всё о любом фильме:

Великий диктатор

The Great Dictator
год
страна
слоган«The Comedy Masterpiece!»
режиссерЧарльз Чаплин
сценарийЧарльз Чаплин
продюсерЧарльз Чаплин, Картер Де Хейвен
операторКарл Штрусс, Роланд Тотеро
композиторЧарльз Чаплин, Мередит Уиллсон
художникДж. Расселл Спенсер, Эдвард Дж. Бойл
монтажУиллард Нико, Харольд Райс
жанр драма, комедия, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Великобритания  9 млн,    Франция  8.03 млн,    Испания  2.51 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время125 мин. / 02:05
Номинации:
Главный герой фильма, еврейский цирюльник, сражается в рядах армии своего государства Томании. Однажды, во время одного из сражений, он спасает жизнь летчику Шульцу, но в результате довольно жесткого приземления ударяется головой, теряет память и долгое время находится в больнице.

Шли годы, война давно уже закончилась, и в Томании приходит к власти диктатор Аденоид Хинкель, который яро ненавидит евреев и очень сильно похож на того самого еврейского цирюльника. Хинкель жаждет завоевать весь мир, а в это время цирюльник выходит из больницы и, ни о чем не подозревая, пытается наладить старую жизнь. Однако впереди его ждут невероятные приключения…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
34 + 3 = 37
8.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Еврейская публика была тронута изображением еврейских персонажей, их верностью долгу, что было табу в тогдашнем Голливуде. В своей автобиографии, опубликованной в 1964 году, Чаплин пишет: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».
    • По данным документального фильма «Бродяга и диктатор» (2002), фильм был послан Гитлеру, и Гитлер сам видел этот фильм (этот факт подтверждается свидетелями). Чаплин, услышав что Гитлер посмотрел фильм, сказал: «Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».
    • Создание фильма совпало с ростом международной напряжённости. Ходили слухи, что этот фильм, как и некоторые другие антифашистские фильмы, не выйдет в прокат, чтобы не навредить нейтральным отношениям между США и Германией. Однако этого не произошло из-за того, что Чаплин был финансово и творчески независим от других студий. К тому же отказ вывести фильм в прокат привёл бы к банкротству Чаплина, так как он вложил в него полтора миллиона долларов.
    • Имена соратников Хинкеля похожи на имена соратников Гитлера. Гарбич (что звучит похоже на англ. garbage — мусор), правая рука Хинкеля, похож на Йозефа Геббельса, маршал Херринг был явно скопирован с шефа люфтваффе Германа Геринга. Также нет сомнения в том, что Бензино Напалони был пародией на Бенито Муссолини.
    • Согласно мемуарам маршала Мерецкова, во время Великой Отечественной войны фильм был предложен для проката в СССР, но после закрытого просмотра для членов правительства Сталин дал низкую оценку художественным качествам фильма.
    • Фильм был хорошо принят после премьеры и был популярен среди американской публики. Реакции критиков были неоднозначны, многие критиковали речь в конце фильма. Многие также считали некорректным образ штурмовиков из фильма.
    • Фильм демонстрировался в Лондоне во время битвы за Британию и, как сообщалось, способствовал поднятию боевого духа.
    • еще 4 факта
    Трейлер 02:32

    файл добавилFineBed1985

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Замысел этой картины Чарльза Спенсера Чаплина возник ещё в 1937 году, когда многие не считали Адольфа Гитлера настоящей угрозой для всего человечества. Между прочим, на внешнее сходство экранных персонажей Чаплина и нацистского вождя впервые обратил внимание британский продюсер и режиссёр Александр Корда, венгерский еврей по происхождению. Сам Чарльз Чаплин потом с изумлением обнаружил другие «общие черты» с Гитлером: они родились с разницей всего лишь в четыре дня, были примерно одного роста и веса, в детстве и юности встретились с бедностью и житейскими лишениями. Позднее Чаплин признался, что не смог бы просто пародировать фюрера в «Великом диктаторе», если бы ведал всю правду о концентрационных лагерях и истреблении евреев. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 110 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    "…Когда тучи рассеются, выглянет солнце. Оно выглянет, и мы выйдем из мрака!..» А. Хинкель

    Известный ныне Чарли Чаплин никогда не боялся экспериментировать, играть интересные роли и исполнять их, как, вообщем-то и всегда, — на бис. Хотя в своих взглядах Чарльз всегда придерживался консервативной точки зрения, всё же он не боялся воплощать новые задумки в жизнь, претворять фантазии в реальность. Не секрет, что комик был современником людей, переживших две мировые войны, не секрет и то, что фюрер знал того самого Маленького бродягу. Однако маленький человечек, казалось, ничем не способный противостоять той самой «дьявольской машине, этой системе и всё разрастающейся власти» (фашистской власти), не боялся в открытую говорить о том, что есть на самом деле, трактовать события таковыми, какие они есть, не привирая и не загибая. Своим комическим талантом, своими актёрскими возможностями Чарльз не раз срывал овации зрителей, изобличая злых и коварных людей, властителей этого мира. Вот и в данном фильме наш любимый актёр не испугался пойти против титана — взял, да и сыграл фюрера, — по-своему, смешно, но очень похоже…

    В данном кинофильме есть очень много содержательных мыслей — начиная от призыва людей бросить оружие, и, как говорится, «перековать мечи свои на орала», заканчивая великими и очень актуальными насегодня словами о власти демократии, о мире во всём мире и равенстве людей. Подумать только, но уж если и сегодня заключительная реплика Чаплина находит место в социальной и политической жизни всемирного общества, можно только рукоплескать и возвеличивать «того человечка, который «зрит в корень», не боится говорить правду и идти против тех, кто не понимает основ морали, банальной этики и культуры»…

    «Великий диктатор», помимо всего прочего, позволяет зрителю открыть для себя сквозь призму пересмешек и комичных ситуаций те самые вопросы, вопросы, которые рассматриваются историками, политологами и нашими политиками. Блистательный и всегда актуальный юмор, планировка сюжета, которая позволяет в течение 120 мин просмотра ленты смотреть, смотреть и смотреть — завороженно, внимая и стараясь воспринять все мысли, всё-всё-всё, что пытался нам передать через этот фильм Чарли Чаплин.

    Безусловно, очень мощный и содержательный кинофильм, кинофильм, который позволяет задуматься, почесать затылок и выяснить для себя, что же такое «мир», что же такое «демократия», и возможны ли мир и равенство всех людей повсеместно… Картина настолько весела, стремительна и интересна, насколько и серьёзна, точна и содержательна. Посмотрев эту ленту один раз, время от времени тянет пересматривать её ещё, и ещё, дабы вновь ощутить чаплиновский дух, его образ мыслей, благородные намерения касательно общества и всего мира вцелом.

    Кинокритки всего мира не раз подтверждали, что картина эта достойна называться «шедевром», «Великим фильмом Великого человека», с чем поспорить едва ли можно…

    Только 10 из 10, и вряд ли меньше!..

    17 августа 2009 | 12:59

    Картина Ч. Чаплина «Великий диктатор» — «продукт» невероятно талантливый, сильный, яркий… Чаплину удалось, с одной стороны, продолжить свою авторскую линию в кинематографе, с другой, — снять беспрецедентное по общественно-политической проблематике кино, что достигается новаторством содержания, а также использованием новых технических средств.

    В основе фильма — дихотомия «еврейский цирюльник — диктатор Аденоид Хинкель» и одновременно — бинарная формула «положительный — отрицательный герой». Кино предваряет ироническая ремарка о «случайном» сходстве центральных героев. Автор продолжает линию сравнения далее. Это — близко родственные глубинные манеры, комплексы, страхи, мании… (Жестокий вывод). Показано: страшные катастрофы и пороки XX в. выстроены на едином глубоко экзистенциальном фундаменте. Зритель не смотрит на «великого» диктатора с ненавистью, ожесточением, а, напротив, философски осмысливает психологическую субстанцию нацизма.

    В подтверждении своей идеи приведу пример: Ницше создал знаменитые концепции «сверхеловека», «воли к власти» и т. д., представляя собой в реальности закомплексованную, слегка мазохистскую личность. То же в картине — г-н Хинкель…

    Можно сказать, в кино практически отсутствует стандартное для данной проблематики деление действующих лиц на «героя» и «толпу». Практически каждый здесь — индивидуальность и несёт в жизни персональную ответственность. Т. о., демонстрируется категорическое неприятие всяких форм тоталитаризма, тоталитарного мышления — мышления «общим» способом, некритичного восприятия власти.

    Главный эмоционально-символический пласт — перманентный страх, который достигает квинтэссенции в одном из последних кадров — попытке побега парикмахера. Поразительно: Чаплин сопрягает тревожное и бесконечно комическое начала в одной живой эмоции.

    Комедийная составляющая представлена в основном мотивами игры, манипуляции, притворства. Хинкель и иже с ним словно существуют в искусственной (вторичной) действительности, в каком-то суррогате жизни. Подчёркнуты авантюризм и паранойя «вождя». Эпизод с пинанием воздушного глобуса — пожалуй, самый яркий пример.

    «Великий диктатор» иллюстрирует великолепная музыка (Брамс, Вагнер), что хорошо передаёт исторический колорит. Интересны интерьеры кабинетов Хинкеля — как правило, холодный милитаристский ампир с невероятно высокими потолками, которые символизируют недостижимость утопического проекта миропорядка и некоторый духовный вакуум.

    Весьма необычен хронотоп произведения. Места действия вымышлены, риторика выступлений только отдалённо воспроизводит немецкую речь, что придёт фильму обобщающий характер и изображает тоталитарный режим, к сожалению, не уникальным историческим случаем.

    Всю картину пронизывает искренний демократический пафос. Заключительная речь очень глубока, понятна, красива и демократична. Я думаю, это самый настоящий гимн демократии.


    10 из 10

    24 июня 2009 | 15:59

    Дела давно минувших дней

    Перенесемся на 70 лет назад. Забудем о войне, о голоде, о противостояниях держав и мнений. В 1939 году выходит «Унесенные ветром» (сродни сегодняшнему «Аватару»), а через год в Нью-Йорке состоится премьера «Великого диктатора», созданного целиком и полностью на накопления Чарльза Спенсера Чаплина и представляющего из себя сатиру и пародию на рейхсканцлера Германии тех времен Адольфа Гитлера. Ни один фильм Чаплина не содержал такого количества политической подоплеки и потому получилось очень символично, что это первый полностью звуковой фильм «комика с тростью».

    Бенефис двойного «Ч»

    В 30-е годы каждый американский мальчишка узнавал Чарли Чаплина без его трости, походки, котелка, смоляных волос и усов. Более того, он был богат и независим, и у него были собственные идеи наподобие «сходства „бродяги“ и фюрера». И он создает щекотливый и поныне фильм „Великий диктатор“, сыграв при этом две роли: роль безымянного еврея-цирюльника и вождя Томании Аденоида Хинкеля.

