всё о любом фильме:

Вальс с Баширом

Vals Im Bashir
год
страна
слоган«We may forget the past, but the past won't forget us»
режиссерАри Фольман
сценарийАри Фольман
продюсерАри Фольман, Яэль Налиели, Серж Лалу, ...
композиторМакс Рихтер
художникДэвид Полонски
монтажНили Феллер
жанр мультфильм, документальный, драма, военный, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$21 626
зрители
Франция  461.1 тыс.,    США  253.5 тыс.,    Италия  142.8 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время90 мин. / 01:30
Старый друг Ари Фольмана, сидя ночью в баре, жалуется ему на то, что его преследует один и тот же ужасный сон: за ним гонятся 26 разъяренных собак. Почему 26? «Все очень просто, — отвечает приятель, — когда мы были на войне в Ливане, в 82-м году, в моей роте знали, что я стрелять в людей не смогу. Мне поручили перестрелять всех собак в арабской деревне. Собаки воют и лают, когда чувствуют чужаков и, таким образом, предупреждают террористов. И я перестрелял всех 26 собак, которые были в этой деревне. С тех пор они мне снятся каждую ночь. Ты мог бы что-нибудь с этим сделать?»
Рейтинг мультфильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
138 + 6 = 144
8.4
в России
1 + 1 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Это первый анимационный фильм, который был номинирован на «Оскара» в категории «Лучший фильм, снятый на иностранном языке».
    • В одном из эпизодов на 28-й минуте фильма можно заметить автомобиль ГАЗ-3102 («Волга»), который начал серийно выпускаться на Горьковском автозаводе в 1982 году, тогда же, когда и происходили события Ливанской войны.
    Трейлер 02:03

    файл добавил.GreatWay.

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 426 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм личного характера для его создателя ленты — Ари Фольмана. Фильм больше документален, чем развлекателен, так как в нем поднимаются военно-политические и общечеловеческие вопросы. Так что, если Вы собираетесь смотреть фильм для развлечения — он не для Вас. После фильма возникает чувство, которое я ощутил после просмотра ленты «Назови свое имя» (Spell Your Name, 2006), но в «Назови…» мы лишь слушаем рассказы очевидцев, а в «Вальсе…» кроме прослушивания мы еще и видим происходящее.

    Приведу немного исторических фактов (думаю, это будет не лишним в моем отзыве). Ливанская война 1982 — военная операция Израиля на территории Ливана в 1982 году в рамках гражданской войны в Ливане с целью уничтожения баз ООП. В ходе войны была взята столица Ливана Бейрут. Сабра и Шатила — лагеря палестинских беженцев, расположенные рядом с Бейрутом. В них погибло, по разным оценкам, от 300 до 3500 мирных жителей. В Израиле события 1982 года до сих пор официально не признаны войной.

    -Ты можешь рисовать, но не снимай на камеру, я против этого. (с) Карми Цнаан

    Чем же меня изначально затронул данный проект? Тот, кто даже увидит трейлер, сразу заинтересуется нестандартной техникой передачи происходящего в фильме. Перед нами предстает некая смесь стандартной, флеш- и 3-D анимации. И причем пейзажи очень колоритно выглядят, четко переданы эмоции героев. Потрясающая работа аниматора-художника с учетом добротного копирования поведения камеры оператора. При просмотре так же выделяешь для себя и отличную работу композитора и звукорежиссера. Музыка отлично подчеркивает происходящее на экране, а звуковые спецэффекты (те же взрывы, стрельба, даже поскрипывание снега) всегда к месту и не давят на слух. В общем, звуковые эффекты характерные для фильма, а не для анимационного проекта. Еще что хочется выделить, так это внимание к мелочам: тот же пролетающий самолет в небе за окном; ребенок, играющий на заднем фоне в квартире. Я был очень восхищен технической стороной «Вальса с Баширом». Ранее я такого не видел или это было лучше увиденного («Помутнение», «Ренессанс», «Принцесса»).

    Из превью фильма мы узнаем о разговоре Ари Фольмана со старым другом как-то ночью в баре. С этого все и начинается. Ари понимает, что он совершенно не помнит тех событий в Ливане, хотя тоже, как и друг воевал. Эта встреча с Боазом Рейном произошла зимой 2006. Ари решил восстановить в своей памяти события той войны и разобраться почему же он их забыл. Результаты личного расследования Ари Фольмана поражают.

    -Ты ведь можешь затронуть любую тему в своем фильме, да? (с) Боаз Рейн
    -Все, кроме этой. … Я подумаю насчет фильма. (с) Ари Фольман


    Фильм очень интересен, что подтверждают его многочисленные номинации и награды, как с технической стороны, так и с эмоциональной. Те мысли, которые вызвал данный фильм оставлю при себе, оставив Вам (читателю моего отзыва) ненавязчивый интерес к этому проекту, но напомню еще раз, что «Вальс с Баширом» наталкивает на серьезные размышления и если вы к этому не готовы, то лучше посмотрите его в другой раз.

    10 из 10

    1 февраля 2009 | 02:29

    Шёл на этот фильм в ожидании увидеть шедевр, или почти шедевр, в итоге увидел просто очень хорошую картину. До моего любимого «Персеполиса» он не дотянул, меньше понравился. Но всё, же очень неплохо. Особенно хочется отметить саундтрек, он тоже очень хорош.

    После фильма (или точнее мультфильма) захотелось почитать про эту войну, вникнуть в этот конфликт.

    В общем, посмотрите, думаю, не пожалеете.

    8 из 10

    21 августа 2009 | 16:56

    История мирового кино знает множество фильмов о войне, но среди них очень редко встречаются мультипликационные ленты. Единичные удачи, вроде «Когда дует ветер», «Босоногого Гэна», «Персиполиса», «Могилы светлячков» и «Сказки сказок», только подтверждают тезис о том, что инструментами анимации художественно передать жестокость войны исключительно сложно, а, например, документировать реальность еще сложнее. Пионером в этой области был один из главных новаторов двадцатого века, Дзига Вертов, использовавший в выпусках своей «Киноправды» элементы рисованной анимации. Но эти поиски никем так и не были оформлены в самостоятельную творческую единицу вплоть до 2008 года, когда израильский документалист Ари Фольман представил картину, в которой впервые совместил документальное и игровое кино во флаконе анимационной ленты, а темой оказалась первая ливанская война, в которой он принимал непосредственное участие.

    Документальная часть ленты представляет собой своего рода журналистское расследование, в ходе которого наш современник (сам Фольман), общаясь со своими однополчанами и очевидцами тех событий, пытается собрать воедино воспоминания, поскольку сам из того времени припомнить может на удивление мало. Здесь режиссер много рассуждает о феномене человеческой памяти, которая способна выборочно помнить, выборочно забывать и даже конструировать несуществующие воспоминания на осколках различных происшествий. Для исследования этого эффекта он подключает различных экспертов, пытающихся объяснить особенности работы человеческого мозга в условиях сильнейшего стресса, каким, безусловно, есть война для двадцатилетнего парня, брошенного девушкой. И если подсознание отдельного человека способно порой создавать целые миры из обрывков событий и ощущений, то, рассуждает режиссер, на что способно человечество, когда его начинает подводить историческая память, а события прошлого со временем начинают разительно трансформироваться в коллективном сознании.

    Казалось бы, в наше время, когда любое значимое происшествие фиксируется десятками видеокамер, микрофонов и репортеров, не должно быть никаких проблем с созданием объективной картины того или иного события, но на деле все оказывается совершенно иначе. В самом Израиле, например, до сих пор не могут придти к единой оценке событий в Ливане, особенно резни в лагерях Сабра и Шатила. Режиссер, как и авторы других подобных проектов, пытается получить ответы о степени причастности армии и правительства Израиля к вопиющим актам геноцида.

    Оставаясь самобытным и оригинальным постановщиком, Фольман, тем не менее, не забывает и про опыт других кинематографистов в похожей тематике. Он в некотором роде идет по стопам четверки американцев Кубрика, Стоуна, Чимино и Копполы, каждый из которых в свое время критически переосмыслял болезненную для своей страны войну во Вьетнаме. Фольман перерабатывает известный хит «Доброе утро, Вьетнам» в «Доброе утро, Ливан», со вкусом и не без подтекста подбирает саундтрек и тщательно вырисовывает каждый кадр. «Апокалипсис сегодня» явно цитируется в сценах на пляже и на прогулочном катере, в которых безусые юнцы пытаются справиться с неуправляемым страхом, топя его в алкоголе и мечтах то ли о матери, то ли о первой любовнице; просмотр офицерами порно в захваченном роскошном дворце перекликается с эпизодом покупки проституток в «Цельнометаллической оболочке», а разлагаемые трупы лошадей и красивейшая природа Ливана напоминают про символику благородных животных из «Охотника на оленей» и джунглях Вьетнама, в которых герои «Взвода» когда-то разрешали моральные дилеммы.

    Произведение Ари Фольмана хоть и острое, но все же удерживается от лобовых обвинений в сторону государства, фиксируясь на отдельных людях, ставших вольными и невольными (со)участниками преступлений. Больше того, «Вальс с Баширом» похож на исповедь тех представителей еврейского народа, которые нашли в себе силы заговорить о своей вине в отличие от государства, считающегося свободным от ответственности за преступления союзников. И тут режиссера, кажется, больше всего ужасает тот факт, что нация, пережившая Холокост, через неполных 40 лет оказалась в диаметрально противоположной ситуации, где дети и внуки жертв Аушвица и Освенцима, аккомпанируя сигнальными ракетами и трассирующими пулями, освещали ночь, пока христиане-фалангисты убивали мусульманских стариков и детей. С другой стороны, появление этого прохладно встреченного на родине, запрещенного в Ливане и с восторгом принятого западным миром фильма, указывает, что внутри погрязшей в соседских конфликтах страны еще есть место для здоровой самокритики и людей, не желающих забывать про расстрел взводом солдат ребенка, случайно взявшего в руки гранатомет.

    23 июня 2013 | 20:45

    26 разъяренных собак, пугая прохожих своим слюнявым оскалом, несутся по мокрым улочкам в поисках Боаза Райна. Этот человек в 82 году, в начале «Первой ливанской войны», перестрелял их на подступе к деревне, чтобы они не предупредили разыскиваемых палестинцев о приближении израильтян. Теперь псы каждую ночь приходят к Боазу во сне, и напоминают о тех страшных событиях.

    Об этом, уже не молодой режиссер-документалист Ари, узнает от своего друга за кружкой пива. Он удивлен, что не помнит практически ничего о событиях той войны, хотя находился непосредственно в эпицентре событий. Захват Бейрута и страшная резня в лагерях Сабра и Шатила, по его словам, «прошли мимо». Остались лишь невнятные образы и лица друзей. Обеспокоившись таким положением вещей, Ари собирается навестить старых военных товарищей, и восстановить цепочку событий в своей памяти.

    Чем же примечателен именно этот фильм среди сотен других документалок о войне? Ведь не единым же визуальным стилем, который, если честно, привлек мое внимание в первую очередь. Эта анимация — по сути, путешествие внутрь головы человека, который не полностью осознавал суть тех действий, в которых принимал участие. «Вальс с Баширом» — психоанализ, летопись событий войны, сквозь призму человеческих страхов и фантазий, и именно это мы будем наблюдать на протяжении всего хронометража. Яркие образы, порожденные человеческой психикой и бережно перенесенные аниматорами на экран, заменяют жуткие кадры военной хроники, и помогают глубже понять солдата. Все нарисовано очень красиво, стильно, с приятным вниманием к мелочам.

    Однако не стоит думать, что «мультяшность» пощадит ваши нервы, и превратит просмотр в эдакую прогулочку по местам событий. Здесь все жестко, как у Копполы в «Апокалипсисе». Здесь главный герой шваброй вымывает останки боевых товарищей из танка, местный ипподром усеян гниющими трупами лошадей, а отряды фалангистов беспощадно вырезают целые поселения. Съемочная группа справилась на все сто. Ужасы войны действительно задевают за живое. И как альтернативу, в самом конце нам дают взглянуть на реальные кадры последствия зачистки в Сабре и Шатиле. Обычно такого не увидишь в кинотеатрах. Что ж, спасибо, Ари. Теперь я знаю.

    Режиссер израильтянин снял картину о зверствах, в которых невольно принял участие в 1982. Пусть не лично, наблюдая со стороны, но через десятки лет персонаж до сих пор чувствует вину за содеянное. Такова плата за нечаянную причастность к истории своей страны, от которой не убежишь.

    8 из 10

    5 мая 2015 | 09:44

    Потрясающе! В 2010 начинал смотреть, но по-глупости отложил на неопределенный срок. Необычная анимация, увлекательный сюжет и музыка, создающая атмосферу различных оттенков, не давали оторваться от экрана. В этом фильме нашлось место переживанию, иронии и ужасу.

    Действие картины(основанной на реальных событиях) развивается спустя 25 лет после военных действий в Ливане. Рассказанный на днях, сон сослуживца, будоражит сознание Ари Фольмана (главного героя и автора картины) и вынуждает признать, что события тех времен скрыты пеленой забвения. Но осознанного или вынужденного? С этого момента «Вальс с Баширом» представляет собой трудоемкую попытку вспомнить забытый кошмар.

    Зная несколько имен, герой отправляется в путь по памяти: своей, участников и, можно сказать, по памяти людей живших и для людей, которым предстоит жить. Выбор формы в пользу анимации, можно расценивать как способ донести до зрителя идею иллюзорности воспоминаний человека, войны или же как иллюзорность всего происходящего из-за искажений, которые накладывает память. Как бы то ни было, ни в коем случае не хочу критиковать способ подачи, а молча аплодирую.

    Финал ставит жирную и ошеломляющую точку, когда ставшие привычными краски сменяются на кадры кинохроники тех событий. Их появление не долго, а эффект долгоиграющий. Советую и, возможно, пересмотрю.

    P.S. Подобные творения сложно объективно оценивать да и стоит ли? Темы, затрагивающиеся в них трудны и важны. Война и её последствия; человеческая жизнь и её ценность; ценность человека среди того, что принято считать ценным; война и её место в Мире/мире. «Вальс с Баширом» сделан талантливо и с чувством, он достоин высшей оценки или же должен рассматриваться вне каких-либо рамок и условностей.

    14 июня 2015 | 23:51

    Потрясающий фильм, снятый про войну в Ливане. Очень правдивый и тяжелый фильм. Не с первого просмотра можно заметить все тонкости и нюансы сюжета. Фильм о воспоминаниях юности о войне, как память старается скрыть самые жестокие воспоминания о никому не нужной войне. В нем очень ясно передается атмосфера войны, особенно памятна сцена, когда солдаты едут в танке и стреляют всё время. На вопрос новобранца зачем они стреляют, старшина отвечает, что сам не знает, просто ему приказали. Этот военный абсурд и весь ужас войны переданы в последних кадрах фильма, когда вместо мультфильма показывают сцены из документального кино. Я не с первого раза смог оценить всю глубину данного произведения, но это шедевр, и этот фильм можно любить или не любить, но после его просмотра невозможно остаться равнодушным.

    9 из 10.

    26 сентября 2010 | 21:43

    Интересная штука — человеческая память. Не раз слышала об ее защитном свойстве блокировать и «удалять» какой-то страшный момент, и лишь какие-то его отголоски иногда дают о себе знать тревожными симптомами в виде снов и видений.

    Создатель фильма Ари Фольман был на войне в Ливане. Каждый из его товарищей рассказал о том, как они тоже были там. Одного мучает сон, в котором за ним гонятся 26 собак, которых он убил, потому что не мог стрелять по людям. Другой не хочет бередить то, что нарушает его покой, помня лишь свои сны во время войны, потому что когда ему было страшно, ему хотелось спать. Кому-то удалось спастись невероятным образом, проплыв километры и пробежав сквозь пули. Кто-то, пока мог, воспринимал войну как путешествие. Еще один, вероятно не выдержав нервного напряжения, сидя в засаде, выбежал на улицу под пулеметный дождь и начал двигаться и стрелять, как ему подсказывал инстинкт или преобразовавшийся страх. И были на той улице в тот момент лишь он и Башир (убитый противниками президент Ливана), смотрящий на него с портретов, расклеенных по улице. А это сумасшедшее действо напоминало какой-то отчаянный вальс.

    А Ари Фольман не помнит себя на этой войне, лишь одно видение не дает ему покоя, как он и его товарищи лежат обнаженные в морской воде близ побережья и смотрят на горящий огнем Бейрут, потом встают, одеваются, идут, а навстречу им люди, с искаженными болью лицами, много, много людей… Он пытается понять, встречается с бывшими товарищами.

    Постепенно тот, кто ищет, начинает открывать то, что когда-то запрятал глубоко-глубоко. Оказывается, Ари Фольман стал свидетелем массовых убийств мирных жителей. Как говорит один герой этого фильма, в Ари каким-то образом была жива генетическая память, ведь его родные прошли лагеря и были свидетелями холокоста. Что здесь произошло? В отместку за смерть Башира или же по каким-то другим причинам ливанские христиане-фалангисты бросились убивать мирных беженцев. Отрезая части тела, не щадя никого, ни детей, ни женщин, ни стариков.

    На войне воюют солдаты. На войне, в противостояниях всегда гибнут мирные люди. Это страшно. Это несправедливо. Причем тут они? Но так происходит всегда. На любой войне. Ливанские христиане-фалангисты, которые учинили это, были как нацистская Германия, жестоко и преступно уничтожавшая евреев. Израильская армия, смотревшая на происходящее, да еще и пускавшая в небо осветительные ракеты, была как тогдашние Америка, Британия, многие другие государства, которые могли помешать уничтожению евреев нацистской Германией, но не сделали этого. Мир тогда молчал. Молчала армия Израиля, смотря на совершаемое зло.

    Память 19-летнего юноши, который был там и видел все, удалила эти страшные события. Потому что это был не просто страх, это были еще и чувство вины и стыда, за то, что он стал соучастником происходящего. Она вернулась к нему, и он снял этот фильм.

    По началу я не ожидала такого воздействия от анимации. Несколько сцен просто по-настоящему красивы и пронзительны, ничем не уступают кино, простите за дурацкое сравнение. Описанное мной выше видение самого рассказчика про берег Бейрута, сцена с женщиной в море, уносящей одного из товарищей Ари прочь, от горящей лодки, бегущие собаки, эти образы очень продуманны, сильны и символичны. Фильм, наверное, странный, это и мультфильм, и документальный фильм, и при всем том, благодаря этим образам, это очень художественный фильм. Уместны и те самые страшные документальные кадры в конце. Это самый настоящий серьезный и на редкость реалистичный фильм о войне. Этот фильм — своего рода признание, откровенный рассказ о том, что рассказчик, наверное, предпочел бы никогда не переживать.

    9 из 10

    29 сентября 2010 | 20:18

    Прошлое, которое всегда с тобой.. Которое как не заталкивай в черный ящик своего подсознания, все равно рано или поздно вырвется наружу, сном ли со стаей мстящих собак или анимационным гибридом с непонятным названием.
    Что мы там делали? Я не могу вспомнить..(с)

    Удивительно сложно рассуждать о непостижимом. Но все же о чем говорит сам Ари Фольман и его детище?
    Об отсутствии какого-либо героизма в войне? (На этой войне никто не был героем, всего лишь убийцей. Вот в чем дело. (с))
    О том, что нельзя мечтать о войне, ибо она убивает мечту вместе с мечтателем? О людях, ставших ее участниками и заложниками навсегда? О храбрости до, страхе вовремя и памяти после? О памяти и ее странностях? Может быть о вальсе под пулями?
    Не знаю. Каждый сам найдет свой ответ.

    Но пожалуй самое главное достижение Вальса — это демонстрация абсолютной нелепости и бессмысленности войны, что проявляется практически в любом эпизоде фильма.
    - Стреляй!
    - В кого?
    - Откуда я знаю? Просто стреляй!
    - Может лучше помолиться?
    - Молись и стреляй! (с)

    Не знаю как можно создать такой фильм как этот. Не знаю, как собрать голоса мертвых и живых, их затравленные взгляды. Не знаю как можно говорить, но и как молчать не знаю. Поэтому признаю свое бессилие и ставлю точку.

    P.S.Ничего. Ничего мы тогда не сделали. (с) Как фольмановский приговор самому себе и всем кто там был.

    13 июля 2009 | 19:07

    Война на ближнем востоке, явление странное и неоднозначное. Она длиться с 1973 года. Никому не нужно объяснять, что это очень долго?

    За полтора часа не расскажешь всего. Не сможешь понять кто виноват. Не расставишь точки… Но никто и не пытается… Просто сбивчивый рассказ нашедших свое место людей, ответивших на вопросы, что ставила жизнь, прошедших через многие трудности, однако так и не понявшие что произошло с ними.

    А теперь пришло время собирать камни, и сам того не подозревая, Ари Фольман соберет их в свою корзину.

    Выступая в качестве добровольного раввина, он вместе с друзьями попытается НЕ ответить на мучающие всех вопросы. Кто изменился? Что теперь в нас не так? Мы убивали? Тогда кто же убивал нас?

    Для них война — осталась тем самым вальсом с Баширом, местом где убивают, но кто и кого? Противник почти невидим, изредка принимая форму детей и собак, быть может потому что только их и жалко, а быть может потому, что других на войне и нет. Разница между 18ю и 15ю — невелика, да и есть ли вообще? Может это и есть милосердие, не дать ребенку успеть разочароваться в жизни?

    Я наверно ничего не знаю, кроме того, что жизнь есть в каждом движении, даже если это движение к смерти.

    Для кого то этот фильм станет слишком глубоким колодцем, в который не возникнет желания нырнуть, но какими бы мрачными красками не рисовал режиссер, надо помнить, реальность всегда еще хуже. Ее нам кстати и покажут в самом конце.

    18 января 2010 | 05:40

    Психоделический трип про войну и память — так обозначен на обложке диска жанр этого фильма. Это во всех смыслах эксклюзивная работа прекрасного документалиста Ари Фольмана, пожалуй, не имеет аналогов в нынешнем кино и по праву получила высочайшие оценки ведущих МКФ: «Сезар», «Золотой глобус», «Европейская киноакадемия», Гильдии режиссеров и Гильдии сценаристов США, Киноакадемии Израиля, номинации на «Оскар», от «Британской академии» и «Каннского кинофестиваля».

    Дело в том, что документальный по содержанию фильм был выполнен средствами анимации, позволившими режиссеру, выбрав такой формат, сосредоточиться на смысле картины. В ней сны и игры подсознания играют ничуть не меньшую роль, чем сами драматические события, которые выпало пережить участникам израильской армии во время первой ливанской войны в начале 80-х.

    Для не особо компетентных в этой теме зрителей, типа меня, будет весьма интересно узнать не только правду об этой конкретной трагедии, но и попытаться понять, отчего столь схожи посттравматические синдромы участников различных современных войн и подавлений локальных конфликтов в горячих точках. В каких случаях психика защищает себя полной амнезией и каково приходится тому, кого начинает мучить осознание того, что часть его жизни напрочь выпала из памяти.

    И чего стоит попытка восстановить утраченные фрагменты…

    Полагаю, прежде, чем вы нажмете на кнопку «play», стоит подумать, хотите ли вы это понять и готовы ли к восприятию очень тяжелого эмоционально материала…

    9 из 10

    13 февраля 2010 | 15:17

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>