Молодая девушка Фрэнки (Патрисия Аркетт) живет вполне беззаботной жизнью — ей 23 года, она работает парикмахером и не задумывается о своем будущем и уж тем более не имеет желания ввязываться в религиозные дела, предпочитая держаться в рядах атеистов. Но все меняется, когда однажды на ее запястьях появляются стигматы — кровоточащие раны, недвусмысленно намекающие, что она из числа католических подвижников. Для того чтобы понять — шарлатанка она или же раны на самом деле реальны, в Питтсбург отправляется бывший ученый, а ныне член ордена иезуитов Эндрю Кернан (Гэбриел Бирн), который пусть не сразу, но со временем понимает — Фрэнки — уникальный случай.
Фильм, снятый Рупертом Вейнрайтом, основан на евангелие от Фомы, который христианской церковью не признается и считается фальшивкой. В этом писании, согласно фактам, содержатся слова настоящего Иисуса Христа, заявлявшего, что для поклонения ему вовсе не нужно возводить церкви, ведь Он для истинно верующего человека будет проявляться во всем: «Я — свет, который на всех Я — все: все вышло из меня и все вернулось ко мне. Разруби дерево, я — там; подними камень, и ты найдешь меня там».
О том, что фильм не является выдумкой сценаристов, а основан на чем-то реальном зритель узнает в конце, когда пойдут финальные титры, поэтому первоначально восприниматься он будет как фантазия на религиозную тематику. Слова Христа звучат по ходу развития событий, но те самые факты о том, что Евангелие от Фомы — фальшивка — станут доступны только в конце. Это не упущение создателей фильма, а скорее стремление подвести зрителя к кульминационному финалу и сделать так, чтобы и зритель, и персонажи смогли узнать истину вместе, чтобы зритель не взирал в недоумении за тем, как героям приходят в головы гениальные мысли.
Картинка «Стигматов» очень динамична и в какой-то степени хаотична — думаю, что здесь она находит свое отражение в музыкальном сопровождении, представляющем техномузыку, популярную в те годы. Создается впечатление, что кадр норовит не отставать от музыки, отчего восприятие получается вдвойне эффектным. То же самое можно сказать о тональности картинки, представляющей Питтсбург как достаточно серый город с такими же серыми людьми. Там почти всегда идет дождь, который словно является предвестником чего-то зловещего. Там людям в вагонах метро нет друг до друга дела, там каждый сам за себя.
Примечательно, что Стигматы вышли в широкий прокат 10 сентября 1999 года, а спустя пару месяцев вышел фильм «Конец света». В первом случае Бирн сыграл священника, а во втором — дьявола, где ему противостоял коп в исполнении Арнольда Шварценеггера. Оба фильма — на религиозные темы, оба вышли в предверии Миллениума. С учетом того, что фильмы между собой никак не связаны (за исключением участия в них Гэбриела Бирна), было бы весьма интригующе, если бы роль актера в «Конце света» плавно вытекала бы из финала «Стигматов».
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Снимать художественные фильмы на религиозную тему всегда было крайне неблагодарным делом даже для самых уважаемых, маститных и матерых режиссеров. Ведь всегда найдутся глубоко верующие люди, вера которых будет обижена и оскорблена откровенным богохульством. Даже сейчас, когда казалось бы XXI-век снёс многочисленные преграды узколобости, консерватизма и позволил куда более широко смотреть на многие вещи. Пожалуй именно это и сыграло злую шутку с данным фильмом режиссера Руперта Уэйнрайта, который был очень холодно принят критиками и даже сейчас занимая образ одного из самых скандальных фильмов всех времен на данную тему. Естественно после «Кода Да Винчи» Рона Ховарда.
Сюжет картины раскручивается вокруг молодой и обычной американки. Подрабатывающей парикмахером в местном салоне красоты, прожигающей свою жизнь за многочисленными рэйв-вечеринками и не верующей в Бога целиком и полностью. Однако в одночасье превратившуюся в жертву стигматов, которые испытывают на прочность не только её веру, но и душу в целом.
Не смотря на ярко выраженный элемент «сверхъестественного вмешательства», данный фильм режиссера Руперта Уэйнрайта практически с самого начала раскручивает интригу вокруг природы возникновения данных стигматов. Позволяя если и не до конца картины, то достаточно продолжительный срок гадать на тему того, является ли это предметом божественного вмешательства или же имеет куда более разумное объяснение. Отлично раскручивая всё это вокруг центральной сюжетной линии с научными «разрушениями мифов» героя Гэбриела Бирна.
Главная ставка картины же делается на слова о том, что «Царствие божье в вас самих, а не в постройках из дерева и камня», которое становится практически символом и лейтмотивом всей картины. Не только подрывая устоявшиеся каноны католической церкви, но и отчасти отражая максимально объективный взгляд на все учения Иисуса как такового. Ведь не столь важно, словам какой книги ты слепо следуешь. Важно помогать ближним, поступать по совести, осознавать совершенные поступки и просто стремиться быть лучше.
Говорить о какой либо сильной режиссуре при просмотре ленты не удаётся. Закладывая элементы жанров триллера и фильма ужасов, режиссер данной ленты Руперт Уэйнрайт не даёт им ходу на протяжении всей ленты. Откровенно разочаровывая как количеством, так и качеством напряженных моментов на экране. Однако абсолютно полностью компенсируя данный недостаток формой и манерой изложения, в которой в полной мере и проявилось прошлое Уэйнрайта в качестве климпейкера. Обилие крупных кадров бытовых и незначительных деталей, рванный клиповый монтаж с резкими переходами между сценами, обилие слоу-моушен элементов, отличная экранная композиция и чувство кадра охотно радуют глаза на протяжении всей ленты. Подходя в данной ленты с более поверхностными и сугубо поп-корновыми функциями, но пожалуй именно этим и пытаясь достучаться до зрителя вне рамок грузного авторского кино.
Патриция Аркетт выглядит чрезмерно экстравагантно и малость великовозрастно для 23-летней героини, но вполне не плохо справляется со своей ролью на экране. Особенно хорош Гэбриел Бирн, которая обладая достаточно инфернальной и харизматичной внешностью, в очередной раз доказывает, что порой может справляться даже без каких либо слов. Невольно вызывая некоторые аналогии с его персонажем из религиозного фильма-катастрофы «Конец света».
7 из 10
Стигматы – это один из самых скандальных фильмов на тему религии, который представляет собой абсолютно новый взгляд и толкование наследия Иисуса Христа. Более поверхностное и поп-корновое, чем даже скандальный «Код Да Винчи», но достаточно интересный для просмотра. Особенно для тех, «кто рубит тему» или просто является поклонником триллеров со сверхъестественным содержанием.
Просмотр данного фильма оставил хорошие впечатления.
Думаю в нынешнее время мало кому понравиться этот фильм. Обусловлено это тем, что вера заменена на религию и превратилась в своего рода 'моду'. Глубоко верующим человеком себя не считала, верила всегда во что-то большее чем просто образ Бога, что эта вера и чувство духовности исключительно в нас самих.
Что касается качества фильма и актерской игры, скажу что я довольна всем. Для своего времени отснят хорошо. Просмотр фильма не был нудным, информация, которую нес в себе фильм не была сильно завуалирована и вполне доступна для понимания, а специфическая музыка в моментах тормошила мозг, словно будильник.
На актеров было приятно смотреть. Спокойная уверенная игра. У меня создалось ощущения наблюдения за простыми людьми, а не играющими свои роли актерами.
Просмотр, по ощущениям, занял мало времени. В какой момент была даже удивлена, что время просмотра подходит к концу, казалось еще должно быть что-то.
P.S. Это моя первая рецензия на фильм. Прошу сильно не судить некачественное изложение мыслей.
С каждым годом, последующим за вознесением Иисуса Христа к небесам, христианская религия получала все большее распространение по миру, претерпев нешуточное преобразования и в конце концов превратившись в силу, с которой невозможно не считаться. Свидетельства удивительных земных деяний Христа были задокументированы в многочисленных преданиях и книгах, написанных его верными апостолами, и впоследствии стали основной церковного авторитета. Постепенно вытеснив из цивилизованного сообщество последние зачатки язычества и прочих утративших актуальность верований, христианство стало тем светочем, который с одной стороны позволил беднякам и грешникам уверовать во вселенское прощение, а с другой бескомпромиссно сковал людей незримыми цепями, затаскивая их в церкви с малых лет и до скончания дней. Религия, основанная на вере во Всевышнего, стала непререкаемой, церковные сановники обрели власть, о которой ранее могли только мечтать. Но чем больше инструментов влияния оказывалось в руках священников, тем сильнее разгоралась борьба за власть. Единая христианская церковь стала дробиться на части, понимание обрядов и трактовка некоторых заповедей различными источниками позволили людям выбирать тот приход, который им по душе, и это совсем не нравилось католикам, сосредоточившим в своих руках всю полноту влияния на массы, с которой очень не хотелось расставаться. И все же разделение церкви было непреодолимым. Прошли века, прежде чем христианская религия преобразовалась в формат, который известен в наши дни, однако стремление католиков, православных и прочих сановников удержать людей в своих ментальных объятиях никуда не прошло. Священники продолжали вершить свою волю, избавляясь от несогласных и откидывая прочь Евангелия, которые шли в разрез книгам, вошедшим в единый библейский канон. Но если утвердится в своем стремлении отыскать утраченные культурные артефакты из далекого прошлого, можно нешуточно поколебать свою веру в верховенство церкви, как проводника божественной силы на Земле.
Снимать художественные фильмы о противостоянии обыкновенных людей с авторитетом церкви весьма неблагодарное дело. Подстрекаемые сановниками прихожане готовы идти на самые радикальные поступки, лишь бы отстоять светлое имя церкви вопреки здравому смыслу и законам морали. Выход на экраны всем известного блокбастера Рона Ховарда 'Код Да Винчи' показал, что несмотря на наш цивилизованный век, некоторые люди продолжают жить с закрытыми глазами и отказываются признавать альтернативную точку зрения, идущую в разрез с тем, что прописано в католических предписаниях для прихожан. И тем не менее грандиозный скандал, вызванный премьерой 'Кода Да Винчи' сыграл с церковью злую шутку. Лента получила широчайшую огласку и не посмотреть ее было просто невозможно. Свежий взгляд на Святой Грааль, образы Христа и Марии Магдалины, а также не самый притягательный облик католицизма заставили часть аудитории углубиться в поиски истины, скрываемой церковью на протяжении двух тысячелетий. Конечно, официальный Ватикан никому и никогда со стороны не покажет то, что скрыто в тайных комнатах его архивов, однако некоторые факты все-таки попадаются на глаза исследователям и они вызывают не просто интерес, а праведный гнев, ведь церковь продолжает плести интриги, бороться за власть и все дальше уходит от понимания веры как таковой. 'Код Да Винчи' стал острием копья, брошенного в ватиканские ворота, но за несколько лет до его выхода на экраны мира в прокате появился не менее интригующий фильм, известный как 'Стигматы'. Он был лишен серьезной рекламной поддержки и не оказал того эффекта на массы, как экранизация романа Дэна Брауна, и все же режиссер Руперт Уэйнрайт в жесткой, кричащей форме высказался против жестоких правил католицизма, чем разозлил немало сановников, читающих себя непогрешимыми.
Сюжет 'Стигматов' знакомит нас с бывшим ученым, а ныне святым отцом Эндрю Кэрнаном (Гэбриел Бирн), который обратился к вере после того, как не смог объяснить законы природы логическим путем. В лоне Ватикана Кэрнан исполняет особую роль, расследуя появление на телах людей кровавых знаков, известных как стигматы. Проявляясь на руках и ногах в тех местах, где были вбиты колья в тело Иисуса Христа, стигматы тем самым символизируют приближенность своих обладателей к Небесам. Церковь считает данные отметины ничем иным, как подтверждением своей религии вопреки голосам неверующих скептиков, однако там, где находится правда, порой попадается и обман. Некоторые люди целенаправленно вызывают у себя кровоточащие раны, чтобы на них обратили внимание или шутки ради. И это совершенно не подходит Ватикану, который использует отца Кэрнана в качестве детектива, призванного отсеять всех провокаторов, подтачивающих влияние церкви своими выходками. Очередным заданием Кэрнана становится расследование появление стигматов у простой парикмахерши Фрэнки Пейдж (Патриция Аркетт), в облике которой сложно отыскать признаки особой святости. Общаясь с Фрэнки и постепенно сближаясь с ней, отец Кэрнан начинает осознавать, что ее случай воистину уникальный и ничего подобного в его практике еще не было. Но внезапное открытие, связанное со стигматами, совершенно не подходит Ватикану и теперь жизням главных героев угрожает нешуточная опасность, исходящая из наивысших кабинетов церкви.
В отличии от Дэна Брауна, связывающего 'Код Да Винчи' с реальными событиями, подкрепляя рассказанное документальной основой, 'Стигматы' Руперта Уэйнрайта являют собой развлекательное произведение, которое не стремиться показаться чем-то большим, нежели оно есть на самом деле. Создатели фильма взяли за основу найденное полтора столетия назад Евангелие от Фомы, считающееся католиками ересью и подделкой. Согласно переводу столь старинного текста, апостол Фома, а по некоторым данным брат самого Иисуса Христа, исключал становление церковной власти, так как каждый человек должен икать веру в собственном сердце, а не приходить к ней через волю священников, требующих абсолютного подчинения паствы. Естественно, что Ватикану и прочим христианским центрам подобные рассуждения были чужды, но как бы они не старались оградить нас от иного взгляда на религию, Евангелие от Фомы получило широкое распространение и его идеи в отчетливой форме отпечатались в 'Стигматах'. Руперт Уэйнрайт в доходчивой и совершенно не заумной форме показывает нам перекошенное лицо церкви, играя с элементами триллера, драма и мистицизма. Стремительно протекающий вперед сюжет старается избегать ненужных остановок, то и дело развлекая и пугая свою аудиторию неожиданными откровениями. Акцент на развлекательную составляющую несколько притупил эмоции, связанные с отталкивающим представлением церкви, но от создателей фильма никто не требовал начала полноценной борьбы против церкви, так как в условиях постоянных социальных потрясений это никому не нужно. И тем не менее мы вправе знать то, что от нас скрывают. По крайней мере для мирного установления своего собственного мировоззрения.
Церковь не готова принимать другое мнение, но в тоже время с наступлением научно-технической революции она стала податливее. «Стигматы» показывают, что горящие глаза и вера в собственные идеалы порой творят чудеса. И нас никто не остановит, если истинная правда держится за наши плечи.
'Стигматы' - это фильм основанный на тексте Евангелия от Фомы, которое Ватикан и большинство других христианских церквей объявили фальшивкой, созданной гностиками. Вообще картины про стигматиков - это довольно редкое явление в кино, в частности потому, что религия - это тема настолько щепетильная, что еще ни один фильм снятый на эту тему не обошелся без скандалов, в том числе и этот.
Для начала хочу уточнить, что я человек не верующий, но я с интересном изучаю религию и она для меня скорее как мифология, нежели пожизненное кредо. Поэтому у меня не было изначальных предубеждений по поводу сего творения.
Фильм рассказывает об одной девушке по имени Пейдж, которая жила спокойной жизнью, пока ни с того, ни с сего у нее не начали появляться ранения, похожие на те, что были у Иисуса, когда Его распяли на кресте. С этого и начинается действие картины.
В целом фильм мне понравился, сюжет временами подвисал, но подан он был интересно и держал в напряжении. Все адекватно объяснено. 'Стигматы' получились мрачным триллером с налетом мистицизма, у картины своя неповторимая атмосфера, которая приковывает внимание.
Визуально фильм, кстати, тоже мрачный, оформленный в холодные тона и от этого моменты с кровью, например, особенно выделялись. Чем-то напоминало стилизацию 'Города Грехов'. Что касается операторского решения, то я не всегда была согласна с ним, но все равно визуально фильм выглядел эффектно. Несмотря на некоторую кровавость, в картинке была своя привлекательность и определенный шарм.
Гэбриел Бирн сыграл превосходно - от него невозможно было оторвать глаз, Патриция Аркетт также хорошо справилась, хотя временами выглядела чересчур карикатурно. Остальные тоже на своих местах, но особо не выделяются, так что даже сказать о них нечего.
В итоге, 'Стигматы' получились атмосферным триллером с элементами мистицизма, на удивление адекватное кино про религию, которое лишено пафоса и восхваления церкви. Особенно меня порадовала основная идея фильма, что Вера в самом человеке, а не в церкви и священниках. Он ненавязчиво так подчеркнул, что религия - это бизнес, Вера же в сердце человека и он сам волен верить в то, что ближе ему.
Великое противоречие между настоящей религией и верой в Бога и церковью, которая зачастую имеет лишь политические цели своего существования. Католическая церковь отвергает все, что противоречит ей. В эпоху Средних веков, она отвергала существование науки, и сжигала на костре всех, кто был не согласен с мифами и легендами о создании мира. Тогда преступлением считалось доказательство Вселенной и Солнечной системы. Сейчас же преступлением считается любое идеологическое неповиновение, можно даже сказать историческое. Все проявления и знаки Божие, сами священники пытаются опровергнуть с помощью науки. И возникает вопрос: «А настоящие ли они тогда священники?» Смотря на все скептически и с презрением, они в то же время молятся за спасение души своей и за прощение грехов своих. А после идут и отвергают очевидное историческое существование написанной Иисусом второй Библии, которая угрожает статусу и влиянию Католической церкви на верующих.
Церковь — это просто коррумпированная территория самозванцев и самодуров, которые переписывают Божье слово под себя, конечно, там есть искренние верующие, но, как правило, их, огромная махина выкидывает «за борт», как только понимает, какую угрозу они представляют для карьеры церкви и отдельных священников.
«Подними камень и ты увидишь под ним меня.» Что это значит? Ведь Бог во всем, он окружает тебя целиком и полностью, он опоясывает тебя своей энергией, своим законом, влиянием и взглядом. Кто-то замечает это, а кто-то в упор не видит. Кому-то очевидны такие простые вещи, а кому-то они кажутся ересью. Жизнь — это одно сплошное испытание, когда ты счастлив — тебя испытывают, когда несчастен — тебя тоже испытывают, и, согласно христианскому учению, если все испытания ты пройдешь, не ударив в грязь лицом, ты попадешь в рай. По-сути весь фильм похож на одну большую сказку, в том плане, что загадочные стигматы и другие, непонятные ни ученым, ни простым людям, явления. В общем-то, нельзя полностью исключать того, что происходило в этом фильме с бедной девушкой, нельзя так же и признавать, что такое явление — абсолютно правильно и естественно. Все, пожалуй, кроме настоящей Библии Иисуса, найденной в 1945 году, подвергается сомнениям и скептицизму. Это естественно, ведь фильм художественный, а не документальный, и Богом в художественных фильмах является режиссер, когда как в документальных сам Бог. Это мы знаем еще от великого и незабываемого Хичкока.
Фильм освещает интересные и не всем известные аспекты религиозного учения, и проблемы церкви и самой религии. Но фильм можно было снять и пооригинальней. Тут главное грамотно и осторожно подойти к теме и к смыслу, который вкладывается в данную картину. К сожалению, присутствовали переборы, наигранность и перенасыщенность в некоторых, в большинстве моментов. Отличная тематика и интересный сюжет, но сама постановка просто отвратительна. Что за лужи крови и воды? Кто будет жить в этих лужах под кроватью, и почему они не волнуют никого?
Почему фотошоп делает чудеса в конце фильма, и священник-ученный, из огня выходит не то чтобы не обожженным, а даже не загорелым и совершенно с нормальной температурой тела? Так можно продолжать до бесконечности, но назвать эти явления можно очень просто — «кино-ляпы». И всегда жаль наблюдать их превосходство в картине, которая очень может быть могла быть хорошей, если бы ее снял Триер или Ардженто.
Разглядеть смысл, сквозь бесчисленные, пустые картинки, конечно, можно. Но как они мешают вникнуть и понять, описать трудно.
В общем, фильм заслуживает интереса к поднятой теме и не более.
1999 год стал для кинематографа довольно символичным: это же год, когда должен наступить конец света, ведь в числе 1999 есть три девятки, а если их перевернуть, то выйдет число зверя. Так что на соответствующего характера фильмы Голливуд не поскупился. Как минимум, что касается их качества. Это был не только спорный, но по моему мнению, восхитительный End of Days с Арнольдом Шварценеггером, а еще и Stigmata с Гэбриелом Бирном. Выходит, что Бирн в одном году снялся в двух тематически похожих фильмах, только роли ему достались диаметрально противоположные: в «Конце света» он был Сатаной, а в «Стигматах» священнослужителем Ватикана.
Отец Кернан пришел к религии, потому что счел науку не способной объяснить весь ход вещей. Вот уже длительно время он выполняет поручения Ватикана. В основном это расследования разных пророчеств и предзнаменований, которые народ считает актами божественного вмешательства. Он достойно делает свою работу, но авторитет церкви начинает вызывать у него сомнения, поскольку стоит ему обнаружить нечто «свыше», как сразу заметаются следы и затыкают рты всем, кто про это знает. А тут молодая парикмахерша неожиданно пала жертвой стигматов — ран распятого на кресте Христа. Ватикан посылает своего слугу все разузнать, и тот ведет свое расследование. Если бы он только знал, что ему предстоит увидеть!
Когда зарождается основная интрига, то одолевает мистика. И тяжело не проникнуться идеей, что вера в Бога вовсе не требует никаких символов и подношений, что у каждого верующего Бог должен быть не в стенах церкви, а в собственном сердце, и духовенство лишь промывает людям мозги, издревле вцепившись в выгодную социальную нишу «служителей Господа». Тут хочу сказать лично от себя, что в церковь не хожу, и верующим себя не считаю, а вот идеи этого фильма поразили своей проникновенностью и правдоподобностью. Фильм радует хорошим спецэффектами, загадочностью и умело провоцирует думать.
Конечно, у любого может возникнуть соблазн назвать все это провокацией. Но стоит просто посмотреть фильм и задуматься, в какой культ сейчас возведена вера, и как крепко за свои позиции цепляются служители церкви. Столь волнующие вещи не могут оставить равнодушным при должном изложении. А «Стигматы» сделаны классно! То тебя одолевает мистика, то неожиданно раскрываются волнующие истины, которые, если их признать и обнародовать(чего церковь всеми силами старается не допустить), перевернут весь мир.
Посмотрел это кино вчера вечером, придя с улицы. Если честно, был уставшим, даже было лень выбирать какой-нибудь фильм, попался под руку сборник ужасов, ну, решил глянуть 'Стигматов'. О фильме до просмотра ничего не слышал, не слышал даже о создателях. Даже не читал сюжета и отзывов. По ходу стало интересно смотреть, хотя до этого не ждал от фильма чего-нибудь интересного. Вообщем, после просмотра был вполне доволен. Идея подобрана может и не самая оригинальная, хотя что-то особенное чувствуется, но зато выполнена и раскручена она достаточно необычно и интересно. Сам по себе фильм мало чем напоминает ужасы, хотя его элементы есть. Просто, он больше склонен в сторону каких-либо поверий, религий и неземных сил, о которых здесь и идет речь. И это достаточно любопытно, так как подобных фильмов, если посмотреть, не слишком уж и много. В основном, если и снимают кино про какие-нибудь злые силы, то чаще всего делают что-то не так, добавляют много лишнего. Здесь же, на мой взгляд, создатели не прогадали и сделали все уместно.
По сюжету, главная героиня, Фрэнки Пейдж, которая живет в свое счастье. У нее своя жизнь, свои заботы, свои проблемы. И, порой, их настолько много, что она даже совсем забывается. Однажды, ее привычной жизни приходит конец. У нее на теле появляются странные кровоточащие раны, которые приносят ей жуткую боль. Вскоре выясняется, что это стигматы - раны, которые были у распятого Христа. Фрэнки иногда теряет над собой контроль, будто ее что-то контролирует, что-то пытается сделать. За ней наблюдает отец Кернан, который раньше был биологом, а сейчас, по заданию Ватикана, расследует дела, в которых было известно о странных случаях. Кернан хочет помочь Фрэнки и понять, откуда появились эти стигматы, и как от них избавиться. А между тем ситуация выходит из под контроля. Но в дело вмешивается кардинал Хаусмен, который кое что предполагает о Фрэнки и намерен следовать своему личному плану.
'Стигматы' - это нормальный фантастический фильм о том, как жизнь обычной девушки вмиг изменилась, и ей пришлось ощутить на себе и своем теле ужасные мучения. Лично мне хватило одного просмотра этого фильма, вряд ли я его когда-нибудь пересмотрю. И, удивительно, он напомнил мне картину 'Изгоняющий дьявола'. Просто схожи некоторые вещи. Ну, а лично эта картина может запомниться и понравиться спецэффектами, которые здесь выполнены достаточно хорошо, и заключаются в стигматах, а также неплохой актерской игрой, которая, к удивлению, меня даже порадовала. Фильм не занудный, не растянутый. На мой взгляд, его сняли так, как хотели снять. И это главное. Напоследок скажу, что это кино мне показалось нормальным, вы можете его посмотреть. Все таки в нем есть что-то такое, чего нет в подобных фильмах.
Есть в моей видеотеке знаковые фильмы. Знаковый для меня это тот фильм, который выразил мои мысли, сформировал мои туманные представления о том или ином предмете. Таких фильмов, как вы понимаете, не много. И этот, конечно, один из них.
Картина настолько точно выразила мои представления о религии, что я воскликнула «Бинго! Вот оно!». Это было давно – почти 12 лет назад. Сегодня я пересмотрела эту киноленту. И, как не странно, оно оказало на меня такое же воздействие, как при первом просмотре. Это не ужастик, и не триллер. Это мистика, религиозная мистика. Снова были мурашки по коже, а для меня это показатель.
В это раз я задумалась над тем, почему выбор пал именно на этих актеров. Что этим хотел донести режиссер? Патрисия Аркетт – классическое представление о дешевой, недалекой женщине: выбеленные тонкие волосы, не обремененное интеллектом лицо… на ней гармонично смотрится и кричащая косметика, и яркие одежки (обратите внимание на красную с лампасами олимпийку, салатовые майки, голубые шлепки на толстой подошве), и нервное закуривание сигареты. Режиссеру было важно создать образ совершенно не подходящего для таких событий человека. Этим он подтверждает свою мысль, что не набожная, намоленная церковь является проводником веры в этот мир. Что церковь это надстройка в обществе, которая полностью придумана человеком и к богу имеет такое же отношение, как эта несуразная молодая атеистка. Не больше не меньше. Да только в отличии от героини Аркетт, церковь кичится своей значимостью, требует повышенного внимания, поклонения, выполнения нелепых требований… Что же… жрицы в Древнем Египте тоже требовали себе приношений. Однако сейчас эти жрецы вызывают улыбку надуманностью своих божеств. Думаю, пройдет пару-тройку тысячелетий и такую же улыбку будет вызывать наша церковь.
Гебриэль Бирн. Один из любимейших мною мужчин. Не понимала до сегодняшнего дня почему. А ларчик открывался просто. Просто его внешность это внешность человека готового к падению в грех. А что может быть слаще и желаннее такого мужчины? Что-то ангельское есть в его улыбке и голубых глазах, и что-то дьявольское в его орлином носе и смоляных волосах.
Если фильм смотреть внимательно, то никаких логических неувязок в нем нет. Одной из таких неувязок называют попытку соблазнить священника, будто дьявол вселился в женщину для этого. Простите, но никакой это не дьявол. Этот все тот же добрый старый Аламейда, который просто хотел доказать главному герою, что не требования безбрачия приближают его к вере.
Меня совершенно не волнует, что в фильме есть не соответствующие правде факты (апокрифические евангелия и т. д). Ведь это художественный, а не документальный фильм. Да и как могут в любом произведении присутствовать какие-то доказанные факты, если Ватикан ревностно и строго оберегает свои тайны? Тайны, доступ к которым запрещен. И моя мечта получить доступ к архивам Ватикана никогда не сбудется. Позвольте, если есть что защищать, значит, есть что скрывать. Коли церковь так хочет привлечь нас в свое лоно, так не благоразумнее ли было бы раскрыть эти тайны? Видимо не благоразумнее, потому что эти тайны отвернут нас от этого лона.
Снова и снова повторяю, что вера и религия совершенно разные вещи. Вера это чувство. Мы все одной человеческой расы, поэтому это чувство одинаково у всех, с той лишь разницей, что у кого-то оно сильнее, у кого-то слабее. Совсем другое дело – религия. Это институт, который различными приемами и методами пытается усилить нашу веру. При этом все время раздувает между людьми, которые верят одинаково, войну и раздор. Бога ради! Какая разница, при помощи каких обрядов приклонять свою душу господу? Лишь в том, что это дает в руки поборникам религии неограниченную власть. Власть не над телом или умом. Власть над душой. Это куда прочная власть, чем власть всего вокруг вместе взятого.
Концовка фильма получилась очень трогательной – когда главный герой вынес женщину на руках в сад. Здесь разыграли самую главную и единственную верную религию на свете. Любовь.
Я так долго увлекалась символизмом в религии, что каждый кадр фильма для меня наполнен смыслом. Не удивительно, что вода окружала героев ленты в течении почти всего фильма. Это символ веры, очищения, перерождения… А голубь – символ христианства? А левитирующая главная героиня в позе распятого Христа на фоне изголовья кровати? А аромат цветов – запах, исходивший от святых?
Все восхитительно.
Смотреть. Помогает раскрыть глаза на истинное состояние вещей.
П. С. Обращаясь в молитвах к богу, подумайте, куда устремлен ваш внутренний взгляд? В небо? На распятие? На икону? Попробуйте понять, что он устремлен в самую суть себя. Когда осознаете это, тогда, возможно, обретете гармонию с самим собой. Это и есть царство Божье (так и хочется сказать Аминь))).
Фрэнки Пэйдж (Патриция Аркетт) живёт в своём собственном мире современной молодой девушки, не обременённой пуританством. Её мать, постоянно находящаяся в путешествиях, присылает в подарок чётки с крестиком из Бразилии, из городка где недавно начали происходить чудеса божественного характера.
Фрэнки получила подарок и практически тут же о нём позабыла, но чётки вскоре дали о себе знать: у девушки начали проявляться стигматы (непонятно откуда берущиеся раны такие же как у Иисуса Христа, которые он получил во время казни). Этим случаем заинтересовывается официальный Ватикан и на встречу к Фрэнки отправляется отец Кирнэн (Гэбриел Бирн). Начатое расследование ставит под угрозу главные каноны церкви с одной стороны и жизнь Фрэнки с другой.
'Стигматы' не получили той скандальной популярности, как несколько иных картин, снятых по сути с такой же основной линией сюжета, хотя снят данный фильм был намного раньше. Но видимо зрителя на тот момент (а критик это тот же зритель и наоборот) интересовало совершенно другое: картины в стиле экшн, бандиты и проститутки, откровенные сцены и бесконечные перестрелки с погонями. Поэтому, как кажется, идея, вложенная в 'Стигматы', не развернула широкие дискуссии среди киноманов.
Но если фильм просмотреть сейчас, то отлично понимаешь, насколько 'живой' является его мысль, и сценарий может переплюнуть немало кассовых фильмов. На стороне позитивного отношения к картине лежат и сложные, великолепно сыгранные довольно характерные роли у Аркетт и Бирна. Они оба внутри своих персонажей пересматривают мировоззрение, причём то мировоззрение, на котором строились их собственные принципы и общий быт жизни.
За сюжет, который остаётся актуальным и по сей день, за примечательную игру актёров, сумевших воплотить то, что до сих пор многим не удаётся, тем более, что Аркетт, Бирн и Джонатан Прайс актёры не являющиеся суперзвёздами, и вообще за очень реалистичную картину ставлю