О любви

год
страна
слоган-
режиссерСергей Соловьев
сценарийСергей Соловьев, Антон Чехов
продюсер-
операторЮрий Клименко
композитор-
художникАлександр Борисов, Сергей Иванов
монтажИван Лебедев
жанр мелодрама
сборы в России
$35 000 сборы
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время113 мин. / 01:53
Громкий выстрел разрушает тишину летнего утра. Что побудило расстаться с жизнью молодого человека 15-ти лет? Ответить на этот вопрос пытается герой Александра Абдулова, рассказывающий нам историю своей жизни, в которой были и счастливые, и горькие минуты.

Измена любимой жены и предательство лучшего друга заставили его покинуть семью, когда Володе, которого он ранее считал своим сыном, было всего около пяти…

Последовали годы одиночества, разрубить которые смогло лишь случайное знакомство и несостоявшаяся дуэль. Володя — неизвестно чей сын тем временем вырос. Неловкая интрижка с замужней женщиной, которую мальчик искренне принял за любовь оказалась для него роковой…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по произведениям Антона Чехова «Доктор», «Медведь», «Володя».
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Соловьев выбрал для экранизации произведения, написанные Чеховым — это рассказы «Володя», «Доктор» и водевиль «Медведь». Удивительно гармонично связаны эти ранние произведения, на первый взгляд никак не соотносимые и не имеющие ничего общего. Хотя рассказы «Доктор» и «Володя», на мой взгляд, как будто являются продолжением один другого. Но режиссер очень точно отобрал материал для фильма. Герои переходят из одной новеллы в другую. Герой Александра Абдулова, являясь новым персонажем Соловьева, выполняет еще роль повествователя и связующим звеном всех трех частей. Режиссер постоянно экспериментирует в фильме, синтезирует прошлое и настоящее, соединяет технические достижения разных эпох и применяет как титры с ятями, так и параллельный русскому английский текст. Титры с названием каждой новеллы сопровождаются стуком клавиш компьютера, что отображает современную компьютеризированную действительность и все большую глобализацию и американизацию.

    Художником картины была воспроизведена полутеатральная обстановка: теплые тона, журчание фонтана, колонны и статуи. Прекрасные костюмы и цвета. В общем, атмосфера чеховской эпохи передана гармонично и без излишеств.

    С самого начала фильм держит в напряжении. Мистический антураж… Звучит выстрел. Потом мы видим труп мальчика. «Если ружье появилось в первом акте, в последнем оно обязательно должно выстрелить," — сказал классик, так оно и произойдет. Пистолет постоянно появляется в тех или иных местах по ходу сюжета, но окончательно решает судьбу мальчика в финале. Таким образом, Соловьев применяет кольцевую композицию.

    Первой сценкой является «Доктор», мелодрама, где выясняется, чей сын Миша (в рассказе его зовут именно так). Ольга Ивановна нарисована у Чехова одной характерной краской: отчаявшаяся женщина, которая винит себя в болезни мальчика, она осознает все свои грехи, а расплата за них — ее единственный сын. «Вы знаете, без этого мальчика жизнь не имеет для меня никакой цены», ─ говорит Ольга Ивановна доктору. Для усиления водевильности Чехов привносит звуковой рефрен. На даче веселье, и оркестр оттеняют мелодраму, которая разыгрывается в доме. В итоге мы не знаем, остался ли тот больной мальчик жив или нет. У Соловьева продолжение этой истории мы узнаем от героя Абдулова. У него была счастливая семья, сын Володя. Но всему счастью пришел конец, когда мальчик заболел. К тому же, у его жены был роман с лучшим другом семьи, доктором, который вероятно, является отцом Володи.

    Бабочка, полюбившаяся Ольге, придает героине дополнительное звучание, она так же перелетает с места на место, но в итоге ни с кем не остается. Она не убережет даже своего сына. Словно предупреждение о ее участи была болезнь сына, и она говорит, что так их наказывает Бог, потому что они не ценили этого ребенка. Проводится своеобразная параллель: смерть бабочки, а затем конец счастья семьи. Рассказ о прошлом, где главный герой в исполнении Александра Абдулова восстанавливает минувшие события, изображены в коричнево-желтых тонах, словно состарившаяся фотография. Современность героев Чехова изображена в ярких, сочных красках, насыщенных цветом, а наша современность, где режиссер показал себя и съемочную группу, изображена в черно-белом цвете. Так режиссер хотел подчеркнуть разность, разноцветность, удаленность от настоящего времени.

    В водевиле «Медведь» Чехова комедийность можно наблюдать не только в развязке, но она присутствует во всем произведении: нарочито подчеркнутая скорбь Елены Ивановны Поповой, простоватый грубиян Соловьев; причиной разногласия является денежный вопрос, который задает комичность, основанную на колких репликах героев и их нелепом поведении. У Соловьева водевиль приобретает несколько иной оттенок, появляются фарсовые ноты. Режиссер не акцентирует концовку, она даже наоборот, мелодраматичная. В «ткань фильма» он включает прием литоты, подчеркивающий иронию: карлик, который несколько раз падает в обморок.

    Заключительная часть, самая трагичная, — «Володя». Это история о мальчике, который впервые полюбил. Он встречает Нюту, молодую жену архитектора. Для Володи любовь — это прекрасное, светлое чувство. Но Нюта только смеется над ним, развлекается. Она унижает его, показывает никчемным, некрасивым. Это оборачивается грандиозной трагедией для неокрепшего ума. Своевременным связующим звеном детства Володи и уже его юности появляется воспоминание об игре в паровозики, в которую играли с Володей в детстве и о которой он рассказывает позже Нюте. Этот прием позволяет не только связать две чеховских истории в одну, но и привносит ноту трагизма: беззаботность счастливого детства и трагедия настоящего.

    Режиссер преобразил художественное пространство в оранжерею, и это своеобразная метафо-ра. Места, в которых происходят события, уже сами по себе напоминает это сооружение. Но можно сравнить и любовь с растением, которое выращивается в искусственной экосистеме. Это чувство хрупкое, требующее заботы и внимания, которое нужно оградить от злобы и пошлости, нужно помочь ему взойти. А когда оно окрепнет, то его, как и растение, можно пересаживать на открытый грунт.

    Песни дополняют фильм, обогащая его, внося дополнительные оттенки в смысл происходящего. Очень интересный ход — это выбор песни The Beatles «Happiness Is a Warm Gun» («Счастье — это теплый пистолет»). Вся песня основана на игре слов, которую невозможно полностью передать, сохраняя буквальный смысл. В ней говорится о девушке, которая не слишком скучает, о человеке, у которого глаза блестят, когда он выполняет сверхурочный труд, он сдал жену в Национальный Трест. И припев, который подчеркивает трагичность момента:

    Счастье — это тёплый ствол,
    Счастье — это тёплый ствол, мама.
    Я держу тебя в руке,
    Палец мой на спусковом крючке,
    Все печали вдалеке,
    Поскольку счастье — это тёплый ствол, мама,

    Таким образом, режиссеру удалось достаточно своевременно и точно вмонтировать песню в общую канву повествования.

    Несомненно, что это картина о любви в разных ее проявлениях. О любви во все времена. Рефреном в фильме звучит фраза одного из персонажей А. П. Чехова: «Через двести лет жизнь на Земле станет невообразимо прекрасной». И действительно, в фильме режиссер сделал встречу XIX и ХХ веков, сравнил их, насколько они похожи. Изменились только внешние детали, техника, — когда CD-плeep заменил фонограф, телевизор заменил проектор, но суть осталась та же. И здесь нет назидательного характера, это скорее игровой прием. Чеховская ирония соединяется здесь с иронией Соловьева.

    Пожалуй,

    9 из 10

    28 декабря 2010 | 09:00

    Соловьеву удалось снять поистине романтически-реалистичное кино с великолепными актерами в ролях. Фильм носит название «О любви» и ошибочно ассоциируется с чеховским одноименным рассказом.

    Однако чеховский юмор и дух его произведений и впрямь присутствуют в картине Соловьева, поскольку в одну сюжетную канву режиссером объединены три рассказа глубоко почтенного А. П. : «Доктор», «Медведь» и «Володя».

    Завязка фильма любопытна и угнетающа одновременно. Выстрел. Тишина. Какое-то движение. Потом труп мальчика. И несколько ошеломленных взрослых людей, каждый из которых имел к этому мальчику какое-то отношение.

    Повествование идет от лица героя А. Абдулова. Он был счастливо женат, имел сына, но в один момент его мир рухнул. Мальчик заболел. И выясняется, что у матери мальчика (Е. Крюкова) был роман с другом семьи, доктором (А. Збруев). Более того, и отцовство, похоже, принадлежит доктору.

    Герой Абдулова растерян и унижен. Он покидает дом, уходит от жены и странствует несколько лет. Лишь новая любовь в лице прекрасной вдовы (Т. Друбич) вновь делает героя счастливым. Он общается с сыном, который в сопровождении бывшей жены приезжает к ним с супругой.

    Последняя история — несчастная лав-стори Володи, пятнадцатилетнего мальчика, чей настоящий отец так и неизвестен. В новом доме он знакомится с Нютой (Е. Волкова) — молодой женой архитектора. Эта любовь пркрасна и чиста. Мальчик окрылен внимание Нюты. Но она только смеется, проводит какой-то никому не нужный эксперимент. Его цель — опошлить володино понимание любви, показать мальчику его никчемность. Для ребенка его возраста это просто трагедия.

    Картина Соловьва — квинтэссенция чеховского понимания любви, отношений, даже юмора. Режиссер очень умело и достоверно передает атмосферу рассказов писателя.

    Актеры играют великолепно, завораживающе. В пределах камерного пространства и, кажется, камерной жизни.

    Отлично подобранный саундтрек — песня «Битлз» поражает своевременностью, будучи призванной подчеркнуть трагичность, драматичность ситуации.

    Прекрасный, очень красивый и умный фильм. Рекомендую всем.

    9 из 10

    30 июля 2008 | 20:36

    Данное кино прекрасно тем, что очень старательно навевает ощущение театрализованности, присутствия театра, на всём протяжении. Прекрасно ещё и тем, что позволяет взглянуть на чувства и отношения с иной, более чистой стороны, без присущего налёта гламурности и современности отношений между мужчиной и женщиной присущих большинству кинопродуктов последнего времени.

    Есть романтика и таинственность, глубина чувств и чистота стремлений, полёт души и открытость сердца. Завораживающее творение дающее фору другому известному режиссеру (Михалкову) в отображении глубины человеческой души и отношений.

    10 из 10 Абдулову лично. Спасибо Вам Александр Гаврилович!

    19 июня 2008 | 03:08

    Я был наслышан, но не насмотрен якобы о фирменной детали Соловьева — снимать о юном себе, о неразделенной любви и прочее. Может быть, режиссер действительно любит показать свою молодую изнанку, но он делает это необыкновенно хрупко, робко и нежно. И фильм «О любви», исключительно на мой взгляд, лучший, из всех снятых на данный момент Соловьевым.

    В семье Смирновых все неоднозначно: где-то ложь, где-то правда. Непонятно, доктор ли отец Володи, или Григорий Степанович, оно и не важно. Когда я увидел глаза героя Абдулова, полные слез и неумолимой тоски, когда он невольно подслушивал очередное откровение собственной жены, я понял, правда только в одном — в стонающем и умирающем Володе за стенкой. И пока мальчик корчился от боли на кровати, мать, которая дрожала на плече у доктора за жизнь сына, почему-то в следующий момент начинает плести сеть лжи, будто Николай Трофимович и есть отец Володи. Так что материнские и прочие чувства Ольги Ивановны я не считаю абсолютно искренними.

    В главе «Медведь» продолжает раскрываться женская тема фильма, и Таня Друбич ведет эту тему, выражая в своей героине все, что влечет любого настоящего мужчину: огонь, порыв, страсть, и одновременно холод, долька отчужденности и безмятежности. И герой Абдулова, имевший опыт отношений с множеством женщин, цепляется за этот острый крючок любви. Но в определенный момент в жизни Смирнова снова появляется его прошлая семья — чудом выживший после болезни Володя и стареющая бывшая жена.

    Глава «Володя» — самая объемная, проникновенная и даже шокирующая. Преисполненная бесовством и женским лукавством, Нюта окутывает юношу, заставляет его страдать, мучиться, унижаться. Ее забавляет эта первая страсть, которую мальчик всеми силами пытается выразить, ее забавляет его искренность и вера в то, что это и есть настоящие чувства. Да, как слепа и пряма, горяча и безудержна первая мальчишеская любовь, и сколько она страданий приносит. И, признаюсь честно, при просмотре финальной сцены у меня в голове проскочила мысль — лучше бы он умер тогда, в детстве, еще не окутанный ложью, лучше бы умер от самой простой лихорадки, а не от уничтожающей любви. И как же все-таки гадко поступила эта самая Нюта, не думая о том, что в результате ее последних слов, сказанных мальчику, она обрекает себя на муки совести на всю оставшуюся жизнь.

    Мне понравился художественный образ не меняющегося времени, постоянной субстанции, выраженного в словах бессмертного Чехова — «через сто, двести лет, жить будет значительно лучше, и мы увидим небо в алмазах…». Безусловно, это сарказм, но очень горький и правдивый. Смешение времен показано и в сцене, когда Володя слушает плеер, в сцене на веранде со съемочной группой.

    Что дают время и любовь? Пожалуй, ничего, кроме мудрости и страданий, из которых можно получить важные и полезные уроки жизни.

    P.S. Музыка в фильме великолепная, особенно вальс, пока идет титры — хочется слушать и переслушивать.

    10 из 10

    26 июля 2011 | 04:25

    Очень понимаю тех, кому фильм придется не по вкусу — Сергей Соловьев при всем эклектизме очень самобытный стилистически режиссер, пестрый, со специфическим юмором и любовь к его фильмам — дело вкуса. Тем более, что фильм «О любви» не то, чтобы уж только про любовь и ближе во многом к «Черной розе» нежели к экранизациям Чехова. Еще ближе он к «Чеховским мотивам» и муратовским интонациям, а во время просмотра у меня не раз возникали ассоциации, что стилистика и манерность Ренаты Литвиновой является соразмерной стилю фильма.

    Интерпретация Чехова получилась совершенно декадентской, с визуальными импровизациями на тему Серебрянного века. Отсюда подобраны женские типажи, вкраплены романсы и фортепьянные наигрыши. Очевидно, что декаданс в стилистике Ренаты Литвиновой не всем по душе.

    Визуально фильм совершенен. Наверное, можно было бы обойтись без дублирования на английском языке титров, вкрапления цитат из Чехова бегущей строкой и набора наименований подглавок через «окошко» компьютера. Самолюбование режиссера привело к вкраплению кадра со съемочной группой — небольшого и необязательного, призванного, понятно, подчеркнуть условность происходящего на экране, хотя именно условность и без того очевидна. Допускаю, что и без песни «Битлз» можно было бы обойтись. Право, на фоне проделанной художниками, декораторами, костюмерами, звукорежиссерами работы все это сущие пустяки, говорить о которых приходится именно из-за высочайшей планки зрелища.

    Идейной составляющей фильм пустоват и конгениальным Чехову не является. По существу, перед нами маньеризм, эстетство чистой незамутненной воды и Чехов с любовью играют в нем ту же роль, что детективная составляющая в «Контракте рисовальщика» Гринуэя.

    Огромное удовольствие наблюдать на экране за Абдуловым, который лет после сорока уже вышел из образа «красивца» и обрел какую-то невероятную киногеничность, содержательность при воплощении на экране. Не то, чтобы он исполнил выдающуюся роль, но наблюдать, как Абдулов поет роман или играет с ребенком (или собакой) очень отрадно при неизбежной грусти оттого, что он уже ушел и больше ничего подобного не сделает.

    Любоваться Татьяной Люсьеновной в красивых одеждах на фоне соответствующих декораций готов без ограничений во времени. Красота не вечна, увядание всех затронет, поэтому очередная фиксация на камеру преходящей красоты благотворна сама по себе. Нечастые у Соловьева Крюкова и Волкова очень удачно стилизованы и вписаны в антураж, составляя с Друбич впечатляющее трио.

    Видимо, почувствовав, что неизменный Баширов будет в роли лакея лишим, С. А. заменил его карлой, фиксирование гримас которого является чрезмерным.

    Тот случай, когда визуальные достоинства фильма настолько хороши, что пустоватость, авторское выпячивание, неорганичность интонации в рассказе истории про мальчика сравнительно с остальным не влияют на высокую оценку фильма.

    9 из 10

    4 декабря 2012 | 07:32

    Заголовок: Текст: