В Кали кипит светская жизнь. Половина населения барахтается ниже черты бедности, газетные заголовки захлебываются Caps Lock’ом (колумбийская резня бензопилой в самом разгаре!), бензобак снова подтекает из-за идиотской привычки Сьерры мочить свидетелей прямо в салоне. Но вечером, кровь из носу, нужно быть на рауте по случаю очередных сановных похорон. Ряды донов редеют, и если ты маленькая шавка, стянувшая жирный кусок, пока стая рвала друг другу глотки, самое мудрое – зарыть добычу, захлопнуть пасть, преданно заглядывать в глаза [и вежливо отвечать на телефонные звонки]. Впрочем, нет. Самое мудрое – не брать чужого и не лгать Патрону. Жаль, что Виктору Пеньяранде браться за ум уже поздно.
Родина Маркеса по сей день экспортирует в большой мир не только кофе и кокаин, но и любопытные образчики магического реализма. В типичный криминальный сюжет о толстой пачке купюр, захватанной отпечатками почивших или готовящихся почить гангстеров, без тени стеснения и ощущения собственной неуместности входят ритуалы вуду, оскверненные могилы и стробоскопические сны, где возбуждение мешается с ужасом, а каждая новая вспышка грозит свести с ума. Dog-символика неотвратимо густеет и множится, явственно притчепреобразуя, играя с культурными кодами. И все-таки в криминальном триллере Морено доминирует не «магия», а бритвенно-острый «реализм». Это один из тех редких фильмов, при просмотре которых восприятие вдруг настраивает резкость, и все становится очень просто, без полутонов, моральных категорий, кризисов, сомнений и самокопания. Просто смерть, гипотетически - ужасная, практически - рутинная. Разрубленное тело, тщательно вымытый багажник и лакающий кровь дворовый пес с настороженными чуткими ушами. Просто жизнь, одна единственная, но и близко не такая ценная, как мы почему-то возомнили о ней, похожая на монотонное одинокое ожидание в обшарпанном гостиничном номере. Ночью невозможно уснуть из-за далекого лая и хриплых криков загибающегося от порчи соседа. Днем держит на взводе cell block folk, миксующий барабаны со стонами шлюхи и ритмичным тревожным стрекотом телефона. Стоит лишь достать бензопилу, и все начинают говорить правду. Прежде всего – самим себе.
Гангстеры Морено не похожи на таковых. Или, наоборот, похожи: откуда об этом знать тем, кто никогда не глядел в дуло. Нет ни героизации, ни дегероизации, нет шаблонов – вообще никаких заметных попыток «работать с материалом». Босс средней руки напоминает старого учителя, босс босса – рано полысевшего выпускника интерната для отстающих в развитии. Девальвация жизни лишает героев героичности. Здесь нет места ни право имеющим, ни дрожащим. Вот пушка. Вот цель. Стреляй. Видеоряд, слишком искусный для мейнстрима и слишком сюжетоцентричный для артхауса, кажется рожденным интуитивно. При высочайшей концентрации насилия в кадре, он не ориентирован на то, чтобы шокировать зрителя, хлестнуть адреналином или даже зацепить эмоционально, хотя и не щадит при случае. Камера словно чувствует, когда нужно задержаться до конца, а когда – отвернуться прочь, не столько уберегая, сколько позволяя наблюдателю пережить blood-момент наедине с собой, в глубинах подсознания. Своеобразная эстетика подглядывания: целеустремленное око бинокля, кусочки жизни города, прихваченные по пути автомобильными зеркалами. Изглоданный паранойей Пеньяранда оглядывается и зябко пожимает плечами, ощущая на себе чей-то взгляд. Наш взгляд – сквозь экран, сквозь грязное оконное стекло.
Спойлер в названии не врет, и драма взаимного пожирания уверенно катится к логическому концу. Ведьмы не спят ночами, бормоча напутствия мертвецам в едком сигарном дыму. Пасторы трудятся сверхурочно, сбиваются с ног, едва успевая выкроить себе короткий обеденный перерыв между панихидами. Рыдающая массовка в который раз слушает одну и ту же затверженную проповедь, неубедительно пытаясь утешиться сентенциями о воскресении дорогого умершего в Судный день (если не встанет ближайшей ночью, конечно). Но… если и правда доведется восстать – с нажитым грузом смертей, с кровью под ногтями и на всякий случай припрятанным под гробовую обивку пистолетом. Говорят, овцы тогда встанут по правую руку, а козлы – по левую. Где же в тот день окажутся псы?
Можно долго спорить и рассуждать, о чём должно быть кино. Стоит ли его снимать во имя морали и продвижения гуманизма, для субботнего развлечения городских 'белых воротничков', необходимости творчества ради творчества и самовыражения, прилежного выполнения государственного заказа и долга перед отечеством или банальных сборов. Этот вопрос провоцирует столкновение вкусов, жизненных взглядов и 'псевдо философий'.
Не могу объяснить почему, но мне этот фильм напомнил 'Донни Браско'. Постоянное ожидание 'того самого' телефонного звонка и назначения места встречи, после которой ты не знаешь, вернешься или нет. Не могу назвать данную ленту выдающейся картиной об организованной преступности, но ценителям таких фильмов посмотреть рекомендуется, хотя бы для того, чтобы сравнить подачу одного и того же материала о преступности, но по-колумбийски. Я окунулся в ту ситуацию и полностью поверил актёрам (несмотря на заявленную в описании к фильму сумму сборов в 80$). Это крепкая работа о плохих парнях совсем немного разбавленная мистикой.
Честно говоря, не часто приходится смотреть фильмы из Латинской Америки. Наверное, зря. Такие фильмы не могут похвастать бюджетами с шестью нулями, невероятными спецэффектами и звездным составом актеров. Наверное, это и к лучшему, ведь тогда южноамериканским приходиться делать ставку на реализм и драму.
Этот фильм не исключение. Не ждите темных сил ада, о которых говорилось в описании, ибо их тут вовсе нет. Есть небольшая доля мистицизма, магии Вуду, но это деталь, мелочь, которая особо на сюжет не повлияла. Этот фильм о колумбийских гангстерах, трущобах и грязных деньгах. Кстати, колумбийские гангстеры отличаются от американских. Колумбийцы не ездят на спортивных машинах, у них грязные футболки, и снимают они дешевые номера в отелях.
Не буду рассказывать о сюжете, дабы не портить впечатление о фильме, но концовка символична. Псы все-таки сожрали друг друга. Грязные деньги в этом кино не принесли никому счастья.
Кстати, одной из особенностей этого фильма считаю, что тут нет положительных героев. Может у кого-то из персонажей и есть относительно благие намерения, мотивы, но однозначно положительных героев тут нет. Тут показывается жизнь латиноамериканской трущобы, как она есть, без купюр. Актеры сыграли вполне прилично, все играют именно те роли, на которые были поставлены режиссером.
Подытожу: на фоне пафосных и гламурных голливудских боевиков «Perre come perre» смотрится свежо и необычно. Необычно потому что без взрывов, виражей и гор трупов.
Возможно сюжет и не самый оригинальный, но фильм подкупает своим реализмом, серьёзностью и (как это ни банально звучит) хорошей игрой актёров.
Обычная криминальная история в очень колоритном сеттинге колумбийских трущоб завораживает и заставляет тебя в неё верить, её герои обычные люди (или бандиты если угодно) со своими страхами и желаниями, со своей правдой и неправдой.
В действие очень удачно вписывается сюжетная линия с проклятием вуду. Никакого волшебства, всё серьёзно как никогда. И ещё отмечу загадочного 'звонящего', отца Аделы... вот ведь смачная вышла с ним развязка.
Великолепный фильм со смыслом. Криминальная драма с английским уклоном. Добротный актерский состав, все роли четко разыграны, очень гармоничны. Хорошая операторская работа.
Не люблю пересказывать фильмы. Могу лишь поделиться своими впечатлениями от фильма. Фильм очень достойный. Любителям криминальных-драм смотреть обязательно.
Босс мафии показан полным кретином, его подручные безжалостные, привлечение ведьмы придает своего рода флер таинственности. Очень точно подобрана музыка, добавляя картинке глубину и трагизм. Все диалоги, слова подобраны. Нет лишних движений, взглядов, и пр несуразностей.
Фильм снят очень просто, доходчиво и понятно. Без лишних движений и сентиментальности. В фильме нет плохих и хороших. Он просто показывает, что все что происходит вокруг грязных денег ждет один и тот же финал, какие бы у тебя помыслы не были. Отсюда и название фильма. За грязные деньги они съедают сами себя, как собаки.