Тахир и Зухра

год
страна
слоган-
режиссерНаби Ганиев
сценарийАлексей Спешнев
директор фильма-
операторДаниил Демуцкий, Михаил Краснянский
композиторАлексей Козловский
художникВаршам Еремян, Валентин Синиченко
жанр мелодрама, история
премьера (мир)
возраст
для любой зрительской аудитории
время92 мин. / 01:32
Романтическая история любви двух юных сердец.
Рейтинг фильма
—  40
IMDb: 7.10 (11)

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    «Тахир и Зухра» — лиро-эпическая поэма, бытующая у тюркоязычных народов Средней Азии и Поволжья, а также в Азербайджане и Турции. Основа сюжета сходна во многих версиях; это трагическая история обрученных, которые разлучены злой волей падишаха, отца девушки. Идейная основа версий, сложившихся в феодальную эпоху, — борьба за справедливость. Узбекская версия сохранила элементы фантастики, присущие мифотворчеству.
    из БСЭ

    Значительное влияние на развитие узбекского национального киноискусства оказал старейший русский режиссер Яков Протазанов, поставивший в Ташкенте комедийный фильм «Насреддин в Бухаре» (1943 г.). В его постановке участвовали узбекские актеры: Р. Пирмухамедов, М. Мирокимов, С. Талипов; художником был В. Еремян, вторым режиссером Наби Ганиев — один из основателей узбекской кинематографии, первый узбекский кинорежиссёр.

    Творческие уроки Протазанова сыграли большую роль и в практике создания узбекского историко-фольклорного фильма. Об этом свидетельствует фильм «Тахир и Зухра» (1945 г.), поставленный Наби Ганиевым по сценарию А. Спешнева и С. Абдуллы.

    Это — первое крупное произведение узбекского кино, перешагнувшее пределы республики и страны, прошедшее с успехом по экранам мира. Картина утверждает глубокие и гуманные идеи — идеи всепобеждающей человеческой любви и свободы.

    Поставленная по мотивам романтической восточной легенды, она решена средствами реалистического искусства. Авторы во многом отступили от привычных канонов этого жанра устного народного творчества, где главное место занимали любовные страдания героев и другие романтические перипетии. Сохраняя пафос легенды о Тахире и Зухре, пронизанной мудростью народа и высокой патетикой, авторы фильма создали точный и емкий сюжет, тщательно, в реалистическом ключе разработали эпизоды и характеры. Режиссер искал и находил для фильма емкие кинематографические детали, имеющие метафорический смысл.

    Картина зрелищна, она смотрится легко, с интересом. Ее драматургия разработана продуманно и четко. Ее кадры динамичны, в них полностью господствует актер-исполнитель.
    Удачно изобразительное решение фильма. Художник В. Еремян сумел сочетать в своих декорациях конкретность и образные обобщения, воссоздал колорит и поэтическое своеобразие легенды.

    Стоит подробнее сказать о композиции картины, ее драматургическом решении. Помимо главной драматургической линии — рассказа о любви Тахира и Зухры — в фильме есть несколько других тематических линий, крайне важных в общем решении картины. Они как бы уравновешивают все стороны повествования, устраняют однообразие, придают фильму полифоническое звучание.

    Фильм Наби Ганиева «Тахир и Зухра» занесён в список ЮНЕСКО.

    29 июля 2008 | 13:45

    Заголовок: Текст: