О мультфильме Юрия Норштейна “Ёжик в тумане” слышал чуть ли не каждый. Этот мультфильм нравится практически всем, кто его посмотрел, и неспроста, ведь автору хватило всего десяти минут, чтобы погрузить зрителя в эту простую по нарративу, но в то же время запутанную по смыслу историю.
Помимо прекрасного видеоряда, напоминающего картины смесь Рембрандта и Ван Гога, мастеров которыми режиссёр очевидно вдохновлялся, одним из достоинств мультфильма является его атмосфера. С самого начала картины зритель вместе с ёжиком “окунаются” в туман, что сразу придаёт действию мистицизма. Также появляется и чувство неизведанного: мы, подобно ёжику, чувствуем себя потерявшимися в пространстве и окружённым этой неизвестностью. В такую обстановку отлично вписывается музыкальное сопровождение, написанное Михаилом Мееровичем и гармонирующее с таинственностью.
Помимо всего вышеперечисленного мультфильм наполнен различными образами: филин, белая лошадь, летучая мышь. Эти образы вместе с загадочным туманом и таинственным лесом завораживают зрителей. Ёжик вызывает у нас умиление. А сцена в конце, где ёжик с медведем глядят на звёзды, чувства уюта.
Однако, что значат все эти образы? После просмотра не каждый зритель понимает, что же значила история о, том, как наивный зверёк заблудился. (Здесь, кстати, проявляется ещё одна особенность произведения Норштейна. Непонимание картины не вызывает у зрителей какого-либо раздражения, она не кажется нам претенциозной и излишне нагромождённой философскими смыслами. Зритель не теряет своего очарования даже после несмотря на то, что уловил не весь смысл).
Я хотел бы поделиться с моей трактовкой “Ёжика в тумане”. На мой взгляд, весь мультфильм — это метафора познания человека самим себя. Таким образом, туман и лес в картине олицетворяют мысли человека. То есть, почти всё действие ёжик “блуждает” в своей голове и мыслях. Возникает следующий вопрос: “Что же ищет ёжик?”. Чтобы ответить на него нужно вспомнить как ёжик попал в туман. А попал он туда, потому что последовал за прекрасной белой лошадью, ещё одним образом. На тему того, чем является этот образ можно спорить очень долго, и так и не дать точного ответа. Лично я считаю, что лошадь олицетворяет собой одновременно что-то прекрасное и вдохновение, которое человек черпает из этого прекрасного. Помимо лошади нам встречаются филин и летучая мышь. Филин означает собой мудрость, а летучая мышь, по моим догадкам, страх познания. Расшифровав эти образы, я могу сказать, что мультфильм показывает нам, как человек (скорее всего творческой натуры), который в картине является ёжиком, пытается выбраться из творческого кризиса и найти вдохновение, однако познание чего-то нового (выраженного через филина и летучую мышь) пугает и отталкивает ёжика, главного героя. В отчаянии ёжик уже не пытается что-то предпринять сам, а просто поддаётся естественному ходу жизни (“Пускай река сама несёт меня” - думает он). Но это не выход. Внезапно появляется “Кто-то”, который отвозит ёжика до берега. Так Норштейн доносит до нас мысль, что важно иметь спутника, который укажет нам ориентир. В итоге ёжик встречается с медвежонком, своим другом, с которым он начинает считать звёзды. “Всё-таки хорошо, что мы снова вместе” - думал ёжик, но ещё он думал о той лошади. То есть Норштейн выражает мысль о важности гармонии меду человеком и природой, синтез которых порождает вдохновение, которое в свою очередь рождает произведения искусства.
Вот так Норштейну и удалось создать прекрасный и запоминающийся мультфильм “Ёжик в тумане”, как раз одно из произведений искусства, простое снаружи и глубокое изнутри.
Очень многие твердят, что этот мультфильм наполнен глубокой философией, и что ничего подобного не снимали ни до, ни после. Признаюсь, в годы детства «Ёжик в тумане» меня совершенно не привлекал из-за своих серых и мрачных тонов, но позднее я подрос и даже полюбил мрачность. А раз так, то настал момент полноценного знакомства.
Итак, Ёжик идёт в гости к медвежонку, чтобы посидеть под открытым небом и посмотреть на звёздное небо, а по пути наш герой попадает в туман. Именно с туманом и связывают философию, которая оказывает на зрителя сильнейшее воздействие. Вероятно, меня многие сочтут невежей, но, по-моему, глубину и символизм происходящего сильно перехваливают. Да, туман показан очень эффектно, да, возникают ассоциации с загробным миром, вот только смысл заключается явно не в этом. Прежде, чем перейти к сути, я обязан сделать небольшое лирическое отступление.
Дело в том, что в ранний исторический период, когда у людей ещё не было представления об устройстве мироздания, наши предки многие вещи и области населяли в своём воображении живыми сущностями и буквально всему придавали возвышенный и при этом скрытый, эзотерический смысл. Легенды, мифы, религии и суеверия родились именно тогда. Что такое туман в самом приземлённом смысле? Это некая аура, которая скрывает от наблюдателя часть окружающего мира. То есть, грубо говоря, туман – это зона неизвестности. Очевидно, что наш Ёжик рассуждает именно на таком базовом уровне, и именно эта скрытность влечёт его «вовнутрь», чтобы исследовать… а так ли уж важно, что? Сами по себе исследования – это то, захватывает дух, ведь что может быть приятнее, чем процесс познания, особенно когда ты постигаешь что-то сам, без подсказок учителя?
Так вот, в ошибочности восприятия, которое так и напрашивается для неподготовленных зрителей, и упакован смысл. Не Ёжик является «путеводителем», а филин, для которого все неожиданности и причуды ночного времени суток – не более чем развлечение. Страхи провоцируют наше сознание на всплеск воображения, и тогда-то мы и видим Бабайку под кроватью, Лешего в лесу, Бугимена в шкафу и гуляющих мумий в древних гробницах. Филин, которому неопытный Ёжик даёт обидное прозвище Псих, на самом деле гораздо умнее. Понимая, что здесь к чему, он не тратит время в пустую, а ищет повода для веселья, ведь неизвестность – это не всегда страх, это ещё и живой интерес. Основанный на уже упомянутой тяге к исследованию. А лошадь и тот, кто живёт в воде… Я уже достаточно всё расписал в лирическом отступлении, так что пусть каждый решает для себя сам, что это такое.
В заключение хочу похвалить превосходную озвучку, в которой приняли участие Алексей Баталов, Мария Виноградова и Вячеслав Невинный (его голос хорошо узнаётся даже с эффектом эха), а также удачно показанный туман и дуб с расщеплённым стволом. Считайте меня странным, но я обожаю рассматривать древесные стволы в деталях.
«Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины. Каков он был, о, как произнесу, Тот дикий лес, дремучий и грозящий, Чей давний ужас в памяти несу!». Данте «Божественная комедия»
«Глубокая тоска, бродящая в безднах нашего бытия, словно глухой туман, смещает все вещи, людей и тебя самого вместе с ними в одну массу какого-то странного безразличия. Этой тоской приоткрывается сущее в целом». М. Хайдеггер
В дремучем лесу, что выступает аллегорией человеческой жизни, был любознательный ёжик, любивший смотреть на звёздное небо. Как-то раз этот ёжик отправился в гости к своему другу медведю для того, чтобы совместно созерцать ночное небо и вести счёт звёздным скоплениям - от туманности Андромеды до туманности Конская Голова. Однако лесная тропа привела его в самую гущу тумана, сквозь которую проступал образ коня. Ёжик отважился ступить в эту белёсую массу – индифферентное пространство неизвестности. Что же обрёл ёж в этом пространстве неразличимости? Трухлявый листок, что своим опадением предзнаменует эфемерность жизненного пути. Ничтожную улитку подобную в клубах тумана тени слона – явление столь хорошо известное многим из нас. Ужасающий полёт нетопыря – неожиданное вторжение тёмных сил в мир ежа. Легкомысленный полёт мотыльков, который всё же должен закончиться в свете костра. Древнейшее древо, что хоть и раскинуло в вышине свои многочисленные ветви, но в самом основании ствола содержит пустоту и раскол – большое дупло. Это древо, как и вообще любой человек, может сколь угодно укореняться в почве, разрастаться побегами, стремиться к самому небу, но всегда в его сердцевине будет зиять невосполнимая пустота. Далее ненадёжный союз со светлячком распадается, едва успев возникнуть – опять часть пути ежа символизирует жизненный путь каждого из нас. Затем калейдоскоп пугающих образов – само существо пути – обрушивается на сознание ежа. В этом круговороте иллюзий достижимо знание. Ёжик выражает своё прозрение в словах: «Я в реке. Пускай река сама несёт меня» - жизненный поток сам направляет к цели, но чтобы он действовал, надо обрести внутренний покой.
Ёжик всматривается в звёздное небо и вслушивается в эхо колодца. Что он ищет? И что это за белый конь, что обитает в тумане? Возможно, это крылатый конь Пегас – символ поэтического вдохновения и созерцания. Таким образом, становится очевидна особая творческая миссия ежа. Не зря же говорит ему медведь: «Ведь кто же, кроме тебя, звёзды-то считать будет?». А что это за филин, что как тень следует за ежом и зловеще ухает? Не образ ли это самой смерти, что всегда пребывает за спиной и стремиться схватить своего подопечного?!
Ёжик обретает в тумане поэтическое вдохновение и опыт встречи с Миром в его многообразных проявлениях. Зритель обретает в «Ёжике в тумане» поэтическую аллегорию человеческой жизни, которая представляет собою путешествие сквозь туман
Красивое сиренево-кобальтовое изображение с яркими звёздами 1-3 величин, это одобренное авторами изображение. Цифрой увековеченное. Травинка к травинке.
Есть и американо-японский кошмар изображения, помню открытое судебное разбирательство. Права союзмультфильмовского 'Ежика в тумане' представлял актёр Игорь Письменный (внешне пухленький, в очках, узнаваемый администратор в Рулетенбурге, около Фандорина). И вот он, с плакатами-макетами мультфильма в руках, защищал подлинник, сравнивая его с западной версией, которая как в кислоте побывала. Норштейн сам никогда не участвовал в разбирательствах, 'не хотел тратить времени'.
Юрий Борисович, по его словам, воплотил образ Ежика с полуфигурного 'Спаса Вседержителя' из Звенигородского чина, за авторством А. Рублёва. Сказал бы это Норштейн во всеуслышанье, если бы к тому моменту знал, что музейщики Эрмитажа сильно сомневаются авторству А. Рублёва?
Норштейн говорил о 'всемирности' героя. Но вообще-то, существуют в русской культуре фундаментальные каноны, недозволенные ни к чьей самовольной интерпретации. В 692 г. Пято-Шестой Вселенский Собор предписал: отказ от чувственных языческих символик, т.е. от любого абстрактно-метафизического изображения на честны́х иконах. На том же соборе, в 82-м и в 100-м правилах выведено, что церковное учение выражается не только в сюжете иконы, но и в трактовке сюжета.
Трактовка должна быть однозначной, без непонятных действий и отношений между фигурами на золотом полименте. На уставной иконе никогда нет и не будет иллюзорности, которую можно трактовать неоднозначно.
Тогда буквально. Не был Исус Христос никогда ни зашуганным, ни ужато-зажмурившимся, с этим своим узелком, ни запуганным, ни убегающим ото всех подряд, и не шарахался по туману.
Ласковый лик Исуса с русскими чертами на упомянутой иконе не означает его беззащитности. Кротость лица не означает растерянности.
Таким образом, происходящее в м/ф подчинено точнейшей расшифровке автором — его собственной личности. Да, это колоссальная работа с малюсенькими кусочками-перекладками. Да, это такая подробная флористическая орнаментация картины, что словами Норштейна — 'картина имеет запах ', и профиль личика Ежика, срисованного с Л. Петрушевской (они работали одновременно над 'Сказкой сказок', Норштейн поглядел на неё, и нарисовал профиль Ёжика).
...Есть м/ф 'Шинель', который Норштейн делает с 1981 г. Работает на совесть. Серьёзно, там такая концепция, чтобы при общем стилевом нейтралитете изображения, бесконечно меняя трансформацию личика Акакия Акакиевича, непременно добиться видимости его прислушивания к каждой его кишочке. Вечный Конфликт сознания Художника и создаваемых им образов. Счастливец.
Видели ли вы когда-нибудь цикл картин американского художника Томаса Коула 'Путешествие жизни'? Если вы видели, то это определённо хорошо. Норштейн и Коул - творцы из разных исторических эпох, но идея у них оказалась, несмотря ни на что - единой. Томас Коул интерпретирует жизнь человека как путешествие через жизнь и представляет его путешествием по реке жизни через неизведанные, заповедные просторы. На мой взгляд, реализация была более чем искренней и оправданной, но Коул жил в XIX веке, задолго до возникновения кинематографа, да и мультипликации тоже. И человек, отобразивший эту аллегорию на киноязыке так же пронзительно всё же нашёлся и им стал именно Юрий Норштейн.
Вероятно, он и сам был знаком с этим циклом, ведь в 'Ёжике' образ воды, реки, прежде всего, один из самых ключевых. И Ёжик, подобно герою картин Коула также выходит в путь, не сильно-то и подразумевая поначалу, насколько он будет труден.
Он идёт по лесу, его одолевает приятное волнение пока не встречает её...Лошадь. Прекрасную белую лошадь посреди тумана. Красивое, манящее, но недоступное чудо, которое всё равно кажется таким близким. Я не хочу ни на чём настаивать в интерпретации этого образа, пусть каждый сам решит, кто или что эта Лошадь по его мнению - первая любовь, недосягаемая и притягательная мечта или просто череда ярких событий, которых всё равно кажется мало, сколько бы их не было, ведь потому Ёжик и следует за Лошадью в туман. Там он её и теряет, а вместо неё натыкается лишь на неприятных обитателей этой земли, которые являются ни чем иным, как символами страха (Сова), страданий (Улитка), одиночества (Слон). Что же теперь остаётся делать? Только бежать, метаться, спасаться или, обманываться?
Бродя в тумане, Ёжик как раз находит то, чем можно обмануться и попытаться обрести постоянство. В том же самом дереве, которое на поверку оказалось сгнившим изнутри, хотя и могло бы и поразить своей солидностью того, кто взглянул бы на него поближе. Или эти светлячки, о которых говорил один из более ранних рецензентов, словно аллегория семейной жизни. Или женитьбы. Но не из любви, а лишь из-за тех самых сов, слонов и улиток. Просто, чтобы семья была. И неудивительно, что Ёжику на поверку это предстало кратковременной иллюзией счастья, света. На деле, обыкновенной суетой. Суетой, в круговерти которой он чуть было не потерял свою собственную душу, свою честность и прямоту (горшочек с вареньем), который ему возвращает немного ленивого вида флегматичная собачка. Полагаю, что вид этой животины не что иное, как символ угасания, старения. Тут как раз Ёжик и слышит, что его зовут.
Ради полноты рассуждения буду вынужден повторить уже сказанные ранее и не мною слова. Падая в тёмную реку, полную отражающихся звёзд, герой видимо начинает осознавать, что переходит в риторическую зону безразличия, проще говоря, уже находится между жизнью и смертью, где только белая лошадь продолжает волновать его чувства, в остальном же он кажется безразличным даже к осознанию наступающего конца ('Я Ёжик. Я упал в реку'), даже рыбе, которая не дала ему утонуть, он выражает какую-то слишком усталую, почти безразличную благодарность. Словно сознавал, что она всё равно бы его положила на свой плавник и привезла к берегу. К берегу, к которому Ёжик так долго шёл и с которого нёсся к нему зов, зов Божий.
На мой взгляд, Медвежонок и есть олицетворение Бога. Такого, какой он может и есть. Не совсем внимательного к людям, но всё равно заботливого родителя. Отца, который взывал к своему сыну, пока тот мытарствовал в мирской суете и, в конце-концов, вернулся обратно, потому-что иначе и быть не могло (а тогда, как иначе понять, почему в начале говорят, что Ёжик уже не раз смотрел с медвежонком на звёзды, значит, он уже когда-то проходил этот путь. Может немного иначе, но всё равно, проходил). Да только покоя под Божьей дланью мало, поскольку не забыть сердцу того вопроса: 'а как она там, лошадь?'.
Вот так, благодаря удачным художественным находкам, выраженных в загадочно-меланхоличной атмосфере мультфильма, прекрасной озвучке (особенно, Баталова, не помню, где читал, где-то говорилось, что голос Баталова можно было бы продавать, как успокоительное в аптеке, в пилюлях), Норштейн сумел превратить экранизацию простой, сентиментальной сказки, в религиозно-экзистенциальную притчу о Боге, душе и земных страстях.
P.S. Если бы чудесным образом Коул оказался в СССР 1970-х и увидел бы этот мультфильм, уверен, тот с гордостью пожал бы руку Норштейну за столь достойное продолжение и более пронзительное прочтение того вопроса, который тот понял, вероятно, ещё лучше, чем художник-пейзажист из уже очень далёкого прошлого.
Уже посмотрев в осознанном возрасте, начинаешь понимать? за что этот мультфильм любят не только дети.
Копая глубже, изучая символизм произведения, начинаешь понимать, что это шедевр.
И теперь, хочется поделиться своими наблюдениями, включающие в себя каждый элемент повествования.
Я думаю, суть заключена в простом принципе: что друзья и близкие, важнее несбыточной мечты или абстрактного счастья.
Думаю, попадая в туман ёжик проходит жизненный путь:
В начале, ёжик идёт к своему другу, но дальше на его пути появляется далёкая мечта в облике Лошади, и тут же он отбиваясь от маршрута идёт к ней, символизируя юность, начало карьеры и отдаление от друзей. Вступая в взрослую, неизведанную жизнь, на ёжика сваливаются трудности и испытания: фигура отдалённого слона, (возможно понимание своей незначительности перед уже господствующими силами), что даже не позволяют подержать листочек с дерева; летучие мыши олицетворяющие страхи; и сова похожая на 'Тень' по К.Г. Юнгу, идущую за нами всю жизнь, несущую в себе скрытые психические установки 'Псих!'.
Дерево, это та самая стабильность, к которой мы все стремимся «пустить корни», но прогнившее внутри, символизирующие жизненный застой, и тут же ёжик и теряет смысл своего начального пути (отнести варенье другу). Продолжая свою жизнь, лишённую смысла он встречает любовь (два огонька), ненадолго заполняющую его пустоту, которая вскоре перерастает в экзистенциальный кризис (кризис среднего возраста) со всеми прожитыми, трудными мыслями молодости. Теперь ему осталось лишь смотреть на то, как же живут другие, например - безмятежно зевающая собака, которая в свою очередь напоминает о изначальном пути - всовывая ему потерянное варенье, и тут, сразу же отдалённо слышен зов медвежонка.
В итоге ёжик падает в реку (возможно Стикс, а рыба перевозчик душ Харон) как символ смерти. И тут наступает конец жизненного пути, с утерянным смыслом жизни. Плывя ёжик безразлично вспоминает свою мечту (белую лошадь).
Но вдруг происходит Чудо! Мы видим бабочек мотыльков являющиеся символом перерождения. Тот самый туман, что являлся порталом для получения жизненного опыта пропадает, и мы возвращаемся в реальность, где ёжик осознал, что та недостижимая мечта (лошадь в тумане) не может заменить подлинную жизненную ценность- душевную теплоту, родных и близких.
По началу, мне казалось, что я ищу смысл, там где его нет, но после просмотра другого творения Норштейна 'Сказка сказок', на этот счёт, не осталось никаких сомнений. Рекомендую всем, кто ещё не смотрел, обязательно ознакомиться с этим шедевром.
Вот и настало время, когда я посмотрела этот мульт время пришло. Ну и вот правда – раньше бы я его точно не поняла. А там же столько смысла, символизма. Я бы сказала, что этот мультик продюссировал Карл Юнг с его архетипами. Что же такого ценного, символичного здесь:
Во-первых это, конечно: наши страхи, показанные в мультике очень четко, тонко, лаконично. Эта сова, этот туман, ветки деревьев.
Второе – это утраченные ценности. Когда, в один момент, ежик, заинтересовавшись чем-то неясным, новым, в тумане, оставил свою «ценность- малиновое варенье в тючке» и потерял его – все страхи разом навалились на него, и сова, и летучие мыши – которые до этого не нападали на него, теперь, лишенный «внутренней опоры» он был легкой мишенью.
Поиски утраченного бесполезны... он не находит свои ценности вновь...Но во время этих поисков наш ежик– он « посмотрел страху в глаза» - огромная пасть в тумане – и она оказалась мордой дружелюбной собаки. Ежик не убежал, - и, третья значимая веха мультика – возвращение утраченных ценностей после возможности посмотреть страху в глаза, не убежать. – и собака возвращает его варенье.
И что потом – пятая ценность- это ощущение 'потока'. Когда ежик падает в реку и его несет поток. Стоит заметить, что в это время ежик обрел свои ценности. И отдался потоку. И мы видим помощь потока, неведомая сила, которая выносит его по итогу на берег.
Прекрасный мультик. Единственное, что мне еще не до конца ясен символизм лошадки. Возможно – это «мечта», ценность, Бог. Которая всегда рядом, не смотря ни на что. Появляется она эпизодически, но занимает значительную существенную смысловую и значимую часть этого мультика... в общем, прекрасная вещь 'на подумать' и 'на почувствовать'
Многие смотрели советский шедевр 'Ёжик в тумане'. Но если в детстве все казалось очевидным и простым, то пересмотрев данную картину во взрослом возрасте понимаешь, что не все так однозначно, как раньше казалось. Не зря он получил более 35 международных и всесоюзных премий.
Так как мультфильм снят по одноименной сказке Сергея Козлова, был сохранен текст рассказчика и все диалоги. Сюжет разворачивается на том, что поздно вечером Ёжик шел в гости к Медвежонку, чтобы пить чай и считать звёзды. Но по пути он увидел белую лошадь в тумане и спустился вниз с горки к ней, но попал в этот туман и заблудился.
На первый взгляд, обычный мультфильм. Но! Как мне показалось, Ёжик олицетворяет человека, который готов к переосмыслению. И путь к этому лежит через настоящий мир и мир потусторонний. Вот как раз-таки туман и олицетворяет этот потусторонний мир. Лошадь, которую увидел Ёжик, можно назвать каким-то откровением, которое сошло с небес. Ведь не зря она белая. Когда Ёжик входит в туман, он как бы уходит в себя, погружаясь в свои мысли. Его желание отыскать в тумане лошадь - это желание вырасти духовно.
Если честно, то, что я описала, лишь малая часть тех выводов, которые можно сделать. Многие со мной не согласятся и скажут, что тут нет никакого подтекста и это обычный мультфильм. Возможно. У каждого своя правда. Но я действительно считаю, что это очень глубокая работа, смысл который не лежит на поверхности.
Не раз слышал о великой вехе внесенной данным опусом в советскую и мировую мультипликацию. Всегда удивлялся, ведь в детстве 'Ежик в тумане' не произвел на меня ровным счетом никакого впечатления. Ни положительного ни отрицательного, долгое время он оставался для меня просто очередным забытым за долгие годы творением. Но, с недавних пор, я озадачился подбором контента, который я рекомендую и показываю уже своему ребенку, из-за чего я решил вновь ознакомиться с многими мультфильмами детства. В этом случае, лучше я бы этого не делал. Фильмы я оцениваю по пяти основным критериям, значимым для меня, в мультипликации я же выделил всего четыре, а именно: сюжет, назидательный посыл, визуал и музыкальное сопровождение. Попробую объяснить и аргументировать свое мнение.
Сюжет
У меня нет синдрома поиска глубинного смысла, умер еж или нет, я оставлю рассуждать знатокам на 'Что? Где? Когда?', мне это не интересно. А вот, что я могу сказать точно, что сюжет начинающийся со слов 'По вечерам...' оригинальным назвать, ну уж о-о-о-чень трудно. Я понимаю, что пятьдесят процентов сказок начинаются с 'Once upon a time...', но мы же, вроде, говорим о современном произведении, двадцатый век, все дела. Для всех кто пишет тексты длинной в километры, где рассказывает, как много тут символизма, у меня есть один вопрос, а почему тогда 'По вечерам...' то? Ввиду вышеизложенного, и еще ряда причин, о которых упомяну позже, все это произведение я буду рассматривать, как обычный детский мультфильм, так как, говорить о его высокохудожественном смысле - просто смешно. Далее у нас следует еж, который кричит в колодец. Зачем кричит? Балуется просто? Или тут тоже лежит глубинный смысл? Что-то я устал от этих рассуждений. Зато точно могу сказать, что позже сову он называет психом, из-за того что та, так же кричит, а ведь начала не она, она повторяла. То есть я правильно понимаю, что еж - основной и стало быть положительный персонаж, выносит оценочные суждения, и оскорбляет других, за те же деяния, которые сам совершает? Нет? Поправьте меня, но это как-то не педагогично! А где же вся духовность, высокоморальность? В этом художественная ценность? Потом он сам сходит в туман, это важно, очень важно, ведь некоторые товарищи продолжают настаивать, что туман тут - загробная жизнь. Ага, значит он еще и руки на себя наложил? Великолепный мультфильм. Но эти суждения отбросим, повторю еще раз, я рассматриваю его только как обычный детский проект. А по стандартам обычного, детского мультфильма в нем сказочно мало текста. Тут попросту почти не говорят. Две - три фразы рассказчика, и несколько главного героя на десять минут - ничтожно мало, особенно для проекта, которым так восторгаются. Полное ощущение, что все это было написано на коленке сценаристом за пять минут. Такую историю вам сможет легко набросать школьник младших классов. Так чему же все восторгаются, недоумеваю я? А нечему, сюжет - ноль, дырка от бублика.
Посыл
Чему нас учит этот мультфильм?
- Разговаривать самим с собой;
- Искать приключения на пятую точку;
- Оскорблять других, за те действия, которые совершал сам;
- Безвольно плыть по течению, как бы плохо ни было;
Мне продолжать? Нечто более отвратительное в советской, и в мировой мультипликации нужно еще поискать. Что полезного может получить ребенок из этого, простите, творения? Мне трудно ответить на этот вопрос. Ноль за посыл. Ужасно.
Визуал
Все упорно рассказывают о гениальности и новаторских методах в этой чудо картине. Вы серьезно? Еж вышел в 75 году, задолго после Спящей красавицы, Леди и Бродяги, его стоит сравнивать, например с диснеевским Робином Гудом. Да вы просто посмотрите на него. Он в подметки не годится не только зарубежным проектам, но и отечественным. К тому времени вышло уже много эпизодов Ну Погоди!, замечательные Щелкунчик, Маугли. А тут что? Мыло и постоянный расфокус? Курсовой проект средней руки - вот уровень этого опуса. Ноль, разумеется, как оценка.
Музыка
Отличная музыка! Великолепная, вот правда... только для второсортного хоррора. Там вопросов нет, саспенс вам, неуместное нагнетание, не оканчивающееся каким-либо сюжетным моментом, какофония с первых секунд, резкие неожиданные звуки. Серьезно, тут полный набор для любой части У холмов есть глаза или Пятницы 13. Вот только зачем это все в детском мультфильме, объясните мне? Ноль.
Итого
Впервые в жизни я понял, что на КиноПоиске нет оценки, которую я бы хотел поставить. четыре нуля в сумме дают ноль, а на КП, минимум - единица! Это самый переоцененный не только детский, но и вообще проект во всем кинематографе. Его место - где-то на дальней полке архивов Союзмультфильма. 10 минут вычеркнутых из жизни. Эту чушь мой ребенок не посмотрит никогда.
Этот мультфильм бесспорно следует считать шедевром мировой мультипликации, и одним из величайших мультфильмов из когда либо сделаных. Но что обычно бывает с шедеврами? Их не все понимают. Довольно забавно наблюдать за этими 'не всеми', которые с мрачным и постным выражением лица заявляют что не поняли ничего из увиденного, и называют мультфильм депрессивной бурдой с претензиями на символизм. Забавно, ибо здесь понимать-то по сути нечего. Смысл мультфильма кроется в его названии - 'в тумане'. Туман - главенствующая метафора, открывающая собой свободу для размышлений о глубинном смысле всего показанного автором. Туман -это неопределённость и незнание чего-либо. Ёжик не знает как ему добраться сквозь странный и порой жуткий практически потусторонний мир тумана, (от части олицетворяющий наш мир) до своей цели, а зритель не знает что конкретно ему здесь надо понимать, и параллельно с Ёжиком блудится, но не совсем в тумане, а в трактовках происходящего, которые поочерёдно выдаёт мозг по мере просмотра ленты.
Гениальность мультфильма в огромном количестве этих самых трактовок, все из которых в той или иной степени верны. Кто-то видит духовное перерождение главного героя, кто-то (как ваш покорный слуга) - аллюзию на наш мир в виде тумана, а кто-то видит просто жутковатый, но по-странному очаровательный мультик про маленькое беспомощное существо затерявшееся в загадочном месте, и ищущее оттуда выход. Но самое главное понять бесконечность всевозможных скрытых смыслов. Как уже было сказано выше - туман, это нечто скрытое и неопределённое, и единственный, кто понял ВСЁ что произошло, все смыслы - был никто иной как сам Ёжик. Он ведь выбрался из тумана, а следовательно осознал произошедшее, и этот неведомый и таинственный мир отпустил его. С одной стороны может показаться, что Ёжик как раз-таки ничего не понял, и размышлял только о лошади, которая где-то там в тумане, а с другой - неужели раздумья о лошади мешают Ёжику при том всё понять?
А нам в отличии от него остаётся блуждать в этом тумане и пытаться постичь простоту, которая оказывается имеет множество граней.