Тринадцатый апостол

год
страна
слоган-
режиссерСурен Бабаян
сценарийСурен Бабаян, Георгий Николаев, Рэй Брэдбери
директор фильмаВартан Бадалян
операторАртем Мелкумян
композиторЭдуард Айрапетян
художникВартан Седракян
монтажЛ. Ерёменко
жанр фантастика, ... слова
премьера (мир)
время105 мин. / 01:45
Экранизация произведения Рэя Бредбери «Марсианские хроники». Члены экипажа космической экспедиции погибли при загадочных обстоятельствах. На Землю вернулся только капитан.

В отчете он обосновал запрет на дальнейшее исследование этой планеты. Через 15 лет инспектор, занимавшийся этим делом, узнал, что цивилизация на планете, где была экспедиция, погибла, потому что члены экспедиции нарушили карантинный режим…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей


    Интерпретация литературного материала в этом фильме напоминает ту качественную перестановку акцентов, что сделал Тарковский в своем «Солярисе». Проблема столкновения с неведомым, принципиально чужеродным и потому непознаваемым была заменена более архетипической идеей возвращения к дому, к себе. Человек как блудный сын, скитаясь по необозримому Космосу, все равно обязан заново обрести свою колыбель, прародину. Тем самым человек делает Космос антропоморфным, тот поддается его импульсам.

    Режиссер Бабаян совершает нечто подобное с материалом Бредбери. Фактически, «Марсианские хроники» (в своей основе) — это развернутая метафора колонизации Америки. Понятно, что книга сложнее и неоднозначнее данной трактовки, но ее надо учитывать. В итоге, становится совершенно ясно, почему марсиан по книге погубили не оружие или геноцид, но самые обыкновенные земные бактерии. Влияние одной цивилизации на другую может быть незаметным, но необратимым.

    В трактовке армянского режиссера вся эта проблематика напрочь исчезла. Он, подобно многим режиссерам конца 1980-х годов, создает длинную и маловразумительную кинематографически притчу, об ошибках и вине человека. Это, конечно же, интерпретация исторического пути Советского Союза и эволюции сознания советского человека. Марс — это не иное с его спецификой. Марс — это прошлое человека и цивилизации, к которой он принадлежит. Пытаясь колонизировать «красную планету», человек сталкивается со своим прошлым и терпит духовную катастрофу. Но режиссер идет дальше: он отправляет марсианина на Землю (поворот, что у Бредбери абсолютно отсутствует), где тот в итоге признан своим и даже родным. В этом моменте фильм окончательно перестает быть мало-мальски вразумительным. Оказывается, что чувство исторической вины легко подменяется конформистским принятием эрзаца, замены и подмены как своего.

    И ладно, если бы еще это было талантливо снято. Нет, фильм представляет собой типичную эпигонскую версию языка киномодерна: напыщенные диалоги и монологи (всегда еще что-то значащие помимо своего значения), абсолютно условное и малобюджетное пространство-время, отрывочное появление на экране хороших актеров, которым почти нечего играть. Нас все время хотят убедить, что перед нами какое-то значительное высказывание «о времени и о себе», но это не так. Попытка приспособить яркое литературное произведение под запросы конца 1980-х оборачивается совершенно невразумительным творческим результатом.

    16 января 2014 | 00:58

    Уже после получасового просмотра начинаешь задавать себе вопрос: а что, собственно, происходит? что до нас хотят донести?

    Фильм лишен целостного сюжета; мы видим отдельные сцены, связанные общими действующими лицами, обстановка же при этом меняется. Кто-то кого-то благословляет, кто-то кого-то убивает (а потом убитые оказываются живыми и являются к своим палачам), кто-то что-то расследует. Упоминаются Земля, какие-то планеты, экспедиции…

    В фильме заняты блестящие актеры, в основном прибалтийские, — Юозас Будрайтис, Донатас Банионис, Альгис Матулёнис, Микк Микивер, Ингеборга Дапкунайте. Большие роли также у Андрея Болтнева и Армена Джигарханяна. Какого-то одного главного героя в фильме явно нет: все вышеперечисленные и еще некоторые другие актеры как бы одновременно на главных ролях. Они либо произносят что-то замогильными голосами, либо истерически выкрикивают. Звучат риторические вопросы и метафизические утверждения… И по-прежнему ничего не понятно, хотя, как нас предуведомляют в начале фильма, это — по «Марсианским хроникам» Рея Брэдбери!..

    И всё-таки в этом странном «черном» киноповествовании армянского режиссера Сурена Бабаяна что-то есть, хотя выразить это словесно, рассудочно очень трудно!.. Но, во всяком случае, нет ощущения, что нам предложили неудачное, провальное кино, когда постановщик замахнулся на что-то очень большое, а в итоге получился нескладный, пафосный выкидыш… Может быть, это произведение надо воспринимать как-то иначе — только чувствами — как поток образов? Принимать и не задавать «умных» вопросов?..

    8 из 10

    10 июля 2018 | 12:36

    Совершенно дичайший армянский арт-хаус по мотивам «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери. Впрочем, возможно, что его произведения и нужно экранизировать только лишь в виде таких вот крышесносящих вольных интерпретаций. Ведь все книги Брэдбери это по сути философские притчи, наполненные аллегориями и неподдающиеся рациональному анализу.

    На протяжении всего фильма вас не будет покидать ощущение, что диагноз «неизлечимая шизофрения» можно отнести не только к героям картины, но и к режиссеру со сценаристом. Особенно дико выглядят жирные бородатые армянские актеры в нелепых белых одеждах, изображающие американских астронавтов. Они бормочут какую-то ахинею, лишь отдаленно напоминающую авторский текст и катаются по Марсу на велосипедах в смешных блестящих касках и черных сварочных очках.

    В общем, это будут не самые скучные полтора часа вашей жизни. Одно несомненное достоинство у этого фильма все-таки есть: вам непременно захочется перечитать «Марсианские хроники».

    8 февраля 2017 | 22:10

    Заголовок: Текст: