К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Впервые смотрел этот фильм ещё будучи школьником, где-то во второй половине 80-х (видимо, сразу же после его выхода), по телевизору. Разумеется, я тогда ещё мало что понимал, но… Чем-то мне этот фильм запал в душу, и, уже будучи взрослым, мне захотелось его пересмотреть снова. Правда, найти его было не так легко: основу сюжета то я помнил, но название фильма у меня напрочь вылетело из головы. Помнил лишь, что в этом самом названии как-то присутствует слово «Англия». Однако, как говорится, кто ищет – тот всегда найдёт: мои поиски в итоге увенчались успехом, и я сумел таки посмотреть этот фильм вновь, уже глазами взрослого.

Первое, что бросается в глаза, - это стилизация фильма под документальное (или полудокументальное) кино. Режиссёр даже поиграл с цветовой гаммой: кадры, относящиеся к современности (хотя, к какой современности – 80-е годы – это уже тоже история) даны в цвете. А прошлое – в чёрно-белых (или, точнее – коричнево-белых тонах) – так, как будто мы смотрим документальную хронику. Которая, впрочем, также присутствует в фильме, органически вплетаясь в его канву.

Второе – отметил ту смелость, с которой авторы фильма говорят о Грузии. В фильме она фактически представлена не как часть некого аморфного СССР, а как отдельная страна – со своей собственной судьбой, отличной от далёкой России. И это, напоминаю, в середине 80-х! Конечно, не обошлось и без традиционных для того времени штампов – типа упоминания «меньшевистского» правительства или «победы революции в Грузии» (о том, что страна была просто оккупирована красной армией, разумеется ни слова).

Хотя, конечно, фильм совсем не о политике. В центре сюжета – английский телеграфист Кристофер Хьюз, которого Британская королевская телеграфная компания отправила в далёкую Грузию, дабы он обслуживал небольшой, затерянный в горах, участок телеграфной линии Лондон-Дели. Отправила и в итоге забыла: из-за политической ситуации телеграфная линия прекратила работу, все телеграфисты были отозваны домой, в Британию. Но до Хьюза информация об этом не дошла – он продолжал ежедневно обходить, осматривать и приводить в порядок вверенные ему 10 километров телеграфного провода. Храня верность родной Британии, её королю и уже не существующей телеграфной компании. А также – полюбившийся ему молодой грузинской девушке Анне, которая обучала его грузинским песням и единственная осмелилась задать своему брату-большевику Нестору вопрос о том, почему же, говоря о любви новой власти к ЧЕЛОВЕКА, эта новая власть выкинула этого самого ЧЕЛОВЕКА из села, на холод. Впрочем, упомянутый выше брат-большевик видит в Хьюзе лишь «заблудшего пролетария», мечтая выкрасить и его «в красный цвет», а так – если повезёт – и всю Англию. Впрочем, в итоге Нестор сменяет гнев на милость, но – слишком поздно: Хьюз погибает нелепой смертью от руки другой жертвы Нестора – помещика Лаврентия.

Финал фильма тоже интересный. Спустя несколько лет Анна находит Лаврентия в городе в желании отомстить за убийство Хьюза. Но… «Выстрела никто не заметил – в Грузии в это время активно отмечали десятилетие установления советской власти». И эти самый слова звучат как приговор советской власти, которой за высоким фасадом из красивых лозунгов о любви к людям было совершенно плевать на этих самых людей, их жизнь и проблемы.

Возможно, этот фильм точно так же никто не заметил – все были заняты чем-то другим, более грандиозным, но бесцельным. Но ведь никогда не поздно фильм посмотреть, так ведь?

10 из 10

18 октября 2015 | 18:15
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: