всё о любом фильме:

Утомленные солнцем

год
страна
слоган«A moving and poignant story set against the corrupt politics of the Stalinist era»
режиссерНикита Михалков
сценарийРустам Ибрагимбеков, Никита Михалков
продюсерНиколь Канн, Никита Михалков, Жан-Луи Пьел, ...
операторВилен Калюта
композиторЭдуард Артемьев, Дмитрий Атовмян
художникВладимир Аронин, Александр Самулекин, Наталья Иванова
монтажЭнцо Меникони
жанр драма, военный, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
$160 000
зрители
Аргентина  1 000 млн,    Франция  529.8 тыс.,    США  529.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время151 мин. / 02:31
Солнечный летний день 1936 года. Молодая страна, полная энтузиазма, празднует 4-ю годовщину сталинского дирижаблестроения. Легендарный комдив Котов и его большая шумная семья отдыхают на даче. В старом доме собралась тьма народу: жена-красавица, непоседа-дочь, тесть — известный русский дирижер, родственники и друзья, домработницы и соседи.

Веселье бьет через край, и мысль, что что-то в жизни может измениться, покажется всем абсурдом. Они все будут счастливы вечно! И никто, даже мудрый Котов, не хочет верить в неизбежное. В то, что этот солнечный день кончится — и не повторится уже никогда.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
79%
11 + 3 = 14
7.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • По телевидению фильм был впервые показан 21 октября 1995 года — в 50-летний юбилей Никиты Михалкова.
    • Во время съемок «Утомленных солнцем» Наде Михалковой было всего 7 лет. Она очень ответственно относилась к работе. Когда шла начальная сцена, где вся семья парится в бане, Надя до последнего скрывала, что ей очень жарко (так волновалась, что ее не будут снимать). И только после слов «Снято!» маленькая девочка не выдержала и упала в обморок.
    • Съемки «Утомленных солнцем» затянулись. Уже наступила осень, а по сюжету действие происходит жарким летним днем. Чтобы выйти из положения, Михалкову пришлось заказать тысячи искусственных ярко-зеленых листьев, которые были тщательным образом прикреплены к уже оголившимся ветвям деревьев.
    • Узнав о съемках картины «Утомленные солнцем», Ингеборга Дапкунайте сама нашла Михалкова и предложила себя на роль Маруси. Тогда режиссер даже не подозревал о существовании такой актрисы, более того, он уже наметил на роль Елену Яковлеву. Решающей оказалась улыбка Дапкунайте: увидев ее, Михалков уже не сомневался, кто будет сниматься в его картине.
    • Песня «Утомлённое солнце», исполняемая П. Михайловым в фильме, действие которого происходит в 1936 году, была записана певцом в 1937-м. Текст отличался от звучащего в фильме.
    • Исполнитель роли сотрудника НКВД Владимир Рябов в реальной жизни является уголовником-рецидивистом. В 2004 году его приговорили к 21 году в колонии строгого режима за убийство. В следующих частях фильма его роль исполнил Сергей Бачурский.
    • Дача, где проходили съемки, принадлежала экс-мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову. И даже большая часть предметов интерьера — собственность хозяина дома.
    • еще 4 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Судя по первой реакции американских комментаторов, мало кто из них ожидал, что «Оскар» за 1994 год среди иноязычных кинопроизведений достанется российскому фильму «Утомлённые солнцем». Но справедливости ради надо заметить, что он сносно для европейской картины прошёл в прокате США ($2,6 млн.), хотя, например, другой оскаровский лауреат «Индокитай», обыгравший в 1992 году михалковскую «Ургу», собрал в два с лишним раза больше. Многих также занимал вопрос о воздаянии Никите Михалкову по заслугам после того, как он был якобы намеренно обижен во время раздачи наград на Каннском фестивале, когда «Золотая пальмовая ветвь» уплыла к «американскому кинобастарду» Квентину Тарантино, который в «Криминальном чтиве» разделался со всеми традициями и канонами, став несомненной альтернативой всем, кто тяготеет к духовности и проповедничеству в кино. Теперь с дистанции времени можно убедиться, что Американская киноакадемия, наверно, в меньшей степени помышляла о тайной дипломатии или о наибольшем соответствии «Утомлённых солнцем» из всех номинантов голливудскому Большому Стилю. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 810 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм рассчитан на думающих людей, людей, знающих историю, людей, любящих театр. Фильм тяжелый, сложный. Фактически камерное действие, происходящее большей частью на одной и той же даче. Цирк, балаган, неугомонные танцы и кривляние в исполнении главных героев, Котова и офицера НКВД — это веселая маска и игра, скрывающая мрак и неминуемое несчастье. И на карту в этой игре поставлена судьба целой семьи легендарного комдива Котова, а бесцеремонно дирижирует всем этим играющим оркестром неподражаемый товарищ Митя, обиженный и угнетенный, но жаждущий реванша и мести.

    Мне до сих пор не понятно, какое отношение к этому фильму имеет Франция. Актеры, обстановка, финансы? Что же? Ну а роль Никиты Сергеевича в создании «утомленных» как-то сложно и изобразить-то словами. По сути и швец, и кузнец, и на дуде игрец. Но не стоит думать, что это укор в его адрес. И режиссера, и его игра и его чадо, миленькая Надя — все достойно самой высокой оценки, и «Оскар» тому подтверждение. Это тот фильм, где стоит внимательно следить за каждым жестом как актеров, так и режиссера. Здесь нет ничего лишнего и случайного. Каждая мелочь раскрывает этот фильм еще больше, чем незримо видимые факты.

    Олег Меньшиков. Он здесь царит и он повсюду. Он неподражаем. Сравниваться с его игрой может лишь игра Безрукова, которого в этом фильме он весьма и весьма напоминает (времен «бригадности»). Такой яркости в игре актера встретить большая удача и то, что вытворяет за все 2,5 часа Олег Меньшиков кроме как продолжительных оваций и вызвать-то не может. Михалков тоже хорош. Но у него иная стихия, стихия показать несгибаемого мудрого легендарного Котова, портретами которого усеяны стены все страны. И ему это весьма эффектно удается. Надя Михалкова — это лучик солнца, пронизывающий эту грозную тучу борьбы любимого папы и увеселительного дяди Митяя. Но даже детскому сердечку не удастся растопить холодное сердце советской системы.

    Главная цель фильма — показать всемогучесть и вседозволенность цепких рук советской системы, решающей за Господа Бога судьбы своих же людей. Подано это ненавязчиво, но весьма массивно и глубинно. Через мелкие диалоги, плакаты на дирижаблях, слезы Котова… Наверняка, благодаря грамотному очернению советской власти, фильм и завоевал-то столько западных наград. Учитывая любовь к переписыванию истории западных «друзей» не сложно догадаться, что этот фильм пришелся им по вкусу. Но не стоит также и быть категоричным к симпатии к советской власти. Подобные случаи имели место быть и далеко не в разовых количествах. И это тоже нужно знать.

    Спустя 15 лет, с целью собрать немалую кассу Никита Сергеевич создаст продолжение этой истории. Хотя история-то давно закончилось. И персонаж Меньшикова закончил свою жизнь суицидом (в стиле юной Маруси), и Котова, как и его супругу расстреляли, и сюжет исчерпан, однако как же приятно воскресать умерших. Но все это чуть позже. А пока… слезы изуродованного Котова, наконец понявшего, что он обречен, бегущая навстречу своему горю маленькая Надя и задумчивый Митя, отошедший в мир иной.

    8 из 10

    12 июня 2014 | 12:36

    Так уж получилось, что к этому фильму я пришла после просмотра его продолжения.

    Как оказалось, два фильма — две большие разницы. Первый фильм, в отличие от второго- это запоминающаяся картина с хорошо продуманным сюжетом и талантливыми актерами. Конечно, местами чувствуется традиционный пафос Михалкова — куда же без него. Но по сравнению с «Предстоянием», можно смело сказать, что его здесь практически нет. Тут по этому поводу у меня претензии отсутствуют.

    Изюминка в сюжетной линии в том, что выбрано достаточно удачное время действия. С одной стороны, еще свежи воспоминания о революции и гражданской войне, с другой — на носу сталинские репрессии. Здесь интересное для себя найдут и те, кто больше симпатизирует «белым», и те, кому нравятся советские устои. Я думаю, в этом и заключена притягательность.

    Это чувство дополняют и актеры. Больше всех выделиться и проявить себя здесь смог, безусловно, Олег Меньшиков. Так сыграть такого сложного и разностороннего персонажа- это большой талант. Еще упомяну Надежду Михалкову, тогда еще совсем маленькую девочку. Ее детская непосредственность сыграла свое дело, и как следствие она очень ярко запоминается зрителям. Жаль, что с годами это ушло, и в результате в «Предстоянии» ждать от Надежды нечего.

    В общем, фильм сделан хорошо и достаточно качественно. Еще хорошая для Михалкова режиссура, хороший сюжет и хорошие актеры, которые сыграли, как надо. А что еще нужно?

    8 из 10

    19 июля 2010 | 19:45

    Люблю фильмы с историческим отпечатком, когда можно уловить аромат эпохи и проживать жизнь там.. ..

    Напряжение от предчувствий, сменяющееся расслаблением от созерцания теплых пейзажей, уютной обстановки не давало повода заскучать, а радоваться и переживать и убеждаться в том, что справедливость может восторжествовать.

    Игра актеров безупречна, особенно порадовали хорошо продуманные диалоги с тонкой иронией и непосредственностью. Маленькая Надя заслуживает отдельной похвалы, как правило игра маленьких детей является особенно ярким пятном, в случае с Михалковой-младшей это радуга.

    Киноистория Михалкова стоит внимания зрителей, не только из-за Оскара, но и как оружие против бесчеловечности и неосознанности.

    15 ноября 2009 | 04:51

    Набившая оскомину, совершенно не интересная мне, и отчего-то безмерно любая российским кинематографистам тема сталинизма здесь — не более, чем ландшафт. Согласитесь, что сюжет «Гамлета» не слишком привязан именно к Дании — вот так и здесь. Фильм не о 30-х годах в Советской России, а об ужасах любви и о столкновении всей мощи ярости, опьянения внезапной властью и уверенности в своей правоте с горечью и азартным желанием разрушить до конца не только свою жизнь, но и жизни тех, кто поспособствовал такому её завершению.

    Я долго не могла привыкнуть к главной героине в исполнении Ингеборги Дапкунайте, а сейчас считаю, что её прибалтийская примороженность пришлась очень кстати: хорошо изображён человек, пытавшийся покончить с собой и не доведший дело до конца не потому, что передумал, а потому, что смерть и не-жизнь вокруг мало отличаются, а для организации последней не нужно совершать дополнительных движений.

    Меньшиков-Митя — это то, что Меньшиков пытается играть во всех остальных фильмах, по жанру отличных от водевиля, только в них этот надрыв неуместен.

    Это история человека, которому нечего терять, и Меньшикову очень удались эти отблески сожжённых мостов в глазах и «целая выгребная яма отвратительных гниющих чудовищ под прикрытием медленной мальчишеской улыбки» — это из другой оперы, но лучше мне не сказать.

    Есть целые куски в фильме, оставившие меня равнодушной или даже раздражающие, но есть моменты, слепок которых память делала мгновенно.

    6 сентября 2009 | 14:34

    Я давно слышал об этом фильме. Помню как то раз включил радио, а там было обсуждение наших отечественных самых известных фильмов. И вот когда дело зашло об «Утомленных солнцем», позвонила женщина преклонного возраста и в прямом эфире назвала его… Ну скажем чрезмерно эротичным. Сразу начались споры и я понял, что фильм стоит посмотреть.

    И вот вчера, сидя возле монитора компьютера, осознал, что потратил время не зря. Фильм повествует о тяжелых 30-х годах. О периоде сталинской репрессии.

    Начало фильма обнадеживает и пока не понятно, почему же все-таки это драма, ведь мы видим семейную идиллию, счастье, любовь, радость, смех. Казалось бы ничего не предвещает бури.

    Но все меняется когда приезжает человек, который кстати легко мог бы быть на месте хозяина дома. Приезжает, чтобы отомстить за исковерканную жизнь. И ведь ему не важно, что отомстив, он навеки заберет радость и смех из этого дома. Лишь бы отведать сладость мести. Но нельзя его судить, просто не каждый может найти в себе силы простить и тем более когда разумом руководит память об неудавшемся семейном счастье. Да, он смог отомстить, но при этом не смог жить и сам. Что видим в итоге?

    Но нет. Всего этого могло бы и не быть, живи герои фильма в другие времена. Период после Октябрьской революции — один из страшнейших в истории Отечества.

    Даже жизнь «тише воды, ниже травы» не могла уберечь человека от беды. Малейший слушок, где-то случайно не то пророненное слово и жизнь никогда уже не станет как прежде. Все находилось под глубоким контролем и под бдительным оком государства, которое не особо разбиралось делал ли ты что незаконное или нет, оно могло само заставить тебя признаться в том чего ты не делал никогда. Достаточно было иметь недоброжелателей ил дерзкий характер. Как видим по фильму, даже былые заслуги превращаются в прах, если ты имеешь упрямого и умного врага.

    Фильм замечательный, всем кто не смотрел, настоятельно советую. И главное, что он повествует о правде той жизни. Так действительно было…

    12 марта 2010 | 23:41

    Меня обычно бесит Михалков, но это действительно хороший фильм. Глубокая идея, сюжет не разжеван и с намеками, чтобы самому догадываться.

    Понравился образ шаровой молнии: появляется внезапно, непредсказуема, вестник беды, кого спалит, кого обойдет.

    Персонажи полностью характерные: от напыщенных бабуль до быдло-НКВДшников.

    Не буду говорить про идею фильма, отмечу яркие моменты, которые особо зацепили.

    Митяй объявляется экстравагантно и ведет себя как манерный пижон, а по ходу понимаешь, что от этого человека осталась только оболочка, а внутри только зло и боль. Он предал себя полностью, и предательство родного дома стало последней каплей — у него вообще ничего не осталось. Сильный момент, когда Митяй рассказал, что хозяин дома бредил перед кончиной про поезда с гусями, а потом когда Котов в машине запугивает, что позвонит Сталину, Митяй говорит: «Поезда с гусями…» Апогей: Митяй хочет закурить, но отдает честь плакату со Сталиным.

    Котов могущественный, властный, жесткий человек. Он не свой в творческой интеллигентной семье Маруси, но ему там хорошо с ней и Надей. Момент понравился, когда Котова раздражают пляски кан-кан под пианино и он говорит, что не говорит по-французски. Сильнейший диалог, когда Котов раскрывает, кто такой Митяй. «Это кто ж тебя заставил, ангел ты мой?», «тебя пошло купили за франки» — кто он это говорит!

    НКВДшники, которые жрали «еду» тоже впечатлили.

    Не топовый фильм для меня, но очень хороший.

    30 октября 2013 | 00:50

    Когда началось активное обсуждение в СМИ фильма «Утомлённые солнцем 2. Предстояние» Никиты Михалкова, мне захотелось посмотреть этот фильм. Но для того, чтобы лучше понять вторую часть «Утомлённых солнцем», я решил посмотреть первую. Тем более, как гласило описание к фильму, его действие происходит в 1936 году, а мне нравится кино с историческим подтекстом. В итоге, после просмотра, данный фильм произвёл на меня очень хорошее впечатление. Впрочем, обо всём по порядку…

    Сюжет фильма интересен, но, на мой взгляд, слегка растянут. За 2,5 часа «Утомлённых солнцем» нам показывается не так уж и много действий. Поэтому после просмотра примерно половины фильма, «Утомлённые солнцем» начинают слегка утомлять.

    Большая часть фильма происходит на даче у Котова… Безусловно, сначала на это не обращаешь внимание, но после просмотра большей части фильма это начинает немного надоедать. Ряд сцен либо чересчур растянуты (например, сказка, которую Митя рассказывал Наде), либо не несут серьёзной смысловой нагрузки (например, сцена, где бабушки выбрасывают в воду лекарства Моховой).

    Игра актёров в фильме великолепная! Все актёры «Утомлённых солнцем» сыграли потрясающе. Особо хочется отметить Олега Меньшикова — он сыграл на 11 баллов из 10! Надя Михалкова также сыграла очень хорошо! Несмотря на юный возраст, её актёрская игра производит очень приятное впечатление во всех аспектах — то, как она передаёт нам юмор, радость, любовь к своему отцу не может не вызывать восхищения!

    В фильме много раз звучит очень красивая песня, исполняемая П. Михайловым — «Утомлённое солнце». Правда, слова песни, звучащие в фильме несколько отличаются от оригинала. Да и сама песня была записана в 1937 году, а действие фильма происходит в 1936…

    Но, несмотря на все недостатки, «Утомленные солнцем» — очень хороший фильм с потрясающей игрой актёров, замечательной музыкой и довольно интересным сюжетом, в рамках которого нам показываются непростые взаимоотношения людей, прежде всего, между Котовым и Митей.

    8 из 10

    13 июля 2010 | 00:07

    На самом деле очень трудно писать про это кино. Он тяжёлый и слишком много затрагивает и поднимает. Ворох мыслей. Вычленить что-то связное практически невозможно, получаются одни эмоции.

    Попробовать стоит.

    Каждый посмотревший данный фильм воспримет его по-своему. Кто-то напишет, что фильм о любви, кто-то напишет, что фильм о страшных сталинских временах, кто-то напишет, что перед нами конфликт старого царского времени и советской системы…

    И все они будут кое в чём и правы. Только на самом деле «Утомлённые солнцем» о страшной перемене в человеческой судьбе.

    Да, так было на самом деле. Была царская Россия, революция Октябрьская, Гражданская война, белые и красные, предательства, метания, расстрелы, виват Сталин, репрессии — всё это нам известно, обо всё мы знаем из учебников истории. Знаем также, что ничем хорошим это не закончилось… Мы можем судить с высоты с наших знаний. Только это неважно. Это нам не поможет.

    Никите Михалкову удалось снять такой фильм, который выводит понимание истории на уровень, больший чем просто «кино на тему сталинских репрессии и пр».

    Мы видим прекрасную, солнечную и радостную жизнь семьи Котова на подмосковной даче. Шумная и суетливая жизнь в зелени, утопающей в летнем солнце… Очаровательная дочка (великолепная игра Надежды Михалковой), заботливый отец, красавица — жена — идиллия.

    Неожиданно появляется Митя, друг семьи, бывшая большая любовь. Начинаешь уже понимать, что на самом деле всё не так радужно, и Митя-то приезжает не просто на речке покупаться, поиграть на пианино (Михалкову особенно удалось передать контраст «зелено-солнечной» жизни и тёмной, мрачной Москвы, мира Мити). После рассказанной им сказочки меняется твоё отношение к герою. Котов переходит в разряд неприятных персонажей, Митю начинаешь жалеть и думать «ах, бедный мальчик, лишённый друзей и возлюбленной». Какой обаман! Ладно, Котов действительно не такой уж и симпатичный персонаж, но Митя — то на самом деле не мальчик-зайчик (возможно, он им и был, но это Ятим, который выше), а агент НКВД. Он прекрасно знает и понимает цель своей поездки (раньше-то повода не было заехать), и также прекрасно играет, шутит и поёт в гостях.

    Страшно, что страдают невиновные люди, страшно за дочь и за жену. Но, как говорится в одном романе, «тот кто любит должен разделять участь того, кого он любит» (спасибо А. В.). Безумно жалко всех тех людей… :"

    Страшно видеть как система превращает людей в сволочей (или нет, но они тогда слишком быстро оказываются на кладбище), как она манипулирует, мы видим, что движущим механизмом является страх. И эти люди потом врываются в мирную и тихую жизнь, как шаровая молния, и всё разрушают…

    Спасибо Михалкову, что он смог снять такое кино, пробирающие до самых косточек…

    Отдельно еще отмечу изумительную игру Меньшикова, очень сильную сцену с подниманием растяжки-плаката Сталина (вот он, момент торжества), символ — шаровую молнию (оставим трактовку при себе) и прелестных пионеров.

    10 из 10

    13 февраля 2011 | 22:57

    Напомню кратко о произошедших за полгода до премьеры фильма трагических событиях. В октябре 1993 года на глазах у жителей столицы Ельцин из танков расстрелял парламент страны — Верховный Совет. Завершив в основных чертах свою борьбу с коммунистами и добившись таким образом принятия новой, написанной непонятно кем, Конституции.

    Эта оскароносная работа главного лжеца и русофоба России по объему и концентрации негатива превосходит, пожалуй, все антисталинские художественные ленты. Фамилия опального генерала почти один в один совпадает с фамилией предателя из мини-сериала Противостояние. Слабо верится в простое совпадение. Цинизм Михалкова потрясает. Но и без имен понятно, кого имел в виду режиссер — репрессированных и расстрелянных военных деятелей 30-х.

    Лично мне ясно, что эти люди заслужили высшую кару — всем известно, что Тухачевский готовил вооруженный переворот в стране. А что случилось бы в таком случае во время войны, доходчиво объясняет философ Александр Зиновьев — такие, как Тухачевский, Блюхер стали бы главными полицаями страны, облегчив задачу гитлеровцев по сокращению населения России до 10 миллионов. Они честно занимались бы освобождением для врагов жизненного пространства. Уверен, что исторический обман заметен не только мне. Всякий нормальный человек, желающий знать правду о нашем коммунистическом прошлом, о той эпохе скорее прочитает Золотого теленка Ильфа и Петрова.

    1 из 10

    27 мая 2014 | 02:59

    Появление на широких экранах фильма «Утомленные солнцем 2» вызвало массовое обсуждение личности Никиты Михалкова. Откровенно низкое качество данной поделки на фоне гигантского бюджета и невероятной претенциозности, сформировало в обществе устойчивое мнение о бездарности Михалкова. Увы, но уже выросло целое поколение, считающее фильмы этого человека априорно плохими, не знающее, что когда-то Никита Сергеевич Михалков снимал действительно хорошее кино, оценивать которое нужно максимально абстрагировавшись от нынешнего его творчества и спорной общественной деятельности.

    «Утомленные солнцем», в первую очередь, фильм о людях внутри страны, а уж потом о стране в целом. Судьбы двух человек — комдива Котова и работника НКВД Митяя — исковерканные авторитаризмом, каждая по-своему. Котова можно считать истинным коммунистом, до последнего верящим в Сталинский режим. При этом Котов выглядит далеким от политических игр, он предпочитает отдыхать на даче в компании интеллигентных родственников супруги Маруси. В противопоставление ему ставится образ Дмитрия, бывшего белогвардейца, завербованного в НКВД. Его политические игры не несут под собой идеологической почвы — как капризный ребенок, он переполнен жаждой мести и тоской по былому времени, в котором он был другом семьи и женихом Маруси. В один солнечный летний день Дмитрий возвращается в некогда родной дом, но не ради воспоминаний, а по поручению комиссариата.

    Так уж выстроен фильм, что дать однозначную оценку героям сходу не получается. Дмитрий с одной стороны выглядит человеком, истоптанным жизнью. Именно Котова он винит в том, что его завербовали, тогда как отказаться было равносильно подписанию смертного приговора. Но в то же время, он не испытывает дискомфорта, уверенно чувствуя себя в шкуре комиссара. Комдив же изначально предстает перед зрителем неотесанным коммунистом, выглядящим чем-то инородным в интеллигентном доме семьи Маруси. Лишь со временем становится ясно, что это человек чести, готовый отдать жизнь за семью и родину, но, в то же время, жаждущий спокойствия.

    Ностальгия Митяя в чём-то схожа с тоской обреченного Котова — они оба стремятся к постоянству. Комдив упрекает старых интеллигентов в их бездействии во время гражданской войны, в их неспособности предложить что-то новое, в желании, чтобы все было «по-старому». Но в то же время и он боится перемен, зная, что они не сулят ничего хорошего.

    Разумеется, помимо личностной драмы, Михалков не обошел в этой ленте тематику Сталинских репрессий в целом. Это и немудрено, ведь снимался фильм в начале 90х, на волне эйфории от развала СССР. В фильме нет ни одного реального исторического лица, но образ Сталина постоянно появляется на экранах в виде портретов, фотографий и лозунгов. Несмотря на огромный авторитет, Котов бессилен перед кровавым террором. Тем самым Михалков подчеркивает — в тоталитарном режиме нет неприкосновенных людей. Так и выходит, что честный и преданный Сталину Котов оказывается под прицелом НКВД, а перебежчик-белогвардеец без толики убеждений в этой структуре делает карьеру. До самого конца комдив сохраняет спокойствие и офицерскую гордость, хотя и знает, что этот солнечный день может стать последним днем счастливой жизни.

    Не обошелся Михалков без перегибов уже и в тот период своего творчества. Сцена учений по гражданской обороне до неприличия утрирована и напоминает цирковое шоу. Маловероятно, что подобное могло происходить в конце 30-х, по крайней мере не в таком виде. Таким образом, Михалков выглядит не лучше режиссеров-пропагандистов Пудовкина и Довженко, выставлявших в своих лентах буржуазию сущими клоунами. Перегнул режиссер и с масштабами деятельности НКВД — все же убивать среди бела дня совершенного неизвестного человека вряд ли стали бы даже в рамках секретной операции.

    Фильм изумительно режиссирован и напоминает театральную дачную пьесу, плавно перетекающую в драму. Актерский состав представляет собой отголоски советской школы. Эгоистичный и едва сдерживающий ненависть Митяй, в исполнении Олега Меньшикова, выглядит даже более ярко, чем мужлан Котов, сыгранный самим Михалковым. Ингеборга Дапкунайте вообще заслуживает отдельной награды за роль Маруси. Без слов, только лишь по её взгляду и жестам, можно понять, что она любит Митяя сильнее, чем своего мужа, и любовь эта не угасла с годами. А уж Тихонов, Казанская и Архипова словно и были рождены в дореволюционной России — потерявшие вкус жизни интеллигенты.

    Фильм полон символизмов и аллегорий. Шаровая молния влетает в дом и приближается к героям по мере роста общего напряжения и улетает прочь после «разрядки». Огромный портрет Сталина, поднимающийся на дирижабле, словно насмешка над главными героями, чья жизнь может лихо поменяться в любую минуту. Метки роста на дверном косяке служат постоянным напоминанием о прошлом Митяя, его принадлежности к этому дому. Тем самым делается акцент на его предательстве, пусть даже и вынужденном. А разбитая бутылка на пляже является символом угрозы — герои не могут быть уверены даже в том, что у них по ногами.

    Вывод: Как бы этого не хотелось, но придется возвращаться к продолжению фильма. Лично для меня история Котова и Митяя закончилась в 1936 году, и продолжение я просто не воспринимаю всерьез. При высоком градусе ненависти к СССР(стране, давшей, между прочим, Никите Михалкову и его отцу дорогу в массы), в «Утомленных солнцем» Михалков не сошел до банального осквернения, а провел тонкий анализ на примере отдельно взятой ситуации. Вторую же часть он снимал с оглядкой на стандарты того самого Голливуда, одарившего его в свое время золотой статуэткой. Одарившего не столько за сам фильм, сколько на волне всё той же эйфории. Да-да, политический фактор всегда нужно учитывать, да и конкуренты у фильма были не ахти какие. Хотя, это уже применение сослагательного наклонения к прошлому, а оно, как ведается, недопустимо. В любом случае, фильм «Утомленные солнцем» является одним из лучших отечественных фильмов конца прошлого века.

    8 из 10

    PS. А какие в фильме изумительные диалоги: -Всеволод, ну что вы молчите? Вы как Швейцария — сытый и бесстрастный.

    20 июня 2011 | 22:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>