Бессмысленный бег от ответственности и принятия волевых решений
Неловкий и корявый трус оправдывает себя как поступками, так и характеристиками со стороны окружающих. Катастрофическое отсутствие порядочности приводит к опозданиям, сорванным встречам и пустым обещаниям. Любовница сравнивает с кроликом (никаких причин считать это сравнение выигрышным), а жена печально подозревает и констатирует лживость.
Такая ситуация не о беге, а об избегании. В середине марафона Бузыкин устраивает спринт осознанности - он теперь волевой человек, который сам распоряжается своей судьбой и принимает правильные решения. Но не каждый марафонец хорош в спринте, а потому, не выдержав нагрузки, в конце позорно сходит с этой короткой дистанции, сделав жидкий штрих в штаны. Далее печальное возвращение на марафон, который, судя по лицам вокруг, скоропостижно движется к финишу.
Басилашвили мощно отыгрывает каждую фазу в фильме, вызывая в разные отрезки печаль, надежду и снова печаль. Остальные герои, в подавляющем большинстве, вызывают лишь одну эмоцию - отторжение. Хотя, неудивительно, что такого бесхребетного героя окружают безобидные паразиты.
— Андрей, я — алкач?
— Алкач, алкач…
— Андрей, а ви — ходок.
— Ходок, я ходок!...
Конформист. Провалы в семье. Нескладные измены. И все это пытается постигнуть иностранец Билл Хансен, знакомящийся с советской культурой. Вот такие трудности перевода.
Гениальность Данелия в том, что при самом скромном сценарии он выдает истинный шедевр, который можно расширить до характеристики периода застоя. Автор задается исследованием как так сложилось, что мужчина находящийся в самом расцвете живет так невыразительно. Но при всем этом в благополучии ему не откажешь - отдельная квартира, достойная работа, семья, молодая любовница... Как же так сложилось, что наш Бузыкин вызывает сочувствие и насмешки?
На протяжении всей ленты автор подводит Бузыкина к кризису. Обычно в мирах Георгия Данелия такой ход оказывается лишь поводом, ступенькой для того, чтобы сложности позволили герою путь к истинному благородству. На этот раз не задалось... И в этом особая тонкость. Кажется, что вот-вот, еще чуть-чуть и он возвысится над самим собой. Но куда там?
Особый колорит задает присутствие в ленте иностранца. И дело даже не в том, что журналист Норберт Кухинке идеально интегрируется в семантику ленты. Эффект от того, как безуспешно он пытается постигнуть некоторые типично наши парадоксы настигает зрителя вторым темпом. Тут нет ни капли рационального. Но зато как четко показана бодрая грибная прогулка. Тут Вам и наслаждение простором, и выход за установленные пределы, и многое другое... Эти моменты показывают, что на самом деле тут все посвящено вовсе не изменам. Все куда тоньше. Речь о самовыражении...
Сколько лет уж прошло с момента выхода этой ленты. Ныне все по-другому. Но какими живыми получились образы. Как тонко Данелия показал нечто архетипическое
— А вот у вас за рубежом грибные леса есть?
— За рубежом грибных лесов нет.
— Грибные леса везде есть.
Мученик и мучитель, или горестная жизнь благонамеренного интеллигента
Один из лучших (если не самый лучший) в блистательной фильмографии Георгия Данелия. и точно самый трагичный среди блистательной череды трагикомедий мастера фильм. Вообще трудно понять, почему Данелия относят к большой тройке комедиографов советского кино. При том что все трое – Гайдай, Рязанов и Данелия – только с той или иной оговоркой могут отнесены к этому определению как таковому (пожалуй, «чистым» комедиографом от начала до конца был один лишь Гадай). У Данелия трагикомическая нотка во всех без исключении его картинах превалирует над чисто комедийной, а в «Осеннем марафоне» и вовсе подводит сюжет на грань, отделяющую драму от трагедии.
