всё о любом фильме:

Последний урок

La journée de la jupe
год
страна
слоган-
режиссерЖан-Поль Лильенфельд
сценарийЖан-Поль Лильенфельд
продюсерЭриель Ашкенази, Бенедикт Лесаж
операторПаскаль Рабо
композиторКоханн
художникОливье Жаке, Агнес Безье, Шаттун
монтажОрик Деланнуа
жанр драма, ... слова
бюджет
€1 600 000
сборы в мире
сборы в России
$5 299 сборы
зрители
Франция  148.3 тыс.,    Португалия  4.2 тыс.,    Бельгия  1.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время87 мин. / 01:27
Обычная школьная учительница находится на грани нервного срыва из-за постоянных угроз и издевательств своих учеников — детей из неблагополучных семей. Руководство бездействует, предпочитая игнорировать тревожные признаки назревающей трагедии. Во время очередного урока, в ходе потасовки с главарём школьной банды, она завладевает настоящим пистолетом. Раздаются выстрелы. Испуганные подростки оказываются в заложниках у собственной учительницы.

Сложившуюся ситуацию уже никто не в состоянии контролировать. Снаружи — готовая к захвату опергруппа, внутри — притихшие, но озлобленные дети, вынужденные учить Мольера под дулом револьвера в руках одинокой и растерянной женщины. Трагическая развязка близка. Но пока ещё есть время, они вместе пробуют разобраться, откуда у этих ребят накопилось столько злобы и ненависти к окружающему миру.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 336 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Что может быть важнее для учителя, чем благодарность собственных воспитанников? И что может быть ужаснее и обиднее для учителя, когда твой титанический труд проходит как вода сквозь пальцы.

    Мадам Бержерак, в исполнении Изабель Аджани, убивает жизнь на то, чтобы из трудных подростков получилось хоть что-то. Однако её даже не хотят слышать, не говоря уже о слушать. Учительница замечается только как объект насмешек, пошлых, омерзительных насмешек, которые являются нормой жизни для воспитанников. Иногда дело доходит и до угроз. Стандартные методы, как обращение к директору, бессильны. Кого здесь винить: саму преподавательницу, учеников, родителей, руководство школы или страны — непонятно. Да и бессмысленно искать виноватых, как и пытаться найти начало круга. «Последний урок» создан для того, чтобы остановить, прервать замкнутую цепь событий, осознать всю важность проблемы учеников и учителей сейчас, а не когда будет поздно.

    Фильм трогает за душу прежде всего своим прекрасным отображением действительности, правды, истины. Ведь так часто мы закрываем глаза на чёрные стороны нашего времени, забывая, что даже за самым толстым слоем белой краски проглянет полоска чёрного. Однако мы всё закрашиваем и закрашиваем этот изъян вместо того, чтобы искоренить его.

    Героиня Изабель Аджани, устав надеяться на чьё-либо вмешательство, берёт дело в свои руки: случайно оказавшийся в её руках пистолет она использует как средство общения с воспитанниками. Кто-то из её коллег говорил, что она не умеет находить с ними общий язык? Мадам нашла — это язык оружия, единственный язык, на котором она знала как разговаривать благодаря фильмам о бандитах. Как выяснилось, она нашла отклик и в сердцах детей — некоторые из них поддержали свою учительницу, не захотев больше терпеть беспутства одноклассников. Вот та светлая полоса в её работе. Она нашла отдачу учеников, которые показали, что ценят её. Да, в фильме показана не та отдача, которую получают учителя обычно. Но и ситуация необычная. Здесь хочу заметить, что необычная — не значит невозможная. В «последнем уроке» она доведена до критической точки развития, до кульминации.

    В картине мы видим многогранность каждого героя: каждый — личность, противоречивая, особенная, неповторимая. Во многих прослеживается диалектика души, её развитие, прогресс. На наших глазах меняются судьбы, характеры. Да и мир тут не двухцветен, а сложен. А в финале правда и о самом учителе — как бы дети его не изводили, он всегда найдёт в своём сердце место для каждого, пожалеет, обогреет, разделит горе.

    Об этом фильме сказать хочется многое. Банально заявить «актуальная проблема» и «гениальная актёрская игра» — это ничего не сказать. На мой взгляд, эта картина — образец европейского киноискусства. Браво!

    24 апреля 2011 | 09:34

    Вообще-то я не собиралась любить Францию. Но по иронии судьбы я настолько увлекаюсь тем, что «производит» эта страна, а в частности — французским кино. Я люблю такие фильмы — они не дают мне думать о чем-либо постороннем, кроме как концовки и некоторых фраз, засевших в голове так глубоко, что становится невыносимо носить все эти мысли в себе.

    Это сложно — браться за психодраму для «подпитки» ума, нужно думать, а что же в этой конкретной картине такого животрепещущего? Здесь мне думать долго не пришлось. Все слишком открыто, болезненно, искренне по-настоящему. Я смотрела фильм почти год назад, не помню ни одного имени, но это не суть важно. Можно подставить сюда кого угодно, но смысл не изменится.

    Я долго думала, почему у картины такое название. Это был последний урок учительницы в её жизни? Это был последний урок, которые дети получили от нее? Это был последний урок перед тем, как общество осознало свое чудовищное поведение? Это настолько наболевшая для меня тема, что, возвращаясь мысленно к героям, у меня сжимается сердце, потому что подобное я вижу, я наблюдаю, я живу с этим постоянно.

    Здесь есть моменты, которые мне не позволяет затрагивать мое положение, — тема иммигрантов. Особенно потому что я живу в Москве, особенно из-за тех людей, с которыми я имела несчастье познакомиться. Но не понять и не обозначить весьма ясный намек невозможно — почему иностранцы ведут себя так развязно в чужой стране, а граждане вынуждены отмалчиваться и терпеть подобные беспорядки?

    Но самое ключевое в фильме — отношения полов. Это проходит красной линией на протяжении всего сюжета.

    Многие мне скажут, что в моей крови слишком много клеток феминизма, но я не могу мириться с подобным, это задевает меня.

    Так что же? Неужели у меня не может быть своего мнения? Неужели я должна молчать только потому, что я женщина? Сколько раз мне приходилось сталкиваться с самодовольными выражениями в духе: «Молчи, женщина,…» Чем обусловлена эта аксиома «возвышения мужчины»? Ни один из тех мальчишек не пытался в жизни прикрикнуть на мать, обвинить её в глупости, заставить замолчать. Женщина воспитывает ребенка, женщина закладывает в него все ценности и нормы, женщина делает из него индивида, способного вписаться в наше общество.

    Можешь назвать меня су*ой, потому что я говорю то, что у меня на уме. Но, думаю, тебе было бы гораздо приятнее, если бы я тихонечко сидела и улыбалась. Они не могли принять то, что учительница может заставить их повторить её слова, оставить в их разуме свои мысли. Для них было неприемлем хотя бы тот факт, что женщина пытается их чему-то научить, что она вообще каким-то немыслимым образом может возвышаться над ними.

    Так что же? Неужели я не могу говорить того, что говорю? Тебя оскорбляет смысл, который я пытаюсь донести до тебя? Они не могли принять её победу — моральную, физическую, любую — для них это было противоестественно. Они не могли понять, что девушка может сидеть рядом с ними, сидеть как бы наравне и не опускать глаза от стыда, не молчать, а действовать. Для любого мужчины сейчас принять превосходство, пусть малейшее, но все-таки превосходство — это своего рода унижение, оскорбление его величественного эго.

    Если ты обратишься к истории, ты увидишь этот общепринятый двойной стандарт в обществе: чем больше у парня сексуальных связей, тем лучше, у женщины тоже может быть много мужчин, но в этом случае она только шлю*а. Почему эта связь способна повергнуть в грязь женщину? И в то же время, это возвеличивает мужчину, дает ему гордое прозвище «мачо», «самца», да что угодно, но исключительно с оттенком возвышения. Женщину же это обрекает на упреки и косые взгляды. Но это же ОДНО И ТО ЖЕ, это называется одним словом, но почему-то по-разному трактуется. Почему церковь объявляет блудницей ту, у которой была интимная связь с мужчиной до супружества, но кто этот мужчина, почему его не привлекают к ответу, почему на него не ложится никакая тень? Те ученики изнасиловали одноклассницу, но стыдились и брезговали сидеть с ней рядом по причине её «зараженности», порочности. Но кто её мог бы заразить и обесчестить? Так это же они и только они! До этих моральных уродов не доходило, что это они гипотетические рассадники заразы и грязи, они нечисты, но не девушки.

    Я не понимаю, почему это считается нормальным: парню это сходит с рук, а девушку клеймят позором. Когда я прочитала «и неожиданно во время урока раздается выстрел…» в описании фильма, я не ожидала, что все так обернется.

    10 октября 2012 | 22:35

    Это не последний урок. Это лишь короткая перемена перед настоящим уроком, который фейерверком взорвет обыденность.

    Дети жестоки. Но особенно жестоки они в попытке стать круче взрослых.

    Мы платим обратно той же монетой. Сталкиваясь с расизмом, невозможно изобрести ничего лучше, нежели начать вести себя аналогичным образом и дискриминировать представителей другой расы.

    Великолепная Аджани начала с себя. Выучат ли ее урок другие?

    9 из 10.

    8 ноября 2009 | 18:55

    В современном обществе раздираемым большим количеством проблем школа одна из основных, и это стало мировой проблемой, что мы видим по фильмам, появляющимся с регулярным постоянством. В школах злоба, насилие, не уважение и т. п. Мы, общество, пытаемся изменить эту ситуацию, вылечить, как будто это болезнь. Нет, это симптом болезни. Знаете чем отличается сумасшедший от нормального? Сумасшествие «нормального» принято обществом, и есть в каждом, практически каждом и это норма. Так как лечить болезнь, которой подержаны практически все в обществе? Как можно вылечить одного, когда все оставшиеся его тут же заразят? Надо лечить общество(а это, наверно, возможно только мировым шоком), тогда и не будет проблем ни с милицией, ни с армией, ни со школой! Эти институты только отражают реальное положение, люди туда приходят из обычной жизни.

    В фильме «Последний урок» мы видим ещё одну мировую проблему на примере Франции (а теперь уже и частично нашей страны) эмигранты, приезжая в определённую, видя манящий там лакомый кусочек попадают в грязь. Они начинают просто выживать, порой, пытаясь прокормить себя и забывают о детях, времени нет. Дети попадают на улицу в гетто, где такие же озлобленные (в том числе из-за коренного населения) как они без моральных устоев и Родины, истории и любви — здесь они чужие, начинают само утверждаться. Конечно, ещё множество факторов, просто криминал и т. д. Но суть одна — у них племенной строй, они отделяют себя (и их отделяют) от цивилизации. У этих людей судьба такая, создать новое общество, их общество и строить свою цивилизацию(новую родину они смогут принять только через несколько поколений, если что ещё останется). Чем дальше от родины, тем сильнее привязываешься к ней, тем ближе её культура, а местная, другая не такая, потому и агрессия с обеих сторон.

    То, к чему призывает учительница — учиться, что бы стать людьми для них чужда, так как чуждо это общество, они другие. А принявшая цивилизация добрая, она теперь извиняется за прегрешения в прежней жизни, а они этого не воспринимают, они понимаю силы — мягкотелые должны умереть(во время II мировой у Итальянского военного корабля «Юлий Цезарь» был девиз «Безоружному смерть»). И сегодня идёт война.

    Допустим, построят эти, так сказать, дети общество (может не в этом поколении) всё измениться? Нет! Посмотрите на директора школы и нескольких учителей, они готовы выдавить, сожрать, подставить ради своих меркантильных интересов. Просто агрессия злоба и ненависть стали утончённее и не только во Франции). Они воспринимают современных цивилизационные рамки, и живут в них, но когда выходят за них — сразу себя проявляют.

    Людей надо менять, они должны духовно и морально развиваться, жить на основе любви, а не потребления!

    Родители прикрываясь заботой о будущем детей(хотя некоторые действительно так думают), хотят заработать денег, жить как в сказке, как они видели. А что они видели? Они видели как Запад потребляет в не умеренных количествах, пропагандируя это как высшее достижение человечества. Создаётся иллюзия, приехав туда — станешь богатым, но чем больше потребление, тем больше надо производить и дёшево! А кто готов работать за гроши? Эмигранты! Да, они зарабатывают больше, чем на родине, но и расходы кардинально другие. Ты работаешь в три смены, гораздо больше, чем коренные жители, а они живут лучше. За их богатством, который ты видел, не угнаться!

    Потребление. Купи больше, будь лучше — купи вещь, соревнуйся, стань боссом — будут уважать — зарабатываешь много! Эх, ни красиво жить, ни социальное расслоение не запретишь(?). А когда разные условия жизни спокойно никому не будет, все же хотят денег и жить богато! И никого ничего другое не интересует, как этих школьников из нашего фильма (вспомните слова учительницы): «кроме телефонов и безделушек ничего вас не интересует», а религия только прикрытие и объединяющий фактор для этнических группировок. Дети хотят быть как взрослые, а взрослым главное, что бы можно было в штанах ходить, они же добились этого, да что б от couture ! А потом закрыть глаза на все, все же хорошо!

    8 из 10

    15 июля 2010 | 14:39

    Фильм «Последний урок» затрагивает сразу несколько острых социальных проблем: религиозной и межнациональной вражды, дискриминации, насилия, жестокости, равнодушия.

    Несчастная, измученная, загнанная в угол, отчаянная, разбитая женщина — Соне Бержерак действительно сочувствуешь.

    Уход любимого человека, молчание и игнорирование со стороны начальства, непонимание и нежелание учеников слушать и слышать доводят героиню Изабель Аджани до нервного срыва. Уставшая от унижения, женщина решает провести этот урок по-другому. Научить детей уважению, увы, получается только насильственным методом.

    Слушая рассуждения учительницы на злободневные вопросы по мере просмотра фильма я не раз отмечала про себя — она права.

    Увы, большинство из ее заложников-учеников никак не могли понять, что это такое она говорит об уважении к другим? По их мнению, оскорблять национальность, пол и религию — это неправильно. Конечно, но не делают ли они то же самое, прикрываясь маской «мое мнение», показывая полное отсутствие объективности? О каком здравом смысле можно говорить с людьми, мораль, принципы, убеждения которых основаны на насилии и издевательстве?

    «- Сидеть рядом с девкой! Как можно?! Здесь дело в уважении!
    - Я не понимаю. Вы не можете сидеть с девочками, но можете с ними спать. Вы делаете это из уважения? Я не понимаю»


    Особо из учеников хочется отметить Навель, которую сыграла Соня Амори. Откровенный рассказ смелой девушки о детстве и ее действия не могли оставить меня равнодушной.

    Вернемся к уроку. Проходит время, которое мадам Бержерак не теряет даром — она не оставляет попытки воззвать своих учеников к совести, озвучивая то, что поймет каждый родитель и не только родитель. Она слезно просит, умоляет детей об этом.

    Отдельно хочется коснуться темы родителей героини Изабель Аджани. Пожилая супружеская пара, отрекшаяся от своей дочери из-за религиозных убеждений, была использована как последний, контрольный аргумент сдаться, который поразил мадам Бержерак прямо в сердце. Слова и голос, сломавшие ее.

    Подводя итог, скажу: финал был неожиданным для меня и удивил.

    Хорошо, что снимают такое кино — пробуждающее сознание, говорящее о проблемах, открывающее глаза, отражающее чувства. Фильм однозначно хорош и стоит просмотра.

    P.S. Обратите внимание на последние сцены — родителей и эпизод под открытым небом, это было сильно.

    10 из 10

    10 декабря 2015 | 01:49

    Очередная блевотина французского кинематографа. В этот раз от малоизвестного режиссера Жан-Поля Лилиенфельда.

    В полной красе перед нами предстает французская школа для трудных подростков, на которую директор давно забил, а учителя заняты либо идеалистической чушью, либо сведением личных счетов. Учительница французской литературы Соня Бержерак, роль которой отвратительно исполнила Изабель Аджани, не справляется с учениками и вся педагогика летит под откос когда у одного из наглых подростков она отбирает пистолет. Направляя его на испуганных детей, Соня проводит Урок Жизни, который должен хоть что-то изменить в этом поганом мире, где царят расовые и религиозные предрассудки, неуважение к учителям и вообще бессмысленность всякого существования.

    Я не видел более глупого фильма про отношения учителей и учеников и их проблемы. Почти полтора часа мы смотрим на какой-то омерзительный поток бреда. Я абсолютно понимаю учеников, которые сидят в этом классе и издеваются над учителем и над друг другом. А что им еще остается делать? Если бы какое-то жалкое, истеричное существо, не способное наладить отношения даже в своей семье, начало преподавать мне какой-либо предмет — я бы лично послал это существо куда подальше. Таких «педагогов» нужно гнать поганой метлой из государственных и частных школ. Вы считаете, что дети обязаны уважать учителей? Мне вас жаль. Чикатило тоже был когда-то учителем. Только не надо начинать сейчас про всю эту чушь — опыт, мудрость, уважение, или про никчемную и жестокую молодежь. Спросите меня каким должен быть учитель? Вот ответ.

    Знания — это оружие. Мощное оружие. Когда учитель приходит в школу, каждое его действие, каждое слово, каждый взгляд должен показывать уверенность в себе, лидерство, стремление к успеху, вкус к жизни. Тогда каждый ученик, будь он хоть малолетним преступником, будет сидеть с открытым ртом и в классном журнале будут только одни пятерки. Пробуждая в детях интерес к знаниям, учитель находит ключ к каждому из них и указывает правильный путь к жизни. Вы думаете, такое невозможно? Значит «Учитель» это не Ваше призвание.

    Хотите отличить настоящего педагога от псевдоучителя? Посмотрите, пользуется ли он на уроках учебником. Если учебник заменяет его, то просто забейте на школу и перейдите на домашнее обучение. Настоящий педагог приходит на урок без книги («Игры разума», «Писатели свободы», «Учитель года»), а если и с ней то только в качестве инструмента («Человек Эпохи Возрождения»), и это пример не только из кино. Вспомните всех великих вождей, кто-нибудь из них читал по бумажке?

    «Последний урок» показывает нам не падение нравственных принципов молодежи, а абсолютно никчемных учителей, не умеющих за себя постоять. Чего стоят их знания, превращающиеся в прах при каждой неудаче? Вы жалеете эту запуганную бедняжку-учительницу? Лучше жалейте детей, которые вынуждены сидеть на уроках этой бездарной стервы.

    1 из 10

    16 августа 2013 | 15:39

    Сотни и даже тысячи лет люди воюют друг с другом, и, казалось бы, чем выше развитие общества, тем меньше должно быть необдуманных и неверных решений.

    Этот фильм — большой камень, можно сказать булыжник, в огород правительству многих государств, ведь в значительной степени от них зависит материальное положение их стран, а как мы можем видеть — деньги влияют на любые решения, как ни печально это звучит.

    Будучи преподавателем, фильм воспринял слишком близко к сердцу, я на все 100% понял главную героиню: ее эмоциональное состояние, чувства… Те, кто хоть раз «варился» в такой каше, знает, как тяжело понимать тех, кто тебя не уважает. Хочется сказать, что было бы все намного проще, если бы не те рамки условий, в которые поставили учителей и преподавателей. Попробуй только накричи, не дай бог ударь, выгони из класса — все это без усилий приведет вас как минимум к увольнению и как максимум — тюремному заключению, в то время как студенты или же школьники имеют право на все и плевать хотели они на вас. Естественно, такое отношение приводит к случаям, о которых повествует фильм.

    Нельзя не отметить отличную игру Изабель Аджани — главной героини, и как ни странно, в фильме неплохая игра даже второстепенных персонажей. Вообще, кино воспринимается от начала до конца как единое целое — нет никаких сюжетных разрывов. Содержание фильма — это жизнь многих учителей и преподавателей, поэтому оценка ему очень высока.

    Фильм адресован тем, кому мы — преподаватели — даем теоретические знания и определенный опыт для будущей работы, а такие священные книги как Коран или Библия — духовные знания, и все это вкупе — для нашей с вами жизни на Земле. И когда человек научится уважать не только священника или муллу, но и простого человека — не будет тех бессмысленных жертв, которые мы имеет сейчас.

    9 из 10

    26 октября 2009 | 19:39

    - это то, к чему пришел Мольер (а теперь мы знаем, что настоящее его имя Жан Батист Поклен), после ранних фарсов. И если ассоциировать комедию не с «Очень страшным кино», а с одним из видов драмы, то становится понятно, почему они учат Мольера. И как бы иронично не было бы представление воспитания подростков именно таким способом — это вполне реально.

    Мы много видели фильмов на эту тему. И эстонский «Класс», где оружие у подростков, проблемы у подростков и смерть вокруг них же самих. И русский «Все умрут, а я останусь», где нет пистолетов, зато есть куча проблем, раздутых из ничего и проблема раннего взросления (или как раз его отсутствия). И, наконец-то, мы посмотрели «Последний урок». Здесь оказалось ВСЕ, без избытка, по-французски: одно другому не мешает. И многое даже вытекает из другого. Проблемы расизма, которые так будоражат всю Европу, проблема отцов и детей, проблема эмансипации женщин, проблема подростковой половой жизни, проблема дискриминации… Становится непонятно, у кого в заложниках дети? У своей нервной учительницы? Или у своих собственных проблем?

    Только после этого фильма я поняла, что больше всего воспитывать должны именно такие фильмы. Они не смогут изменить ваши принципы, не в силах повлиять на ваше мировоззрение, может быть, даже не откроют что-то новое для вас, но воспитать в вас что-то — они обязаны.

    Спасибо режиссеру — я аплодировала.

    29 сентября 2009 | 20:34

    Почитав описание, сразу решил смотреть, и не пожалел. Аджани просто волшебно играет, но на этом всё волшебство и заканчивается.

    Современная Франция. При написании названия этой страны можно смело ставить слово в кавычки. «Франция» уже не Франция, а межнациональное сборище франко- говорящих людей. Агрессия льётся отовсюду, сколько сюжетов в новостях за последнее время про бунты молодёжи, поджиги машин и неподчинения власти.

    «Французская молодежь» — вот о ней и фильм. Неуправляемая, озлобленная и чересчур самоуверенная (конечно не все таковы, но проблема на лицо).

    А ещё фильм об учительнице, которая не захотела как учитель испанского ходить с разбитым носом. У неё была когда-то мечта, но она разбилась о скалы реальной жизни, старшеклассники обычно сами не понимают «на кой болт» им эта учёба, когда они станут продавцами, футболистами или диджеями. А отсюда идёт деградация нации, и это не только «Франция», а и большинство стран.

    10 из 10

    28 октября 2009 | 13:28

    "Последний урок» — фильм Жан — Поля Лилиенфельда, на счету которого с десяток режиссерских, актерских и сценаристских работ. Наверное, поэтому, ему удалось создать хорошее кино, с оригинальным сюжетом и запоминающейся игрой актеров.

    По сюжету, учительница, берет в заложники учеников, запирает дверь на замок, и проводит урок, который постоянно срывался из — за хулиганских проделок лидеров класса. В руках у нее пистолет и жизни учеников…

    Фильм «Последний урок» можно назвать артхаусом в полной мере. Понравилось подчеркнутое, ярко выраженное авторское отношение к подростковой, религиозной и социальной проблемам.

    Финал был логически обоснованным, а все действия в большинстве своем происходили в одной комнате, но при этом зритель не потерял интереса, а, наоборот, удивился блестящей задумке.

    Изабель Аджани хорошо вписалась в роль обезумевшей учительницы. Хотя будет неправильным назвать действия ее героини — безумными, они были объяснимы, и несли определенную цель — помочь этим «трудным» детям найти свое «Я», не следовать стереотипам.

    8 из 10

    5 августа 2011 | 18:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>