всё о любом фильме:

Поп

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВладимир Хотиненко, Александр Сегень
продюсерВера Малышева, Наталия Гостюшина, Сергей Кравец
операторИлья Дёмин
композиторАлексей Рыбников
монтажМаксим Полинский
жанр драма, военный, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  320.4 тыс.,    Болгария  17.6 тыс.,    Словения  8.7 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время124 мин. / 02:04
Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.10 (919)
ожидание: 79% (525)
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм поставлен по одноименному роману Александра Сегеня.
    Трейлер 01:59

    файл добавилLowChurch

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5163 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм «Поп», хоть и имеет под собой некоторые документальные обоснования, но остаётся сугубо художественным произведением. И весьма неплохим.

    Начать хочется прежде всего с работы съёмочной группы. Фильм как технически, так и драматически впечатляет. Без привлечения зарубежных мастаков операторского дела (кто Павел Лунгин, тот поймёт) фильм выглядит потрясающе, и камера работает на фильм, а не на картинку, как это часто бывает. Актёрский состав не подкачал, персонажи получились действительно людьми, вполне реальными, а не болванками.

    Теперь что касается контекста. Фильм затрагивает две серьёзнейшие проблемы Вторую мировую и религию, что естественно даёт полёт фантазии в трактовке фильма и поиске в нём подводных камней и метафор. Несмотря на это фильм ни о первой, ни о второй из этих проблем. Он о человеке, о Попе. Александр человек набожный и верен своему делу, это весьма простой человек, но при этом прям и честен. Он соглашается стать членом Псковской православной миссии, где и проявляет себя не как истинный православный, или антибольшивист(а это сейчас модно),а как Человек. Вот именно с большой буквы Человек. Он принимает решения и готов нести за них ответственность, он говорит правду тогда, когда все её знают, но сказать боятся, и поступает так, как должен поступать человек. Он помогает пленным, он ютит детей в своём храме и, заметьте, без единой жалобы ни в сторону политического строя, ни в сторону фашистов. Он просто делает то, что должен. И судит людей не по национальности и религиозному воззрению, а по поступкам, даже если это твои соотечественники, переметнувшиеся под гнётом войны на другую сторону. В сложившейся борьбе он остаётся на своей стороне.

    Мне, как человеку не являющемуся ярым сторонником ни одной из религиозным конфессий, этот фильм кажется патриотичным в воспитании человека. Будь то война или ещё что, человек должен оставаться человеком. Я так считаю.

    6 апреля 2010 | 15:35

    Все мы привыкли ругать наши кинотеатры за то, что показывают там только глупое кино, присыпанное какими-нибудь гламурностями. Ах да! Еще мультфильмы, которые порой несут не разумное, доброе, светлое, а нечто противоположное. Фильмы российского производства тоже не смотрим, потому что уже искренне не верим в то, что наш кинематограф способен выпустить на большие экраны качественный продукт.

    Такой скептицизм может разбиться в мельчайшую пыль при просмотре фильма Владимира Хотиненко «Поп». Под этот фильм не похрустишь попкорном, да и не стоит тратиться на «места для поцелуев» — они всё равно не будут использованы по этому назначению. Лучше припасти с собой побольше умных мыслей и нервов. Первые пригодятся, чтобы обдумать все моральные проблемы, поднятые в фильме, вторые — выдержать некоторые моменты, которые действительно ошарашивают и заставляют снова рассуждать о парадоксальной судьбе нашей страны.

    Картинка потрясающая — хорошо подобранная цветовая гамма, порой необычные ракурсы съёмки — всё-всё это создаёт огромное впечатление и играет немаловажную роль в восприятии фильма. Режиссёру удалось передать «сочетание убожества жизни и красоты природы», если говорить словами одного из героев. Россия природой всегда славилась, и в этом ещё раз убеждаешься.

    Актёрская работа на высшем уровне. Даже самые маленькие исполнители ролей справились со своими образами, особенно стоит отметить Лизу Арзамасову, потрясающе исполнившую роль духовно богатой и необычно развитой для своего возраста девочки Евы. Что уж говорить о Сергее Маковецком, который слился с образом своего героя и вместе с ним искренне и честно прожил жизнь.

    Интересны, неоднозначны и объёмны все герои, даже появляющиеся лишь эпизодически. Здесь нет правых и виноватых. Внутри каждого кроется богатая жизненная история. У каждого своё воспитание и нравственные установки. У каждого своя мотивация, почему он подался (или наоборот, не подался к гитлеровцам).

    Главный герой, Александр Ионов кажется предателем. Можно соскочить с места и закричать: как посмел он сотрудничать с фашистами?! Но как бы поступил каждый из нас, оказавшись в подобной ситуации? Отец Александр знает, что всё его так называемое «сотрудничество» до поры, до времени, и пока есть шанс что-то сделать для своей многострадальной родины — нужно делать. Вот он и занимается восстановлением церкви, воспитанием сирот и отпусканием грехов гитлеровцам и советским партизанам. Этакий «свой среди чужих, чужой среди своих». И от всех он получает, как оплеуху, презрительное «поп».

    Этот фильм не из разряда тех, где лихо закручен сюжет. Тут его в принципе нет, это история о жизни одного из священников Псковской миссии. Но она не тянется как жевательная резинка — долго и нудно. Она течёт именно в том темпе, который называется «золотой серединой», когда успеваешь воспринять всё, о чём идёт речь, но не создаётся чувства монотонности. За 2 часа просмотра не хочется отвлечься от экрана и посмотреть на часы.

    Кино это не про церковь, не про историю и даже не про войну. Это всего лишь контекст, в который вписывается главная проблема — проблема выбора, попытка приспособить свои идеалы к грубой и порой чересчур жестокой реальности

    10 из 10

    10 августа 2010 | 17:14

    Еще один фильм из серии посмотрел — подумал. И это есть хорошо. Не возьмусь утверждать, что так и было или, что это вранье, пусть и не наглое. Визуально где-то сглажено, где-то преувеличено, в каком-то месте опущено для придания большей противоречивости. Показанный период охватывает интервал отечественной войны от кануна до окончания с заходом эпилога на времена застоя, и все это глазами русского священника. Я не увидел каких-то неизвестных мне откровений. Немцы — оккупанты, русские — освободители, священники — нейтралитет. После войны тем, кто был под немцем, досталось естественно по полной.

    За два часа режиссер успел показать всех участников тех военных действий, причем так органично вписывая их в действие картины, я бы даже сказал, добавляя по ходу действия, что невольно удивляешься как без всякого разжевывания, без прологов и эпилогов с действующими лицами все понятно и гармонично. Вот некоторые эпизоды: русский солдат отправляется на фронт, немецкие солдаты на просторах родины, русские полицаи контролируют деревню, оставшийся в живых солдат примыкает к партизанам, лагерь русских военнопленных, исход немцев и приход русских.

    Для меня фильм интересен и еще одной сильной актерской работой Маковецкого. Стараюсь следить за его работами, особенно после фильма «Жмурки», где взглянул на него по-другому. Там сыграно было великолепно и в последующих картинах не переставал удивлять. Приятно было увидеть его и здесь в роли священника.

    4 из 10

    27 октября 2010 | 20:41

    Актеры — это лицедеи по своей сути, рядятся в разные одежды, примеряют личины и маски. Но среди армии разномастной братии встречаются диаманты, артисты, познавшие суть кадра. Они тоже гримируются согласно сценарным задумкам, шутят и умирают на экране, но умудряются при этом совершать невозможные по дуализму вещи. Зритель видит Леонова или Евстигнеева, особо не старающихся визуально измениться в разных картинах, и не видит их, полностью ассоциируя с горе-дрессировщиком или Петей-Ручечником. Это совсем не тот эффект, что вызывают Джекки Чан или Арнольд Шварценеггер, там самого актера зачисляют в персонажи (как у нас это было особенно ярко выражено тройкой Никулин-Вицин-Моргунов).

    Такой редкой по теперешним временам особенностью обладает Сергей Маковецкий. Хоть убейте меня, но именно он, а не его персонаж сидит с подводниками на глубине 72 метра, именно он покупает на последние деньги пистолет Макарова, чтобы разбудить в интеллигенте воина, именно он ввязался в суд присяжных, чтобы разобраться. И, разумеется, это сам Сергей Васильевич служил в сельском приходе священнослужителем, батюшкой, попом.

    Образ целителя человеческих душ редко получается разносторонним, словно и не люди они, а Функция. Бросает по самым разным полюсам — то бесноватый отец Фёдор оголтело рубит гамбсовские полукресла, то непорочный старец Сергий благословляет богатырей на подвиги ратные. Отцу Александру тоже выпала вполне однозначная миссия — творить добро вечное среди зла земного. И хочется верить, что такие священники были в реальности — не отращивали живот непомерный подаяниями прихожан, не искали местечко потеплее, а готовы были поделиться, чем есть с беспризорниками или другими нуждающимися. Мягкая речь отца Александра, словно речушка чистая, останавливает руку с карабином. Его поступки заставляют людей почувствовать потребность в самой церкви. И даже солдаты, арестовывающие попа, выглядят неуютно, тяготясь пилатовской ролью.

    Конечно, жизнь далека от канонических образов. Прототип главного героя, Алексей Ионов не терзался мыслями о предательстве, он безоговорочно принял фашистский режим, как меньшее зло и шел с ним до конца. Псковская православная миссия была тоже не столь прозрачна, как отображена в фильме. Но произведение Владимира Хотиненко, в первую очередь, это художественная картина, с образами и размышлениями, и подходить к ней с меркой исторической правды будет неправильно. Тем более, что кто эту правду истинную ведает. Многие ли вообще интересовались ролью православной церкви в войне.

    Конечно, заслуга Сергея Маковецкого в восприятии кино неоспорима. Но, как говорил его герой, без жены я как единица без нуля. Попадья вышла колоритная, и статью не обделена, и характером, и добротой. И её уход — эмоциональный пик всей ленты. Правда, всё-таки видно, что Нина Усатова играет роль. Честно, старательно, но всё же играет. Как и другие актеры — подросток Арзамасова, красноармеец Плетнев, русский немец Лобоцкий.

    Современное российское кино в массе своей является чем угодно — эпатажем, мейнстримом, плэйсмент продакшном, мылом, но только не кино. Но то тут, то там ростки все же пробиваются. Конечно, титульные заставки, повествующие о ведущей роли Газпрома, Министерства культуры или православной киностудии заставляют напрячься, но финальная благостность, несмотря на весьма не сусальное происходящее, полностью растворяет напряжение. Как бы ни относились к неоднозначным вопросам религии и атеизма, партизан — полицаев — фашистов, латвийско — российской дружбы, лента затрагивает более вечное, и посмотреть её стоит.

    2 мая 2013 | 21:16

    Практически в преддверии «Золотого витязя» посмотрел хотиненковского «Попа», который бурляевский кинофорум в этом году открывал. Фильм, судя по всему, делался по заказу бригады Нарышкина, ну и РПЦ естественно руку приложило — там в титрах собственно список всех «сочувствующих» есть, среди которых даже гордо «Газпром» реет (ну и добавим к такому патернализму премьеру в ХХС в Пасху). Т. е. на самом деле уже титры вызвали странное ощущение от грядущего, но, забегая вперед, хочу сказать, что сильного давления сверху в фильме не чувствуется, либо это у нас агитмашина так работает, для галочки. Хотя от Хотиненко после «1612» и «Гибели империи» люди сверху уже коллаборационизма видимо не ждут, поэтому вполне может статься, что режиссер работал себе в поле и начальников не знал.

    Фильм рассказывает об истории псковской православной миссии во время Великой отечественной. Если вкратце, то оккупировав Прибалтику и прилегающие территории, немцы решили возродить православие, которое большевики успели за время своего правления уничтожить. В центре сюжета — отец Александр Ионов, который между немцами и большевиками, а над ними Бог. Сомнений нет, что тема у Хотиненко сложная, тема неисследованная не только в кино, но и в историческом сообществе, и вместе с тем тема важная, потому что хватает российскую священную корову — Великую отечественную войну — чуть ли не за самое вымя. При этом, с точки зрения драматургии, у режиссера имеется такое пространство для маневра, потому что сама история вроде как конфликт создает: обстоятельства ставят человека перед непростым выбором, и выбор этот делать надо. И если Федор Михайлович на подобных вещах романы строил, то тут все скатывается до уровня мизансцен с Маковецким, жестоких фашистов и не менее жестоких большевиков (кровососы, в буквальном смысле слова, и те и другие), пасторальных пейзажей на широкоугольный объектив, ну и полетов мух и птиц. С птицами вообще все скверно получилось: благая весть тут возникает 22 июня 1941 г., а освобождение от нацистов села Закаты уже что-то из серии репинских «Не ждали».

    К середине фильма вообще начинаешь так болеть за сельского попа, что и не очень-то Красную армию хочешь в кадре видеть, лишь бы пленные с голоду и тифа не умирали, партизаны бы не шалили, а так все окей — Бог один, ему-то какое дело, кто ты — немец или русский. При этом, позиция режиссера остается очень удобной, пунктирно намеченное смирение, тут возводится в степень уже какого-то буддийского послушания и аскезы. Хорошо там, где Бог, а если Бог с врагом, то где твой настоящий враг? Прямого ответа на вопрос Хотиненко не даст до конца фильма, хотя именно в этой загадке вся соль выбранной для экранизации темы.

    Слово «поп» — палиндром, одинаково читается слева и справа. Вот и фильм получился таким же: с какой стороны к нему не подходи звучит он, а точнее молчит, амбивалентно. Подобно калейдоскопу, камера прокручивает одни и те же картинки немецкого грузовика, который выбивает «почву» из под ног у висящих в гитлеровских петлях советских партизан, и грузовика НКВД, увозящего в поле невиновных, — все это мы уже видели, теперь нас хотят приучить ставить между этими машинами знак равенства.

    27 мая 2010 | 20:14

    … Тишина да благодать затаились, задремали в легкой дымке тумана, лишь скользит отражением над рекой одинокая птица, предвещая шумными взмахами крыльев первое, тревожно-раненое военное утро… А пока над еще мирной русской землей льется:

    Спаси, Господи, и помилуй, богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте!…

    Так, с молитвы о защите страны от вражеского нашествия, начинается фильм В. Хотиненко «Поп»,снятый по одноименной книге А. Сегеня и по благословению покойного ныне Патриарха Алексия Второго. А Великая Отечественная война начинается в один из православных праздников-День всех святых.

    Картина повествует о малоизвестной деятельности Псковской миссии во времена фашистской оккупации, о возрождении Православия в условиях войны. Тема сложная и до недавних пор освещаемая редко и порой неоднозначно. Главный герой-отец Александр Ионин, с села Тихого. Его образ, безусловно, собирательный, но события, происходящие в его жизни, вполне реальные, имеющие историческое подтверждение в воспоминаниях тезки-протоиерея Александра (Ионина),благочинного Островского округа (1941-1943 гг), а так же отца покойного Патриарха Алексия Второго-Михаила Ридигера.

    Фильм не содержит никаких религиозных назиданий, нравоучений, лозунгов и призывов. Ведется повествование о жизни одного конкретного священнослужителя, его семьи, тех людей, с кем ему приходится по доброй и не очень воле пересекаться в контексте того времени. Это и митрополит Сергий, экзарх Латвии и Эстонии, и русско-немецкий офицер Фрайгаузен, это и еврейская девочка Хавочка, в крещении Ева, и чудом уцелевший красноармеец Леха Лугатинцев, и узники концлагеря для военнопленных, и полицай-предатель Владыкин.

    Жизнь отца Александра и матушки Алевтины-его «точильного камня» и верной спутницы-вплетена в события тех непростых лет. Автором картины не дается никаких оценок-отрицательных или положительных. Зритель САМ все видит, слышит, чувствует и делает выводы: принимать-не принимать, верить- не верить. Примечательно, что сюжетная канва напрямую привязана к церковным праздникам. Вот показано католическое Рождество:пьяные фашисты с зажженными факелами разъезжают на мотоциклах вокруг другого огромного факела-елки. В ночи звучит монотонная немецкая песня о рождении Младенца.

    А вот православный праздник Пасхи. Волнительные приготовления к радостной Встрече:Встречи Воскресения Христова, встречи с военнопленными, с кратковременной радостью в Любви!Куличи, свечи, красные яйца как символ Вечной жизни, и волнительно произносимые отцом Александром первые строки Тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ!…». И слезы, и радость, и боль, и еще что-то неизведанное, необъяснимо-щемящее сердце прорывается наружу при взгляде на Крестный ход, охраняемый дико оскаленными мордами натасканных на человека собак!

    Это картина о постоянном ВЫБОРЕ человека. Выборе между добром и злом, между предательством и правдой, между совестью и страхом. Каждый из героев делает СВОЙ выбор: бывший милиционер Владыкин из села Закаты становится предателем, приемная дочь священнослужителя Ева, принявшая веру Христову, остается после ареста батюшки одна с многочисленным семейством, митрополит Сергий «крутится-вертится» меж фашистских постановлений, матушка Алевтина уходит в студеную зимнюю ночь, спасая семью от болезни, и, безусловно, ПОСТОЯННЫЙ ВЫБОР самого отца Александра. А еще этот фильм -о главном, о ЛЮБВИ. Любви к ближнему, любви к своему Отечеству, любви к Богу. И о той могучей силе духа, которую дает обычным людям вера в Господа Бога!

    Символичен и финал картины: после некоторой паузы в кадр врывается хит 70-ых годов группы «Бони- М» «Rivers of Babilon» (реки Вавилона) и кажется раздражительно-неуместным для зрителя. На самом деле, песня выбрана автором неслучайно. Вспомним начало картины: отец Александр вырезает фигурки ангелов под 136 псалом Давида, переложенный Дж. Верди на музыку. Так вот, песня группы «Бони-М» «Реки Вавилона» есть ничто иное, как перепетый тот самый 136 псалом. Данный псалом в новозаветном прочтении воспринимается как скорбь христианина о своей удаленности от Бога в силу собственных грехов и страстей. Неспроста и полицай Владыкин творит свою жуткую «исповедь» предательства именно под песнопение с пластинки итальянского композитора, только раскаяния нет в его словах. И вот современный хит западной группы плавно перетекает в музыкальную композицию Верди. Начало и финал картины, таким образом, словно окольцованы 136 псалмом Давида. Вот она, связка времен и поколений.

    И долгий, внимательный взгляд старца из-под седых бровей в финале картины говорит о вселенской, глубокой Любви, Которая и есть НАЧАЛО и КОНЕЦ, АЛЬФА и ОМЕГА. АЗ ЕСМЬ ЛЮБОВЬ. Все остальное-прах!

    18 сентября 2010 | 20:52

    Фильм, анонсируемый Православием, — это как минимум вызов. Вызов бытовому восприятию мира, вызов светскому обществу и тем материальным ценностям, которые почитаются в нём. Подобные фильмы всегда воспринимаются неоднозначно — достаточно вспомнить «Остров» или «Чудо». Точно так же и «Поп» — крайне неоднозначный фильм.

    Попытка взглянуть на Великую Отечественную войну глазами верующего человека — сложная задача. Верующие преследовались и гитлеровцами, и большевиками. Даже сразу и не скажешь — при ком священникам было больше уважения и почета, при ком жилось лучше. Именно это и пытается сделать режиссёр — показать ситуацию не с точки зрения свои-чужие, а посмотреть на всё с позиции над любыми общественными убеждениями. Нет иного вождя кроме Бога. Все общественные движения и партии сменяют друг друга, лишь вера остаётся с человеком вечно.

    Попытка, безусловно, интересная — хотя и очень неоднозначная. Хронология по календарю церковных праздников — как жизнь, ход которой не нарушит ни война, ни смерть, ни боль. Священник готов служить везде и всегда — было бы ради чего служить. Но быть меж двух огней вряд ли возможно долгое время — рано или поздно придётся выбирать, с кем ты. И тяжело в такой ситуации выбрать Бога. Образ Маковецкого — человек, мятущийся, снедаемый противоречиями, но в то же время твёрдый в смирении и всепрощении. История основана на реальных событиях — иначе сложно было бы поверить, что такой человек мог бы быть. Впрочем, может, только так и могло быть, и никак иначе. Лишь упорство в вере могло привести к такому восприятию мира — за то и страдали все священники при любой идеологии, претендующей на главенство в умах и душах людей. Игра Маковецкого то пробирает до дрожи, то скучна и наигранна, что сильно удивляет в актёре такого уровня. Впрочем, таких эпизодов немного. Просто удивительна совсем молодая Лиза Арзамасова, поражающая не по годам развитым мастерством и талантом — вот уж кто не отыграл, а отжил в кадре, прочувствовав каждой клеточкой свою героиню. Интересный образ и у Анатолия Лобоцкого — фашист, не вызывающий ненависти, а, скорее, взывающий к пониманию. Вообще, попытка наделить внутренним светом Божьим всех персонажей картины сыграла с режиссёром злую шутку — некоторые образы совсем не сочетаются с добром, а попытка вызвать к ним сочувствие (например, сцена расстрела полицаев) вызывает откровенное отторжение. Впрочем, наверно, и они были овцами в отаре Пастыря? Бог им судья.

    7 из 10

    14 сентября 2011 | 22:25

    Долго сомневалась, а стоит ли вообще смотреть этот фильм. Слишком уж неоднозначная тема, непростая, а для меня так и вовсе не свойственная. Практически на сто процентов была уверена, что художественный фильм превратится в этакую двухчасовую пропаганду. Удивилась ещё, что задействованы такие хорошие актёры. Честно признаюсь: ждала худшего и… ошиблась.

    Фильм «Поп» Владимира Хотиненко раскрывает перед нами страницы жизни отца Александра, участника Псковской православной миссии. Скромный деревенский священник — простой, приятный, «житейский» — отправляется на оккупированные немцами территории «возрождать церковную жизнь». Его верная жена Алевтина, роль которой блестяще исполнила Нина Усатова, едет с ним.

    Вера всегда «подпитывала» русского человека, служила опорой в трудные времена. Идёт Великая Отечественная война — испытание не только для тела, но и для духа, для веры. Невоспитанные, наглые и пошлые немцы врываются в православный островок непрошенными гостями и одним только своим присутствием рушат от основания всю идиллию. Только-только отреставрировали храм, колокол повесили, службу провели — и на тебе… Вопрос веры является здесь ключевым, но даже люди неверующие с удовольствием посмотрят этот фильм. Здесь и правда есть, за что зацепиться, ведь здесь — жизнь. Жизнь солдата, мечтающего вернуться домой к любимой, жизнь осиротевших детей, нашедших приют у попа с попадьей, жизнь гитлеровских немцев, которые, вразрез со сложившимся стереотипом, не все подряд кровожадные упыри.

    Многообразие действующих лиц и затрагиваемых проблем вместе образуют такой бурлящий водоворот, который создателям фильма наверняка было трудно втиснуть в рамки двухчасового импортного стандарта (снимали на киностудии «Двадцатый Век Фокс»). Действие развивается очень быстро, скачками, контрастами: только что отзвучали выстрелы, алым фонтанчиком бьёт кровь и заливает белое полотно рубашки, а мгновение спустя осиротевшие дети весело «распробывают» заграничное мороженое. Среди зрителей наверняка найдутся люди, которые никогда и не слышали о Псковской православной миссии. Интернет в этом случае обидно скуп на информацию. В силу всех этих причин некоторые «переходы» в фильме покажутся резковатыми, а отдельные моменты так и будут требовать разъяснений. За ними — к первоисточнику. Как это всегда у нас бывает, с выходом фильма не возникает проблем с покупкой одноимённой книги.

    Снято всё невероятно живо и красочно. Фильм очень символичен, повсюду разбросаны знаки и подсказки для внимательных зрителей. Отдельное слово хочется сказать о музыке. Композитору Алексею Рыбникову, автору саундтреков более чем к семидесяти российским картинам, удалось удивительно точно передать настроение и динамику фильма. Наблюдать «мирное время» под мелодичные переливы — одно удовольствие, когда приходит беда — сердце щемит.

    В двух словах: экранизация удалась. Это действительно качественный не однобокий фильм. «Верю!».

    19 апреля 2010 | 01:28

    Фильм очень сильно отличается от большинства современных российских лент, если не сказать, что является полной их противоположностью.

    В первую очередь, это глубоко нравственное кино, затрагивающее огромное количество вопросов, связанных с духовным состоянием человека. Постоянно перед героями ставятся сложные жизненные задачи, трудности, из которых, в большинстве случаев, есть только два выхода — хороший или плохой, добро или зло, жизнь или смерть.

    Посмотрев картину, ощущаешь некий душевный подъем, взлет. Каждая минута фильма заставляет задуматься, заглянуть в себя и спросить: «А как бы я поступил на его месте, что бы я сделал?»

    Очень поразил Сергей Маковецкий своей великолепной и неподдельной игрой, показывающей образец истинного смирения и христианских добродетелей. Он рожден для таких ролей.

    Мой окончательный вывод: это кино для всех и каждого. Обязательно нужно хоть раз увидеть, прочувствовать и понять, потому что нельзя упускать ни единой возможности духовно образовываться.

    10 из 10

    24 марта 2010 | 17:20

    В ещё нетронутой Великой Отечественной войной латышской деревни Тихое православный священник отец Александр Ионин (Сергей Маковецкий) рассуждает об особенностях семейной жизни («я — единичка, а жена моя — ноль, но вместе мы образуем десятку»), крестит после отговоров девочку-еврейку (Лиза Арзамасова), глядящую на него обожающим взглядом, и вскоре отправляется в Ригу, где митрополит даёт ему задание основать в псковской деревни Закаты миссию под протекторатом германской армии — главным поборником миссии выступает русский немец, полковник Фрайгаузен (Анатолий Лобоцкий). Зажатый между большевиками (представленными тут партизанами) и фашистами, отец Александр как может пытается помочь своей пастве. Однако, при явной поддержке со стороны немцев, наотрез отказывается придавать свою родину — Россию.

    По структуре заявленной в фильме темы (отношения религии с властью) «Поп» напрашивается на сравнение с недавним «Чудом» Александра Прошкина. Оба фильма основаны на реальных событиях. В обоих есть конфликт православия с большевизмом (в «Попе», поскольку дело происходит во времена ВОВ, примешивается ещё и третья сила — фашизм). В обоих играет Маковецкий. Но, как говорится, с нюансами. Роли у него настолько диаметрально противоположные (в «Чуде» — злостный подхалим со стеклянным глазом, в «Попе» — сама благость), что уже нет смысла хвалить его за мастерство перевоплощения. Кто ещё хорош в ленте, так это матушка Алевтина — жена Ионина. Нина Усатова убедительно сыграла мать, у которой есть свои, взрослые дети (мы их, правда, в кадре не видим), но которая, не смотря на трудное время, готова приютить чужих.

    Если же говорить о художественных достоинствах фильма, то тут сложнее. Хотиненко в последнее время упражняющейся в жанре патриотического лубка (см. «1612»), кажется, только отточил свои кондовые ремесленные навыки, однако его чувство прекрасного до сих пор вызывает вопросы. Зачем показывать мир глазами мухи и крупным планом коровье вымя, если эти кадры не несут никакой смысловой нагрузки, не совсем понятно. Равно как и напускать инфернальной жути при уходе положительного советского солдата в лесную чащу. Приёмы Хотиненко дубоваты. На каждый удачный план у него найдётся вызывающе неудачный. И, если быть уже совсем откровенными, его картина больше похожа на сериал «Первого канала» (пусть и по сериальным меркам очень короткий).

    7 апреля 2010 | 15:02

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>