всё о любом фильме:

Великий диктатор

The Great Dictator
год
страна
слоган«The Comedy Masterpiece!»
режиссерЧарльз Чаплин
сценарийЧарльз Чаплин
продюсерЧарльз Чаплин, Картер Де Хейвен
операторКарл Штрусс, Роланд Тотеро
композиторЧарльз Чаплин, Мередит Уиллсон
художникДж. Расселл Спенсер, Эдвард Дж. Бойл
монтажУиллард Нико, Харольд Райс
жанр драма, комедия, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Великобритания  9 млн,    Франция  8.03 млн,    Испания  2.51 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время125 мин. / 02:05
Номинации:
Главный герой фильма, еврейский цирюльник, сражается в рядах армии своего государства Томании. Однажды, во время одного из сражений, он спасает жизнь летчику Шульцу, но в результате довольно жесткого приземления ударяется головой, теряет память и долгое время находится в больнице.

Шли годы, война давно уже закончилась, и в Томании приходит к власти диктатор Аденоид Хинкель, который яро ненавидит евреев и очень сильно похож на того самого еврейского цирюльника. Хинкель жаждет завоевать весь мир, а в это время цирюльник выходит из больницы и, ни о чем не подозревая, пытается наладить старую жизнь. Однако впереди его ждут невероятные приключения…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
34 + 3 = 37
8.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм был хорошо принят после премьеры и был популярен среди американской публики. Реакции критиков были неоднозначны, многие критиковали речь в конце фильма. Многие также считали некорректным образ штурмовиков из фильма.
    • Согласно мемуарам маршала Мерецкова, во время Великой Отечественной войны фильм был предложен для проката в СССР, но после закрытого просмотра для членов правительства Сталин дал низкую оценку художественным качествам фильма.
    • Имена соратников Хинкеля похожи на имена соратников Гитлера. Гарбич (что звучит похоже на англ. garbage — мусор), правая рука Хинкеля, похож на Йозефа Геббельса, маршал Херринг был явно скопирован с шефа люфтваффе Германа Геринга. Также нет сомнения в том, что Бензино Напалони был пародией на Бенито Муссолини.
    • Создание фильма совпало с ростом международной напряжённости. Ходили слухи, что этот фильм, как и некоторые другие антифашистские фильмы, не выйдет в прокат, чтобы не навредить нейтральным отношениям между США и Германией. Однако этого не произошло из-за того, что Чаплин был финансово и творчески независим от других студий. К тому же отказ вывести фильм в прокат привёл бы к банкротству Чаплина, так как он вложил в него полтора миллиона долларов.
    • По данным документального фильма «Бродяга и диктатор» (2002), фильм был послан Гитлеру, и Гитлер сам видел этот фильм (этот факт подтверждается свидетелями). Чаплин, услышав что Гитлер посмотрел фильм, сказал: «Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».
    • Еврейская публика была тронута изображением еврейских персонажей, их верностью долгу, что было табу в тогдашнем Голливуде. В своей автобиографии, опубликованной в 1964 году, Чаплин пишет: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».
    • Фильм демонстрировался в Лондоне во время битвы за Британию и, как сообщалось, способствовал поднятию боевого духа.
    • еще 4 факта
    Трейлер 02:32

    файл добавилFineBed1985

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Замысел этой картины Чарльза Спенсера Чаплина возник ещё в 1937 году, когда многие не считали Адольфа Гитлера настоящей угрозой для всего человечества. Между прочим, на внешнее сходство экранных персонажей Чаплина и нацистского вождя впервые обратил внимание британский продюсер и режиссёр Александр Корда, венгерский еврей по происхождению. Сам Чарльз Чаплин потом с изумлением обнаружил другие «общие черты» с Гитлером: они родились с разницей всего лишь в четыре дня, были примерно одного роста и веса, в детстве и юности встретились с бедностью и житейскими лишениями. Позднее Чаплин признался, что не смог бы просто пародировать фюрера в «Великом диктаторе», если бы ведал всю правду о концентрационных лагерях и истреблении евреев. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 110 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Классический кинофильм Чарли Чаплина 1940-го года. Политическая сатира на нацизм и на диктаторов тоталитарных режимов.

    Действия фильма начинаются в период Первой Мировой войны. Молодой еврейский цирюльник сражается за свою страну Томанию. Во время одного из сражений он спасает жизнь летчику Шульцу, но сам получает тяжелую травму и впадает в кому на 20 лет. Война закончилась, наступило время перемен. Страной руководит великий диктатор Аденоид Хинкель, ненавидящий евреев и желающий поработить весь мир, а к тому же он как две капли воды похож на цирюльника. В то время как Хинкель придумывает планы по захвату соседней страны, цирюльник пытается восстановить свою прежнюю жизнь, попутно знакомясь с девушкой Ханной, с которой он и окунется в водоворот невероятных событий.

    Историческую значимость «Великого Диктатора» сложно переоценить. Это первый голосовой фильм Чарльза Чаплина, и как многие считают — его политический манифест. Выход картины был сопровожден рядом трудностей, т. к. США в 1940 году еще придерживались нейтралитета в отношениях с Рейхом, однако фильм был показан на большом экране все равно, и имел большой успех. Кроме того, кино демонстрировалось в Лондоне во время битвы за Британию, сопутствуя поднятию боевого духа среди солдат и горожан, постоянно подвергающихся немецким бомбардировкам.

    Во время войны выпускалось множество антинацистких фильмов, однако произведение Чаплина выделяется из них. Нужно быть очень талантливым человеком, чтобы суметь качественно показать важные проблемы общества, одновременно сохранив людям хорошее настроение. Выставить напоказ пороки диктаторов, которые они так тщательно маскируют за своими пафосными речами, и воплотить их в актерской игре. В этом особенность «Великого диктатора». Как я и писал выше, он отображает проблемы, намекая на пути их решения, при этом не вгоняя зрителей в отчаянье, а наоборот, подбадривая. Именно поэтому сей фильм показывали во время битвы за Британию, и именно поэтому же он поднимал настроение и боевой дух людей. В этом и заключается гений Чаплина, который многие несправедливо очерняют.

    К слову, иронию мы можем наблюдать в самом описании: великого арийского вождя ведущего нацию сверхлюдей в светлое будущие не отличить от «грязной крысы» и «вонючего жида» цирюльника, чей внутренний мир к слову куда богаче Хинкельского.

    В речах Ханны мы с первых минут ее появления в фильме видим призыв Чаплина объединится против нацисткой угрозы, такую же самоотверженность наблюдаем и в остальных героях. Проблема правоохранительных органов, превращающихся в тоталитарном государстве в аппарат принуждения и насилия, в картине замаскирована под шуточную драку цирюльника с нацистким офицером. Бедолага зовет на помощь полицию и говорит, что хочет подать в суд на офицера за оскорбления, но ирония то и заключается в том, что его унижает как раз те, кто должен защищать. И нет здесь справедливого суда и справедливых законов, как нет свободы и справедливости вообще…

    Кульминацией произведения, безусловно, является конечная речь Чаплина. Речь, вызвавшая столько споров. Но отбросив левые идеи Чарльза, которые в его высказывании имели далеко не ведущую роль, мы увидим, что главным было призвать людей к доброте. Обычной доброе, о которой в 20 веке мы все забыли. Диктаторы сделали из личностей машины для убийства. Машины, уничтожающие свободу и жизни миллионов. Машины, сражающиеся за мнимое общее благо. Благо, которое никогда не настанет, благо ставшее откровенным обманом. Пока жива в нас личность, мы будем оставаться людьми. Людьми, которые не дадут кровавым диктаторам смешивать нас с грязью. Он говорит не сдаваться и бороться. Но бороться не за диктаторов, а бороться за свою свободу, потому что она превыше всего. Больше никаких обожествленных тиранов, никакой деспотии, геноцидов и расстрелов, только демократия и жизнь! А будущая победа антигитлеровской коалиции подтвердит его слова.

    Обращаясь уже к вам, дорогие читатели. Пожалуйста, не 

    потеряйте свою личность, не видитесь не на милитаритские, псевдопатриотичные речи политиков, это все один большой обман. Сохраните в себе свободу и дух демократии. Нельзя допустить повторится тому, что было в двадцатом веке. И как говорил Чаплин, не забывайте что вы люди, а не машины.

    24 июля 2016 | 20:21

    Фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор» вышел в 1940 году. Во время Второй мировой войны зритель смог увидеть отнюдь не смешную пародию на Гитлера, а скорее грустную историю о жизни евреев в еще довоенной Германии.

    Итак, в некой стране «Томании» после первой мировой войны к власти приходит агрессивная партия во главе которой стоит Хинкель. И все различие с его прототипом является пожалуй имя. А остальное — мимика, манера произносить речи до боли похожа на настоящего Гитлера.

    В то же время в свой дом, после двадцатилетней амнезии, вызванной войной, возвращается еврей-парикмахер, которые ничего не подозревает об изменениях произошедших в стране в связи с приходом новой власти. В его еврейском «гетто» полиция творит абсолютный беспредел: громит лавки, избивает жителей, а люди смиренно терпят происходящее. В своем доме он знакомится с девушкой, которая смело отбивается сковородкой от нападающих и мечтает сбежать в другую страну.

    На самом деле фильм получился не о самом диктаторе, а скорее о том, что происходило, когда он оказался у власти. А начались ужасы, которые я не ожидала увидеть в комедии, но с другой стороны как вообще можно было снять чистую комедию о гонениях евреев? Как можно было их высмеивать? — в фильме они были изображены самыми искренними и положительными героями, которые даже в самых неловких ситуациях были показаны мило.

    Но в то же время фильм оставил отпечаток Чаплина. Он от души поиздевался над Хинкелем: этот герой падает, микрофоны гнутся от его речей, а девушек он соблазняет забавным рычанием. Тут же и одна из известнейших сцен, а именно, его игра с шариком в форме земли, которую он кокетливо подбрасывает и очаровательно ловит.

    Чаплин никогда не скрывал тот факт, что он был противником Гитлера, несмотря на то, что образ бродяги был схож с внешним обликом Гитлера, а их разница в их днях рождениях всего в четыре дня. Гонения на евреев были ему омерзительны, это то, что он не смог оставить без внимания и это было одной из причин того, что фильм вышел в прокат.

    Последняя сцена, где герой произносит речь, обращенную ко всем жителями Томании и солдатам, это и есть голос Чаплина, ужаснувшегося тем, что происходило в мире, во время съемки киноленты. Мне хочется закончить его цитатой.

    … Мы набрали скорость, но замкнулись в себе: имея машины, которые приносят богатство, мы по-прежнему нуждаемся. Наше знание сделало нас циничными, а наш ум сделался жестким и недобрым. Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем: больше чем машины, нам нужна человечность, больше чем ум, нам нужна доброта. Без этих качеств жизнь будет полна насилия, и все будет потеряно.

    7 из 10

    15 сентября 2012 | 21:38

    Самое уникальное в фильме, то что жестокий тиран показан шутом. Шутом которого бояться даже стыдно. Как было в фильме, а как было на самом деле. На самом деле, у Гитлера была армия что держала всю Европу в страхе; в фильме у ГИНКЕЛЯ была смехотворно жалкая армия, самолеты сталкивались друг с другом, при этом на параде а не на фронте. В фильме еще присутствует сцена где он старается внушить величие делая свое сиденье выше. Но у него не получалось. Сцена так и кричит «чем выше нос не задирай, великим не станешь!». Фильм как и «Малыш» содержит результат кармы. Если в «Малыше» женщина делая добро нуждающимся находит своего сына, в «Великом диктаторе» парикмахер на войне спасает пилота, который во время тирании над евреями, помогает ему и его друзьям. Есть также момент, где Гинкель показывает насколько он низок, что даже своим же словам не верен а также меркантилен. Это показывает сцена где он оставил евреев в покое на время, только для того чтобы богатый еврей дал ему взаймы денег для войны. Гитлер бы в гробу перевернулся.

    Что касается парикмахера, так это простой человек. Добродушный еврей. К тому же влюбленный мужчина, который уже пробыл на войне, видел взрывы и смерти, из-за войны лишился памяти и чуть было не лишился своей парикмахерской. Из-за тирании фашистов он оказался в бегах, в риске находятся его друзья и его возлюбленная. Это тот самый человек, которого можно назвать жертвой войны и тирании. Фильм вызывает смех до финальной реплики парикмахера которого приняли за Гинкеля, так как внешнее сходство стопроцентно. Финальная реплика так и наворачивает слезы. Реплика, как и весь фильм призывают к демократии, или проще говоря к миру. Картина как такова призывает не боятся диктаторов, не стараться превосходить других, жить дружно и любить, призывает к миролюбию. Вернемся к финальной реплике Чаплина. Благодаря этой самой реплики этот фильм еще жив, хотя сам Чаплин давно мертв, но если подумать можно ли сказать что он мертв, ведь его идеи все еще живут в его фильмах. В фильмы его остаются актуальными, ибо эти фильмы призывают быть человечнее, при этом не навязывая и без тяжести. Фильмы его легки для восприятия потому они остаются в памяти на долго, а главное в сердце.

    3 марта 2016 | 22:25

    Создать супер боевик не трудно, минимум актёрской игры, максимум спецэффектов. Но правильно сочетать в одном фильме и смех и слёзы… может только Чаплин.«Великий диктатор» это история времени, народа, да и всего мира. Ведь каждый знает имя этого диктатора и всё то страшное, что с ним связано. Ч. Чаплин показывает его с другой стороны, стороны юмора. Ведь правда, смешно видеть, как А. Гитлер лёжа на столе подчиняет себе весь «земной шар»,как толи рычит, толи хрюкает при виде красивой девушки, как пытается сделать себя выше и величественнее при помощи стула, и подушки.

    Мне очень понравилась девушка, игравшая еврейку.(Полетт Годдар, третья жена Чаплина.)Красивая, смелая и эмоциональная.

    В конце фильма, через одного простого цирюльника передаётся речь всего народа. Ненависть к нацистам и тем диктаторам, которые пользуются душами людей, внушают им «правильный выбор»,а тела используют как орудия войны. Страх, что мир останется таким же. Таким же жестоким. Но человеческой душе дарованы крылья и они могут возвысить над грязью, и перестав совершать бессмысленные убийства, перевороты, постараться сохранить мир. Мир мирный и окрылённый.

    5 марта 2014 | 22:04

    Чарльз Чаплин! Его знают все: взрослые, дети, все поколения людей на планете Земля вот уже почти 100 лет! Почему? Ответ очевиден — он гений! Причем по мнению многих — единственный настоящий гений в кино. В творческом плане он универсален и многогранен: режиссёр, актёр, сценарист, оператор, монтажор и композитор, пианист, скрипач, танцор, акробат, а дебютировал на сцене вообще как певец! Ну, а в человеческом — просто великая душа! Это человек, который дарил миру самые важные ценности — смех, сострадание, добро, надежду и большую любовь ко всему живому!

    Каждый его фильм — яркий пример идеального авторского творения, у которого есть своя глобальная цель! Каждый кадр наполнен глубоким смыслом, который заставляет смеяться и плакать подчас одновременно! В этом состоит знаменитая магия Чарли-режиссёра!

    Каждый фильм Чаплина шедевр, но всё же «Диктатор» — особенный. Возьму на себя такую смелость и скажу, что это самый актуальный фильм, который когда-либо выходил в широкий прокат! Да, что там говорить, он же и самый смелый проект! Потрясающая сатира! Это нечто! Самый «сильный» фильм из увиденных мной!

    Ну, поверьте, это нужно увидеть! (Ну, раз 10 хотя бы!)

    10 из 10

    17 мая 2011 | 23:24

    Сложно подойти с объективной точки зрения к «Великому диктатору», ибо увиденное вызывает чувства противоположные. В контексте современности, зная о зверствах, которые творились в еврейских гетто уж очень сложно с юмором, заложенным здесь автором, следить за легким непринужденным бытом, воцарившимся в «зонах отчуждения», там, где истинные представители арийской расы, без колебаний демонстрировали свое превосходство. Сам Чаплин несколько позже скажет: «…если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения…»

    Хотя, если отбросить предрассудки, стоит отдать должное великому гению Чарльза Чаплина. Ибо Чарли, один с первых вполне адекватно и здраво взглянул на личность Гитлера, сделав его прототипом своего сатирического образа. В момент, когда мир не воспринимал «великого диктатора» всерьез, Чаплин продемонстрировал миру возможность той угрозы, которой суждено было стать одной с наибольших трагедий двадцатого века. С присущей ему легкостью, Маленький бродяга очень ярко пародирует Гитлера, Муссолини, диктат и фашизм в целом, демонстрируя всю абсурдность подобной системы.

    Абсурд, еще один фактор, вносящий в происходящее ту неуловимую эмоцию, которая и делает сею картину столь знаковой. Великий вождь с одной стороны, маленький робкий парикмахер, человек робкий и незаметный — с другой. Персонажи, которым по велению сюжетной линии суждено было поменяться местами во имя курьезности момента? Либо это не что другое, как намек на историческую задачу о том, как простой ефрейтор немецкой армии стал одним с жесточайших вождей тоталитаризма..?

    «Великий диктатор», — фильм, где Маленький бродяга впервые «заговорил». И снова, нововведения оказалось к месту и времени, ибо финальная речь главного героя является прекрасным ответом, не только диктатуре и мировому тоталитаризму, но и всем обидам, унижениям и скитаниям, которые терпел «безголосый» бродяга от системы

    8 из 10

    29 января 2014 | 16:22

    "…Когда тучи рассеются, выглянет солнце. Оно выглянет, и мы выйдем из мрака!..» А. Хинкель

    Известный ныне Чарли Чаплин никогда не боялся экспериментировать, играть интересные роли и исполнять их, как, вообщем-то и всегда, — на бис. Хотя в своих взглядах Чарльз всегда придерживался консервативной точки зрения, всё же он не боялся воплощать новые задумки в жизнь, претворять фантазии в реальность. Не секрет, что комик был современником людей, переживших две мировые войны, не секрет и то, что фюрер знал того самого Маленького бродягу. Однако маленький человечек, казалось, ничем не способный противостоять той самой «дьявольской машине, этой системе и всё разрастающейся власти» (фашистской власти), не боялся в открытую говорить о том, что есть на самом деле, трактовать события таковыми, какие они есть, не привирая и не загибая. Своим комическим талантом, своими актёрскими возможностями Чарльз не раз срывал овации зрителей, изобличая злых и коварных людей, властителей этого мира. Вот и в данном фильме наш любимый актёр не испугался пойти против титана — взял, да и сыграл фюрера, — по-своему, смешно, но очень похоже…

    В данном кинофильме есть очень много содержательных мыслей — начиная от призыва людей бросить оружие, и, как говорится, «перековать мечи свои на орала», заканчивая великими и очень актуальными насегодня словами о власти демократии, о мире во всём мире и равенстве людей. Подумать только, но уж если и сегодня заключительная реплика Чаплина находит место в социальной и политической жизни всемирного общества, можно только рукоплескать и возвеличивать «того человечка, который «зрит в корень», не боится говорить правду и идти против тех, кто не понимает основ морали, банальной этики и культуры»…

    «Великий диктатор», помимо всего прочего, позволяет зрителю открыть для себя сквозь призму пересмешек и комичных ситуаций те самые вопросы, вопросы, которые рассматриваются историками, политологами и нашими политиками. Блистательный и всегда актуальный юмор, планировка сюжета, которая позволяет в течение 120 мин просмотра ленты смотреть, смотреть и смотреть — завороженно, внимая и стараясь воспринять все мысли, всё-всё-всё, что пытался нам передать через этот фильм Чарли Чаплин.

    Безусловно, очень мощный и содержательный кинофильм, кинофильм, который позволяет задуматься, почесать затылок и выяснить для себя, что же такое «мир», что же такое «демократия», и возможны ли мир и равенство всех людей повсеместно… Картина настолько весела, стремительна и интересна, насколько и серьёзна, точна и содержательна. Посмотрев эту ленту один раз, время от времени тянет пересматривать её ещё, и ещё, дабы вновь ощутить чаплиновский дух, его образ мыслей, благородные намерения касательно общества и всего мира вцелом.

    Кинокритки всего мира не раз подтверждали, что картина эта достойна называться «шедевром», «Великим фильмом Великого человека», с чем поспорить едва ли можно…

    Только 10 из 10, и вряд ли меньше!..

    17 августа 2009 | 12:59

    Кто такой Чарли Чаплин? Только бесчеловечное существо не способно ответить на такой вопрос. И тут даже дело не в его известности и популярности, а в важности и ключевой роли в развитии мирового кинематографа. Кино появилось ещё в конце XIX века, и первые фильмы снимались на чёрно-белую плёнку да ещё и без звука. Но люди и тогда были счастливы, потому что для них кино — это совершенно что-то новое и, безусловно, ценимое человечеством. Ценимым также был всеми любимый Чарльз Спенсер Чаплин, один из самых первых комиков немого кино. Весь мир узнал о нём, и актёр стал знаменитостью, причём уже успев войти в историю, как один из самых влиятельный и величайших комиков в истории кинематографа. Конечно, Чаплин был не только безупречным комиком, но и превосходным режиссёром… А также продюсером и сценаристом. Дело в том, что раньше бюджет кинолент не позволял содержать много работников, а поэтому Чарли сам работал над своими фильмами, отбирая актёров, создавая сценарий и, в конце концов, ставя картину. Он проделал колоссальный труд за всю свою жизнь, став легендой киноискусства. И даже с появлением звукового кино он всё равно творил потрясающие шедевры.

    Кстати, о звуке. Стоит отметить, что «Великий диктатор» — первая, а значит, и довольно-таки рискованная работа Чарльза Спенсера, в которой потребовалось более серьёзного и внимательного подхода к деталям. Ведь теперь в сценарий вторгается больше диалогов, которые ко всему прочему должны быть смешными и остроумными. Естественно, звуковое кино стало настоящим прогрессом, вот только этот прогресс заставил непривычно потрудиться многим кинематографистам, чтобы снять достойный фильм, где диалоги и музыкальное сопровождение должны как никак гармонично сочетаться. Также было трудно и самому Чаплину. Но как бы это удивительным не казалось, талантливый человек талантлив во всём — даже с «говорящим» кино у него не возникло никаких проблем, и, более того, он с ним породнился. Режиссёр, ну а также великий комик, начал снимать не только последующие картины со звуком, но и озвучивать свои старые работы, которые были «рождены» немыми. Безусловно, Чарли Чаплин оказался стойким человеком под натиском новой киноэры, в которой звук загородил затылком немое кино. И я думаю, что это служит подтверждением того, что «Великий диктатор» оказался на сто процентов удачным и на данный момент является классикой «чаплинской коллекции».

    Умение Чаплина затрагивать актуальные даже на сегодняшний день темы со стороны юмора, конечно, поражает и восхищает. Чуть ли не в каждом его фильме, даже если это обычная комедия с набором комических ситуаций и забавных проделок персонажа (а я говорю о Бродяге), так или иначе становится заметной какая-то мысль, которая бывает понятна не сразу, но оставляет глубокий и приятный след в душе, вместе с тем навевая много размышлений, и тем самым побуждая на какие-то действия, можно даже сказать, подвиги. И в этом кроется ценная полезность его картин. В «Великом диктаторе» Чарли задевает тему политики и, что самое важное и проблемное, войны, мировой войны, которая может отнять тысячи и миллионы невинных жизней. Естественно, лента снималась в конце 30-ых, начала 40-ых годов ХХ века, и речь шла в ней именно о Гитлере, о фашистах, евреях и их, мягко говоря, холодных отношениях. Но нюанс и, опять же, комичность фильма кроется в том, что ключевого персонажа, а именно Адольфа Гитлера, исполнял не сам предводитель Третьего рейха, а всеми любимый Чарли Чаплин, которому пришлось сыграть здесь сразу две роли: Аденоида Хинкеля и еврея-цирюльника, такого же нелепого и забавного, как и классический Бродяга. Сразу понятно, что Хинкель — яркий, ироничный, скрывающий добрую насмешку образ Гитлера, а сам знак нацистов «свастиска» заменён в фильме символом из двух крестов. Этим можно сказать, что картина является некой пародией на времена процветания фашистской Германии, и признаюсь, пародия вышла гениальной!

    Что же до заглавного героя, то образ доброго парикмахера радует и смешит так же, как если бы это был тот же Бродяга. Но в этом не проявляется минус, потому что минусов здесь просто нет. Напротив, Чаплин исполняет героя с любовью, искренностью, со всем своим талантом, при этом всё-таки отличая центрального персонажа от классического героя «Цирка» и «Огней большого города». Как и сам комик, в фильме цирюльник является евреем. И это уже становится одной из важных и ключевых основ сюжета — Хинкель не любит евреев, он их просто ненавидит, и поэтому его прислужники, фашисты, могут творить беспорядки и наводить страх в маленьком и невинном Гетто, где проживает куча евреев. Там же работает и главный герой, обслуживая своих пациентов. И благодаря этому создаётся некое противопоставление тихой и мирной жизни доброжелательного еврейского цирюльника с жизнью злобного, строгого, вечно ворчащего и при этом нелепого Аденоида Хинкеля, кроющего планы мирового масштаба.

    Кроме этого в ленте глубоко затрагивается тоталитаризм и его условия. Главной целью фильма является внушить зрителю всю бесчеловечность и неправильность этого строя, показывая нам, как страдают от него люди, и какими жестокими и эгоистичными становятся её сторонники и основатели. Безусловно, это отвращает и заставляет задуматься над политикой и историей.

    Но даже несмотря на всю серьёзность идеи картины, «Великий диктатор» в первую очередь комедия, насыщенная непревзойдённым юмором. Скажу честно, юмор фильма сильно отличается от того, который мы встречаем сейчас и который мы воспринимаем за остроумный. Здесь все шутки построены на необычных, комических, непредсказуемых ситуациях, которые полны иронии и тёплого уюта. Главная насмешка, как уже сказал, проявляется в образе Хинкеля, который оказывается просто нелепым и до уморительности серьёзно настроенным героем, буквально одержимым мыслью о властвовании над всем миром, что смешит ещё больше. Этого, в прочем-то говоря, режиссёр и добивался. И у него это получилось.

    10 из 10

    «Великий диктатор» — одна из лучших и гениальнейших работ великого Чарли Чаплина, которая отличается тем, что это уже не немое, а звуковое кино. Картина шедевриальна всем, начиная от умной и серьёзной идеи и заканчивая безумно уникальным и редким в современное время юмором, что не удивляет, но до сих пор восхищает.

    25 декабря 2010 | 17:22

    Многие скажут, что «Огни большого города» — вершина творчества Чарльза Чаплина. Но именно «Великий диктатор» окончательно доказал нам, что Чарли Чаплин абсолютно заслуженно назван «Великим».

    Возможно, у кого-то осмелится повернуться язык назвать Чарльза — актёром (а в его случае ещё и режиссером, сценаристом, продюсером и композитором) одного жанра — комедии, ведь мы привыкли видеть его в комичном образе Бродяги. Но это всего лишь предубеждение. Чарли способен воплощаться в образы совершенно разных героев. В данном случае он осмелился изобразить на экране Адольфа Гитлера.

    «Великого диктатора» я смотрела после киношедевра Стивена Спилберга — Список Шиндлера, в котором рассказывается о страшной судьбе еврейского народа во время правления Адольфа Гитлера. Я не имела ни малейшего представления о том, как Чарли сможет преподнести нам историю об этих ужасных временах в жанре комедия. Но он всё-таки сделал это, и поверьте, сделал он это мастерски. Он не приуменьшил всех тяжестей жизни евреев, он показал тиранизм Гитлера, но в то же время он сумел найти в этой картине место и для юмора. И я смеялась! Я смеялась и одновременно плакала. В этом и заключается гениальность этого непревзойдённого комика, которой к тому же ещё и герой. Во время Второй Мировой Войны Чарльз Чаплин был единственным человеком в кинематографе, осмелившийся своим фильмом бросить вызов самому Гитлеру. Этот фильм Чарльз снял не ради денег и не ради славы. Нет. Он хотел дать людям надежду, хотел хоть немного развеять мрак, заполонивший весь мир. Финальная речь в этом фильме сказана не евреем — парикмахером, не Адольфом Гитлера, а самим Чарли Чаплином. Это его обращение к людям, в котором он просит нас сохранять единство, сохранить мир в этом мире, сохранять веру и надежду, даже в такое тяжелое время.

    На мой взгляд, Великий диктатор — лучшая работа Чарльза Чаплина, потому что именно в этой кинокартине воплощено всё: мастерство, талант и гениальность этого Великого комика.

    10 из 10

    13 февраля 2011 | 18:24

    Для меня это очень страшный фильм. Страшный оттого, что снят он в 1940. Страшен он своей пронзительной актуальностью для того времени и неким, даже почти мистическим, предвидением. Чаплин, наверное, даже сам того не понимая, показал всю правду того времени. Жестокую правду. Хоть это все и комедийные кадры, но глядя сквозь десятилетия понимаешь, что это намеренное для режиссера утрирование на самом деле было печальной реальностью для германских «неарийцев».

    Чаплин молодец, он не промолчал, он высказал свой протест. Он, быть может, хотел поднять волну противодействия фашистской германии. Быть может он думал и надеялся, что сможет своим фильмом, привлечением внимания к этой проблеме остановить её. И поэтому слова его в финальной речи столь патетичны. Но, увы, глядя назад мы видим, что его слова так и остались неуслышанны и дальше стало только хуже…

    8 февраля 2010 | 10:05

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>