Кино о перестройке и 90-х делится на два типа: Первое - ностальгическое и глянцевое, о безграничной свободе, силе капитала, крутости бандитов. Второе – апокалиптичное и мутное, рассказывающее об упадке, разрухе и моральном разложении. “Нежный возраст” из вторых.
К чести С. Соловьева, он обходится без явной чернухи, но не дайте аннотации к фильму вас обмануть. Тут не про нежную и трогательную любовь главного героя. Это картина о взрослении поколения, которое слишком часто били по голове общество, учителя, время, капитал, внезапная свобода, крах идеалов и устоев. Кто-то буквально стал “ударенным по голове”, кто-то стал жертвой этого удара и не пережил его морально или физически. Для каждого этот удар свой: для кого-то - свобода, для кого-то: власть, наркотики, деньги или “американская (европейская) мечта”. Мы не видим самой сцены крушения Союза, оно проходит где-то далеко, но корни процесса разложения, восходят куда глубже, уже проявляются.
Сам фильм смотреть порой тяжело из-за его подачи. Одни кадры и истории динамичны, другие впадают в меланхолию и поиск смысла элизиума. Рука сама тянется к перемотке.
Зачем смотреть? Ради интересной смеси из советской, российской и обезьяньей актерской школы. Ради авторского взгляда С. Соловьева на общественный распад по всех смыслах.
Кому смотреть? Тем, кто склонен идеализировать или демонизировать какие-то этапы истории России. Представителям поколению нулевых и десятых, которые считают, что им плохо живется.
Кому лучше пропустить фильм: моралистам, людям, не способным воспринимать наготу, тем, кто хочет увидеть историю любви, тем, для кого любая российская картина по определению - чернуха, грязь и ложь.
Фильм был снят по реальным событиям и о реальных людях, которых я знала лично. Сын Соловьева учился в моем районе. Правды в фильме больше, чем вымысла. Даже некоторые клички ребят были сохранены. Большинство из них умерли от наркотиков, как и Дагай - Алексей Дагаев, сыгравший единственную роль в своей жизни - самого себя в 'Нежном возрасте'. Он жил в соседнем со мной подъезде, все девушки сходили по нему с ума. Но речь не об этом...
Это хороший фильм по многим причинам, главная из которых - он абсолютно честный. Соловьев очень точно передал атмосферу того времени, взаимоотношения подростков и их отношение к жизни, образы учителей, ментов и интеллигенции.
Очень интересно сейчас пересматривать этот фильм и поражаться разнице между современной молодежью и молодежью 90-х.
Несмотря на довольно ровное повествование в картине, я всегда чувствовала в ней какой-то надрыв. И я помню этот надрыв в душе каждого из нас в то время. Абсолютная бесшабашность с примесью трагизма советского и перестроечного времени. Все это очень хорошо отображено в картине Соловьева. Фильм о любви, о дружбе, о трагедии жизни в Советском Союзе, об истерии советских людей.
Прекрасные актерские работы. Очень талантливо сыграл Гармаш человека с раненой душой.
После фильма остается сладко-горький привкус ностальгии и чувство нежной тоски, о чем-то безвозвратно утерянном...
Несколько удивительно было видеть студию 'Тритэ' в титрах. Да то они привыкли уже к мистерам Михалкову и Верещагину в крупных проектах. Пока смотришь начальные титры, вполне возникает желание выключить фильм и посмотреть там 'Гуд бай, Ленин'. Повторяющиеся по три раза кадры и неизменное соприкосновение головы главного героя с любым предметом будто подсказывают-с, что надо ждать дурацкую комедию. Серьезно же, невероятно смешил кадр, как на голову солдата смачно падает груз с провизией.
Затем шуточки в сторону. На стыке двух эпох рисуется картина жизни юного, молодого и потом зрелого человека, которого ждали разные события и такие обстоятельства. Моментами страшно напоминало 'Форрест Гамп'. Конечно, масштабом меньше. Но ежели там (в отличие от книги) история была сказочная и с оптимизмом, то 'Нежный возраст' все-таки более приземленный и грустный. Поэтому по ощущениям лучшей параллелью для поэмы Сергея Соловьева служит 'Цветения пора' Бу Видерберга.