Одна из лучших, и скорее всего самая лучшая роль Олега Басилашвили. Учитывая то, на каком волоске висела судьба этой его роли по причине сомнений Данелия, остается благодарить Бога за то, что актеру в голову пришел тот трюк с переходом улицы, решивший судьбу его утверждения на эту роль. Может кто-то и смог бы повторить феноменальное исполнение Басилашвили, но лично я в этом сильно сомневаюсь – настолько ограничен, жив и гармоничен его Бузыкин, что никого, кроме Олега Валериановича, невозможно представить себе в этой роли.
Обе роли «полюсов», раздирающих Бузыкина – его двух главных женщин, ни одной из которых он не в силах отдать предпочтения (вернее ни одну из которых он не в силах бросить, в итоге причиняя им только нескончаемую боль своими метаниями и нелепыми отговорками) также великолепны в исполнении Н. Гундаревой и М. Нееловой. Их то жалеешь искренне, то злишься на их женский эгоизм и сварливость, то, наоборот, удивляешься их долготерпению – короче, все как в жизни.
Как и в большинстве шедевров Данелия, даже эпизоды тут сыграны мастерски и запоминаются навсегда – взять хоть Пташука (В. Грамматиков) безответно влюбленного в Аллу, с типично женской жестокостью и эгоизмом (что вносит новые не слишком лестные нотки в портрет героини М. Нееловой, страдающей, но способной причинить страдания и особо не заморачивающейся по этому поводу в отличие от Бузыкина ). Или крошечную роль Б. Брондукова, вечно игравшего недотеп и пьяниц, а тут выведенного чуть не главным мачо фильма – уже за одно это его роль здесь запоминается навсегда. Или его визави, хрипатый водитель- жлобяра, в превосходном исполнении В. Пожидаева, так неожиданно «помиривший» уже, казалось, окончательно порвавших друг с другом минутой ранее Бузыкина и Аллу. Что уж говорить о ролях второго плана прежде всего о ситуативных друзьях-собутыльниках Харитонове (Е. Леонов) и Хансене (Н. Кухинке) – эти две роли (особенно профессора из Дании – игра непрофессионального актера Кухинке тут просто феноменальна) – навсегда заняли место на постаменте лучших комедийных ролей советского кино.
Ну и совершенно отдельной строкой должна быть упомянута музыка – иначе как гениальной тут ее не назовешь. Пожалуй, лучший в музыкальном аспекте фильм Данелия – разве что Гия Канчелия в «Паспорте» и «Кин Дза Дза» может сравниться с той высотой, какой тут достиг Андрей Петров. Его основная музыкальная тема в «Марафоне» настолько точно, буквально до миллиметра ложится в суть и смысл сюжетной линии, что, кажется, родилась вместе с ней в голове одного и того же человека.
По большому счету фильм – лучшее не только в отечественном, но и мировом кинематографе отображение трагедии робкого, застенчивого и в то же время любящего человека, раздираемого чувствами к двум женщинам. Трагедия выбора который так и не сделан и не может быть сделан таки человеком. Легче всего обвинить его в том, что он виноват – это лейтмотив подавляющего большинства рецензий, написанных женщинами. Как ни парадоксально, в массе своей они по природе куда более жестоки, чем мужчины во внутривидовой борьбе прежде всего со своими соперницами – так что в зависимости от того, какая из них представляет сторону – законной супруги или любовницы – и отстаивают агрессивно правоту той или иной стороны. Но в том что виноват во всем именно Бузыкин сходятся все. Как это ни парадоксально, в вину Бузыкину ставят явно или имманентно – именно его порядочность которая и не позволяет ему сделать выбор и спросить себя – что тебе самому нужно? Он как истинный интеллигент, не привык спрашивать что нужно ему – он все время поневоле думает о том, что нужно другим как в кафе, угощаясь мороженым с возлюбленной и будучи в безмятежном, казалось бы, настроении не может забыть про хабалку Варвару (Г. Волчек), бездарь и опять же жуткую эгоистку, но вызывающую у него не только и не столько раздражение, сколько сострадание.
В заключительной части картины, конечно, герой такого типа обязан отыграть короткую серию вспышки терпеливого человека, которого, наконец, достали все –и обе дамы сердца, и подонок Шершавников, и оболтус Лифанов, и хабалка Варвара, и все окружающие, имя коим легион. Но зрителю все равно понятно что это именно вспышка и перелатать себя он уже не сумеет. Сенека, кажется, сказал об одном таком «сам себе враге» из числа своих рефлексирующих знакомых, когда ему сообщили, что тот уехал в очередной раз лечиться на какие-то воды: мол, вылечиться ему будет трудно, ибо он повсюду с собой таскает самого себя.
Для самого человека это изощренное наказание. Для общества же пример – ведь он живое напоминание, что совесть существует. И что живой человек, пойманный на удочку чувством или страстью, и будучи слишком слаб в силу своей человеческой несовершенной природы, чтобы должным образом противостоять этим земным соблазнам, все-таки сохраняет в себе остатки ответственности и долга, не уходя из семьи. Но и не может перестать быть человеком, вырвав из сердца это самое чувство. Да, человек такой скорее не живёт, а мучается, да и других мучает. Но на то он и человек…
Режиссеру Георгию Данелия удавалось создавать грустные и философские фильмы, которые призывают о многом задуматься. Фильм 'Осенний марафон' - один из таких.
Главный герой - Андрей Бузыкин (Олег Басилашвили) - переводчик, который напрямую сталкивается с кризисом среднего возраста. Основная проблема кризиса в том, что Андрей разрывается между двумя любимыми женщинами - женой Ниной (Наталья Гундарева) и машинисткой Аллой (Марина Неелова), которая также волею судьбы является для Бузыкина любимой, дорогой сердцу женщиной.
Наталья Гундарева в образе Нины передала образ женщины уже немолодого возраста, которая и дочь вырастила и чувствуется, что домашним хозяйством немало занималась, немало работала. Все это нашло отражение в ее внешнем и внутреннем мире, эмоциональном состоянии. Нина - это образ верной жены, которая уже пережила такие непростые, но обыденные трудности жизни. Она заботлива. С ней можно Бузыкину бы жить дальше.
Марина Неелова в образе Аллы более молода, очаровательна, загадочна. Бузыкин не смог устоять.
Олег Басилашвили в образе Андрея Бузыкина передал достаточно интересный тип характера, в фильме он ключевой. Значительно то, что он переводчик. В фильме он много показан за работой. Также он - преподаватель института. Он филолог. Интеллигент. Он профессионально соприкасается с литературой, делая перевод. Это может указывать на его богатый внутренний мир, культуру, способность к пониманию и постижению прекрасного. Вот только у интеллигентного человека при всей мягкости, часто есть внутренний стержень, а Бузыкин мягок, как воск. Эта мягкость спровоцировала ту ситуацию, в которой он оказался.
Действие фильма происходит осенью. И осеннее настроение разлито в фильме повсюду. Дома, на работе, в институте, на улице. Вот это состояние осени показано чудесно, изумительно!
Важно то, что тут параллель между временем года и возрастом главного героя А. Бузыкина. А он, переступив преклонный возраст, бежит марафон. Он бежит марафон в осеннюю погоду в фильме в реальности. Но он и мечется между двумя женщинами и не может определиться окончательно в свои годы.
Интересен образ слесаря Василия Харитонова, соседа А. Бузыкина сыгранный Евгением Леоновым. Он - простой человек. Интересны его рассуждения. Такие люди - опора. Важна и символична дружба Андрея и Василия.
Тот момент, пусть в фильме он краток, когда и Андрей и Василий и датчанин ходят по лесу за грибами вместе - в нем много гармонии, красоты, умиротворения. В нем особое очарование.
Фильм 'Осенний марафон' глубок, в том что показывает душевное состояние взрослого человека, который неразрывно связан с состоянием природы, перекликаясь с ним.
Ты мне звонил? — Да. Что-нибудь решил? — Да. Что? — Да.
Основной посыл этого фильма - показать зрителю, что будет с человеком, с его жизнью, если он будет находиться в плену чужих желаний. Разве такой человек может быть счастливым? Если он все делает против своей воли, если даже улыбку приходиться натягивать. Страшно не то, что он обманывает и предает всех вокруг. Куда страшнее, что он обманывает и предает себя. Никто кроме нас самих не знает, как нам будет лучше. Слушать только себя и жить опираясь на внутренний, а не на внешний мир. И говорить Нет всем нарушителям твоего равновесия. Наш герой живёт по другому принципу и в его жизни, кроме бестолковой беготни ничего нет. Делает несчастным не только себя, но и своих близких. Но надо помнить тогда, что просто плыть по течению жизни - это выбор.
Точно такой же, как и взять ответственность за свою жизнь и прожить её так, как хочешь ты, а не как правильно и положено. Но решительных действий от таких людей ждать не стоит. Их либо нет, либо это жалкие попытки. Об этом нам и говорит концовка фильма. И чтобы не уплыть с ними в неизвестном направлении, нужно отпускать таких людей из своей жизни. «Если человек колеблется - отойдите. Пусть придёт в равновесие. Иначе вам придётся колебаться вместе. Войдёте в резонанс и заколебётесь оба». Олег Басилашвили очень точно передает настроение главного героя. Все актеры молодцы! Хороший фильм, со смыслом.
Есть в мире такие люди. Они воспитанные, скромные, всем хотят угодить. В школе у них не было проблем с поведением. Но и спустя много лет они хотят быть удобными для всех. Для всех, кроме себя.
Вот и главный герой фильма 'Осенний марафон' никому не может отказать. Любовница, жена, сосед, неумеха-коллега - все получают от Бузыкина согласие. Даже если самому ему не нужна любовница, не сильно интересна жена, нет желания идти в лес с соседом или же некогда править тексты коллеги из жалости.
А ведь это очень опасно. Человек никому не отказывает, и проживает не свою жизнь. Да он вообще не живет. Личность ли это вообще? Сразу задумалась, как важно, не путать примерное поведение с беспомощностью с самого детства.
Для меня это лучший фильм Геория Данилии, каждый раз оставляет грустное, но очень нужное послевкусие. Всем нам порой трудно сказать 'нет', но этим точно нельзя увлекаться. Поддерживает настроение замечательная музыка Андрея Петрова.
Не в первый раз преклоняюсь перед талантом Олега Басилашвили. Ну настоящий слизняк, хоть и под соусом интеллигента. А как хороша Марина Неёлова с этим писклявым голосочком восьмиклассницы и амбициями хищницы. Прекрасная работа и Натальи Гундаревой с уставшим вглядом вечно обманутой жены. А Евгений Леонов и Галина Волчек, вот вроде и роли маленькие, но какие колоритные, когда менее талантливые, но более наглые люди забивают волю хоть и умного, но нерешительного человека.
Всем очень советую к просмотру. Иногда. Чтобы не забывать иногда отказывать другим.
Картина показывает некое «днище» психологии состоятельных и обеспеченных людей, которым, по большому счёту, не на что жаловаться в жизни. Отчасти, возможно, именно эта обеспеченность и является одной из причин того, что этим людям не приходится решать проблемы более серьёзные, которые удерживают жизнь в жёстких рамках выживания и балансировки между отчаяньем и надеждой хоть на какой-нибудь просвет. Здесь никто не болеет смертельно, здесь все имеют приличное образование и жильё, вполне состоятельны в личной жизни. Фактически, здесь все бесятся с жиру, и потому проблемы этих людей надуманные.
Картина поражает отсутствием положительных героев, ведь единственный адекватный персонаж в ней – сосед молодой любовницы, человек «старой закалки», конкретный и прямой. Даже взрослой дочери главного героя до лампочки проблемы в отношениях между родителями, – не заметить их нельзя, они слишком очевидны, – но дочь вся в себе и в своих героических планах на будущее.
Жена длительное время живёт в парадигме: «Ах, обмануть меня нетрудно!.. Я сам обманываться рад!» В результате «терпелка» ломается, но – о бездна слабохарактерности! – ненадолго. В этом плане жена вполне под стать своей половине.
Не имеющая нормальной пары молодая любовница профессора, несмотря на весь её милый невинный облик, в сущности, подлое существо. Её претензии на этот неравный брак явно за гранью добра и зла, так как она разрушает чужую семью. И не нужно здесь говорить, что любви все возрасты покорны, давайте разделять любовь и страсть, любовь и расчёт. Любовь и глупость, наконец.
И пару слов о главном герое... Нет, одного хватит: тряпка.
С одной стороны, здесь жаль всех (конечно, кроме Бузыкина). С другой, трагикомедия здесь выпукло показывает последствия того, как одни позволяют садиться себе на шею, другие – с удовольствием её осёдлывают. Кто из них худший подлец? – на мой взгляд, «оба хуже».
Вывод. Как бы то ни было, как произведение искусства фильм прекрасен. Он выполнен по классическим кинематографическим канонам, сюжет «цепляет» и интригует, не отпускает до конца, игра актёров выше всяких похвал. Один лишь состав участников просто обязывает посмотреть это кино. И конечно – эта замечательная мелодия из фильма, она стала частью нашей жизни.
Но при всей саркастичности и 'печальнокомичности' замысла фильм всё же какой-то депрессивный, он не вызывает горьких слёз сочувствия хоть кому-нибудь, а только недоумение или раздражение. Возможно, такого отношения к героям фильма и хотели добиться его создатели. Тогда у них получилось, аплодирую стоя.
Мы вспомнили, пересмотрели этот советский фильм, и снова отдали ему должное: лирический, комедийный, остроумный, прекрасно передает дух того времени.
Интересно, а Бузыкин-положительный персонаж? Кажется, актер Басилашвили сполна одарил его и внешним обаянием, и интеллигентностью и добротой.
Но геройской личности из него не получилось, да и не могло получится.
Время было такое, застойное. Лицемерием и ложью были пронизаны все общественные институты - власти, образования, права, искусства. Семья, быт также были подвержены этому злу.
Главный герой в связи с невозможностью быть внутренне свободной личностью, был не в состоянии совершать поступки.
Он на крыльях полетел бы за своей любовью, но это означало оставить единственную дочь и жену, уставшую, подурневшую от домашних тягот, в бедности и позоре. Оклады служащих, независимо от их квалификации, были мизерными, и содержать их он бы не смог.
Он бесплатно делает переводы для бессовестной и бесталанной коллеги, так как не в сила видеть ее унижений и опасаясь быть втянутым в разбирательство ее ядовитых козней.
Не может он и окоротить наглого соседа - представителя рабочего класса - гегемона пролетариата!
Наконец, он вынужден терпеть прихоти иностранного профессора, приставленного к нему для обмена опытом: то время отличалось угодничеством перед иностранцами.
Вот и лгал Бузыкин без конца всем и себе, наступая на горло собственной судьбе.
Почти со слезами на глазах, без сил, ежедневно, рано утром выбегал на марафон, лишь бы избежать объяснений, не веря в какие-либо изменения к лучшему в своей жизни.
Но героем своего времени все же он был, то есть типичным представителем интеллигенции той эпохи.
И осень вроде уже куда-то ушла, но мы продолжаем куда-то бежать непонятно зачем. Этот марафон продолжается всю жизнь, стук копытами по мостовой, по нашей, по чужой, по соседской. Стоит только оглянуться, чтобы хоть краем глаза узреть проделанный путь, бац! и ты затылком впечатался в придорожный столб. Больно, когда оторвало голову, но зато звучит прекрасная музыка.
'Осенний марафон' для меня фильм метафизический. Из всего, что здесь показал Данелия, я могу похвастаться только тем, что, подобно герою Евгения Леонова, сидел также на кухне в разношерстной компании. Как и все. Но такое понятие как 'длительный брак' прошло мимо меня. Наверное, с течением такого времени, у мужчины появляется некая отчаянная решимость, он способен жить с одной, а бегать к другой, но мне все эти телодвижения кажутся лишними. Ну, время типа было другое, а оно всегда одинаковое, ну, к разводам относились в советские годы по-другому, да плевать на них на всех, ну, карьера требует определенной жены, какая глупость все это вообще.
Свой особый жанр Данелия сам назвал 'лирической комедией', но, по мне, так здесь довольно злобная сатира. Абсолютно все герои очаровательны в своем несовершенстве и раздражают своей советской посредственностью. Фильм получился на века, потому что никуда не денутся карьеристы-тихушники (Басилашвили здесь просто бесит), кутающиеся в шаль девушки, меланхолически ожидающие у окна своего возлюбленного веками (от Нееловой тоже хочется бежать подальше), даже Леонов убивает своей простоватой алкоголичностью, а героиня Волчек дополняет картину своей какой-то обреченной унылостью. Иностранец, в качестве альтернативы, сравнения образа жизни, мышления, здесь тоже преподнесен гениально.
В общем, фильм неоднозначный и сделала его в очередной раз музыка. Практически все наши режиссеры начинались с сотрудничества с композиторами. Насколько я могу судить, это именно советский способ производства и он был очень надежен по тем временам. Но, не было великой песни - не было великого фильма. Георгия Данелию я люблю. Наверное, больше, чем других наших режиссеров. Он никогда не преподносил ничего однозначного. В те годы это было трудно.
Этой фразой, произнесенной в самом начале, можно обозначить основную идею фильма.
Главный герой в исполнении Басилашвили действительно не напрягается. Работа у него не пыльная. Хоть он звезд с неба не хватает, на цветы любовнице денежка всегда найдется. Он талантлив. Но пошевелить пальчиком или поработать, чтобы реализовать собственный дар, у него нет ни желания, ни сил.
Жена (в исполнении Гундаревой) давно “забила” на загулы супруга. Любовница (играет Неелова), хоть и устраивает скандалы, в конечном итоге готова всё понять и простить! Примечательно, что герою Басилашвили никто не верит, когда он говорит правду. Однако когда герой врёт – все ему сходит с рук! Потому ему ничего не остается делать, кроме как врать, врать и еще раз врать.
Вроде как перед нами любовный треугольник, где один из “уголков” заврался и запутался. Но это только на поверхности. Если капнуть глубже – смысл фильма совершенно иной!
“Герой” Басилашвили так и не может принять решение. Перед нами - собирательный образ героя нашего времени. Это “ненапрягающиеся” люди. Они плывут по течению. Рядом с ними могут плыть или тонуть их близкие. Но “герои” не предпримут ничего, чтобы помочь им или плыть с ними в одном направлении (пусть даже это направление будет для героев благоприятным во всех смыслах). Эти “герои” – всегда сами по себе. Они находятся на высшей ступени эгоизма. И, если бы где-то вручали призы за себялюбие, такие герои получили бы высшие награды!
Этим и ценен этот, ставший классикой, “Осенний марафон”. Это действительно самый настоящий марафон. Но только у него нет финишной черты! В этом скрыта и безысходность и бессмысленность существования таких вот героев. И это красочно и подробно вскрыто и режиссером, и актерами!
Об актерских работах писать не имеет смысла! Они настолько гениальны, самодостаточны и точно передают характер своих героев, что их необходимо смотреть!