К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Эмоционально непросто смотреть некоторые российские фильмы 90-х.

Много истеричных, непривитых людей, каких-то диких ситуаций. Даже если не о пресловутой чернухе говорить – в этом плане и многие маститые режиссеры не смогли найти баланса.

Фильм «Год собаки» я смотрел подростком и не с начала, но он плотно у меня в голове отложился как значительный.

Конечно, это чудесный дуэт Чурикова-Скляр.

Скляр всю жизнь для меня был вот этим жизнерадостным юношей, который уедет в Комарово и запилит там джаз с товарищем Колбасьевым. Но я видел его же в «Бесах» в МДТ, поэтому диапазон примерно понимаю.

Здесь же Скляр играет вышедшего на свободу закоренелого уголовника, который в тюрьмах прозевал и перестройку и гласность – и, как живет мир, толком не представляет. Весь тюремный фольклор, присказки и песенки – в исполнении Скляра.

Итак, жизнь сводит пытающегося жить «по понятиям» зэка и интеллигентную забитую мышь из общежития в исполнении Чуриковой. Со всеми чуриковскими лучшими манерными приемчиками.

В определенный момент пара вынуждена пуститься в бега – и большую часть фильма мы проводим собственно со Скляром и Чуриковой – и этим нужно наслаждаться. Каждый жест, интонация, взгляд – гениальны.

И вот этот оммаж Тарковскому – тоже такая «зона», какие-то непонятные люди в противогазах, заброшенные дома и магазины, радиация – из мира криминальной России 90-х да в фантастический мир Тарковского-Стругацких – а?!

Был у меня знакомый, который принципиально не смотрел русские фильмы 1985-2000 годов – просто не мог смотреть физически, даже «Ширли-мырли» его в депрессию вгоняли.

Но вот что скажу: если по трейлеру вам кажется, что фильм мрачноватый – все равно советую посмотреть, потому что он этого чисто эстетически заслуживает и явно выделяется в русском кино.

19 апреля 2019 | 14:14
  • тип рецензии:

'Играйте, сударь, играйте. Мы идём домой. Нас ждут. Я велела затопить камин. Мы будем слушать музыку. Нас ждут. Играйте, сударь, играйте...'

Таковы финальные фразы главной героини, которые очень похожи на мантру.

Она называет уголовника, человека, который украл у неё кошелёк, 'сударем'. Вера не играет словами, она (сейчас будет тавтология) верит, что её спутник - сударь. И тем самым посвящает его в 'судари'. А он, как Вера и просит, играет. Причём играет на губной гармошке впервые, сам придумывает мелодию. Раньше же он пел под гитару исключительно блатные песни или романсы, слова которых прочно сидели у него в голове. И их тоже можно считать своеобразными мантрами. Они составляли отчасти его философию жизни. Философию, которую нельзя было ни понять, ни изменить... но и жить-то по ней уже получалось.

Как жить иначе, Сергей раньше не знал и не умел. Да и откуда? В семье все пили и пьют. Его ведь даже не узнали, когда он пришёл из тюрьмы. Ну, а на зоне, как понимаете, самообучение. Вот и усвоил уроки Серёженька на 'отлично'. Только, видно, пробелы были в 'образовании' - парень веры захотел. И спустилась из комнаты 37 к нему Вера из плоти и крови...

24 января 2019 | 05:15
  • тип рецензии:

Фильм оставил след в душе. Отчасти из-за великолепной игры Скляра и Чуриковой, отчасти из-за сюжета, отчасти из-за режиссуры. Действительно, жемчужина российского кино, учитывая, что в постсоветское время найти что-то благопристойное трудно. А найти эту жемчужину было не так просто, поскольку, несмотря на упоминания о фильме в прессе и в обзорах на тему «лучшие фильмы», все же он мне не попадался на глаза либо я не обращала внимания. Парадокс, но фильм понравился со второго раза, что редко, поскольку у меня сразу формируется мнение о чем-то и его ничем потом не изменишь, но в искусстве, как оказалось, все возможно и этот фильм лично для меня из тех, которые в разные периоды жизни воспринимаются по-разному.

В фильме перемешаны обстоятельства, печаль, одиночество, обреченность, но герои проносят любовь сквозь эти грани. Мы видим не просто картинку на экране, мы видим живых персонажей, сыгранных актерами не талантом, а одаренностью. Чурикова чудо, как хороша! Ее героиня Верочка – наивная и в чем-то старомодная, но она этим и берет за душу, такие люди, как она, на грани вымирания. Сергей Кожин (Игорь Скляр) – вышедший на волю опустившийся человек, но на протяжении экранного времени слово «опустившийся» по отношению к нему отпадает. Его герой, как по мне, явный пример, что нет плохих или хороших, есть отчаявшиеся люди. Каждый достоин тепла, любви, понимания. Можно быть счастливым даже где-то там «за гранью смертельного круга», петь песни (а Скляр, как известно, поющий актер и продемонстрировал свое умение в фильме), дарить любимой цветы, бродить по пустому городу и ценить роскошь одиночества и свободы действий (порой преступных).

Я благодарна режиссеру, актерам и всей команде, работавшей над созданием этого замечательного фильма, и мне хочется подобрать единое слово, которое максимально бы выразило мое восхищение, но мне кажется в пределах любого языка это станет непосильной задачей.

10 из 10

30 апреля 2018 | 19:49
  • тип рецензии:

Неправдоподобная романтическая история о 'любви' зека и одинокой немолодой но доброй и во всех отношениях хорошей, но немного чудаковатой женщины.

Идея фильма в какой-то степени 'вредная'. Здесь романтизирован образ уголовника. Романтизированы отношения одинокой интеллигентной женщины и этого товарища. В жизни все было бы намного прозаичней - познакомился, окрутил, а потом пользовался бы ею и сосал из нее кровь, а если она захотела бы уйти - угрожал бы ей расправой или убил. Но тут он эдакий тюремный джентльмен, такой Сид Баррет или Марк Фречетт в законе. Плохой, но интересный и даже харизматичный, и даже с намеком на благородство. Уход из злого мира, любовь в 'пустыне' - недо 'Забриски Пойнт' по-русски. Человек, мародерствующий на отчужденной территории, чтобы кормить своих детей здесь плохой, убогий, а зек (даже не бывший, а перманентный) - он хороший, благородный, стремящийся к свободе.

Спросите, за что же я поставила фильму высокую оценку? За художественную выразительность конечно - красиво все представлено в зоне отчуждения и не только. И за игру некоторых актеров. Идея дрянь, картинка - красота.

25 ноября 2016 | 22:19
  • тип рецензии:

Мелодраматический сюжет о связи одинокой 40-летней женщины Веры, живущей в общежитии и находящейся уже в критическом для любовных романов возрасте, и Сергея – 30-летнего зека с солидным уголовным стажем, оборачивается трагической историей о двух одиноких людях, вынужденных бежать из опостылевшего города «в глушь, в деревню…». Именно там они находят идеальное для уединения место – затерянный в лесу и брошенный людьми посёлок…

Инна Чурикова, всё также гениально продолжающая играть свою главную вариацию на тему Паши Строгановой из мужниного «Начала» - интеллигентную идеалистку с широко распахнутыми глазами и открытой душой, и Игорь Скляр, который именно с этой лентой вновь вернулся в большое кино после продолжительного пребывания на сцена Малого драматического, образуют здесь не столько сладкую, а именно что странную парочку, на которую несказанное удовольствие смотреть. Однако, в отличие от зрителя, эти двое ещё не знают, что в тот самый момент, когда они поселяются в райском уголке, каждая минута их пребывания там начинает неминуемо и стремительно приближать обоих к смерти.

Поздние любовники до последнего мгновения не догадываются, что попали в заражённую зону с повышенным уровнем радиации. Несмотря на очевидную метафоричность сюжета, спустя восемь лет после чернобыльской катастрофы всё также остающегося актуальным, ни у кого не повернулся язык обвинить авторов в спекулятивности. Единственное, что напрягает, это концовка, будто унаследовавшая у советского кино своеобразный комплекс непременного трагического финала. И всё же авторам достаёт такта и вкуса, чтобы при таком сюжетном раскладе не ввергать зрителя в пучину сантиментов, которые могут запросто заявить о себе, руководствуясь исключительно жалостью к персонажам.

Сочетая мелодраматизм с робинзоновскими мотивами, Семён Аранович отважно задействует тут ещё и комические элементы, добиваясь не только нужного жанрового баланса, но и выводя историю на экзистенциальный уровень. Эта лента стала последней для режиссёра (одного из ведущих мастеров ленинградской школы), чередующего работу в игровом и документальном кино, причём с равным успехом: «Летняя поездка к морю» (1978), «Торпедоносцы» (1983), «Личное дело Анны Ахматовой» (1988), «Я служил в охране Сталина» (1989). Он продолжает развивать здесь главную свою тему: попадание человека в экстремальную ситуацию, предоставляющую шанс максимально пристально всмотреться в персонажа.

