К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Если бы все экранизации произведений русской классической литературы были в духе 'Му-му' Юрия Грымова, наш кинематограф был бы также бесценен, как и наследие гениальных писателей золотого прошлого нашей страны...

Проникновенно, тонко, пронзительно передана красота души Герасима (талант Балуева раскрылся для меня), заставляет прямо-таки рыдать на протяжении второй половины фильма его бесконечная, но сломанная любовь к Татьяне, затем его самозабвенная привязанность к собаке и не подвластная ему самому несчастная жизнь...

Ставится в противовес огромному, умеющему чувствовать, сердцу Герасима равнодушная, надменная, страдающая от одиночества и умирающая от тоски барыня, которая от бессилия и злобы может только уничтожить, задушить любое проявление любви, на которую она не способна и которой у нее никогда не было.

Великолепные пейзажи, сплетение красок, игра с цветом и, что особо ценю, никакой отсебятины. Браво, Юрий Грымов, хотя от Вас, если честно, другого и не ждала.

10 из 10.

01 марта 2010 | 22:31
  • тип рецензии:

Честно говоря, даже не ожидал. Давно-давно, помню, видел рекламный ролик к этому фильму, а саму картину все никак посмотреть не удавалось. А тут представилась возможность. Дай, думаю, начну, а там видно будет. И, знаете ли, захватило! Понятно, что пришлось согласиться с некоторыми поставленными режиссером условиями, но в данном конкретном случае спорить не хотелось, возможно, потому, что результат оказался достаточно гармоничным союзом классического произведения и его авторского прочтения. Этакое изложения с элементами сочинения. Рискованное дело, весьма велика вероятность не попасть в струю, но… Еще раз повторюсь, а данном конкретном случае, мне кажется, получилось весьма оригинально и вполне жизнеспособно.

Барыня удалась! Руки так и тянутся удавить – верный признак успеха. Порадовал Балуев, я его недолюбливаю вообще-то, но тут (возможно, сказалось отсутствие реплик) он меня еще раз (после «Изгнания» Звягинцева) приятно удивил. Да и вообще, как выяснилось, фильм вовсе не заштатный и проходной, как мне почему-то казалось, а есть плод коллективного труда большого числа хороших известных актеров, и плод, как я уже успел заметить, весьма зрелый. Про собачку я вообще молчу – невыносимо смотреть, слабость моя, ахиллесова пята, что ли.

Убежден, что положительной оценке поспособствовало и то обстоятельство, что само произведение я читал (и то, скорее всего, из-под палки и по диагонали) давным-давно, и многие перипетии сюжета и памяти выветрились. Не так предвзято, терпимее в результате относишься к «додуманному», более сдержанно реагируешь, пытаешься осмыслить, понять.

В общем, вполне стоящее получилось кино, хотя, конечно, понравилось не всё. Например, явным перегибом показалось введение в сюжет героини просто на дух не переносимой мной И. Апексимовой, и, думается, дело не столько даже в личной неприязни. Просто… Ни к чему это было. Лишнее. Ну и еще можно назвать ряд моментов и сцен, отсутствие которых пошло бы картине только на пользу, по моему мнению. Мелочи, кажется, а общее впечатление портится, а, стало быть, и оценочка тоже снижается.

И всё же я совсем не пожалел, что посмотрел это кино. У нас любят, я знаю, ругать всё, что только так или иначе касается классики – просто по самому факту, но я не считаю это правильным. Критика д.б. обоснованной и предметной, а не зиждиться на одних лишь эмоциях, возникающих, что вполне естественно, от несовпадения взглядов на то или иное произведение.

8 из 10

08 июня 2009 | 17:04
  • тип рецензии:

Ощущения после просмотра фильма остались весьма противоречивые.

Во-первых, главный герой. Герасим в исполнении Балуева. Нет, Балуев не виноват, он старался. Просто роль Герасима - не для Балуева. Ну, скажите, какой из Балуева деревенский дворник? У этого дворника в глазах блеск, как у гусара, а не тихая покорность. Такой Герасим не только барыню бы, извините, оприходовал, но еще и полдеревни впридачу. Из-за этого неудачного выбора эпизоды с участием Герасима театрально неправдоподобны.

Во-вторых, барыня. Авторская мысль вроде бы понятна. Старая ведьма, мечтающая о любви. Но не похоже, что изображенная в фильме ледяная статуя могла бы так воспылать к простому мужику. Скорее она испытала бы только брезгливость от 'грясный мушик'.

В-третьих, сама новаторская трактовка классического произведения во фрейдистском духе. Из нее, надо полагать, появились и 'дворник-мачо' и озабоченная барыня. Такой подход к классике мне кажется чересчур упрощенным. Литературная основа куда сложнее демонстрируемой иллюстрации к учебнику по сексологии.

Ну, и в-четвертых, совершенно умопомрачительное количество необязательных украшательств. Эта красивость ради красивости откровенно надоедает.

Потому при всей любви к отечественной классике и кинематографу оценка низкая.

4 из 10

28 марта 2011 | 15:30
  • тип рецензии:

Экранизировать классику – всегда дело довольно рискованное, поскольку у каждого может быть своё видение героев, а любая мелочь, порой, имеет немаловажное значение. Проецируя на экран собственное видение знакомого сюжета, режиссёр особенно несёт на себе высокую ответственность. Довольно часто их смелые шаги вели картину к успеху, однако главное чётко почувствовать ту грань, переступив которую, нарушаешь общий фон, заданный классиком. Честно говоря, для меня было не совсем понятным введение в сюжет героини Ирины Апексимовой, которая делает образ барыни не совсем традиционным. Кроме того, основное внимание режиссёр уделил именно любовной составляющей картины, причём сильно её изменив в духе современной Грымову постперестроечной эпохи. Кроме того, концовка «Му-му» традиционного и экранизации несколько отличается, сильно изменив саму идею произведения. Мало кто знает, но в основе известной повести И. С. Тургенева лежит реальная история о крепостном крестьянине Андрее, выписанной московской дворянкой К. П. Лутовиновой из деревни. Андрей полностью покорился воле своей барышни, но Тургенев придумал свою историю. Хотя в повести великан Герасим в знак протеста её покидает, не ждите от картины полного копирования сюжета.

Как мне удалось узнать, съёмки фильма проходили в деревне Волынщино Рузского района Московской области в одноимённой усадьбе князя В. М. Долгорукова-Крымского, хотя информации об этом нет почему-то даже на местном интернет портале.

В «Муму» Людмила Максакова играет хозяйку крупного поместья XIX века, которая владеет большим количеством крепостных. Она часто использует их для того, чтобы хоть как-то скрасить свою скучную жизнь, руководствуясь при этом лишь собственным эгоизмом и никогда не считаясь с чужим мнением. Ощущение безграничной власти над своими крестьянами всякий раз придёт ей большие наслаждения. Так любимым развлечением барыни (вот уже множество раз) стала репетиция собственных похорон, так что она могла видеть, как люди будут реагировать на её смерть. Герасима в этой картине играет Александр Балуев, немой бородатый горы человек. Большинство окружающих видят в нём простака и игрушку (впрочем, довольно скоро они в этом разочаруются), в то время как женщины очарованы его нежной мужской природой. Герасим влюбляется в прекрасную крепостную Татьяну (роль Елены Кориковой) и даёт приют небольшой собаке, которую называет Муму (только те звуки, которые он может вымолвить). Однако, хозяйка не согласна с подобной развязкой и в гневе кладёт конец обоим. Эта историческая драма стала первым российским фильмом, имеющим собственный промо-сайт (mumu.park.ru – на сегодняшние дни уже закрытом).

Фильм хоть и поставлен по мотивам известной повести И. С. Тургенева, однако режиссёр Юрий Грымов ввёл в сюжет и сделал основной упор на фрейдистской составляющей «Муму», что конечно же не могло не вызвать неоднозначную зрительскую реакцию. Как утверждают кинокритики: в картине 98 сцен, из них всего лишь 18 – 'тургеневских', все остальное придумано режиссёром, прочитано им между строк. Фильм считался скандальным. На роль барышни сперва планировали Людмилу Гурченко, однако она с негодованием отвергла это предложение. Получилась история о том, как пятидесятипятилетняя женщина, пытаясь преодолеть одиночество, порождённое собственным эгоизмом, отчаянно борется за свою последнюю страсть. Жертвой этой борьбы становится не только безвинно утонувшая собачка, но и глубокое чувство двух людей. Режиссёр картины Юрий Грымов так представил своё творение на суд публики: «Это история о том, как мы стремимся быть услышанными, но так никогда и не слышим друг друга по-настоящему. История любви и одиночества».

Повествование в киноленте длится очень медленно и неторопливо. Возможно, режиссёр намеренно пошёл на такой ход, пытаясь показать сонную и размеренную жизнь в усадьбе. «Муму» стала дебютной картиной начинающего режиссёра Юрия Грымова. По мнению французского жюри, она – одним из самых удачных кинопроектов 1998 года в интернациональном кинематографе и была удостоена премии «Золотые кисти кино, телевидения и театра». Премия учреждена Министерством культуры Франции и вручается французским и иностранным деятелям культуры. Именно там, во Франции (в г. Онфлёр) Юрию Грымову удалось осуществить свою мечту – поставить памятник Муму (прежде власти города Москвы отказали режиссёру в подобной просьбе). Режиссёру не хватило всего трёх дней для завершения второй копии картины, чтобы отправить её на Каннский кинофестиваль.

При производстве «Муму» произошёл целый ряд курьёзных историй, об одной из которых режиссёр вспоминал так: «Это случилось во время съёмок сцены прощания, когда Герасим в последний раз плывёт на лодке вместе с Муму. Вдруг собака прыгает в воду и … начинает плыть против течения. Мы снимали в октябре, вода была холодная, но Саша Балуев, который играл в фильме роль Герасима, бросился в воду и спас её. Собака потрясающая. Она делала всё с одного-двух дублей. После съёмок картины она поселилась у нашего художника».

Несколько слов о наградах:

- Приз «Золотые кисти кино, телевидения и театра» министерства культуры Франции (1998 г.). За лучший дебют — Юрий Грымов.

- Первый приз МКФ «Арсенал» в Риге (1998 г.) – режиссёру Юрию Грымову.

- Премия «Ника» (1998 г.). За лучшую операторскую работу — Юрий Клименко.

- Специальный диплом Президентского совета на ОРКФ в Сочи «За яркое визуальное воплощение классического сюжета» (1998 г.) – Юрию Грымову.

- Приз им. Таривердиева (на том же кинофестивале) за лучшую музыку к фильму — Владимиру Дашкевичу.

- Приз «Золотой Витязь» за лучший игровой фильм на МКФ славянских и православных народов (1999 г.). «Золотой Витязь».

- Приз за лучшую роль второго плана (на том же кинофестивале) — Елене Кориковой.

- Специальный приз жюри и большой приз жюри— Юрию Грымову на РКФ «Литература и кино» в Гатчине (1999 г.).

- Приз за лучшую женскую роль (на том же кинофестивале)— Людмиле Максаковой.

6 из 10

29 марта 2014 | 20:31
  • тип рецензии:

Чтобы экранизировать классику нужно быть смелым человеком. Грымов смелый режиссер. Тут даже спорить бессмысленно. Все его работы – это весьма специфические фильмы, далеко не для каждого. Юрий режиссер эпатажный, неординарный. В этом есть как плюсы, так и минусы.

Этот фильм является почти первой его работой в большом кино. Почти первой потому, что до этой картины есть еще одна короткометражка, с которой я, кстати, не знаком и очень надеюсь, что в скором времени познакомлюсь.

Перед нами всеми известное бессмертное произведение Тургенева. Могу сказать, что это не просто произведение автора, а скорее рассказ пропущенный через призму режиссера. Грымов показывает свое видение этого рассказа. На протяжении всего просмотра, я замечал «грымовские фишки», которые потом, в будущих фильмах, будут встречаться часто. Вообще, «Му-му» здесь представлено как непростое психологическое произведение. Очень интересно раскрывается образ барыни. Вообще, мне показалось, что режиссер придает большее значение именно этому персонажу, чем остальным.

А так, конечно, этот фильм – это именно взгляд Юрия на это произведение. Это его видение проблем поднятых в этом рассказе. Не могу сказать, что эта лента оказалась плохой, но и то, что понравилось тоже не могу сказать.

Оценка: 5 из 10

28 августа 2011 | 23:29
  • тип рецензии:

Помню, мне было двенадцать лет, когда в российских СМИ поднялась шумиха вокруг экранизации тургеневского «Му-Му» Юрием Грымовым: мол, фильм снят отдаленно, по мотивам повести, в нем есть постельная сцена, отсутствующая в тексте и прочее подобное, что выслушивать режиссеру, выступившему с полнометражным дебютом, было явно неприятно. Сейчас, спустя более чем двадцать лет, фильм выкристаллизовался и способен поразить даже требовательного синефила своей высокой художественной культурой, жесткой, продуманной структурой, проработанной концептуальностью и новаторским стилем, и, что бы не говорили недоброжелатели Грымова при выходе фильма, его клипмейкерское прошлое видно лишь в начальной сцене.

Своей просчитанной до милисекунды стилевой дихотомией, сравнимой разве что с «Солярисом» Тарковского, «Му-Му» Грымова поражает особенно в своей первой половине, где сюжет полностью подчинен атмосфере, вернее атмосферам: душной, клаустрофобной, девиантной визуальности барского дома, противопоставленной естественности натурных съемок и крестьянского быта, проработанного столь дотошно, что впору вспомнить Германа-отца. Честное слово, я давно не видел в нашем кино такой въедливой работы художника-постановщика и оператора (блестящего Юрия Клименко). Как когда-то в «Солярисе» чувственность земных пейзажей противопоставлялась умственной холодности станции «Солярис», так и у Грымова красота и нормальность крестьянской жизни выглядит живым упреком извращенному декадансу усадьбы.

Безусловно, что, снимая в 1990-е, вернее на их излете, режиссер не мог не провести параллели между рассказанной Тургеневым историей и современностью: кажущийся банальным конфликт между богатыми и бедными, пульсирующий в большой части мирового искусства, изображен Грымовым вне трюизмов и примитива. Усадьба в его фильме, снятая с использованием светофильтров, сложным освещением, концептуальная пара утонченных до избалованности героинь Максаковой и Апексимовой, первая из который с течением фильма все более одержима смертью, а в какой-то момент снимаема лишь в почти детском чепце, то есть ее облик все более и более инфантилизируется с течением фильма – все это обречено тлению и увяданию, этот паразитический мир (читай – российских нуворишей 1990-х) не имеет будущего.

С другой стороны, сам себя обслуживающий крестьянский мир, снятый Грымовым с невероятной радостью и сочувствием (косматый Балуев просто чудесен), вызывает в синефильской памяти не в последнюю очередь «ХХ век» Бертолуччи, которому «Му-Му» обязано по сути всей своей стилевой и концептуальной дихотомией и где также умирает аристократический мир, заблудившийся в извращениях и декадансе. Такой подход Грымова – то есть чисто синефильское ориентирование на шедевры киноискусства, это нечто большее, чем попытка клипмейкера снять экранизацию хрестоматийного для школы произведения. «Му-Му» Юрия Грымова, несмотря на то, что дебют, - это очень зрелая работа, новаторская по форме, свежая в визуальном плане (даже сейчас), она не адаптирует литературный текст по школьным лекалам, как это делали многие советские постановки, но, безусловно, расширяет поле интерпретации такого кажущегося простым текста, как повесть Тургенева.

Ведя на экране диалог не только с Тургеневым, но также с Тарковским и Бертолуччи, используя накопленный в клипмейкерстве опыт работы с визуальным материалом, Грымов создает кинематографическую интерпретацию нового поколения, формирует тот тип кино, который так и не был развит в нашей индустрии в 2000-2010-е годы (разве что в ленте Андрея Смирнова «Жила-была одна баба»). «Му-Му» Юрия Грымова нуждается сейчас в том необходимом этой ленте запоздавшем признании, которого она была лишена при выходе. Господа синефилы, будем честны перед собой: это неординарная работа, незаслуженно забытая и вполне заслуживающая того, чтобы стать в один ряд с «Молохом» Сокурова и «Хрусталев, машину!» Германа-отца, снятыми в то же время.

18 декабря 2021 | 20:20
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: