всё о любом фильме:

Великий диктатор

The Great Dictator
год
страна
слоган«The Comedy Masterpiece!»
режиссерЧарльз Чаплин
сценарийЧарльз Чаплин
продюсерЧарльз Чаплин, Картер Де Хейвен
операторКарл Штрусс, Роланд Тотеро
композиторЧарльз Чаплин, Мередит Уиллсон
художникДж. Расселл Спенсер, Эдвард Дж. Бойл
монтажУиллард Нико, Харольд Райс
жанр драма, комедия, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Великобритания  9 млн,    Франция  8.03 млн,    Испания  2.51 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время125 мин. / 02:05
Номинации:
Главный герой фильма, еврейский цирюльник, сражается в рядах армии своего государства Томании. Однажды, во время одного из сражений, он спасает жизнь летчику Шульцу, но в результате довольно жесткого приземления ударяется головой, теряет память и долгое время находится в больнице.

Шли годы, война давно уже закончилась, и в Томании приходит к власти диктатор Аденоид Хинкель, который яро ненавидит евреев и очень сильно похож на того самого еврейского цирюльника. Хинкель жаждет завоевать весь мир, а в это время цирюльник выходит из больницы и, ни о чем не подозревая, пытается наладить старую жизнь. Однако впереди его ждут невероятные приключения…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
34 + 3 = 37
8.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм был хорошо принят после премьеры и был популярен среди американской публики. Реакции критиков были неоднозначны, многие критиковали речь в конце фильма. Многие также считали некорректным образ штурмовиков из фильма.
    • Согласно мемуарам маршала Мерецкова, во время Великой Отечественной войны фильм был предложен для проката в СССР, но после закрытого просмотра для членов правительства Сталин дал низкую оценку художественным качествам фильма.
    • Имена соратников Хинкеля похожи на имена соратников Гитлера. Гарбич (что звучит похоже на англ. garbage — мусор), правая рука Хинкеля, похож на Йозефа Геббельса, маршал Херринг был явно скопирован с шефа люфтваффе Германа Геринга. Также нет сомнения в том, что Бензино Напалони был пародией на Бенито Муссолини.
    • Создание фильма совпало с ростом международной напряжённости. Ходили слухи, что этот фильм, как и некоторые другие антифашистские фильмы, не выйдет в прокат, чтобы не навредить нейтральным отношениям между США и Германией. Однако этого не произошло из-за того, что Чаплин был финансово и творчески независим от других студий. К тому же отказ вывести фильм в прокат привёл бы к банкротству Чаплина, так как он вложил в него полтора миллиона долларов.
    • По данным документального фильма «Бродяга и диктатор» (2002), фильм был послан Гитлеру, и Гитлер сам видел этот фильм (этот факт подтверждается свидетелями). Чаплин, услышав что Гитлер посмотрел фильм, сказал: «Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».
    • Еврейская публика была тронута изображением еврейских персонажей, их верностью долгу, что было табу в тогдашнем Голливуде. В своей автобиографии, опубликованной в 1964 году, Чаплин пишет: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».
    • Фильм демонстрировался в Лондоне во время битвы за Британию и, как сообщалось, способствовал поднятию боевого духа.
    • еще 4 факта
    Трейлер 02:32

    файл добавилFineBed1985

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Замысел этой картины Чарльза Спенсера Чаплина возник ещё в 1937 году, когда многие не считали Адольфа Гитлера настоящей угрозой для всего человечества. Между прочим, на внешнее сходство экранных персонажей Чаплина и нацистского вождя впервые обратил внимание британский продюсер и режиссёр Александр Корда, венгерский еврей по происхождению. Сам Чарльз Чаплин потом с изумлением обнаружил другие «общие черты» с Гитлером: они родились с разницей всего лишь в четыре дня, были примерно одного роста и веса, в детстве и юности встретились с бедностью и житейскими лишениями. Позднее Чаплин признался, что не смог бы просто пародировать фюрера в «Великом диктаторе», если бы ведал всю правду о концентрационных лагерях и истреблении евреев. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 108 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Замечательная антивоенная комедия великого Чарли Чаплина — комедия на все времена, с блистательным, искромётным юмором, по своему наивная и забавная, но в то же время честная, грустная и трагичная. Лично у меня она вызвала огромный спектр эмоций от смеха до печали.

