« - Посмотри же на меня – я мёртв!
- Я называю это харизмой: в тебе есть что-то мрачное и таинственное»
Довольно редко современный кинематограф радует нас достойными зомби-комедиями. После незабываемого «Зомби по имени Шон» Эдгара Райта и забавных «Ночи живых придурков» Матиаса Динтера (оба 2004 года выпуска), пришлось ждать около пяти лет, чтобы вкусить «Добро пожаловать в Зомбилэнд» Рубена Флейшера и «Попали» Джэйка Уэста. Но жаждущий свежей киноплоти организм всё никак не мог насытиться. И вот, в 2011 году братья Бретт и Дрю Пирсы выпускают новое убойное зомби-муви «Мёртвоголовые». На него я наткнулся совершенно случайно, поперхнувшись сходным по сюжету, но очень пресным по исполнению «Мертвеходом» Керри Прайора. Сюжет фильма вращается вокруг двух разумных зомби, Майка и Брента, ставших жертвами тайного правительственного эксперимента. Они мыслят, чувствуют, любят, но необратимый процесс разложения, заметно отражающийся на внешности, всё же даёт о себе знать. Майк обнаруживает в своём кармане обручальное кольцо, которое он при жизни не успел отдать любимой девушке Элли. Решая во что бы то ни стало повидаться со своей возлюбленной, он вместе с Брентом отправляется в опасный, полный приключений, путь. Их ожидает множество интересных встреч, масса оторванных конечностей, дрессировка одного зомби, танец другого в костюме тюленя на встрече выпускников, увлекательный рассказ ветерана Вьетнама и многое другое.
Фильм запоминается захватывающим хорошо продуманным сюжетом, остроумными диалогами, забойным юмором и множеством комичных моментов. Приятным сюрпризом оказалась качественная проработка главных героев, их историй, характеров, образов и особенно грима. За ними интересно наблюдать зрителю, так как все они очень разные и каждый со своими привычками, мотивацией и правдой. Радует также умелое постепенное вплетение новых лиц в канву повествования. Особенно запомнились управляемый добродушный зомби-здоровяк Чииз, составивший компанию дуэту главных мертвяков, и водитель грузовика Клиф, любезно согласившийся подвезти ребят. И самым удивительным в данном случае выглядит то, что практически вся команда, работавшая над фильмом, включая главных исполнителей, дебютанты большого кино. И, по-моему, их дебют удался на славу. Помимо общей визуально-технической «съедобности», они наполнили своё детище простой, но очень грамотной моралью: ты живёшь, пока ты любишь, ты человек, покуда поступаешь по-человечески. Пусть даже у тебя отвалилась одна рука и изрядно сквозит через дырки в теле. Главное, что в твоей холодной груди бьётся обжигающе горячее любящее сердце, ведущее тебя к цели. Конечно, эта мораль частично растворяется в череде угарных шуток и гэгов фильма, но горделиво шествует 25-ым кадром весь хронометраж. Кино, изначально развлекательное, сделанное со старанием и большой любовью создателей, несёт в себе невероятный заряд позитива и является серьёзным претендентом на попадание в коллекцию любителей жанра, да и не только их. Даже если вам неинтересно, как своя же оторванная другом рука способна заменить удобную подушку для сна, как может себя вести отделённая от тела голова зомби, и насколько внутренности товарища могут оказаться крепче плетёного каната, юмор и жизнелюбие главных персонажей не оставит равнодушным никого, а некоторых даже заставит искренне сопереживать.
Конечно же фильм подобного качества не найдет признания среди критиков, которые ценят прежде всего соответствие каждой увиденной частички общей картины неким канонам, по которым должен сниматься тот или иной образчик. Не найдет он признания и среди тех, от кого жанр отвязной комедии бесконечно далек, для тех, кому важен смысл, спрятанный глубоко внутри. Но так ли важен поиск глубокого смысла, когда можно еще раз насладиться теми же самыми человеческими ценностями, только плавающими на поверхности? Просто взять, бросить всё и отдохнуть? А ведь именно это предлагает сделать своему зрителю комедия 'Мертвоголовые' - наплевать на устои, глубокую мораль, и просто наслаждаться нестандартной в общем-то ситуацией.
Многие сравнивают этот фильм с 'Шоном' Эдгара Райта, но сравнение, я считаю, в данном случае не совсем корректно. И та и другая картины используют в личных целях характерные для обычного зомби-муви ситуации и ходы - война выживших, действия правительства, тайные эксперименты.. Но в конечном этоге это два совершенно разных фильма, объединяемые одним жанром - 'комедия про зомби'.
Если в 'Шоне' обыгрывается ситуация, в которой люди - те же зомби, пока не найдут ради чего жить, то в данном случае мысль заключается скорее в том, что вырваться из безвыходной ситуации возможно всегда, даже тогда, когда ты приходишь к логической точке завершения всего и вся. Чтобы доказать это, режиссер бросает героев в одну безвыходную ситуацию за другой, и лишь человеческие качества внутри холодного тела помогают им справиться с любыми проблемами. Собственно, некоторые персонажи даже не замечают разницы между зомби и живым человеком, что говорит о многом. И если Шон искал свой пути среди мертвецов, то Майк и Брент - зомби среди живых, и они должны доказать, что они еще живы, иначе банальный рутинный мир сделает их мертвыми навсегда. И когда жизнь вокруг тебя кипит, как и прежде, а сам ты - разваливаешься и кровоточишь, всегда есть те, которые соберут тебя в единое целое и докажут - ты жив.
Остается только вопрос - почему комедия? Неужели нельзя было сделать эту необычную историю любви трагической и эффектной? Отвечу: Да, можно, но тогда лишь киноакадемики досмотрели бы подобное кино до конца и нашли тот смысл, который им и без того был бы известен. Важнее донести идею до простого человека, показать ему наглядно, что бывает, если перестаешь жить физически не перестаешь духовно. Поэтому фильм прост, но не лишен своего шарма, нужно только отринуть строгий оценивающий взгляд и расслабиться, вот тогда оценишь его по достоинству. Иногда нужно и отдыхать, друзья мои, но всегда помнить, что в каждой шутке есть доля шутки, а всё остальное - правда.
Убойная зомби комедия, не уступающая по юмору фильму «Зомби по имени Шон»
Представьте, что на мир напали зомби, только вы оказались не в числе тех, кто забаррикадировался в здании, и считает себя выжившим, а Вы – зомби, разумный зомби, собственно вы такой же, какой были и при жизни, с чувствами, эмоциями, стремлению любить и быть любимым, только сейчас немного разлагаетесь, да еще теряете то руку, то еще какую либо часть тела. И вот вы встречаете среди толпы оживших мертвецов друга, ну собственно такого же разумного зомби, как и Вы, что тогда делать, когда помимо всех плюсов и минусов быть зомби, за вами еще начинают охоту зомбо - киллеры, которым как не доказывай что вы не кусаетесь, они все равно норовят прострелить вам голову, выход остается один бежать, но как? Надо выйти на дорогу и поймать случайный грузовичок с бесшабашным и веселым стариком, которому плевать на то что вы зомби, главное какое у вас сердце.
В фильме удачно переплетаются и юмор и захватывающий сюжет не отпускающий зрителя ни на секунду, и наверное это первое кино, где сочувствуешь и сопереживаешь именно зомби, как этому скромному здоровяку по прозвищу Чиз. Сама по себе реабилитация зомби у зрителя в современном кино не нова, но предшествующие работы малоизвестных режиссеров, а тем более комедии, часто напоминают примитивный коммерческий молодежный треш или полный, откровенный арт-хаус, как например у Брюс Ла Брюса, здесь же мы видим хорошо продуманное кино, с отличной работой всей команды начиная от гримеров заканчивая режиссерами, сценаристами и актерами. Фильм охватывает широкую аудиторию зрителя, и придется по вкусу как заядлому киноману, поклоннику жанра зомби-муви, так и простому зрителю на досуге решившему развлечь себя легкой, смешной, хорошей комедией.
Итог таков «Мертвоголовые» – это фильм о настоящей зомби дружбе и о настоящей любви, для которой нет преград, даже когда Вы зомби.