всё о любом фильме:

Ежик в тумане

год
страна
слоган-
режиссерЮрий Норштейн
сценарийСергей Козлов
директор фильма-
операторАлександр Жуковский
композиторМихаил Меерович
художникФранческа Ярбусова
монтажНадежда Трещёва
жанр мультфильм, короткометражка, фэнтези, драма, детектив, семейный, ... слова
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время10 мин.
По вечерам Ёжик ходил к Медвежонку в гости считать звёзды. Они усаживались на брёвнышке и, прихлёбывая чай, смотрели на звездное небо. Оно висело над крышей, прямо за печной трубой. Справа от трубы были звёзды Медвежонка, а слева — Ёжика.
Рейтинг мультфильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В фильме используются комбинированные съемки, и зритель видит, как по настоящей, но заштрихованной художником воде плывут нарисованные листья.
    • Голос Ежика принадлежит актрисе Марии Виноградовой — она же озвучивала дядю Федора в мультфильмах про Простоквашино.
    • В 2003 году «Ежик в тумане» и «Сказка сказок» (1979) были названы японцами лучшими фильмами за всю историю мультипликации.
    • В Киеве установлена оригинальная скульптура персонажа из мультфильма. Скульптуру установили на стыке улиц Золотоворотской, Рейтерской и Георгиевского переулка.
    • В октябре 2009 года пародия на этот мультфильм была использована в эпизоде «Spies Reminiscent of Us» американского мультсериала «Гриффины» (1999).
    • В сериале «Смешарики» (2004-2012) одна из серий является пародией на «Ежика в тумане». Она называется «Ежик в туманности» и рассказывает о приключениях Ежика, заблудившегося в тумане во время съемок фантастического фильма.
    • Фильм получил более 35 международных и всесоюзных премий и даже был признан лучшим мультфильмом всех времен.
    • Туман в мультфильме создавался с помощью листа тонкой кальки — когда кальку поднимали, Ежик растворялся в тумане.
    • Образ главного героя получился совершенно случайно, после длительных художественных поисков. Художник Франческа Ярбусова сложила отдельные частицы тела, нарисованные на целлулоиде, и вдруг родился Ежик. «Важно было не сдуть его в этот момент», — вспоминала она.
    • еще 6 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 4 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Мне кажется, что этот мультфильм — о детском подсознании. Ах, сколько там скрывается тайн в виде еле слышных шорохов и звуков. Какие красивые и печальные мечты падают с деревьев большими бурыми листьями. Очертания — смутны, краски — неярки, все как будто еще дремлет, как будто ещё не насытилось полным цветом…

    У детского страха не только глаза велики, но и фантазия — безудержна. Жаркое дыхание африканского слона как будто обжигает спину… А вокруг — то ли нетопыри, то ли тени, то ли… «Я — ежик, я упал в реку» — что это: только осознание или мольба о спасении? И возможно ли выкарабкаться? Надолго ли крохотный светлячок понимания осветит призрачную поляну? Вряд ли…

    Навсегда останется ежик в таинственном лесу. Иногда мы будем его звать к себе: «Ежииииик!..» Когда нестерпимо захочется заменить зубастые взрослые проблемы с их реальными очертаниями и измерениями на детские, от которых так легко спрятаться под одеялом, или, в крайнем случае, позвать на помощь маму…

    Мы взрослеем и забываем нашего ежика… А он, между тем, навсегда остается с нами, остается в нас. Он неслышно ходит самыми затаёнными тропинками нашей души, сверкает глазками, несёт свою котомку, скребётся лапкой в заржавевшие двери нашей совести. Он есть в каждом из нас, как чистая детская слеза, как последняя надежда на чудо…

    3 ноября 2008 | 17:19

    «Ёжик в тумане» отличается от других мультиков. Большинство молодых людей говорит, что он ниочём, наркоманский и тому подобное. В нём нет долгих разговоров о смысле жизни, о превосходстве добра над злом, о силе любви, а раз нет, значит он безсмысленный- такова их философия. Но это абсолютно не так, если его не каждому дано понять, то совсем не обязательно он не имеет смысла.

    В детстве меня пугал этот мультик, как то было жутковато при просмотре, он вызывал странные ассоциации смерти, тревоги. С возрастом моё отношение к нему изменилось, ведь, с возрастом начинаешь воспринимать вещи иначе.

    Все мы в той или иной степени ёжики, которые идут в неизвестность, в туманное будущее. Ёжик-как раз то самое олицетворение человека. Его тихий и мирный путь заставляет нас задуматься о чём-то важном. Ёжик всё время молчит, но мы чувствуем его эмоции, то, как бьётся его маленькое сердечко. Мы ощущаем всю ту панику, страх, любовь к другу, ради которого преодалеваем опасный путь. Нас пугает собака, которая впоследствии оказывается верным другом, ведь внешешность чаще всего бывает обманчива. Когда нас захлёстывает волна событий, всегда найдется Кто-то, кто поможет. Мы ждём с нетерпением встречи с другом, той поры, когда родственная душа окажется рядом.

    Более того, «Ёжик в тумане» очень красивый и изящный фильм.

    Я считаю, что этот мультик настоящий шедевр, не зря в Токио его признали мультиком всех времён и народов.

    10 из 10

    18 июня 2012 | 22:02

    В 1959 году американский писатель Курт Воннегут в своем романе «Сирены Титана» ввел в обиход интересный термин «хроносинкластический инфундибулум». В общих словах под этим громоздким названием, имеющим римские корни, скрывалось место во Вселенной, где все правды и неправды соединялись воедино, подобно шестеренкам в наручных часах. И каждое такое утверждение, каким бы невероятным или противоречивым оно ни было в свете прочих фактов, становилось истиной в этой точке. Сам автор расположил это странное местечко в двух днях полета от Марса. На самом деле, чтобы попасть в хроносинкластический инфундибулум не нужно строить космические корабли и лететь к неизведанным мирам, рискуя жизнью. Достаточно просто шагнуть в туманный лес вслед за Ежиком, несущим малиновое варенье Медвежонку.

    Юрий Норштейн — вдохновенный игрок. Вряд ли в анимационном цехе вы встретите человека, более увлеченного поиском души в кусочках целлулоидной пленки. Ему неважны ни время, ни призы, ни слава. Норштейну интересен мир, что рождается под беспристрастным механическим оком камеры, то чудо, что происходит всякий раз, когда нарисованные образы начинают дышать. Из этой игры и появился «Ежик в тумане». Последовательное наложение друг на дружку слоев — нехитрый прием, создающий стойкое ощущение настоящего тумана. Рукотворная иллюзия, родившаяся в результате мучительных поисков самовыражения. Атмосфера, которую невозможно спрогнозировать, предугадать, вычислить. Внутренний мир автора, пролившийся на мультипликационный станок. Подобные работы нельзя доверять компьютерам. Функции и алгоритмы слишком стройны и неприступны, они не дают права на ошибку. А ведь через эту ошибку на свет появляется, то иррациональное, шероховатое, душевное, что существует лишь в плоскостях ощущений.

    «Ежик в тумане» — это не психологическое исследование и не философский трактат. Норштейн не вкладывал этих смыслов в свою анимацию. Однако история получилась настолько абстрактной и метафоричной, что может вместить в себя тысячи трактовок. Обыденные образы — падающий лист, неспешная река, тающие в тумане фигуры. Странные обитатели пустого мира, в котором каждый несет отпечаток своего одиночества. Но пустота чужда человеческой природе, неопределенность требует незамедлительного вмешательства. И вот уже зритель сам начинает наполнять плюшевый туман диковинными образами и трактовками. Страх перед неизведанным, тем, что скрывает непроглядная молочная мгла, толкает нас в дебри экзистенциальных поисков. Каждый проецирует на историю Ежика собственные переживания, заполняя тем самым эмоциональный вакуум. Кто-то напуган разорвавшимися связями с действительностью, кто-то вдохновенно шагает новым Орфеем или Данте, в поисках заветной любви, кто-то пытается познать себя. Минималистичная абстракция допускает разные теории, и каждая из них в этом мутном неуюте имеет право называться истиной.

    Впрочем, утверждать, что «Ежик в тумане» — всего лишь случайное совпадение истории, атмосферной картинки и музыки, переродившееся в нечто большее, было бы не совсем верно. Норштейн, как и положено мастеру, очень тонко чувствует гармонию окружающего мира. Автор рисует идеальную линию, где напряжение, порождаемое ирреальным волнением, внезапно смягчается теплым рассудительным голосом рассказчика. Алексей Баталов — еще одна блестящая находка для мультфильма. Его голос — символ веры и душевного умиротворения, словно противопоставляется голосам меланхоличного Ежика и взволнованного Медвежонка. Этот голос будто обладает целебным эффектом, стирая из памяти те волнения, что были вызваны призрачными обитателями тумана. Не зря сам Норштейн в шутку говорил о том, что голос Баталова нужно разливать по пузырькам и продавать в аптеках. Это было бы превосходным лекарством для истерзанных волнениями душ.

    «Ежик в тумане» — это волшебная сказка, лишенная привычной магии. Волшебство струится из наших душ, сливаясь с чудесными метафорами. Колдовские образы создаем мы сами. Создаем для того, чтобы вместе с маленьким обаятельным Ежиком пройти через них, словно сквозь сырую пульсирующую дымку, и в конечном итоге найти себя. И каждый рисует для себя свою единственно верную историю, которая, тем не менее, имеет право на существование вместе с чужими образами и смыслами. Норштейн же только указывает направление движения, и дает в помощь проводника, с которым тепло и не страшно.

    25 апреля 2013 | 20:29

    Я помню это мультфильм с самой глубокой, ранней части своей памяти. Один раз я четко помню, тогда у нас был новый телевизор, у которого звук был лучше. Я забывал про то, что рядом, и внимательно смотрел.

    Я боялся Сову которая шла за ежиком и наверное переставал бояться когда ежик говорил «псих». Я переставал бояться, потому что ежик не боялся.

    Любопытство и не-безразличность. Ежик спустился в туман чтобы узнать, что случится с лошадью. Этим начиналось все. «И даже лаПы не видно» — что придавало смысл о том, что если ничего не видно, это не означает опасно.

    Не бояться и проверить, чтобы убедиться, что нечего бояться. Ведь ежик проверил, что за тень была. Красивое дерево. Но не только дерево красивое, но и мелодия которая придавала больше красоты.

    «Я ежик, я упал в реку» — ежик без паники попросил помощи у незнакомца. В это время я чувствовал сильный страх. Но ведь все кончалось хорошо. хорошо то, что кончается хорошо.

    Медвежонок звал, переживал. Такие чувства не бывают при рождении, мы только в детстве можем их научиться. Поэтому наверное к месту.

    Композиции. Мультфильм с начало до конца сопровождается композициями или некими мелодиями. Они передавали чувства, помогали чувствовать то, что картиной не показать.

    После окончания мультфильма у меня в голове повторялась одна из последних фраз, «Лошадь. Как она там, в тумане?»

    За такие воспоминания из детства:

    10 из 10

    Хотя и сейчас я с таким же интересом смотрю.

    13 марта 2011 | 02:31

    Сила мультика в его атмосферности. Мне этот ёжик всегда казался этакой частицей души — яркой, летучей, прозрачной. Как будто растворяешься и несешься вместе с ним.

    Просматривая мультик, почему-то у меня обостряется восприятие. Этот плохо прорисованный лес, реку, костер — всё представляется очень свежо и красочно. И удивительно близко. Возможная причина — очень точное совпадение звука, слов и видеоряда. Гармония.

    Ну ещё несколько странных для меня моментов. Может найдете созвучие.

    1. Страхи ёжика очень напоминают мне детскую боязнь смерти. Когда я рассуждал «Какой смысл в мире, в котором нет меня?»

    2. Этот мульт живо вспомнился однажды в очень сильный мороз. В лесу -40. Я представил себя ежиком, которого несет река. И согрелся.

    3. Для тех кто любит истории о Синдбаде-мореходе… Никогда не понимал, почему человека так тянет странствовать и так тянет потом на Родину. Глядя на ёжика, это можно понять за 10 минут.

    11 января 2009 | 21:23

    Сергей Козлов создал множество историй о ёжике и его друге медвежонке, в анимационном варианте это «Трям! Здравствуйте!» (помните песню про облака?), «Зимняя сказка», «Осенние корабли», «Удивительная бочка», «Как ёжик и медвежонок встречали Новый год» и, конечно, «Ёжик в тумане».

    Можно с уверенностью сказать, что все вышеперечисленные мультфильмы созданы для детей, а вот насчёт «Ёжика в тумане»… Неоднозначно. Это просто какое-то маленькое анимационное чудо. Философия в туманных картинках. В сопровождении иногда внезапной музыки, маленькой порции юмора и обворожительного тембра Баталова. Милый шарм придаёт всему этому и голос «самого Ёжика».

    Норштейн снял мультфильм довольно странный, в своей неповторимой манере-но он нравится многим. Наверное, каждый находит в нём что-то понятное только ему, дети видят «Ёжика» по-своему, взрослые-немного иначе. По крайней мере, смею утверждать, что равнодушным мультфильм не оставляет никого.

    Что до меня, то я усматриваю в «Ёжике» некие сюжетные контрасты: тревожности и смятениям (туман, исчезающая лошадь, потеря Ёжиком кулёчка, ухающая сова, гаснущая свечка) режиссёр противопоставляет умиротворение и уют(тихая речка, костёр, малиновое варенье, можжевеловые веточки и медвежонок), к которым Ёжик в конце концов и приходит.

    А вообще, это нужно видеть. И не обязательно анализировать. Просто смотреть…

    10 из 10

    12 ноября 2009 | 09:33

    Умение говорить просто о самых сложных вещах — по-настоящему редкий дар даже для очень талантливого художника. Гений Юрия Норштейна давно и безоговорочно признан самыми выдающимися аниматорами и мультипликационными студиями всего мира. Но, как известно, отличительное свойство гения — его необъяснимость, естественным образом подталкивающая нас к бесчисленному множеству субъективных трактовок, мнений и смыслов. И всё же, думается мне, всегда есть надежда подобрать некий универсальный ключ. Что же такое «Ёжик в тумане»? Прежде всего, конечно — замечательный и красочный мультфильм. Это необыкновенно увлекательная история о том, как маленький Ёжик отправляется в гости к своему другу Медвежонку, чтобы выпить вместе чаю с малиновым вареньем, посидеть тёплой ночью у огня и вновь пересчитать все звёзды на небе, справа и слева от печной трубы. На первый взгляд, в этой истории нет даже никакой явной морали или открытого нравоучения. Для любого ребёнка — это только забавное приключение с участием симпатичных зверушек и множеством ярких картинок, демонстрирующих удивительную фантазию невидимого рассказчика. Это лишь вымысел, сказка. Но в чём главная особенность сказки? В том, что она заставляет работать наше воображение, расширяя рамки старой истории до мира неограниченных возможностей, с бесчисленным количеством новых историй, новых персонажей, новых подробностей. Именно поэтому для детей не существует скучных или неинтересных сказок. Воображение всегда способно дополнить любую из них.

    Универсальность истории, поведанной Норштейном, заключена уже в сюжете самого мультфильма. Есть некая реальность, привычный мир, в котором мы постоянно существуем. В нём мало интересного и нового, день ото дня здесь происходит одно и то же. С наступлением вечера Ёжик отправляется к Медвежонку привычной дорогой. И вдруг самое обычное явление — туман — заставляет его забыть обо всём привычном и потеряться на давно знакомой тропе. Ёжик оказывается в новом, неизвестном мире, где царят непонятные ему законы. Он открывает новую маленькую вселенную, в которой, по иронии, становится как раз самым маленьким и беззащитным существом. И тут уже вступает в силу фантазия автора, призванная доказать, насколько условны и расплывчаты границы «знакомой» нам реальности. Видимое несовершенство изображения, которое советские мультипликаторы создавали буквально вручную из всех имеющихся средств, давно уже кажется привычным, родным и более того — оригинальным. В этом несовершенстве есть доля необходимой и подкупающей простоты, не мешающей отчётливо увидеть истинную красоту человеческого воображения. И в десятиминутном творении Норштейна она поражает почти в каждом кадре.

    Чего стоит уже один только гигантский филин, бесшумно крадущийся за Ёжиком по полю и умильно забавляющийся звуком собственного ухания, эхом доносящегося со дна пустого колодца. В его гротескном облике страшное парадоксальным образом сочетается с комичным, и до самого конца не можешь сказать наверняка — был ли он на самом деле или только привиделся в тумане напуганному Ёжику, чьё воображение так живо нарисовало и силуэт гигантского слона? Была ли летучая мышь, была ли дружелюбная морда собаки с большими висячими ушами? А такая красивая и одинокая белая лошадь? Вроде бы и были, а вроде бы — и нет. Вроде бы и видишь, но страшно поверить. Хочется покрепче зажмуриться, спрятаться, бежать, скорее оказаться в безопасности. Как естественно и как явственно встают перед глазами все эти преувеличенные страхи, как завораживает белая дымка и её нечёткие, полусновидческие образы, как гипнотизирует голос Алексея Баталова и как успокаивает его мягкий и мудрый тон. Приятно вновь ощутить чувство спасительного облегчения, крепко прижавшись к вековому и нерушимому монолиту древесного ствола, чья глубоко сокрытая душа излучает тепло родного очага. Затем оказаться в водах затерянной лесной реки, на чьей ровной и спокойной глади отражаются все звёзды, и плыть по ней, плыть и плыть… Там, под водой, есть кто-то, ты чувствуешь его гладкую и влажную спину. Оно похоже на большого сома, или какую-то невиданную рыбу, или… Впрочем, не хочется этого знать. Есть только смутное предчувствие, что оно — твой друг. И снова мучительно страшно и одновременно — несказанно радостно и легко на душе.

    Чтобы попасть в Волшебную Страну, можно долго и упорно преследовать слишком быстрого белоснежного кролика, после чего внезапно упасть в слишком глубокую яму. Можно отыскать в старом доме случайно незапертую комнату, с большим старым шкафом в углу и заглянуть в неё через дверцу. А можно оказаться там и как-нибудь совершенно случайно, находясь в самых обычных обстоятельствах. Главное — свернуть с проторенной дорожки из жёлтого кирпича, сделать всего один шаг в сторону. Пусть дорога эта — самая безопасная, но, двигаясь только по ней, никогда не испытаешь настоящих приключений. Мультфильм Юрия Норштейна действительно рассказывает нам о приключении одного ёжика. И в то же время он напоминает нам обо всех других приключениях, которые могли бы случиться, если бы мы только захотели. Невероятная красота и многообразие выдумки мира ёжика, бродящего в тумане, несомненно — крайне удачный и редкий случай органичного и ёмкого воплощения авторской фантазии, черпающей сложные и многочисленные подробности из внешне простого события. Но куда важнее, что мы живём в мире, где ежедневно происходят сотни подобных событий, чей бесконечный потенциал ускользает от нашего воображения, и «Ёжик в тумане» оказывается лишь одним из многих примеров правильного его применения. Юрий Норштейн же остаётся уникальным художником и создателем бесконечно загадочных, притягательных и магически-завораживающих миров, полных аллегорической красоты всегда узнаваемых и понятных вещей. В череде населяющих их образов словно сокрыта тайна бытия. Пускай понять её невозможно, но так приятно сидеть в ночи у горящей лампады, на брёвнышке, рядом с близким другом, чувствовать себя в безопасности и наслаждаться тишиной, с тревогой и наслаждением вспоминая оставшуюся где-то там, далеко позади белую лошадь. А вдруг она заснёт в тумане?

    8 июня 2016 | 11:52

    «А я ему скажу:

    -Я тебе малинового варенья принес?. Он скажет:
    -Вот и самовар остыл, надо бы веточек подбросить, этих, как их, можжевеловых».


    «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна — одно из немногих творений, которое можно назвать гениальным.

    Маленький Ёжик, входящий в густой лиловый туман, где «даже лапок не видно». Медленно спускается с горки, чтобы посмотреть, как там внутри, чтобы убедиться, что лошадь не захлебнется если ляжет спать.

    Преодолевая страхи, Ёжик идет к своему другу, несет малиновое варенье, теряет его и вновь находит, получив от рыжего щенка.

    -Я в реке, пускай река сама несет меня.

    Ёжик как мог глубоко вздохнул и его понесло вниз по течению. На синем-синем небе горели голубые звезды-светлячки, а вдалеке слышалось, как кто-то зовет его. Это медвежонок, он уже и самовар на крыльце раздул и креслица плетенные придвинул, чтобы удобнее звезды считать было.

    -Я совсем промок. Я скоро утону.

    Но Ёжик не тонет, его задней лапы касается кто-то и этот кто-то усаживает его на спину и везет на берег.

    -Спасибо, — сказал Ёжик.
    -Не за что, — сказал кто-то.


    А медвежонок все звал-звал его, а тот не откликался. Вот думал, придет Ёжик, сядут, чайку попьют с малиновым вареньем. Он ведь малиновое несет.

    -Ведь кто же, кроме тебя звезды то считать будет?

    Ёжик слушал его и думал о том, что все-таки хорошо, что они снова вместе. И еще Ёжик думал о лошади. Как она там, в тумане?

    «Ёжик в тумане» для меня — темно-зеленый лес, со свежей, будто настоящей травой и огромными, таинственными деревьями, это синее звездное небо, это отблески реки, это сверкающие светлячки на одуванчиках, это розово-лиловый туман.

    Это преданный медвежонок, одинокая лошадь в тумане, страшная сова-псих, черные летучие мыши, кудрявая рыжая собака и добрый кто-то в глубокой реке.

    И еще это Ёжик. Ведь все мы, подобно маленькому Ёжику спешим через темный лес, потому что в конце ждет друг, входим в туман, где нас одолевают страхи. Бежим от них и нас подхватывает течение реки, вот мы почти что тонем, но «кто-то» нас подхватывает и отвозит на берег.

    И еще Ёжик думал о лошади. Как она там, в тумане?

    24 марта 2014 | 04:12

    «Ежик в тумане» — культовый анимационный фильм, получивший всеобщее признание и звание лучшего мультфильма всех времен, данное ему в 2003 году по результатам опроса 140 мультипликаторов и кинокритиков со всего мира. Но у части зрителей он вызывает неоднозначную реакцию, получая обвинения в психоделичности, депрессивности и непонятности.

    Определенные основания для таких заявлений, конечно, есть — визуальный стиль с мрачными, будто сбежавшими из страшных снов, образами, тягучая атмосфера и музыка. Но по ходу просмотра сразу же что-то в этом всем чувствуется — в первую очередь, конечно, душа, и моментальное вживание в происходящее. Внутренняя тревога передается зрителю, но вместе с этим в происходящем начинаешь видеть определенный смысл. Может быть только для ребенка эта история о том, как Ежик потерялся и смог таки вернутся к теплому очагу. Но со временем история становится глубже. И эта сова, крадущаяся по пятам — не просто сова. И лошадь в тумане — не просто лошадь. А прогулка по реке даже заставляет вспомнить Джармуша (но отсылкой именно к нему быть уж точно не может).

    Многое, вероятно, зависит от самого человека, как он поймет эту, на самом деле, добрую историю о возвращении домой, или, если хотите о поиске мечты или истины. Трактовать похождения Ежика в тумане можно по разному и эмоции он вызовет разные, но отрицать при этом талантливость создателей сложно — в 10 минут уместить такую историю, глубоко проникающую в зрителя и заставляющую задуматься, не кажущуюся затянутой или сумбурной, но и не являющуюся излишне простой может далеко не каждый. Поистине гениальный мультфильм, который я уж точно буду периодически пересматривать.

    10 из 10

    24 декабря 2013 | 09:11

    Маленький аннимационный шедевр. На все времена. Интересно, кто-нибудь до Норштейна создавал такие философские мультфильменные полотна? Или это его изобретение? Когда же появится его Шинель!

    15 ноября 2006 | 00:09

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>