    Одной из главных задач Чаплина в этом фильме — показать катастрофу мирового масштаба через призму юмора. И на мой взгляд он с этим справился просто превосходно. Неповторимый стиль, потрясающие, запоминающиеся сцены (например танец диктатора» с глобусом), показывающие нам суть фашизма и прекрасно подобранная музыка(«Венгерский танец N 5» Иоганна Брамса, увертюра Вагнера «Лоэнгрин») — все это делает фильм неповторимым и запоминающимся. В своей автобиографии Чаплин пишет: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».

    В этом фильме мы увидели, как один маленький человек, простой цирюльник, бросает вызов ужасам войны своей глубокой, проникновенной речью, заставляя задуматься о таких важных вещах как свобода, мир, любовь, равенство. Эта речь — настоящий гимн демократии. В «Великом Диктаторе» Чаплин, идя на риск(создание картины, в то время, было делом опасным), вдохновляет людей своим юмором. «…Гитлер должен был быть высмеян» и Чарли Чаплину это удалось. Огромное спасибо гению за чудесный фильм.

    8 из 10

    26 октября 2014 | 17:44

    Многие скажут, что «Огни большого города» — вершина творчества Чарльза Чаплина. Но именно «Великий диктатор» окончательно доказал нам, что Чарли Чаплин абсолютно заслуженно назван «Великим».

    Возможно, у кого-то осмелится повернуться язык назвать Чарльза — актёром (а в его случае ещё и режиссером, сценаристом, продюсером и композитором) одного жанра — комедии, ведь мы привыкли видеть его в комичном образе Бродяги. Но это всего лишь предубеждение. Чарли способен воплощаться в образы совершенно разных героев. В данном случае он осмелился изобразить на экране Адольфа Гитлера.

    «Великого диктатора» я смотрела после киношедевра Стивена Спилберга — Список Шиндлера, в котором рассказывается о страшной судьбе еврейского народа во время правления Адольфа Гитлера. Я не имела ни малейшего представления о том, как Чарли сможет преподнести нам историю об этих ужасных временах в жанре комедия. Но он всё-таки сделал это, и поверьте, сделал он это мастерски. Он не приуменьшил всех тяжестей жизни евреев, он показал тиранизм Гитлера, но в то же время он сумел найти в этой картине место и для юмора. И я смеялась! Я смеялась и одновременно плакала. В этом и заключается гениальность этого непревзойдённого комика, которой к тому же ещё и герой. Во время Второй Мировой Войны Чарльз Чаплин был единственным человеком в кинематографе, осмелившийся своим фильмом бросить вызов самому Гитлеру. Этот фильм Чарльз снял не ради денег и не ради славы. Нет. Он хотел дать людям надежду, хотел хоть немного развеять мрак, заполонивший весь мир. Финальная речь в этом фильме сказана не евреем — парикмахером, не Адольфом Гитлера, а самим Чарли Чаплином. Это его обращение к людям, в котором он просит нас сохранять единство, сохранить мир в этом мире, сохранять веру и надежду, даже в такое тяжелое время.

    На мой взгляд, Великий диктатор — лучшая работа Чарльза Чаплина, потому что именно в этой кинокартине воплощено всё: мастерство, талант и гениальность этого Великого комика.

    10 из 10

    13 февраля 2011 | 18:24

    Самое уникальное в фильме, то что жестокий тиран показан шутом. Шутом которого бояться даже стыдно. Как было в фильме, а как было на самом деле. На самом деле, у Гитлера была армия что держала всю Европу в страхе; в фильме у ГИНКЕЛЯ была смехотворно жалкая армия, самолеты сталкивались друг с другом, при этом на параде а не на фронте. В фильме еще присутствует сцена где он старается внушить величие делая свое сиденье выше. Но у него не получалось. Сцена так и кричит «чем выше нос не задирай, великим не станешь!». Фильм как и «Малыш» содержит результат кармы. Если в «Малыше» женщина делая добро нуждающимся находит своего сына, в «Великом диктаторе» парикмахер на войне спасает пилота, который во время тирании над евреями, помогает ему и его друзьям. Есть также момент, где Гинкель показывает насколько он низок, что даже своим же словам не верен а также меркантилен. Это показывает сцена где он оставил евреев в покое на время, только для того чтобы богатый еврей дал ему взаймы денег для войны. Гитлер бы в гробу перевернулся.

    Что касается парикмахера, так это простой человек. Добродушный еврей. К тому же влюбленный мужчина, который уже пробыл на войне, видел взрывы и смерти, из-за войны лишился памяти и чуть было не лишился своей парикмахерской. Из-за тирании фашистов он оказался в бегах, в риске находятся его друзья и его возлюбленная. Это тот самый человек, которого можно назвать жертвой войны и тирании. Фильм вызывает смех до финальной реплики парикмахера которого приняли за Гинкеля, так как внешнее сходство стопроцентно. Финальная реплика так и наворачивает слезы. Реплика, как и весь фильм призывают к демократии, или проще говоря к миру. Картина как такова призывает не боятся диктаторов, не стараться превосходить других, жить дружно и любить, призывает к миролюбию. Вернемся к финальной реплике Чаплина. Благодаря этой самой реплики этот фильм еще жив, хотя сам Чаплин давно мертв, но если подумать можно ли сказать что он мертв, ведь его идеи все еще живут в его фильмах. В фильмы его остаются актуальными, ибо эти фильмы призывают быть человечнее, при этом не навязывая и без тяжести. Фильмы его легки для восприятия потому они остаются в памяти на долго, а главное в сердце.

    3 марта 2016 | 22:25

    Блестящая антивоенная комедия великого Чарли Чаплина, пожалуй, единственная, которая полностью сохранила свою актуальность по сей день — несколько наивная, немного идиллическая, но, тем не менее жесткая, едкая и честная. Именно честная, ибо чаплинские глаза были первыми глазами, увидевшими, что таят за собой славные призывы Гитлера и всей их тройственной шайки!

    Именно Чарли был первым, кто осмелился честно и прямо высказать это через экран, в то время как другие отмалчивались, отворачивались, заминали страшную войну.

    Пусть взгляд Чаплина несколько поверхностный, пусть он не так уж глубоко копнул в поиске причин великой войны, пусть его взгляд немножко отстраненный — это самая сильная антифашистская картина до сих пор, которая без зверств, крови и пыток сумела передать весь ужас, несомый диктатурой фашизма. Фильм, за который Чаплина возненавидела вся Германия, фильм, из-за которого задрожали испуганные американские чиновники, фильм, который нес чистую, бескомпромиссную правду.

    Совершенство стиля, блестящее пародирование Гитлера и Муссолини, потрясающие экспрессивные монологи, раскрывающие сущность фашизма, невероятные аллегорические номера, как, например, с глобусом-миром, делают этот фильм величайшим достижением кино того времени.

    «Великий диктатор» — это великий фильм о свободе, о равенстве, о братстве. Этот фильм о самой великой беде 20-го века. Этот фильм о судьбе человечества. Это потрясающе эмоциональный фильм, в котором Чаплин открыто призывал людей всего мира к свержению диктатуры, к борьбе с фашизмом и нацизмом! Фильм, завершающийся пламенной речью, которую сказал самый большой маленький человек в мире.

    Эта речь — жгучая, правдивая, яркая — речь уже не киноперсонажа, это речь самого Чаплина, свято верившего в торжество человечности и справедливости, в мир равенства, в мир, где всем есть право на счастье — в мир без войн!

    Этот фильм нужно показать всем современным политикам, а особенно американским — может быть они одумаются, может быть прав был Чаплин, и все-таки есть надежда на торжество мира на земле!

    4 ноября 2005 | 16:37

    «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения»

    Чарли Чаплин, 1964

    Идея картины возникла у Чарльза Чаплина в 1939 году, когда многие еще не считали Гитлера настоящей угрозой для всего населения Земли. Но процесс съемок начался уже на девятый день Второй Мировой Войны, а окончание работы совпало с вторжением нацистов во Францию. В связи с этим Чаплин меняет финальный спич, разоблачая реального фашиста — Гитлера (уже от своего имени).

    Именно Чаплин был первым, кто честно, прямо, ничего не умалчивая, глубоко копнул в поисках причин Второй Мировой. Он высказался жестко, едко, но максимально правдиво о том, о чем другие боялись даже подумать. На мой взгляд, «ВД» — самая мощная антифашистская картина, которая без крови, зверств и пыток передает весь ужас гитлеровского фашизма. Неудивительно, что на то время «ВД» запрещают к показу во всех оккупированных странах. Лишь в 1945 во Франции, в 1975 в Испании и только в 1989 в СССР зритель увидел картину на широком экране (в Союзе премьера была приурочена к открытию московского Музея Кино).

    Так в чем же смелость и гениальность чаплиновского «Диктатора»?

    Сценарий великолепный, простой, легкий, забавный, но одновременно с оригинальной, четко выверенной идеей, что делает его практически идеальным. Здесь нет ни пафоса, ни скудности сюжета, ни затянутости.

    Сам Чаплин, бесподобно сыграл сразу две роли: бессердечного и жестокого Гитлера (показанного с такого ракурса, что уму непостижимо, какой храбростью нужно обладать, чтобы ТАК сыграть!) и еврея-парикмахера (наивного, такого гуманного и похожего на каждого из нас). Его игра гениальна! Блестящее изображение Гитлера и потрясающие своей тонкостью и точностью диалоги заставляют относиться к господину Чаплину с великим уважением. А финальный монолог … — монолог уже не героя картины, а самого Чаплина — монолог резкий, острый, мощный! Речь человека, верящего в справедливый, честный мир.

    Стоит ли смотреть двухчасовой «ВД» сегодня?

    Определенно — ДА! Потому как это фильм о свободе, справедливости, равенстве, храбрости, братстве. Фильм о судьбе Человека и человечества, о надежде и вере в светлое будущее, о стабильности и ее отсутствии. Фильм о нашем с вами прошлом и, кто знает, возможно, о нашем с вами будущем. Фильм яркий, актуальный, сильный, смелый и такой необходимый — необходимый именно сегодня.

    9 марта 2015 | 22:21

    От картин Чарли Чаплина всегда ждешь слишком много. Так много, что есть шанс, что в итоге такой груз человек может не осилить. А если и осилит, то может не понять… ну и дальше по знакомой схеме. The Great Dictator — пожалуй самое смелое высказывание на тему фашизма и людей, которые поддерживали выбранное направление. Смелость заключена в грамотном умении высмеять ситуацию, при этом никого (ну или практически никого) стараясь не задеть. Что очень несвойственно современному кинематографу.

    Поначалу, картина не цепляет вовсе. Чаплин остается собой и заставляет зрителя наблюдать за уже набившими оскомину ситуациями, в которых он ранее раскрыл свой талант. На фоне идущей войны это вызывает некоторое недоумение. Но дальше, стиль повествования меняет дорожку, набирает обороты и начинает работать так, как должен был с самого начала.

    Параллельно рассказывая две разных истории, автор не забывает о главном — смешить. Кульминации юмор достигает с появлением в сюжете персонажа, чертовски похожего на Муссолини, после чего каждая сцена противостояния двух лидеров фашистского направления находиться на грани безумия и гениальности. И, пожалуй, это самое интересное, что есть в этой картине (кроме финальной речи и общего масштаба происходяшего). Нельзя сказать, что кроме этого смотреть тут нечего, просто на фоне такого действия история еврея парикмахера…

    … выглядит немного блекло. Но, нельзя не признать, насколько изящно, легко и красиво в этом милом балагане смотрелась Полетт Годдар, которая успела побывать супругой Чаплина в жизни.

    Все это, возможно, не дает зрителю четкого понимания, а стоит ли смотреть картину, особенно в таком далеком от фильма 2013 году. Однозначно, стоит! Хотя бы потому, что ни один отзыв не сможет передать вам, насколько шикарно это произведение.

    Вердикт режиссера: «Люди опомнитесь, что же вы творите»!

    17 августа 2013 | 18:44

    «Великий диктатор» — первый звуковой фильм великого Чарльза Спенсера Чаплина. Даже в 30-е годы, в эпоху уже звукового кино, Чаплин продолжал снимать немые картины, оставаясь верным старине. И вот, его голос впервые зазвучал в кадре. И это что-то новое и, конечно же, интересное!

    В первую очередь, перед нами едкая пародия на Гитлера. Достаточно вспомнить монолог чаплинского Адольфа перед массой послушных солдафонов. Он и гримасы состроит, и микрофон закрутит в узел, и чуть ли не на четвереньки упадет. Сколько силы и энергии в этом маленьком гении! Очень хорошо прописаны диалоги героев, между прочим, самим Чаплином. Что ни реплика — то шутка. Что ни действие — то смех!

    По сути, Чарли сыграл здесь так сказать, двух в одном — забитого парикмахера-еврея и Адольфа Гитлера. Само собой, в духе Чаплина, было неминуемо перевоплощение героев из одного в другого. В данной экранизированной сатире прекрасно высмеиваются пороки фашистского режима. Конечно, нельзя не брать во внимание забавные имена героев картины. И здесь есть хорошенький подвох.

    Чарли Чаплин — Аденоид Хинкель / цирюльник. Хинкель — это каламбурное имя Гитлера. Аденоид — отдает неким биологическим смешком. Аденоид, гуманоид, параноик… Он как будто какое-то насекомое, без чувств, без разума. Именно таким представляет Чаплин Адольфа Гитлера.

    Джек Оуки — Бензино Напалони. Без особого труда можно догадаться, что это «гремучая смесь» Наполеона с итальянским Бенито Муссолини. Оба диктаторы, оба восполнены манией величия. Кстати, Муссолини не только разделял общие идеи с Гитлером. Они были друзьями. Но и над этим Чаплин жестко посмеялся. Аденоид и Бензино дружат сквозь зубы. При людях они стелют друг пред другом ковровые дорожки, а в уединении не могут разделить Австрию и из-за этого вынуждены… кидаться друг в дружку пирожными, макаронами и другой едой.

    Генри Дэниелл — Гарбич. Это у нас… Геринг — министр немецкой пропаганды. Заметьте, что «гарбич» похоже на англ. garbage — мусор. Не хотел ли нам сказать Чарли, что все, что изрекает Геринг, и есть мусор?!

    Следует отметить, что Ханну — возлюбленную парикмахера, сыграла жена Чаплина — Полетт Годдар.

    Картина была номинирована на Оскар-1941 в пяти категориях. Три из них, по праву, принадлежали Чаплину — за главную мужскую роль, фильм и сценарий. По номинации выдали Джеки Оуки, сыгравшего Напалони, и композитору — за музыкальное сопровождение.

    В общем, комедия очень забавная, но умная.

    Смотрите классику!

    10 из 10

    11 декабря 2011 | 13:36

    Пронесло

    Вероятно если бы лента «Великий диктатор» была бы снята (но пронесло) в наше время, то богомерзкие шутки про туалеты и фекалии имели бы место в фильме с таким названием. Но как говорится и вправду пронесло, ведь в свое время за дело взялся талантливый, а теперь можно смело сказать — великий Чарльз Чаплин. Кинолента являет собой очень смелую попытку показать фашистскую Германию, когда у власти был Адольф Гитлер. Лента лишена пошлых шуток, да ей это и не нужно, достаточно тех эпизодов, где Гитлер ведет себя как истеричная баба… Ой, извиняюсь, в кинокартине-то он не Гитлер, он Аденоид Хинкель. Ведь, как и говорилось в начале титров: «Все совпадения c реальными именами случайны». Так что всем Аденоидам просьба не беспокоится.

