всё о любом фильме:

Облако-рай

год
страна
слоган-
режиссерНиколай Досталь
сценарийГеоргий Николаев
директор фильмаФедор Попов, Алексей Голодницкий
операторЮрий Невский
композиторАлександр Гольдштейн
художникАлексей Аксенов, Наталья Личманова
монтажМария Сергеева
жанр комедия, драма
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время76 мин. / 01:16
Скучная, тусклая, серая однообразность провинциального городка. Чтобы обратить на себя внимание, молодой парень Николай «ляпнул», что уезжает к другу на дальний восток. Что тут началось! Весь город принимает участие в сборах. Да с каким грандиозным размахом, словно едут всем городом.

И даже чистосердечное признание Николая, что все это — вранье, да и друга-то нет, не могут никого остановить. С помпой, в торжественной обстановке, Николая с музыкой выпроваживают из города…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Фрагмент 01:46

    файл добавилАнна в лепестках

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Этот фильм заслужил одобрительные отклики и критиков, и зрителей ещё в момент своего появления, хотя и не получил нормального проката по причине начавшегося развала киносети. Но все последующие годы он время от времени показывался по телевидению и находился, так сказать, в публичном обиходе, преимущественно воспринимаясь в качестве типично российской истории про затягивающую и иссушающую душу провинциальную жизнь, из которой так трудно куда-то вырваться. Впрочем, в случае с главным героем Колькой, однажды брякнувшим своим соседям и приятелям, как говорится, с бухты-барахты, что он уезжает из вполне заурядного городка в неведомые дали, где только и может происходить нечто важное и значительное, всё получается будто наоборот. Парнишка и не очень-то хочет покидать родные места, расставаться с детства знакомым миром и рвать все связи, какие могут быть у человека, с той самой средой, где он вырос, однако приходится это делать, если уж слово вылетело по глупости из собственных уст, а оно, как известно, не воробей. К тому же окружающие начинают явно и косвенно завидовать Кольке, который, в отличие от них, мог решиться на отчаянный поступок и сорваться куда глаза глядят — то ли в поисках мифического облака-рая, где всем должно быть исключительно хорошо, то ли в наивной надежде опровергнуть народную поговорку насчёт того, что хорошо только там, где нас нет. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Видел данную картину ещё будучи достаточно юным существом, но впечатления остались достаточно яркие. Достаточные для того, что время от времени искать название этого, долгое время мне неизвестного фильма. Однако, некоторые вещи сами решают, когда прийти. Посмотрев его полностью, назвать Колю простаком, неудачником или дураком однозначно нельзя. Как во многих хороших работах, в ленте вопросов гораздо больше, чем ответов, пусть даже сюжет абсолютно повествовательный. Контраст мастшабов и эмоций в фильме тоже не оставляет равнодушным. Маленький двор захалустного городка, разговоры с глобусом в руке. Любовь на фоне тотальной пустоты. Прогноз погоды на фоне полного безраличия. Герои фильма типичные представители тех мест, это и была главная палитра режиссёра. Сочинять и петь, это последнее и самое великое, что можно делать в условиях советского и пост-советского быта. Контраст, яркий до ослепляющей глухоты, это дух того времени, мрачность и убогость которого можно было найти просто в любой точке СССР, но отразить человечность и стремление к красоте в любые времена удаётся немногим.

    2 апреля 2012 | 18:56

    После просмотра этого фильма в середине 90-х уже прошлого века я стал внимательнее относиться к новой волне в русском кинематографе. Душевное, как принято говорить, кино. Про то, что все у нас как-то нелепо, грустно, неприглядно, но так по-человечески, по-родному… А песни Андрея Жигалова, звучащие в фильме, до сих пор одни из любимых (мы все ищем что-то и не находим…). Пересматривал картину трижды и знаю наперед: такое кино вечно. Респект всем, кто вложил душу в создание фильма.

    8 января 2008 | 00:46

    И смех, и грех. Думаю, многим будут понятны чувства главного героя — пусть и недалекого простачка, но ведь у каждого есть мечта, а серая, монотонная жизнь в затерянной деревушке или даже в большом мегаполисе отбирает ее у нас. И уплывает Облако-рай.

    Фильм насыщен смешными диалогами, но все равно чувствуется безысходность. Главный герой ведет однообразную жизнь, наполняют ее только работа да разговоры с соседями. «Знаешь, как по вечерам скучно», — говорит он. И что ужаснее всего — нет никакой надежды на разрушение этого порочного круга. Если говорить о впечатлении от фильма, цитата из песни Led Zeppelin кажется мне наиболее уместной: It makes me wonder (заставляет задуматься).

    10 из 10

    25 августа 2008 | 21:05

    Говорят, лучше поздно, чем никогда… Только сейчас посмотрела восторженно признанный и уже не новый «Облако-рай». Непристойный «пробел» в развитии устранен. Заодно посмотрела и продолжение — «Колю — перекати поле». Все что-то искала, как потерянный кошелек, все не верилось… А было ли то, что ищу-то?

    Надо сказать, что автора этих строк и тогда, в «сложные» 90-е, и сейчас, когда «поезд ушел» еще дальше, трудно было заставить презирать свой народ, иронично посмеиваться над безнадегой, жалеть свысока аборигенов «этой» страны. Сострадать — да, но не мотая сопли под жалобные песни об облаках.

    Сколько же «кривых зеркал» было отлито в те годы! Сколько всего делалось быстро, «не думая», по верхам, однобоко или, наоборот, размыто. Нищие, и не только, художники-перестройщики стали вылезать из трущоб запретов и цензуры, кто с чем, бряцая своими шедеврами, сметая «глубоко прогнившую» совковую культуру, переворачивая сатирическими вилами все на уши.

    А великие богатства русского языка безжалостно кромсались обоюдоострым клинком приставки «ПЕРЕ».

    Для кого был сделан фильм??? Для псевдоинтеллигентов, рвущихся к власти или за кордон, отнявших у жалеемых работяг последний завод, лесопилку и даже лопату?… Для молодежи с полной головой «каши» из Кафки, Войновича, Линча и Жванецкого?…

    Посмотрите-ка, приматы, на себя в это зеркало… «Товарищи-философы» из бараков и хрущеб этот фильм бы об…. А те бывшие «товарищи», которые начали делать бизнес на вещевых рынках, себя бы уже не узнали…. Для зрителя «с корочками» — клондайк ассоциаций, намеков, подтекстов и т. п. для заточки и закалки перестроечной духовности.

    У замечательного человека гениального ученого скромнейшего и культурнейшего Льва Николаевича Гумилева как-то спросили: «Вы -

    интеллигент?» -- «Что Вы??? Боже упаси!!!»

    Фильм пошлый. Он говорит нам: полет мечты, порывы души, есть и у таракана, только загляните в его глаза!

    Авторы немножко подтрунивают над «уродиками», закопали вы, де, в убогую бытовуху последние надежды. Виноваты, сами. А мы не при чем! Ничего не поделаешь! Вот, еще разок посмотрите на себя…«Мы тут немножко набутафорили, но от чистого сердца! А вы — смотрите, смотрите. смотрите…» Вспомнилось интервью с Ефимом Шифриным: Да, мол, увы! Иногда для зрителя-любителя приходится, знаете ли попошлить, поскабрезничать, но сам то я человек тонкий, — дома, на досуге читаю исключительно «нашего с Вами» М. Пруста.

    Восхищаютя отточенным сценарием. Гениальной простотой. Мне показалось, что это «оскопленный» Шукшин, из которого, как из старого ковра, выколотили с пылью веков всю набивку, и не осталось почти ничего, кроме жиденькой канвы. Вынули Любовь как Боль, и оставили Психику как совокупность процессов внутри особи и восприятие ею действительности.

    Эта плеяда актеров, с простоватой, беспородной фактурой, появилась именно в те годы. Перетурбации. Отречения от «благородства и красоты» во имя «полной свободы» и «правды жизни». Играют самих себя, но думают что играют других, подбавляя все время тупого простодушия, ограниченности. Уважительно отношусь к актерской профессии. Когда артист выкладывается на 100%, это видно. Работа!? А, может, не только? А потом многие из них пытаются вырваться из оков ШТАМПа. Ан, нет! Вас ЛЮБЯТ за эти «образы»: простых баб, добрых проституток, грубых торгашек, алкашей, жалких работяг и всяких бедных горлопанов. Работать! До автоматизма! Иногда какой-нибудь режиссер-«взломщик» дает им сыграть, например, Чехова, но от чеховской героини в кружевах так и «прет» борщем и беломором.

    Вторично хочется спросить: «Для кого фильм?». Для эстэтов с фестивалей, из кулуаров, с кухонь «непристроившихся» интеллигентов. Наслаждайтесь!

    Все «5» баллов ставлю за крик Толоконникова «АВТО-О-БУ-У-С!» После тяжелого и противного ожидания «чего-нибудь», кроме голого «арт-а» в самом конце фильма — такой подарок. Счастливо, нервно и долго хохочешь. Отхохатываешься за весь фильм. Маленький кадр прямо «по» Сергею Эйзенштейну. Легкое дыхание Великого Классика. Спасибо.

    20 декабря 2010 | 19:46

    Позднее утро. Откидывая теплое одеяло в сторону, человек тихо, аккуратно встает, чтобы не потревожить пока еще полусонное состояние, и идет на кухню, где его встречают металлический блеск кухонных торговых марок и аромат хорошего кофе. Совершая маленькие рейды от холодильника к кухонному столу, он мастерит незамысловатый завтрак. Затем, шлепая босыми ногами, идет в гостиную и садится в мягкое, кожаное кресло, включает плазменный телевизор и погружается в мир новостей и сплетен. Изрядно насытившись теплым напитком и утренней дозой информации, он надевает строгий костюм и направляется на работу, проезжая через многоликие пробки. На работе он трудится, вкалывает, но не ради желания, не ради удовольствия, а ради прибыли, ради возможности купить еще один телевизор, еще одну машину, ну и загородный дом впридачу. Таким образом, человек, окружая себя такого рода прелестными вещицами, становится чуточку счастливее. По крайней мере, он так считает.

    А ведь где-то есть совсем другая жизнь, жизнь, где никуда не надо спешить, где воскресным солнечным днем ты не дожидаешься важного звонка по поводу очередной сделки, а попросту не знаешь, чем себя занять. Именно о такой жизни и снял свой фильм Николай Досталь. Сюжет картины «Облако-рай» незамысловат и даже возмутительно прост. В конце недели молодой рабочий паренек, живущий в поселке, где кроме заводов да магазинов с обилием спиртных напитков, ничего больше нет, не находит себе места. Единственная актуальная тема для разговора — это погода, вот и пристает ко всем Коля, рассказывая каждому встречному, что по радио сегодня обещали дождь, а на самом деле стоит безоблачная погода. Но никто не реагирует, маленький городок словно вымер, спят все его жители. Никто не ждет от сегодняшнего дня чего-то нового, необычного, и это понятно: что может случиться в поселке, где покупка зонтика уже новость. Коля, пытаясь хоть как-то расшевелить своего друга Федя сообщает ему, сам себе удивляясь, что собирается уезжать к другу на Восток. Насовсем. Новость сразу возвращает к жизни Федю и его жену, а следом и всех обитателей городка, на время вырвав их из объятий постоянного сна. Шутка Коли воспринимается серьезно, потому что сами жители уже устали от этой меланхолии, им хочется праздника, гуляний, а проводы, чем не повод для радости, и Коля моментально становится героем этого дня. Постоянное бездействие породило в них удивительную способность — незначительное событие превратить во что-то очень важное. Картина жизни сразу же меняется.

    Героиня Ирины Розановой достает из шкафа давно забытое платье, надевает вопиюще красные бусы и, выходя во двор, ловит удивленные взгляды односельчан, а сама же про себя напряженно думает: как бы не упасть на этих высоких туфлях. Осторожно обходить каждую ложбинку: навыки — то уже потеряны. Бабушки, сидящие на скамеечке, как два воробушка, вечно одетые не по погоде, вечно молчащие. «Вечно» — это слово подходит для них как никакое другое. Но даже они не пропускают столь знаменательное событие, потихонечку плетутся сзади всех, провожаю Колю. Герой Владимира Толоконникова, норовящий засунуть открытую банку шпрот в карман пиджака, да заодно прихватить бутылку водки, вдруг совершает благородный поступок — отдает Коле чемодан, тем самым, обрекая себя на вечное гниение в этих трущобах, ведь «чемодан — святое дело, без чемодана человек, как дерево — всю жизнь на одном месте». Федя, вдруг осознавший, что у него есть замечательный друг Колька, рассуждает о масштабе и берет все бразды правления относительно Колиного отъезда в свои руки, не замечая резко сменившегося настроения друга и не понимая, что это вдруг тот сочинил песню.

    Сцена проводов напоминает похороны, автобус — катафалк, слезы, поспешное, суетное прощание, последнее видение по-своему близких Коле людей. Герой по сути принес себя в жертву, ведь мог же он вдруг хлопнуть по столу во время тихого прощания и сказать всем, что это сгоряча ляпнул, не подумав. Не прекратил проводы, не стал отстаивать свои виды на мебель. Только в финале картины Коля признается своей девушке, что «его на самом деле никто не звал», но уже поздно, процесс пошел, машина запущена и необратимо движется вперед.

    Однако фильм не так прост, каким кажется на первый взгляд, это фильм — метафора, рассказывающий о трагических временах нашей страны. Весь поселок — это своеобразное олицетворение СССР. Режиссер хочет сказать, что СССР, как форма, существовать уже не может, что такая государственная организация уже отжила свой срок. Об историческом времени фильма свидетельствует календарь 1991 года, который постоянно сотрясается от ударов двери. Николай Досталь очень мудро и тонко предсказал будущее нашей страны. Аналогия проводится с легкостью, без натянутостей, так же как и Коля, Россия отправилась неизвестно куда. Сила масс, вдруг объединившейся в связи с Колиным отъездом, лихо подгоняет его и практически сама сажает героя на автобус. Коля на их фоне выглядит жалкой марионеткой, которой крутят, как хотят. И вот едет Коля в неизвестное будущее и с надеждой он смотрит не вперед, а назад, туда, где остались его прежние привычки, радости и воспоминания. Также мотив своеобразной гибели еще виден в закате, который символизирует не только конец дня, но и конец эпохи. Старая сумка с надписью «СССР — USSR» «мала, да и не отмоешь». И самое страшное, что предсказал Николай Досталь, так это то, что даже после отъезда Коли ничего не изменится. Этот мимолетный всплеск вскоре сойдет на нет, и героиня Ирины Розановой вновь наденет старую, выцветшую футболку, а бабушки будут сидеть на лавочке, прижавшись друг к другу лохмотьями. Так получилось и с нашей страной, после перестройки, всеобщей радости в связи с изменениями, наступила та же серость и обыденность. Жизнь лучше не стала.

    Картина Николая Досталя пугает и поражает своей способностью предвидеть будущее. Нельзя сказать, что фильм актуален и по сей день, ведь ритм жизни изменился, однако до сих пор вопросы о погоде востребованы, люди жаждут перемен, провожают своих близких с широким размахом, а платье, некогда надетое на очередной Новый Год, висит в шкафу, завешенное полиэтиленовым пакетом.

    28 марта 2009 | 21:32

    В кадре — обычный парень Коля. С первых минут этого очень короткого фильма (всего 1 час 15 минут) он так улыбается, что даже самый угрюмый зритель понимает: Коля очень любит жизнь. Любит бессознательно и неосмысленно. Как лопоухий щенок. Схожесть со щенком проявляется не только во внешности, но и в поведении — вроде бы и радуют нас щенята, но уж очень быстро надоедают.

    Коля родился в глуши (мы часто видим ее, когда курим в тамбуре поезда). В очень глубокой, первозданной, провинциальной, захолустной, но при этом милой, тихой, дружелюбной и почти что родной (к сожалению, этого из тамбура не видно). И ничего с этим не поделаешь. Да и не надо. Да и не особо-то и хочется! Эта размеренность устраивает всех. Всех, кроме Коли. Вот он взял и «ляпнул», что уезжает. На заработки. К другу. На Дальний Восток. «Ляпнул» просто так, чтобы было, так сказать, о чем. Без каких-то задних мыслей. С этого момента начинается одна из самых добрых, грустных, настоящих и честных русских трагикомедий не только начала перестройки, но и вообще.

    Колина безобидная хохма моментально превращается в снежный ком. Глубинка оживает. Расправляет плечи, наливает, и начинается. Вот уже и чемодан Коле нашли. Вот уже и вещи в этот чемодан сложили. Вот уже и всем домом на проводы скинулись. Вот уже и мебель распродана. А вот уже и нового жильца в Колину комнату заселяют. Все это делается с такой простодушной искренностью и откровенной радостью, что Коле не остается ничего другого, как действительно уехать. Бросить любимую девушку, которая давно воротит нос и тихо презирает. Бросить лучшего друга Федю, который давно сторонится непутевого и приставучего Колю. Бросить родной двор, который кроме оплеух ничего тебе не дал. И даже Колино признание в своем вранье уже ничего не изменит. Ведь на самом деле родной городок проводил Колю в тот самый момент, когда он решил неудачно пошутить…

    А еще «Облако-рай» — это очень колоритные актеры. А еще «Облако-рай» — это очень своеобразная операторская работа. А еще «Облако-рай» — это необычные песни, которые сочинял сам Коля: «На небе облако-рай, пойди его угадай… Тоской и грустью лечусь, душой на небо я рвусь». И хочется нам того или нет (как в случае с Колей), но зачастую шаг вперед — это пинок под зад. Коле просто повезло — этот пинок он сделал себе сам.

    А 14 лет спустя Николай Досталь сделал продолжение «Облака» — фильм «Коля перекати-поле».

    20 ноября 2008 | 14:48

    История без хэппи-энда. Такая простая и одновременно сложная. История, повествующая о жизни обычного человека. Подобная ситуация могла случиться с каждым;любой человек может узнать в героях картины своих соседей, а может, и себя самого.

    Уже с первых минут просмотра становится ясны все проблемы, которые раскрываются в фильме. Основная из них — проблема «маленького человека». Она уже много раз решалась и у классиков литературы и в фильмах, но произведение этого режиссера я считаю шедевральным. Все четко и лаконично, без лишнего пафоса и громких фраз.

    Главный герой, как Иона Потапов из чеховской «Тоски»,нуждается в общении. Но ни в ком он не находит отклика, все встречается глухой стеной равнодушия. Даже девушка, которую любит Коля, не воспринимает его всерьез. И, дабы хоть как-то развлечься и развеселить других, Николай придумывает поездку на Восток. Но, как говорится, простота хуже воровства, его слова воспринимаются всерьез. И тогда все «просыпаются»,чтобы проявить заботливое участие в устроении счастливой жизни друга.

    Причем очень активное. Настолько, что все решили за него. А что Коля? Он вроде хочет перемен, вроде нет, сам не знает.

    В этой истории и не может быть хэппи-энда, потому что все изначально построено на трагедии. И если бы Николай был не таким бесхребетным существом и хоть что-то сам решил в этой ситуации, то возможно. он бы вышел победителем. А так — он просто щепка, которую носит течением. Я считаю, фильм заслуживает максимальной оценки за свою жизненность.

    31 мая 2013 | 22:50

    Жалко парнишку. Сам виноват, это да, сам закрутил, сам не остановил, это всё опять да. А жалко. При сцене в автобусе сердце кровью обливается. Потому что сам часто уезжаю из родных мест, от этих всех домиков, сарайчиков, вокзалика родного и всегда немного грустно. Так ведь я знаю, куда я еду и зачем. А тут он несчастный сидит, трясётся по неровной дороге, и ничего этого не знает.

    «Что будет дождь, что не будет, какая разница-то». Да большая разница! Это ж тема для разговора. Будет ли дождь или нет. Небо ясное, а по радио передавали. Ничего новенького не происходит, а тут вот дилемма с дождём. И вдруг «уезжаю, как думаешь, будет дождь?». И вот тут мнение появилось: «вроде нет». Потому что фраза взорвала всё. И можно рыбки на стол подать, и по случаю красивое платье надеть, ведь больше ж некуда, а тут хоть народ посмотрит.

    Андрей Жигалов молодец. Актёр талантливейший. Как он такого Колю сыграл, это ж чистой воды перевоплощение. Сыграл так, что про Колю всё понятно: дефицит внимания, скука смертная, даже у мальчика книги про приключения берёт, хоть какие-то приключения в жизни.

    Это прекрасная трагикомедия. Про несчастных в своей скуке людей, про занудность и однообразие жизни. И про неплохого парня, который попробовал как-то что-то изменить и у него, увы, получилось.

    10 из 10

    26 декабря 2011 | 22:21

    Драматичный фильм про русскую провинцию с её безысходностью, однообразием, с тоской, без новостей с серым горизонтом и тёмными красками близости… Нет перспективы, надежды и изменений! Всё течёт размеренно и глухо… И именно это угнетает и гложет человека…

    Необычный актёр с удивительной харизмой, чувством юмора, с необычным голосом и пытливым умом! паренёк, у которого есть друзья, любимая девушка и просто понимающие его люди, у которого есть классные песни… Такой парень-огонёк есть везде! Ему вредно тлеть среди угасающего костра жизни! Скучно находится в серой действительности провинциальной тишины и безветрия, где главные темы разговоров: погода, смерть или рождение соседей… Таких неусидчивых огоньков и манят дальние прекрасные дали, столицы и крупные города… Желание лучшей жизни, нового и цветного толкает бросить весь привычный быт и сбежать из тюрьмы провинциальности, влиться в карнавал жизни и праздника, движения, а не провинциальной стагнации и вязкого болота…«Покорить город и испробовать все его прелести и блюда» = вечная мечта и стремление любого провинциала… Но не у всех хватает смелости скинуть оковы и сбежать, хотя бы мысленно… пусть это даже и бессмысленно… Герой фильма Николай обратил на себя внимание всех обитателей улицы от мала до велика, которые наконец-то поняли и заметили его ранимую, мечтательную и добрую юношескую душу… Стали переживать, наставлять морально и помогать в его стремлении сбежать из оков рутины и безнадёги… Порой таким беглецам помогают словом и делом всем селом и улицей, провожают (кто с добром, кто с завистью), те, кто сам порой хотел также сбежать, но не осмеливался… Они помогают лишь потому что искренне желают, чтобы их несбывшуюся мечту исполнил кто-то другой… Из таких окрылённых мечтателей и неудовлетворённых нынешней жизнью людей появляются путешественники, поэты и покорители высот и глубин…

    … Выдумка… мечта… попытка… автобус и далёкая прекрасная неизвестность…

    6 декабря 2013 | 21:01

    Этот фильм для меня, пожалуй, является одним из любимейших не только среди отечественного кинематографа, но даже и мирового.

    Николай Досталь вырвал кусочек глубинки Советского Союза, смешал это с умиротворением, спокойствием, добавил немного грусти, разжевал и вложил в душу так глубоко, что и через двадцать пять лет фильм так же близок как вчера.

    И дело даже не в каком-то хитроумном сценарии, а в той атмосферности, которую сумел передать автор. Это мой знакомый оболдуй-сосед из детства висит вверх ногами на турнике, это моя соседка брюзжит, выйдя из подъезда с авоськой, это моё увлечение соседской девчонкой и это я бегаю на речку проверять «можно ли купаться», когда еще только сошёл первый лёд.

    Возможно новому поколению будет не понятно о чем данное кино, но тот, кто родился и жил в СССР, а тем паче, в небольшом советском городке/деревне — обязательно поймет и оценит.

    Безусловно необходимо выделить актерский состав:

    «Полиграф Полиграфович» Толоконников, Ирина Розанова, Алла Клюка, Сергей Баталов, Лев Борисов и конечно же «Коля», он же профессиональный успешный клоун, уже много лет собирающий залы в Германии — Андрей Жигалов.

    10 из 10

    Советую посмотреть продолжение данной картины — «Коля- перекати Поле».

    9 февраля 2016 | 16:25

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>