«…ориентированное на мистическое или полумистическое добро и справедливость, реализуемое вот таким вот, не правилами и упорядочностью, а вот таким вот пониманием справедливости. Отсюда различие. Несправедливость и право. Противостояние между ними в русском сознании.»
Из радиопередачи внутри фильма.
В 1980 году Александр Николаевич Сокуров экранизировал рассказ «Разжалованный», написанный в 1976 году Григорием Яковлевичем Баклановым. написанный в 1976 году. Писатель не согласился с трактовкой своего рассказа в фильме Режиссёра. У Григория Бакланова были «совершенно иные мотивы для написания этого рассказа».
И в этой реакции на фильм нет ничего удивительного. Из рассказа, бытовой истории советских застойных про «блат» и самоуверенность «хапуг от жизни», в фильме возникла философская история о справедливости и несправедливости бытия.
Неудивительно и то, что идеологическое советское киноруководство не приняло фильм. Самобытное независимое свободное творчество Художника не умещается в ограниченных рамках сознания Чиновника.
Боле того, уже в этом явлении творческой и индивидуальной самодостаточности Художника Чиновник чует угрозу для Порядка (в его советском чиновничьем понимании). Именно в противостоянии Порядка и Справедливости и заключается один из главных смысловых пластов фильма «Разжалованный».
Внеся в ткань фильма радиопередачу с размышлениями Мераба Константиновича Мамардашвили об этических проблемах мышления декабристов, Александр Николаевич вносит проблему «справедливости-несправедливости» не только в контекст советского времени, но и российской истории в целом. Отсюда не случайны кадры кинохроники начала двадцатого столетия во вступлении и финале фильма.
Герои фильма не имеют имён, только социальные роли: таксист, милиционер, студенты, продавец, автоинспектор, зрители.
Главный герой фильма не просто таксист, а разжалованный за жалобу на него инспектор ГАИ, что собственно и составляет основную драму истории.
Справедливо или несправедливо поступила с ним жизнь? На словах, ратуя за порядок (в его понимании), экс-начальник-таксист своим поведением и оценкой происходящего пеняет жизни на её к нему несправедливость. Не понимает он того, что причина его неприятностей не во внешних обстоятельствах, а в его отношении к жизни. И как расплата – увольнение с работы, непонимание с дочерью.
Зеркально с историей вымышленного главного героя проявляется драматичная история в жизни самого Александра Николаевича.
Герой фильма заходит в кинотеатр, где показывают «несуществующий фильм» «Голос одинокого человека», созданный Александром Сокуровым в 1978 году. Снятый как дипломная работа, фильм не был принят институтским руководством и приговорён к уничтожению. Авторам фильма удалось спасти плёнку, сохранив тем самым фильм для будущего.
Справедливо или несправедливо поступила реальная жизнь с начинающим молодым кинематографистом Александром Сокуровым ? И здесь, вместо предъявления претензий к жизни в несправедливости, Автор прибегает к тому, к чему призван Провидением – он творит реальность в реальности, побеждая тем самым и внешние обстоятельства (неприятие чиновников) и внутреннюю тревогу о будущем.
Фильм «Одинокий голос человека» существует внутри пространства «Разжалованного» и тем самым «живёт» в ограниченном прокате того времени (о чём свидетельствуют внимательные лица зрителей-актёров на экране во время эпизода в кинозале).
Противостояние между правом (порядок) и несправедливостью снято. Если у фильма есть благодарный вдумчивый зритель – у фильма есть право на жизнь. И это справедливо.
Если у главного героя, недовольного неприятностями в жизни, проявляется изменение отношения к миру, у него есть надежда на будущее. То будущее, в котором возможно снять противоречие между справедливостью и порядком.
В финале эту надежду на будущее сформулирует сосед-милиционер.
«А вы напрасно смеётесь. У меня, правда, чувство такое. Просыпаюсь утром. Думаю, мол, какой будет день? Какой-то другой. Особенный. А я готов.»
Моё мнение – хорошо.
7 из 10