Порох

год
страна
слоган-
режиссерВиктор Аристов
сценарийВиктор Аристов, Артур Макаров, Игорь Лисичкин
директор фильмаДмитрий Гербачевский
операторЮрий Воронцов
композиторАркадий Гагулашвили
художникВладимир Банных
монтажИрина Гороховская
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  1.3 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время92 мин. / 01:32
В основе фильма — реальный факт из истории обороны Ленинграда. Осенью 1941 года под огнем вражеской артиллерии и налетами авиации небольшой отряд доставил из Кронштадта порох, необходимый для обороны города…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В результате пожара, нужного по сюжету фильма, выгорел форт «Император Александр I».

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Одно лишь краткое название, вспыхивающее в зрительской памяти как порох, и невероятно аутентичная, одна из самых грандиозных по неподдельности ощущений даже в мировом кино большая сцена вражеского артобстрела, под огнём которого малочисленный отряд должен осенью 1941 года доставить в Ленинград запасы пороха, необходимого для обороны города… Только этого достаточно для того, чтобы фильм Виктора Аристова, безусловно, лучший в его недолгой карьере постановщика, остался в истории отечественного кинематографа. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Начало войны часто называют самой чёрной вехой в истории страны. Однако, не стоит забывать, что тогда люди были охвачены не только страхами, но и эйфорией от уверенности в скорой победе. Со временем эта эйфория сошла на нет, и пик кризиса ударил в 1942 году. Действие же картины происходит в сентябре 1941 года в осаждённом Ленинграде и его окрестностях. Фабула чрезмерно проста: есть команда, есть командир, есть задание, выполнять! Так было бы в американском кино. Или в современном нашем. В 1985 году у художников ещё сохранялся вкус к кино, поэтому каждая составляющая фабулы раскрывается под разными углами. Как и его коллега, Семён Аранович, Аристов создаёт целую азбуку человеческих судеб. Она состоит из портретов людей, поставленных в экстремальные условия и старающихся сохранить человеческое лицо на фоне бесчеловечной войны.

    Юрию Беляеву, сыгравшему Никонова, удалось создать портрет героя, сосредоточенного на главном настолько, что внешне он остаётся спокойно-равнодушен почти ко всему, что не касается войны. Мелочные проблемы других людей его как бы не беспокоят. Чтобы преодолеть в себе эту жёсткость герою пришлось пройти через Кронштадтское побоище и несколько раз побывать на волосок от смерти. Его смягчение в финале есть главная его заслуга и награда.

    Главный конфликт картины — это конфликт военного времени и человека. Вернее, человека и военного времени. Это и есть внутренний конфликт Никонова. На протяжении всего фильма он борется с этим внутри себя. Начиная с начала картины, где под предлогом законов военного времени он вынужден уволить человека и даже отдать его под стражу. Самое сложное для Никонова — это чувство ответственности, которое возложено на него самим Ждановым. Сначала это так и есть, но позднее, когда на экране появляются оторванные конечности молодых матросов, за смерть и увечья которых ответственным является в первую очередь сам Никонов, чувство это стократ увеличивается и принимает совсем иную форму. Теперь это не формальная обязанность — доставить порох в Ленинград, а соприкосновение с судьбами живых людей, с их реальной жизнью, ответственность за их существование. Никонов учится под другим углом смотреть на проблему. За короткий срок в несколько дней Никонову, до этого бывшему в тылу, в Ленинграде приходится испробовать многое, в том числе, и смерть товарищей. И всё это время в его голове и указаниях действуют законы военного времени. Даже в самый отчаянный момент Никонов всё равно принципиально идёт на риск при выполнении задания. Потому что понимает — порох нужно доставить любой ценой. Любой. И сам Никонов готов заплатить даже самую высокую цену.

    И тем не менее, несмотря на отчаянность в поступках Никонова, он остаётся упрямо верен себе и своим начинаниям. Надо отметить его внутренний стержень, ведь задание Жданова он понимает не только как исполнение долга перед Родиной, но и как вызов самому себе. У каждого человека в военное время кроме общего дела всегда существует и своя собственная война. Это очень важно учитывать для понимания психологии героя. И Никонов смело идёт на выполнение задания, понимая, что для него это проверка. Проверка, с которой он прекрасно справляется, хоть и не без жертв, но… законы военного времени.

    Важно отметить, что режиссёр огромное внимание уделяет деталям и обстановке, создавая атмосферу достоверности. Кстати, атмосфера в картине своеобразна и достигается она с помощью ручной камеры, часто смотрящей глазами героя или, по крайней мере, продвигающейся за ним долгое время. Таким образом создаётся эффект присутствия. В том же 1985 году Элем Климов снял фильм «Иди и смотри», где камера работала похожим образом, только менее динамично. Выходит, к сорокалетию победы над немецко-фашистским захватчиком (вот уж нелепое словосочетание, не так ли?) были сняты очень сильные картины, по духу способные заставить людей не на шутку переживать. Впрочем, про картину Климова разговор особый, вернёмся к «Пороху».

    Конечно не обошлось в картине и без темы вечной темы отношения к немцам. Аристов, как и Аранович, придерживается точки зрения, что воевали не с немцами, а с фашистами. Так рассуждали многие, освободившиеся от цензурного гнёта и режима, где немец был только врагом, бесчеловечным и безжалостным. Впрочем, и Аристов и Аранович вуалируют свою позицию, они всё время как бы отходят в сторону, в чём их большая заслуга, выставляя на первый план непосредственных героев картины.

    В картине есть ряд блестящих сцен, как актёрских, так и режиссёрских. Из актёрских работ хочется выделить, конечно, Юрия Беляева, сыгравшего главную роль. А из режиссёрских (или сценарных) находок, сцену после первого самолётного обстрела, во время погрузки пороха и щенячью радость оставшихся в живых матросиков. Потрясающая сцена.

    Вообще название фильма целиком оправдывает не только сюжетную линию, но и структуру картины. Каждый эпизод фильма — это бочка с порохом, которая вот-вот рванёт. Таков и характер самого Никонова, он в любую секунду готов взорваться. Таким образом, внутри картины создаётся колоссальное нервное напряжение, которое заряжает зрителя на активное сопереживание героям и доставляет удовольствие посредством адреналина. Тем ценнее жизнеутверждающие слова Никонова, сказанные ближе к финалу: «Я хотел бы родиться там, где я родился. А щас хочу быть в Кронштадте, хочу привезти порох. И буду счастлив!»

    «У меня сейчас внутри бочка пороху,
    Только спичку поднеси — будет шороху!
    А башка моя сама в петлю просится -
    То, что сводит нас с ума, то и по сердцу!»

    Михаил Башаков, 2002

    14 января 2011 | 01:33

    Хороший фильм. Всем примерно ясно, каковы характерные черты «ленинградской школы», но не только Герман в общем ее перерос и не может быть описан исключительно характеристиками этой школы, но и Аранович тоже несводим. Вот именно «Порох» укладывается в суровый стилизационный и тематический канон школы. Фильм о «перед Апокаллипсисом». Очевидный подтекст предстоящей катастрофы разыгрывается автором через сцены с ближними, котом, мелькающими персонажами, участь которых зрителю совершенно понятна. Отсюда — сдержанный тон, эмоциональная застегнутость персонажей (сравните с «Торпедоносцами»).

    Аристов дальше работал в своем ключе, но вот именно «Порох» остался точной, качественной работой о локальном вроде бы событии войны. Отдельного упоминания заслуживает работа с натурой — питерская разваливающаяся периферия, пригород подобраны стилистически безупречно. Я не готов назвать «Порох» самым удачным фильмом о войне, но в золотой фонд картин этого направления работа входит. Авторская совершенно картина, актеры работают себе как часы, но именно в рамках подчинения общей цели. Не феерит ни Беляев ни остальные в режиссерской узде (а у Германа и Арановича же актерства было больше). Целомудренный, печальный фильм, снятый с интонациями стоицизма.

    7 из 10

    1 сентября 2016 | 16:05

    Заголовок: Текст: