К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'В далёкий край товарищ улетает, родные ветры вслед за ним летят. Любимый город в синей дымке тает - знакомый дом, зелёный сад и нежный взгляд' ('Любимый город', музыка Н. Богословского, слова Е. Долматовского)

Тридцатые годы прошлого века – это эпоха бурного развития самолётостроения в СССР. Поэтому не случаен выход на экраны кинотеатров ряда фильмов, в романтическом ореоле рисующих профессию красных военных лётчиков - красвоенлётов. Не все картины сегодня одинаково интересны зрителю, зато все они являются историческим памятником советскому самолётостроению, ибо то, что снято на киноплёнку, уже не найти ни в одном музее мира. Относится это ко всем без исключения картинам того периода: 'Крылья' (1932), 'Мужество' (1939), 'Эскадрилья №5' (1939), 'Воздушная почта' (1939), 'Истребители' (1939). Из пятёрки перечисленных лент только к 'Истребителям' заметен устойчивый зрительский интерес. И это тем более удивительно, что режиссёр Эдуард Пенцлин и сценарист Фёдор Кнорре дебютанты! Наверное, нужно очень тонко чувствовать и понимать своё время, чтобы так 'угадать' востребованную миллионами романтическую историю двух школьных друзей.

Крылатые машины в фильме важны не меньше, чем живые персонажи. И им создатели картины отводят ровно столько времени, чтобы советский человек по праву гордился покорителями воздушной стихии. Главным 'нечеловеческим' персонажем является И-16 — советский одномоторный истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный в Опытном конструкторском бюро советского авиаконструктора Николая Поликарпова - в просторечии — «Ишак», «Ишачок». Среди многочисленного авиационного парка Советского Союза истребитель И-16 можно смело назвать самой известной и узнаваемой машиной. Этот самолёт блистал в небе Испании, в доводке И-16 принимали участие такие легендарные асы, как Чкалов, Коккинаки, Юмашев. Этот истребитель был непременным участником многочисленных советских фильмов про лётчиков, парадов на Красной площади. Его изображение было практически на каждом плакате выпуска 30-х годов XX века. Кроме того его облик запечатлён на аверсе медали «За отвагу».

На боевую службу И-16 поступил в 1934 году. С этого момента он нёс на своих плечах все конфликты, в которых прямо или косвенно участвовал СССР.Истребители И-16 воевали в небе Китая с японскими агрессорами, в небе Монголии во время приграничных конфликтов у озера Хасан и реки Халхин-Гол.В 1936-37 году в Испании истребители И-16 завоевали ласковое прозвище «Моска» (муха) у республиканцев и испуганно-злое «Ратте» (крыса) у франкистов, немцев и итальянцев. Во время Освободительного похода и Зимней войны И-16 ничем особым себя не проявили. Зато в 1941 году, они приняли участие в своей последней войне. На момент нападения Германии на СССР И-16 составлял значительную часть истребительного парка РККА. Европейцы не могли себе представить, что Советский Союз создал самолёт, который на равных может воевать с передовой технической мыслью западных авиаконструкторов.

Можно себе представить, какое воодушевление, какой душевный подъём испытывали Марк Бернес и Василий Дашенко, когда садились в пилотское кресло истребителя! Подобный прилив эмоциональных сил помогал им творить на экране запоминающиеся образы двух друзей. Друзей настоящих, что называется - до гробовой доски. Всем знакома пословица 'Друг познаётся в беде', но не все хотят 'опробовать' её на себе. Вот только горе-злосчастье не спрашивает разрешения. Оно приходит подло - со спины, исподтишка и бьёт в самое больное место. А что может быть горше, больнее, страшнее для молодого, полного сил пилота, чем невозможность летать? Создатели картины намеренно идут на такой шаг, чтобы показать трагедию человека, долго шедшего к своей цели, но мгновенно всё потерявшего. Ситуация патовая. Кажется, что с потерей зрения порвалась сама нить жизни. Но это не так. Не так, потому что рядом находятся люди, которым судьба Сергея не безразлична, и они сделают всё возможное, чтобы победить страшный недуг.

Главное достоинство фильма - не только самая передовая на тот момент лётная техника, не только череда ярких запоминающихся образов, это, прежде всего, атмосфера того времени. Она удивительна и неповторима. Актёра можно попросить, приказать, заставить играть так или этак, но его нельзя заставить светиться в кадре. Данная волшебная способность не подчиняется приказам, она идёт изнутри, из глубины, от сердца. Наверное, именно по этой причине фильм такой светлый. Светлый, потому что люди искренни, чистосердечны, бесхитростны. В них нет фальши. Они прямодушны и в этой открытости абсолютно неподдельны. Бернесом, Дашенко, Голынчик, Агеевым, Андреевым, Алейниковым можно любоваться каждый раз, когда смотришь этот фильм, потому что таланта много не бывает. Талант - он как море: можно окунуться в него с головой и блаженствовать, вспоминая трогательный и искренний фильм о любви и дружбе, о верности и преданности.

12 марта 2020 | 12:38
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: