всё о любом фильме:

Утомленные солнцем

год
страна
слоган«A moving and poignant story set against the corrupt politics of the Stalinist era»
режиссерНикита Михалков
сценарийРустам Ибрагимбеков, Никита Михалков
продюсерНиколь Канн, Никита Михалков, Жан-Луи Пьел, ...
операторВилен Калюта
композиторЭдуард Артемьев, Дмитрий Атовмян
художникВладимир Аронин, Александр Самулекин, Наталья Иванова
монтажЭнцо Меникони
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
$160 000
зрители
Франция  529.8 тыс.,    США  529.3 тыс.,    Испания  172 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время151 мин. / 02:31
Солнечный летний день 1936 года. Молодая страна, полная энтузиазма, празднует 4-ю годовщину сталинского дирижаблестроения. Легендарный комдив Котов и его большая шумная семья отдыхают на даче. В старом доме собралась тьма народу: жена-красавица, непоседа-дочь, тесть — известный русский дирижер, родственники и друзья, домработницы и соседи.

Веселье бьет через край, и мысль, что что-то в жизни может измениться, покажется всем абсурдом. Они все будут счастливы вечно! И никто, даже мудрый Котов, не хочет верить в неизбежное. В то, что этот солнечный день кончится — и не повторится уже никогда.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
79%
11 + 3 = 14
7.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Дача, где проходили съемки, принадлежала экс-мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову. И даже большая часть предметов интерьера — собственность хозяина дома.
    • По телевидению фильм был впервые показан 21 октября 1995 года — в 50-летний юбилей Никиты Михалкова.
    • Песня «Утомлённое солнце», исполняемая П. Михайловым в фильме, действие которого происходит в 1936 году, была записана певцом в 1937-м. Текст отличался от звучащего в фильме.
    • Узнав о съемках картины «Утомленные солнцем», Ингеборга Дапкунайте сама нашла Михалкова и предложила себя на роль Маруси. Тогда режиссер даже не подозревал о существовании такой актрисы, более того, он уже наметил на роль Елену Яковлеву. Решающей оказалась улыбка Дапкунайте: увидев ее, Михалков уже не сомневался, кто будет сниматься в его картине.
    • Съемки «Утомленных солнцем» затянулись. Уже наступила осень, а по сюжету действие происходит жарким летним днем. Чтобы выйти из положения, Михалкову пришлось заказать тысячи искусственных ярко-зеленых листьев, которые были тщательным образом прикреплены к уже оголившимся ветвям деревьев.
    • Во время съемок «Утомленных солнцем» Наде Михалковой было всего 7 лет. Она очень ответственно относилась к работе. Когда шла начальная сцена, где вся семья парится в бане, Надя до последнего скрывала, что ей очень жарко (так волновалась, что ее не будут снимать). И только после слов «Снято!» маленькая девочка не выдержала и упала в обморок.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Исполнитель роли сотрудника НКВД Владимир Рябов в реальной жизни является уголовником-рецидивистом. В 2004 году его приговорили к 21 году в колонии строгого режима за убийство. В следующих частях фильма его роль исполнил Сергей Бачурский.
    • еще 4 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Судя по первой реакции американских комментаторов, мало кто из них ожидал, что «Оскар» за 1994 год среди иноязычных кинопроизведений достанется российскому фильму «Утомлённые солнцем». Но справедливости ради надо заметить, что он сносно для европейской картины прошёл в прокате США ($2,6 млн.), хотя, например, другой оскаровский лауреат «Индокитай», обыгравший в 1992 году михалковскую «Ургу», собрал в два с лишним раза больше. Многих также занимал вопрос о воздаянии Никите Михалкову по заслугам после того, как он был якобы намеренно обижен во время раздачи наград на Каннском фестивале, когда «Золотая пальмовая ветвь» уплыла к «американскому кинобастарду» Квентину Тарантино, который в «Криминальном чтиве» разделался со всеми традициями и канонами, став несомненной альтернативой всем, кто тяготеет к духовности и проповедничеству в кино. Теперь с дистанции времени можно убедиться, что Американская киноакадемия, наверно, в меньшей степени помышляла о тайной дипломатии или о наибольшем соответствии «Утомлённых солнцем» из всех номинантов голливудскому Большому Стилю. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 804 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Очень напряжённый, тяжёлый фильм, о любви и сломанных судьбах… Действие происходит жарким летним днём на даче, когда, казалось бы в тихой и размеренной жизни её обитателей появляется Митя, вернувшийся погостить спустя много лет… 1936 год, канун сталинских репрессий, время затишья перед бурей, когда только начинаются доносится отголоски начавшегося вскоре самого страшного периода нашей страны. Сюжет повествует о судьбе отдельно взятой «семьи», а точнее о любовном треугольнике, неминуемо ведущем к гибели.. Как точно сняты переживания героев, неразрешимость их ситуации, и как мощно воздействует контраст веселья и ужаса, мучительно продолжающегося на протяжении двух с половиной часов…

    17 января 2012 | 03:18

    Шикарный фильм. Михалков и Меньшиков играют на запредельнм уровне. Главное, чтобы не испортили всё продоолжением. Впрочем, Никита плохо снимать не умеет.

    19 января 2006 | 13:18

    Я смотрел первых «Утомленных» дважды. До и после «Предстояния» вкупе с «Цитаделью». После первого просмотра запомнилось что: мощный фильм с сильными актерами. Второй просмотр дался более критично и вместе с тем объективнее: да, уже фильм 1994 года явил внимательному зрителю те дьявольски живучие зерна, что несколькими годами позже заколосились развесистой ядовитой клюквой; и да — от этого кино не перестало ощущаться как срежиссированное крепкой рукой мастера. У которого — тогда — эпос и лирика не обитали в разных вселенных, но отлично дополняли друг друга. Который хоть и хватал младший командный состав рукой за яйца (на экране), но по крайней мере еще не заезжал в лицо с ноги (в жизни).

    Никита Михалков образца 1994 — мастер эпизода. Его эпизодная нарезка могла принести несколько оскаров, кабы настрогать из «Утомленных» короткометражек. Вот эпизод, открывающий общую драму фильма и личную драму Мити — игра в русскую рулетку. Герой Меньшикова деловито вытаскивает все патроны кроме одного, крутит барабан, соответственно моменту зажмуривается… — но при этом не перестает механически расставлять ударения в речи своего французского домочадца. Что это — равнодушие к собственной жизни или пост-юношеская бравада?

    Или — буянящая в доме Котовых, а затем в квартире у Мити с порезанными венами шаровая молния (почему-то безоговорочно верится, что одна и та же). Или — дирижабль с грозным изображением вождя, увидев которого в чистом поле хочется срочно повиниться либо перекреститься. Или — Митя, в противогазе играющий на фортепиано. Или — сказка про Ятима и Ясум, рассказанная Едан. Или — пионерский отряд имени славного комдива Котова, присягающий своему сюзерену на верность в тот момент, когда Котов росчерком зажатого в жирных прокуренных пальцах пера уже вычеркнут из этой жизни. Или — протяжное «ууу-ууу-ууу…» отца, знающего, что все кончено, и дочери, не подозревающей, насколько конечно и скоротечно все прекрасное в этом мире. Или… этот ряд можно продолжать еще долго.

    Никита Михалков образца 1994 — мастер диалога. Беседы Мити и Маруси, при их внешней сдержанности, таят в себе такую пучину страстей, в которой Марианская впадина покажется сточным желобом. Отношения героев Дапкунайте и Меньшикова — как сжатая пружина, которая в любой момент может распрямиться; словно атомная бомба, что способна дотла испепелить все вокруг, не разбирая, где свои, а где чужие.

    Никита Михалков образца 1994 — мастер сценария. Сценическое время фильма умещается в один день семьи Котовых, последний счастливый день, — и сколько коллизий видимых и, много больше, невидимых сталкиваются в патриархально-степенной атмосфере генеральской дачи. Приезд Мити обставлен умеренно театрально и в меру (для манерного чем старше, тем больше Меньшикова) манерно. Его внезапный визит (он призрак из прошлого — коим в продолжении, по поводу которого у меня не находится цензурных слов, явится сам воскресший из мертвых комдив Котов) нарушает сложившийся в доме нейтралитет. Он как тот реагент, который, брошенный в чистую, на первый взгляд, воду, тотчас же выявляет в ней десятки примесей. Маруся, оказывается, любила и до Котова, да так, что вены резала. Кирик-то не такой уж и маленький человек и собственное мнение смеет иметь. Оказывается, и танцы можно затеять всей усадьбой, не пригласив легендарного комдива, вынужденного обедать в одиночестве.

    Актеры. Ингеборга, она же Маруся. От такой женщины не мудрено потерять голову. Всегда чуть отстраненный «себе на уме» и вместе с тем любящий взгляд; долгие, зовущие, но неуловимо загадочные и свободные интонации; пластика жеста, грация полуоборота; хрупкость, изящество и жесткость характера.

    Митя, aka Меньшиков. Персонаж-загадка. Совестливый чекист — или бессовестный музыкант?

    Котов, иначе Михалков. Краснознаменный Скалозуб по сравнению с доцентом-приживалкой, однако же со стоическим спокойствием встречающий от своего врага весть о крушении всего. И все ж таки в 1994 у Михалкова достало чувства меры, чтобы показать и неизбежный финал — судорожные рыдания казавшегося былинным героя. Котов образца 2009, даром что на 15 лет старше, в аналогичной ситуации просто полоснул бы троих потных от страха опричников своей клешней из ферросплавов, вырвал Митеньке кишки — и был таков.

    Надя, она же Надя, иначе Ядан, или Дочь Великого Режиссера. А вот ее как раз слишком много. Папа снимает дочку. Умиляется. Даже если не по сюжету вовсе. В каком-то смысле, именно Надя — сценарный центр. О ней, а не о Марусе, плачет поверженный исполин Котов, конфеты с которым вскоре окончательно исчезнут из продажи. Наде хорошо с папой, папе хорошо с Надей, и мамы им не очень-то нужно — у них там с Митей какие-то старые терки.

    …А знаете, кто больше всего запомнился в обоих фильмах, кто оба раза сыграл так, что Меньшикову бы лопнуть от зависти, а он все Фандорина корчит? Да Евгений Миронов, кто ж еще! Потому что его секундная улыбка стоит часа манерных страданий Меньшикова. Просто-напросто герой Меньшикова возможен, но так или иначе неприятен, даже в раскаявшемся амплуа. А герой Миронова не только возможен, но необходим, лучезарен и искренен. Не стоит село без праведника, а современный отечественный кинематограф — без Евгения Миронова.

    Итого. Чем Михалков образца 1994 отличается от Михалкова 2009? Окончательной потерей чувства меры, творческого инстинкта и элементарных связей с реальностью. Утомленные солнцем — это театральность без карикатурности, надрыв без хаотично разбросанных внутренностей, драматическая гипербола вместо православного гротеска. УС-2 и УС-3 — это просто кино о том, как Михалков бросает вызов собственной старости, доказывая в первую очередь самому себе, что он все еще о-го-го-альфа-самец, бета-режиссер и гамма-духовный лидер (да-да, именно в такой последовательности). И в этой борьбе, в общем-то, наплевать на искусство, зрителей и хоть сколько-нибудь минимальное правдоподобие великого действа о великом мне.

    13 сентября 2013 | 18:12

    Никита Михалков ныне — персона неоднозначная. В свете последних неудач сложно представить, что когда-то этот кинорежиссер мог снимать действительно хорошее кино. И даже получить за него «Оскар».

    «Мы знакомы. Это было давно. Еще в прошлой жизни»

    «Утомленные солнцем» — это история страны, показанная сквозь призму одной семьи и дома. Середина 30-х годов, легендарный комдив, герой Гражданской войны, ярый коммунист. Его семья, довольно-таки странная, словно из былых времен, где время остановилось в начале ХХ века. Жена благородного происхождения, её многочисленные родственники, разговаривающие о минувшем, поющие отрывки из опер перед завтраком, прислуга и маленькая дочь, которая очень хочет стать пионеркой. Внезапно во всю эту семейную летне-дачную идиллию врывается человек из прошлого — Митя.

    «Я думал, что если для меня жизни нет, то ни для кого её нет. А вы есть, и все у вас как прежде. А меня что, вычеркнули? Ластиком стерли»

    Митя приехал отомстить. За себя, свою разломанную войнами и революциями жизнь, своё собственное унижение и свою несостоявшуюся взаимную любовь с женой комдива, Марусей. У него нет родины, нет семьи, нет дома. У него есть только злость, отчасти на этот дом, отчасти на Котова, отчасти на самого себя. Он оказался выкинутым из жизни. У него отняли все, даже родину. Хотя он сам прекрасно понимает, что он — предатель.

    «Ему было 27 лет. И ему очень хотелось жить»

    Гражданская война в начале века минувшего перевернула нашу страну с ног до головы. 70 лет коммунизма не прошли для нас даром, мы все еще расхлебываем последствия событий 1917-1922 годов. В этой войне не было победивших. Проиграли все. Только одни (белое движение) сразу, а другие после, когда началась чистка рядов партии и армии 1936-1938 годов, вызванная психозом товарища Сталина. Герои революции и Гражданской войны были стерты с лица земли и объявлены врагами народа, им были приписаны обвинения в шпионаже и всякие разности, которых в природе не могло существовать. Их семьи были сосланы в многочисленные лагеря, где многие из них и погибли, так и не дождавшись реабилитации времен оттепели Хрущева. История, показанная в фильме тем и трагична, что в одинаковом положении оказались и те, кто гнал белых с красных земель и те, кого гнали. И в фильме абсурдность и трагизм переплетены весьма удачным образом.

    «А вот интересно, если их попросить, они громче смогут?»

    Борьба старого и нового очень хорошо удалась режиссеру. Горны, пионеры, танки переплетаются здесь со староукладными обычаями в виде горничных, плетеных кресел, игры на фортепиано. Два разных мира. В одном лишний Митя, в другом лишний Котов. Враги народа они оба, каждый по-своему. Будущего ни у кого из действующих персонажей быть не может. Здесь все предельно ясно.

    Очень хорошая работа Михалкова-режиссера. Очень удачно выравнены и показаны интонации интеллигенции и коммунизма, их идеологическое столкновение, их взаимные проблемы и перипетии. Это одна из лучших ролей Олега Меньшикова. Он здесь просто великолепен. Браво! Ингеборга Дапкунайте очень здорово вписалась в роль Маруси, Надя Михалкова тоже очень органично смотрится в своей лучшей, по-видимому, роли. Что касается Никиты Сергеевича-актера, то он, как всегда переигрывает и слишком похож сам на себя, а оттого и слегка утомителен. Стоит отметить, что во многом фильм спасает музыка Эдуарда Артемьева. Это одна из лучших его работ.

    «Как обидно. Как глупо»…

    Весьма жаль, что у фильма есть продолжение, потому как, чем больше раз его смотрю, тем больше убеждаюсь в том, что оно портит и первый фильм тоже. Некоторые вещи просто смешат, потому как всплывает невероятное «Предстояние». «Цитадель», к счастью, я не видела. Я очень сожалею по этому поводу, потому что мне всегда очень нравился первый фильм, но сейчас я стала хуже относиться к нему. Хотя по-прежнему считаю его очень качественным и хорошим. И, безусловно, достойным вашего внимания.

    8 из 10

    Спасибо за внимание!

    9 июля 2011 | 00:24

    Почему-то мне кажется, что если этот фильм сейчас показать в обычной школе, никто ничего просто не поймёт, а дети будут смеяться, скучать, пялиться в навороченные мобильники, дёргать друг друга, корчить рожи, выходить из кабинета и так далее. Не знаю, почему приходят в голову такие мысли. Так же и мы себя вели в школе лет пять назад, когда нам показывали культовый фильм «Игла». Ну неинтересно молодому поколению слишком углубляться в важные вопросы, предоставляемые нам данными творениями. Так же и этот фильм не для всех, ведь чем дальше мы по времени отходим от войны, от сталинских репрессий, от двадцатого века, тем больше мы становимся безразличны к чему-либо из прошлого. Хотя я буду очень рад ошибаться. Может, мои сверстники вовсе не глупы, как я смею думать.

    «Утомлённые солнцем» (и именно первый фильм, а не два несуразных его продолжения) является одним из предметов гордости отечественного кинематографа. На вид картина местами скучная, местами жутко вызывающая сонливость, и вообще в ней много непонятного, пойду-ка я на супергероев посмотрю. Но хочется верить, что если кто-нибудь из молодёжи заинтересуется сюжетом, попытается постичь весь смысл показанной драмы, разглядит за действиями героев нечто личное для режиссёра и даже для страны, то останется доволен, может даже немного шокирован. Лично я, наблюдая за развитием событий, за последовательностью и построением сцен, за всей разворачивающейся историей, заметил множество поднятых тем, но поднятых не так, чтобы обсуждаться мировыми политиками, а так, чтобы сам человек постиг их предназначение, саму суть.

    Про что фильм? Про семью. Про комдива Котова, любящего свою милую, прелестную дочь; про его в чём-то глубоко несчастную супругу; про счастливое времяпрепровождение среди близких людей; про приезд Дмитрия, тоже несчастного человека; однако больше всего поразительны последние полчаса, когда происходит всё самое кульминационное и важное. В каком-то смысле фильм потому и имеет историческую ценность, что в должной мере показывает «обычную сталинскую процедуру» так непринуждённо и правдиво. Также фильм чрезвычайно ценен и художественно. Да, сценарий здесь мечется от разных сцен к другим разным сценам, здесь нет какой-то книжной последовательности, постепенного изложения, расстановки приоритетов. По своей душевности это невероятно сильное кино. Даже речь персонажей такая, какой могла быть в реальности, отчего не все слова можно услышать, если отвлекаться или наблюдать не очень внимательно. И ровный, стройный, слаженный сюжет уже не имеет абсолютного значения. Вы видели, как здесь показана семья? Как интересно обыграны отношения между героями? Как хорошо прописаны характеры даже во всех второстепенных ролях?

    Я наслаждался данным фильмом. Мне просто было интересно приходить к пониманию того, за что достался фильму вполне заслуженный «Оскар». Что за рубежом нашли такого особенного в российской драме? Я представлял себя на месте критика, которому доверено оценить этот конкурсный фильм и решить, больше ли в нём плюсов. И знаете, «Утомлённые солнцем» — это один большой плюс. Здесь нет «голливудского лоска», нет переигрывания, всё очень достоверно показано. Здесь присутствует также сильная драма, даже трагедия, но вряд ли неосведомлённый зритель её поймёт. Никита Михалков, как бы его ни ругали за более поздние фильмы, в определённое время своей жизни снимал по-настоящему ценное кино, очень тонко и тем не менее явно проводя весомую черту между зрительным и сознательным пониманием основного посыла своих фильмов.

    Не скажу, что «Утомлённые солнцем» — шедевр из шедевров, но своё почётное место он заслужил: прежде всего своей непосредственностью, своей подлинностью и выраженной душевностью, ибо беспристрастно экранизировать такую историю было бы невозможно. И даже жанр уточнить не получается: от семейной саги режиссёр умело переходит к событиям, имевшим место в истории, тем самым поднимая их значение в глазах зрителя, потому что жертвы сталинских репрессий — обычные люди со своими семьями, жёнами, детьми. И почему-то в один не самый плохой день судьбы героев ломаются, калечатся, а как именно — мы додумываем сами.

    В довершение напишу, что чем-то фильм очень смахивает на «Завтра была война» — вероятно тем, что и там, и тут не культивируется тема самой войны (как может показаться не смотревшим и как когда-то казалось мне), а рассказывается про то, что было до неё с теми самыми «обычными людьми», не героями, не богами.

    Надеюсь, что в будущем многих заинтересовавшихся постигнет великое понимание таких вот значимых историй из прошлого, потому что мы не должны забывать о том, что было с нашими предками в нашей стране. А фильм, безусловно, отличный.

    8 из 10

    8 мая 2013 | 22:20

    Именно эта фраза, сказанная неизвестным комментатором на одном левом сайте, вспоминается мне, когда я смотрю всеми любимый фильм, и вдруг он меня совершенно не впечатляет. Я знаю, что со мной будет после того, как все это прочитают, но не могу молчать. Я не пойму, откуда такая всеобщая любовь к этому фильму, откуда такой бешеный рейтинг? Хотя я догадываюсь — здесь имеет место ностальгия старшего поколения по этому фильму, просмотренному в 90-х годах. Но неужели эти люди тогда не понимали, что смотрят абсолютно пустой фильм? В нём есть лишь намёк на смысловой сюжет, громкое имя режиссёра и атмосфера 30-х годов. И всё. Смотрел, вроде бы, внимательно, выискивая в этой картине смысл и пытаясь вникнуть в сюжет. Не получилось. Уж насколько я люблю исторические фильмы и драмы, а уж здесь то и другое вместе, но что-то не увидел я здесь той мощи, о которой кричат те, кто любят этот фильм.

    Смотрелось, конечно, поинтереснее, чем ещё один фильм-кумир от режиссёра-кумира «Война и мир» 1965 года (ещё один пример фильма, который я совершенно не воспринял), но я не понял, что же хотел сказать Никита Михалков. Весь фильм показывают обычные отношения в семье, живущей в 1937 году, нет никакой интриги, нет никаких сюжетных поворотов (которыми восхищается мой приятель на Кинопоиске). После фильма хотелось задать автору вопрос «И чё?». Ни один персонаж не запомнился, ни одно действие не отложилось в памяти. Это какое-то подобие исторической драмы, но, насколько я помню, в этом фильме, описывающем 30-е годы, не было сказано ни слова о произволе властей, о раскулачивании (вот на что было бы интересно посмотреть). И если этот фильм такой унылый, то каковы же тогда его сиквел и триквел, которые почти все раскритиковали? А учитывая, что снял их этот же режиссёр, даже особого желания смотреть их нет. И, вместо того, чтоб ругать меня на чём свет стоит, лучше объясните, чем этот фильм, по-вашему, так хорош. Глядишь, пойму.

    4 из 10

    16 января 2015 | 14:11

    Именно это понимаешь (в который раз) после просмотра «Утомленных солнцем». Гениальные вещи можно и нужно просматривать несколько раз — каждый раз открываешь что-то новое, неосознанное, незамеченное раньше и поражаешься глубине.

    Конечно, страшное время можно показать тупо и безобразно как Балабанов в «Груз 200». Но это просто лужа грязи. Там нет кино — там просто грязь и кинокамера.

    А показать страшное время игрой — тонкой, неуловимой, скрытой внутри, когда ты осознаешь это постепенно и может даже не с первого раза — это может только гениальный режиссер и гениальные актеры.

    Поэтому сколько бы не ругали Михалкова за его нарциссизм — он имеет на это право. Гениальный сын талантливого семейства. Он очень далек от быдла и не скрывает этого, может поэтому многих раздражает.

    Но фильм — безусловный шедевр. Только

    10 из 10

    6 августа 2008 | 13:36

    Посмотрел второй раз фильм «Утомленные солнцем» — как по мне, очень сильный фильм.

    Режиссером является Никита Михалков, который в 1995 году за этот фильм был награжден премией «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Всего 4 фильма удостаивались такой награды: «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980) и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994).

    Фильм привлекает изначально своим юмором (и он оригинален), но становится страшно от мысли в какое время жили наши деды и бабули. Человек был героем революции, знаком со Сталиным и вообще знает номер телефона его личной линии. То есть перед нами человек один из первых представителей (ну типа шишка) новообразовавшейся республики под названием СССР, свято верующий в правоту компартии. Вера, которая поддерживается огромным чувством патриотизма и чему он учит свою любимую дочь (кстати, сей персонаж в фильме очень-очень хорошо сыгран и вносит нотку радости в столь грустную картину).

    Наш герой проводит выходной со всем своим большим (а может и не очень) семейством. Они занимаются делами, которые уже стали некой традицией (купание на реке, игра в футбол), и царит полная идиллия и покой. Но весь этакий покой нарушает визит старого и давно любимого друга семьи со стороны жены, даже не нарушает, а разрушает до последнего камня как показывают нам титры в конце фильма.

    Очень хочется расписать тут более подробно об этом фильме (о сюжете, в частности), но эффект фильма будет не такой для тех, кто решится его посмотреть в первый раз (думаю, те, кто видел картину, со мной согласятся).

    Очень нравится в этом фильме сценарий. Каждый диалог, реплика продуманы до мелочей. Из разговоров нам становятся известны детали прошлых лет жизни героев фильма. Все те же разговоры приоткрывают перед нами занавес, готовя нас к началу основного действия — кульминации картины…

    Данный фильм дал большое впечатление после первого просмотра. Если Вам покажется он нудным и неинтересным, то дотерпите до последних 10 минут фильма и Вы будете поражены концовкой (лично я был поражен).

    10 из 10

    31 июля 2007 | 12:08

    Картина 94-го года представляет собой необыкновенно глубокий, но узкий колодец, в который режиссер постепенно опускает зрителя. На поверхности — солнечный день, настолько беззаботный, яркий, воздушный, что кажется — вот она жизнь. Неспешные чаепития, банька, хохот и веселье становятся ярче, когда в доме внезапно появляется давний друг семьи — Митя. Никто не догадывается, зачем он приехал, все привыкли жить в своем тесном безоблачном мире, и не понимают, что за яркостью и беззаботностью Мити скрывается невыносимая боль и неистовое пламя мести.

    И в момент, когда герой Олега Меньшикова рассказывает сказку, Никита Сергеевич резко приспускает веревку и опускает зрителя на середину колодца, где и не темно, и не светло. Митя для меня — прямой образ дуалистичности человека, с какой бы стороны не подойти к этому персонажу. Он любит, но хочет отомстить; он лжет, но и правду говорит. А вот перед тем, как пойти на илистое дно колодца, зритель мысочком начинает прощупывать мертвую воду в тот момент, когда срываются все маски около футбольной площадки. И обнажается Митина жажда мести, желание сравнять с землей чужое счастье. А в душе Котова начинает кипеть страх и отчаяние, но он не позволяет вырваться чувствам наружу.

    А само дно для меня началось, когда светлая, радостная Надя села в машину, чтобы проводить уезжающего в город отца. Котов в этот момент разрывается на части, но не дает слабину при дочери. И всё, зритель на дне. Вязком, темном, мертвом дне, в котором духовно умирает Митя, но никак не Котов и Надя. Вот Митя едет в машине, солнце ласкает его лицо, но он уже мертв, так как муки совести не отпустят его до конца дней.

    Больше всего мне хочется отметить работу Олега Меньшикова, который не просто прожил роль, что является вершиной мастерства, он ее умер. А Никита Михалков смог не только блестяще сыграть роль, он сумел удержать в режиссерских руках клубок судеб, который разрывается в финале.

    Мне очень понравился образ России, вложенный в шофера, метающегося по деревням на своем старом грузовике. Он не знает, куда ехать, все его посылают куда подальше, но в конце, когда он узнает, где же эта Загорянка, русская наивность и простота не помогут ему избежать горькой участи.

    Дабы подытожить, скажу об уловленном мною главном смысле — что бывает, если человек Родины становится человеком Государства, и начинает решать проблемы личного характера чужими холодными «лубянскими» руками, разрушая судьбы, и в первую очередь, тем самым, калеча самого себя.

    10 из 10

    1 июля 2011 | 17:35

    Фильм о том, что Зло возвращается к тому, кто его породил. Комдив Котов наслаждается летним днём на даче в кругу семьи. Но в своей семье он выглядит чужеродным элементом. Его семья — это люди из «бывших», из дворян. Они до сих пор живут или пытаются жить в своём привычном мире, мире вишнёвых садов и дворянских гнёзд, в мире, который растоптал сапогами пролетарий Котов. Он бы и сейчас пинками бы отправил всех домочадцев на строительство Днепрогэса или Беломорканала, если бы не Маруся и Надюша, жена и дочь. Только они и примиряют красного командира с этой гнилой дворянской интеллигенцией.

    Приезд Мити её больше обостряет контраст между Котовым и семьёй. Митя — часть этого разрушенного мира. Котова побаиваются и терпят, Митю встречают с распростёртыми объятиями. Маруся снова тянется к Мите душой, неосознанно, но неотвратимо. Их любовь в прошлом — это тоже целый мир, и его тоже разрушил Котов.

    Поэтому месть Мити не выглядит подлостью. Это только реванш. Котов должен испытать на себе, что значит потерять всё, что тебе дорого. Зло, которое он совершил и по отношению к этой семье, и по отношению ко всей России, вернулось бумерангом к нему самому. А сцена в ванной ещё раз показала, что Митя очень отличается от Котова. Котов после совершённого Зла может жить припеваючи, а Митя — нет.

    6 июля 2008 | 10:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>