Это кино появилось у нас в самый пик эпохи малокартинья, когда производство фильмов в стране упало до критического уровня – порядка двух-трёх десятков в год. Каждый из них был тогда на вес золота, но при этом не доходил до киноэкранов. В те годы реабилитации нашего кино и нелишним напоминанием, что оно ещё не умерло окончательно, способствовали международные фестивали. «Год собаки», проигнорированный на родном сочинском «Кинотавре» (где только Игорь Скляр получил награду), неожиданно вернулся с «Серебряным медведем» из Берлина, вторым по значимости призом этого престижного фестиваля. В 1994-м году в мировом премиальном реестре выше забраться из наших удалось только «Утомлённым солнцем».

25 февраля 2014 | 19:44
  • тип рецензии:

Сюжет фильма, работу актеров, оператора в полной мере охарактеризовали критики сайта. Но фильм нравится или не нравится не за то, насколько выполнены режиссерские замыслы и даже не за гениальную игру актеров. Та же Инна Чурикова в 'Без вины виноватых' просто позволила эксплуатировать свой талант. Как говорила легендарная Гурченко 'Бывают фильмы после которых говоришь 'Вау!', а бывают - 'Ах!'. Так вот этот фильм, несмотря на драмматичность сюжета, именно 'Ах!'.

Наиболее сильная сцена фильма - сцена грозы, где герой Скляра мечется со словами 'Я устал!'. Понимаешь, что этот человек прожил настолько тяжелую и бессмысленную жизнь, что сил больше нет. В этом смысле он жизненно опытнее героини Чуриковой, с ее незамутненным грязью сознанием.

Вообще игра Скляра - эта шок. Сначала от неожиданности амплуа (после сладких симпотяг), затем от его актерского таланта. Чего стоит сцена, когда Серега бажит между рядами в театре, в белых перчатках и с повадками зэка.

Финал фильма - пронзительный, полный солнца и любви. И, наверное, единственно верный в сложившихся обстоятельствах.

Один из немногих постсоветских фильмов, который заслуживает. ..

10 из 10

21 ноября 2013 | 23:34
  • тип рецензии:

Сюжет про одинокую, немолодую, но очень хорошую (в душе) женщину, которая, вопреки всем внешним (по отношению к душе) обстоятельствам, таки находит свое женское счастье, являлся в советском кинематографе чуть ли не шаблоном. Тем не менее, многочисленные произведения, изготовленные под этим шаблоном, смотрелись с вполне живым интересом, как женской, так и мужской частями населения Союза.

А вот этот фильм является попыткой адаптировать классический сюжет советского кинематографа под постсоветские реалии. Что из этого получилось? Типажи героев вполне узнаваемы, друг друга они тоже узнали, и даже начали взаимное сближение, но вот happy-end'а у них, увы, уже получится не может. Страны, которая так сильно заботилась о счастье своих одиноких женщин, больше нет, а вместо нее - то ли зона, то ли полигон. А женщинам, даже тем, которые сумели разделить свое одиночество, теперь вместо счастья полагается то ли пуля, то ли доза.

В общем, на мой взгляд, этот фильм ставит тяжелый крест на том варианте обретения счастья, который раньше столь завлекательно пропагандировался советской фабрикой «грез». А тяжесть этого креста на своих хрупких плечах сейчас ощущают миллионы вполне реальных женщин, ныне живущих на развалинах бывшего нерушимого. Впрочем, на развалинах бывшего вообще большие проблемы со счастьем – в любом его варианте…

Особенно хотел бы отметить актерские работы этого фильма. Игра Скляра меня просто очаровала и я думаю, что в этом фильме актерской харизмой Игорь Скляр не уступает самым харизматичным (на мой взгляд) актерам советского кино – Василию Шукшину и Владимиру Высоцкому. А мягкая манера игры Инны Чуриковой замечательно гармонирует с «бурей и натиском» героя Скляра.

9 из 10

08 июля 2013 | 23:38
  • тип рецензии:

Фильм Семена Аранович “Год Собаки” можно охарактеризовать как фильм-притча. В принципе зрителю не так важно время, когда происходит история, место, где она происходит. Важно другое – 2 человека, 2 разные судьбы, которые встретились и пытаются понять самих себя, друг друга, эту жизнь.

