всё о любом фильме:

Ворошиловский стрелок

год
страна
слоган«Не ради мести, а во имя справедливости...»
режиссерСтанислав Говорухин
сценарийАлександр Бородянский, Станислав Говорухин, Юрий Поляков, ...
продюсерЕвгений Голынский, Игорь Толстунов, Сергей Козлов
операторГеннадий Энгстрем
композиторВладимир Дашкевич
художникВалентин Гидулянов, Алла Оленева, Сергей Шаламов
монтажВера Круглова
жанр драма, криминал, ... слова
зрители
Венгрия  5.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время95 мин. / 01:35
Пенсионер, железнодорожник в отставке, скромно живёт со своей внучкой Катей. В соседнем доме постоянно собираются трое молодых бездельников, чувствующие себя безнаказанными хозяевами жизни. Однажды они хитростью заманили Катю к себе, где изнасиловали.

Поначалу насильников арестовывают, однако отец одного из них — большой милицейский начальник — освобождает их. После безуспешных попыток наказать преступников законным путём, Иван Фёдорович посчитал своим долгом восстановить справедливость сам…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам повести Виктора Пронина «Женщина по средам» (другое название «Будет немножко больно», также издавалась под названием «Ворошиловский стрелок», 1995).
    • На роль фронтовика рассматривался Георгий Жжёнов.
    • Двор и квартиры в фильме снимались в Калуге по адресу Окружная, 4.
    • Фильм снимался под рабочим названием «Женщина по средам», по окончании съемок его изменили на «Сицилианскую защиту», а современное название фильм получил только после окончания монтажа.
    • На роль Кати также претендовала Юлия Началова.
    • Алексей Шевченков пробовался на роли Игоря Зворыгина, Бориса Чуханова и Вадима Пашутина, но в итоге ему досталась эпизодическая роль торговца оружием на рынке.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Насильники после содеянного смотрели фильм «Доберман» (1997).
    • Одну из финальных сцен в фильме, когда Вадим Пашутин ранит своего отца, изменили прямо на съемочной площадке по настоянию правоохранительных органов, консультировавших фильм. В сценарии отец Пашутина должен был быть убит. По этой причине исполнитель роли полковника милиции Александр Пороховщиков проигнорировал премьеру фильма.
    • еще 5 фактов
    ТВ-ролик 00:32
    все трейлеры

    файл добавилButesha

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1356 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Лучше, чем герой фильма сказал и не сказать уже! Полностью прогнившая система правосудия и само общество еще кое как держится вот на таких вот людях, у которых осталась совесть. Дед молодец — сделал все четко и правильно. Никого не убил, но искалечил предметно. Прям как рука свыше им руководила.

    Продажность и ненасытность власть держащих всегда была таковой: до конца, все сметая на своем пути. И вырастали у них не дети, а гидры — которые и своих родителей ни во что не ставили и при этом без них ни дня прожить не могли. Все это предельно точно показано.

    Несмотря на то, что фильм малобюджетный — за душу он цепляет по сильнее всяких блокбастеров и мелодрам, потому как в нем показано истинно и уродливое лицо общества — нашего в с Вами общества. Как в нем жить и кто какую позицию займет — роль героя Прохоровщикова или героя Галкина — решать нам самим.

    8 сентября 2012 | 22:19

    Наверное, нельзя найти такого человека, который не слышал бы о фильмах и сериалах Станислава Сергеевича Говорухина. Его «Место встречи изменить нельзя», «В поисках капитана Гранта» и «Десять негритят» навсегда вошли летопись отечественного кинематографа и записаны там золотыми буквами. Станислав Сергеевич не изменил себе снимать высокого уровня кино и после того как рухнул Советский Союз. Правда, после того события качество кинематографа точно также рухнуло как и тогдашняя сверхдержава, поэтому каждый новый фильм Говорухина являлось и является ожидаемым событием и то, что вдруг его картина окажется низкого уровня из разряда фантастики. В 1999-ом году Станислав Сергеевич выпускает криминальную драму, которая практически целиком и полностью подчеркнуло падение нравов и ярко отобразил актуальные и на сегодняшний день проблемы общества.

    Невинная девочка Катя живёт у своего дедушки Ивана Фёдоровича, пока её ветреная мать катается по миру, меняет мужиков и занимается сомнительными делами, гордо называя себя престижным термином бизнесвумен. Однажды в погожий летний день Катя возвращалась домой, но не смогла отказать настойчивым упрашиванием троицы друзей, среди которых был и Катин одноклассник. Они пригласили её к себе в квартиру, а после распития небольшого количества спиртного начали грязно приставать к девочке. Лихая удаль, вера в безнаказанность и обладание деньгами, да плюс сила над бедной девочкой вскружила им голову и они совершили такой поступок, что их вообще нельзя называть людьми. И самое главное, что они вовсе не ощущали чувства вины после содеянного. У одного из негодяев папа оказывается в высоком милицейском звании и поэтому троица оказывается без обвинений. Иван Фёдорович берёт закон и справедливость в свои руки, когда понял, что отморозкам ничего не грозит — папочка постарался. Кто-то позволит себе обвинить Ивана Фёдоровича? Не думаю.

    Станислав Сергеевич Говорухин действительно снял картину, которая до сих пор проникнута духом актуальности, только реалии сейчас стали ещё страшнее. Произвол милиции идёт рука об руку с произволом чиновников, а политикам, прикрывающимся громкими словами о патриотизме и заботе о простом люде, уже давным-давно этот люд не верит, как и не верит, что милиция продолжает нести основные функции защиты населения от преступности, а не думает как ещё можно заработать на населении. Бывшие рэкетиры перепрофилировались и ассимилировались в людей в погонах. Увы и ах, но это наши с вами реалии. Поэтому, когда Иван Фёдорович берёт в руки снайперскую винтовку хочется ему шепнуть, что он абсолютно прав и с этими мерзавцами бороться надо именно так, когда власти наплевали на все нормы закона. Вот если бы были бы все такими же ментами, как капитан в исполнении Сергея Гармаша, вот это другой разговор, но их мало и их давят. А Гармаш появился в одной только сцене, но как же он её сыграл! Аплодисменты стоя! Настоящий профессионал, который выбьет показания из любого мерзавца, а к насильникам, потому что у него самого две дочери, у него патологическая ненависть. Но что он, капитан, смог противопоставить генералу? Это обидно так, что аж кулаки сжимаются до боли.

    Ивана Фёдоровича сыграл Михаил Ульянов. Сыграл настолько убедительно, что действительно можно поверить будто это один из пенсионеров, которые забивают «козла» во многих дворах наших городов. И у него свои принципы жизни и морали. Честный человек, который не в состоянии смотреть на творящуюся на улицах несправделивость. Его антипода сыграл Александр Пороховщиков. Ему всегда шли роли, где он играет военных, причём у него такая харизма вместе с выправкой и подавляющим взглядом, что он будто рождён для таких персонажей. Он спасает от тюрьмы своего сына, хотя его любовь граничит вместе с презрением к нему. Но вот, что странное — к герою Пороховщикова есть чувство сожаления в финале, хотя к этому всё и шло и если нет суда человеческого, то есть суд высших сил и они явно вмешались и вынесли свой вердикт. Среди тройки негодяев выделяется Марат Башаров, которому исполнилось тогда 25 лет. И к его персонажу испытываешь такую праведную ненависть, что задумываешься, а ты сам ли не нажал бы на курок, помогая Ивану Фёдоровичу? И Алексей Макаров и Алексей Макаров, сыгравшие дружков Башарова, несомненно заслужили то, что в своём фильме показал Станислав Сергеевич Говорухин.

    Многозначный фильм, открывающий глаза на наши реалии, где «мажоры» не знают что такое честность, справедливость, нормальное поведение в обществе, они считают, что им всё позволено, а деньги — это высшая власть. Жаль только, что на таких моральных уродов нет столько же Иванов Фёдоровичей и капитанов, сыгранного Сергеем Гармашем, и участковых в исполнении Владислава Галкина. Один из лучших криминальных фильмов 90-х годов от отечественного производителя.

    10 из 10

    26 октября 2015 | 19:24

    Один из последних русских фильмов, которые вписываются в понятие киноискусство. В конце 90-х эта лента ни в коем случае не могла принести прибыли: время было слишком мутное. А сейчас «Ворошиловский стрелок» — это фильм со знаком качества. Всё в нём отлично. Смотришь его и не можешь насмотреться.

    Тематика широка, но главное здесь понимается не с первых кадров. Ведь то, что произошло с главной героиней, — это не верхушка айсберга правоохранительного беспредела, а простое следствие аморальности, чувства вседозволенности и безнаказанности. Такие преступления всегда были и всегда будут во всех странах, а не только в «неблагополучной» России. Это не искоренить. Проблема в том, что в нашей стране карающая система построена, мягко говоря, неправильно, в кабинетах протирают штаны не те люди, и самосуд — самое надёжное средство для восстановления справедливости. Все понимают, что так делать нельзя. Но если не помог дядя милиционер, то можно и даже нужно.

    Поэтому дедушку Кати осудить нельзя. Единственное, в чём его можно упрекнуть, так это в том, что он не успел объяснить любимой внучке некоторые простые вещи, зная которые, она бы никогда не переступила порог логова беспутных насильников. Ну а с самой Кати взятки гладки, она всего лишь маленькая девочка.

    10 из 10

    27 мая 2011 | 09:55

    Простые прописные истины, знакомые всем нам с пеленок. Но порой, вырастая, мы забываем, а окружающие не спешат нам напомнить, что хорошо, а что плохо, тогда и проявляются наши собственные демоны.

    Три друга-дети бандитских 90-х, как и многие подростки чувствуют полную безнаказанность и всемогущество. Не задумываясь над совершенным поступком устраивают очередную «веселую среду» и в результате приносят боль в чужую семья. Три молодых актера, Башаров, Макаров и Древнов, возрождающегося российского кинематографа сыграли настоящих сволочей, которых начинаешь ненавидеть с первых кадров.

    Катя очаровательная до глупости девушка. Такая себе «святоша» в мини, с большими голубыми глазами полными непонимаем и наивности, в полной уверенности благонамерений идет на «день рожденье» к малознакомому парню. Осуждать всегда легко, понять сложно.

    Участковый Алексей славный малый. Настоящий борец с преступностью. Только он всего лишь маленький винтик в большом механизме правоохранительных органов. Он оказывается в нужное время в нужном месте и спасает сразу две загубленных души. Молодой Галкин очарователен.

    Пороховщиков, папа одного из товарищей. Понятное дело, что можно долго разглагольствовать о том, что он все позволял сыну и вырастил его не лучшим образом, но когда дело подошло к тому, что сына нужно спасать, он поступил как настоящий отец и стоял до последнего. Да, их семья в корне не права, но у каждого своя правда и этот отец защищал своего сына и точка.

    Герой Ульянова подкупает своей честностью. Умением стоять на своем и не сдаваться, беть неподкупным людьми с властью и быть по-своему чистым перед законом. Он пытается изо всех сил что то делать, бороться с жестокостью этого мира.

    Мать, которая бросила дочку на попечение отца и уехавшая на заработки на для устройся своей личной жизни, начальник, которому важны только голые факты, а справедливость его не интересует, полковник, который оказывается отцом преступника. Как тяжело с этим жить, а еще тяжелее бороться. Этот фильм остается одной из самых правдивых драм Станислава Говорухина на постсоветском пространстве.

    А дед готов убить любого, в прямом и переносном смысле, только ради благополучия внучки, ради ее тихого пения и душевного спокойствия. Как мало надо для счастья любящего.

    8 из 10

    11 мая 2013 | 20:38

    Я пересмотрел этот фильм, практически через десять лет.

    Что сказать — очень не плохо сделано, но сначала (очень давно, для некоторых), я прочёл книгу и лишь затем увидел фильм, тогда я воздержался от комментариев.

    Что сказать? Милиция (и полиция) никогда не была, как это говорится — ах, да «легитимна и ничтоже сумняшеси», тьфу.

    Фильм отличный, (я не буду говорить о том, что ни один снайпер не поднесёт окуляр к глазу) но скажите мне, нет, лучше спросите себя — какие чувства вызывает у вас этот фильм? Спросите у себя и может быть спросите у живших в СССР — вы бы взяли в руки плётку? А ведь наказать, и это ясно, можно по другому.

    Ладно, вернусь к фильму, фильм — отличный и… плохой, отличный — потому что игра актёров хороша, но в чём-то не жизненна, плохой — потому что враньё.

    Прочитав вышесказанное, задайте себе вопрос — если есть месть и есть справедливость, почему нет справедливости для мести?

    30 июля 2011 | 01:09

    - Дедушка, что они ищут?
    - Совесть.


    «Ворошиловский стрелок» — один из тех российских фильмов, которые заставляют меня с надеждой смотреть в будущее отечественного кинематографа. Всё в этом фильме гармонично: и актёрская игра, и сюжет, и мораль.

    Однако самое ценное в этом фильме — правдивость. Такое может случиться с любым. Ты можешь оказаться доверчивой девушкой Катей или дедушкой, который во внучке души не чает. А может — подонком, думающим, что все его поступки будут безнаказанным. Мы живём среди этих людей, мы — эти люди. Вопрос только в том, на чьей стороне мы оказываемся, кого защищаем и можем ли мы постоять за любимых людей.

    Этот фильм как раз об этом. О безнаказанности и возмездии, любви и ненависти.

    8 из 10

    15 сентября 2011 | 21:34

    Моя мама всегда с удовольствием смотрит этот фильм, потому что снято очень правильно, правда ей неприятно видеть сцену изнасилования.

    Я лично видел фильм не раз и не два, и даже недавно скачал его из сети. Но если честно, мне не понятно почему фильм провалился в прокате? Я очень уважаю всё что делает Станислав Говорухин, потому что он снимает очень хорошо и интеллигентно.

    Сценарий незамысловатый — это типичная история, которая может произойти в любой семье. Когда я смотрю его, то начинаю задавать себе вопрос: Что это за страна такая, где бандиты и маняки гуляют на свободе а в тюрьмах очень много невинных из которых выбивают признания потому что чиновникам лень искать виновных.

    Мне очень понравилась игра талантливейшего актера Михаила Ульянова, к сожалению недавно ушедшего от нас. Игра Владислава Галкина тоже на высшем уровне, к сожалению тоже недавно ушедшего. Таких правильных ментов ещё поискать…

    Эпизодическая роль Сергея Гармаша, тоже талантливого актера. Ему впору играть таких вот правильных русских мужиков, достаточно вспомнить майора Короткова в его исполнении в сериале «Каменская». К сожалению таких правильных людей в нашей стране очень мало.

    В фильме спецэффектов нет вообще, но они там и не нужны.

    Сценарий хороший, снято хорошо, игра актёров на высшем уровне. Советую посмотреть.

    P.S. На месте Ивана Фёдоровича я бы поступил также, потому что действовать надо не по закону, а так как правильно. Тем более, что законы у нас бессильны против маньяков и насильников. И людей в тюрьмы за убийство насильников сажать совершенно неправильно, правительству надо таким людям давать медали, потому что наша доблестная милиция бессильна

    13 мая 2010 | 17:21

    Когда мне было 11 лет, впервые увидела данную картину. Ничего толком не поняла, понравилась только песня под гитару в конце фильма. Но спустя несколько лет нашла диск с этим фильмом, посмотрела и несколько дней не могла отойти от состояния, оставшегося после просмотра, а это был страх, боль, обида, злость, — целая гамма чувств и ощущений.

    Не смогла после этого не найти книгу Виктора Пронина и не прочитать её. В книге, как всегда, всё более эмоционально, сильно описано и показано, чем в фильме. Наверное это даже к лучшему, иначе смотреть бы этот фильм было бы просто непереносимо.

    Долго ругала мысленно Катю, за её глупую доверчивость и покладистость, люто ненавидела всех трёх отрицательных персонажей, гордилась Иваном Фёдоровичем и участковым. Думаю в жизни было бы также, ведь показана далеко не фантастика или глупая выдумка, а жестокая реальность. Как правило: «Всё покупается, всё продаётся», -одна из реплик героя, верная на мой взгляд. И очень жаль, что верная, что в жизни, как и в фильме, многое решают связи, положение в обществе, деньги… может это и честно, но только не в таких случаях.

    Единственный способ-это месть. Меня очень задела фраза обложке диска: «Не ради мести, а ради справеливости». Ценное, самое дорогое, что было у старика — внучка. «Они не её, они меня изнасиловали!!!». Не дочь, не кто-то ещё, а внучка.

    Михаил Ульянов безусловно был талантливейшим актёром. Для ценителей его актёрского искусства фильм предоставляет немалую ценность.

    Остальные герои картины меня удивили. Не порадовала роль Марата Башарова, представляла его всё же в роли участкового, которого сыграл Владислав Галкин.

    Ирину Розанову я тоже не рассматривала, как отрицательного персонажа.

    Такая вот борьба добра и зла, точнее добро здесь скорее выступает «злым». Хоть и понравился фильм, но как-то до книги не дотянул. Повторюсь, может и к лучшему.

    20 июля 2010 | 23:47

    Конец 90-х. Российское кино все еще находится практически в зачаточной стадии, на неокрепший кинорынок тоннами выливаются жалкие поделки, призванные «показать Голливуд, на что мы способны!» На самом деле оказывается, что способны не на многое: эти фильмы убоги, и вызывают либо сочувствие, потому что ой как трудно хомяку ёжика рожать, либо чувство брезгливости за то, что эти копии «под Голливуд» созданы в России, стране, где когда-то было великое советское кино, где жили и работали Эйзенштейн, Пудовкин, Герасимов, Гайдай, Калатозов и др. гении, по фильмам которых учатся в университетах на Западе. Страна, в которой были рождены Ефремов, Кадочников, Евстигнеев, Никулин, Ульянов, Яковлев…. она же какими-то кривыми путями через разруху и мрак начала 90-х пришла к 21 веку какими-то кособокими поделками, которые трудно совместить в голове с шедеврами советского кино.

    Конец 90-х. Редкие островки хорошего кино, которое снимается урывками, словно боится быть раздавленным, обезображенным. Хорошее кино, новое русское кино. Российское кино, которое начинает медленно поднимать голову и с удивлением оглядываться — неужели не осталось больше ничего, о чем можно снимать?

    Неужели зритель окончательно завяз в попкорновой системе американских блокбастеров, неужели, бандиты, подонки, моральные уроды окончательно оккупировали российское кино? Нет, есть еще темы, есть еще люди, есть еще школа, которую невозможно забыть за «темное десятилетие». Найти новою дорогу, снимать кино о современной жизни, поднимать современные проблемы искать пути их решения — здесь режиссеры, молодые и старые разошлись, встали на разные пути.

    Кто-то, как, например Рязанов, вдруг потонул в собственном маразме, так и не сумев перешагнуть планку, которая отделяла советское кино от российского, и стал снимать натужные сопли в сахаре. Кто-то, как Михалков, нашел себя в историко-эпическом кино. Кто-то стал снимать старые песни на новый лад… Кто-то, как Рогожкин, нашел ниточку, которая помогла ему нащупать истинно русское, национальное, колоритное и привела к нескольким замечательном, по-настоящему российским комедиям. Кто-то, как Балабанов, нашел русское в Голливудском, и снял ставшего культовым «Брата», которым поднял тему борьбы с бандитами бандитскими же методами.

    Станислав Говорухин, режиссер замечательного «Робинзона Крузо», режиссер, который успел впитать в себя традиции советского кино, но еще достаточно молодой, чтобы не впасть в самолюбование и самокопирование, нашел проблемы, которые отвечали законам жизни 90-х, и снял о них фильм. Назвал он его «Ворошиловский стрелок».

    Если бы меня спросили, к какому фильму мои мысли прогулялись, едва я понял сюжет фильма, я бы сказал — к тому же самому «Брату». Только «Брат» мне не совсем понравился. Снят он был максимально качественно, по-русски, смело, неплохо, и проблему поднимал важную, но был он, в сущности, о молодых, которые, в некоторой степени, сами виноваты в том, что с ними случилось. И Данила был «не мой герой». Я тоже не верил, что справиться с теми самыми бандитами нельзя другими способами, кроме тех, какие использовал Данила, но внутренне я ему не симпатизировал. Балабанов не усмотрел главного — его герой, убивая, сам становился бандитом, убийцей, терял человеческое.

    «Ворошиловский стрелок» — тоже кино о мести, о 90-х, о том, как насилие рождает насилие. Но это фильм о совсем других людях. Эти люди не молоды, как герои «Брата», они невероятно далеки от бандитских группировок, разборок, этой темной части России, которая едва не накрыла светлую часть в начале 90-х. Эти люди безобидны, они просто жертвы обстоятельств, он — старик, фронтовик, который принял развал СССР и последовавшие за этим изменения, как и большинство стариков — со стариковским недовольным ворчанием и плевками в сторону «буржуев, хапуг, плутов и мошенников, которые разворовали Россию». Поплевался, но привык, как привыкают все старики, которым немного оставалось жить на этом свете, и которых связывает с большим миром лишь телевизор и газеты, а живут они воспоминаниями, порыжелыми фотографиями и разговорами о том, что молодежь считает плаксивой глупостью.

    Она — родилась на стыке 80-х и 90-х, девчонка, которая, благодаря своему деду долго оставалась непричастной к жестокости большого мира. А напротив них — они. «Новые русские», выражение, которое сейчас употребляется все реже и реже, но в начале-середине 90-х встречалось на каждом шагу. «Нувориши», успевшие под шумок украсть, унести, стащить, ограбить, кого-то прибить, — сытые, довольные рожи, у кого-то — за счет важных папочек, у кого-то за счет своей силы и наглости… Они считают, что им все позволено, они короли этого мира, они пользуются всеми благами, не считая, что должны что-то давать взамен. Но вся их сущность человеческая может уместиться в одной лопатке, которой дворники сгребают собачье дерьмо. И сами они как то дерьмо, которое как не поливай его позолотой, дерьмом останется.

    И эти человеческие отбросы изнасиловали внучку деда Ивана. Ту внучку, которую он лелеял и воспитывал, ту, ради которой он, в сущности, и живет на этом свете. Ту, что осталась единственным дорогим ему человеком, потому что дочь его влилась в тот самый яростный поток беспринципных и жалких слабаков-халявщиков, которые хлынули в начале 90х из России на поиски легкой жизни.

    Дед Иван все еще верил в справедливость. Он не верил, что такое развитие общества закономерность, он думал, что все это лишь временные потрясения, что все уляжется, что придет час и очистится двор от «братков», конторы от бюрократов, а президентское кресло от алкоголика.

    Он верил, что «наша милиция нас все еще бережет» и что «человек- это звучит гордо!». Но когда дед узнает, что арестованных насильников отпустили через несколько дней, потому что папаша одного из них — важный чин в милиции, когда он понимает, что на месте следователей в кабинетах сидят лишь копилки, в которых звонко бряцают долларовые монеты, когда он увидел, как недавние насильнике ЕГО внучки с довольными рожами и на дорогих тачках продолжают свою развеселую жизнь, он перестает верить в человека.

    Но Иван — мужик старой закалки, он не раскис и не размяк. Стариковские слезы быстро высохли, а в душе закипала злость, большая злость, ненависть к этим подонкам, к тем продажным кабинетным крысам, к куклам в милиции, к всей той грязи, от которой пора очищать Родину. Он стар, но чувство справедливости, честь в нем живут и поныне. Он берется за оружие, как когда-то в старые времена. Только тогда он бил фашистов, а теперь он бьет таких же фашистов и выродков, только своих, русских, таких, которые не должны были даже появиться на этой Земле, останься в живых побольше таких людей, как дед Иван.

    У Говорухина получилось снять очень неоднозначный фильм. Он снимал кино о трех вопросах: «Возможен ли самосуд?», «Может ли убийца быть хорошим человеком?» и «А судьи кто?».

    На первые два вопроса Говорухин ответил нам утвердительно. Он был так искренен в своих ответах, что я ему безоговорочно поверил. Режиссеру удалось подвести нас к тому, что иного варианта в ситуации деда Ивана быть не могло — либо проглотить обиду, забыть о ней и носить остаток дней на сердце камень и плакать по испорченной жизни внучки, либо отомстить. Дед Иван мстит, и, что называется, правильно делает. Я думаю, любой любящий человек, любой человек чести, слова, твердых принципов, поступил бы также. Должен был бы поступить!

    Самосуд не выглядит таковым в условиях, когда мразь и всякая подзаборная гниль смеется и, извините за выражение, чуть ли не испражняется тебе в лицо, а ты стоишь, униженно опустив голову и глотаешь слезы обиды. Нет. Нельзя. Если б мой дед был на месте деда Ивана, я думаю, он так же отомстил за мою сестру, а то и пожестче. Я думаю, ребята, любой из наших дедов сделал бы за нас тоже самое. Потому что наши деды прошли через такой ад, в котором эти молодчики не выдержали бы и 20 секунд, и не привыкли сдаваться. И Говорухин со своим героем согласен, он верит в него, переживает за него и глубоко симпатизирует ему. И мы влюбляемся в деда Ивана.

    На второй вопрос Говорухин тоже говорит «Да». И мы снова с ним согласны. В 1995 году Тэйлор Хэкфорд снял фильм «Долорес Клейборн» по Стивену Кингу, и там так же ярко встала проблема «человечного убийцы», как в «Ворошиловском стрелке». нет, это не единственный фильм подобной тематики, таких много, просто мне сейчас пришла на ум именно «Долорес».

    Доведенный до отчаяния человек может решиться на убийство, но его отчаяние, его правда, его готовность понести ответственность, его справедливость — они дают ему право взять на себя функции судьи, если официальные инстанции не могут, а главное, не хотят что-либо сделать! Дед Иван горит жаждой мести, но мы видим, как здорово досталось старику, мы видим, как глубоко его горе, как сильна боль, как искренни страдания. И у себя в мыслях мы сами, согласитесь, расстреливаем подонков, разрываем их на куски, и то, что делает дед Иван, кажется нам таким правильным и естественным. И еще больше подкупает то, что дед Иван не оправдывается, не нуждается в жалости, он делает то, что считает нужным, что согласуется со всей его жизненной философией. Может, он и не имел на это право, но… зритель, зритель сам дает ему это право, всей душой сопереживая старику.

    И человеческое в нем не только не уменьшается, но и растет. Мы видим, как каждый выстрел дается деду: каждый выстрел — это его выстрел в свое собственное больное сердце. Бывают ситуации, когда выход только один и тут, уж, как говорится, «без компромиссов».

    И в том, что мы так полюбили деда Ивана, заслуга великого СОВЕТСКОГО актера Михаила Ульянова. Этот фильм на 95% — сделал именно он. Почему я так выделяю «советского»? Да потому что Ульянов гениальный, блистательный актер, в котором на каждом шагу чувствуется та самая школа, которую не пропьешь, не продашь и не потреяешь при любой власти. Ульянов здесь истинно великолепен. Мало, кто из актеров смог бы сыграть так блестяще, как он, и, конечно, это все равно был бы актер старой закалки.

    Если бы Говорухин дал девочке не деда, а отца, и оставил мотивы мести, я не знаю ни одного современного актера 35-40-летнего возраста, кто так справился бы с подобной ролью, кто сыграл бы так искренне и сильно. Здесь Ульянов постоянно меняется: из самого обыкновенного и немного ворчливого старика он превращается то в убитого горем больного человека, то в настоящего «одержимого», словно помолодевшего мужика, в котором мигом воскресли и былые боевые навыки, в котором душа жива и требует справедливости, в котором бурлит и клокочет жажда мщения. Стихийная одаренность Ульянова и «народная идейность» Говорухина дали потрясающий результат — герой Ульянова стал настоящим «своим человеком», дедушкой каждого из нас, поистине «народным мстителем», которым с презрением окрестил его один из высоких милицейских чинов. В Ульянове есть такой мощный стержень, такая сила, что сразу понимаешь, почему он так гениально сыграл Жукова в одноименном фильме и почему рядом с ними все эти чиновники, все эти наглые ублюдки, все эти полковники и т. д. кажутся ничтожными, временными, никчемными.

    Не будь в этой роли Ульянова, фильм стал бы еще более неоднозначным. Я уже упоминал об этом и теперь снова говорю — фильм неровен. Почему? Ему свойственна довольно типичная для подобных фильмов несколько лощеная честность. По-другому я это назвать не могу. Но Говорухин не выдерживает накала страстей: во-первых, он слишком сильно любит своего деда Ивана, поэтому фильм оказывается слишком однозначным: вот дед Иван — он хороший, и участковый Леха — хороший, свой парень, и капитан милиции — простой ревностный служака, который не в ладах с большими начальниками. А подонки-бандиты — уроды, однозначно, и этот хлыщ-полковник тоже урод, и этот следователь, и эти…

    В общем, для фильма характерно слишком четкое деление на черное-белое, которого в жизни, конечно, не бывает. В этом и заключается суть третьего вопроса, на который Говорухин ответа не находит. Кто, в конечном счете, виноват и кто понесет за все это наказание — ведь по сути дед Иван, всего лишь маленький винтик в машине такой вот бюрократии, лжи и холодного равнодушия вышестоящих к нижестоящим. Не дотянул Говорухин, не справился. Да и потом, он постоянно старается сглаживать углы, попытка сделать естественными жаргон этого быдла, показать развеселую жизнь этих молодчиков выглядит натужной и жалкой. Сразу видно, что режиссер все же советский, и очень не хочется ему слишком ожесточать героев и зрителя.

    Абсолютно не впечатлила Анна Синякина в роли Кати. Это ужасное потрясение она разыграла довольно посредственно, и, если горе Ульянова видно, и оно настоящее, горе Кати, ее стыд, ее метание и борьба с собой у Синякиной выглядят очень слабо. Ну, не поверил я ей, хотя сочувствие, конечно было. Но ведь в таком кино не сочувствие важно — в драме о жизни важна жизненность. Это в блокбастере можно герою посочувствовать и этого достаточно, тут жизни не было. Вот Ульянов сыграл пронзительно, достоверно, глубоко, а девчонка сыграла так, как ей сказали сыграть, не больше, не меньше.

    В виду описанных недостатков я не могу назвать этот филь шедевром, хотя он этого почти заслуживает. Он мне безумно понравился! Это прекрасный ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ фильм с элементами реализма, тонкий, трогательный, искренний настолько, насколько, наверное, это было можно сделать в конце 90х. Этот фильм нужен. Очень. Своей идеей, своим исполнением и гениальной игрой Ульянова он вгоняет обратно в сортир то дерьмо, которое повылазило на экраны РФ вместе с угробищем, типа «Бумера» и всяких «Бригад». Отстреливать такие «русские блокбастеры» надо. По-нашему! По-ворошиловски!

    9 из 10

    28 ноября 2007 | 18:46

    Впервые посмотрел этот фильм сегодня. Один из самых лучших русских фильмов за последнее десятилетие.
    Тронул до глубины души.

    Фильм рассказывает нам о нашем мире, порой несправедливом и жестоком, о нашей правовой системе, в которой постоянно виновные остаются безнаказанными, но фильм не только об этом…

    Он об искренней и чистой любви дедушки к своей внучке и о страшной боли… о боли… которая пронзает сердце, от которой на лбу выступают прохладные капельки пота…

    Фильм повествует нам о том, что справедливость всегда в наших руках, и что иногда, когда другого варианта не остаётся нужно доходить до конца, чтобы раз и навсегда покончить с этим, а не жить, вечно помня о том, чего побоялся сделать.

    ВЕЛИКОЛЕПНАЯ игра Михаила Ульянова ! С каким чувством и правдоподобностью он исполнял свою роль, прочувствовав до самых мельчайших деталей состояние своего персонажа. Выдающийся русский фильм, заслуживающий уважения и внимания.

    10 из 10

    12 июня 2007 | 23:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>