всё о любом фильме:

Ежик в тумане

год
страна
слоган-
режиссерЮрий Норштейн
сценарийСергей Козлов
директор фильма-
операторАлександр Жуковский
композиторМихаил Меерович
художникФранческа Ярбусова
монтажНадежда Трещёва
жанр мультфильм, короткометражка, фэнтези, драма, детектив, семейный, ... слова
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время10 мин.
По вечерам Ёжик ходил к Медвежонку в гости считать звёзды. Они усаживались на брёвнышке и, прихлёбывая чай, смотрели на звездное небо. Оно висело над крышей, прямо за печной трубой. Справа от трубы были звёзды Медвежонка, а слева — Ёжика.
Рейтинг мультфильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм получил более 35 международных и всесоюзных премий и даже был признан лучшим мультфильмом всех времен.
    • В сериале «Смешарики» (2004-2012) одна из серий является пародией на «Ежика в тумане». Она называется «Ежик в туманности» и рассказывает о приключениях Ежика, заблудившегося в тумане во время съемок фантастического фильма.
    • В 2003 году «Ежик в тумане» и «Сказка сказок» (1979) были названы японцами лучшими фильмами за всю историю мультипликации.
    • В Киеве установлена оригинальная скульптура персонажа из мультфильма. Скульптуру установили на стыке улиц Золотоворотской, Рейтерской и Георгиевского переулка.
    • В октябре 2009 года пародия на этот мультфильм была использована в эпизоде «Spies Reminiscent of Us» американского мультсериала «Гриффины» (1999).
    • Туман в мультфильме создавался с помощью листа тонкой кальки — когда кальку поднимали, Ежик растворялся в тумане.
    • Голос Ежика принадлежит актрисе Марии Виноградовой — она же озвучивала дядю Федора в мультфильмах про Простоквашино.
    • В фильме используются комбинированные съемки, и зритель видит, как по настоящей, но заштрихованной художником воде плывут нарисованные листья.
    • Образ главного героя получился совершенно случайно, после длительных художественных поисков. Художник Франческа Ярбусова сложила отдельные частицы тела, нарисованные на целлулоиде, и вдруг родился Ежик. «Важно было не сдуть его в этот момент», — вспоминала она.
    • еще 6 фактов
    Ошибки в мультфильме
    • Внимание! Список ошибок в мультфильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В конце мультфильма, когда медведь находит ёжика, ёжик сидит справа, а медведь слева. В следующем кадре — наоборот. А ещё позже — снова на тех же местах.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 4 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Ежик в тумане» — культовый анимационный фильм, получивший всеобщее признание и звание лучшего мультфильма всех времен, данное ему в 2003 году по результатам опроса 140 мультипликаторов и кинокритиков со всего мира. Но у части зрителей он вызывает неоднозначную реакцию, получая обвинения в психоделичности, депрессивности и непонятности.

    Определенные основания для таких заявлений, конечно, есть — визуальный стиль с мрачными, будто сбежавшими из страшных снов, образами, тягучая атмосфера и музыка. Но по ходу просмотра сразу же что-то в этом всем чувствуется — в первую очередь, конечно, душа, и моментальное вживание в происходящее. Внутренняя тревога передается зрителю, но вместе с этим в происходящем начинаешь видеть определенный смысл. Может быть только для ребенка эта история о том, как Ежик потерялся и смог таки вернутся к теплому очагу. Но со временем история становится глубже. И эта сова, крадущаяся по пятам — не просто сова. И лошадь в тумане — не просто лошадь. А прогулка по реке даже заставляет вспомнить Джармуша (но отсылкой именно к нему быть уж точно не может).

    Многое, вероятно, зависит от самого человека, как он поймет эту, на самом деле, добрую историю о возвращении домой, или, если хотите о поиске мечты или истины. Трактовать похождения Ежика в тумане можно по разному и эмоции он вызовет разные, но отрицать при этом талантливость создателей сложно — в 10 минут уместить такую историю, глубоко проникающую в зрителя и заставляющую задуматься, не кажущуюся затянутой или сумбурной, но и не являющуюся излишне простой может далеко не каждый. Поистине гениальный мультфильм, который я уж точно буду периодически пересматривать.

    10 из 10

    24 декабря 2013 | 09:11

    «Я Ёжик. Я упал в реку»
    Здравствуй, дорогой мой! Я скучаю по тебе. Как ты там, в далекой стране? Наверно, сидишь сейчас с кем-нибудь и пьешь чай с малиновым вареньем… И смотришь на звезды. Помнишь, как мы часто собирались летними вечерами и рассказывали друг другу разные истории… Здорово было.

    Как замечательно, что у каждого из нас в жизни есть человек, к которому можно спешить каждый вечер. А если его, нет, то он обязательно появится. Только нужно побродить немного «в тумане» и поискать его.

    Страшный тени ходят за нами по пятам, чудовища стоят за нашей спиной, кто-то разговаривает с нами в темноте. Но это нам только кажется. А каждый потерянный день может вернуть нам лохматый неизвестный друг :)
    Помнишь, ты говорил, что смелым и искренним не надо бояться тумана? Ты был прав.

    Когда-нибудь мы с тобой снова встретимся. Может, через много-много лет. И ты посмотришь на меня по-новому и опять угостишь малиновым вареньем. И нам будет уютно вместе. Мы будем говорить обо всем, мы будем молчать обо всем.

    Спасибо, что я нашел тебя в тумане. Это было так интересно.
    Твой Ёжик.

    10 из 10

    16 июня 2009 | 00:50

    Мир разрушенный ядерной катастрофой, малочисленность выживших, непроходимая мгла и пустота нового мира заставляет, казалось бы таких разных — Ежика и Медведя, объединить усилия чтобы выжить.

    Герои понимают, что нет никаких компромиссов. Даже перед лицом Армагеддона, остается нужда в можжевеловых веточках для растопки самовара, «чтобы дымок пах». Ведь это единственное что напоминает героям о прошлом…

    «Ежик в тумане», наверное, одна из первых анимационных картин выполненных в жанре постапокалипсиса. Достоверность происходящего восхищает! Белая Лошадь, которая в начале этого судьбоносного эпоса появляется как эпизодический персонаж, появится и (внимание спойлер) в самом конце мультфильма. Ежик будет думать о Лошади:

    - «Как она там, в тумане»…

    Автор как бы намекает нам, что она тут не с проста, это аллегория на прошлый мир. Мир до катастрофы.

    -«А интересно, подумал Ежик, — если Лошадь ляжет спать, она захлебнется в тумане?»

    Погрязнет ли она в пучину тьмы, в полный опасности и безнадежности мир?! — вот, что говорит нам гениальный сценарист. Его строки это аллюзия. Лошадь, я считаю, в мультфильме центральный персонаж, на котором построен основной посыл этой, безусловно, трагедии.

    А Птица, что буквально выслеживает нашего Ежика, ничто иное как отсылка автора к надвигающейся опасности. Не нужно быть злыми и искать во всем свою выгоду!

    -«И Филин вслед за ним подошел к луже, но ничего, кроме себя, Филина, не увидел и, рассердившись, шлепнул своей лохматой лапой по воде».

    Мы чувствуем в этих строках, что зло слепо, ровно так же как и правосудие. И, на месте героев мультфильма, в конечном итоге, может оказаться любой из нас…

    Интересный факт:

    «Книга Илая» — является идейным продолжением именно этого советского постапа.

    10 из 10

    18 января 2016 | 01:33

    Какой ваш любимый мультфильм? Задайте такой вопрос себе и своим друзьям и удивитесь. Вы услышите десятки голливудских шедевров и японских аниме. Но услышите ли вы родные названия? То что невероятно близко каждому, но какими-то неведомыми силами отталкиваемо от нас. То, благодаря чему мы, несмотря ни на что.

    Если спросить меня о моём любимом мультфильме, я нераздумывая отвечу что это «Ёжик в тумане» Юрия Нортштейна. Даже не спрашивайте почему. Он как хорошее вино — хорошеет с годами. Увидев его в детстве я понял только малую крупицу всего что было вложено. Я даже не столько понимал, сколько чувствовал.

    Ребёнком, будучи чистым и светлым от рождения (я убеждён что злых детей не бывает, бывают лишь безразличные взрослые) я тонко чувствовал хорошее и плохое. С годами это замечательное качество утратилось, но вот воспоминания остались. Безмятежные, искренние, нежные. Порою нестерпимые в своей глупости, но оттого ещё более понятные и приятные.

    Одним из таких воспоминаний и стал сей замечательный мультфильм. Совершенно не могу понять что я в нём нашёл. И увидев его года два назад я бы обозвал его бредом сивой кобылы. Но сейчас, увидев его спустя десяток лет после первого просмотра я поражён в самое сердце. Поражён искренностью, наивностью, простотой и лёгкостью исполнения. За каких-то десять минут рассказывается совершенно невероятная история, которая смахивает на явный абсурд. Но стоит лишь на секундочку распахнуть своё сердце и впустить в него «Ёжика», как всё встанет на свои места.

    И вроде бы что такого может быть в обычном с виду мультфильме, не претендующем на гениальность. Белая лошадь, малиновое варенье, собака, дерево, Медвежонок, Ёжик и конечно же небо с безумно красивыми звёздами. А я ведь думал что красивы только звёзды на настоящем небе. Как же я ошибался. Звёзды нарисованные на небе счастья несравнимо прекраснее безликих и холодных звёзд безмолвного и одинокого, хоть и настоящего неба. И наша жизнь как дорога в тумане, и наша ноша это всего лишь малиновое варенье, и всё что наш ждёт это лучший друг в неловком смятении, и только белая лошадь заставляет нас верить в то, что чудеса ещё есть на свете.

    В своём пути Ёжик встречает доброжелательны обитателей тумана, а все его страхи лишь плод его возбужденного воображения. И самая главная опасность для него это он сам. Хотя что я несу, какие опасности. Здесь кругом доброта и забота. И даже в своём экзистенциальном пути по реке Ёжик не встречает никого кто хотел бы ему навредить. В этом и прелесть «Ёжика в тумане» как мультфильма.

    С живым любопытством Ёжик кричит в колодец и с удивлением слышит эхо. Переживая за белую лошадь он спускается в туман, чтобы узнать не утонет ли она в нём когда уснёт. С интересом рассматривает огромное дерево и в страхе зажмуривается при виде собаке. Ну разве это не ты в детстве? Любопытный, смешной, наивный и немного глуповатый, но оттого ещё более живой. И от понимания того что ты был когда-то таким «Ёжиком» комок застревает в горле. «Куда подевался Ёжик во мне?» — спрашиваешь у себя и в ответ, как эхом из колодца раздаётся — «куда… куда… куда».

    Немного собьётся дыхание, лёгкий холодок пробежит по коже, волосы немного приподнимутся, а седце застучит в безумной симфонии жизни. Голос Алексея Баталова навсегда заберётся в глубины сознания (или души, как пожелаете), туда где хранится самое сокровенное. Белая лошадь станет символом чего-то возвышенного и при её виде в тебе просыпается детский трепет и ожидание чуда. В моменты печали ты будешь вспоминать ёжика и каким-то чудом печаль будет уходить, постепенно заменяясь полным дзеном. Ну и хотя бы раз в год ты будешь запираться в комнате, выключать свет и послав весь мир на три буквы, включить «Ёжика в тумане» и хотя бы на десять минут стать самим собой, отбросив всё зло и грязь что скопились за годы опьяняющей жизни.

    Только давай договоримся что мои звёзды слева, а твои справа. Хотя кого я обманываю. Звёзды то они наши и лишь нам дано наслаждаться ими…

    4 октября 2010 | 01:55

    Мультфильм, казалось бы, банально прост и предсказуем, что ежик пытается найти дорогу к Медвежонку. Однако это не так. За весь киносеанс ежик неожиданно находит новые и интересные для себя вещи, пытается осмыслить их, параллельно также найдя дорогу домой.

    Сюжет, если и предсказуем для некоторых лиц, оттого он не так уж и скучен. Многие люди не понимают этого фильма и даже его несколько боятся, приписывая ему «мистические 25-кадры». На самом деле ничего такого нет.

    Просто раньше графика была чуточку скромнее и не столь реалистичней, чем сейчас.

    Попутешествовав и изменив свою жизнь, ежик был невероятно потрясен теми событиями, которые он увидел.

    И пусть небольшие, но за всю жизнь вероятно, он бы этого никогда не забыл бы.

    6 сентября 2014 | 12:16

    «Ежик в тумане» — произведение искусства в чистом виде, своего рода идеал притчи. Отношение к нему, насколько я успела заметить, у людей такое же, как вообще к идеалам. Люди, склонные к восприятию мира через «идеи», так сказать, платоновские эйдосы, мультфильмом обычно восхищаются. Людей «естественнонаучного» склада ума, познающих мир опытным путем и любящих живое-неидеальное, этот мультфильм подспудно раздражает.

    В нем чрезвычайно концентрированный смысл. На десять минут приходится идей и аллюзий столько, что хватило бы на час. Никакой воды. И при этом нет ни одного прямого указания на то, как конкретно понимать происходящее. Трактовок у мультфильма тьма. Лично я склоняюсь к тому, что тут зашифрована история переоценки ценностей после потрясения. Практически «просветление» в буддистском понимании. Но, что бы на самом деле ни имел в виду Норштейн, он наверняка сознательно допустил возможность широкой трактовки.

    Меня тоже подспудно раздражают идеалы. Я не могу найти в этом мультфильме ничего плохого, но я никогда его не любила. Ни в детстве, ни сейчас. Правда, в детстве меня примирял с ним момент, где ежик говорит филину: «Псих», — миг торжества обыденного сознания над созерцательным процессом. Снимает напряжение. Сейчас меня на интуитивном уровне цепляет «Нет» Кого-то в ответ на «спасибо» ежика. Что-то очень верное есть в этом отрицании благодарности. Это не просто вежливое «Не благодари». Это довольно резкий упрек, вот только за что? То ли имеется в виду: «Ты не понял, что именно произошло, твое «спасибо» — бессмысленно, мои побуждения остались для тебя темны». То ли еще что-то… проявил ли Кто-то добрую волю или это был его долг, состоящий не в спасении упавших в воду, а конкретно в удалении их из Реки? Мне кажется, что скорее второе, но это завязано на моем личном мировоззрении, под которое я подгоняю слишком гладкую, идеальную и открытую для трактовок авторскую конструкцию.

    Не хочется быть приземленным медвежонком, оперирующим только обыденным сознанием, но и ежиком быть тоже не хочется, не в созерцании же тумана жизнь проводить. Как бы это гармонично совместить? Вот в чем вопрос вопросов.

    12 октября 2011 | 18:03

    Что же такого гениального все здесь видят? Не понимаю я философию этого советского мультфильма. По-моему здесь показан сон сумасшедшего параноика. Все так мрачно и пугающе. Неужели это можно смотреть детям? Это же не мультфильм, а скорее тяжелый психологический триллер. А сюжет? Его толком и нет. Ежик шарится ночью в тумане — прям таки адски какой интересный сюжет! Ах да, он же еще ВАРЕНЬЕ несет!

    Есть несколько забавных моментов. Сова, например, с ее пронзительным «уханьем»; белая лошадь — символ чего-то… Плюс есть смутные воспоминания детства о просмотре этого мультфильма. Но в целом это тянет только на

    3 из 10

    14 сентября 2010 | 21:57

    Животное пускается в величайшее экзистенциальное путешествие в своей жизни, но его ограниченный разум мешает ему это понять (вся суть)

    Чем так цепляет путешествие Ёжика, что анимационная хроника этого события стала официально «Лучшим мультфильмом всех времен»? Что такого сокрыто в десяти с половиной минутах хронометража, что находит отклик в душах людей с разным менталитетом? Давайте попробуем разобраться.

    Перво-наперво следует учесть, что в основе лежит путь. Путешествие. Образ дороги в культуре известен давно и прочно, и с некоторой вольностью к ним можно отнести два из четырех сюжетов Борхеса: поиск и долгое возвращение. Итак, мультфильм обращается к одному из базовых для человеческой культуры сюжету. Это объясняет универсальность лейтмотива.

    Рассмотрим теперь центральную фигуру повествования — самого Ёжика. С первых кадров нам сообщают, что «по вечерам Ёжик ходил к Медвежонку». То есть, данный путь отнюдь не в новинку для него, он уже неоднократно проделывал его. Тогда возникает вопрос, почему он так удивляется происходящему и отвлекается во время пути на разные достопримечательности, вроде колодца? Незамутненность сознания и искренняя непосредственность позволяют ему воспринимать проторенную дорогу как нечто удивительное, новое?

    Так же удивительно то, с какой легкостью Ёжик уходит от своего естественного врага — филина. Так как в природе подобное маловероятно, приходится предполагать, что имеет место очередные аллюзии. Колодец, возле которого задерживается сперва Ёжик, а затем ночной хищник, отвечает эхом на каждый издаваемый персонажами звук. Вкупе с промелькнувшей чуть ранее лужей, привлекшей внимание нарциссичного филина, можно сказать, что акцент сделан на самопознание: зеркальное отражение позволяет посмотреть на себя со стороны, а эхо, как беседа с самим самой, изнутри. В таком контексте колодец символизирует глубокий самоанализ на радость всем фрейдистами и юнгианцам. И то, что филин застрял на этапе психологического самокопания, а Ёжик легко проскочил дальше, косвенно свидетельствует об инфантилизме Ёжика, не желающего вникать в свою натуру.

    Об инфантилизме говорит и чрезмерно легкомысленное поведение. До определенного момента Ёжик не придает значения ни туману, ни тому, что, возможно, сбился с пути. Всё происходящее воспринимается как игра, и отношение получается подобающим. Собственно, даже спуститься в туман, уйти с проторенной дороги, по большей части побуждает банальное любопытство, свойственное натурам непосредственным, наивным. Но в тумане от былой развязности не остается и следа, а в душе самого Ёжика воцаряется парализующий страх, с каждой минутой сковывающий всё сильнее…

    Если абстрагироваться от фабулы, то становится ясно: конечная цель путешествия Ёжика, по сути, не несёт в себе конструктивного, созидательного начала. Она, скорее, чистое, дистиллированное творчество, если польстить себе, или бессмысленное, но приятное времяпрепровождение, если говорить на прямоту. Ёжик, как и Медвежонок, лелеет внутреннего гедониста, без устали стремящегося к праздности и оправдывающего якобы высокой целью — звездосчётом. Всё это в полной мере соответствует характеру Ёжика, проявляемому во время пути, и подкрепляемое меркантильным интересом Медвежонка к малиновому варенью.

    Но мы ещё не рассмотрели вопрос «Что сподвигло инфантильного бездельника изменить сложившийся уклад?» На первый взгляд кажется, что это банальное любопытство, стремление узнать, что там в тумане, и захлебнется ли лошадь, если уснёт в нем. Однако приступ любознательности не причина, а следствие. Причиной стал сам образ лошади — воспетое ранее «мимолетное видение, гений чистой красоты», недостижимый идеал, чье теоретическое существование и осознаваемая недосягаемость омрачают существование. Именно на поиски этого идеала и отправляется Ёжик, спускаясь в туман: пускается во все тяжкие ради чего-то светлого, недостижимого и желанного (мечты? женщины?). Но, как и бывает в случае спонтанного сумасбродства, он практически сразу теряет привычный контроль над ситуацией. Вокруг непроглядная молочная мгла, нет ориентиров, и лишь загадочные обитатели изредка проявляют к нему интерес. В подобных условиях немудрено, что его поиски (как и всякая погоня за недостижимым) заканчиваются локальной катастрофой — падением в реку. Обстоятельства непреодолимой силы, повлиять на которые нет никакой возможности, окончательно ломают дух — Ёжик полностью смиряется с ситуацией. Лишь благодаря доброму сомаритятину, он вновь обретает почву под ногами (в прямом и переносном смыслах) и веру в себя. Тем не менее, пережитое оставляет на душе неизгладимый след и заставляет пересмотреть свои взгляды и переосмыслить ценности.

    В контексте всего вышесказанного, можно сделать выводы, что это история осознания и принятия тщетности бытия, недостижимости идеала, история о сакральной тоске. Более религиозные люди могут сказать, что это история о принятии в душе бога, менее религиозные скажут — история о принятии самого себя, маленького и несовершенного, относительно большого удивительного мира. Спорить о трактовках можно долго, но это ничуть не изменит фактов: история о путешествии Ёжика через туман это история взросления, не физического, но духовного. История, которая, опираясь на универсальные символы, говорит о понятном и близком каждому человеку, внё зависимости от воспитания, образования и менталитета. И по сути, это история о каждом из нас.

    3 февраля 2016 | 00:10

    Вспоминая свои детские страхи, на ум невольно всплывает данный мультфильм. Действительно, что же для ребёнка может быть страшнее неизведанности, скрытой в тумане. Может быть там какое нибудь чудовище, может быть зайдя туда никогда не выйдешь, может быть там в тумане встретится нечто неизведанное и интересное.

    Ответ на вопрос о том, что же скрывается в неизведанности, и даёт нам этот замечательный мультфильм. По началу смотреть немного жутковато, однако чем дальше в туман, тем сильнее страшное перерастает в интересное. Вроде бы и надо испугаться, но как можно бояться, когда перед нами такая милая мордашка ёжика, или такая забавная сова? Хочется лишь улыбнуться и умилиться.

    Не буду рассуждать о философской составляющей мультфильма, так как смысловой нагрузки в нём, лично я особой не нашёл. Но для меня эта картина навсегда останется частью волшебства из детства, благодаря которому я научился благодаря своей фантазии превращать страшное и жуткое неизвестное, в интересное и милое.

    7 из 10

    3 апреля 2012 | 05:09

    «Ежик в тумане» — лучшее произведение мировой анимации. Но почему оно имеет такой успех у аудитории вне возраста, пола, расы? Возможен спектр ответов, начиная от «ежик милый!» и заканчивая трактовками, где «мелкие иголки» героя сравниваются с «поражающими элементами самодельных взрывных устройств». Ад! Однако в данном случае «почему?» напрямую привязано к вопросу «о чем?». О чем вообще рассказывает Норштейн? Без взлома символьного кода мы не получим четкого ответа. Точки отсчета — общий универсализм истории (мультфильм притягателен для представителей различных культур) и центральная тема — участь чужеземца (одиночество, незащищенность, не способность разобраться в чужой, полной неведомых опасностей обстановке). Совпадение по выбранным критерием дает гностицизм — направление позднеантичной религиозной мысли, в основу которого легли мотивы Ветхого Завета, восточной мифологии и раннехристианских учений. Очевидно, только в рамках гностического умозрения можно добиться адекватного понимания произведения.

    Учения гностических школ разнообразны, но объединены общими сюжетами (падение Софии-Ахамот, странствие Царского Сына, etc), настроением (чувство экзистенциальной разорванности человека, его затерянности в злом и чужом ему материальном мире) и предпочтением описывать теософские таинства, а также космогонические и сотериологические процессы мифо-поэтическим языком. Настоящие толкование проводится с опорой на несколько систем (валентинианство, симонианство и пр.), однако ближайшим для аналогии к шедевру Норштейна является «Гимн Жемчужине», иранская аллегория о путешествии Царевича в далекую страну.

    Итак, Ежик выходит из дома с неким свертком, продвигается сквозь дремучий лес и спускается в покрытую туманом низину. Его цель — помочь Медвежонку считать звезды. (Я обитал в царском доме, но меня отослали… Мне дали груз: велик он был, но легок… И пошел я вниз… и дорога была тяжела и опасна, а я был слишком молод для такого путешествия.) Туман здесь — символ материального мира, который для гностиков суть зло, темница духа, порабощенных материей и аффектами частиц божественного света, подчиненного небытием и хаосом.

    Собственно, это и происходит с героем. Его беспокойство нарастает, он встречает Филина, которому кричит «псих!», после чего мечется по низине. Он напуган, дезориентирован, наполнен тревогой, он теряет поклажу и одновременно забывает о своей цели. Теперь он полностью во власти материи. (Я встретил юношу… Он присоединился ко мне… Он предостерег меня против… знакомства с неверными… Я оделся в их одежды, чтобы не подозревали меня как пришедшего извне. Но они втерлись ко мне в доверие, и дали их мяса; и я забыл, что я царский сын… Из-за тяжести пищи я впал в глубокий сон.) Разумеется, «псих» в контексте означает «психик» (т. е. «душевный человек», которому доступно только «явное» знание). Вмешательство Филина, не способного постичь гносис, приводит к тому, что Ежик теряет память и погружается в кошмар материального мира. Дополнительная символика этой части — летучая мышь (страхи) и бледный конь (смерть).

    На помощь приходит собака, которая возвращает сверток, после чего герой неожиданно обретает память и успокаивается. (Подобным вестнику было письмо… Оно… летело орлом и опустилось позади меня, и стало речью. От звука я… пробудился от своего сна… вспомнил, что я сын царей, и что моя… душа желает возвращения к истокам.) Собака изображена странно: только вытянутая морда и рыжие, свисающие до земли уши. Здесь — очевидный образ огненнокрылого ангела («ангел» в переводе с греческого и будет «вестник»). Далее важен символ самого свертка. От него не только зависит состояние сознания Ежика-Царевича, он также играет ключевую роль в путешествии: без него миссия не будет завершена. Сверток — это гносис, который Царский Сын несет избранным гностикам. (Плерома стремится восстановить свою целостность, что приводит к появлению… Иисуса, который сходит в материальный мир, обучая избранных носителей духа высшему гносису.) Так фигуры Ежика-Царевича и гностического Христа сливаются воедино.

    Осознав себя, Ежик-Христос слышит призыв Медвежонка. Он движется на звук и падает реку, откуда его вытаскивает таинственная рыба. В данном случае Медвежонок и есть избранный гностик, он находится на более низком слое мира. Море и воды — постоянный гностический символ материи и тьмы, а кроме того, если продолжать метафору самого мультфильма, сгустившийся до предела туман обращается водой. Важно проследить за трансформацией поведения героя: теперь он спокоен и квиетизматичен. (Спасение достигается через практику аскетизма, преодоление привязанностей и влечений и достижение бесстрастия.) Рыба — раннехристианский символ спасения. Можно утверждать, что Ежик спасает сам себя.

    Завершающая сцена несет строго сотериологическую нагрузку. Медвежонок-гностик встречает Ежика-Христа, который передает ему Знание, и они вместе собираются «считать звезды». (Господь открыл мне, что должна сказать входящая в небо душа… «Я познала себя и собрала отовсюду свои рассеянные частицы и не выдала потомства на паству Архонта… И я знаю, кто ты есть, ибо я происхожу от тех, которые суть вверху».) Звезды в гностической традиции часто ассоциируются с Архонтами (т. е. духами-мироправителями), а информация об их именах — обязательное условие беспрепятственного возвращения души домой. Собственно, знание этого рода и является одним из значений термина «гносис». С сообщением этого знания Медвежонку заканчивается путешествие Ежика, он достиг цели.

    Непосредственное очарование этой повести таково, что оно воздействует на зрителя и помимо анализа любых значений. Ее атмосфера обладает собственной силой, и кажется, что она почти не нуждается в подробной интерпретации. Возможно, нигде еще гностический опыт не выражался трепетнее и проще. Это вкупе с универсальностью гностических настроений и является формулой успеха произведения. Разумеется, в формате скромного отзыва нет возможности как разобрать весь пласт заложенных Норштейном символов, так и дать представление о гностической традиции в целом. Можно лишь указать общее направление и обозначить частные моменты, чтобы наконец очистить шедевр советской мультипликации от постоянных нападок и совершенно бредовых интерпретаций.

    8 февраля 2016 | 05:47

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>