    По сюжету еврейский рядовой солдат спасает жизнь летчику Шульцу во время Первой Мировой войны ценой собственного сознания — он впадает в кому с последующей амнезией. Спустя 20 лет он возвращается в родную цирюльню, в еврейский квартал, оккупированный немецкой полицией, расписывающей на каждой двери «Jew». Параллельно разворачивается линия жизни политического главы Томании — Аденоида Хинкеля, как две капли воды похожего на цирюльника. Он произносит громогласные речи, советуется с министрами Гарбичем и Херрингом (Геббельсем и Герингом), соревнуется в «кто выше» с Бензино Напалони (тот самый Муссолини). Судьба приводит к тому, что пути ничтожного еврея и вершителя судеб переплетаются и все происходит как в твеновском романе «Принц и нищий» (напомню, что рассказы Твена в большинстве своем основывались на сатире и критике), однако, осознание того, что далеко не эта случайная ошибка является изюминкой фильма, приходит не сразу.

    Маленький человек заговорил?!

    Если Эйнштейн (кстати и о нем есть упоминание в фильме) является представителем физики тех времен, то Чаплин является представителем тогдашнего кинематографа. И оба они являются представителями борьбы с тоталитаризмом. Недвусмысленная речь в конце фильма, в которой цирюльник от самого Чаплина заявляет, что не хочет больше видеть насилия,- ради нее и стоит смотреть эту «сагу по-чаплиновски», стоит ее смотреть хотя бы ради сцены, в которой Аденоид танцует с глобусом под увертюру Вагнера или ради сцены, где цирюльник бреет клиента под «Венгерский танец» Брамса, любимого композитора Эйнштейна в последние годы жизни.

    Итог. «Великий диктатор» — это фильм, созданный на злобу дня, но оставшийся на века не столько благодаря именитому режиссеру, сколько благодаря политическим посланиям через океан.

    10 из 10

    10 января 2010 | 14:18

    Они оба родились в апреле 1889 года. Были приблизительно одинакового роста, в детстве терпели лишения. В конце концов, оба стали всемирно известными. Только один веселил и умилял миллионы людей, другой сжигал миллионы в печах. Это было неизбежно, Чаплин рано или поздно просто обязан был высмеять Гитлера. Причем решение о съемке пародии пришло к великому комику в то время, когда коварного австрийца не воспринимали как угрозу. На его преступления закрывали глаза. Все, кроме Чаплина.

    На создание «Великого диктатора» ушло два года и 2 миллиона долларов из кармана Чаплина. Сложно представить, сколько нервов он потратил на этот фильм. Все эти два года на режиссера сыпались угрозы, письма, давление сверху, призыв к «United Artists» свернуть проект. Однако вопреки всему премьера «Великого диктатора» состоялась 15 октября 1940 года, когда Европа уже была втянута во Вторую мировую войну, когда Франция уже капитулировала, а Англия отбивалась от авианалетов Люфтваффе.

    Это первый диалоговый фильм Чаплина ("Огни большого города» и «Новые времена» все-таки содержали звуковую дорожку из музыки и эффектов). И это его первая крупная картина, в которой отсутствует знаменитый Маленький Бродяга. Однако в «Диктаторе» Чаплин играет сразу две роли: еврея-парикмахера и правителя страны Томении (пародия на Германию) Аденоида Хинкеля (пародия на сами-знаете-кого). Стоит оговориться, что, несмотря на внешнее и внутреннее сходство Парикмахера и Бродяги, это два разных персонажа. У них и разная история жизни и разные страны, да и Бродяга был всегда бродягой, а у Парикмахера есть свой какой-никакой, а бизнес — цирюльня. Сам Парикмахер — человек добрый, во многом храбрый, честный, но довольно рассеянный.

    Аденоид Хинкель совершенно отличный персонаж. Диктатор, плут и висельник. Он единолично руководит страной, лишь прибегая к советам своих друзей — тупого Херинга и высокомерного Гарбича. Его речи импульсивны, его угрозы коварны, его обещания пусты. Этот диктатор не сделал ничего толкового для Томении. Единственное, что ему удается с успехом, угнетать евреев и расстреливать недовольных. Хинкель, освободив себя, поработил свой народ, а его грязные руки тянутся дальше, к целому миру. И если он его получит, то уничтожит (см. сцену «танец с глобусом»). В целом, это очень едкая пародия на Адольфа Гитлера. Чаплин изобличает его и откровенно смеется над ним. И это в то время (конец тридцатых), когда правителя Германии некоторые чуть ли не считали спасителем от злых русских коммунистов! Остается только позавидовать мужеству и храбрости Чарльза Чаплина.

    - Мы провели несколько арестов.
    - Несколько? Это сколько же?
    - Ничего астрономического. Пять или десять тысяч…
    - О!..
    - В день.


    Великий комик с самого начала заявил, что фашизм (и нацизм) удел кровавых преступников, что для них ничего не стоит убивать и отправлять в лагеря ежедневно тысячи человек.

    - Мы только что открыли замечательнейший, чудеснейший ядовитый газ! Он убьет ВСЕХ!

    Позже в своей автобиографии Чаплин писал, что не смог бы смеяться над нацистами, если бы знал, что творилось в концлагерях. Но, кажется, он подозревал, что там творится. А пародия на Германию была необходима. Должен был ведь хоть кто-то сказать, что не верит, не боится и не виляет хвостом перед Гитлером и Ко. Если брать шире, то «Великий диктатор» — высмеивание не только Гитлера, но и вообще всех диктаторов. Не удивительно, что Сталин дал низкую художественную оценку картине.

    А по иронии судьбы в стране цветущей демократии Чаплина обвинили коммунистом. Опять пошли угрозы о бойкоте фильма в кинотеатрах. Возгласы обвинений стихли лишь тогда, когда США вступили в войну. Воистину гнусное и двуличное отношение к одному из самых честных людей кино.

    «Великий диктатор» — один из самых смелых фильмов своего времени, если не самый смелый. Помимо своего сатирического крена, картина содержит множество удивительных художественных находок, смешных сцен и трагичных, даже приемов немого кино. За такой фильм Чарльзу Чаплину стоило поставить при жизни памятник. А вместо этого на него начались гонения как на средневековых ведьм. Может быть мне возразят и найдут фильмы 1940-х и по-лучше и по-душевнее, но для меня «Великий диктатор» всегда будет образцом мужества и честности. Тех качеств, каких так не хватало в 1930-е годы, отсутствие которых привело к самой страшной войне в истории.

    8 декабря 2013 | 13:13

    Классический кинофильм Чарли Чаплина 1940-го года. Политическая сатира на нацизм и на диктаторов тоталитарных режимов.

    Действия фильма начинаются в период Первой Мировой войны. Молодой еврейский цирюльник сражается за свою страну Томанию. Во время одного из сражений он спасает жизнь летчику Шульцу, но сам получает тяжелую травму и впадает в кому на 20 лет. Война закончилась, наступило время перемен. Страной руководит великий диктатор Аденоид Хинкель, ненавидящий евреев и желающий поработить весь мир, а к тому же он как две капли воды похож на цирюльника. В то время как Хинкель придумывает планы по захвату соседней страны, цирюльник пытается восстановить свою прежнюю жизнь, попутно знакомясь с девушкой Ханной, с которой он и окунется в водоворот невероятных событий.

    Историческую значимость «Великого Диктатора» сложно переоценить. Это первый голосовой фильм Чарльза Чаплина, и как многие считают — его политический манифест. Выход картины был сопровожден рядом трудностей, т. к. США в 1940 году еще придерживались нейтралитета в отношениях с Рейхом, однако фильм был показан на большом экране все равно, и имел большой успех. Кроме того, кино демонстрировалось в Лондоне во время битвы за Британию, сопутствуя поднятию боевого духа среди солдат и горожан, постоянно подвергающихся немецким бомбардировкам.

    Во время войны выпускалось множество антинацистких фильмов, однако произведение Чаплина выделяется из них. Нужно быть очень талантливым человеком, чтобы суметь качественно показать важные проблемы общества, одновременно сохранив людям хорошее настроение. Выставить напоказ пороки диктаторов, которые они так тщательно маскируют за своими пафосными речами, и воплотить их в актерской игре. В этом особенность «Великого диктатора». Как я и писал выше, он отображает проблемы, намекая на пути их решения, при этом не вгоняя зрителей в отчаянье, а наоборот, подбадривая. Именно поэтому сей фильм показывали во время битвы за Британию, и именно поэтому же он поднимал настроение и боевой дух людей. В этом и заключается гений Чаплина, который многие несправедливо очерняют.

    К слову, иронию мы можем наблюдать в самом описании: великого арийского вождя ведущего нацию сверхлюдей в светлое будущие не отличить от «грязной крысы» и «вонючего жида» цирюльника, чей внутренний мир к слову куда богаче Хинкельского.

    В речах Ханны мы с первых минут ее появления в фильме видим призыв Чаплина объединится против нацисткой угрозы, такую же самоотверженность наблюдаем и в остальных героях. Проблема правоохранительных органов, превращающихся в тоталитарном государстве в аппарат принуждения и насилия, в картине замаскирована под шуточную драку цирюльника с нацистким офицером. Бедолага зовет на помощь полицию и говорит, что хочет подать в суд на офицера за оскорбления, но ирония то и заключается в том, что его унижает как раз те, кто должен защищать. И нет здесь справедливого суда и справедливых законов, как нет свободы и справедливости вообще…

    Кульминацией произведения, безусловно, является конечная речь Чаплина. Речь, вызвавшая столько споров. Но отбросив левые идеи Чарльза, которые в его высказывании имели далеко не ведущую роль, мы увидим, что главным было призвать людей к доброте. Обычной доброе, о которой в 20 веке мы все забыли. Диктаторы сделали из личностей машины для убийства. Машины, уничтожающие свободу и жизни миллионов. Машины, сражающиеся за мнимое общее благо. Благо, которое никогда не настанет, благо ставшее откровенным обманом. Пока жива в нас личность, мы будем оставаться людьми. Людьми, которые не дадут кровавым диктаторам смешивать нас с грязью. Он говорит не сдаваться и бороться. Но бороться не за диктаторов, а бороться за свою свободу, потому что она превыше всего. Больше никаких обожествленных тиранов, никакой деспотии, геноцидов и расстрелов, только демократия и жизнь! А будущая победа антигитлеровской коалиции подтвердит его слова.

    Обращаясь уже к вам, дорогие читатели. Пожалуйста, не 

    потеряйте свою личность, не видитесь не на милитаритские, псевдопатриотичные речи политиков, это все один большой обман. Сохраните в себе свободу и дух демократии. Нельзя допустить повторится тому, что было в двадцатом веке. И как говорил Чаплин, не забывайте что вы люди, а не машины.

    24 июля 2016 | 20:21

    Это один из лучших фильмов Чарльза Чаплина, хотя конечно сложно ранжировать его работы и присваивать звание лучшего фильма какому-то конкретному творению, ставя его во главу угла. Все картины Чаплина (или большая часть) достойны этого звания, так как являются, не побоюсь этого слова, гениальными и монументальными. «Великий диктатор» просто чуть сильнее выделяется на общем фоне, своей особенностью и смелостью.

    Если говорить в целом, то получилась занимательная, сатирическо-ироническая картина. Чаплину удалось в полной мере высмеять национализм и фашистский режим в частности, а так же представить образы Гитлера и Муссолини в довольно комичном виде. Чего только стоят их переиначенные имена — Аденоид Хинкель и Бензино Напалони.

    Небольшое образовательное отступление. Аденоиды — это патологически увеличенная глоточная (носоглоточная) миндалина, вызывающая затруднение носового дыхания, снижение слуха и другие расстройства.

    Так и в фильме было тонко подмечено и отражено имя главного героя, свидетельствующее о его раздутом самомнении, которое мешает всем и вся, и не несет никакой пользы, только разрушение. Да и вообще от имени Аденоид Хинкель веет тщедушием и ущербностью, которые в дальнейшем перерастают в тщеславие и самодурство, а так же в желание самоутвердиться, и превознести себя до позиции бога. Чаплин хорошо изучил прообраз своего героя и преподнес его, в немного гипертрофированном виде, что в свою очередь забавно. Что касается Муссолини, переиначенного Бензино Напалони, то тут опять же прямое попадание. Чаплин выразил в имени суть итальянского нрава, чуть что и сразу вспыхнет.

    Интересно представлены отношения двух диктаторов, которые выливаются в постоянное соперничество, по поводу того, кого лучше обстоят дела с армией и тому подобным. В этой мерке детородных органов, на втором плане в основном оказывается Аденоид Хинкель. Отлично с определенной доле сарказма показаны речи фюрера, ничего не понятно, но зато громко, яростно и убедительно.

    Особого упоминания достойна сцена которую можно считать самой сатирической и ироничной во всем фильме. Это та, в которой Хинкель танцует с воздушным шаром в виде глобуса. Тут Чаплин позабавился на славу, намекнув на то, что жаждущий мирового господства диктатор, похож на маленького мальчика, которому в детстве чего-то не додали, скорее всего любви и теперь он хочет это компенсировать. Мир можно сравнить с игрушкой о которой он давно мечтал. Эта сцена в какой-то мере мила, трогательна и в тоже время комична.

    «Великий диктатор» — это фильм из серии несерьезно о серьезном, включающий в себя насмешку и показывающий что великим диктатором может быть не жестокий социопат и националист, а обычный цирюльник.. так же можно назвать этот фильм провидческим и напутственным.

    P.S. Лучше бы Гитлеру дали шанс стать художником, может тогда ничего плохого бы и не произошло. Он бы направил свою энергию не на разрушение, а на созидание. Сублимация стоящая вещь. Но к сожалению прошлого не вернешь. Это уже стало историей, которую нужно помнить, дабы не допускать былых ошибок.

    12 апреля 2013 | 12:20

    Кто такой Чарли Чаплин? Только бесчеловечное существо не способно ответить на такой вопрос. И тут даже дело не в его известности и популярности, а в важности и ключевой роли в развитии мирового кинематографа. Кино появилось ещё в конце XIX века, и первые фильмы снимались на чёрно-белую плёнку да ещё и без звука. Но люди и тогда были счастливы, потому что для них кино — это совершенно что-то новое и, безусловно, ценимое человечеством. Ценимым также был всеми любимый Чарльз Спенсер Чаплин, один из самых первых комиков немого кино. Весь мир узнал о нём, и актёр стал знаменитостью, причём уже успев войти в историю, как один из самых влиятельный и величайших комиков в истории кинематографа. Конечно, Чаплин был не только безупречным комиком, но и превосходным режиссёром… А также продюсером и сценаристом. Дело в том, что раньше бюджет кинолент не позволял содержать много работников, а поэтому Чарли сам работал над своими фильмами, отбирая актёров, создавая сценарий и, в конце концов, ставя картину. Он проделал колоссальный труд за всю свою жизнь, став легендой киноискусства. И даже с появлением звукового кино он всё равно творил потрясающие шедевры.

    Кстати, о звуке. Стоит отметить, что «Великий диктатор» — первая, а значит, и довольно-таки рискованная работа Чарльза Спенсера, в которой потребовалось более серьёзного и внимательного подхода к деталям. Ведь теперь в сценарий вторгается больше диалогов, которые ко всему прочему должны быть смешными и остроумными. Естественно, звуковое кино стало настоящим прогрессом, вот только этот прогресс заставил непривычно потрудиться многим кинематографистам, чтобы снять достойный фильм, где диалоги и музыкальное сопровождение должны как никак гармонично сочетаться. Также было трудно и самому Чаплину. Но как бы это удивительным не казалось, талантливый человек талантлив во всём — даже с «говорящим» кино у него не возникло никаких проблем, и, более того, он с ним породнился. Режиссёр, ну а также великий комик, начал снимать не только последующие картины со звуком, но и озвучивать свои старые работы, которые были «рождены» немыми. Безусловно, Чарли Чаплин оказался стойким человеком под натиском новой киноэры, в которой звук загородил затылком немое кино. И я думаю, что это служит подтверждением того, что «Великий диктатор» оказался на сто процентов удачным и на данный момент является классикой «чаплинской коллекции».

    Умение Чаплина затрагивать актуальные даже на сегодняшний день темы со стороны юмора, конечно, поражает и восхищает. Чуть ли не в каждом его фильме, даже если это обычная комедия с набором комических ситуаций и забавных проделок персонажа (а я говорю о Бродяге), так или иначе становится заметной какая-то мысль, которая бывает понятна не сразу, но оставляет глубокий и приятный след в душе, вместе с тем навевая много размышлений, и тем самым побуждая на какие-то действия, можно даже сказать, подвиги. И в этом кроется ценная полезность его картин. В «Великом диктаторе» Чарли задевает тему политики и, что самое важное и проблемное, войны, мировой войны, которая может отнять тысячи и миллионы невинных жизней. Естественно, лента снималась в конце 30-ых, начала 40-ых годов ХХ века, и речь шла в ней именно о Гитлере, о фашистах, евреях и их, мягко говоря, холодных отношениях. Но нюанс и, опять же, комичность фильма кроется в том, что ключевого персонажа, а именно Адольфа Гитлера, исполнял не сам предводитель Третьего рейха, а всеми любимый Чарли Чаплин, которому пришлось сыграть здесь сразу две роли: Аденоида Хинкеля и еврея-цирюльника, такого же нелепого и забавного, как и классический Бродяга. Сразу понятно, что Хинкель — яркий, ироничный, скрывающий добрую насмешку образ Гитлера, а сам знак нацистов «свастиска» заменён в фильме символом из двух крестов. Этим можно сказать, что картина является некой пародией на времена процветания фашистской Германии, и признаюсь, пародия вышла гениальной!

    Что же до заглавного героя, то образ доброго парикмахера радует и смешит так же, как если бы это был тот же Бродяга. Но в этом не проявляется минус, потому что минусов здесь просто нет. Напротив, Чаплин исполняет героя с любовью, искренностью, со всем своим талантом, при этом всё-таки отличая центрального персонажа от классического героя «Цирка» и «Огней большого города». Как и сам комик, в фильме цирюльник является евреем. И это уже становится одной из важных и ключевых основ сюжета — Хинкель не любит евреев, он их просто ненавидит, и поэтому его прислужники, фашисты, могут творить беспорядки и наводить страх в маленьком и невинном Гетто, где проживает куча евреев. Там же работает и главный герой, обслуживая своих пациентов. И благодаря этому создаётся некое противопоставление тихой и мирной жизни доброжелательного еврейского цирюльника с жизнью злобного, строгого, вечно ворчащего и при этом нелепого Аденоида Хинкеля, кроющего планы мирового масштаба.

    Кроме этого в ленте глубоко затрагивается тоталитаризм и его условия. Главной целью фильма является внушить зрителю всю бесчеловечность и неправильность этого строя, показывая нам, как страдают от него люди, и какими жестокими и эгоистичными становятся её сторонники и основатели. Безусловно, это отвращает и заставляет задуматься над политикой и историей.

    Но даже несмотря на всю серьёзность идеи картины, «Великий диктатор» в первую очередь комедия, насыщенная непревзойдённым юмором. Скажу честно, юмор фильма сильно отличается от того, который мы встречаем сейчас и который мы воспринимаем за остроумный. Здесь все шутки построены на необычных, комических, непредсказуемых ситуациях, которые полны иронии и тёплого уюта. Главная насмешка, как уже сказал, проявляется в образе Хинкеля, который оказывается просто нелепым и до уморительности серьёзно настроенным героем, буквально одержимым мыслью о властвовании над всем миром, что смешит ещё больше. Этого, в прочем-то говоря, режиссёр и добивался. И у него это получилось.

    10 из 10

    «Великий диктатор» — одна из лучших и гениальнейших работ великого Чарли Чаплина, которая отличается тем, что это уже не немое, а звуковое кино. Картина шедевриальна всем, начиная от умной и серьёзной идеи и заканчивая безумно уникальным и редким в современное время юмором, что не удивляет, но до сих пор восхищает.

    25 декабря 2010 | 17:22

    Первый полностью звуковой фильм Чарльза Чаплина на деле оказался самым лучшим его фильмом и в плане актёрского мастерства, и в плане режиссуру и в сценарном плане.

    В фильме разворачиваются две сюжетные линии: одна из них про истеричного диктатора Аденоида Хинкеля (который как две капли воды похож на Гитлера) и история бедного еврейского парикмахера (который как две капли воды похож на Аденоида Хинкеля, который, в свою очередь, как две капли воды похож на Гитлера). Обе сюжетные линии рассказывают об особом месте человека в обществе в то время ещё не начавшейся Второй Мировой войны. Тут и гетто и отношение солдат с евреями в нём и отношение диктатора с этими евреями. В общем, сценарий отличный. Особенно понравилось то, что главных персонажей в обеих сюжетных линиях играет один и тот же человек (Чарльз Чаплин). Это даёт увидеть чёткий контраст между «верхами» и «низами» немецкого общества тех времен. Разница очевидна. Но никто бы не смог так чётко показать эту разницу как великий…

    Чарльз Чаплин. О нём я уже немного упоминал. Вообще, для меня это один из самых уважаемых людей в истории мирового кинематографа. Ну, вот например где сейчас можно найти людей, которые сразу являются и режиссёрами, и продюсерами, и композиторами, и актёрами, да и к тому же исполняют в фильме по две роли, и это всё о нём. И вот на какой фильме не взглянешь, будь то «Великий диктатор» или «Огни большого города» или «Новые времена», да абсолютно любой его фильм, везде можно будет увидеть одну и ту же картину. Хочешь, не хочешь, а проникнешься уважением. Да и к тому же он прекрасный актёр, а ещё лучший комик. Он показал последние дни перед войной (хотя ещё сам не знал, что начнётся война) в ином плане, не на полном серьёзе, а как бы с иронией. Весь фильм, это большая пародия на всю немецкую армию. Тут и бесхарактерный, даже неуровновешенный диктатор. Это отчётливо видно ближе к концу фильма. Да и вся немецкая армия. В самом начале фильма Чаплин одним своим присутствием сполна высмеял армию тех времён. По этому фильму отчётливо видно, что Чаплин это разноплановый актёр, которому удаётся сыграть разных по характеру личностей. И все эти постоянные кривляния, если в фильме «Огни большого города» они выглядели, ну скажем не уместно, то тут наоборот, всё в тему и по делу. Вообще актёрский состав постарался выше всяческих похвал.

    В общем, шедевр от Чарльза Чаплина. Смотреть всем, кто может посмотреть на войну с долей иронии.

    5 октября 2009 | 18:42

    «Великий диктатор» — первый звуковой фильм великого Чарльза Спенсера Чаплина. Даже в 30-е годы, в эпоху уже звукового кино, Чаплин продолжал снимать немые картины, оставаясь верным старине. И вот, его голос впервые зазвучал в кадре. И это что-то новое и, конечно же, интересное!

    В первую очередь, перед нами едкая пародия на Гитлера. Достаточно вспомнить монолог чаплинского Адольфа перед массой послушных солдафонов. Он и гримасы состроит, и микрофон закрутит в узел, и чуть ли не на четвереньки упадет. Сколько силы и энергии в этом маленьком гении! Очень хорошо прописаны диалоги героев, между прочим, самим Чаплином. Что ни реплика — то шутка. Что ни действие — то смех!

    По сути, Чарли сыграл здесь так сказать, двух в одном — забитого парикмахера-еврея и Адольфа Гитлера. Само собой, в духе Чаплина, было неминуемо перевоплощение героев из одного в другого. В данной экранизированной сатире прекрасно высмеиваются пороки фашистского режима. Конечно, нельзя не брать во внимание забавные имена героев картины. И здесь есть хорошенький подвох.

    Чарли Чаплин — Аденоид Хинкель / цирюльник. Хинкель — это каламбурное имя Гитлера. Аденоид — отдает неким биологическим смешком. Аденоид, гуманоид, параноик… Он как будто какое-то насекомое, без чувств, без разума. Именно таким представляет Чаплин Адольфа Гитлера.

    Джек Оуки — Бензино Напалони. Без особого труда можно догадаться, что это «гремучая смесь» Наполеона с итальянским Бенито Муссолини. Оба диктаторы, оба восполнены манией величия. Кстати, Муссолини не только разделял общие идеи с Гитлером. Они были друзьями. Но и над этим Чаплин жестко посмеялся. Аденоид и Бензино дружат сквозь зубы. При людях они стелют друг пред другом ковровые дорожки, а в уединении не могут разделить Австрию и из-за этого вынуждены… кидаться друг в дружку пирожными, макаронами и другой едой.

    Генри Дэниелл — Гарбич. Это у нас… Геринг — министр немецкой пропаганды. Заметьте, что «гарбич» похоже на англ. garbage — мусор. Не хотел ли нам сказать Чарли, что все, что изрекает Геринг, и есть мусор?!

    Следует отметить, что Ханну — возлюбленную парикмахера, сыграла жена Чаплина — Полетт Годдар.

    Картина была номинирована на Оскар-1941 в пяти категориях. Три из них, по праву, принадлежали Чаплину — за главную мужскую роль, фильм и сценарий. По номинации выдали Джеки Оуки, сыгравшего Напалони, и композитору — за музыкальное сопровождение.

    В общем, комедия очень забавная, но умная.

    Смотрите классику!

    10 из 10

    11 декабря 2011 | 13:36

    Жанр военной сатиры не так популярен в мировом кинематографе, но есть отдельно взятые ленты которые выделяются своей оригинальностью и остроумностью на фоне других. Одним из таких избранных, является «Великий Диктатор», который также является одним из первых фильмов где создатели решили с юмором и некоторой долей иронией взглянуть на военные мировые события. Конечно сделать кино уморительно смешным и одновременно политкорректным очень трудно, но если за съемки взялся мастер комедийного жанра Чарльз Спенсер Чаплин, то фильм по любому получится сверх смешным, правильным в плане идеи и абсолютно точно не пересекающим какие-либо нравственные границы. Несмотря на все старания Чаплина, «Великий диктатор» в свое время таки получил в своей адрес множество неприятных и весьма негативных откликов как со стороны зрителей, так и со стороны опытных критиков. Об этом конечно многие знают, так что на этом заострять внимание я не буду.

    Если писать строго про фильм, то он для тех времен сделан несомненно очень хорошо. Для Чаплина лично это первый опыт в звуковом кино и могу утверждать с полной уверенностью что первый блин у великого комика не вышел комом, а наоборот, получился даже не хуже чем предыдущие немые ленты комедийного жанра. Вот только в старых добрых немых фильмах у Чаплина не было никакой политической сатиры над весьма агрессивно настроенной страной и её диктатором, а также без каких-либо политических подтекстов. Конечно кино от этого получилось не менее смешным, но скандал в свое время был не хилый. К счастью в наше время «Великого диктатора» таки признали и теперь он является легендарной классикой ироническо-сатирического жанра и одним из самых успешных фильмов маэстро Чаплина.

    Некоторые сцены стали уже культовыми, где же еще можно увидеть противостояние двух злобных и жестоких диктаторов в буфете, где их оружием были спагетти, сливки и вся близлежащая от них еда. А танцующий под классическую музыку Хинкель, попутно играющий с воздушным шаром в форме глобуса и наверняка мечтающий в этот момент о мировом господстве и безграничной власти, это же блестяще в плане оригинальности и остроумия. Было еще множество смешных, эмоциональных и грустных, но по совместительству классных сцен, которые делают «Диктатора» непревзойденным шедевром не только своего времени, но и всего мирового кинематографа.

    Очень жаль конечно что в России это кино не так высоко котируется как немые творения Чаплина, да что там говорить, «Великий Диктатор» даже в Топ-250 не входит, но все же картина великолепная по всем параметрам, начиная от неординарной, но очень смелой и оригинальной идеи и заканчивая характерами персонажей и конечно же блестящим, понятным опять же на любом языке мира юмором, который как всегда радует своей искренностью и приметностью. Жаль что никаких наград ленте так и не удалось получить, хотя как мне кажется она этого несомненно заслуживает, чего только стоит финальная речь главного героя, которая глаголет давно известную истину и пытается раскрыть всем диктаторам планеты глаза, попутно призывая объявить всеобщее перемирие.

    Ну и немного собственно о сюжетной линии. После первой мировой войны, в стране Томании появляется новый властный и жестокий диктатор Аденоид Хинкель, главная цель которого мировое господство и полное уничтожение еврейского народа, для которого он даже создает «гетто», в котором все люди данной религии и проживают. Теперь Хинкель решает с помощью своего гениального вроде бы плана начать захват соседних еврейских территорий, но вот средств на это у него нет. В это же время в госпитале после серьезной травмы полученной во время войны приходит в себя еврей-цирюльник, у которого начинается амнезия и он не понимает что он находится в медицинском учреждении уже пару лет и что за это время в его родной стране многое изменилось, а все евреи подверглись гонениям со стороны военных.

    Цирюльник возвращается домой, в гетто и не понимает что здесь происходит и почему военные пишут на его парикмахерской слово «еврей» белой краской и не дают стереть. Объясняет ему всю ситуацию очаровательная девушка Ханна, чьи родители погибли и которая живет вместе с другом того самого цирюльника. Есть кстати еще одно «но», ведь этот самый цирюльник как две капли воды похож на диктатора Хинкеля, собирающегося принимать у себя своего союзника Бензино Напалони, с которым Аденоид хотел бы обсудить перспективы насчет завоевания соседних территорий. Из этой встречи к сожалению ничего хорошего не получается, ведь каждый из тиранов пытается показать что он самый лучший, ужасный и властительный во всем мире. Пока два злодея отдыхают во дворце, в гетто происходят погромы из-за беспардонности и грубости военных, которых Хинкель послал дабы не дать еврейскому народу скучать…

    Сценарий великолепный, простой и легкий, но весьма оригинальный, с правильной идеей и одновременно забавный, что делает его идеальным. Здесь нет никакого пафоса, хотя финальный монолог о мире во всем мире может по сути таковым и является, затянутости, скудности и глупости, все на высшем уровне. Актеры также шикарны, конечно две главные роли играет вездесущий Чарли Чаплин и делает он это нереально круто и качественно, но и другие актеры играют хорошо, но о них совсем чуть-чуть позже. Пока что еще немного похвалю Чарли, который создал убойнейший образ диктатора Хинкеля, глаза которого наполняла некая злость, агрессия и несмотря на это сам он был человеком глуповатым и трусливым. Образ цирюльника мне чем-то напомнил старого доброго Бродягу, только на этот раз он является евреем и умеет разговаривать. В общем Чаплин как всегда гениален и не признавать это глупо! Браво Чарли, аплодисменты и громкие овации!

    Отметил бы еще также прекрасно отыгравшего Джека Оуки, исполнившего роль забавного и чем-то схожего с Хинкелем по характеру диктатора Напалони, а также красавицу Полетт Годдар, сыгравшую девушку Ханну, в которую цирюльник влюблен, но боится ей в этом признаться. Остальные актеры также были хороши, но запомнились и понравились они мне меньше, чем вышеперечисленные. Ну а в общем и целом «Великий Диктатор» прекрасное комедийное кино сатирического и пародийного характера, где Чарли Чаплин раскрывает свое мнение по поводу постоянных войн и фашизма как религии. Мне фильм безумно понравился, смешно, искренне, актуально, свежо, смело и изящно. Оценка максимальная и это не обсуждается, шедевры меньше и не получают.

    10 из 10

    «Вы самый главный, нет, вы самый великий диктатор на планете!»
    «Не говорите так, а то я начинаю себя боятся!»

    26 июля 2011 | 19:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>