериала, чтобы перебороть привычные ожидания от фантастики - необычности и какой-то трепещущей новизны. Вот даже в первом фильме Олеси Судзиловской, на почти сходную с данной работой тему, несмотря на всю 'чернушную' подачу, ощущалось нечто будоражущее, волнительное от прикосновения к необычному. Здесь же язык настолько приближен к стандартам отечественного тв, что напрочь отсекает все эти треволнения, погружая зрителя в созданную подобным способом среду мироощущения. Возможно - это приём кинематографистов для придания 'реальности' сюжету, а не невозможность ими передать ауру фантастичности. Но сплетённая ТВ-'реальность' не равна реальной жизни, поэтому, для меня, возможный приём прошёл втуне.
Чувственно приняв способ выражения авторов, его цельность, нашлись и положительные черты в виденном - это прикидывание актёров, неплохо, неплохо выделю двух -
Сергей Кашуцкий и Татьяна Иванашко - оба показывают класс перевоплощения в двойных ролях - видишь два отличных друг от друга характера их персонажей. Особенно приятно видеть игру Иванашко - настолько она разная в двух ипостасях. Воистину - актёрство - женская профессия!
По истории - тут прям всё аналогии, аналогии - и не только с цитируемым в кадре Булгаковым и толстым намёком - показом его книги. Приходит на ум и Стругацкие и уже упомянутая первая роль Судзиловской. Это только то что точно верифицируется, как 'база' - есть ещё сонм ино-высказываний, как литературных, так и кино - следы и схожесть которых можно проследить в данном произведении.
В общем - тема не нова. Но несмотря на всю зашорканость предыдущими высказываниями и отвратительной подачей, вас увлекает во время просмотра. Как борьба и выбор интерпретации добра и зла может не увлекать зрителя, хоть иногда задумавшегося на эту тему?
Давайте будем честны - это отличный результат для отечественного фильма без именитых актёров и режиссёров, снятого на донаты людей, которые хотели этот фильм. И производство не заглохло.
Фильм не про экшон и марвеловскую графику. Некоторые перестрелки - фейспалм, некоторые диалоги длины, монотонны и не совсем реалистичны, но это является своеобразными барьерами вхождения. У фильма своя палитра, свои ракурсы, свои сцены, свой колорит и свой весьма весомый посыл. Не похож он на вылизанные голливудские штамповки с обязательными хэппи-эндами.
Если хотите самой лучшей картинки - пользуйтесь воображением и книгой.
Хотите заранее знать, что всё закончится хорошо? - идите мимо. Здесь под вопрос поставят само понятие 'хорошо' и будут его препарировать.
Фильм про подумать, повзвешивать, поспорить с самим-собой.
Крайне приятно, что подошли к книге основательно и бережно. Нетфликсу с его эльфами-неграми учиться и учиться.
Оговорюсь сразу: книгу помню плохо, потому оценивала сериал без соотношения с ней.
Понравилось практически всё: хорошо выдержаны сюжетные линии, без провисаний и ненужных сантиментов, игра актёров достаточно убедительна, хорошо прописаны разговоры. Саунд-треки в финале каждой серии вообще выше всех похвал! Интересный кавер в первой серии на горячо любимую 'Оргию Праведников', сама 'Оргия', 'Тинтал' и совершенно не известные мне доселе исполнители, чьи песни сопровождают титры последних серий - всё очень в тему, всё очень здорово слушается. За это авторам сериала отдельное спасибо.
Чуть-чуть ложечка дёгтя всё же есть: столь точные предсказания Вояки, вроде как, в книге не присутствовали. Но тут, возможно, ошибаюсь я: как я уже говорила, я читала книгу давно и помню плохо. В ту же ложечку: иногда диалоги немного не живые. В жизни никто не ждёт, когда же собеседник поставит точку, зачастую говорят одновременно. И пьяненькие товарищи уж такие анекдотно-пьяненькие, в жизни-то немного иначе... Но это мелочь: даже именитые грешат таким иногда. В целом - всё очень органично.
Смотреть или нет? Скорее да, чем нет. Но только тем, кто умеет думать: и сам сюжет, и некоторые фразы, вынутые из контекста, на это очень настраивают. Тем же, кто ждёт экшн, красивую картинку с замирающими пулями и тынц-тыц-тыц вместо музыки тут делать нечего. Не поймут-с.
На самом деле, с опаской приступал к просмотру сериала, потому что мне очень понравилась книга, а потому я очень боялся разочарования - непопадания в образы, некачественной актерской игры, слишком большого процента режиссерской отсебятины, что сломает впечатление, отсутствия нужной атмосферы... Так вот, почти все опасения оказались напрасными. С образами все нормально, и актерская игра на уровне. Все визитеры и их прототипы - прямо в масть. Единственное исключение - мальчик Кирилл: с эмоциями у него напряженно, как-то не отыгрываются они, эмоции. Мальчик выглядит немного роботом.
Сюжет очень близко к книге, атмосфера выдержана, местами прямо пробирает. Очень здорово поймано это 'необычное в обычном', фантастика, вошедшая в жизнь вполне реального города Владивостока. И от этого сочетания обыденного и невероятного порой становится действительно страшно. При этом я попробовал поставить себя на место человека, не читавшего книгу: нет ли тут непоняток и недосказанностей, мешающих разобраться в сути событий. Нет, все понятно, даже на новенького сразу проникаешься происходящим и ныряешь в перипетии сюжета. Сериал смотрится на ура, им не наедаешься, хочется еще и еще. Отличная работа! Сериал 'Осенние визиты' - желанный гость в моей фильмотеке.