всё о любом фильме:

Ахиллес и черепаха

Akiresu to kame
год
страна
слоган-
режиссерТакеши Китано
сценарийТакеши Китано
продюсерМасаюки Мори, Такио Ёсида, Макото Какураи
операторКацуми Янагисима
композиторЮки Кадзиюра
художникНорихидо Исода
монтажТакеши Китано
жанр драма, комедия, ... слова
сборы в России
$36 434 сборы
зрители
Франция  37.8 тыс.,    Россия  6.9 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время119 мин. / 01:59
Номинации:
Фильм рассказывает о жизни живописца по имени Матису, который не отказывается от своей мечты быть художником, несмотря на отсутствие успеха.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Картины, написанные главным героем в зрелом возрасте, его подражания различным стилям изобразительного искусства, а также детские работы были изготовлены собственноручно Такеши Китано специально для фильма.
    Трейлер 02:09

    файл добавилnmwb10

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 266 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Те, кто ожидают посмотреть комедию и выбирают этот фильм — вас ожидает самое большое разочарование в своей жизни. Лично я — ни разу не улыбнулась на протяжении всей картины. Но это не означает, что она не понравилась, скорее наоборот.

    Если в двух словах: сложный, тяжелый фильм, заставляющий задуматься.

    Если более подробно: гениально продуманное, идеально отснятое, превосходно сыгранное кино, показывающие то, куда порой приводят мечты. Что за это нужно отдать и чем пожертвовать. Всем!

    Ребенок с мечтой стать художником. Именно ребенок! На протяжении всей жизни Матису остается именно ребенком, не вникая в проблемы, обстоятельства, сложные жизненный моменты. Он идет к своей цели, невзирая ни на что. Его не останавливают неудачи, страдания близких, смерти. Он не способен в полной мере оценить это, он верит только в мечту, а все остальное для него неважно. На протяжении всей жизни он ни разу не почувствовал себя счастливым, т. к. счастье заключалось лишь в признании, которого он так и не дождался.

    Болен ли он? Скорее — да. Одержим? Тоже — да. Гении? Тут каждый должен ответить сам.

    Меня тронула преданность жены Матису. Ее помощь ему, все ее жертвы. То, что она всю жизнь следовала за ним, помогала и понимала то, что понять невозможно. Его мечта — стала ее мечтой. Она посвятила ему жизнь. Настоящая любовь.

    Кино по-настоящему интересное. Это ли не главное?! Два часа проходят незаметно, а мыслей оставляют очень много. Каждый может узнать себя в стремлении Матису к осуществлении своей мечты. Может иногда стоит остановиться? Может мечту иногда стоит оставить мечтой…

    23 сентября 2011 | 11:54

    В детстве я решала эту задачу про Ахиллеса и черепаху на олимпиаде. Не решила. Я не могла понять, как взрослый Ахиллес, бегущий быстрее Черепахи, никак не может ее догнать. Высчитывала скорость сближения, делала расчеты.. Потом я поняла, что это действительно невозможно. Вы когда-нибудь пытались догнать ребенка?? Если пытались, то знаете, что бывает так, что вы на своих длинных ногах никак не можете настигнуть маленькое существо… Это вступление.

    Мое отношение к фильму менялось несколько раз в течение его просмотра. В самом начале Матису вызывал у меня сочувствие, но по мере взросления Матису сочувствия становилось все меньше. Постепенно мягкое недовольство Матису перерастало в обычное раздражение. Тогда я поняла, что я смотрю на человека искусства суровыми глазами прагматизма. И я постаралась понять Матису. И мне это почти удалось. Полное самоотвержение, его стремления Матису обрести талант, и постичь искусство вызывают, по крайней мере, желание присмотреться к Матису с другой стороны. Но это длится до определенного момента. Матису идет на все более и более извращенные способы создания шедевров, полагая, что в это и заключается волшебная сила непостижимого Искусства. Наблюдая при этом поведение жены Матису, я испытывала повторяющиеся приливы глухого раздражения ее покорности безумствам мужа. Я не могла понять, что может заставить женщину потакать прихотям такого гения, смириться с его поисками, переходящими в сумасбродство. Но потом раздражение сменилось настоящим удивлением, а удивление перешло в уважение.

    Отдельные моменты фильма даже походят на трагикомедию. В некоторые моменты фильма я представляла себе «список самых нелепых смертей», и я представляла, что в следующем кадре Матису займет там почетное место, но, конечно же, я обманулась в своих ожиданиях.

    Близится конец, и я с нетерпением жду развязки. Я уже продумала две возможных концовки: Матису умирает в одиночестве и только птицы будут знать, где его могила. Матису сжигает свои работы и становится простым обывателем, коих миллионы.

    Все оказалось совсем иначе. И тут я нашла для себя смысл. Я поняла, где было то искусство, к которому так жаждал приблизиться Матису. Я увидела в глазах его жены глубину, которой не было ни в одной из его сюрреалистичных картин. И я счастлива, что Матису это тоже понял.

    9 из 10

    22 июня 2009 | 19:06

    Это лучший фильм российского кинопроката (из просмотренных мной) за последние полгода, а то и за год. История художника-неудачника; с детства и до старости; история одного большого падения в творчество.

    Японский паренёк по имени Матис (не тот, Матисс, который Анри, а просто Матис) с детства любил рисовать, он рисовал даже в школе на уроках. Потом в его жизни происходили различные события, которые влияли на окружающую его обстановку, влияли на условия жизни Матиса, — влили на всё, кроме его желания стать художником. Не смотря на то, что никто не хотел покупать его картины, — тут стабильность сохранялась, — Матис всё рисовал и рисовал… С упорством достойным лучшего применения он топил свою жизнь в красках.

    В большинстве прочитанных мной отзывах Матиса почему-то упорно сравнивают с Ахиллесом, бегущим за черепахой — мол он стремится-стремится, но всё никак не может догнать т. н. «гениев живописи». Как по мне — Матис скорее черепаха, которая в отличии от Ахиллеса не имеет конечной цели и идёт просто так, неизвестно куда, неизвестно зачем. На это и концовка недвусмысленно намекает. Имелись ли в фильме прямые отсылки к какому-либо из вариантов — открытый вопрос (к сожалению, субтитры в кинотеатре не в каждой сцене могли похвастаться стабильной чёткостью).

    Удивительно, но в «Ахиллесе» совсем нет темы «алкоголь-творчество», так прочно связанной с творцами искусства. Матиса всё время будто ничего и не интересовало, кроме холстов и красок… Но фильм не только про творческий процесс и остальную (гораздо меньшую) часть жизни главного героя; где-то на заднем плане чувствуется присутствие кого-то третьего, который показывает удивительной красоты пейзажи, акцентирует внимание на каких-то второстепенных персонажах, немного разговаривает со зрителем, иногда шутит.

    Да, речь идёт о режиссёре и в меньшей степени об операторе. Режиссёр «Ахиллеса и черепахи» (а, по совместительству, автор сценария и исполнитель роли Матиса в старости) сам Китано Такеси. Этот фильм завершает его своеобразную трилогию. Прямой связи между фильмами нет, тут дело в направленности. Все три фильма — посвящения: «Такешиз» — актёру, «Банзай, режиссёр!» — режиссёру, «Ахиллес и черепаха» — художнику.

    Не сказать, что фильм открывает много нового, ранее недоступного, но как же поразительна его по-детски наивная искренность, непосредственность, его тонкий очаровательный юмор, его восхитительные картины природы, его великолепная фортепианная музыка… А композитор, к слову, — очень известная в Японии (и кое-где в России) Кадзиура Юки.

    «Ахиллес» вышел в российский прокат только сегодня (23 апреля). Это говорит о том, что ещё недели две его можно будет лицезреть в некоторых отечественных кинотеатрах. Ради фильма такого уровня стоит пожертвовать и деньгами, и свободным временем.

    10 из 10

    23 апреля 2009 | 19:31

    Недавно посмотрел фильм Милоша Формана «Призраки Гойи». Поставил оценку высшую. Однако после «Ахиллеса» все-таки снизил бы на балл.

    О чем фильм. Каждый находит в нем свое и многие, как видно из предыдущих постов, не принимают и не понимают художника. Художник стремился стать известным и в то же время он любил рисовать. Можно ли добиться социального успеха, не прогибаясь под изменчивый мир? Некоторым вроде бы да, но не всем так везет. Известный и талантливый — это не одно и то же, как сообщил спиной к зрителю продавец лапши (Message!). Маленький человечек гонится за похлебкой еды и склоняется перед любым. Живет, не имея цели, не имея смысла, утешаясь благопристойностью и мелкими грешками. Талант ослеплен видениями и, не имея сил их игнорировать, следует за ними. Это ужасный эгоизм, конечно, ведь есть же близкие, о них надо заботиться.

    Должен ли талант стремиться к социальному успеху? Или, прогибаясь ради близких, похлебки, стойла, теряешь талант? Стоит ли талант, цель таких жертв? Каждый решает сам.

    23 июня 2009 | 11:24

    «Ахиллес и черепаха» — одна из поздних картин известного японского режиссёра и актёра Такеши Китано. Вещь опосредованно автобиографическая, как и две предыдущие работы мастера. Она рассказывает о творческом пути художника-самоучки.

    Первые четверть часа фильма — совершенно идиллические. Завязывается сюжет. В семье японского промышленника подрастает мальчик Матису, любящий рисовать и, признаться, у него действительно есть определённые художественные задатки и своеобразный взгляд на мир. Парнишка не на шутку избалован, ведь его отец очень богат, поэтому ему дозволено то, за что другим детям не миновать нахлобучки. С Матису все носятся, и он этим пользуется, совершенно искренне воспринимая собственную исключительность как нечто само собой разумеющееся. Казалось бы, ничто не может предвещать серьёзных изменений в его судьбе. Но у судьбы на Матису совсем другие виды.

    Я купилась на всю эту лирику и, смахнув слезу умиления, искренне поверила, что Китано снял наконец фильм без крови и жестокости. Размечталась, как же! Китано, как всегда, врезал по полной. Единственное, что никогда у него лавинообразные смерти близких и друзей, сваливающиеся на главного героя, не выглядели столь нелепо и неестественно. Как и его реакция на них.

    «Ахиллес и черепаха» — это смех и ужас в одном флаконе, буйство гротеска. Основная тема фильма — апология творческого безумия. Жизнь главного героя — от детства до старости представлена как клиническая картина, а сам процесс творчества — как сумасшествие. Сама идея того, что искусство требует жертв, воспринимается Китано совершенно буквально, но низводится к комизму. Гениальность героя словно спит в коконе, ожидая своего часа, чтобы пробудиться, но до этого она выглядит для всего мира как нечто абсурдное, нелепое, смешное.

    В фильме показаны разные периоды жизни персонажа. Сам Китано снялся в роли зрелого и старого Матису. При этом Матису-ребёнок, Матису-юноша и Матису-старик — словно существа с разных планет, они не похожи друг на друга. Думаю, что Китано так сделал не случайно, ведь его герой не стоял на месте, он менялся. Он, как Ахиллес, бежал за черепахой и никак не мог её догнать. Наверное, потому, что нужно было с самого начала просто нестись со всех ног, а не высчитывать вероятность того, возможно догнать черепаху или нет. Но если бы всё было так просто, то не было бы и никакого творчества.

    9 из 10

    26 августа 2012 | 14:52

    «Меня интересуют роль искусства не в прямом его значении, а в том, которое эксплуатируется современным обществом. Художник нашего времени уже давно закончил созидать, он погряз в бесконечной борьбе за славу и коммерческий успех»

    Такеши Китано



    История помнит единиц. Тех, кто был первооткрывателем, первопроходцем, бросившим новое знание в толпу. В кинематографе тоже есть такие люди. За примерами далеко ходить не надо — взять хотя бы европейцев: Антониони, Годар, Феллини, Бергман, Фассбиндер или Трюффо. Они навсегда останутся в первой когорте, их знания и опыт будут использоваться следующими поколениями. Японский режиссер Такеши Китано занимает место во второй колонне. Откровения в режиссуре он не сделал, но жанр боевиков обогатил сильно.

    На закате карьеры, японец впал в странное состояние, названное многими критиками и просто обывателями творческим кризисом. Именно так появилась на свет трилогия безумного самурая, посвященная кинематографу и месту режиссера в нем. Даже не так, месту самого Такеши в этом бурном водовороте. Настроение менялось от картины к картине. «Ахиллес и черепаха» — это своеобразный катарсис, признание мастера самому себе, без особой надежды на понимание со стороны. Поэтому, будьте готовы погрузиться в поток сознания человека не только со своеобразным киноязыком, но и совершенно чуждой ментальностью большинству.

    «Ахиллес и черепаха» начинается с простой математической задачки, решить которую по силу любому школьнику. Но как это бывает, иногда дважды два не равняется четыре, а может, к примеру, пяти. Особенно когда речь заходит об искусстве, живущему по своим обособленным законам. Все дети талантливы. Родителям надо уловить особый талант ребенка и помочь его развить. Маленький японский мальчик по имени Матис любит рисовать. Его родители, богатые люди, кстати, по совместительству меценаты в мире живописи, умиляются дару ребенка, не мешая развитию. Однажды в дом к ним приходит успешный художник. Взглянув на картины мальчика, старший коллега произносит фразу — «Когда-нибудь ты будешь рисовать лучше меня». С этих пор жизнь маленького художника меняется до неузнаваемости.

    Картина «Ахиллес и черепаха» — автопортрет японского режиссера, человека прошедшего весь творческий путь и присевшему ненадолго отдохнуть. Здесь не будет излишнего психологического надрыва и искрометного стеба. Это повествование взрослого и опытного человека, уравновешенно, а иногда с юмором поведавшего о природе творчества. Матис не смыслит своей жизни без живописи. Его детский взгляд постоянно находит прекрасное в обычном, а рука переносит на бумагу. Вся беда в том, что окружающие не принимают мальчика. Никто не хочет понять ребенка, дети крутят пальцами у виска, а взрослые лишь выходят из себя, натыкаясь на отчужденность Матиса.

    Настоящее искусство может полностью поглотить человека, сделать из него одиночку. Ведь, по сути, творчество — это выражение самого себя. И не всегда такое приходится по вкусу остальным. Поэтому многие творческие люди — «вещь» в себе, отгороженные и замкнутые. Художник ищет свой стиль, понемногу экспериментируя, но препятствий становится все больше. А вероятности сойти со своего пути все больше. Матис входит в тот возраст, когда начинается подражание признанным мастерам. К слову, сам Китано в свое время подражал тому же Годару, но старался привносить нечто свое, качественно при этом развиваясь. Здесь режиссер не дает парню выбора.

    Одним кадром Такеши разрушает иллюзию свободного развития, пусть даже и с использованием опыта предыдущих поколений. «Таланту не надо учиться, а вот остальным не помешало бы» — таков вердикт режиссера своему герою. Китано не приемлет чужого удачного опыта, как бы говоря, что это лишь исключения, подтверждающие общие правила. А Матису придется пройти все степени отчуждения, чтобы окончательно прийти к осознанию того, что есть вообще искусство и какую роль уготовила художнику судьба. Китано по-восточному жесток и прагматичен, с холодным интересом ученого-естествоиспытателя погружая своего героя в различные жизненные передряги. Творческая судьба Матиса — судьба идеального неудачника от мира искусства. Или человека, не верящего в свои силы и не знающего цены своему таланту? И что есть вообще талант? Матиса на протяжении всей карьеры ломают все кому не лень. Каждый пытается указать верный путь развития. Художник постепенно все больше теряет себя, подчиняясь силам извне. Теперь он уже бессмысленный подражатель, без особых отличительных черт.

    Китано предельно краток — никто не отберет лавров у былых мастеров, их влияние огромно, но оно должно все меньше и меньше действовать на молодежь. Надо оставить за плечами опыт мэтров, при этом, отдавая должное их таланту и двигаться дальше. Увидеть мир своими глазами, запечатлеть на пленке свои переживания и метания. Пусть и, не достигнув высот художников прошлого. Китано прибегает к метафорам — его творческий союз молодых художников, куда на короткое время вступил и главный герой, напоминает французских молодых, злых и голодных режиссеров «новой волны», которым надоел обветшалый стиль предшественников. Именно в бунте их творчество, пока никто из молодежи не заматерел и не законсервировался. Не всем суждено стать классиками, кто-то сорвется сразу после первого раза.

    Но жизнь идет своим чередом. Матис уже зрелый мастер, продолжающий поиски себя. Его ранние картины висят на выставках и ресторанах. Но художник этого не замечает. В его творчестве наступил период безумия. Картины пишутся в радикальных условиях и еще более радикальными способами. Так поступают многие режиссеры, когда им хочется привлечь внимание к своему творчеству. Их особенность и непохожесть вырываются на свободу огненными птицами, сеющими хаос и неразбериху в головах обывателей. В таких условиях порой рождались бессмертные шедевры кинематографа. Китано видит мир кино в постоянной борьбе, намекая на общую попкорновую направленность современных зрителей и твердолобость некоторых людей, занятых в кинобизнесе.

    Матис сопротивляется, пусть и не совсем осознанно. У него всю жизнь отбирали истинную сущность, и теперь она рвется на бумагу своеобразными способами. Вся дорога полна страданий и потерями дорогих людей. Но художник, настоящий художник, непотопляем и несгибаем. Он идет вперед к тому результату, который ему нужен, не обращая внимания на остальных. И возможно потом, при прошествии времени, его картины станут бесценными. Может потом найдутся ценители непонятого сейчас таланта.

    Китано срывает маску, которую он носил очень долгое время. Пред нами возникает грустный клоун, под красиво-печальную музыку разрушающий бытующее мнение о себе и своем творчестве. Человек меняется на протяжении жизни. Меняются и его средства самовыражения. Если в 90-х режиссер зарекомендовал себя как автор жестоких и бескомпромиссных гангстерских боевиков, то Китано 2000-х совсем другой. Рассыпавшийся буквально на глазах и возродившийся, как птица-феникс в совершенно неожиданной ипостаси. Китано догнал свою черепаху. Его уравнение пришло в норму и получило доказательство. Как и его место в истории кинематографа. Японцу далеко до прославленных режиссеров, но и на своем месте ему комфортно.

    11 октября 2009 | 05:21

    От нового фильма Китано получаешь удовольствие, достаточно необъяснимое, если принимать его трагикомедию в рамках темы неудачливого художника, которую развивали и, понятно, будут и будут развивать в искусстве, но большей частью доводя до истерических ноток «художник обязан быть голым, голодным, убогим безумцем» или с поворотом: не признан — не художник.

    С радости я решила освежить свои излюбленные вопросы элеатского толка. Речь об апории Зенона, третье тысячелетие пошло, как её мусолят, пытаясь достичь убедительного опровержения софистики. (Физики, в том числе и не классически архимедовские добрались, добавили к задаче вторых черепах и вторых Ахиллесов, но с упоением продолжают устанавливать истину.)

    В этом обращении, думаю, был смысл, но не столько как бы разгадать картину Китано, сколько пойти у него на поводу к глубоко субъективной сумме мыслей и чувств.

    В первую очередь, речь о том, искусство — фикция (читай софистика кураторов) или всё же нет, есть в нём неоспоримые каноны, чья слава вневременна не в силу стечения благоприятных обстоятельств, приподнявших творчество автора до обозримых высот всего мира. Поскольку Такеши не раз признавался, что стал бы математиком, и до сих пор популяризирует математику на ТВ, то вряд ли он ограничился, рисуя сценарий и картины к «Ахиллесу и черепахе», одним лишь импульсом закольцевать сюжет красивой затруднительной метафорой, демонстрируя всей жизнью главного героя Матиссу — как Ахиллес в реальности догоняет черепаху.

    Так вот в серии н-п статей, пытающихся обобщить опровержения зеноновской апории, есть ряд моментов, позволяющих открыть фильм Китано, с такой доброй насмешкой и трюкачеством пародирующим всю историю мирового искусства, продаваемого лотами с аукционов через посредников коллекционерам, дельцам, музеям, галереям, тем, кто может купить априорно вдруг признанный лакомый кусочек вне времени. Открыть неожиданного Китано, который не склонен раздавать в кино окончательные ответы, пока его снимает, наверное.

    Ну нет, Китано не философствует, выдавая свою систему ценностей, софистика с её парадоксами — этими двумя непременно симметричными истинами, одна из которых подчиняется одним правилам, другая — другим, куда полнокровнее. Для Китано, кажется, первые анимационные кадры важны как способ придать апории достаточную улыбчивую невесомость, как и всему остальную действу. И дальше поехали — последовательная череда дней детства, отрочества, поисков, созревания художника Матиссу. С одной стороны, Китано растягивает на всю эту эпопею упрямства Матиссу дилемму — а был ли он гением, если его признали таковым лишь мальчиком, когда он здорово, неподражаемо (что, безусловно, важно в контексте фильма) рисовал кур, пребывая в сладостном неведении, отчего ему выпал шанс родиться в оранжерее своего отца — состоятельного человека. Родись он сразу же в том курятнике, где снова он рисует кур, пока что еще мальчиком, но за плечами которого разорение родителей, грубость чужих людей и глуповатых родственничков, уехавшая черт знает куда любимая мама, которая вернется только, чтобы отлежать в доме положенный срок прощания до могилы, стал ли бы он столь же настойчиво торить пути в искусстве, не бросил бы он это недоходное в современном социуме занятие?

    Сам Китано родом из рабочей, мягко говоря, не эстетской семьи, не бросил. Но ответ ли это в фильме? Пожалуй, нет. Потому как начинается он с апории, которую опровергнуть может лишь реальный факт: Ахиллес догоняет черепаху, потому что не может не догнать. Зачем только он за ней бежит?

    Апория Зенона — о процессе движения, становления. Дискретно движение, делится на моменты? В обычной жизни, как и в кинематографе, мы, обсуждая, изучая чьё-то движение, реставрируя его, всегда считаем его дискретным, но тогда выходит, что Ахиллес никогда не догонит черепаху. Больше того, в таком взгляде на мир, привычном, очевидном, столько же истины, сколько в том, как мы видим, что солнце ходит вокруг Земли. Полагаясь на догму дискретности, математически (я опускаю уверенные формулы специалистов), мы получим доказательство, что предмет в движении в какой-то точке исчезает, в другой появляется и уже другим — к тому ведет дискретность мира.

    Вот малыш Матиссу с картинами, удостоенными восхищения знатока и хмыканья невежи, а вот, получается, другой Матиссу, который просит взаймы у дочки, доросшей до проституции с таким-то нищим папочкой, позорящим её окрест своими с матерью выходками ради искусства.

    Китано, меж тем, заставляется любоваться десятком зрелищных историй (дискретных), этим абсурдом увлечения живописью при отсутствии одобрения со стороны тех, кто её способен продать.

    Ахиллес может догнать черепаху, если дискретность — false. Тогда мир не делим и вне движения, вне времени не существует. Матиссу — гений и бездарность — один и тот же. Тут ход Китано не умозрительный, а парадоксальный и метафорический — когда Матиссу гений, он сам черепаха, пусть медленно, но естественным образом шагающая, когда он — Ахиллес, то вынужден гнаться за черепахами в дискретном мире денег и славы, определяемых подарками судьбы и частными мнениями. В этом дискретном мире, он исчезает и желает проснуться вдруг признанным, вдруг настоящим художником. Но просыпается он у Китано в больничной палате, с одним глазом, стянутый с головы до ног бинтами. Что же дальше-то? А дальше Китано вселенски к добр к Матиссу, он хочет, чтобы зрители увидели суть Матиссу, — и тот с этими бинтами выглядит у него как в коконе. (Хм, и не случайно его имя созвучно Матиссу, добившемуся всего-всего при жизни. Всего ли? — вопрос Китано к самому себе.)

    И-или это сам Китано, Ахиллес и черепаха в одном лице, с одним взглядом из себя самого, играющий придуманного взрослого Матиссу, и он говорит: Ахиллес догнал черепаху, — в тот момент, когда на его доведенный до вздорной милой нелепости объект искусства находится покупатель.

    Парадокс? Покупатель, зритель всё же нужен? Ну, хотя бы один?

    В середине фильма Китано, повествуя о своем персонаже, замечает, что тот женился, потому что жена его понимала, с ней было удобно. Понимала по ходу перепитий означает, несомненно, любила. Любить — такой же естественный процесс как искусство, которое ничего не значит, когда его никто не любит. Но Матиссу любят, и он выбывает в заключительных кадрах из дискретной реальности.

    Китано, задав апорией импульс движения, любуется его причудами, смеется над остановками (когда Матиссу выдает куратору-резонёру очередную работу, перепробуя себя в уже успешных манерах других художников), и не прерывает процесса окончательными суждениями.

    Наконец, я дохожу до эйфории, сама картина «О Матиссу» и картины, которые нарисовал Китано специально к «Ахиллесу и черепахе», — апория Китано.

    Буду смотреть не раз.

    19 апреля 2009 | 13:03

    Название фильма «Ахиллес и черепаха» сбивает, как мне кажется, зрителя с толку и не выдает всей серьезности и глубины этого кино. Фильм об одержимом человеке, художнике, который не был талантлив, но всю жизнь рисовал и пытался день за днем, год за годом создать что-то талантливое. И в поисках шедевра он забыл про все остальное.

    А вокруг протекала жизнь и протекала мимо. Жизнь, как у большинства людей — с радостями простого человека, любящего и внимательного отца, заботливого мужа, надежного работника в мелкой конторе. И миллионы людей на земле счастливы в такой своей неоригинальной жизни. Но не все. Герой фильма любил рисовать, это могло быть его хобби, просто хобби. Но он никак не мог, не хотел признаться самому себе, что неталантлив, что он только повторяет чужие идеи, что он не способен нарисовать, создать что-то действительно гениальное. Он рисовал, тратил все деньги на краску, не мог и не хотел остановиться.

    Его жизнь могла бы пройти по-другому. И кто сказал, что быть хорошим отцом, заботливым мужем и рабочим в конторе это недостойно? Вырастить дочь в любви и заботе, не дать ей пойти по неверному пути, любить свою жену как женщину, а не как партнера по очередному бездарному изобразительному проекту, зарабатывать самому деньги на жизнь семье, а не допустить, чтобы твой ребенок зарабатывал их за тебя, учась в школе, — вот главные человеческие достижения. Их никто не отменял.

    Это японская картина, поэтому начало может показаться затянутым, есть опасность задремать, вы даже можете уснуть (если был трудный день), но после — к просмотру обязательно вернитесь! Не пожалеете. Немного скучноватое начало — это как подготовка к дальнейшим захватывающим событиям. Середина фильма местами просто комедийная (иногда сквозь слезы), когда одержимость создать свой шедевр переходит все мыслимые границы. Но конец фильма возвращает нас из комедии назад в драму жизни и заставляет задуматься всерьез обо всем увиденном.

    Прожить достойную жизнь пусть и обычного человека оказывается гораздо трудней, чем создавать достойные произведения искусства.

    9 из 10

    1 апреля 2009 | 02:42

    Этот фильм, как и многие произведения Китано, противоречив и неординарен, более того, «Ахиллес и черепаха» рисковал быть не понятым аудиторией гораздо больше, чем тот же нашумевший «Брат Якудзы». Потому что разум сугубо рационального и размеренного человека просто не сможет понять всех этих извращений и жертв, на которые идёт юный — а потом и пожилой художник и его коллеги ради создания истинного шедевра. Не понять абсурдности и циничности их поступков. Ведь это не нормально для человека, который (а таких большинство) жаждет успеха, карьеры, денег, заботиться о семье и так далее. Фильм покажется вам отвратительным, если вы с самого начала не додумаетесь до того, что при просмотре данного произведения вам стоит смотреть на это глазами художника. Бескорыстного и помешанного на своём деле.

    Тогда вам становятся ясны мотивы тех или иных поступков главного героя. Тогда вам становится жаль, что он сам не знает о своей гениальности, что он идёт к шедевру, создавая их один за одним, но сам того не знает.

    Финал подчёркивает абсурдность картины. Всё гениальное — просто, самое дорогое произведение главного героя было самым простым. Просто его заметил нужный человек. Пытается ли этим сказать Китано, что игра не стояла свеч? Нет, вряд ли. Увиденное было слишком гениальным, что бы так это обесценить.

    9 из 10

    31 декабря 2011 | 17:14

    «Ахиллес и черепаха» — заключительная часть своеобразной трилогии(первые два фильма — «Такешиз» и «Банзай, режиссёр!»). Но в отличие от первых двух картин, в которых Такеси в определенной мере анализировал сам себя, свою фильмографию, успехи и неудачи, в «Ахиллесе…» под увеличительным стеклом режиссера оказывается самостоятельный персонаж: художник Матису, никак с Китано не перекликающийся. Это грустная, но ироничная история о талантливой бездарности. Родившись в семье коллекционера и мецената, Курамоти(тот еще ценитель живописи надо признать), Матису был обречен стать художником, ибо это была заветная мечта его отца. Да и все складно получалось: сам мальчик всерьез увлекся живописью, подавал надежды, но судьба уготовила Матису совсем нелегкие испытания. Сначала неожиданно разорился отец, и с горя покончил собой. Матису с матерью оказываются выброшенными на улицу. Вскоре мальчик теряет и мать, и попадает в новую семью. Приемные родители — брат отца и его жена, обычные крестьяне, люди очень далекие от искусства, ни в коей мери не поощряют увлечения мальчика. Но, несмотря на все преграды, Матису продолжает идти к своей цели и, не имея возможности обучатся живописи, сам постигает все тонкости ремесла художника.

    Прошли годы, Матису вырос, стал юношей, но ни капли не изменился. Он все так же мечтает быть художником и идет к заветной своей цели. Устраивается на работу, ради возможности оплачивать учебу и покупать краски и все время рисует. Пытаясь продать одну из своих картин, Матису встречает галерейщика, эта встреча в корне меняет жизнь юного художника. Сбивая цену на картину, галерейщик убеждает юношу в том, что его мазня людям не интересна, и рассказывает про новые веяния в искусстве. Молодой художник принимает слова галерейщика за чистую монету и именно в этот момент талантливый непризнанный живописец Матису, превращается в заурядного коньюктурщика. В погоне за модными течениями в искусстве, юноша рисует не то что хочет, а то что «требует время», но никак не может за этим временем угнаться. Подобно Ахиллесу из апорий древнегреческого философа Зенона, которому не суждено догнать черепаху.

    Уже старик Матису, все так же идет, к своей цели, но тщетно — у него ничего не получается. Его семейная жизнь рушится, годы уходят, и нет даже намека на признание.

    На мой взгляд, Китано в этом фильме нам показывает, что не достаточно просто идти к своей цели, важно еще и выбрать правильный путь к ней. Жизнь давала Матису подсказки и в юношестве, когда он увидел в галерее свои детские картины, выставленные под чужим именем, и в старости, когда он увидел свою юношескую картину(первую картину на продажу), в весьма не дешевом ресторане. Но Матису не понял этих подсказок или не захотел их понять. Ступив на путь погони за эфемерной модой, он не создал ничего своего, а копируя других нельзя стать первым.

    Мне кажется, Такэси Китано в фильме «Ахиллес и черепаха», как и Тим Бертон в фильме «Эд Вуд» учат нас не слепо идти к своей цели, а идти с открытыми глазами, смотреть в будущее, оглядываясь и на прошлое, смотреть на других, но идти своим путем, делать правильный выбор и только так и ни как иначе можно добиться желаемого.

    10 из 10

    14 марта 2012 | 17:54

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>