- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
cyberlaw
Андрей Мягков - оглянись без гнева
Еще один позабытый шедевр. Нам показывают историю одной катящейся вниз семьи, откровенно выбирая все внутренние провалы и недочеты ее членов. Все вроде так явно, и хочется обвинить во всех бедах молодого долговязого парнишку, который даже не стремится спрятать свою жестокость. Но постановщик Аида Манасарова этим не ограничивается и раскапывает истинные причины бунта.
Получается страстное и одновременно ледяное действо. Тут Вам и сравнения с 'Изгоняющим дьявола' уместны, ибо проявляется в людях нечто сокрытое и вызывающее ужас и с 'Китайской рулеткой' Фассбиндера.
Небольшое появление на экране Мягкова вместе со своей женой - Анастасией Вознесенской производит взрывной эффект. Мало того, что сценарий отменно выделяет их небольшое, но значимое взаимодействие, так еще и Аида Манасарова удачно проводит акцентуацию.
Кстати, такого экспансивного Мягкова я видел редко. Лента действительно ему удалась. Похоже именно в 'Оглянись' он полностью избавился от клишированных образов Рязанова, которые видимо действительно ограничивали его карьеру.
Остается лишь порассуждать почему 'Летаргия' или 'Оглянись' не стали 'лидерским' кино, на которое заостряют внимание критики и чествуют фестивали. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что в вопросах как технических, так и смысловых они были уж точно не слабее лент подобных 'Полетам во сне и наяву'.
Полагаю, что все дело в оценках. И 'Оглянись', и 'Летаргия' выступали за осмысленность и против конформизма. Они были направлены на то, чтобы избежать бессмысленного бунта и разобраться в его причинах, примириться хоть в рамках своей семьи. Такое примирение подразумевало высокий уровень внутренней ответственности.
Предположу, что молодой парнишка - антагонист из 'Оглянись' через несколько лет вполне мог стать одним из героев ленты 'Асса' Соловьева или порицать 'совок' в 'Маленькой Вере'. Свои внутренние точки кипения он даже и не старался бы проработать став лишь еще более отчаянным хулиганом.
Может все дело в оценках? Может условной 'интеллектуальной элите' тех лет, которая отвечала за продвижение ленты 'Оглянись' был симпатичней или понятнее как раз антагонист?
9 из 10
|
прямая ссылка
06 марта 2021 | 02:25
Качнувшийся
«Вырастет из сына свин, если сын — свиненок…» И не только...
Советская 'киноклассика' в исследовании внутрисемейных отношений. Два человека для зрительского размышления. Что ни так? С кем из них, что ни так? Вина обоих в разборе 'завала'? Либо акцентированный взгляд уместен? Переходный период? Опровержение авторитетов - характерной особенностью возраста? Чёрствость и цинизм? Нигилизм... Всего помаленьку.
Не стоит забывать, что картина датирована 1983 годом. Советский Союз стоит. Он не рухнул. Он никуда не делся. Идеологические механизмы сильны. Цензура 'политкорректности' бдит вахту. Стоит режиссёру чуть 'переборщить', чуть 'перегнуть палку', 'пересолить' - пропал материал. Порежут. Заклюют на художественном совете. Где это в СССР такое возможно? Чему такое кино учит? Какой пример оно подаёт? Переснять. Дополнить. Навести лоск...
Мать и дитя. Дитя и мать. Нет более близких, более родных друг другу людей. Плоть от плоти единое целое. Любовь, нежность, забота. За скупыми словами - известное только ей одной, матери. Она - всё. Для него - всё. И горечи, и радости каждого прожитого мгновения. Им, прожитого. Накормлен? Напоен? Одет? Обут? Удобно? Не болит? Не першит? Сколько ещё этих молчаливых вопросов с бескорыстием посыла в оберёге чада? Из души. От души идущих. Не счесть. И так всегда. Когда ему, от роду лишь несколько дней, и тогда, когда и 20, 30, 40... Только смерть разлучит. Только смерть разорвёт цепочку их звеньев.
Да. Всё это так. Всё это правильно.
Но всё ли она сделала? Всё ли дала? Нет ли обид, горечи в сердце отпрыска? В чужую душу не заглянешь. Поступки - проявлением внутренней дрожи. Поступки - вибрированием нерва в недовольстве. Придёт время, пробьёт час и, заколосится росток... Что там выросло? Пшеница или чертополох? А кого винить если сорняк перед глазами?
Как тут не вспомнить классика? Лев Николаевич Толстой басней 'СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК' будет кстати:
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Интересно как автор очертил портрет персонажа А. Вознесенской. Грубое, безапелляционное вторжение мы наблюдаем. Её внутренний мир распахивается настежь 'лошадиным коновалом' - смотреть мне в глаза, отвечать на вопросы... И пощёчина за пощёчиной наотмашь - стало быть всю жизнь забавлялась мужчинами? Стало быть любила доминировать? Выпивать и выбрасывать за ненадобностью? Любила ли мужа? А вообще кого-нибудь хоть раз любила? Маски срываются. Маски сдираются вместе с кожей. Плакать? Что ж, конечно же, поплачь-поплачь... Самое время.
'Галоп' А. Мягкова и новаторски-революционен, и обличительно искромётен одновременно. Канонада огня! И нарыв - свищем прорыва... Хорошенькое место для исповедальни, однако. Каков, сукин сын! И это 1983 год!
Школьник-шалопай не знающий родителя... Вернее, знающий. Но лишь одного. А что же отцовское участие? Неужели время для объяснения, почему 15-16 лет назад всё сложилось именно так, ещё не пришло? Или сам, настолько занозист и болезненно нетерпелив? Раздражителен до истеричности. Расспросить не судьба? По-моему тут некий перебор с красками... Хотя...
Мать и сын под одной крышей. Есть над чем подумать. И нам, благодаря им.
А в сценаристах здесь, классик советской кинофабрики грёз. Эдуард Володарский, заправляет бал. Да-да, это и 'Свой среди чужих, чужой среди своих' Н. Михалкова по его повести снят. Это его сценарий у А. Германа в 'Проверке на дорогах' и 'Мой друг Иван Лапшин'. Динамику сурового лихолетья сменила социальная драма, но притягательность, не утеряна.
6 из 10
|
прямая ссылка
19 ноября 2019 | 01:12
Очень неплохой фильм о внутрисемейном конфликте. В драме участвуют два персонажа: мать и сын. В молодости мать хотела очаровывать, и ребенок ей мешал, выдавая секрет ее возраста. Сын вырос в жесткий и сухой древесный побег. Но мать достаточно умна, чтобы увидеть и трезво оценить последствия собственных ошибок, поэтому она принимает верное решение и идет к психологу. Это сильная женщина, и неприятной для себя правды она не боится. Отрок же, при всем наглядном цинизме и решительности в жестоких выходках, в душе трусит, и услышать разоблачения от опытного психоаналитика он совсем не хочет.
Проблема отношений между отцами и детьми занимает в нашей жизни место гораздо более важное, чем принято думать. И последствия этого конфликта разрушительны. Не всегда дело заканчивается самоубийствами, судами или членовредительством. Но имеется масса поломанных судеб: разводы детей из-за эгоизма родителей, разводы родителей из-за капризов детей, нерешенный 'жилищный вопрос', алкоголизм, депрессии... Обычно жизнь более уступчивого оказывается украдена. Но родителю, принесшему в жертву детям собственное счастье, или детям, которым родители помешали отделиться, создать семью или работать в интересной сфере, часто не приходит в голову протестовать. Семейная идиллия - сладенькая ложь. И этот фильм заставляет задуматься тех, кому необходимо пересмотреть собственные жизненные ситуации и изменить то, что кажется в нашем быту незыблемым.
8 из 10
|
прямая ссылка
10 сентября 2014 | 17:47
Это кино относится к тому роду фильмов советского проката, которые открывали новую волну картин, истошно кричащих о тяжелых ситуациях в жизни обычных людей. Чуть позже, этот жанр станет одним из основополагающих в российском кино. Особенно, в арт-хаусе например.
На мой взгляд, этот фильм не очень интересен. Во всяком случае, единственное, чем может заинтересовать этот фильм, это то, что в нем играют хорошие актеры, но, на мой взгляд, не слишком интересные роли.
История расскажет нам тяжелые отношения между матерью и сыном, которые в итоге приведут к очень нехорошим последствиям. Хотя, опять же, смотря с какой стороны посмотреть. Я имею в виду то, что страшный поступок матери, в каком то смысле, может стать пунктом отправления сына к человечности, порядочности и нормальной жизни.
Я смотрел это кино из-за Мягкова, который играет здесь роль психиатра. Честно говоря, выглядит он немного смешно, играя такого холодного, по-своему злого персонажа, который вынужден делать больно, чтобы потом пациенту стало хорошо. Есть в этой роли у него какая-то «переигранность».
|
прямая ссылка
24 декабря 2012 | 17:43
|
|