всё о любом фильме:

Метрополис

Metropolis
год
страна
слоган«There can be no understanding between the hands and the brain unless the heart acts as mediator»
режиссерФриц Ланг
сценарийТеа фон Харбоу, Фриц Ланг
продюсерЭрих Поммер
операторКарл Фройнд, Гюнтер Риттау, Вальтер Руттманн
композиторГотфрид Хуппертц, Абель Коженёвски, Джорджо Мородер, ...
художникОтто Хунте, Эрих Кеттельхут, Карл Фоллбрехт, ...
жанр фантастика, триллер, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время145 мин. / 02:25
Номинации:
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Метрополис — город будущего, разделен на две части. Под землей находятся жилища рабочих, над ними цеха с машинами. В верхнем городе расположены офисы, богатые кварталы и сады развлечений. Вся власть в городе принадлежит магнату Иогану Фендерсону.

Его сын — Фредер догадывается о несправедливости, царящей в метрополисе. Спустившись в машинную зону, Фредер приходит в ужас: он видит страшного Молоха, пожирающего людей. Не в силах смириться с увиденным, он начинает борьбу со злом.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
99%
113 + 1 = 114
9.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм стал самым дорогим проектом за всю историю немецкого немого кино. Несмотря на громкий успех у критиков и вполне приличные сборы, он так и не смог окупить расходы на его производство и едва не стал причиной банкротства студии.
    • «Метрополис» был одним из любимых фильмов Адольфа Гитлера.
    • Фриц Ланг снял фильм по роману своей жены и соавтора Теа фон Харбоу.
    • В числе журналистов, освещавших для прессы съёмки фильма, был Курт Сьодмак, который впоследствии стал известен как писатель-фантаст, а затем и как продюсер и сценарист множества знаменитых голливудских трэш-фильмов.
    • Группа Queen использовала кадры из фильма для своего ретрофутуристичного клипа «Radio Ga Ga»
    • Группа Ария так же использовала кадры из фильма для своего клипа «Отшельник».
    • Съёмки длились 2 года.
    • В 2008 году в Музее кино в Буэнос-Айресе был обнаружен дубль-негатив полного варианта фильма на 16 мм киноплёнке, напечатанный в середине 70-х годов с оригинальной нитрокопии, которая после этого была уничтожена. Недостающие сцены были отреставрированы и вставлены в вариант 2001 года. Таким образом, эта полная восстановленная версия имеет продолжительность 150 минут.
    • Костюм робота (лже-Марии) был изготовлен архитектором Вальтером Шульце-Миттендорфом из специального пластика, который быстро затвердевал на воздухе; до застывания из него можно было лепить все, что хочется, спаивать, сгибать и распрямлять. Актрисе Бригитте Хельм пришлось пролежать некоторое время в гипсовой форме, чтобы костюм «механического человека» в точности повторял очертания её тела. Костюм был разборным, примерно как рыцарские доспехи.
    • Под видом корреспондента болгарской газеты на съемки фильма попал Златан Дудов, и Фриц Ланг взял его на практику. Впоследствии Дудов сам стал режиссёром; самый знаменитый его фильм — «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?» (1932).
    • Сюжет фильма был позаимствован для одного из эпизодов сериала «Звёздные врата SG-1».
    • еще 8 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 89 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Золотые двадцатые (Goldene Zwanziger) — короткий период расцвета Веймарской республики. В том числе, и во всё более раскручивающемся маховике кинематографа. И, если Вы не среднестатистический пожиратель новинок, то рано или поздно блуждания в закоулках торрентов или специализированных видеомагазинов приведут Вас в черно-белый мир немого германского кино. Может, привлечет внимание творчество Георга Вильгельма Пабста, Карла Теодора Дрейера или Златана Дудова. Но, скорее всего, это будет знаменитый Фриц Ланг.

    Различные ведомства присваивают ярлык гениальности таким фильмам этого немецкого режиссера еврейских кровей как «М убийца», «Усталая смерть», «Доктор Мабузе, игрок». Но наибольшую известность получила антиутопия «Метрополис». Даже бесноватый ефрейтор, сын Алоиза Шикльгрубера, был готов закрыть глаза на пятый пункт Ланга, чтобы тот подкорректировал свой талант в том же направлении, что и впоследствии Лени Рифеншталь.

    Урбанистический мир Метрополиса разделяет уровень, ниже которого машинное мясо (в фильме их называют Руки), выше — Избранные (Голова). Одним — райские кущи и белый свет, другим — маршировка по гудку. Но скоро протрубят трубы апокалипсиса, и явится Посредник, который всё изменит.

    Как практически каждое выдающееся произведение искусства, фильм ждала нелёгкая судьба. Если современным сеансерам требуется эффектный бадабум, то зритель двадцатых ждал от кино цирковых реприз или танцевальных номеров. А здесь два с половиной часа того, что позднее назовут киберпанком. Роботы и оруэллщина, громадьё небоскребов и малопонятные гаджеты. Да не просто ради визуального нокдауна, а с библейскими аллюзиями. Танец, кстати, тоже был. Вавилонской блудницы из стали.

    В итоге картину неоднократно кастрировали, титры переписывали. Режиссера разоряющаяся на глазах студия UFA от процесса отстранила. Копии и клоны разбрелись по всему свету, со временем приходя в негодность, старея и ветшая. Но, как утверждала загадочная личность с разноцветными глазами «Рукописи не горят». И произведение, формировавшее сознание многих кинофантастов, теперь можно увидеть в приличном отреставрированном состоянии, чем и нужно пользоваться.

    Хотя, согласитесь, для этого нужно ещё и значительное усилие. Что выберет, например, для просмотра компания из людей с разными вкусами и пристрастиями? Правильно, с ориентацией по самому неприхотливому мнению — какое-нибудь «Поле Чудес» с усатым кудесником в очередном чепчике (проверено неоднократно). А к ретро, тем более такому далёкому, есть доля предубеждения. Как к лаптям, утюгам на углях и гусиным перьям. Продукт, конечно, натуральный, но мы уж, как-нибудь попользуемся синтетическим заменителем.

    Так в этом случае опасения не оправдались. Смотрел на одном дыхании. Интересно было всё: и немая игра с театральными преувеличениями, и комбинированные перспективные съёмки, и сам сюжет. Например, до последнего гадал, какую развязку выберут создатели — революционную или диктаторскую. Победил пионерский вариант — мир, дружба, жувачка. Может, и правильно, из трех зол выбрали меньшее.

    Очарован ипостасями Бригитты Хельм — от фабричной мадонны до роковой киборгши. И какой макияж! Был бы эмо, искусал бы все локти от бессильной зависти. А в сусальном Густаве Фрёлихе так забавно просвечивал Лео диКаприо времен Джека Доусона. И, само собой, музыкальное сопровождение. Не знаю, какой это был вариант, может, Мородера, может, более ранняя версия, но каждый такт был идеально созвучен технократической картинке.

    Фёдор Достоевский устами князя Мышкина отдавал приоритет красоте, Фриц Ланг считал, что грубый мир спасёт сердечность. На вечные вопросы постоянно ищет ответ кинематограф. И за это его любили в двадцатые годы, любят и сейчас.

    7 января 2012 | 02:07

    В этом шедевре немого кино немецкий экспрессионизм выражен еще более сильно, чем в «М», он здесь просто зашкаливает.

    Знаете, в чем главное достоинство этого фильма? Очень сильное достоинство. Я достал только оригинал фильма, то есть, как вы сами понимаете, ни русских, ни даже английских субтитров и в помине нет, только оригинальные немецкие. В немецком я не силен, да и что греха таить, я его вообще не знаю. Но, благодаря шикарному видеоряду, потрясной режиссуре, интересному музыкальному сопровождению и отличной игре актеров, я прекрасно понял, о чем этот фильм, более того, этот фильм легко можно назвать опорой для зарождения жанра фантастике в кино, правда, само кино нельзя назвать чисто фантастикой.

    Для меня настоящая классика, для того то просто хорошее кино, но Метрополис является еще одним мощным сдвигом в истории кино.

    10 из 10

    3 августа 2007 | 00:14

    «Метрополис» считается многими одним из лучших фильмов мирового кино. Художественные решения Фрица Ланга, равно как и сюжет картины с завидной регулярностью переосмысливаются во множестве других киноработ. Даже в футуристических пейзажах «Пятого элемента», если присмотреться, можно найти сходство со «Вселенной» Фрица Ланга.

    Действительно, для своих лет, фильм «Метрополис» вероятно смотрелся шедевром, на многие годы вперед, определившим парадигму развития кино. Возможно именно поэтому, сейчас, этот фильм не произвел на меня никакого впечатления.

    Нет, конечно же, художественные решения Ланга меня завораживают. Биороботы, монорельсы, небоскребы — сделаны просто бесподобно.

    Но, всем этим сегодня уже не удивишь. Ланг очень четко и детально представил себе «Город будущего», а также «поигрался» с темой социальной инженерии. Учитывайте, что фильм снят в 1927 году, в стране, которая через несколько лет, развяжет самую кровопролитную мировую войну в истории человечества. Кстати, Ланг в своей излюбленной манере и в «Метрополисе» покажет народные волнения — раздраженная толпа будет гоняться за героями фильма. Это одна из «визитных карточек» режиссера, которая также была реализована в «Докторе Мабузе», «М», «Ярости» и других фильмах.

    Остается только рассказать о сюжете фильма. Ланг показывает нам две стороны красивого будущего. Вначале мы видим — красивую архитектуру и «райские сады». Но, по ходу развития сюжета мы проникаем все больше внутрь города и оказываемся под землей. Там нам придется столкнуться с рабочими и их бытом. Нетрудно догадаться, что красоты города, сделаны за счет рабочих. Ну, а все остальное — простые подробности, которые просто позволяют сделать просмотр фильма более интересным.

    В завершение отмечу, что фильм смотрится в наши дни весьма тяжеловесно. Если до 50-х годов антиутопии сравнительно редко экранизовывались, то последние лет 10, практически каждый второй фантастический фильм содержит альтернативные варианты устройства общества будущего.

    Как и в «Докторе Мабузе, игрок», Фриц Ланг отдает предпочтение детализации, перед смотрибельностью. Именно в силу этого обстоятельства фильмы имеют такой большой хронометраж. Впрочем, именно эти работы Ланга стали базисными векторами в истории кинематографа.

    В итоге: этот фильм Фрица Ланга будет интересен любителям истории кино, а также поклонникам теорий конспирации и антиутопий. Визуальные решения показались мне гениальными, впрочем сам по себе фильм представляется мне излишне тяжеловесным

    6 из 10

    13 апреля 2013 | 21:13

    10 января 1927 года в Берлине состоялась премьера фильма, который повлиял на последующее развитие кинематографа. 10 января 1927 года! Представляю как смотрелась эта картина в то время, если и сегодня она поражает великолепными спецэффектами, превосходным монтажом, режиссурой, работой оператора и актеров. Честно говоря, я смотрел этот фильм с переводом титров. Думаю, я бы и так все понял, ведь немое кино снято так, что и без слов все понятно. В этом и заключается его магия! И все же я посмотрел этот фильм с переводом, чтобы понять все до малейших деталей.

    «Метрополис» фильм с отличным сюжетом. Он захватывает зрителя с самых первых минут, точнее с секунд. С эпиграфа: «Посредником между головой и руками должно быть сердце». Именно этот эпиграф является основой всему фильму. Он же показан и в конце фильма, вокруг него проходит весь фильм. Это кино несет в себе этот эпиграф. Но сюжет этого фильма, как и он сам, многогранен. Поэтому сказать, что этот эпиграф единый смысл этого фильма, будет не совсем правильно. «Метрополис» фильм про два класса: класс рабочих и элита. «Метрополис» фильм про отношения этих двух классов. Хотя люди говорят на одном языке, они все равно не могут понять друг друга. «Метрополис» фильм про то, что связывает эти классы: сердце, душа. Голова и руки, а между ними сердце. Но помимо всего этого «Метрополис» фильм и про любовь. Он сын правителя Метрополиса живет наверху и развлекается в Вечных Садах. Она же из подземелья, проповедует рабочим о мире. Она раскрывает ему глаза и он уже голова, а сердце. Как я уже написал, этот фильм многогранен, поэтому определить жанр этого фильма не так легко. Это фантастика. Но не совсем. Это драма. И не только. «Метрополис» антиутопия.

    Фриц Ланг. Это имя я услышал не так давно. В тоже время я услышал и о его фильме «Метрополис». С того момента я очень хотел посмотреть это кино и вот сегодня я наконец-то его посмотрел. Даже не знаю, может то что я напишу сейчас послышится банально, но все в этом фильме превосходно. Посмотрите на сюжет — сюжет великолепен. Посмотрите на режиссуру — режиссура превосходна. Посмотрите на эффекты — они… они… даже не знаю как сказать, наверное потому что объяснить нельзя, хотя может и можно, но я не могу. Эффекты просто шикарны. Конечно современный зритель, посмотрев этот фильм, со мной наверное не согласится. Чего только мы не видели. И космические корабли, и инопланетян, и летающих людей. В общем, Вы и сами знаете. Но все это создано при помощи компьютерных эффектов. А все эти великолепные модели космических кораблей из пластмассы и картона остались в прошлом. Остались они в прошлом, но смотрятся и сейчас превосходно. Целый город. Представьте себе! Макет целого города. Сколько сил было потрачено на его создание. После каждого кадра переставлять маленькие машинки, чтобы на экране они проехали за несколько секунд. А сами модели башен. А все остальное! Помимо города, в этом фильме есть и еще эффекты. После просмотра фильма почитал в интернете как делали эффекты к этому фильму. Пересказывать прочитанное я не буду, напишу лишь, что это превосходно. Соединение актеров и миниатюрных моделей. Процесс Шюффтана. В общем, что уж тут говорить, работа Фрица Ланга выше всех похвал. Режиссура, как я уже упоминал раньше, великолепна. Стиль и атмосфера режиссера отлично подходят под отличную работу оператора. «Метрополис» снят очень умно. И не только спецэффекты доказывают это. Съемка очень сильная сторона этого фильма. А монтаж все это отлично закрепил. Например, когда показывали десятки глаз, словно несколько кадров объединились в один.

    Актеры тоже играли отлично. И ничего удивительного здесь нет. В то время театральная игра актеров и игра актеров кино почти не отличалась. В наше время же есть явные различия. Театральная игра актеров более драматическая, хотя, конечно же, все зависит от того какой фильм Вы смотрите. Одно дело говорить об игре актеров в какой-нибудь американской комедии, и другое дело говорить об игре актеров в авторском кино. И все же. Немое кино это совсем другое. Почти все зависит от актеров. Они должны играть так, чтобы и без титров было понятно что к чему. И они так и играют. Актеры в этом фильме исполнили свои роли, повторюсь, отлично. Играют они драматично, но не натянуто. Они отлично передают чувства и эмоции. Во время просмотра Вы переживаете о персонажах, думаете что с ними случится. А это очень важно. Когда актеры действительно актеры, а не обычные декорации.

    Мое знакомство с немым кино произошло давно, когда мне было лет пять-шесть. Это знакомство произошло с какого-то фильма Великого Чарли Чаплина. Потом, примерно года три назад, я посмотрел «Носферату, симфония ужаса». Помню, без интернета найти его было совсем не легко. И именно с того фильма я полюбил эти старые фильмы 20-30-х годов прошлого века. Тогда когда кино было искусством. Сейчас кино, как настоящее искусство встречается не так часто. И все же встречается. Немое кино ушло с появлением звука. Оно ушло, но не умерло. И помнить о нем тоже надо.

    «Метрополис» настоящее кино. Классика на все времена. Шедевр кинематографа.

    10 из 10

    27 марта 2010 | 17:16

    Теперь это моя любимая киноцитата

    Давно хотел добраться до многодетного отца «Элизиума», «Матрицы», «Острова», «12 обезьян», «Тёмного города» и т. п. А добравшись открыл поразительную истину, что эталон антиутопии, был снят с первого раза и с тех далёких пор, в этом жанре не сняли ничего лучше.

    Идея подаётся зрителю с гениальной простотой, прямо в лоб без посредников. Прерогатива первооткрывателя обязывает обобщать главенствующие элементы жанра, оставив последователей заниматься околоземным плаванием, выискивая упущенные детали и делая их центром сюжета. Сюжетные линии четырёх героев переплетаются в объёмную конструкцию в которой важнейшую роль сыграет рабочий класс. В отсутствии звука, утрированной манерой игры, актёры с успехом доносят персонажей до зрителя. А время не сковало видение режиссёра, картонные макеты и спецэффекты пахнут деньгами инвесторов и потом киноделов.

    Кто-то рождён рыть землю, а кто-то править. Каждому по способностям. «Метрополис» несёт неприкрытую истину, что между руками и головой должно быть сердце, дабы организм работал себе во благо, а антиутопии оставались прерогативой комиксов, книг, видеоигр и кино.

