всё о любом фильме:

Тихий Дон

год
страна
слоган«The epic film based on Mikhail Sholokhov's classic novel in COLOR»
режиссерСергей Герасимов
сценарийСергей Герасимов, Михаил Шолохов
директор фильмаЯков Светозаров
операторВладимир Рапопорт
композиторЮрий Левитин
художникБорис Дуленков, Мариам Быховская, Константин Урбетис
монтажНина Васильева
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  46.9 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время350 мин. / 05:50
Бессмертный роман Михаила Шолохова, отмеченный Нобелевской премией и вошедший в число наиболее ярких произведений мировой литературы, рассказывает о трагической ситуации, сложившейся в России в начале ХХ века, о сломанных Первой мировой войной и революцией судьбах людей, о крушении устоев и идеалов донского казачества, о личной трагедии главного героя — Григория Мелехова.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноименному роману Михаила Шолохова.
    • Первый зритель, которому показали только что смонтированный фильм, был сам Михаил Шолохов.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1958 году.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 108 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» — один из немногих случаев заслуженного вручения Нобелевской премии по литературе. Великая эпопея о трагедии рубежа веков — трагедии войны империалистической, трагедии революций, трагедии Гражданской войны.

    Как это передать на экране?

    Задача более чем непростая. Так получается, что чтобы перенести эпопею на киноэкран, приходится делать нелёгкий выбор: на что делать упор, а на что нет? Так, при более поздней экранизации «Войны и мира» С. Бондарчук решил сделать упор на военной части повествования, а мирные перипетии урезать до минимума.

    Иначе распорядился Сергей Герасимов.

    Ощутимая часть романа Шолохова посвящена войне — сначала Первой мировой, потом Гражданской. Шолохов создаёт жуткие, предельно натуралистичные картины гибели людей. Проявляется он здесь и в качестве историка — например, при восстановлении в романе исторической правды о Вешенском мятеже.

    У Герасимова оставлены только самые ключевые сцены военных столкновений (первый бой Гришки Мелехова, сражения, где гибнут Анна и Петро). Основное внимание уделено Мелеховскому двору.

    Быт казачьего сословия реконструирован в фильме 1957 года с потрясающим вниманием к каждой детали. Это первый действительно интересный момент.

    Второе — личный контроль над созданием картины самого Шолохова. Такое, согласитесь, бывает редко.

    Тем не менее, есть в фильме определённые шероховатости (куда ж, в конце концов, без них?), пусть их и немного.

    1. Гришка Мелехов, точнее, его возраст. Если П. Глебов смотрится вполне хорошо в последней серии, где за плечами его героя уже немалый жизненный путь, то в первой части немолодость бросается в глаза. Хотя типаж, конечно, редкий. Несоответствие возраста (которое на экране, увы, не скрыть) есть ещё у нескольких персонажей.

    2. Общие условности фильмов 1950-х годов. Это и местами чрезмерная экспрессия актёрской игры (хотя именно в этом фильме для 1950-х нестандартно много житейских интонаций), и нарочито гремящий за кадром оркестр (скажем, в сцене, где Степан Астахов возвращается домой и не находит там Аксинью, громких симфонических завываний могло и не быть).

    3. Из литературной тетралогии получалась кинематографическая трилогия. Многое пошло под нож, и этого многого безумно жаль. Есть здесь и тот же минус, что и в «Войне и мире» — пояснения по ходу действия минимальные, и некоторые места и персонажи просто ставят в тупик своим появлением. К счастью, таких моментов очень мало, и кино смотрится хорошо.

    Да. «Тихий Дон» — это просто хороший фильм — хороший и сам по себе, и как экранизация Шолохова.

    Никакого сравнения нет ни с совершенно блёклой киноверсией «Поднятой целины» (1959), ни с чудовищным «Тихим Доном» С. Бондарчука (1993).

    10 ноября 2009 | 08:59

    «Тихий Дон» — советская экранизация 1957 года и мой любимый фильм, снятый по бессмертному роману Михаила Шолохова. Эта военная драма хорошо и правдоподобно отражает сам сложный и большой роман «Тихий Дон». В этом фильме все показано именно так, как я и представлял себе, когда читал книгу. Сия экранизация несомненно, знаковая, и не посмотреть ее, означает действительно потерять многое.

    В этом фильме нам показали, как Война отразилась на обычной семье, и что каждый пострадал. Акцент в этой истории делается на жизнь Григория Мелехова. Мы видим, через что ему пришлось пройти, что понять, и к чему прийти…

    Фильм очень сильный, и при некоторых сценах даже мурашки по коже бегают.

    Петр Глебов в роли Григория Мелехова смотрелся шикарно. Именно его роль была ключевая и самая сложная. Вся его жизнь у нас на ладони, и мы видим, через что он прошел и что пережил, и это невероятно драматично. Элина Быстрицкая мне нравилась больше всех в этой драме. Ее роль Аксиньи была тоже очень сложная и противоречивая, но Быстрицкая справилась с ней на ура, и от ее Аксиньи просто невозможно оторваться. Наташу мне всегда было жаль больше всех. Она была такая милая и добрая, но у нее была сложная и печальная судьба. Зинаида Кириенко сыграла свою Наташу чудесно: весьма правдоподобно и эмоционально. Покорила меня и Людмила Хитяева в роли горячей Дарьи, которой палец в рот не клади, и ее героиня была настоящая личность и мечта многих мужчин.

    Про этот фильм можно долго говорить, но его нужно просто посмотреть. Эта драма трогает до глубины души, и реалистично передает все события того времени и героев. Перед нами достойная и сильная советская драма. Посмотрите «Тихий Дон» и откройте для себя лучик света в то время, историю которого так хорошо нам преподнес в своем романе Шолохов, а в 1957 году нам так достойно это все показали в данной экранизации.

    Фильм мирового масштаба! Смотреть обязательно!

    10 из 10

    5 декабря 2016 | 18:38

    Очень тяжело описать свои впечатления в рамках короткого отзыва. Это относится к любому фильму-шедевру. А фильм «Тихий Дон» -это больше чем шедевр.

    В первую очередь, если уж браться за экранизацию произведений, подобных уровню романа-эпопеи Михаила Шолохова, нужно как минимум сохранить достоверность и основную идею романа. Если же фильм по произведенным им впечатлениям не уступает впечатленям, вызванным после прочтения романа-то кино удалось. Лично у меня впечатления в некоторых моментах фильма вызывали даже большие эмоции, нежели аналогичные эпизоды, прочитанные в романе. Но обо всем по порядку.

    Несколько слов о соответствии. Что ж, оно оказалось абсолютно точным. Далее-место съемок и воспроизведенная атмосфера в фильме. Съемки производились в настоящих ростовских станицах, в тех местах, где реально происходили события времен гражданской войны. Подбор актеров? Превосходный! Говорят, в их отборе к данной картине лично принимал участие сам Шолохов. Как они сыграли? Их игра была великолепна. Бесподобна. Гениальна! Причем игра каждого, даже эпизодического героя! Станиславски говорил, что зритель должен «поверить» актеру-и это будет высшая оценка его игры. Почти сразу же после начала просомтра фильма я уже не видел актеров-я видел настоящих живых героев той эпохи, проникнулся атмосферой донской казачьей жизни. Гениальному режиссеру Сергею Герасимову удалось все -начиная с казачьего говора и заканчивая потрясающими по накалу эмоциональными сценами вроде финальной, где Григорий Мелехов возвращается в родной хутор.

    Петр Глебов в роли Григория бесподобен. Он сумел полностью раскрыть образ своего книжного прототипа. Элина Быстрицкая- как же блестяще она спрвилась с ролью красавицы и роковой женщины! Отдельных слов заслуживает достоверность воссоздания фактуры казацких женщин того времени- совсем другое время, и совсем другие типажи.

    Почему этот фильм является шедевром? Да потому что в нем есть ВСЕ! Любовь, ненависть, страсть, борьба. Накал страстей достигает тут поистине эпического масштаба. Создан фильм, совершенно неожиданно(как и книга) неполитизированный, в котором главный герой не относится ни к «красным»,ни к «белым». Здесь показан человек, который хотел найти правду, справедливость, счастье и любовь. Гражданская война-это брат на брата, сын на отца. За эфемерными идеологическими целями людьми были забыты дружба, родство, и просто человечность. Казалось бы, люди, выросшие бок о бок, никогда не начнут уничтожать друг друга, но эти узы были разорваны идеологическим популизмом с обеих сторон. Метания, растерянность людей-все это было в полной мере отражено в «Тихом Доне». Но тем не менее человек должен всегда оставаться человеком. Таким и пытался быть Григорий Мелехов, отчаянно пытавшийся найти правильный путь, но его, это правильного пути, просто не существовало. И жизнь жестоко отплатила ему за это его стремление. Гораздо легче было большинству других людей, не пытавшихся осмыслить весь ужас происходящего, а забив свою голову лозунгами, они оправдывали ими свои поступки, приводившие к уничтожению друг друга.

    Описать все «сильные» сцены этой великой эпопей невозможно. Просто потому, что их настолько много в картине, что обсуждать их можно часами. На мой же взгляд, «Тихий Дон»-величайший фильм не только советского, но и всего мирового кинематографа. Этот фильм-эпопея -та картина, которая неподвластна времени, которая повествует о вечных человеческих ценностях, и которую вряд ли кто-то сможет когда-нибудь поставить на таком высочайшем режиссерском уровне.

    22 сентября 2009 | 22:12

    Возможно, если бы я не читала книгу, то моя оценка была бы выше…

    Я понимаю, что «Тихий Дон» Герасимова — это легенда советского кино, мегамасштабная картина, отличные съемки, но все так… по-советски «зализано».

    У Шолохова реалистичность просто зашкаливает — описание войны такое, что шевеляться волосы на голове, произведение просто пропитано болью, кровью, страхом, любовью, ненавистью… А в картине этого нет: солдаты играют в войнушку, фальшиво падают, чистые и выбритые, у женщин в поле белоснежные платки и искусственно заломленные руки по поводу и без…

    Главное отличие — книга тревожит душу, не единожды вызывая слезы и смех, а фильм нет.

    5 из 10

    29 октября 2009 | 10:46

    Я не думаю, что когда-нибудь и где-нибудь в какой-либо точке Вселенной можно поставить экранизацию «Тихого Дона» лучше, чем это сделал Сергей Герасимов. А все почему? Потому что на экране мы видим не просто игру актеров, а по-настоящему проживаемую драму героев. Это полная самоотдача работе, полное «вшивание» персонажа в самого себя — и так практически у каждого исполнителя своей роли. Не зря их Сергей Апполинариевич так гонял на съемках!

    А то, что сделал Сергей Федорович Бондарчук (Царство ему небесное) с романом — это, извините, издевательство. Он, конечно, великий режиссер, но не стоило браться за «Дон» — еще и с привлечением иностранщины. Впрочем, не мне судить. Но ни Шолохов, ни герои бессмертного романа такого не заслужили…

    Возвращаясь к ленте Герасимова, хочется сказать вот еще что: эта работа выполнена с душой и на совесть, а значит, обречена на долгую и добрую славу. Несмотря на свой возраст и некую специфичность, экранизация смотрится очень живо и сейчас. Очень благодарна создателям и исполнителям за это творение, не менее великое, чем сам роман Михаила Александровича. Ныне так не могут работать, увы… Оценок ставить не буду, так как эта работа неоценима.

    11 марта 2013 | 10:07

    Шолохов написал прекрасную вещь. Роман, который отражает целую эпоху нашей истории, истории страны. Наверное, можно долго и много спорить о чем же это произведение. В нем раскрываются многие проблемы, задается много вопросов и дается ответов. Но, наверное, главным в этом рассказе, все-таки, является сама революция, которая поссорила народ, отправила братьев по разные стороны баррикад, принесла смерть и горе в семьи и затуманила головы людей.

    Кино, конечно же, очень масштабное. И надо отдать должное Герасимову, который подошел к работе очень ответственно. Фильм качественный, с отличными актерами, которые показывают потрясающую игру.

    Фильм нужно обязательно посмотреть! Очень хорошая экранизация замечательного произведения.

    30 июля 2012 | 21:43

    Сказать, что фильм хорош — не сказать, ровным счетом, ничего! Выразить свое мнение, вложив в него свои чувства и эмоции, просто невозможно! Для меня «Тихий Дон» — любовь на всю жизнь, любовь с первого слова и с первого взгляда…

    Влюбилась я в далекие школьные годы, проглотив за выходные одноименный роман Шолохова. Об экранизации я узнала немного позднее и, честно говоря, смотреть побаивалась, дабы не испортить впечатления от книги, поскольку, как правило, экранизация всегда уступает источнику, хотя, может быть, просто мне так не везет. Но мои опасения оказались совершенно напрасны. И если с другими работами в кино Быстрицкой и Кириенко я была знакома и эти прекрасно сыгранные роли ими лишь в очередной раз подчеркнули их талант и безусловный дар свыше, то Глебов стал для меня настоящим открытием! Я увидела того самого Григория, абсолютно точно воссозданный образ того, о ком читала…Ильиченко бесподобен, Хитяева чудо как хороша, здесь просто не ни одного Артиста, которым не восхищаешься!

    Удивительно тонкая и отчасти ювелирная работа режиссера — вместить столь масштабный эпос, охватывающий достаточно большой временной отрезок, в рамки фильма (не сериала). Очаровывает все — быт донского казачества, одежда, речь актеров. Все так, будто они и жили там и именно в то время. Пересматривая в очередной раз этот шедевр, ловишь себя на мысли, что снято то все «по-настоящему», без компьютерных технологий и от того те же военные сцены воспринимаются еще острее.

    Об этом фильме можно говорить бесконечно, но я, как человек влюбленный в него навсегда, возможно необъективна, поэтому просто посмотрите, может это будет и Ваша любовь?

    10 из 10

    7 января 2014 | 12:58

    Предупреждение: данная рецензия содержит спойлеры (частичное раскрытие сюжета). Если Вы не смотрели фильм и не читали книгу, подумайте, прежде чем прочитать статью.

    «Тихий Дон» Сергея Герасимова остается на сегодняшний день лучшей экранизацией романа-эпопеи Михаила Шолохова. Трехсерийный фильм наиболее точно передает атмосферу книги, рассказывает о переломном времени истории России, когда рушился многовековой уклад жизни, когда ломались судьбы и обесценивалась человеческая жизнь. Перед зрителем предстает картина казачьей жизни, ее традиции, быт.

    Не смотря на огромное количество персонажей, центральным является образ Григория Мелехова, на роль которого был приглашен не самый известный, но талантливый актер Петр Глебов. Даже не смотря на то, что Глебов отчасти был уже стар для этой роли, он смог передать характер Мелехова, показать его трагическую судьбу скитальца и «правдоискателя». Григорий в самом начале истории оказывается на перепутье — он влюбляется в замужнюю женщину, Аксинью Астахову, ради которой готов бросить дом, родителей, молодую жену Наталью.

    Образ Аксиньи воплотила Элина Быстрицкая. Во время кастинга, она признавалась режиссеру, что давно хотела играть эту роль красивой, сильной, волевой казачки, готовой на все ради любимого мужчины. Наталью сыграла актриса Зинаида Кириенко, наиболее полно передавшая второй главный женский образ верной, любящей, но страдающей жены Григория.

    Прочие актеры сыграли на должном уровне. Стоит отметить игру Даниила Ильченко, сыгравшего Пантелея Прокофьича — отца Григория. Столь малочисленный юмор, уже не столь актуальный сегодня, присутствует в фильме благодаря ему.

    Герасимов весьма точно передал атмосферу фильма, о чем говорил сам М. А. Шолохов. Но проблема всех экранизаций — урезанный сюжет — не обошла и эту картину. Большую часть развитий сюжета второго тома вырезали. Стоит отметить, что главным действующим лицом во второй книге был не столько Григорий Мелехов, сколько Илья Бунчук. Его роль в фильме менее значительна. Также не нашла своего развития любовная линия между Бунчуком и Анной, она показана лишь вкратце. Но много ли потеряла современная аудитория от вырезанных эпизодов второй книги? Скорее всего нет, ибо в ней большое внимание уделяется революциям, чьи причины и следствия не являются интересными зрителю, тормозящие сюжет.

    Зато очень четко и правдоподобно разыграны события мировой и Гражданской войн. Все батальные сцены являются эталоном качественной постановки, они до сих пор производят впечатление даже на искушенного зрителя. Детально показан первый бой, в котором участвовал Григорий, длительная окопная жизнь солдат, волнующая сцена казни отряда Подтелкова. Однако убийство Петра не вызывает тех переживаний за героя, которое смог передать Бондарчук в своей поздней, менее удачной телеверсии. Не до конца раскрыта сцена переговоров красных и делегацией предводителей донского казачества во главе с Калединым. Но все эти недостатки не сильно портят общее впечатление от картины.

    Но в чем же трагедия Григория Мелехова — главного персонажа фильма. Это не только трагедия личности, оказавшейся под давлением хода истории и событий. Это трагедия целого поколения! Мелехов оказался одним из многих, чья судьба была искалечена жестокостью происходивших событий, чей путь истины вел во тьму, в утрату веры в народ и в себя. Фильм, как и книга заканчивается возвращением Григория к своему полуразрушенному войной дому, к родному сыну, почти единственному, кто остался у него из близких. Однако восстановиться ли покой в душе Мелехова, измученной войнами, революциями и страданием? Станет ли его новая жизнь подобно размеренному течению тихого Дона, мы уже никогда не узнаем.

    20 апреля 2011 | 21:21

    К сожалению, до сих пор не было ни возможности, ни времени прочитать роман, поэтому не могу судить, насколько фильм близок идее книги.

    Но одно я могу сказать точно: это один из сильнейших советских фильмов, которые я видела. Я была поражена:так глубоко он меня тронул.

    По-моему, Сергей Герасимов мастерски сумел передать как русский дух, так и противоречивость души главного героя, его метания, страдания. Этому поспособствовали и прекрасные актеры, которые своей замечательной игрой помогли нам перенестись в те нелегкие времена.

    С нетерпением жду начала чтения книги, потому что если экранизация заставила меня и плакать, и волноваться, и смеяться-переживать все события вместе с героями, то, что можно говорить о самом произведении, уверена: Шолохов не зря получил за него Нобелевскую премию!

    10 из 10

    4 ноября 2010 | 12:38

    Знаменитый фильм-эпопея Сергея Герасимова — одно из выдающихся произведений отечественного кинематографа. Картина с большой художественной силой и достоверностью воссоздает драматические события, связанные с установлением советской власти на Дону и разрушением векового уклада жизни русского казачества на переломных этапах истории России в начале XX века.

    В станице Вешенской живет казак Григорий Мелехов. Он влюблен в Аксинью. Но по настоянию отца он вынужден жениться на другой девушке. Молодая жена, после того как узнает о его любви к Аксинье, уходит из дома. Незадолго до войны уходят из хутора и Григорий со своей возлюбленной. На австрийском фронте он узнает, что царь отрекся от престола, и война закончилась. Он спешит домой, где его должна ждать Аксинья…

    20 июня 2007 | 23:35

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>