В мальчиках пробуждается любовь, которая обязательно принимает искреннюю и прекрасную форму. Несмотря на периодичные травмы головы, главный герой Громов не стал клиническим идиотом и память свою не потерял. Парень жил, выживал, работал, воевал и любил. Одну и ту же любимую. Чтобы как-нибудь в золотых чертогах с серебряным потолком связать себя с ней узами брака. Вот такая настоящая свадьба. Только до неё нужно прожить разные этапы, ведь жизнь не стоит на одном месте.
Мы до сих пор не смотрели ни одного фильма Сергея Соловьева, которого многие они называют тем ещё крепким режиссером со своим уникальным взглядом или стилем. Поэтому от 'Нежный возраст' и сравнивать-то не с чем. Поэтому он понравился, несмотря на холодную меланхолию. От фильма веет красотой, которая свойственна кинематографу, а не реальной жизни. Хоть многие из персонажей кончат плохо, общее настроение красоты в таком случае не отпускает далековато. Юность так прекрасна и нежна.
В крохотном эпизоде Валентин Гафт отдавал оду юности. Да, без неё в жизни пока никак. Когда она есть, как-то и не задумываешься, что краса может покинуть тебя. Но потом приходит время, и всегда забирает с собой красотку. Просто просыпаешься однажды утром, ощущаешь пустоту да понимаешь, что дальше будет по-другому. Захочется ли жить? Наверное. Как же прекрасны финальные титры! На общем празднике жизни собрались не только актеры, но и все создатели фильма! И Борис Гребенщиков!
Ух...только что досмотрела ' Нежный возраст'. Двоякое ощущение. Конечно, мы как зрители должны зреть в корень, а посему на мой вкус фильм не дотягивает до той же самой 'Ассы', например. Что же я вижу в корне? Действительно, те проблемы существовали для того времени, и никакого вранья я не наблюдаю. Были и бандитские разборки, и наркота, и расслоение общества по социальному уровню, и крышующие менты. Но в фильме, если зреть в корень, просматривается флёр, налёт того времени, пытающийся скрыть то недотягивание о котором я упомянула в сравнении с ' Ассой'.
Поэтому я вижу просматриваемый, но комканный сюжет. Линия любви - каверз любви, перевёрнутых понятий любви проходит чёткой линией в фильме- история Саледона и
Супортовой, химички и Дагаева, Вани и Лены. И как раз пограничность всех состояний, как физических, так и психических и приведёт к катарсису.
Начитавшись положительных отзывов решила посмотреть 'Нежный возраст'. Хотя весьма неприязненно отношусь как к российскому кино вообще, так и к перестроечным фильмам в частности. И эта картина лишь укрепила меня в моей предвзятости.
Во-первых, слишком много вранья. Причем, вранья унылого, бессмысленного и бесцельного: начиная от эротических школьных сцен и заканчивая участием в боевых действиях вместе с контуженным трудовиком.
Во-вторых, якобы любовная линия фильма двух замороженных аморфных рыб: Вани и Лены. И это не фарс из цикла «зомби тоже умеют любить» и не гротеск, а все преподносится зрителю на полном серьезе. Чуть более убедительно выглядит одноклассник Вани со своей «гражданской женой». Может сыграл роль их танец – хоть какое-то шевеление жизни.
И последнее крайне негативное качество практически всех перестроечных фильмов – это возникшее в начале фильма и не покидающее до конца чувство безысходности, «пира во время чумы».
После кризисных для Соловьёва 1990-х, когда его бросало из одной крайности в другую, и он примерял на себя то барский фрак, то учительскую жилетку, после неутешительных и до умопомрачения холодных 'Трёх сестёр' и невозможности найти деньги на другие экранизации русской классики, режиссёр обнаружил спасительный выход в союзе с собственным сыном Дмитрием. Тот однажды озвучил отцу секретные истории собственного отрочества, как раз пришедшегося на пресловутое последнее десятилетие ХХ века. Отец поначалу ужаснулся тому, что услышал, поскольку полагал, что прекрасно знает всю подноготную отпрыска. Однако ужас скоро сменился чисто профессиональным интересом, и быстро возникла идея снять по этим историям фильм.
Не чуждый постмодернистских приколов, Соловьёв по-простому разбил образовавшийся сюжет на три хрестоматийные главы: 'Идиот', 'Отцы и дети', 'Война и мир'. Главным героем этого ново-русского эпоса стал молодой человек по имени Иван Громов - 'типичный лишний человек» из поколения, расставшегося с невинностью в переломную эпоху. Пионерское детство и первые сексуальные опыты, криминальный промысел и работа шофёром-дальнобойщиком, Чеченская война и вояжи в Париж к любимой девушке - вот составляющие бурной жизни Ивана, который пытается восстановить связную картину своей судьбы на сеансах у армейского психиатра.
Тому, в свою очередь, необходимо решить - 'ушиблен Ваня головой' или всё-таки вменяем и адекватен. По фильму выходит, что отчётливую грань здесь провести невозможно: поколение, пережившее ломку социального строя, распрощавшегося с идеологией и теперь развивающееся как Бог на душу положит, не может опираться на так и не сформировавшиеся идеалы жалкой реальности. И лишь такая вечная, не подлежащая девальвации ценность, как любовь, способна стать единственным спасением в условиях рыночно-мафиозного проживания.
Режиссёр хоть и пытается вернуться тут к поэтической исповедальности 70-х, но не может окончательно отказаться от имитации модного молодёжного стиля, который культивировал в конце 1980-х. Поэтому стилистика 'Нежного возраста' при очевидной лиричности всякий раз сбивается в область стёба, фарсовую условность и непритязательную анекдотичность. Но такой стилевой разброс вполне сопрягается с мировоззренческим дуализмом личности, чья юность пришлась на эпоху размытых ценностей и отсутствующих идеалов.
Больше всего в фильме раздражает главный герой. Такое ощущение, что Соловьёв сочинил специально для сына этакую сказку, чтобы тот сам в ней поиграл, а люди полюбовались, посопереживали и умилились в конце, как оно закончилось хорошо. И вот этот герой проходит сквозь испытания - скользом, без фатальных потерь, словно только для того, чтобы зритель пожалел. Персонаж мечется от одной реалии к другой как в каком-нибудь мультфильме. Реалии времени все эти ситуации показывают настолько бегло, что о меткости говорить трудно, да и вообще ни в одном из фильмов Соловьёва мне не заметно присутствие какой-то наблюдательности - так, домыслы режиссёра, псевдоанализ, ложное изучение времени, упрощённые события. Одноклассница героя предстаёт тоже в образе принцессы, изначально пожалованной принцу, но надо пройти огонь, воду и медные трубы, а потом уж как сыр в масле. И вот он проходит, теряя друзей и веру, но сохраняя руки-ноги (даже при милицейских побоях внешность не страдает) и свою кукольную жизнь. Сцена выживания в Чечне и выписка домой по психическим причинам (отсюда и пафосное начало фильма), а позже хэппи-эндовая попытка суицида - всё это жалко и смешно. Во всё это не верится, эпоха болтается где-то на заднем плане нехитрой и лишённой жизни любовной истории.
Сергей Соловьев среди всех режиссёров позднесоветского и постсоветского разлива необычайно оригинален и самобытен, и его сотрудничество со многими мастодонтами от кино ничуть не вредит его тонкому потоку умных мыслей, тщательно завуалированных под толстым слоем абсурдистского юмора. Сотрудничество с Никитой Михалковым не придаёт фильму отблеск пышности и пафоса фильма о поколении 'X', которым так часто именуют людей, чья молодость пришлась на бурную эпоху 90-х годов. Тема избитая и выпотрошенная уже тогда, в 2000 году, никак не выйдет из умов и замыслов кинотворцов, и на фоне этих летописцев Сергей Александрович смотрится как совершенно несистемный повествователь, неформал, отдающий последнюю рубашку, сшитую из точных и честных наблюдений, и накрахмаленную отборным юмором, вышедшим из неизведанныхз отделов мозга мэтра, отвечающих за креатив.
'Нежный возраст' - один из редких фильмов, заканчивающихся хэппи-эндом именно в первоначальном и совершенном смысле этой фразы. Всё оканчивается счастьем для всех - и для главных героев, на празднике Жизни слившихся со съёмочной группой, и для зрителей, с упоением взиравших на экран, за этими изощреннейшими ушибами главного героя, Вани Громова, в конце концов оказавшегося счастливее всех в этой жизни. Громов создал сценарий своей судьбы сам, эти удары по голове послужили ему как эффективный пылесос, и от пыли стереотипов и вымышленных смыслов очищают они его. Все фразы героя и его единственно вечной любви, все их поступки руководствуются Кодексом Личности, а отнюдь не навязанным ценностям извне. Самобытность - это тема фильма. Тема, которая заслуживает детальнейшего изучения и принятия, в фильме была препарирована и выставлена на обзор. Быть самим собой - величайшее счастье, как ни крути.
Фильм, который западает в душу. Казалось, бы скромный бюджет, но в фильме, как мне кажется, виден срез реальной жизни той поры, мерзкая постсоветская обстановка: продажные милиционеры, ничем не отличающиеся, по сути, от криминалитета (Окуньков), рано повзрослевшие, в том числе и в сексуальном плане, школьники, интеллигенция, все еще надеющаяся на лучшую жизнь.
Подача сюжета происходит в довольно жестком стиле, проблема отцов и детей также не обойдена, можно увидеть 'прелести' армии на современном этапе. И то, что в среде молодежи процветает дух цинизма, нигилизма, преклонения перед иностранным, культ денег - вот, наверное, одна из главных мыслей Соловьева.
Я думаю, фильм заслуживает 7 баллов, и в том числе за неплохую подборку аудио.
Наткнулся на фильм совершенно случайно, и не жалею об этом. В программе телепередач по каналу “Культура” увидел знакомого режиссера, а именно Сергея Соловьева, автора легендарной “АССЫ”. Ожидал увидеть нечто скучное и пафосное в стиле Тарковского, но был приятно шокирован. Вот, оказывается у кого училась Германика. Школьное насилие, секс, нарушение УКРФ, спиртное, откровенные разговоры и многие другие пороки совершают герои фильма, но главная тема, конечно же любовь и поиски себя.
Безусловно, фильм культовый, хотя бы потому что, эта картина имеет оригинальную концепцию повествования, подобную “Форесту Гампу”. То есть, рассказчиком в фильме выступает главный герой. Он, раненый солдат, находящийся в госпитале, разъясняет психиатру и военному эксперту о своих действиях на войне в Чечне. Конечно же, он начинает издалека, со своего детства, его первая любовь, далее нас ждет множество контрастных и ярких мизансцен (со смертями, разочарованиями, криминалом, предательством, похотью и любовью). Все это, под красивое музыкальное сопровождение, с прекрасной операторской работой, в купе с действительно потрясающим сюжетом и режиссерской адаптацией. Этакий “Форест Гамп” по-русски, не хуже работы Земекиса.
Что разочаровало, так это постановка режиссером актерской игры. Почти все актеры, кроме великолепных Гармаша и Панина, явно не доигрывают. Манера их игры подобна фильму ДМБ. Где актеры, даже в момент сильнейших эмоциональных всплесков, говорят и двигаются, словно находятся под каким то седативным медикаментом. Играют будто роботы, используя алгоритмичные программы. Нет ни грамма эмоций. Это явный минус картины, так как, неестественность реакций героев заставляет нас чувствовать фальшь, и в моменты саспенса, переживания за героев сводятся к нулю.
Не хочу придираться и ставить критичную объективную оценку в 7 или 8 баллов, (за неубедительную передачу эмоций и чувств актеров) и поставлю жирную 10, так как, за последние годы среди российских фильмов, не видел ничего более лучшего, кроме…
“На безрыбье и рак рыба”. В отсутствии аналогичных очень тонких и изящных картин отечественного производства, в стиле приключенческая драма: “Форест Гамп”, “Дневник памяти”, 10 заслуженна. Фильм действительно стоит смотреть каждому киноману. “Нежный возраст” будет близок российскому зрителю. Это кино о нас с вами, о нашем прошлом.