    Цирюльник и Хинкель

    Казалось бы, одни и те же усы, один и тот же человек, но Чарльз Чаплин сделал своих героев совершенно разными. Если еврейский цирюльник наивный, добрый, но смелый, то Аденоид Хинкель его полная противоположность. Да и имеет ли смысл описывать второй персонаж Чарли Чаплина, если всем понятно, кто является его архетипом. Но есть у обоих персонажей одно сходство — оба способны вызвать улыбку и смех. Если над цирюльником мы будем смеяться и одобрительно кивать головой, то над действиями Аденоида Хинкеля и вовсе будем держаться за живот, вспомнить хотя бы сцену с бронежилетом. Такие вот в меру веселые персонажи и в меру веселый фильм. Почему в меру? Все же он снят на опасную тему, даже Чарльз Чаплин признался, что если бы знал, что творили немцы в концлагерях, то воздержался бы от проекта «Великий диктатор».

    Опасная тема

    Если бы фильм подобного рода снял Роуен Аткинсон, то почти на сто процентов где-то прокололся бы, наверное дело даже не в таланте, а в манере подачи историй о войне, а еще намного сложнее, когда история о людях, оружии и гонениях должна быть сатирой. У Чарли Чаплина всегда было нечто большее, чем юмор и кривляния, актер и режиссер умел показывать все настолько грамотно, что цензура не могла с ним долго спорить. Мы же, зрители, сами сможем понять, когда нужно смеяться, а когда умолкнуть и начать размышления, и для этого абсолютно не нужен закадровый смех. Мы все поймем сами. Также ситуацию спасает наличие химии между цирюльником и Ханной — такая легкая любовная линия дает почву для драматических событий и пищу для дум. Все хорошо, когда грамотно. А когда «за рулем» талантливый режиссер, то все обязательно получится. Сколько прошло лет с выхода фильма — не важно, вопросы, которые затрагивали там, животрепещущи и сейчас.

    Речь

    А ведь как любопытно начинается «Великий диктатор», словно на протяжении хронометража будет показана нелепая комедия, но все пошло не так. Чем ближе зритель к развязке событий, тем все минорнее. Уже не особо успокаивает тот факт, что это заведомо комедийная сатира. Да и если задуматься, то комедия ли это? Вряд ли. Комедия — лишь оболочка этой киноленты, а намного глубже запрятан уксус. Кинокартина была номинирована на пять премий Оскар, но вот что удивительно… Неужели речь цирюльника в лице Аденоида Хинкеля не стоила хотя бы одной? Ведь в словах Невеликого диктатора было столько правды. Такой вот кинопродукт от «Chaplin studios». И смело можно сказать, что этот фильм — шедевр, а если и нет, то очень близкий к этому определению.

    3 января 2017 | 00:05

    Для меня это очень страшный фильм. Страшный оттого, что снят он в 1940. Страшен он своей пронзительной актуальностью для того времени и неким, даже почти мистическим, предвидением. Чаплин, наверное, даже сам того не понимая, показал всю правду того времени. Жестокую правду. Хоть это все и комедийные кадры, но глядя сквозь десятилетия понимаешь, что это намеренное для режиссера утрирование на самом деле было печальной реальностью для германских «неарийцев».

    Чаплин молодец, он не промолчал, он высказал свой протест. Он, быть может, хотел поднять волну противодействия фашистской германии. Быть может он думал и надеялся, что сможет своим фильмом, привлечением внимания к этой проблеме остановить её. И поэтому слова его в финальной речи столь патетичны. Но, увы, глядя назад мы видим, что его слова так и остались неуслышанны и дальше стало только хуже…

    8 февраля 2010 | 10:05

    Чарли Чаплин сумел создать такого героя, который уже почти век живёт своей жизнью. Причём героя чисто кинематографического.

    Своей жизнью (в фольклоре, в анекдотах, в массовой культуре) живёт, к примеру, Штирлиц — но там есть и литературная основа и социальная мифология. То же самое с Василь-Иванычем: замечательно, когда анекдоты о нём рассказывают те, кто не читал Фурманова, не в курсе сюжета об истории Гражданской войны и не видел легендарного фильма. Но нельзя упускать из виду того, что кроме треска кинокамеры здесь был скрип писательского пера и скрежет шестерёнок истории. В то время как чаплинский Бродяга — не имеет ни только книжной биографии или знаменитого исторического прототипа, но даже и голоса.

    Немота чаплинского героя сама по себе может послужить интереснейшим объектом анализа. Это и явный недостаток — неслучайно же звуковое кино победило. И некоторое достоинство — в том плане, что Бродяга космополитичен и общепонятен, в отличие от уже упомянутых Штирлица и Чапаева, которые как мифологические герои существуют только в рамках определённого культурного ареала. Немота Бродяги вступает в любопытное несоответствие с «разговорчиками» его создателя: за «разговорчики» Чаплина даже выдворили из Соединённых Штатов, как всем известно.

    Мы, однако, не будем здесь вдаваться в подробный анализ, а отметим только три момента.

    Во-первых, экранный Чарли Чаплин (или даже чарличаплин) — не хохотал. Он понуждает хохотать зрителя, но сам, при всей эксцентрике и при всей клоунаде — не хохочет. Или, по крайней мере, присутствует в массовой культуре не хохочащим: каким угодно — по-особенному семенящим, грустно улыбающимся, нюхающим цветок, пинающим человека в форме — но не хохочащим.

    Во-вторых, двойник Бродяги, его тень и даже трикстер — Адольф Гитлер может быть адекватно представлен каким угодно, но только не немым. В итоге именно таким он и существует во всё той же массовой культуре: когда девочка-пятый элемент из одноимённого фильма вникает в историю человечества, она видит на экране Гитлера, который орёт с трибуны (она видит его без звука, но он всё равно орёт).

    В-третьих, появление упомянутого трикстера, имело для Бродяги весьма существенные последствия: Бродяга заговорил.

    Появился первый полнометражный, первый звуковой, самый дорогой фильм Чарли Чаплина — «Великий диктатор».

    Обычно, пересказывая фабулу этой киноленты, концентрируют внимание на том, что диктатор и цирюльник поменялись местами. При просмотре фильма приходится долго, даже очень долго, ждать этого поворота сюжета. Мы считаем важным обратить внимание благосклонного читателя на то, что фигура замены — не только не единственная, но даже и не ключевая в «Великом диктаторе». Не менее важны и ещё несколько фигур:

    - случайный герой: в данном случае речь идёт не о герое кино, а о полноценном военном героизме — недотёпистый солдатик (которого играет, естественно, Чаплин) совершает подвиг — эта фигура крайне важна в контексте обеих мировых войн, в которых на всех фронтах обычно действовали массы и вообще в контексте века масс, массового потребления, массовой культуры;

    - человек без памяти: амнезия потом станет неприлично популярной в мыльных операх, но в «Великом диктаторе» ещё выглядит вполне пристойно — главный герой выпадает из социально-политического контекста и, по идее, должен быть неадекватен, но, поскольку безумна именно социально-политическая обстановка, получается наоборот- этот ход на тот момент был достаточно свеж и для передовой психологии (Карен Хорни, Эрих Фромм);

    - человек из гетто: при всей пропагандистской прямолинейности фильма, Чаплину удалось вполне раскрыть функциональную амбивалентность гетто — оно существует не только для изоляции и угнетения меньшинства, но и для его защиты (эпизод, когда все жители гетто прячутся во дворе главного героя).

    Эти фигуры совмещаются достаточно гармонично — притом, что действие время от времени прерывается ради того, чтобы Чаплин показал очередную комическую сцену. Следует отметить, что эти «вставные» сцены — в основном немые или недалеко ушли от немых. Учитывая общий контекст, а именно то, что фильм появился во многом как протест Чаплина («немого» гения) простив его двойника — Гитлера (многословного злодея), системные связи «немых» сцен и сцен с диалогами должны представляться особенно значимыми. И самое важное здесь наверное то, что ораторству Хинкля и размеренным беседам жителей гетто противопоставляется мирная и спокойная жизнь в Остерлихе — большей частью хоть и под музыку, но без диалогов. Причём Остерлих показан с пышностью и размахом, напоминающим более всего сталинистские колхозные мюзиклы. Здесь неожиданно ярко предъявляется то, что как раз Хинкель более-менее вписывается в стандарты политической культуры западной демократии, в то время как ему противопоставляется нечто, что мы легко опознаём как тоталитаризм.

    4 ноября 2011 | 23:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>