Пример сюжета, когда творчески расширили рамки истории, для цели воспитания правильных смыслов в сознании зрителей. Без, этих ваших, вариантно-личностных правд. Сознательно приукрасив реальность, для создания эталона реакции на ситуацию.
В истории же появлением девушек истребителей танков ознаменовался 1943 год. Когда 17 летняя Нина Букреева, после освобождения её родины - Курской области, добровольно становится санитаркой 209-го отдельного истребительного противотанкового дивизиона, а в последствии, в связи с упразднением должности санинструктора, переучивается на наводчика 45-миллимитровой пушки. Дебют Нины пришёлся на Курскую битву...
Ещё одна история, сходная с сюжетом - целый артиллерийский расчет сорокопятки из девушек: Мария Труфанова - замковой, Анна Ноздрина, Лиза Бортникова и Зинаида Емельянова - правильная и ящичная, Таисия Зиборова - имела среднее образование, как и героиня фильма, и уже успела повоевать в партизанском отряде. Ей присвоили звание сержанта. Таисия стала наводчиком орудия. А все началось в Ельце, где после окончания курсов связистов они, находясь в 160-м запасном полку, ожидали очереди для отправки на фронт и подружились. Они были из разных мест: Таисия Зиборова с Донбасса, Зинаида Емельянова из Ленинграда, Мария Труфанова и Елизавета Бортникова с Тамбовщины – все добровольцы.
В свободное время им предлагалось осваивать смежные специальности: открылись курсы медицинских сестер и другие, но девушки избрали второй специальностью артиллерию. И так увлеклись этим делом, что сплотились в боевой орудийный расчет.
В феврале 1943, перед началом наступления 226-й отдельный истребительный противотанковый дивизион 148-й стрелковой дивизии пополнился необыкновенным орудийным расчетом 45-миллиметровой противотанковой пушки М-42 – это был девичий расчет.
Надо сказать, что пробивная сила сорокопяток, даже М-42, в 43-ем году не позволяла бить танки далее 500 метров, и нахождение женщин в расчётах этих орудий говорит об их высокой мотивированности и моральной стойкости, направленной на цель защиты Родины.
Это же демонстрируется и в фильме, характером гг, отточено и чётко представленным Ольгой Битюковой. Путь её персонажа в войне кажется случайным, но неслучайный выбор, каждый раз делает она на перекрёстках военной судьбы, каждый раз беря ответственность в свои руки - как с ранеными или настоятельным желанием воевать истребителем танков. Она человек с цельным характером, способный в нужный момент оказаться необходимым для Родины. И прекрасно, что авторы продлили её военную, экранную жизнь с 41-го по 45-й, вовремя, сюжетно ранив - именно ранение и дальнейшее выздоровление позволило выжить немногим в мясорубке 41-42гг.
Написав об женщинах противо-танкистках известных с 1943 года, я совсем не имел в виду, что их не могло быть и раньше. Вполне могло, но в сумятице отступлений и котлов такая деталь, вполне могла остаться неизвестной, но творческое предположение авторов не ломает логику жизни, лишь дополняя её, для полноты картины ХАРАКТЕРА.
А характер у героини отличен от многих зафильмованных во время производства картины. Она самодостаточна в своих решениях и стремлениях. Ей не нужно 'сильное плечо', она товарищ, рядом с товарищем. С показанным характером, линия перса играемого Брусникиным выглядит ненужной. Не надо было оттенять и так светлую сторону, отрицательным персонажем. Избыточно это.
Коротенькое изложение неимоверной судьбы, человека стоящего над всеми её превратностями. И это - женщина. Человек со стержнем, неимоверной прочности.
Весь сюжет вопиёт о сериале - столько моментов нужно расшить. Хотя - ведь не обойдётся опять без смершевцев-политруков-грязных советских генералов и сопливой любовной линии. Так что - не пачкайте, киноделы! Пока не научитесь показывать тонкие психологические моменты и поведенческие паттерны высшего порядка, ведущие к развитию общества, а не ваше 'Блиндаж' с 'Т-34'.
Только из-за малого метража ленты - нераскрытости эпизодов:
6 из 10