    10 из 10

    22 марта 2014 | 08:36

    Метрополис Фрица Ланга — бесспорный шедевр мирового кинематографа, культовая лента ставшая символом. Но мне как и многим хочется ненадолго забыть о культе и символе, взглянув на то, что же остается в сухом остатке. Здесь и сейчас, без ссылки на великую фамилию и признание. На сколько актуальна эта работа сейчас и сильно ли она устарела в моральном и техническом плане? Да, спорить с тем, что технические средства того времени были очень и очень ограниченными нет смысла — картонные декорации, отсутствие звука, несколько иная манера игры актеров нежели сейчас и многое многое другое. Но не смотря на это всё Метрополис даже 80 лет спустя смотрится свежо и актуально. И мой ответ на вопрос, поставленный выше абсолютно очевиден — всё таки этот шедевр будет актуален всё время, которое будет существовать кино. Почему? Потому что он был у истоков того самого кино. Конечно кино как вид искусства было к тому времени не сказать чтобы новым, в нем уже давно работали и прославились многие известные всем звезды, но в то время когда Чарли Чаплин, Бестер Китон и другие эксплуатировали цирковой жанр прошлого столетия, Фриц Ланг снимал фильмы заложившие основу тому самому кино, которое мы все смотрим сейчас, и Метрополис несомненно одна из самых выдающихся его работ.

    В этом фильме нет ничего «сиюминутного», навеянного модой, зато есть осмысление того что происходило в те годы в мире — волна революций прокатившаяся по Европе, индустриализация, всплеск классовой ненависти. По-сути Фриц Ланг был из тех кто связал кинематограф с литературой, превратив увеселительный жанр в настоящие искусство, которым мы все сейчас можем наслаждаться. С другой стороны, в этом фильме нет ничего наигранного, не смотря на картонные декорации, ни на минуту не возникает ощущения эрзаца, подмены, маскарада. Так что вместе с Лангом появилось кино не только актуальное и литературное, но и эпическое — уже не цирк, а театр. Так что влияние творчества великого режиссера и конкретно именно Метрополиса переоценить очень сложно… да и не только Метрополиса, тот же «М: город ищет убийцу» — один из самых первых фильмов детективного жанра, а «Женщина на Луне» один из первых в котором показано космическое путешествие, но это всё конечно уже совсем другая история.

    26 июня 2011 | 06:52

    Я не слишком знакома с немым кино — видела краем глаза пару фильмов с Гретой Гарбо (ещё немых), да в детстве смотрела Чарли Чаплина. Тем сильнее было впечатление, которое на меня произвёл «Метрополис».

    Я смотрела отреставрированную версию, которая была записана с некого кинопоказа с живым сопровождением симфонического оркестра. Длится это всё 2,5 часа. Достаточно сложно в течение этого времени слушать оркестр, к концу уже хотелось выключить звук, но что уж однозначно — так это то, что погружение в мир Метрополиса было полное, ничего вокруг не видела и не слышала, следуя за героями.

    Актёры.

    Непростое это дело — немое кино. Все переживания и эмоции персонажа нужно суметь отразить мимикой и жестами. Поэтому сейчас, в 2010 году, слишком частое выпучивание глаз актёрами при желании показать страх, изумление, внимание, гнев слегка смешно смотрится. Немного странны и быстрые движения рывками. Но с какой-то минуты просмотра эти особенности уже не вызывают нервной ухмылки, а отступают под натиском виртуозной игры исполнителей главных (да и второстепенных) ролей.

    Бриджитт Хельм. Поначалу казалось — ну, такой образ, как Мария, не сложно сыграть: открытый взгляд, одухотворенные жесты. Но когда появилась Мария-робот, стало ясно, что актриса ошеломляющая. Какой контраст! В сцене, когда Мария-робот первый раз с Иоганом Фредерсеном и он дает ей задание, лицо Бриджитт вгоняет в дрожь — это и хищность, и скрытая угроза, и коварство, и презрение к миру… Всё — в одном выражении лица. А проповеди Марии-робота? Этот накал порочных страстей, бурлящая энергия! Отдельно стоит сказать о танце вавилонской блудницы… Этот эпизод поражает своей неоднозначностью — что и говорить, танец эксклюзивный, пластика индивидуальная, но чтобы все сразу посходили с ума от страстей?… Наверное, в Метрополисе на тот момент не видали ещё таких «цыпочек».

    Густав Фрёлих. С первых кадров его герой вызывает не очень хорошие чувства некой инфантильностью. Но когда принимает решение приютить Йосафата и заменяет 11811 в работе с машинами — тут становится понятно, что Фредер всё же цельная и глубокая личность, которая способна принимать решения в союзе и с сердцем, и с разумом и выполнять их. С этого момента я прониклась к этому персонажу всеобъемлющим уважением. И Густав Фрёлих сыграл все порывы Фредера очень живо, искренне, по-настоящему! Прекрасно раскрыл положительный, но не слащавый персонаж.

    Альфред Абель. Это мой фаворит среди мужских персонажей. В его игре нет гротеска, который присутствует у остальных актеров, а эмоции мастерски передаются выражением лица и скупыми жестами. Такая игра и в нынешнем кинематографе была бы оценена мной очень высоко. Иоганн Фредерсон — мужественный, интеллектуально развитый, уверенный в себе и своих силах типаж. Тем беспомощнее он смотрится в сцене, когда его волосы седеют…

    Фриц Расп. Он же Тонкий. У Фрица, на мой взгляд, неординарные черты лица. При появлении на экране в походке и взгляде Тонкого явственно читается скрытая опасность. Сцена, где персонаж Фрица предлагает Йосафату сигары в квартире Фредера, напряжена, как струна, а «игра лицом» Фрица в эти моменты вызывает восхищение.

    И напоследок — Рудольф Кляйн-Рогге. Отлично передан сумасшедший, но, в то же время научный, подход персонажа к реальности, одержимость Хел, жаль только, что во второй половине фильма изобретателю уделено мало времени.

    То есть, как Вы поняли, практически ВСЕ актеры сыграли на отлично. Шикарные сцены с массовкой, особенно детей — детский испуг был настолько натурален, что я даже подумала, не пугали ли их при съемках специально.

    Некоторые эпизоды, увидев раз, уже не забудешь — панорамные виды города, как рабочие идут со смены, погоня за Марией в катакомбах, танец вавилонской блудницы, явление смерти и семи смертных грехов в видениях Фредера и ещё много-много чего.

    Обязательно посмотрите! Это невиданной силы произведение искусства. Много мыслей рождается при его просмотре: о роли лидера в толпе, о стадных инстинктах, о желании найти виноватого в своих бедах, об устройстве государства, о любви и благородстве…

    Моя оценка

    9 из 10

    и то только потому, что я не смогла бы пересматривать его регулярно, поскольку всё же фильм несколько тяжеловат для восприятия. А вообще, во времени и пространстве — это шедевр!

    1 августа 2010 | 16:39

    Существует мнение, что в наше время всё — ремикс; об этом даже есть отличный фильм на Ютубе. Все копируют и видоизменяют уже существующий материал — и это не плохо само по себе, такова реальность. У многих произведений мы можем проследить приблизительные истоки. «Метрополис» — основоположник целой плеяды фильмов, повествующих о плачевном сосуществовании, а затем и о противостоянии различных социальных слоёв: прислуги, просто маленьких людей с небожителями, с теми, кого они обслуживают. И если эта идея слишком общая и ранее обыгрывалась в литературе, то данный фильм мы можем считать неким кинематографическим первоисточником, по крайней мере самым значительным, если спорить о какой-либо первоочерёдности. Практически дословный пересказ мы видим и в «Матрице», и в «Голодных играх», и во «Времени», и в «Сквозь снег», и в «Элизиуме», и в недавней «Высотке», и иже с ними. И если Метрополис был вдохновлён ночным Нью-Йорком, то можно предположить, что Готэм был вдохновлен Метрополисом; а Метрополис, в котором действовал Супермен — вообще непосредственная копия Метрополиса образца 1927 года. В целом ворохе фильмов мы можем также встретить композиционную структуру «Метрополиса», неотъемлемыми компонентами которой являются пассионарная ущемлённая часть общества, некий избранный, его возлюбленная, мистическое пророчество, особая роль и значение любви и закономерный итог в виде восстания и революции.

    Но отойдём от поиска результатов влияния «Метрополиса» к самому фильму. В нём показано устройство повседневной жизни людей в высокотехнологичном городе, который буквально разделён на два биполярных социальных класса — на жителей Глубины, под землёй обслуживающих машины для жизнеобеспечения верхнего города, и на, собственно, жителей верхнего города — элиту. Рабочие здесь отождествляются с заключёнными — безликие, бесправные, идущие строевым шагом с низко опущенными головами от решётки к решётке, чьё движение строго контролируется светофорами — даже машины, которые полностью зависят от этих условных заключённых, имеют над ними больше власти. Но заключенные — не совсем верное здесь слово, и нам не преминут об этом напомнить, натурально сравнив каторжников с рабами. У этих людей отсутствует право на грусть и вообще на собственные чувства — даже сама смерть здесь не более, чем рутина, чем выход из строя изношенных, отработавших свой срок деталей, которые будут заменены в мгновение ока. Не зря фильм начинается с демонстрации работы различных механизмов и вращения шестерёнок, указывая нам на место человека в нижнем городе. Даже времяисчисление здесь перешло на 10-часовой циферблат, отсчитывающий начало и конец рабочей смены. Но жизнь в таком ритме исчерпывает все ресурсы человека — кстати складывается впечатление, что рабочие выглядят угнетёнными именно поэтому, а не в силу тоталитарного правительственного давления. Вообще стоит оговорить, что во многом (по сегодняшним меркам) фильм довольно бесхитростен; сам тоталитарный строй здесь недостаточно тоталитарен, и подтверждение тому мы наблюдаем на экране неоднократно.

    На жителей же верхнего города блага «падают с неба», так же как листовки, рекламирующие услуги, присущие пустому, праздному образу жизни его обитателей. Разумеется, в таких условиях социальное напряжение нарастает, достигает своего предела и в результате случается взрыв. Ничего нового и необычного здесь нет, и «Метрополис» — довольно универсальная история о борьбе эксплуатируемых с эксплуататорами за власть и справедливость. И поскольку выше мы убедились в том, что данная тема до сих пор крайне актуальна, мы можем назвать Фрица Ланга настоящим визионером от кинематографа, предвосхитившим творчество потомков на поколения вперёд. И что уж говорить о далёких потомках, если мы наблюдаем повторение многих деталей фильма в установившейся вскоре диктатуре Третьего Рейха. Один из любимых фильмов Гитлера более чем за десятилетие до трагических событий предсказывает и эксперименты, и узников концлагерей, и газовые камеры, и строгую орнаменталистику, сложенную из человеческих тел. Вообще на визуальную составляющую фильма стоит обратить особое внимание.

    В фильме нет глубокой философии относительно иррациональной природы бунта, его стихийной и противоречивой специфики, характере его непредсказуемых последствий. Так что если историю, рассказанную в «Метрополисе», можно назвать типичной и незамысловатой, то эти эпитеты однозначно не подойдут для описания местного видеоряда, поскольку он является по-настоящему выдающимся и, пожалуй, предвосхитившим время — ведь этот уникальный фильм интереса у зрителя тех лет не вызвал. Сюжет здесь имеет второстепенное значение и уступает важности самой техники изображения происходящих событий. В фильме были применены новаторские спецэффекты, сделанные с крайней технической скрупулёзностью, хотя для развития сюжета этого вовсе не требуется. Блестящий эпизод создания робота, Вавилонская башня, фантастические машины, 36 тысяч человек массовки — спецэффекты здесь самоценны и лишь говорят нам о склонности Ланга к помпезной орнаментальности. Но если в «Нибелунгах» она обладала мифическим значением, то здесь она является самоцелью. Визуальная сторона в «Метрополисе» стала довлеющей, и путанные сюжетные коллизии занимают не такое важное место. Сами актёры тут — к слову замечательно отрабатывающие свои роли в полном соответствии с заданными условностями немого кино — только части, живые «мотивы» всей масштабной декоративной композиции. Также, как и оркестровая музыка, призванная здесь лишь помогать зрителю усиливать и прояснять эмоции, вызываемые «картинкой» — например, вспомните тревожные, поистине холодящие кровь мотивы в конце Прелюдии.

    «Метрополис» — самый затратный фильм своей эпохи, как и два фильма, два его ментально-схожих последователя, избравшие путь сложных и дотошных кинематографических художественных приёмов: «Космическая одиссея» Кубрика и «Аватар» Кэмерона. Этот фильм, с детальными планами фантастического города, как будто был рассчитан на нас — на людей, живущих в современном технократическом обществе. На людей, ставших фактически частью, придатком машинного мира. «Метрополис» включён ЮНЕСКО в список высших достижений человечества, он во многом определил развитие современного Голливуда и вообще коммерческой кинопродукции с её спецэффектами. И любой человек, интересующийся кино, обязан увидеть этот грандиозный архитектурный монумент от кинематографа.

    10 из 10

    20 мая 2016 | 01:59

    сюрреалистическая иллюзия Фрица Ланга «Метрополис» 1927 года. Один из важнейших фильмов в истории кинематографа. Фантастика, антиутопия, триллер множество жанров впервые соединились в одной футуристической картине. Поразительно красив сам Метрополис, рисованный вполне очевидно с не спящего Нью-Йорка. Прекрасна его искусственность, гротеск в разделении города на две части, кварталы с вульгарными танцовщицами точно клубы кабаре в Гарлеме 20-х годов, только более гротескные. Музыка, эффекты смога и пара в каждом кадре, неотличимые друг от друга рабочие, джентльмены в одинаковых фраках с одинаковой речью. Авангард, ирония, сюрреализм. «Метрополис» напоминает не фильм, но скорее ожившую живопись, картину, нарисованную технической кистью. И именно эти черты пишут название фильма вечными чернилами в истории киноискусства. И превращают его в тот фильм, который необходимо посмотреть всем.

    12 декабря 2010 | 20:56

    Фильм о шарме богатых мужчин, о феномене «принца» о котором мечтают все девочки. Фредер, с детства окруженный обслуживающими его женщинами, избалованный заботой и уходом, эротическими играми и всем тем о чем только может видеть сны бедняк, способен, в отличие от бедняка разглядеть в женщине большее, чем удовольствие, рыцарски разглядеть в женщине миссию, Задачу. Фильм снимался на пике феминизма и представляет собой «феминистский» фильм, хотя снят мужчиной.

    Обогащение способствует изменению социальной роли женщины. Возлюбленная богачом Фредером Мария не запуганная хлопотунья-крестьянка, Мария — вождь, сколь бы это не казалось нелепым. А она конечно же нелепа в своих проповедях, но Фрицу Лангу, намеренному отыскать в женщине не просто сексуального партнера, а «вождя» кажется, что наивная в общем-то проповедь прочитанная Марией способна спасти мир. Фредер живет в рыцарском дурмане своего богатства, готовый миссионерски служить ее социальной, политической, философской воле. Богатые более сексуальны чем бедняки, богатые способны служить женщине в отличие от бедняка, в своей наивности пытающегося использовать ее для удовольствий.

    А женщина не создана для удовольствий, она создана для полноценной жизни, в которой она обладает мировоззрением, убеждениями и благородный Фредер ищет именно такую соратницу-интеллектуалку, что делает его в превосходной степени сексуальным. Ее идеи глубоко поражают его, оказываясь способными в корне изменить его жизнь. Фредер видит в женщине сверхзадачу, судьбу, что заставляет вновь и вновь … задумываться о существе любви.

    Мария и Фредер «спасают мир»…

    Что еще интересно в этом фильме, так это образ спятившего ученого Ротванда. Издавна повелось видеть в ученых опасность, а ведь они, ученые, опытнее нас и объективно более осведомлены о действительном. Многие же из нас далеки от познаний, жизнь для нас хороша, пока она представляет любовную историю. Многие живут ради любви, брезгуя … знаниями. Именно брезгуя, потому что образ ученого в снобистском фильме поэта Фрица Ланга вульгарен — Ротванд умен и даже знает жизнь, но его видение мира … вульгарно. В самом деле наука вульгарна, потому что доступна каждому и образ Ротванда не вызывает симпатий.

    Фильм надо смотреть и думать о нем (особенно интеллектуалам) размышляя о вульгарности того, что мы называем Знанием и благородстве влюбленных, о том, что знание жизни не должно превращаться в сарказм.

    Влюбленные Мария и Фредер призывают к социальному миру и обогащены сочувствием как к бедным так и к богатым и режиссер фильма вызывает этим к себе сочувствие.

    27 февраля 2012 | 16:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>