Она – Вера – немолодая уже женщина со сложной судьбой, неординарный характер, немного наивна, увидев ее со стороны можно сказать, что эта женщина “ни из этого мира”, “на своей волне”, поэтому нам порой бывает сложно понять образ ее мыслей, причину ее поступков. Он – Сергей – бывший уголовник – также человек с нелегкой судьбой – с непониманием этого мира. Для них обоих чуждо здесь все – они вынужден жить внутри себя, боясь показать свои истинные эмоции, чувства, так как социум никогда их не примет. Пути этих двух людей случайным образом пересекаются. Они еще не осознают, что нашли друг в друге этот островок понимания и счастья. Для расскрытия этих отношений и характеров режиссер оставляет героев в достаточно фантастической ситуации – они попадают в зараженный радиацией поселок, жители которого эвакуированы. Здесь Сергей и Вера остаются одни. В их маленьком мире, который они будут создавать с нуля и только вдвоем. Здесь будут только их проблемы, они смогут быть самими собой и понять как многое они значат друг для друга. Здесь они смогут быть кем угодно – самим собой – они сами выбирают роли в их придуманном мире.

Но покой их будет прерван, людьми из “той жизни”, которые заставят Сергея обнажить свое забытое прошлое.

И концовка – еще раз покажет нам – что Сергей и Вера - люди, созданные друг для друга, не смогут выжить в нормальном мире, среди обычных людей это демонстрирует нам и последняя фраза “… они светятся” – говоря о том, что они познали и нашли истинные ценности в жизни, которые оказались выше и благороднее чем у “обычного мира” с их “ворованным рисом”;

“Год собаки” – глубокий и тяжелый фильм – поднимающий множество извечных вопросов, но недающих ответа, а заставляя зрителя размышлять. Завораживающая игра актеров, от которой невозможно оторваться 2 часа экранного времени. Продуманный сценарий и грамотная режиссура Сергея Арановича – все это делает фильм потрясающий жемчужиной российского кинематографа, которая может идти в сравнение с Тарковским Сталкером.

8 из 10

10 февраля 2013 | 04:18
  • тип рецензии:

Сергей (Скляр) и Вера (Чурикова) вдвоем сыграли замечательно, но выделить хочу мужскую роль - так органично смотрелся зэк Скляра, образ человека без моральных принципов совсем противоположный самой известной его роли в кино. Фильм понравился мне с самого начала, стало сразу видно эту русскую душу о которой здесь говорят все пользователи особенно, когда в западном кино ее грани обезображивают. Сергей - личность сомнительная, выражение: куда Макар телят не гонял, это как раз про него - парень провел в тюрьме больше чем полжизни. Понятно, что такого человека нельзя контролировать и он не спешит успокаиваться. С Верой он знакомится ясное дело не потому, что она ему понравилась, а потому что он всегда возвращается с чего начал. У Веры он щипнул кошелек, а общежитие Веры его заинтересовало морем девушек, но череда случайных событий свела его именно с неприглядной и прямо противоположной ему Верой. Любили они друг друга недолго, но очень эмоционально. Сергей не стеснялся и осыпал Веру комплиментами, он успел сказать ей все: и что она старая и что бесхарактерная и конечно не забыл пройтись по ее внешним данным.

Разница в возрасте у них довольно большая, конечно Чурикова здесь не первой свежести и хотелось бы ее видеть моложе лет так на 10 тогда бы я вообще была в восторге от ее Веры. Но это все мелочи, главное что такой фильм вообще сняли. Я с удовольствием его пересмотрю по второму кругу. Серега у Скляра постоянно в движении, он - главное развлечение фильма. Из-за того что Сергей и не жил толком нормальной, вольной жизнью, за женщинами ухаживать не умел и по ходу фильма он познавал это мастерство по-своему и выглядело это намного достойней, без той манерности и уже даже пошлости как это обычно делают холеные мужчинки среднего достатка. Сначала мне не нравилась Вера, она, например жалела многих, одалживала денег по первой просьбе, но под конец фильма понимаешь, что Вера - женщина не малодушная и странная, а наоборот.

На самом деле Сергей не был таким уж конченным, он сможет искренне раскаяться на Высшем суде и все то хорошее, что в нем было заложено сместит чашу весов. В Вере он обрел не только свое земное счастье, но и спасение.

10 из 10

12 июля 2011 | 13:24
  • тип рецензии:

Этот фильм рассказывает о ценностях. Ценности, которые существуют, и всегда существовали в этом мире. Ставя их под сомнение в период того времени, автор скорее показывает разные круги жизни.

Неважно от кого мы родились, и как выросли. Верить, быть честным и любить нас не научит мать, или наши дети. Только совесть может решить присутствие в нас человечности.

Бесспорно, игра актёров поражает. Этот фильм один из великих шедевров.

Быть может не многие сейчас оценили бы его, быть может Вера с большой буквы уже не значит ничего для людей, а счастье измеряется 'халявным рисом'. Но пусть лучше жить в мире невидимой смерти и быть счастливым, чем предавать тех, кто не предал тебя.

'Играйте, сударь, играйте! Мы идём домой!'

10 из 10

18 июня 2010 | 23:17
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: