всё о любом фильме:

Утомленные солнцем

год
страна
слоган«A moving and poignant story set against the corrupt politics of the Stalinist era»
режиссерНикита Михалков
сценарийРустам Ибрагимбеков, Никита Михалков
продюсерНиколь Канн, Никита Михалков, Жан-Луи Пьел, ...
операторВилен Калюта
композиторЭдуард Артемьев, Дмитрий Атовмян
художникВладимир Аронин, Александр Самулекин, Наталья Иванова
монтажЭнцо Меникони
жанр драма, военный, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
$160 000
зрители
Аргентина  1 000 млн,    Франция  529.8 тыс.,    США  529.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время151 мин. / 02:31
Солнечный летний день 1936 года. Молодая страна, полная энтузиазма, празднует 4-ю годовщину сталинского дирижаблестроения. Легендарный комдив Котов и его большая шумная семья отдыхают на даче. В старом доме собралась тьма народу: жена-красавица, непоседа-дочь, тесть — известный русский дирижер, родственники и друзья, домработницы и соседи.

Веселье бьет через край, и мысль, что что-то в жизни может измениться, покажется всем абсурдом. Они все будут счастливы вечно! И никто, даже мудрый Котов, не хочет верить в неизбежное. В то, что этот солнечный день кончится — и не повторится уже никогда.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
79%
11 + 3 = 14
7.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Песня «Утомлённое солнце», исполняемая П. Михайловым в фильме, действие которого происходит в 1936 году, была записана певцом в 1937-м. Текст отличался от звучащего в фильме.
    • Съемки «Утомленных солнцем» затянулись. Уже наступила осень, а по сюжету действие происходит жарким летним днем. Чтобы выйти из положения, Михалкову пришлось заказать тысячи искусственных ярко-зеленых листьев, которые были тщательным образом прикреплены к уже оголившимся ветвям деревьев.
    • Узнав о съемках картины «Утомленные солнцем», Ингеборга Дапкунайте сама нашла Михалкова и предложила себя на роль Маруси. Тогда режиссер даже не подозревал о существовании такой актрисы, более того, он уже наметил на роль Елену Яковлеву. Решающей оказалась улыбка Дапкунайте: увидев ее, Михалков уже не сомневался, кто будет сниматься в его картине.
    • Во время съемок «Утомленных солнцем» Наде Михалковой было всего 7 лет. Она очень ответственно относилась к работе. Когда шла начальная сцена, где вся семья парится в бане, Надя до последнего скрывала, что ей очень жарко (так волновалась, что ее не будут снимать). И только после слов «Снято!» маленькая девочка не выдержала и упала в обморок.
    • По телевидению фильм был впервые показан 21 октября 1995 года — в 50-летний юбилей Никиты Михалкова.
    • Исполнитель роли сотрудника НКВД Владимир Рябов в реальной жизни является уголовником-рецидивистом. В 2004 году его приговорили к 21 году в колонии строгого режима за убийство. В следующих частях фильма его роль исполнил Сергей Бачурский.
    • Дача, где проходили съемки, принадлежала экс-мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову. И даже большая часть предметов интерьера — собственность хозяина дома.
    • еще 4 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Судя по первой реакции американских комментаторов, мало кто из них ожидал, что «Оскар» за 1994 год среди иноязычных кинопроизведений достанется российскому фильму «Утомлённые солнцем». Но справедливости ради надо заметить, что он сносно для европейской картины прошёл в прокате США ($2,6 млн.), хотя, например, другой оскаровский лауреат «Индокитай», обыгравший в 1992 году михалковскую «Ургу», собрал в два с лишним раза больше. Многих также занимал вопрос о воздаянии Никите Михалкову по заслугам после того, как он был якобы намеренно обижен во время раздачи наград на Каннском фестивале, когда «Золотая пальмовая ветвь» уплыла к «американскому кинобастарду» Квентину Тарантино, который в «Криминальном чтиве» разделался со всеми традициями и канонами, став несомненной альтернативой всем, кто тяготеет к духовности и проповедничеству в кино. Теперь с дистанции времени можно убедиться, что Американская киноакадемия, наверно, в меньшей степени помышляла о тайной дипломатии или о наибольшем соответствии «Утомлённых солнцем» из всех номинантов голливудскому Большому Стилю. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 809 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я смотрел первых «Утомленных» дважды. До и после «Предстояния» вкупе с «Цитаделью». После первого просмотра запомнилось что: мощный фильм с сильными актерами. Второй просмотр дался более критично и вместе с тем объективнее: да, уже фильм 1994 года явил внимательному зрителю те дьявольски живучие зерна, что несколькими годами позже заколосились развесистой ядовитой клюквой; и да — от этого кино не перестало ощущаться как срежиссированное крепкой рукой мастера. У которого — тогда — эпос и лирика не обитали в разных вселенных, но отлично дополняли друг друга. Который хоть и хватал младший командный состав рукой за яйца (на экране), но по крайней мере еще не заезжал в лицо с ноги (в жизни).

    Никита Михалков образца 1994 — мастер эпизода. Его эпизодная нарезка могла принести несколько оскаров, кабы настрогать из «Утомленных» короткометражек. Вот эпизод, открывающий общую драму фильма и личную драму Мити — игра в русскую рулетку. Герой Меньшикова деловито вытаскивает все патроны кроме одного, крутит барабан, соответственно моменту зажмуривается… — но при этом не перестает механически расставлять ударения в речи своего французского домочадца. Что это — равнодушие к собственной жизни или пост-юношеская бравада?

    Или — буянящая в доме Котовых, а затем в квартире у Мити с порезанными венами шаровая молния (почему-то безоговорочно верится, что одна и та же). Или — дирижабль с грозным изображением вождя, увидев которого в чистом поле хочется срочно повиниться либо перекреститься. Или — Митя, в противогазе играющий на фортепиано. Или — сказка про Ятима и Ясум, рассказанная Едан. Или — пионерский отряд имени славного комдива Котова, присягающий своему сюзерену на верность в тот момент, когда Котов росчерком зажатого в жирных прокуренных пальцах пера уже вычеркнут из этой жизни. Или — протяжное «ууу-ууу-ууу…» отца, знающего, что все кончено, и дочери, не подозревающей, насколько конечно и скоротечно все прекрасное в этом мире. Или… этот ряд можно продолжать еще долго.

    Никита Михалков образца 1994 — мастер диалога. Беседы Мити и Маруси, при их внешней сдержанности, таят в себе такую пучину страстей, в которой Марианская впадина покажется сточным желобом. Отношения героев Дапкунайте и Меньшикова — как сжатая пружина, которая в любой момент может распрямиться; словно атомная бомба, что способна дотла испепелить все вокруг, не разбирая, где свои, а где чужие.

    Никита Михалков образца 1994 — мастер сценария. Сценическое время фильма умещается в один день семьи Котовых, последний счастливый день, — и сколько коллизий видимых и, много больше, невидимых сталкиваются в патриархально-степенной атмосфере генеральской дачи. Приезд Мити обставлен умеренно театрально и в меру (для манерного чем старше, тем больше Меньшикова) манерно. Его внезапный визит (он призрак из прошлого — коим в продолжении, по поводу которого у меня не находится цензурных слов, явится сам воскресший из мертвых комдив Котов) нарушает сложившийся в доме нейтралитет. Он как тот реагент, который, брошенный в чистую, на первый взгляд, воду, тотчас же выявляет в ней десятки примесей. Маруся, оказывается, любила и до Котова, да так, что вены резала. Кирик-то не такой уж и маленький человек и собственное мнение смеет иметь. Оказывается, и танцы можно затеять всей усадьбой, не пригласив легендарного комдива, вынужденного обедать в одиночестве.

    Актеры. Ингеборга, она же Маруся. От такой женщины не мудрено потерять голову. Всегда чуть отстраненный «себе на уме» и вместе с тем любящий взгляд; долгие, зовущие, но неуловимо загадочные и свободные интонации; пластика жеста, грация полуоборота; хрупкость, изящество и жесткость характера.

    Митя, aka Меньшиков. Персонаж-загадка. Совестливый чекист — или бессовестный музыкант?

    Котов, иначе Михалков. Краснознаменный Скалозуб по сравнению с доцентом-приживалкой, однако же со стоическим спокойствием встречающий от своего врага весть о крушении всего. И все ж таки в 1994 у Михалкова достало чувства меры, чтобы показать и неизбежный финал — судорожные рыдания казавшегося былинным героя. Котов образца 2009, даром что на 15 лет старше, в аналогичной ситуации просто полоснул бы троих потных от страха опричников своей клешней из ферросплавов, вырвал Митеньке кишки — и был таков.

    Надя, она же Надя, иначе Ядан, или Дочь Великого Режиссера. А вот ее как раз слишком много. Папа снимает дочку. Умиляется. Даже если не по сюжету вовсе. В каком-то смысле, именно Надя — сценарный центр. О ней, а не о Марусе, плачет поверженный исполин Котов, конфеты с которым вскоре окончательно исчезнут из продажи. Наде хорошо с папой, папе хорошо с Надей, и мамы им не очень-то нужно — у них там с Митей какие-то старые терки.

    …А знаете, кто больше всего запомнился в обоих фильмах, кто оба раза сыграл так, что Меньшикову бы лопнуть от зависти, а он все Фандорина корчит? Да Евгений Миронов, кто ж еще! Потому что его секундная улыбка стоит часа манерных страданий Меньшикова. Просто-напросто герой Меньшикова возможен, но так или иначе неприятен, даже в раскаявшемся амплуа. А герой Миронова не только возможен, но необходим, лучезарен и искренен. Не стоит село без праведника, а современный отечественный кинематограф — без Евгения Миронова.

    Итого. Чем Михалков образца 1994 отличается от Михалкова 2009? Окончательной потерей чувства меры, творческого инстинкта и элементарных связей с реальностью. Утомленные солнцем — это театральность без карикатурности, надрыв без хаотично разбросанных внутренностей, драматическая гипербола вместо православного гротеска. УС-2 и УС-3 — это просто кино о том, как Михалков бросает вызов собственной старости, доказывая в первую очередь самому себе, что он все еще о-го-го-альфа-самец, бета-режиссер и гамма-духовный лидер (да-да, именно в такой последовательности). И в этой борьбе, в общем-то, наплевать на искусство, зрителей и хоть сколько-нибудь минимальное правдоподобие великого действа о великом мне.

    13 сентября 2013 | 18:12

    Мой любимый михалковский фильм. Хотя считается, что самая сильная работа Усача Сергеича это «Неоконченная пьеса для механического пианино», я выделяю именно «УС». Жаль только, что Михалков, как и многие другие захотел повторить успех и снял продолжение…. Но не будем о грустном.

    «Утомленные солнцем» — самый титулованный фильм в российской (да и советской) истории. У него есть и Оскар и гран-при Канн. Одновременно! Большая удача. Причин у такого успеха несколько. Кроме безусловных художественных достоинств, отмечу, что в 1994 году еще сохранялась мода в западных странах на российское (советское) кино. Тем более на кино, затрагивающее проблему сталинских репрессий.

    Если разбирать, почему эта картина так запала мне в душу, то выделю три момента — актеры, атмосфера и тема.

    Никита Сергеевич большой мастер именно работы с актерами. И Меньшиков, и Дапкунайте сыграли отлично. Порадовал и сыгравший маленькую роль Вячеслав Тихонов. Вообще мне кажется, начиная именно с этой картины, бывший Штирлиц окончательно закрепил за собой роль добродушного, наивного старика. В России нередко так с мужчинами-актерами происходит. До определенного возраста они играют уверенных в себе, сильных духом персонажей, а потом превращаются в наивных дедушек. У Тихонова это переход начался с «Белого Бима Черное Ухо» и закончился на «УС». И, конечно же, порадовал и сам Михалков в роли Котова и его дочка. «Утомленные солнцем» — это последний фильм Никиты Сергеевича, где он не перегнул палку с актерами, хотя и снял детей, и любимого Меньшикова, и себя любимого. И все на удивление вышло блестяще. Это позже пойдут роли 40-летнего Меньшикова в роли безусого курсанта, самого НС в роли царя, верховного судьи…. Опять не будем о грустном…

    Отлично передана атмосфера. Меня часто раздражают попытки воссоздать то время в наших фильмах. Но здесь мне очень понравилось, как передан дух эпохи.

    И третий момент, который хотелось бы отметить, это тема. Много есть фильмов, книг, повествующих о сталинских временах. Много есть произведений о лагерях. Но в чем суть тоталитаризма? Мне кажется, именно «УС» дает очень яркий ответ на этот вопрос. Тоталитаризм отличается от авторитаризма тем, что никто, совершено никто не имеет никаких гарантий на будущее. При авторитарной системе, казалось бы, тоже достаточно жесткой, нельзя просто так избавиться от известного, заслуженного человека. Можно отправить его в отставку, за границу, или даже в ссылку. Но власть старается мало использовать эти рычаги, так как это идет в ущерб ей самой. При тоталитаризме же репрессии больших чинов, самых известных людей наоборот укрепляют власть диктатора, так как создают страх во всем обществе. Человек сегодня на коне, а завтра может исчезнуть. Сегодня этого человека любят все, а завтра никто не смеет назвать его не иначе, как «враг народа». И этот момент в «Утомленных солнцем» очень точно и ярко продемонстрирован.

    И еще не могу не отметить финал картины. Запоминается, как говорится, последнее. А самые сильные кадры картины в самом конце.

