всё о любом фильме:

Тихий Дон

год
страна
слоган«The epic film based on Mikhail Sholokhov's classic novel in COLOR»
режиссерСергей Герасимов
сценарийСергей Герасимов, Михаил Шолохов
директор фильмаЯков Светозаров
операторВладимир Рапопорт
композиторЮрий Левитин
художникБорис Дуленков, Мариам Быховская, Константин Урбетис
монтажНина Васильева
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  46.9 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время350 мин. / 05:50
Бессмертный роман Михаила Шолохова, отмеченный Нобелевской премией и вошедший в число наиболее ярких произведений мировой литературы, рассказывает о трагической ситуации, сложившейся в России в начале ХХ века, о сломанных Первой мировой войной и революцией судьбах людей, о крушении устоев и идеалов донского казачества, о личной трагедии главного героя — Григория Мелехова.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноименному роману Михаила Шолохова.
    • Первый зритель, которому показали только что смонтированный фильм, был сам Михаил Шолохов.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1958 году.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 115 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Уж больше полувека прошло с выхода данного фильма, а и поныне он является лучшей экранизацией романа Шолохова, как в силу собственных достоинств, так и в силу паршивости соперников.

    А ведь задача не из простых: ужать целый роман в один фильм (пусть и трёхсерийный). Нынешних сериалов ввиду тогдашней слаборазвитости телевидения не было, вот и пришлось впихивать невпихуемое. И Сергей Герасимов хорошо справился с данной задачей.

    Да, многое пришлось опустить, но саму суть романа Герасимов сохранил и перенёс на экран. Это не только история семьи Мелеховых — это ещё и жизнеописание казацкого Дона в лихие непредсказуемые годы, запечатлённое талантливым самородком Шолоховым.

    Отличные декорации. Внимание к деталям. Прописанное поведение персонажей. Прекрасные актёры. Внушительная массовка. Ощущение масштабности и в то же время своего, личного. Конечно, сейчас смотрится несколько иначе, чем в те годы, но, признаюсь, и поныне впечатляет. Блин, да здесь даже статисты колоритные и заметно оживляют фон!

    Под стать и актёры. Конечно, нынче, играют они немного театрально, но это лишь примета времени. К тому же, учитывая стеснённый хронометраж проще не тратить драгоценные минуты на раскрытие образа, а сконцентрировать до некоторого перебора чувства, эмоциональность. И если я кого и представлял иначе, то, всё равно, принимаю трактовку Герасимова. Конечно же, Аксинья Быстрицкой — это прямо-таки бриллиант, точное попадание в образ. Не будем, конечно, забывать о предшественнице — Эмме Цесарской, которая довольно близко подобралась к книжному образу, но там и кино другое…

    И, тем не менее, у меня есть две претензии.

    Я не хочу говорить, что «книга — лучше», просто потому, что «лучше» сделать невозможно, уж больно объёмный некиношный материал. Но заметить должен, что фильм стоит смотреть после прочтения романа Шолохова. Дело в том, что фильм как бы поделён на ряд сцен с несколько резкими переходами, да и многое пришлось ужать в угоду хронометражу. Из-за чего фильм выглядит обрывчатым, фрагментарным, а большое количество персонажей с самого начала могут невольно запутать неподготовленного зрителя. Для меня экранизация должна быть самодостаточной, и Герасимову не совсем удалось справиться в этом плане. Но, опять же — хронометраж…

    И вторая претензия — Пётр Глебов. Нет, дело не в игре, а в возрасте, поначалу это сильно бросается в глаза. В дальнейшем, после пережитых событий, возраст даже играет на руку образу, но, всё равно… Тем паче, в предыдущей экранизации уже был отличный пример — Андрей Абрикосов. Эх, если бы его, такого же молодого, оттуда выдернуть, да в фильм данный вставить…

    И тем не менее, несмотря на почтенный возраст, впихивание в ограниченный хронометраж и возраст Глебова, фильм и поныне смотрится достойно. Есть эпичность, есть сам роман, есть поднятые насущные вопросы, есть реконструкция тогдашнего образа жизни, есть… да много чего есть. И покамест не то что нет равной экранизации — даже близко подобраться никто не сумел.

    8 из 10

    8 декабря 2016 | 11:44

    «Тихий Дон» — советская экранизация 1957 года и мой любимый фильм, снятый по бессмертному роману Михаила Шолохова. Эта военная драма хорошо и правдоподобно отражает сам сложный и большой роман «Тихий Дон». В этом фильме все показано именно так, как я и представлял себе, когда читал книгу. Сия экранизация несомненно, знаковая, и не посмотреть ее, означает действительно потерять многое.

    В этом фильме нам показали, как Война отразилась на обычной семье, и что каждый пострадал. Акцент в этой истории делается на жизнь Григория Мелехова. Мы видим, через что ему пришлось пройти, что понять, и к чему прийти…

    Фильм очень сильный, и при некоторых сценах даже мурашки по коже бегают.

    Петр Глебов в роли Григория Мелехова смотрелся шикарно. Именно его роль была ключевая и самая сложная. Вся его жизнь у нас на ладони, и мы видим, через что он прошел и что пережил, и это невероятно драматично. Элина Быстрицкая мне нравилась больше всех в этой драме. Ее роль Аксиньи была тоже очень сложная и противоречивая, но Быстрицкая справилась с ней на ура, и от ее Аксиньи просто невозможно оторваться. Наташу мне всегда было жаль больше всех. Она была такая милая и добрая, но у нее была сложная и печальная судьба. Зинаида Кириенко сыграла свою Наташу чудесно: весьма правдоподобно и эмоционально. Покорила меня и Людмила Хитяева в роли горячей Дарьи, которой палец в рот не клади, и ее героиня была настоящая личность и мечта многих мужчин.

    Про этот фильм можно долго говорить, но его нужно просто посмотреть. Эта драма трогает до глубины души, и реалистично передает все события того времени и героев. Перед нами достойная и сильная советская драма. Посмотрите «Тихий Дон» и откройте для себя лучик света в то время, историю которого так хорошо нам преподнес в своем романе Шолохов, а в 1957 году нам так достойно это все показали в данной экранизации.

    Фильм мирового масштаба! Смотреть обязательно!

    10 из 10

    5 декабря 2016 | 18:38

    Складывается ощущение, что съемочная группа, перво-наперво, поставила себе цель потерять минимум шолоховского текста. И оттого был выбран характерный для литературного жанра баллады вершинный тип композиции — когда долгое развитие действия остается за кадром, а показывается только его итог, кульминация, апогей. В результате все шесть часов картины сложены из коротеньких, емких и лаконичных сцен, которые очень весело смотрятся. Все красочно, колоритно, самобытно — как лубочные картинки в книге «Русские народные сказки» или как документальная передача про жизнь аборигенов на канале Discovery. Вы не подумайте, это комплимент — нудности и затянутости здесь действительно не встретить, чему во многом способствует отсутствие закадрового голоса, без которого современные экранизации классики ну никак не могут обойтись. С ним-то, разумеется, легче — так что режиссеру Сергею Герасимову респект.

    Правда, лихая скорость в «среднем течении» «Тихого Дона» — это здорово. А вот начало и финал, на мой взгляд, не очень удались. В концовке, хотя оркестр и ревет, как полагается, шолоховский уровень эпичности не достигнут — я не увидел ни знаменитое «черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца», ни акцента на том, что сын — последнее, что роднило Григория «с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

    Что касается начала, то уже на 15-й минуте Аксинья восклицает: «За всю жизнь горькую отлюблю!» В книге к этому моменту позади добрая сотня страниц, и, в общем, можно понять, какая у нее жизнь — не позавидуешь. Но за 15 минут сложно вчувствоваться, и такой надрыв выглядит немного ненатуральным. По большому счету, это ощущение не покидает весь фильм (просто потом к нему привыкаешь) — в целях большей емкости и лаконичности, актеры демонстрируют сгущенные эмоции, как бывает сгущенное молоко, в романтическом духе (неслучайно баллада — жанр эпохи романтизма). Вот и получается, что Шолохов вроде бы писал реалистический роман, а у Герасимова образы Григория и Аксиньи ничуть не реалистические в своей титанической страстности.

    Увы, моя критика несправедлива — в 50-х фильм (тем более такой мощный) априори воспринимался как чудо, сейчас же этого добра навалом, потому и требования выше. Вообще «Тихий Дон» — хороший пример того, что старые фильмы хороши как искусство — но искусство т. н. «вторичного стиля», создающее особый мир по своим эстетическим законам, уводящее от реальности. Достоверное воспроизведение действительности им, увы, не под силу.

    И все же, как ни подмечай недостатки, а «Тихий Дон» увлекает — общая эпичность содержание берет свое. Гражданская война, конфликт чувства и долга — эти темы никогда не устареют. К слову, удивило: для своего года выпуска картина совсем не ангажирована идеологически. Что очень приятно, ведь суть романа — не торжество какой-либо из двух правд, «белой» или «красной», а судьба, переживания людей, попавших в жернова политической борьбы. Они бы и рады соблюдать нейтралитет, да кто их спросит…

    Напоследок не могу не впечатлиться тем, какой труд проделали актеры, образы которых хоть и романтические, но выдержанные и без перегибов. Вообще, свыкнувшись с налетом театральности, можешь оценить ее по достоинству — например, в пронзительной сцене смерти Натальи. К слову, эта героиня вызывает больше всего сопереживания по книге, и здесь это сохранено. Да и всем остальным можно посочувствовать: не дай Бог жить в такие годы — сплошная полоса несчастий (я бы даже сравнил роман Шолохова с античной трагедией, где в жизнь семьи вторгается злой рок и разрушает ее до основания). Оглядываясь назад, можно сказать, что самым счастливым моментом для семьи Мелеховых стал приезд Григория из армии с подарками, когда старики красовались перед зеркалом, примеривая их и подтрунивая друг над другом. Стоит ли ради такого момента прожить полную испытаний и тягот жизнь? Да, пожалуй.

    8 из 10

    22 марта 2013 | 13:18

    Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» — один из основных столпов русской литературы. Экранизация такой (не побоюсь этого слова) махины, требовала соответствующего подхода. И с этой сверхзадачей Сергей Герасимов справился блестяще!

    Гений режиссера создал полотно «на все времена», которое подобно мощному локомотиву, отправившись из «оттепельных» пятидесятых, промчалось сквозь советскую эпоху, проложило путь через лихое безвременье девяностых и наконец прибыло к перрону нынешнего «антигероического» периода. Картина с тех пор не только не утратила своей мощи, но и пожалуй приобрела новые смыслы.

    Сегодня, мечущийся между гигантскими жерновами истории Григорий Мелехов, нам близок и понятен. Герасимов мастерски прописал линии шолоховских героев в своем киноромане. Немалый вклад внес и сам автор романа.

    Впечатляет достоверность киногероев — однозначно, такого сходства со своими литературными прототипами, встретишь нечасто. Образ Пантелея Прокофьевича, созданный Даниилом Ильченко, Григория Мелехова сыгранного Петром Глебовым, Аксиньи исполненной Элиной Быстрицкой — врезаются в память, заставляя сопереживать и размышлять. Стоит отметить, что Герасимов сместив в некоторых местах акценты в своей кинотрилогии, не обескровил роман, а даже в какой то степени дополнил его, визуально выделил некоторые сюжеты. Вспомнить хотя бы эпизод, когда Григорию сидящему у могилы любимой женщины, проходящий казак предлагает пойти искать «легкую жизнь».

    - Легкую жизнь? — спрашивает Григорий и лицо его сминается морщинами, а глаза наполняются бесконечным отчаянием и болью.

    Гениально подана концовка фильма, где состояние души Мелехова передано через окружающую природу и предметы: скованная льдом река, покосившийся плетень, осевшие без хозяйской руки хаты. И надежда, без которой финал выглядел бы беспросветно — встреча с сыном…

    10 из 10

    12 декабря 2011 | 19:48

    Возможно, если бы я не читала книгу, то моя оценка была бы выше…

    Я понимаю, что «Тихий Дон» Герасимова — это легенда советского кино, мегамасштабная картина, отличные съемки, но все так… по-советски «зализано».

    У Шолохова реалистичность просто зашкаливает — описание войны такое, что шевеляться волосы на голове, произведение просто пропитано болью, кровью, страхом, любовью, ненавистью… А в картине этого нет: солдаты играют в войнушку, фальшиво падают, чистые и выбритые, у женщин в поле белоснежные платки и искусственно заломленные руки по поводу и без…

    Главное отличие — книга тревожит душу, не единожды вызывая слезы и смех, а фильм нет.

    5 из 10

    29 октября 2009 | 10:46

    Роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» — один из немногих случаев заслуженного вручения Нобелевской премии по литературе. Великая эпопея о трагедии рубежа веков — трагедии войны империалистической, трагедии революций, трагедии Гражданской войны.

    Как это передать на экране?

    Задача более чем непростая. Так получается, что чтобы перенести эпопею на киноэкран, приходится делать нелёгкий выбор: на что делать упор, а на что нет? Так, при более поздней экранизации «Войны и мира» С. Бондарчук решил сделать упор на военной части повествования, а мирные перипетии урезать до минимума.

    Иначе распорядился Сергей Герасимов.

    Ощутимая часть романа Шолохова посвящена войне — сначала Первой мировой, потом Гражданской. Шолохов создаёт жуткие, предельно натуралистичные картины гибели людей. Проявляется он здесь и в качестве историка — например, при восстановлении в романе исторической правды о Вешенском мятеже.

    У Герасимова оставлены только самые ключевые сцены военных столкновений (первый бой Гришки Мелехова, сражения, где гибнут Анна и Петро). Основное внимание уделено Мелеховскому двору.

    Быт казачьего сословия реконструирован в фильме 1957 года с потрясающим вниманием к каждой детали. Это первый действительно интересный момент.

    Второе — личный контроль над созданием картины самого Шолохова. Такое, согласитесь, бывает редко.

    Тем не менее, есть в фильме определённые шероховатости (куда ж, в конце концов, без них?), пусть их и немного.

    1. Гришка Мелехов, точнее, его возраст. Если П. Глебов смотрится вполне хорошо в последней серии, где за плечами его героя уже немалый жизненный путь, то в первой части немолодость бросается в глаза. Хотя типаж, конечно, редкий. Несоответствие возраста (которое на экране, увы, не скрыть) есть ещё у нескольких персонажей.

    2. Общие условности фильмов 1950-х годов. Это и местами чрезмерная экспрессия актёрской игры (хотя именно в этом фильме для 1950-х нестандартно много житейских интонаций), и нарочито гремящий за кадром оркестр (скажем, в сцене, где Степан Астахов возвращается домой и не находит там Аксинью, громких симфонических завываний могло и не быть).

    3. Из литературной тетралогии получалась кинематографическая трилогия. Многое пошло под нож, и этого многого безумно жаль. Есть здесь и тот же минус, что и в «Войне и мире» — пояснения по ходу действия минимальные, и некоторые места и персонажи просто ставят в тупик своим появлением. К счастью, таких моментов очень мало, и кино смотрится хорошо.

    Да. «Тихий Дон» — это просто хороший фильм — хороший и сам по себе, и как экранизация Шолохова.

    Никакого сравнения нет ни с совершенно блёклой киноверсией «Поднятой целины» (1959), ни с чудовищным «Тихим Доном» С. Бондарчука (1993).

    10 ноября 2009 | 08:59

    Предупреждение: данная рецензия содержит спойлеры (частичное раскрытие сюжета). Если Вы не смотрели фильм и не читали книгу, подумайте, прежде чем прочитать статью.

    «Тихий Дон» Сергея Герасимова остается на сегодняшний день лучшей экранизацией романа-эпопеи Михаила Шолохова. Трехсерийный фильм наиболее точно передает атмосферу книги, рассказывает о переломном времени истории России, когда рушился многовековой уклад жизни, когда ломались судьбы и обесценивалась человеческая жизнь. Перед зрителем предстает картина казачьей жизни, ее традиции, быт.

    Не смотря на огромное количество персонажей, центральным является образ Григория Мелехова, на роль которого был приглашен не самый известный, но талантливый актер Петр Глебов. Даже не смотря на то, что Глебов отчасти был уже стар для этой роли, он смог передать характер Мелехова, показать его трагическую судьбу скитальца и «правдоискателя». Григорий в самом начале истории оказывается на перепутье — он влюбляется в замужнюю женщину, Аксинью Астахову, ради которой готов бросить дом, родителей, молодую жену Наталью.

    Образ Аксиньи воплотила Элина Быстрицкая. Во время кастинга, она признавалась режиссеру, что давно хотела играть эту роль красивой, сильной, волевой казачки, готовой на все ради любимого мужчины. Наталью сыграла актриса Зинаида Кириенко, наиболее полно передавшая второй главный женский образ верной, любящей, но страдающей жены Григория.

    Прочие актеры сыграли на должном уровне. Стоит отметить игру Даниила Ильченко, сыгравшего Пантелея Прокофьича — отца Григория. Столь малочисленный юмор, уже не столь актуальный сегодня, присутствует в фильме благодаря ему.

    Герасимов весьма точно передал атмосферу фильма, о чем говорил сам М. А. Шолохов. Но проблема всех экранизаций — урезанный сюжет — не обошла и эту картину. Большую часть развитий сюжета второго тома вырезали. Стоит отметить, что главным действующим лицом во второй книге был не столько Григорий Мелехов, сколько Илья Бунчук. Его роль в фильме менее значительна. Также не нашла своего развития любовная линия между Бунчуком и Анной, она показана лишь вкратце. Но много ли потеряла современная аудитория от вырезанных эпизодов второй книги? Скорее всего нет, ибо в ней большое внимание уделяется революциям, чьи причины и следствия не являются интересными зрителю, тормозящие сюжет.

    Зато очень четко и правдоподобно разыграны события мировой и Гражданской войн. Все батальные сцены являются эталоном качественной постановки, они до сих пор производят впечатление даже на искушенного зрителя. Детально показан первый бой, в котором участвовал Григорий, длительная окопная жизнь солдат, волнующая сцена казни отряда Подтелкова. Однако убийство Петра не вызывает тех переживаний за героя, которое смог передать Бондарчук в своей поздней, менее удачной телеверсии. Не до конца раскрыта сцена переговоров красных и делегацией предводителей донского казачества во главе с Калединым. Но все эти недостатки не сильно портят общее впечатление от картины.

    Но в чем же трагедия Григория Мелехова — главного персонажа фильма. Это не только трагедия личности, оказавшейся под давлением хода истории и событий. Это трагедия целого поколения! Мелехов оказался одним из многих, чья судьба была искалечена жестокостью происходивших событий, чей путь истины вел во тьму, в утрату веры в народ и в себя. Фильм, как и книга заканчивается возвращением Григория к своему полуразрушенному войной дому, к родному сыну, почти единственному, кто остался у него из близких. Однако восстановиться ли покой в душе Мелехова, измученной войнами, революциями и страданием? Станет ли его новая жизнь подобно размеренному течению тихого Дона, мы уже никогда не узнаем.

    20 апреля 2011 | 21:21

    К сожалению, до сих пор не было ни возможности, ни времени прочитать роман, поэтому не могу судить, насколько фильм близок идее книги.

    Но одно я могу сказать точно: это один из сильнейших советских фильмов, которые я видела. Я была поражена:так глубоко он меня тронул.

    По-моему, Сергей Герасимов мастерски сумел передать как русский дух, так и противоречивость души главного героя, его метания, страдания. Этому поспособствовали и прекрасные актеры, которые своей замечательной игрой помогли нам перенестись в те нелегкие времена.

    С нетерпением жду начала чтения книги, потому что если экранизация заставила меня и плакать, и волноваться, и смеяться-переживать все события вместе с героями, то, что можно говорить о самом произведении, уверена: Шолохов не зря получил за него Нобелевскую премию!

    10 из 10

    4 ноября 2010 | 12:38

    Знаменитый фильм-эпопея Сергея Герасимова — одно из выдающихся произведений отечественного кинематографа. Картина с большой художественной силой и достоверностью воссоздает драматические события, связанные с установлением советской власти на Дону и разрушением векового уклада жизни русского казачества на переломных этапах истории России в начале XX века.

    В станице Вешенской живет казак Григорий Мелехов. Он влюблен в Аксинью. Но по настоянию отца он вынужден жениться на другой девушке. Молодая жена, после того как узнает о его любви к Аксинье, уходит из дома. Незадолго до войны уходят из хутора и Григорий со своей возлюбленной. На австрийском фронте он узнает, что царь отрекся от престола, и война закончилась. Он спешит домой, где его должна ждать Аксинья…

    20 июня 2007 | 23:35

    Шолохов написал прекрасную вещь. Роман, который отражает целую эпоху нашей истории, истории страны. Наверное, можно долго и много спорить о чем же это произведение. В нем раскрываются многие проблемы, задается много вопросов и дается ответов. Но, наверное, главным в этом рассказе, все-таки, является сама революция, которая поссорила народ, отправила братьев по разные стороны баррикад, принесла смерть и горе в семьи и затуманила головы людей.

    Кино, конечно же, очень масштабное. И надо отдать должное Герасимову, который подошел к работе очень ответственно. Фильм качественный, с отличными актерами, которые показывают потрясающую игру.

    Фильм нужно обязательно посмотреть! Очень хорошая экранизация замечательного произведения.

    30 июля 2012 | 21:43

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>