Я не большая поклонница Гильермо дель Торо и понятия не имела, что он занимался продюсированием данной картины. Однако, как только события в сюжете приняли определённый оборот, стало понятно, кто приложил руку к созданию фильма. Каким-то образом настроения у Гильермо очень схожие между всеми его работами: Хребет Дьявола, Лабиринт Фавна и вот Не Бойся Темноты — как будто бы сказка, но вроде и фильм ужасов. И вот эта определённость мне не нравится, потому что до фильма ужасов не дотягивает, а для сказки слишком страшно. И смотришь, и не понимаешь, собственно, а какие эмоции испытывать от просмотра.
Причём база для сказок, буду честной, интересная. Лабиринт Фавна напоминает тёмную версию Хроник Нарнии. Не Бойся Темноты начинается как самый типичный фильм ужасов, где есть переезд и старый дом. Но я то привыкла видеть здесь призраков, тёмные силы и прочее, а оказывается, что в доме живут ну совсем другие существа, и в конце концов от фильма остаются смешанные впечатления, потому что напугаться сложно в достаточно мере, а выглядит всё так словно кто-то решил снять кроссовер на Хроники Спайдервика и все самые малобюджетные фильмы ужасов. И на фоне всего этого Гильермо ещё успевает вставить драму, особенно если говорить о развязке сюжета, отчего ещё больше смущаешься и толком не можешь сам себе сказать, а что ты только что посмотрела и стоило ли это потраченного времени.
Гай Пирс сыграл неплохо, но я привыкла видеть его в совершенно других сценариях. В комедиях, в боевиках. Сказка с элементами хоррора? Ну… сложно. Зато Бэйли Мэдисон вписалась в картину идеально. Не знаю, может это десятки просмотренных фильмов ужасов с детьми, а может у Бэйли просто такой типаж, но я легко вижу её как актрису хорроров. Что-то в ней есть такое, что как мне кажется даёт ей преимущество. И несмотря на свой юный возраст, честно говоря, справилась она порядок лучше со своей ролью, чем её взрослые коллеги. Может ещё и поэтому фильм не пугает достаточно, потому что угроза, которая преследует главных героев, ну откровенно говоря, сомнительная. И не удивительно, что Гаю Пирсу и Кэти Холмс было тяжело изобразить достоверный испуг. Оттого, наверное, и не вытянул фильм достаточно, чтобы иметь высокие рейтинги и в полной мере зваться фильмом ужасов.
Выйдя на сцену мирового кино со своим фильмом ужасов «Не бойся темноты», режиссер-дебютант Трой Никси на ней задерживаться не стал - и быстро исчез. Несмотря на то, что Трой смог привлечь внимание мастера жанра «страшных сказок» Гильермо дель Торо, занявшего кресло продюсера картины, зрителя Никси заинтересовать может мало чем.
В основе сюжета фильма лежит старая телепьеса Найджела Макнида: семейная пара с неразговорчивым ребенком приезжает жить в поместье, в котором герои окажутся отнюдь не одиноки. Отец, роль которого исполнил Гай Пирс, очень волнуется о своём финансовом положении, но ни сколько не заинтересован в решении проблем своего ребенка - точно так же, как и сам Гай Пирс не заинтересован в исполнении своей роли: это, должно быть, самый блеклый и невыдающийся перфоманс актера, когда-то поразившего самого Кристофера Нолана своим подходом к актерской задаче, но не впечатляющего в этот раз. Он не вложил в своего персонажа ни капельки харизмы, как этого не сделали и сценаристы фильма, превратившие героя Пирса в идиота, не видящего ничего, что происходит вокруг него. Но судьба (или режиссер) свела его вместе с куда более сознательной героиней прекрасной Кэти Холмс, которая, в отличие от персонажа Пирса, не только уделяет значительно больше внимания к дочери своего партнера, чем он сам, но и обладает достаточным уровнем интеллекта, чтобы понять, что что-то тут не так, и начать действовать, чтобы остановить кошмар и прервать цикл ужасов, творящихся в доме не первый век. Кэти свою роль исполнила качественно, и к ней претензий нет - пусть её умения и начинают раскрываться только во второй половине фильма, когда страсти накаляются, а ставки повышаются. Особенно запоминается её душераздирающий крик во время борьбы за жизнь маленькой девочки, на которую открыли охоту извращенные монстры, роль которой отлично исполнила Бэйли Мэдисон. Она в фильме демонстрирует куда большее понимание своей роли, чем её взрослые и опытные коллеги. В её слезы веришь, её страх понимаешь, но, впрочем, не разделяешь: угроза-то совсем не пугающая.
Проблема в том, что, несмотря на своеобразие идеи монстров, которым противостоят главные герои, реализована она не лучшим образом. В доме с новоприбывшим семейством обитают зубные феи - те, кому дети по всему миру в надежде утром получить справедливое вознаграждение оставляют свои выпавшие зубы под подушкой на ночь. Только здешним феям не нужны зубы - им нужны их владельцы. И чтобы вкусить заветной людской плоти, они готовы строить коварные планы и говорить сладкую ложь. Они действуют как единый организм, нападают быстро и уверенно, атакуя по всем фронтам. Они ставят ловушки, возводят препятствия и изводят врагов, нанося стремительные точечные удары и отступая в случае опасности. Смотреть на это интересно, но не страшно: выглядят они до ужаса нелепо, особенно, когда их показывают крупным планом. Скучный несуразный дизайн сводит на нет весь эффект ужаса, который они производят.
Неопытный режиссер побоялся придумывать что-то новое, и пошел по дорожке клише и шаблонов, решив нигде не сворачивать. В этом и заключается главная проблема фильма: он до ужаса предсказуем и стандартен - даже неискушенный зритель может догадаться, каким образом будет развиваться действие в следующем кадре. Фильм не пытается удивить зрителя неожиданной сценой, не пытается изумить публику резким сюжетным поворотом. На деле, сюжет весьма прост, а история монстров не слишком детальна. Откуда они появились? Единственные ли они в своём роде? Фильм безмолвно хранит эти тайны, оставляя зрителя в неведении.
Но будучи не способен поразить проработанным сюжетом, фильм впечатляет картинкой и атмосферой. Дом и окружающая его территория выглядят изумительно. Прилегающий сад и зеленая зона манят своей цветущей красотой, так и хочется там отдохнуть. Сам дом потрясает своими массивами и красотой интерьера. Причем, дом получает даже больше развития, чем некоторые персонажи: в начале действия он находится в процессе реставрации, и в ходе сюжета постепенно преображается, в конце превращаясь в прекрасное поместье. Но не только картинкой фильм силен.
Звуковое сопровождение в фильме отлично передает дух страшной сказки, прекрасно работая на атмосферу картины. Во время экшена музыка становится динамичной и напряженной, сменяясь на нечто загадочное и размеренное в моменты затишья. Раскаты грома за окном, скрип старого дома и мелодия колыбельной, заглушающая отвратительные звуки и хитрый шепот маленьких тварей, вышедших на охоту, составляют значительную часть атмосферы картины.
Вердикт: дебют новоиспеченного режиссера не стал громогласным успехом и не принес ему мирового признания, но и не обернулся полным провалом. Фильм не сможет напугать из-за своей предсказуемости, но и не позволит сильно заскучать и доставит определенное визуальное удовольствие красивыми декорациями и приятными актерами, которые, к сожалению, не шибко часто появляются на экранах кинотеатров.
Я тот зритель, который не будет проводить сравнения с другими версиями, искать тайные смыслы или рассуждать о почерке режиссера.
Всё просто - мне или нравится, или нет. Я люблю фильмы про старые дома с какой-то чертовщиной, но куда больше - отношения. И именно этим меня фильм и торкнул.
Классическая завязка - старый дом с хозяином, который таинственно исчез в прошлом столетии, в который въезжает пара дизайнеров. И для затравки -шепот из подвала, завязка с ритуалом, чтобы вернуть сына.
А дальше уже история про злых эльфов, зубы и страхи.
Так вот, для меня главным в фильме стали отношения. Отец, который искренне любит дочь и переживает, но слишком увлечен проектом и тем, чтобы вылезти из долгов, потерянная девочка с ощущением ненужности - и, что важно, - мачеха, которая слушает ребёнка. Куда важнее жуткой или сказочной составляющей фильма для меня оказалась именно линия отношений с ребёнком, который переживает сложные времена, родители в разводе, маме она не нужна, у отца новая женщина, а тут ещё и новый дом. Переживания Салли совершенно понятны, хочется, чтобы кто-то услышал её и понял, что творится в хрупкой детской душе.
И Ким как раз отлично показана как мать, полная любви, неважно, родной это ребёнок или нет. Она та, для кого здоровье и эмоции Салли становятся по-настоящему важны, она не винит её в происшествиях в доме и пытается наладить контакт.
А Салли обретает единственного друга, которому может хоть как-то довериться.
Ким цепляет своим терпением, искренностью и тем, что волнуется за неродную дочь.
Можно говорить и о шаблонах, и о разочаровании для тех, кто хотел кровавых подробностей и ужасов, но для меня фильм не об этом, хотя атмосфера, музыка, кадры, некая сказочность, присущая дому, переданы замечательно.
Что не отменяет определенных вопросов. Например, детальки про договор с папой с этими существами уже показались слегка лишними, да и один вопрос меня волнует - а почему именно этот дом? И есть ли они в других местах? Но это уже вышли какие-то фантастические твари и где они обитают.
Эстетика, любовь и страшная детская сказка - это 'Не бойся темноты' для меня.
Хотя не уверена, что дочке разрешу оставить зуб под подушкой. Вот лучше нет.
Папа с дочкой переезжают в новый дом, дочке не нравиться что отец уделяет ей мало времени и все время находиться с новой подружкой, из-за которой распалась семья. В итоге от скуки, девочка бродит по большому дому и натыкается на некоторых существ, которые хотят стать ее друзьями.
Может быть фильм шаблонный, странные звуки из подвала, сладкие обещания дружбы на век и потом, настоящая чертовщина и ужасы в темноте. Но режиссер, все это смог достойно обыграть и создать интересную идею и сюжетную линию. Гильермо дель Торо, талантливый человек, и талант его проявляется во всем. Работа сценаристом и оператором, отлично продемонстрировали его таланты.
Сильный и атмосферный фильм, актеры справились отлично, но больше всех конечно мне понравилась Салли, маленькая девочка, которая страдала от расставания отца и матери, копя в себе ненависть к новой пассии отца. И по началу казалось, что фильм это некий психологический ужас, который переживает девочка, и все это выдумки ребенка. Но когда, появляются ужасы, становиться понятным и предсказуемым ужастиком, который все равно является интересным фильмом.
Гельермо Дель Торо очень талантливый человек, он снял шикарный фильм Лабиринт фавна, писал сценарии для трилогии Хоббита и тд. А в 2010 году взялся за продюсирование ужастика Не бойся темноты, а также Гельермо Дель Торо написал сценарий для этого фильма.
Режиссером выступил вообще не известный человек: Трой Никси который до этого снял всего один фильм. Зато актеров взяли очень маститых: Гай Пирс, Кэти Холмс и Бэйли Мэдисон. Бюджет составил скромные 25 миллионов долларов и кстати фильм никак не окупился и его сборы составили 24 миллиона долларов, и это очень печально, ведь фильм не тако й уж и плохой.
Сюжет у картины очень простой и незамысловатый. Но как по мне, какой бы сюжет не был простой, главное- это подача, ведь если создать интересных персонажей, которым можно было бы сопереживать, правильно их раскрыть, то можно создать очень качественный и хороший фильм. И с этим справились хорошо, главную героиню мы прекрасно понимаем, её отца тоже, разве что про её маму всё не очень понятно, но на сюжет она никак влияет, поэтому создатели так поступили. Но уж как то плохо раскрыли этих злодеев. Почему они оказались именно там ? Что не так с их логовом ? и так далее. Эти создания вызвали у меня массу вопросов.
И главный вопрос: пугает ли данная картина или нет ? Пугает, но не заставляет мурашки бежать по коже. Несомненно во время просмотра этого фильма вы будете находится в напряжении (страхе), но не в ужасе. А создаёт страх: атмосфера фильма и эти жуткие голоса. Этот фильм очень схож с Лабиринтом фавна, такая же смесь фэнтези и ужасов. Эту атмосферу создали благодаря цветовой гамме и практически всегда темном освещении фильма. На мой взгляд, если вы матёрый любитель ужасов, любите когда во время просмотра вам жутко страшно, а после фильма вы не можете заснуть, то этот фильм не для вас. А почему ? Потому что в фильме огромное количество клише, поэтому практически всегда понятно, что будет дальше и на кого нападут. Я ненавижу клише в фильмах. Ладно если в фильме их 2 или 3. Но в этом фильме их огромное количество. Главная героиня бессмертна, убьют кого-нибудь не значительного для сюжета и т.д. Но зато в фильме есть неожиданная концовка, которую я лично не ждала. Актёры отыгрывают неплохо, нигде не переигрывают, а ведь сейчас редко когда бывает чтобы маленькие дети хорошо играли.
В общем фильм неплохой, но я советую смотреть вам смотреть его на свой страх и риск и в принципе, я считаю что на один раз это фильм неплох. Посмотрел и забыл. А лучше всего из творчества Гельермо Дель Торо посмотреть Лабиринт фавна, он конечно же лучше.
Несравненная игра Бэйли Мэдисон, и при чём здесь землекоповые
Начну с того, что я обожаю Гильермо дель Торо. И как продюсера, и как сценариста, и как, в первую очередь, режиссёра. Хотя бы за его бесподобный 'Лабиринт Фавна'. Но этот фильм меня, мягко сказать, не обрадовал.
Но, всё по порядку. Прежде чем посмотреть этот фильм, я зашёл на 'Кинопоиск' дабы посмотреть оценки и прочитать рецензии на сие творение. Я был довольно-таки сильно удивлён, так как такого от создателя 'Тихоокеанского рубежа' я не ожидал. Но, всё-таки, переступая через свои собственные страхи и сомнения, я решился посмотреть этот фильм.
Начало ужастика довольно интригующее и захватывающее. Да, кстати, отдельное спасибо композиторам за музыку к вступительным титрам. Но чем дольше я глядел на экран, тем больше мне хотелось закончить просмотр. Единственное, что меня останавливало, так это Бэйли Мэдисон. На мой взгляд, в этом фильме она 'переплюнула' всех. И Кэти Холмс, и Гая Пирса, и создателей компьютерных эффектов. К чему здесь они? Да к тому, что, опять же, на мой взгляд, вот эти 'монстрики' (по-другому их и не обзовёшь) прорисованы крайне плохо. Кстати говоря, режиссёр фильма Трой Никси вдохновлялся землекоповыми при создании кхм-кхм... 'чудовищ'.
Что меня озадачило больше всего, так это 25 млн$ бюджета фильма. На что были потрачены эти деньги? Непонятно. В принципе, сам по себе фильм довольно необычный, но до оригинальной картины, разумеется, не дотягивает. В общем, подводя итог: 2 балла за сам фильм плюс балл за игру Бэйли Мэдисон плюс балл за музыку к вступительным титрам и плюс ещё один балл за труды и старания Гильермо дель Торо. Про отвратительную актёрскую игру Гая Пирса я вообще молчу. Итого...
И снова еще один проект, приковывающий зрителя не по имени известного режиссера ( таrим он и не является), и не только из-за известных актеров ( а они тут очень не плохие, стоит отметить), а по имени известного продюсера, по совместительству режиссера, сценариста и даже актера ( в основном, это озвучивание или создание определенных голосов для своих фильмов) - Гильермо дель Торо. Мексиканец не скрывает, что готов инвестировать интересные проекты режиссеров – новичков, быть консультантом при создании сценария или прочих элементов. Проект Троя Никси под названием “Не бойся темноты” подошел идеально по всем параметрам – режиссер – дебютант, интересная история в жанре триллера + фэнтези, обладающая своим необычном стилем. Казалось бы, что ничего не предвещало беды, но фильм не оправдал никаких ожиданий. Даже крошечных.
Далекая осень 1910 года. В поместье художника Эмерсона Блэквуда происходит странные вещи, приводящие к исчезновению владельца. Наше время. Известный архитектор Алекс живет со своей спутницей Ким и потихоньку восстанавливает особняк. В гости к нему приезжает дочь от первого брака – Салли. Девочка очень замкнута и необщительна, однако, через какое – то время, странные голоса заставляют девочку сначала найти потайную комнату самого Эмерсона Блэквуда, а затем и открыть очень старый камин, выпустив тем самым древнее зло…
И снова за такое непростое дело берется режиссер - дебютант. Трой Никси отлично справился со стилем и атмосферой, наполнив свой фильм скорее готической, мрачной атмосферой. Сразу хочется сказать, что винить режиссера не в чем, он сделал свою работу, а именно просто взял и отснял такой некудышный сценарий, который ему подсунули, ничего более. И от того становится обидно, что за сценарий отвечает все тот же Гильермо дель Торо! Вместе с Мэттью Роббинсом они сделали отличную, интригующую завязку, уходящую прямиков в прошлое, но постепенное развитие сюжета приводит только к одному – сну. Фильм скучен, а банальные диалоги и глупые действия еще больше добавляют дров костер. Поразительно, как герои, в таком карточном домике, не слышать огромный взрыв – удар от дверцы камина. Поразительно и то, что не смотря на оригинальность, в сценарии просачивается предсказуемость. Разочаровывающим выглядит и концовка. Зато, Дель Торо бережно отнесся с к персонажам, а именно к Алексу, Ким и Салли, являющейся главной героиней ( тоже хороший и интересный подход, чем сделать главного героя намного старше). Герои хорошо прописаны, чувствуются, за них хочется переживать. Сценарий не плохой, но и не идеальный, Гильермо мог и подлатать свое судно. Отличную операторскую работу показывает Оливер Степлтон – очень красивая картинка в момент сменяется темнотой, где блуждают чудовища. Благодаря оператору, лента полна нужной атмосферы и стиля. Стоит отметить и труды специалистов по визуальным эффектам, создавшим каких – то человекоподобных крыс, чьим плюсом является темнота. Они заманивают зрителя к себе ( если зритель не успел уснуть к тому моменту), на свою территорию. Очень хорошо себя показывают и композиторы Марко Белтрами и Бак Сандерс – музыка получилась что – надо. В ней звучит не только динамичные моменты или моменты драмы, но и нужная атмосфера, дающая в связке с операторской работой очень хорошую реакцию.
Свой плюс в копилку вносит актерский состав. Вместе с звездным составом, включающим Гая Пирса и Кэти Холмс, в пару к ним приставили Бэйли Мэдисон, успевшей на тот момент поработать как в нескольких крупных сериалах ( “Доктор Хаус”, “Терминатор: Битва за будущее”), так и во многих хороших кино проектах ( “Мост в Терабитию”, “Братья”). Мэдисон уделяют много внимания и не зря, ведь она главная героиня. Бэйли показывает очень хорошую игру, натуральную и не наигранную, что фильму только в плюс. Девочка полностью оправдала ожидания, надежды и некоторые сомнения, связанные с выбором главной героини. Звездам же остается только быть на втором плане, иногда что- то говорить, быть на подхвате, что – то делать, а иногда спасть героиню из плена мохнатых человекоподобных крыс. Хороший актерский состав, очень уверенная, слаженная актерская игра. Кстати, Гильермо дель Торо и тут себя проявил, его камео можно увидеть в сразу после вступления в “настоящее время”.
Итого:
“Не бойся темноты” – это хорошие сочетание стиля и атмосферы, дополненной хорошей игрой актеров. Минусом же является очень тусклый, в каких-то моментах очень скучный сценарий, просто усыпляющий зрителя. 100 – минутый аттракцион превращается в настоящую муку и желание, что бы это наконец закончилось. Хочется вытащить фильм из грязи, да и пункт “режиссер – дебютант” активирован, но фильм настолько слабый, что его не спасают не стиль, ни слаженная атмосфера, ни игра актеров. Возможно, фильм понравится любителям сказок, ярым фанатам Гильермо дель Торо или людям, которые не могут жить без ужастиков, как бы они не были сняты, но лично меня творение Никси просто усыпило получше любого снотворного будет. Смотреть или нет – дело только ваше.
Художник комиксов Трой Никси под предводительством самого Гильермо дель Торо, создаёт гротескную байку про живущих в глубоком камине существ, прародителем которых выступил близкий родственник крота - землекоп. Проворные гады, которые оказались ещё и чернобыльскими 'зубными феями', получились нечто средним между горбатым Голумом, но только меньших размеров и обыкновенной крысой, с такой же отвратительной мордашкой и торчащими зубами. Особи эти умны не по виду и зловещи не по размеру, охотятся преимущественно стаей и на детей, забирая их в свою бездонную пучину, так как нуждаются они в дентине.
Помимо мерзопакостных тварей, в фильме присутствует какой-никакой сюжет с довольно пресными персонажами: стандартно скептический батя Алекс (Пирс), благодушная мачеха Ким (Холмс) и неприветливо-неконтактная девочка Салли (Мэдисон) - чьё имя, богомерзкие зверюги, будут шептать уже с самого её приезда в этот роскошный дворец на Род-Айленде. В фильме витает достаточно мрачная атмосфера, уже с самого начала: и от увиденного пролога, и от изящной работы Оливера Стэплтона, и от громадного особняка, который априори излучал из себя подвальную мистику с не менее притягивающей таинственностью, которые и сыграли злую шутку с маленькой девочкой, пробудив застойный аппетит у «лилипутов-спиногрызов». Кино хоть и импонирует стилем а-ля «Гремлины» или «Зубастики» и подано качественно и профессионально, но как-то скучно и занудно развивается, давая предчувствовать те или иные неожиданные моменты, хотя финальная стычка смотрится вполне себе привлекательно. Актёрский состав порадовал игрой Бэйли Мэдисон, которая на фоне, не слишком раскрывшихся персонажей Гая Пирса и Кэти Холмс, выглядела более убедительно, чем её предки.
Вердиктируя фильм «Don’t be afraid of the Dark», прежде всего хочется отметить неоднозначное впечатление о фильме, качество которого, да и в принципе весь сценарий и сюжет, смотрится на уровне, но какое-то слишком предсказуемое действие и неглубинность смысла, наверное, оставляют двоякий осадок.
Когда к фильму прикладывает руку сам Гильермо дель Торо, то это значит, что проект стоящий и с ним необходимо ознакомится. Кинематографист работает во многих жанрах и уже давно стал одной из наиболее значимых фигур современного Голливуда. Дель Торо в первую очередь знаменит, как постановщик таких памятных картин, как «Хэллбой» и «Тихоокеанский рубеж». Не гнушался он и ужасами, сняв в 90-х один из самых колоритных хорроров десятилетия, «Мутанты». После него режиссер покорил и критиков, и зрителей драматичным «Хребтом дьявола», в который была аккуратно вплетена мистика, удачно дополняющая основное повествования. В дальнейшем же дель Торо переключился на куда более кассовые ленты, но ужасы все-таки не забыл, а периодически участвует в их создании, как продюсер. Одним из наиболее амбициозных хоррор-проектов дель Торо последних лет должен был стать фильм «Не бойся темноты», который аналитики еще задолго до премьеры приписали к потенциальным лидерам проката. И действительно, ожидания по поводу этого фильма были воистину велики. В авторитете дель Торо никто не сомневался, и он без особых проблем смог заполучить в свое распоряжение бюджет в размере 25-ти миллионов долларов. В режиссерском кресле оказался многообещающий дебютант Трой Никси, ранее работающий в коротком метре, но обладающий оригинальным творческим видением постановщик. Ну а для того, чтобы «Не бойся темноты» стал успешным, продюсеры решили пригласить на главные роли звезд первой величины – Гая Пирса и Кэти Холмс. Казалось, что фильм обречен на успех, так как его курировал продюсер с мировым именем, снимал действительно талантливый режиссер, актеры знамениты в первую очередь преданностью работе, а в основе сценария лежал одноименный классический фильм ужасов. Однако, когда состоялась столь долгожданная премьера, стало понятно, что фильм способен разочаровать даже самых преданных почитателей жанра. То, что начиналось, как отличное развлечение, способное здорово покоробить психику, в конце концов выродилось в некий неудобоваримый фарс, который хочется в скором времени забыть. С такой легкостью уничтожить столь весомый потенциал еще нужно было уметь. И винить в этом можно как дель Торо, так и Троя Никси, которые не знали, что именно им стоило показывать и выдали нам сырой, непродуманный проект, снятый непонятно зачем и для кого.
Сам же сюжет фильма переносит нас в старинный особняк, который долгие годы стоял без хозяина, так как жители небольшого городка, где он находится, стараются обходить его стороной, так как хозяин дома, известный художник, некогда бесследно исчез и все считают, что в этом виновато зло, затаившееся в подвале. Но прошло время и страхи прошлого отошли в сторону перед возможностью неплохо заработать на продаже особняка. Для последующей перепродажи его выкупает талантливый реставратор Алекс (Пирс), которому в нелегком деле восстановления старинных комнат и коридоров помогает молодая невеста Ким (Холмс). И все их дело шло по плану, пока в дом не приезжает юная дочь Алекса от первого брака, Салли (Бэйли Мэдисон), благодаря присутствию которой из недр подземелий пробуждается то самое зло, которое некогда сгубило хозяина особняка, и вот теперь оно намерено расправится с новыми обитателями жилища. Таинственные жители подвала решают действовать через девочку и манипулируют ее разумом, чтобы она выполняла все их требования. И если поначалу столь необыкновенные приключения были для Салли в радость, то когда незримые хозяева подземелий пускают людям первую кровь, она наконец-то понимает, что не всегда стоит верить сладким уговорам, а необходимо в первую очередь во всем советоваться с родителями и говорить им обо всех странностях, какими бы невероятными они не были…
Картина Троя Никси и Гильермо дель Торо начиналась, как загадочный, мрачный хоррор, в котором полным-полно тайн. И действительно, у «Не бойся темноты» было классическое вступление, чье действие развивалось в далеком прошлом, и мы видели, что в доме действительно присутствует мистическое сотворение, от которого практически нет спасения. Несчастный хозяин особняка стал одной из первых жертв незваных гостей и становится понятно, что компромиссов от истории ждать не стоит. Создатели фильма не скупились на жесткие, кровавые кадры, но при этом не перегибали палку и показывали все кошмары вполне удобоваримым образом, чтобы не отпугнуть от просмотра аудиторию помладше. Порадовало и то, как поработали художники-постановщики вместе с отделом декораций. Старинный особняк выглядит величественно и внушает трепет одним своим видом. Приятно и то, что антураж «Не бойся темноты» несмотря на всю свою готику и гротеск выглядит неподдельным и складывается впечатление, что подобные места существуют в действительности, а не созданы исключительно для съемок фильма, как это было в памятном «Призраке дома на холме». На соответствующий напряженный лад настраивает также и саундтрек от прославленного маэстро Маоко Белтрами. Композитор написал для фильма ряд прекрасных композиций, великолепно обрамляющих собой сцены различного драматического накала. Порой именно работа Белтрами приковывает к себе все внимание зрителей и немного сглаживает недочеты в работе режиссера, нагнетая необходимый накал саспенса.
Как становится понятно, с технической точки зрения «Не бойся темноты» вызывает только приятные чувства и с такими вводными данными можно было бы создать чуть ли не лучший фильм ужасов целого десятилетия и приблизительно до середины хронометража лента шла как раз в этом направлении. Создатели умело играли с нашим интересом и не спешили открывать все карты. Казалось, что все тайны особняка откроются только в концовке, но вдруг, ни с того, ни с сего, Никси и дель Торо выпускают в кадр своих полу рослых монстров, напоминающих с виду изголодавших Горлумов из «Властелина колец» с обостренным желанием заполучить в свое распоряжение человеческие зубы. Оказывается, что «Не бойся темноты», это вариация истории о Зубной фее, но с уклоном в хоррор. И как только скрывающиеся чудовища во всей красе предстали перед камерой, абсолютно все напряжение, логика и таинственность постановки исчезли в неизвестном направлении. Режиссер непомерно спекулировал на своих то ли эльфах, то ли феях и показал их, как не в меру суетливых, энергичных мини-чудовищ, которых невозможно воспринимать всерьез. А усугубляет ситуацию вечно апатичная игра Бэйли Мэдисон, согласно сценарию наиболее тесно общающаяся с монстрами. В сценарии для Мэдисон прописана глубокая душевная травма, но юная актриса словно не играла роль, а пребывала в состоянии постоянного уныния, что окончательно разочаровывает.
В итоге хочу сказать, что «Не бойся темноты» относится к той категории фильмов, которые начинали за здравие, а окончили за упокой. Непонятно почему ведущий куратор проекта, Гильермо дель Торо, скатил свой проект в откровенный фарс, хотя обещал нам, что фильм будет по-настоящему интересным и напряженным. Праведному разочарованию нет предела!
Впечатление от фильма двоякое. Современная часть истории (был еще пролог, о нем позже) начинается банально, тем не менее интересно: архитектор Алекс, его подруга Ким и маленькая дочь приезжают в поместье Блэквуд. Алекс, который вложил все деньги в старинный особняк, сейчас занят его реставрацией. Маленькая Салли, оставленная без присмотра, бродит по гигантскому поместью и обнаруживает заколоченную дверь в подвал.
Повторюсь, начало фильма было весьма многообещающим. Красивый интерьер особняка, витражи в окнах, одним словом, классика жанра. На ужастик я не рассчитывала, хотелось посмотреть интересную историю. И тут всплыли огромные прорехи в сценарии, делающие фильм похожим на книгу с вырванными страницами. Естественно, последнее сказалось на результате.
Пролог. Девятнадцатый век, первый хозяин особняка, полусумасшедший чумазый, а главное - беззубый лорд Блэквуд шуршит в темном подвале.
Уже через минуту действие переносится в наше время. Мы видим:
Салли – одинокая девочка, отправленная беззаботной мамашей к отцу. Мать считала, что дочурка слишком активна, поэтому пичкала ее антидепрессантами.
Алекс – унылейший тип, помешанный на работе.
Ким – более-менее адекватный персонаж, хоть как-то пытающийся наладить отношения с девочкой.
Малышка Салли начинает слышать шепот. Как выяснилось позже, он доносится из камина, расположенного в том же подвале. Что бы сделала среднестатистическая девочка, узнав, что дом кишит неизвестными существами? Мне кажется, девочка тихо отползла бы подальше, стараясь забыть о происшествии. Любая, но не Салли. Малышке, накушавшейся антидепрессантов, все нипочем. Она снова лезет в подвал. Регулярное общение с существами дает свои плоды. Салли боится темноты, взрослые не верят ее рассказам, считая девочку слегка пришлепнутой.
Меж тем каждая ночь превращается для Салли в кошмар. Существа свободно шастают по дому, заходят в ее спальню, собираясь сожрать упитанную девичью тушку. Пару раз им мешает Ким, случайно оказавшаяся рядом. Только она постепенно начинает догадываться о происходящем, а позже узнает правду. А правда нелепа и комична.
Еще минут сорок фильма отводится на борьбу женщин с ушлыми тварями. Мужчины в противостоянии не участвовали.
Итого: фильм забавный, снятый красиво, но небрежно. Тема зубов не раскрыта. Кино прекрасно подходит, чтобы скоротать вечер, не загружая мозг, но приготовьтесь к тому, что ваши вопросы останутся без ответа.