    10 из 10

    21 октября 2014 | 19:34

    Если мне не изменяет память, то «Утомленные солнцем» это последний из советско-российских фильмов удостоенный Оскара и, пожалуй, первый, на мой скромный взгляд, кто был снят именно под эту премию и под другие мировые призы. Сразу скажу, что фильм мне очень нравится, я считаю его вершиной в творчестве Михалкова. Стоило остановиться на этом, но…увы. Однако поговорим сейчас именно об «Утомленные солнцем».

    Так почему у меня ощущение, что данную ленту снимали с прицелом на россыпь призов, причем западных? Очень просто. Михалков, кроме всего того, что он является талантливым режиссером и неплохим актером ещё и очень хитрый и находчивый. Не будь он таким, я бы удивилась. Что я имею ввиду. Как заинтересовать западного зрителя, как вышибить из него слезу, как заставить признать свое творение, снятое, причем, на тему далекую от европейского и американского зрителя? Нужно сделать следующее.

    1. Снять фильм, обличающий «жуткий тоталитарный строй и чудовищную атмосферу сталинской эпохи» — за рубежом это обожают. Причем строй этот желательно показать в максимально карикатурном виде…но при этом не перегибать палку реальности.

    2. Снять фильм в понятном западному зрителю ключе. Вряд ли, сними Михалков продразверстки, Днепрогэс, коллективизацию, колхозы и коммуналки, на западе бы разобрались, что к чему. Для этого есть хитрый и действенный ход. Показать крушение великой империи на примере интеллигенции. Творческой, научной, неважно какой. Интеллигенция, что у нас, что в Африке одна и та же. Практически в каждой творческой семье есть жена-вдова, парочка выживающих из ума тетушек-бабушек, вечно бормочущий о высоком похотливый дедушка, юное поколение — восторженное, но со шрамами в душе и на теле от изменившейся жизни, а также куча непонятно откуда берущихся людей, имеющих с данной семьей давние и не очень связи. А если в этот коктейль ввести знаковое лицо из «новой жизни», эдакий айсберг — большой, мощный, разрубающий и ставящий все с ног на голову, но искренне верящий в торжество справедливости — то цены нет такой находке.

    3. Ну и последнее — актерский состав. Надо взять выдающихся актеров, сказать им, что главное в фильме постоянно что-то бормотать, ходить туда-сюда, делать умильно-удивленные лица, короче быть фоном, но гениальным фоном, на котором и разворачиваются основные трагичные события. Их воплощают в жизнь тоже не последние актеры, причем надо сказать, воплощают блестяще.

    Получается, что если соблюсти все эти условия, то можно рассчитывать на признание не только внутри родной страны, но и за её пределами, что для Никиты Сергеевича, думаю, было очень желанным.

    Конечно, Михалков был бы не Михалков, не отведи он себе в картине роль знаковую, вроде даже вызывающую сочувствие у зрителей, особенно мировых. Ну как же, такой убежденный человек, сражающийся за идеалы мировой справедливости, не жалеющий себя и готовый прийти на помощь по первому зову, даже вопреки установленным порядкам и так жестоко обманутый носителями этих самых идеалов. Сыграно восхитительно, нет никаких претензий. Достойно так, по барски, но восхитительно.

    Меньшиков! Ну, тут просто одно восхищение. Помню, как-то корреспондент задал ему вопрос, были ли пробы? На что Олег ответил удивленно, мол, какие пробы, сценарий под меня писался. И это правда, это видно. Актер в фильме, как рыба в воде. Лишь ещё роль Костика из «Покровских ворот» также села на него как влитая. Меньшиков гениален в этой картине, даже его недоброжелатели признают это. Он искрометен, весел, зажигателен, привлекателен и невероятно трагичен и несчастен, а его реакция на баннер (как бы сказали сейчас) Сталина — это просто сногсшибательно!

    Дапкунайте — актриса отличная, с трагичностью и смешинкой одновременно. Её прибалтийская натура прекрасно пришлась под чуть восторженно-истерично-флегматичный характер героини.

    Вот это трио и рассказало нам историю одного дня из жизни семейства комдива Котова, ухитрившись втиснуть в эти рамки трагедию России, надежду России, трагедию людей, надежду людей, которая смотрится на одном дыхании, не отпуская от себя ни на миг. За что и получила заслуженные награды и почитание зрителей.

    Плохо одно, отсутствие меры у режиссера. Стоило остановиться на этом фильме, потому что финал его получился правдивым и реалистичным, без внезапностей и недоразумений. И сейчас, когда уже известно продолжение этой истории, просмотр омрачается. Мой совет — смотреть эту ленту, как законченное произведение, в конце которого жирная точка, а не запятая, многоточие или тире. В таком случае получите истинное удовольствие от просмотра.

    20 февраля 2009 | 11:26

    «Утомленные солнцем» — плач русской души. Каждая его секунда, каждый кадр — тому подтверждение. Страшный и безумно красивый фильм. О том жутком времени, в котором жили те из нас, кого с каждым годом все меньше. О вечно голодной системе, пожирающей без разбора как ненавидящих ее, так и обожающих. Как танки сминали золотистые колосья своими гусеницами, так и бесчеловечная правительственная машина сминала людские жизни, коверкала судьбы. Счастье, жизнь, благополучие близких висело на волоске. Никита Сергеевич на примере одной семьи сумел очень тонко, драматично, правдиво изобразить щелчок ножниц, перерезавших тот самый волосок.

    Щелк — и музыкант Митя больше не музыкант. И больше не жених. По чьей-то воле лишился всего. Вот Митя достает револьвер, чтобы поиграть в русскую рулетку, а вот он уже и в том старом доме, из которого его выгнали когда-то. Зачем он пришел туда, отомстить или может чтобы вновь увидеть Её? Меньшиков своей игрой делает грудную клетку зрителя слишком тесной и вызывает в горле совершенно непроглатываемый ком. Ну как, скажите, как можно смеясь, шутя и играя, показать глазами такую дикую боль и тоску? Ненавидящий свою так глупо и неправильно сложившуюся жизнь и судьбу, систему, которая отобрала у него все, что было дорого, и которой он, несмотря на это продолжает подчиняться, просто несчастнейший человек. В его расслабленном насвистывании чувствуется безысходность и огромное желание покоя, который, я надеюсь, он обрел.

    Еще один щелчок ножниц — и святая вера комдива Котова в светлое советское будущее и в тов. Сталина померкла. Наивная вера в круглые пяточки его дочки Нади и всех советских граждан. Под циничное насвистывание Мити на избитого товарища Котова снизошло озарение — ничего не стоят прошлые заслуги, вера, преданность и любовь к Отечеству человека, увозимого на машине террора в неведомую даль. Так легко в этом мире абсурда из господина превратиться в жертву. И только спутники Мити «из областной филармонии» вместе с повисшим в воздухе портретом Сталина чувствуют себя здесь в своей тарелке.

    Снова лязгнула сталь — и Маруся второй раз в жизни теряет любимого. Безумно жаль эту женщину, возродившуюся из пепла и снова сгоревшую.

    Михалков не стеснялся в средствах и способах выражения абсурдности того времени — танки на посевах, газовые учения, больше похожие на юмористическое шоу, гибель ни в чем не повинного шофера, оказавшегося не в том месте, не в то время, бесконечные марши пионеров, праздник дирижаблестроения, сцена прощания Котова с семьей, и все это на фоне красивейшей русской природы, трогательных отношений отца с дочерью — как-то так по-русски это, как-то так нелепо и грустно. Все терпел, все сносил этот народ, все принимал как должное, такой сильный, такой смелый и одновременно безропотный народ, такой родной.

    Как же плохо и хорошо мне каждый раз после просмотра. Пересмотрев его сегодня, накануне Великого праздника испытываю смешанные чувства — в груди все еще жмет, но в голове играет «Утомленное солнце» и так хочется верить в хорошее будущее для страны.

    Таким законченным и сильным произведениям не нужны продолжения, нужно уметь вовремя остановиться, чего, к сожалению, так и не понял очень хороший, но не в меру претенциозный режиссер — Никита Михалков.

    10 из 10

    7 мая 2011 | 04:59

    Больше всего фильм «Утомлённые солнцем» походит на экранизацию чеховского «Вишнёвого сада» — тот же мотив с возвращением/прощанием (правда, в фильме в дом возвращается только Митя, а прощается только комдив Котов), то же ощущение нависшей угрозы над всеми действующими лицами из-за меняющихся порядков в стране (особенно в сцене разговора Котова с Надей в лодке), та же вялость, тягучесть происходящих событий, с помощью которой достигается особая атмосфера созерцательности.

    А созерцать есть что! У Михалкова по-настоящему живо и осязаемо получилось воссоздать дачный (деревенский, если хотите) быт русского народа — сразу начинаешь вспоминать свой опыт (если он был, конечно) дачной жизни со всеми этими посиделками в кругу семьи, банями, купаниями в речке/озере и т. д. Но по мере развития событий фильма эта атмосфера начинает трансформироваться: от простого милого сердцу созерцания, к подсознательному, а потом и сознательному ожиданию неминуемой беды, которая непременно ожидает всех этих людей. И что самое интересное — все обитатели дома, кроме основных действующих лиц и Нади (которая сама обо всём догадаться просто не могла из-за юного возраста), действительно не поняли, зачем комдива Котова забрали или просто разыграли спектакль с песнями на прощание и прочим (ведь Сергей прощался так, что можно было понять, что он поехал не просто «по делам»)?

    Среди актёров все хороши (по-другому у Михалкова и не бывает), но особенно выделяются три человека, за то, что мастерки показали перерождения своих персонажей: Никита Михалков, который после избиения своего Сергея Котова, наглядно показал, что испытывает человек, который наконец перестал отмахиваться от мыслей о своём будущем и в полной мере осознал, что его ждёт; Олег Меньшиков, его Митя поначалу такой весёлый, обаятельный человек, к концу замыкается в своих мыслях и со звериным оскалом человека навсегда поломанного советской машиной, отдаёт честь с непокрытой головой полотнищу с изображением вождя. И наконец, Надежда Михалкова, которая в первых сценах явно боялась играть и словно чувствовала себя не в своей тарелке, к финалу освоилась и выдавала игру взрослой актрисы. А вот Ингеборга запомнилась лишь тем, что сумела скрыть свой милый литовский акцент и привычку коверкать русские слова.

    По поводу Оскара за лучший иностранный фильм, то тут в принципе всё закономерно — стоит только создателям упомянуть в своём творении тему, связанную с фашизмом или иным тоталитарным режимом, от которого страдают все мыслимые человеческие свободы, как это кино тут же попадает во внимание заокеанских критиков (в этом нет ничего плохого, потому что все кинопроизведения на эту тему, как правило, делаются с чувством и не являются погоней за наградами).

    В итоге: «Утомлённые солнцем» — фильм старой школы, с которым хоты бы раз в жизни стоит ознакомиться каждому.

    11 мая 2010 | 23:38

    Набившая оскомину, совершенно не интересная мне, и отчего-то безмерно любая российским кинематографистам тема сталинизма здесь — не более, чем ландшафт. Согласитесь, что сюжет «Гамлета» не слишком привязан именно к Дании — вот так и здесь. Фильм не о 30-х годах в Советской России, а об ужасах любви и о столкновении всей мощи ярости, опьянения внезапной властью и уверенности в своей правоте с горечью и азартным желанием разрушить до конца не только свою жизнь, но и жизни тех, кто поспособствовал такому её завершению.

    Я долго не могла привыкнуть к главной героине в исполнении Ингеборги Дапкунайте, а сейчас считаю, что её прибалтийская примороженность пришлась очень кстати: хорошо изображён человек, пытавшийся покончить с собой и не доведший дело до конца не потому, что передумал, а потому, что смерть и не-жизнь вокруг мало отличаются, а для организации последней не нужно совершать дополнительных движений.

    Меньшиков-Митя — это то, что Меньшиков пытается играть во всех остальных фильмах, по жанру отличных от водевиля, только в них этот надрыв неуместен.

    Это история человека, которому нечего терять, и Меньшикову очень удались эти отблески сожжённых мостов в глазах и «целая выгребная яма отвратительных гниющих чудовищ под прикрытием медленной мальчишеской улыбки» — это из другой оперы, но лучше мне не сказать.

    Есть целые куски в фильме, оставившие меня равнодушной или даже раздражающие, но есть моменты, слепок которых память делала мгновенно.

    6 сентября 2009 | 14:34

    Очень сложно писать отзыв на фильм, вызвавший столь сильный резонанс в общественной жизни. Фильмы такого рода меньше всего нуждаются в различного рода отзывах — их просто нужно посмотреть, хотя бы для того, чтобы потом не выглядеть глупо, вступая с кем либо в беседу или что еще хуже в спор на тему данного кинотворения… Последнее время при упоминании фильмов этого режиссера все чаще слышатся упреки (по большей части незаслуженные) в его адрес и в адрес его кинолент, при этом самым популярным объяснениям служит фраза «Мне просто не нравится Михалков… «

    По количеству упреков и язвительных замечаний творчество Михалкова уступает разве что игре российской футбольной сборной (по крайней мере так было до Евро 2008). Хотя невольно приходишь к мысли, что большая часть этих «кинокритиков» вряд ли вообще когда-либо с этим самым творчеством сталкивалось и просто руководствуется стереотипами навеянными кем-то другим.

    «Утомленные солнцем» — пример того, как нужно снимать кино. С самого налала понимаешь, что имеешь дело с профессионалами — как в кадре, так и за его пределами. В этой картине много персонажей, причем даже те, которые исполняют маленькие эпизодические роли — умудряются раскрыть какие-то скрытые на первый взгляд грани своих героев.

    Сценарий — это вообще отдельный разговор. Действие картины разворачивается в рамках одно дня, но прекрасно построенные диалоги расширяют эти рамки, возвращая зрителя в далекое прошлое, при этом постепенно проясняя картину всего происходящего и изменяя отношение зрителя к главным действующим лицам.

    1936 год. Дача, на которой отдыхают главные герои — это своего рода маленьких островок буржуазного прошлого — это сладкие грезы большой родни Маруси, жены героя революции комдива Котова, олицетворяющего пролетарское будущее. Котов представитель «нового времени», ему чужды те идеалы которыми так дорожат его «родственнички» и только благодаря его жене и 7-летней дочке Наде это непримеримые стороны не вступают в открытую конфронтацию… Появление на даче старого друга и любимчика Марусиной семьи Мити нарушают этот шаткий баланс и постепенно открывает страшные тайны прошлого…

    Михалков собрал в кадре отличный актерский ансамбль (и пусть там что не говорят — Котов в его исполнении очень убедителен, так же, как и появление в одной из главных ролей дочки Михалкова вызывает только позитивные эмоции). Если прибавить к этому прекрасную операторскую работу, работу художников-постановщиков, музыкальное сопровождение — которые создают нужную атмосферу — то можно сказать, что Михалков снял фильм с большой буквы. И прежде чем обрушиваться с волной критики в адрес его создателей, возможно, стоит все-таки потратить чуть больше двух часов, чтобы убедиться хотя бы в том, что это по крайней мере событие в кинематографическом мире.

    20 июля 2008 | 16:56

    Почему-то мне кажется, что если этот фильм сейчас показать в обычной школе, никто ничего просто не поймёт, а дети будут смеяться, скучать, пялиться в навороченные мобильники, дёргать друг друга, корчить рожи, выходить из кабинета и так далее. Не знаю, почему приходят в голову такие мысли. Так же и мы себя вели в школе лет пять назад, когда нам показывали культовый фильм «Игла». Ну неинтересно молодому поколению слишком углубляться в важные вопросы, предоставляемые нам данными творениями. Так же и этот фильм не для всех, ведь чем дальше мы по времени отходим от войны, от сталинских репрессий, от двадцатого века, тем больше мы становимся безразличны к чему-либо из прошлого. Хотя я буду очень рад ошибаться. Может, мои сверстники вовсе не глупы, как я смею думать.

    «Утомлённые солнцем» (и именно первый фильм, а не два несуразных его продолжения) является одним из предметов гордости отечественного кинематографа. На вид картина местами скучная, местами жутко вызывающая сонливость, и вообще в ней много непонятного, пойду-ка я на супергероев посмотрю. Но хочется верить, что если кто-нибудь из молодёжи заинтересуется сюжетом, попытается постичь весь смысл показанной драмы, разглядит за действиями героев нечто личное для режиссёра и даже для страны, то останется доволен, может даже немного шокирован. Лично я, наблюдая за развитием событий, за последовательностью и построением сцен, за всей разворачивающейся историей, заметил множество поднятых тем, но поднятых не так, чтобы обсуждаться мировыми политиками, а так, чтобы сам человек постиг их предназначение, саму суть.

    Про что фильм? Про семью. Про комдива Котова, любящего свою милую, прелестную дочь; про его в чём-то глубоко несчастную супругу; про счастливое времяпрепровождение среди близких людей; про приезд Дмитрия, тоже несчастного человека; однако больше всего поразительны последние полчаса, когда происходит всё самое кульминационное и важное. В каком-то смысле фильм потому и имеет историческую ценность, что в должной мере показывает «обычную сталинскую процедуру» так непринуждённо и правдиво. Также фильм чрезвычайно ценен и художественно. Да, сценарий здесь мечется от разных сцен к другим разным сценам, здесь нет какой-то книжной последовательности, постепенного изложения, расстановки приоритетов. По своей душевности это невероятно сильное кино. Даже речь персонажей такая, какой могла быть в реальности, отчего не все слова можно услышать, если отвлекаться или наблюдать не очень внимательно. И ровный, стройный, слаженный сюжет уже не имеет абсолютного значения. Вы видели, как здесь показана семья? Как интересно обыграны отношения между героями? Как хорошо прописаны характеры даже во всех второстепенных ролях?

    Я наслаждался данным фильмом. Мне просто было интересно приходить к пониманию того, за что достался фильму вполне заслуженный «Оскар». Что за рубежом нашли такого особенного в российской драме? Я представлял себя на месте критика, которому доверено оценить этот конкурсный фильм и решить, больше ли в нём плюсов. И знаете, «Утомлённые солнцем» — это один большой плюс. Здесь нет «голливудского лоска», нет переигрывания, всё очень достоверно показано. Здесь присутствует также сильная драма, даже трагедия, но вряд ли неосведомлённый зритель её поймёт. Никита Михалков, как бы его ни ругали за более поздние фильмы, в определённое время своей жизни снимал по-настоящему ценное кино, очень тонко и тем не менее явно проводя весомую черту между зрительным и сознательным пониманием основного посыла своих фильмов.

    Не скажу, что «Утомлённые солнцем» — шедевр из шедевров, но своё почётное место он заслужил: прежде всего своей непосредственностью, своей подлинностью и выраженной душевностью, ибо беспристрастно экранизировать такую историю было бы невозможно. И даже жанр уточнить не получается: от семейной саги режиссёр умело переходит к событиям, имевшим место в истории, тем самым поднимая их значение в глазах зрителя, потому что жертвы сталинских репрессий — обычные люди со своими семьями, жёнами, детьми. И почему-то в один не самый плохой день судьбы героев ломаются, калечатся, а как именно — мы додумываем сами.

    В довершение напишу, что чем-то фильм очень смахивает на «Завтра была война» — вероятно тем, что и там, и тут не культивируется тема самой войны (как может показаться не смотревшим и как когда-то казалось мне), а рассказывается про то, что было до неё с теми самыми «обычными людьми», не героями, не богами.

    Надеюсь, что в будущем многих заинтересовавшихся постигнет великое понимание таких вот значимых историй из прошлого, потому что мы не должны забывать о том, что было с нашими предками в нашей стране. А фильм, безусловно, отличный.

    8 из 10

    8 мая 2013 | 22:20

    Фильм о том, что Зло возвращается к тому, кто его породил. Комдив Котов наслаждается летним днём на даче в кругу семьи. Но в своей семье он выглядит чужеродным элементом. Его семья — это люди из «бывших», из дворян. Они до сих пор живут или пытаются жить в своём привычном мире, мире вишнёвых садов и дворянских гнёзд, в мире, который растоптал сапогами пролетарий Котов. Он бы и сейчас пинками бы отправил всех домочадцев на строительство Днепрогэса или Беломорканала, если бы не Маруся и Надюша, жена и дочь. Только они и примиряют красного командира с этой гнилой дворянской интеллигенцией.

    Приезд Мити её больше обостряет контраст между Котовым и семьёй. Митя — часть этого разрушенного мира. Котова побаиваются и терпят, Митю встречают с распростёртыми объятиями. Маруся снова тянется к Мите душой, неосознанно, но неотвратимо. Их любовь в прошлом — это тоже целый мир, и его тоже разрушил Котов.

    Поэтому месть Мити не выглядит подлостью. Это только реванш. Котов должен испытать на себе, что значит потерять всё, что тебе дорого. Зло, которое он совершил и по отношению к этой семье, и по отношению ко всей России, вернулось бумерангом к нему самому. А сцена в ванной ещё раз показала, что Митя очень отличается от Котова. Котов после совершённого Зла может жить припеваючи, а Митя — нет.

    6 июля 2008 | 10:10

    Меня обычно бесит Михалков, но это действительно хороший фильм. Глубокая идея, сюжет не разжеван и с намеками, чтобы самому догадываться.

    Понравился образ шаровой молнии: появляется внезапно, непредсказуема, вестник беды, кого спалит, кого обойдет.

    Персонажи полностью характерные: от напыщенных бабуль до быдло-НКВДшников.

    Не буду говорить про идею фильма, отмечу яркие моменты, которые особо зацепили.

    Митяй объявляется экстравагантно и ведет себя как манерный пижон, а по ходу понимаешь, что от этого человека осталась только оболочка, а внутри только зло и боль. Он предал себя полностью, и предательство родного дома стало последней каплей — у него вообще ничего не осталось. Сильный момент, когда Митяй рассказал, что хозяин дома бредил перед кончиной про поезда с гусями, а потом когда Котов в машине запугивает, что позвонит Сталину, Митяй говорит: «Поезда с гусями…» Апогей: Митяй хочет закурить, но отдает честь плакату со Сталиным.

    Котов могущественный, властный, жесткий человек. Он не свой в творческой интеллигентной семье Маруси, но ему там хорошо с ней и Надей. Момент понравился, когда Котова раздражают пляски кан-кан под пианино и он говорит, что не говорит по-французски. Сильнейший диалог, когда Котов раскрывает, кто такой Митяй. «Это кто ж тебя заставил, ангел ты мой?», «тебя пошло купили за франки» — кто он это говорит!

    НКВДшники, которые жрали «еду» тоже впечатлили.

    Не топовый фильм для меня, но очень хороший.

    30 октября 2013 | 00:50

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>