всё о любом фильме:

Иди и смотри

год
страна
слоган-
режиссерЭлем Климов
сценарийАлесь Адамович, Элем Климов
директор фильмаСтепан Терещенко
операторАлексей Родионов
композиторОлег Янченко
художникВиктор Петров, Элеонора Семенова
монтажВалерия Белова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  29.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время136 мин. / 02:16
Картина основана на документальных фактах и обращается к «Хатынской повести» Адамовича. Авторами выбрано именно то место и те события, которые стали символом народной беды и страдания.

Флера — шестнадцатилетний мальчишка, откопавший среди обрывков колючей проволоки, ржавых пулеметных лент и простреленных касок карабин, и отправившийся в лес к партизанам. В начале фильма он совсем ребенок. В конце, пройдя через ужас карательной акции фашистов, становится взрослым, пугающе взрослым и даже — старым. Война исказила когда-то нежные, детские черты и превратила их в старческие морщины.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
20 + 1 = 21
8.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам произведений Алеся Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны» и «Каратели».
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1987 году.
    • Съёмки сцен фильма проходили в хронологическом порядке.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1381 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Еще ни одному фильму мною не была поставлена «1», и то только потому, что рейтинг фильма на мой разумеется субъективный взгляд не оправдан более чем на данную оценку.

    Каждый имеет право на мнение и то, как он его выражает, но натурализму в общественном доступе должен быть предел.

    После 20 минут просмотра фильм захотелось остановить, остальное время он шел на фоне чтения рецензий и критики, по причине невозможности смотреть бесконечные немые и глухие сцены с фоном гула и мух, и в то же время ожидания смысла и оправдания рейтингов, наград, премий.

    Фильм не имеет никакой адекватной целевой аудитории, он противопоказан для любых категорий зрителей.

    Документальные кадры и фотографии, рассказы наших бабушек и дедушек честнее и чище скажут об ужасе войны, бессмертные киноэпопеи и другие художественные произведения поразят и останутся в сердце неизгладимо, подобные же шедевры соберут награды за то, что никогда не смогут описать хотя бы с уважением.

    1 февраля 2012 | 20:14

    Однажды в журнал «Техника Молодежи» прислали гневное письмо с требованием прекратить печатать фотографии нацистской формы. Мол, пропаганда нацизма: «Мало нам безупречно отутюженных гестаповцев на экранах…». Уверен, что редакция ТМ делала это из лучших побуждений. Дело не в редакции. Дело в форме. В том ощущении которая она вызывает и должна вызывать у тех для кого она предназначалась. Чувство превосходства, элитарности. Несмотря на то, что от нацизма больше всего пострадала наша горячо любимая родина, на русскоязычных исторических сайтах можно встретить такие комментарии: «форма СС — самая красивая из всех». В фильме «Освобождение» есть сцена, когда командир элитной танковой дивизии, разгромленной русскими, кончает самоубийством, не выдержав позора. Красиво. В этом же фильме показан Отто Скорцени — известный ас Люфтваффе, совершивший дерзкое похищение Дуче прямо из под носа итальянского генштаба (кстати у нас тоже был один такой — Александр Голованов, по прозвищу «Дракон», не менее колоритная личность). Тоже красиво.

    Зацензуренное советское кино как ни старалось создать образ «фашистской силы черной, поганой орды», в результате получилось наоборот: отутюженные гестаповцы, элита, честь, достоинство и тд.

    После просмотра этого фильма ни один гребаный фанат мундиров и рюшечек не захочет примерить гребаную СС-вскую форму.

    Превосходство, элитарность — все это в конце концов превращается в ненависть и презрение по отношению к другим. Сильный презирает слабого, умный — глупого, богатый — бедного. Раз он не такой как ты, раз он ниже, значит с ним можно делать все, что угодно: унижать, грабить, убивать, насиловать, пытать… Это безумие охватило целую нацию, разжигаемое теоретиками ненависти, экономическим подъемом и харизмой фюрера. Как писал Юнг, «никто не предполагал, что в наше просвещенное время мы вернемся к средневековым преследованиям евреев, что в сердце Европы будут маршировать легионы и отдавать римское приветствие». Юнг считал Гитлера «медиумом». Возможно, так и было, и Гитлер был медиумом ненависти, презрения, элитарности, превосходства — проще говоря, инстинкта самосохранения, перешедшего всякие пределы.

    «Убейте Гитлера» — центральная идея фильма. Убив одного безумца можно избежать смертей миллионов. Но так ли это? Ведь каждый все таки отвечает за свою жизнь сам. Повинен не только тот, кто отдает приказ, но и тот кто его исполняет. Элитный палач — все равно палач. Одна из последних сцен фильма — сцена суда над нацистами — в этом плане очень показательная. Невиновных здесь быть не может. И «добрый дедушка» фюрер, и предатели, кричавшие «мы больше не будем», и молодой фанатик нацизма — все получили по заслугам.

    Огромная заслуга этого фильма в том, что он вызывает глубокое отвращение не только к войне, но и к самой идее насилия. Тут кто-то жаловался, что мол, корову убили во время съемок — ужас какой… Да причем тут корова вообще, это хорошо, если в наше время можно себе позволить плакаться из-за коровы, собаки, птички, и т. д а люди вон такое пережили, там уж не до коров было, да и сейчас не везде в мире спокойно, не говоря уже об уровне насилия в повседневной жизни: драках, грабежах, убийствах.. а корову бы все равно забили.

    Интересно в фильме показана нацистская агитация и реакция на нее населения. «Бей жида-большевика — рожа просит кирпича» -" И все? Да, небогато..». Ага, щас, все бросили, побежали «бить»… Как, интересно немцы себе это представляли.

    Фильм реалистичный, да, жестокий, но это же фильм про войну, а не про детское шапито… Лично я скорее буду смотреть это, чем какие-нибудь «Бесславные ублюдки» которые так и не могу заставить себя посмотреть.

    16 мая 2011 | 16:17

    Каждый должен посмотреть этот фильм. Просто, чтобы понять, что война это не только подвиги и герои. Просто потому, что в нём не рассказывается о войне в масштабах мира или страны. Это история какой-то деревни. Реальная история. А таких деревень было сотни по всему союзу. Обращаю внимание на слово — БЫЛО. Их просто сожгли, разграбили, уничтожили. Да неважно. А важно то, что вместе с деревнями уничтожали и жгли людей. Вот просто так брали и жгли. Просто загоняли всех в какой-нибудь сарай или куда-нибудь ещё, закрывали двери и поджигали. Лично мой мозг не может придумать слово, чтобы обозвать происходящее и тех, кто это творил.

    Лично я считаю Гитлера гением. Мерзким, ничтожным, морально прогнившим (да сколько угодно можно перечислять), но всё-таки гением. Это как надо было внушить фашистам, что они высшая раса (или кто там они были), что, они не дрогнув ни единым мускулом, и не единым нервом могли творить такое. Это вообще где-то за гранью моего сознания.

    В общем, что я хочу сказать, — фильм хороший. Очень. Надеюсь не оставит равнодушным никого. Надеюсь.

    Отмечу ещё и тот факт, что в нём нет никаких героических подвигов, как в привычных фильмах про войну. В нём вообще ничего нет. Кроме страха, ужаса и боли. Даже сюжета как такового в нём нет. Но это и не важно. Сюжетная линия только отвлекала бы от происходящего. Этот фильм ничему не учит. Он просто эмоционально тяжёлый. Второй раз его вряд ли кто-то захочет посмотреть. Это не из тех фильмов, которые пересматривают в n-ный раз, наслаждаясь режиссурой или игрой актёров. Когда смотришь такое кино, ничем не наслаждаешься. Просто смотришь и не веришь. И говоришь СПАСИБО. Спасибо, за то, что не веришь.

    15 декабря 2007 | 20:55

    Смотрел фильм впервые в 1985 году, будучи школьником и, как понимаю, примерно сверстником главного героя. И я смог сам пережить трагедию той войны, которую прожили мои родители и родители моих родителей. Я смог понять, почему слово «фашист» — одно из самых оскорбительных и страшных для жителей моей Родины, почему это слово на генетическом уже уровне вызывает ненависть и презрение… Этот фильм позволил прожить той жизнью.

    Потом мою Родину разрушили, на её обломках ничего построить уже не смогли, выросло не одно поколение, для которых всё это пустые звуки, а память о трагедии старших поколений выражается в привязывании к шнуркам ботинок незаслуженной геройской Георгиевской ленточки на 9 мая.

    Но фильм Элема Климова не даст забыть о кошмаре, скрывающемся за коротким словом «война», пусть даже старательно прячут от нежного современного зрителя (ежели не ошибаюсь, в последний раз его показывали столь поздней ночью, что можно было бы сказать — ранним утром).

    10 из 10

    26 сентября 2009 | 14:25

    Очень жесткий фильм. По реалистичности он превосходит все фильмы о Второй Мировой, когда-либо мною виденные. Никакая критика здесь просто не пойдёт. Великолепный фильм. С самого начала фильм цепляет и заставляет смотреть каждую секунду, переживая всё происходящее с главным героем.

    Отмечу гениальный, не менее, ход со звуковым оформлением. Все звуки только натуральные, реальные — звуки войны. Нет бравурного фонового саундтрека, так присущего другим советским фильмам о войне. Музыки вообще почти нет. Есть тишина. Которая временами вдребезги разбивается автоматной очередью, нарастающим гулом самолёта в небе… И гул этот давит. Неимоверно.

    В фильме показали реальность, можно сказать, без цензуры. Здесь фашисты творят натоящие зверства — в полном смысле этого слова. Здесь нет моральных границ. Творящееся — кошмар. Но при этом явь.

    Здесь я увидел совсем молодого Алексея Кравченко. О его игре нельзя не сказать. Играет с полной отдачей. Моё мнение: это до сих пор лучшая его роль.

    «Иди и смотри» держит в оцепенении. Не отпускает все 2 с лишним часа — они просто пролетают.

    Финальная сцена фильма — единственный эпизод где ясно звучит музыкальное произведение. Просто уходящие в лес партизаны под звуки того самого Реквиема Моцарта. И сцена эта завораживает.

    Символчинен ход в эпизоде с фотографией Гитлера… Больше ни слова.

    Фильм особенный. Просто иди и смотри.

    10 из 10

    28 июня 2010 | 18:21

    Так быть не должно. Но это было, и это ужасно. Ужас, невероятный ужас — вот что испытываешь во время просмотра, ужас от собственного бессилия.

    Это самый мощный и мрачный фильм о Великой Отечественной из тех, что я видел. Он завораживает с первого кадра и заставляет прожить, прочувствовать увиденное до последней секунды экранного времени, и это несмотря на то что в картине нет четко выстроенного сюжета.

    Молодость — самая прекрасная пора в жизни, и она не должна быть ТАКОЙ. Но война заставит повзрослеть очень быстро. Война искалечит душу навсегда и зальет ее черной ненавистью. Потому что ТАКОЕ простить нельзя.

    P. S. По моему, на этом сайте прочитал, что Спилберг во время работы над «Спасти рядового Райана» показывал съемочной группе именно этот фильм. Что ж, «Спасти рядового Райана» получился добротным, отлично сделанным фильмом. Но он не смог передать и десятой доли тех эмоций, которые бушуют в душе, когда видишь картину Климова. Да и вообще, только русский фильм может об этом поведать. Для нас это была не война, а трагедия всего народа.

    10 из 10

    9 марта 2008 | 22:29

    …Загнали людей и стали ходить по хатам. Музыку на улице пустили, кричит музыка, а они ходят, и какая-то стрельба. А я бабам говорю: «Это ж они людей убивают». Мы собрались все в одну хату, чтоб не так страшно. В окно смотрим, на улице людей не стреляют, а только показывают: «Заходите в хату!» Смотрим в окно, как немцы в одну хату зашли, трое или четверо, побыли там и вышли, поправили автоматы и опять к хатам идут, все ближе к нашей… Схватила я детей — и на огород. Музыка кричит по деревне…Мы за колодцем спрятались на огороде, прикидала я детей картофляником, присыпала песком, а с улицы немцы все подходят к колодцу. Руки моют, плещутся, смеются. Не слышно немцев стало, тогда дети мне: «Мама, мама, бежим, бежим, мама, нас не убьют!» Ну поползли мы к колхозным гумнам, а там уже горит, а немцы пулями свистят, свистят… Это ж они там людей убивают, жгут. А нам все слышно, как кричат, воют люди, о Господи! Мы между горящих стен, между сараев. Я детей собой накрыла, песок подгребаю, жгет, так близко огонь… А Павлик все равно: «Мама, нас не убьют». А где тут не убьют, если мы уже горим. Не выдержала, встала на колени, поднялась — скорее пусть убьют! Что же, живыми гореть? И дети уже от огня кричат, ведь горим. А немец замахал на дым и пропал. Ну и мы поползли из огня, из дыма…

    … Когда людей все-таки позатолкали, позашвыривали в амбар и нас поглотила воющая темнота, я оказался у самой двери, ее закрыли и теперь заколачивали глухими кладбищенскими ударами. Солнечные полосы, столбы света, падающего сверху, дымятся пылью. И уже детские крики во всех концах амбара: «Мамочка, дым!» «Мамка, это будет больно, мамка, это больно?..»

    - Без детей — выходи, — прозвучал голос с акцентом. — Можно. Кто без детей. Детей нужно оставить.

    Женщины первые осознали, поняли смысл сказанного. Такого человеческого стона я не слышал за весь тот страшный день. Нет, такой тишины. Люди замолчали, как бы поняв все до конца. До этой черты, минуты еще их что-то связывало: людей в заколоченном амбаре и тех, кто был за стенами. Людей — и людей. А теперь не к кому было взывать. Вот уже скоро четверть века не затихает тот немой человеческий стон и над всем — недоумевающий, невыносимо ровный голос:

    - Сынок мой, зачем ты в эту резину обулся? Твои ж ножки очень долго будут гореть. В резине.

    И только тут я понял, что они делали, люди, торопливо, в немом крике: они раздевали детей, срывали одежду, словно она уже тлела на них…


    Разве смог нам ЭТО передать Элем Климов? Смог ли он заставить каждого зрителя представить себя на месте сжигаемых заживо матерей с детьми? прячущихся в лесных болотах крестьян, питающихся лишь крапивой и щавелем? партизан, которых немцы не признавали военнопленными, и потому подвергали страшной, долгой, мучительной смерти?

    Что вообще можно понять из фильма о партизанской войне?

    А Флера, между прочим, в боевых операциях участвовал и во время облавы в Переходах одного полицая убить успел…

    Какое-то голливудское получилось кино, не русское что ли…

    Так и норовишь, аналогии проводить: с «Апокалипсисом сегодня», «Списком Шиндлера»… Первый рассказывает про их (американскую) войну на чужой земле, куда их никто не звал. Второй — про чужую для них войну, на которую они тоже, в основном, только в кино смотрели, прячась за ленд-лизом и японцами, и лишь к дележу европейского пирога поторопились…

    Нельзя так у нас — картинки под музыку Вагнера показывать. Не поверят после Копполы и Спилберга!

    Не знаю, почему так произошло. Может быть, Элем Климов торопился, спешил опередить кого-то…

    Но! Браво Алексею Кравченко! Ему, хоть и загнанному в рамки скомканного сценария и невнятной режиссуры, веришь от начала и до конца фильма.

    Да, все мы, жители бывшего Союза должны, обязаны знать правду о той войне, знать, что не было бы уже на Земле такого народа, как наш, если бы немцы победили и выполнили свой Генеральный план Ост!

    Но стоило ли добровольно-принудительно водить школьников в кино на «Иди и смотри», даже в те 1980-е, когда слово патриотизм еще не выглядело смешным, и живы были еще очень многие свидетели, участники Великой Отечественной? Что уж говорить про сегодняшних школьников, изучающих историю по «бесславным ублюдкам» и «спасению рядового Райана»…

    Безусловно, экранизации повестей Алеся Адамовича и Василя Быкова должны быть, и я верю, что снимут еще такие фильмы — сильные, талантливые, откровенные!

    Ну а пока — если Вы не из тех, кто считает, что войну выиграли американцы с англичанами — читайте оригинал.

    17 апреля 2013 | 22:11

    Главный герой — Флёра — по сути, на протяжении всего фильма был скуп на слова и скуп на действия, но ведь, наверно, не патриотические тирады и дорогостоящие батальные сцены были главной целью режиссёра, отнюдь не это. А вот если вам интересно посмотреть на то, как война губит человеческие души — это пожалуйста, это вам сюда. Достаточно только посмотреть на первый и последний крупный план Флёры, чтобы понять, что война полностью разрушила жизнь этому 15-летнему мальчишке. В начале он полон романтики, энтузиазма; глаза горели, улыбка не сходила с уст. Радость, счастье — всё потому, что теперь он — взрослый; теперь он — боец. А ведь сколько таких парнишек было тогда, тогда в реальности, и скольких постигла та же участь, что и этого маленького белорусского новоиспечённого партизана — участь полностью выпотрошенного человека. Война — страшная вещь. И даже те, кто выжил, кто пережил эти адские 4 года — те умерли своею душой, ибо беспрерывные смерть, страдания, муки, голод, холод, издевательства, унижения, болезни никогда уже больше не дадут человеку стать прежним, особенно если сии испытания выпали на судьбу ребёнка.

    Молодой Кравченко — гениален. В свои 16 лет он сумел сыграть такую сложную роль на высочайшем уровне. И ведь он же играл одной только мимикой и взглядом — и всё равно справился, не смотря на юность, не смотря на незрелость, сложность и то, что все ужасы войны мы знаем только из учебников истории, и представляются они нам чем-то абстрактно-отдалённым. Вообще актёрская игра весьма и весьма хороша. Я словно оказалась там, среди этих людей, а ведь это чувство очень ценно в кинематографе и не каждый способен добиться его. Но вот со звуком было что-то совсем паршивое. Попытка воссоздать контузию Флёры оказалась провальной, по крайней мере в моих ушах. Очень громкие шумы, жужжание мух, грохотание, шипение — всё это больше раздражало, тем более, что подобная озвучка встречалась за фильм раза три и продолжалась в течение 3 минут минимум. Ещё один минус — минус всех советских фильмов — затянутость. Можно в течение целых двух минут наблюдать за тем, как герой пробегает один холм, потом второй, потом третий, потом падает, катится, потом встаёт, потом снова бежит, забегает в лес и бежит там. Раздражало и это, да ещё и чрезмерное наличие крупных планов. Но это всё мелочи по сравнению с тем, насколько реалистично показана сцена сжигания деревни вместе со всеми её жителями. Смотреть без рыданий — невозможно, ибо режиссёр постарался на славу, и эта совокупность страха, паники, глумления, издевательств и насилия вводит в ступор, и я не преувеличиваю сейчас. Наверное, это самый жёсткий и реалистичный фильм о войне, который я когда-либо видела. Здесь нет темы патриотизма и освобождения, которые так часто встречаются в других картинах. Здесь тема — ужас, который принесли с собой фашисты и то, как это калечит души выживших. Это страшное кино, и не зря существует к нему пометка «только с 18», ибо оно опустошает, оно угнетает и даёт возможность хотя бы самым краешком почувствовать то, что чувствовали тогда. Я смотрела этот фильм и задавалась только одним вопросом: за что Бог так жестоко наказал миллионы людей?

    10 из 10

    25 марта 2012 | 13:36

    Нельзя передать словами невообразимое… Невозможно остаться прежним столкнувшись с нечеловеческой жестокостью.

    Сегодня каждый человек понимает что война это ужас и зло, что она несет с собой горе и смерть, страдания и муки. Но понимать это слишком мало. Каждый человек обязан почувствовать хотя бы сотую долю того, что чувствовали люди на той войне. И такую возможность предоставляет нам Элем Климов.

    Иди и смотри это самый правдоподобный в истории кинематографа фильм о войне. Реалистично в нем все: взрывы снарядов заставляют содрогаться, летящие ошметки деревьев и комья земли передают мощь и силу разрывов, нечеловеческая жестокость захватчиков в сочетании с их шутками и смехом вызывает жажду кровавой мести у зрителя, страдания людей заставляют сердца сжиматься от жалости и боли.

    Сильнейшим режиссерским приемом являются перемены происходящие во Флере. Самым тяжелым в этом фильме для меня было наблюдать как добродушное и юное, даже детское лицо главного героя, в конце картины превратилось в лицо старика, на котором застыло нечеловеческое страдание и полный отчаяния вопрос: ЗА ЧТО?

    Этот фильм заслуживает того чтобы его увидел массовый зритель во всем мире. Он создан для того чтобы не забывать. Чтобы всякие неонацисты, сторонники фашизма, расисты, националисты и просто люди, не признающие трагедию и подвиг советского народа, могли почувствовать ту сотую долю…

    Это фильм чудовищной, непередаваемой силы.

    10 из 10

    2 сентября 2012 | 01:30

    И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: «Иди и смотри».

    И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним;

    И дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.»

    Потрясающее. Шокирующее. Творение, которое призвано жить вечно! После просмотра настоятельно рекомендую остановиться и подумать. Картина не о войне, но о людях. О том начале, которое лежит в основе всего того, из чего состоит человек. Возможно сказано громко и бессмысленно, но я так думаю.

    Читал предложение о том, чтобы этот фильм показывать в школах. Пожалуй, не соглашусь. Все-таки есть много прекрасных советских произведений о героизме, смелости, подвиге наших ветеранов труда и обороны, да и просто людей прошедших все эти чудовищные ужасы. Но не такие прямые и ужасающие. К этому фильму люди должны придти сами. Подрастающее поколение должно быть воспитано правильным отношением и светлой гордостью, а изобразительные средства лишь инструменты.

    И все-таки насколько поразительна природа человека! У каждого из нас есть выбор кем становиться и к кому присоединяться. И так же есть ум, чтобы осознавать ради чего мы совершаем тот или иной поступок. Но откуда берется добро и зло? Силы для созидания и разрушения? Насколько сильно, сложившаяся личность, ответственная за свои решения, зависит от внешнего влияния?

    Люди решившие примкнуть к рядам захватчиков совершали свои бесчеловечные преступления, абсолютно хладнокровно, с непробиваемым равнодушием и некоторой долей удовольствия. Зрителя заставляют пройти это всё вместе с невинным мальчуганом Флёрой. И вот, когда Ты прикасаешься к смерти, Ты понимаешь, что это Ад. Это конец. Что Ты, которого ты знал умер, недалеко от сарая. Тогда авторы говорят, что это не всё… ещё не всё. Ты должен это принять и Идти… идти и Смотреть…

    Шедевр.

    9 из 10

    26 января 2014 | 20:22

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>