Давным-давно я смотрел этот фильм, но через столько лет он мне вновь попался в поле зрения, и я решил пересмотреть. Потому что многие про него не знают, а зря, так как даёт это кино хорошую конкуренцию многим современным ужасам. Поговорим сегодня о фильме Льюиса Тига по книге Стивена Кинга «Куджо».
Оценивать данное кинопроизведение мы будем по таким критериям, как сюжет, актёрская игра, soundtrack, а также важным для ужасов критерием, как атмосфера.
Сюжет: У неблагополучной семьи, в которой жена изменяет мужу ломается автомобиль жены. Они отвозят автомобиль мастеру, собаку которого укусила Летучая Мышь, чем заразила его бешенством. Вот и начинается весь ужас. Скажу честно для 1983 года сюжет можно назвать достаточно свежим. С первых минут сюжетная линия тебя затягивает и не отпускает по самый конец. Сейчас, даже с таким сюжетом редко можно найти ужастики. Поэтому мне честно сюжетная линия очень понравилась. Я не читал книгу Стивена Кинга, поэтому говорить о соответствии первоисточнику не могу. Если даже такого соответствия нету, то сюжет очень интересный, повторюсь ещё раз. И так прямо с первого раза не могу я найти минусы, но скажу одно. Сюжет очень простой без каких-либо острых сюжетных поворотов. Клеше, конечно, присутствует и не собирается уходить, но это явно не мешает при просмотре. Итого, этот критерий максимально средний, нету чего-то сверхординарного, то есть сверхъестественного или демонического. Всё объясняется обычным бешенством, хоть и не типичным своим проявлением. И от своей вот этой простоты и становится интересно следить за развитием сюжетной линии. Не зря же говорят, что сила в простоте. Вот этот критерий максимально хорошо олицетворяет это выражение.
Актёрская игра: Особо выделить кого-то не могу. Мне очень понравились практически все. Образ каждого герой более-менее был раскрыт, чувствовалось, что это реально персонажи, а не просто говорящие декорации. Эмоциональное составляющее такое же хорошее, актёры, даже Дэнни Пинтауро, который сыграл Теда Трентона, показывали очень хорошую игру с эмоциями. Поэтому ничего против сказать не могу. Второй план не очень, есть не мало просто непонятно для чего добавленных героев, ради массовки, наверное. Но знаете, этот критерий тоже такой максимально средний. Нету ничего выдающегося или вообще плохого. Итого, мне лично подбор актёров понравился, игра их тоже понравилась. Ты реально сопереживал героям, что уже о многом говорит, но это не делает данный критерий высокого уровня.
Soundtrack: Музыкальное сопровождение фильма достойное. Это больше даже не музыкальные какие-то композиции, а просто мелодии. Отчётливо слышались мотивы классики, то есть трубы, скрипки, пианино и так далее. Всё это делает восприятие фильма очень приятным. Где надо, этот soundtrack даёт немного напрячься, испугаться, расслабиться. Поэтому критерий достойный, а для ужаса это не мало важно. Итого, мне музыкальное сопровождение очень понравилось, оно не запоминающееся, но этого от ужастиков никто и не требует. Со своей задачей soundtrack справляется и слава Богу.
Атмосфера: Атмосфера для любого кинопроизведения жанра ужасы имеет чуть ли не главную роль. Здесь атмосфера сделана очень достойно. Как удивительно, что иногда, чтобы напугать зрителя не надо прибегать к скримерам, духам, преисподней, а просто показать реальный страшный случай, так как бешенство - это очень страшная болезнь, которая, если вовремя не пресечь, станет причиной потери вами вашего любимого питомца. И вот эта обычная болезнь, хоть она опять же здесь очень нетипично показана, так нагнетает атмосферу, что твои глаза реально становятся круглой формы. Также этому всему придаёт мрачности, а собственно атмосферы и тот факт, где располагаются главные герои. А именно несколько дней находятся запертыми в автомобиле не самом большом, что самое главное без воды, еды, одежды, душа, а также в месте, где обычный человек случайно проходить не сможет. Всё это в совокупности даёт просто сильную атмосферу, и ты сам начинаешь за героев переживать и видишь себя на их месте. Итого, данный критерий мне очень понравился. Он сделан в этом фильме реально хорошо. Отдельной похвалы заслуживает сам Сенбернар, который не всегда участвовал в ценах, так как иногда вместо него использовались роботы, а иногда даже сами люди переодевались. Поэтому графика очень хорошая, тем более для того года.
Таким образом, фильм жанра ужасы с элементами триллера «Куджо» мне понравился. Я не скажу, что данное кино какое-то шикарное и так далее. Этот фильм пример того, что как минимум должно быть в ужастике, а именно атмосфера и нормальная актёрская игра. Фильм далеко не шедевр, не удивительно, что о нём мало кто слышал, но после просмотра вам реально понравится. Да, есть здесь проблемы с логикой, что для ужаса типично, так как после укуса бешеной собаки человек, если сразу не пойдёт лечится, то последствия будут тяжёлые. Тем более, если ещё укус сделан такой грязной пастью, как было у пса с этого фильма, как минимум ходить человек этой ногой точно бы не смог, а-то и самочувствие в первый же день потерял бы, но это фильм ужасов, поэтому строго за вот такие моменты судить не имеет смысла. Я рекомендую к просмотру, так как «Куджо» - фильм неплохой, местами очень даже интересный, с достаточно хорошей игрой актеров. Но ему не хватает еще многих мелочей, чтобы получилось что-то шедевральное, которое хочется пересматривать ещё и ещё. Надеюсь, эта рецензия была полезна. Спасибо за внимание!
Рецензия могла бы быть зеленой, если бы не финал фильма…
Куджо
Жил-был пес! Хороший, мохнатый, здоровый. Воровал сардельки из дома. Носился за кроликами по полю. Все звали его – Куджо. Однажды, этот родственник Бетховена (по материнской линии), засунул свою морду в одну большую нору. Гавкал, гавкал, да и поплатился. Укусила его за нос летучая мышь, которую он разбудил. А спустя время, Куджо вдруг понял, что хочет убивать людей. Ведь люди – ужасны…
Иногда Стивен Кинг безумно раздражает своим языком. Я не помню вашего “Куджо”, потому что валялся пьяный в те годы, а если не пьяный, то точно под наркотой. И апофеоз кинговского бреда, ему понравилась данная экранизация. Сидел на стуле и умничал. Да, замечательное кино, страшное. Великолепно экранизировали. Дом у дороги.
Либо Стивен Кинг не читал свою же книгу, либо старик просто сдает. Ведь товарищ режиссер (по фамилии Тиг) разрушил “Куджо” одним взмахом руки. Все пишут про ужасную концовку. Конечно, нельзя так было заканчивать. В ней нет никакого смысла. Т. е. перед нами абсолютно бессмысленное кино, банально про собаку.
Кинг не писал про собаку. Кинг не писал про выживание, как многие это отмечают. Кинг писал про отношения между мужчиной и женщиной. Я возненавидел людей, когда дочитал это произведение. Мне было больно и тошно. Когда я посмотрел фильм, то просто зевнул. Скучно, товарищи. И не особо интересно, к сожалению.
Но, даже если перестать сравнивать, кино все равно не сможет засиять яркими красками. У Тига получается снимать маленькие зарисовки (смотрите Кошачий глаз). На полтора часа его явно не хватает. Очень много стремных моментов. Например? Здоровые мужики не могут дать отпор Куджо, зато моя сладкая малышка Ди – спокойно. Про тупизм с пистолетом лучше умолчу.
Пацаненок отыграл на пять с плюсом. Ди вообще не умеет плохо играть, а вот муж был каким-то невзрачным. По поводу атмосферы ужаса. Когда на тебя бежит огромный сенбернар с пеной изо рта – это всегда жутковато. Еще бы хвост его (виляющий от радости) не показывали, а-ха-ха.
Короче, одноразовое получилось кино. Смотреть можно, но не ждите шедевра. Надо было снимать другому режиссеру, честное слово.
P.S.
Оператор фильма – Ян де Бонт. Будущий режиссер “Скорости”!
Смотрела этот фильм в начале 90-х, потом пересмотрела в 2014 году.
Книгу читала 2 раза.
Про фильм ничего плохого сказать не могу, для своего времени фильм снят неплохо. Собака снята убедительно. Персонажи показаны без блеска, но вполне себе неплохо...
Конечно, как всегда у Кинга, больше внимания в книге уделяется внутреннему миру персонажей, очень много мыслей, очень много описаний того, как меняется с течением болезни окружающий мир для Куджо, как становятся монстрами когда-то родные лица, в фильме это, вполне естественно, трудно показать в полной мере.
Но в целом, экранизация вполне себе приличная, справились с ней на 7, по моему скромному мнению, что уже неплохо.
Собака действительно выглядит больной, измученной и изуродованной болезнью, а люди действительно выглядят загнанными в угол этим монстром, они заложники ситуации, они жертвы.
Стивен Кинг часто в своих произведениях под монстрами скрывает более привычные и обыденные, но оттого не менее страшные бытовые ужасы. Вспомним 'Кэрри', где наибольшее зло - это гонения и неприятия сверстников и домашняя тирания. Или 'Мизери', где вообще нет ничего сверхъестественного. И вот перед нами 'Куджо', повествующий о взбесившемся домашнем псе, который нападает на людей.
Вроде бы обычная, ничуть не выдуманная история, но как она подается!
Если говорить о фильме, он снят довольно неплохо. Это и сцены погони собаки за зайцем, и сцены нападения на людей (кроме атаки на шерифа Баннермана, там как-то смешно все выглядит). Особенно запоминается противостояние матери с ребенком, запертой в автомобиле, и ужасного пса, стерегущего их неподалеку. Естественно, ведь это и есть высшая по напряжению сцена картины.
Актеры играют достаточно хорошо, чтобы понимать сюжетную линию, но недостаточно, чтобы ярко запомниться после просмотра.
Работа с собакой (точнее, с собаками, ведь на съемках было задействовано 5 псов) проведена хорошая, на экране действительно возникает пугающий и отторгающий в своем бешенстве зверь.
И, конечно, ужас и трэш с разорванными глотками людей прикрывает социальные проблемы одной американской семьи (а в романе двух семей, в кино линию Кэмберов не раскрыли).
Вот что сильно не понравилось, так это концовка фильма. Мало того, что она получилась резкой и смазанной, так еще и отличной от финала книги, что совсем не правильно, на мой взгляд. За счет этого минуса выше 6 рука поставить не поднимается. Хотя в целом экранизация достойная.
6 из 10
Для режиссера Льюиса Тига этот фильм стал первой адаптацией Кинга, и уже через пару лет он снимет 'Кошачий глаз', где главную роль снова сыграет животное - кошка.
Сенбернара по кличке Куджо, кусает летучая мышь и из доброго, верного пса он превратился в бешеную собаку, которая начинает терроризировать местных жителей.
Стивен Кинг пишет о многом, и это многое преследует несчастных людей, обрекая порой на мучительную гибель. Призраки, инопланетяне, проклятия и насекомые, все несет угрозу, но именно в этом романе символом страха стала собака. В этом я усматриваю горькую усмешку, лучший друг человека одним взмахом пера стал символизировать страх.
Главной звездой фильма, несомненно стала собака сенбернар, которая по всем пунктам переиграла людей, создав вокруг себя неимоверно сильную энергетику и атмосферу, превратив обычную ленту о бешеной собаке в культовый фильм и сделав из Куджо, одного из самых страшных героев в фильмах ужасов.
Стивен Кинг сам как то признавался, что роман «Куджо» был написан им в период личного кризиса. Он тогда сильно пил и остро нуждался в деньгах, а поскольку по правилам издательства платили за количество слов, он не сильно заботясь о конечном результате начал насильственно растягивать в общем то камерный сюжет про взбесившегося сенбернара, который при желании вполне можно было бы напечатать в виде небольшого рассказа в каком ни будь журнале. Поэтому все претензии к художественной структуре этого романа, как бы тонут в нуте, если знать обстоятельства его создания и откровения касательно самого произведения, его автора. Поэтому не стану слишком пенять Стивена Кинга за много лишнего, ненужного для развития и продвижения сюжета, всей этой так называемой «воды». Поскольку выкинуть при экранизации книги это было нельзя, иначе сюжета было бы лишь на короткометражку. Да и говоря откровенно, все эти семейно –бытовые склоки разных персонажей, попадающих в поле зрения читателя / зрителя - не кажутся скучными, не смотря на то, что по сути затягивают сюжет, нагромождая на прямую не относящиеся к нему детали. Например, история любовного адюльтера жены героя, который не может посвятить всё время семье из - за полнейшего аврала на работе, напряжённые взаимоотношения неверной и её любовника, по совместительству их общего с мужем приятеля, склоки в семье ремонтировавшего их автомобиль механика, история с его супругой выигравшей в лотерею и прочие эпизоды – не смотря ни на что, увлекательны и на какое то время ты забываешь, что кино вообще то про огромную бешеную псину, а не социально – бытовая драма с элементами триллера. Что в общем то, Стивену Кингу удаётся не меньше, чем всякие «чистые» ужасы с привкусом фантастики.
В центре внимания, как уже было сказано выше, вовсе не большой сенбернар по кличке Куджо, которого во время погони за случайно попавшимся ему на глаза зайцем, кусает чем то инфицировавшая его летучая мышь. А несколько существ человеческого рода, которые выясняют свои более – менее запутанные отношения и досужие проблемы. Семьянин Тэд Трентон уличает благоверную Донну в измене, со своим приятелем Стивеном, который помогает им с ремонтом мебели. Этот самый Стивен начинает домогаться до принявшей решение от него уйти любовницы, в то время, как Тэда срочно вызывают в другой город, на слушанья по поводу обнаруженных вредоносных препаратов в рекламированных его компанией кукурузных хлопьях. В то же самое время, их знакомый автомеханик Джо Камбер, в тайне от собирающийся на выходные уехать к родителям жены, планирует устроить вместе со своим выпивохой – дружком небольшой раскардаш с выпивкой, бейсболом и девочками. Эти истории развиваются одновременно, постоянно перетягивая внимание зрителя с одной на другую. Поэтому сюжет фильма кажется насыщенным и ощущения затянутости не возникает. Но, справедливости ради, подлинное развитие событий начинается в тот момент, когда сумасшедшая, громадная псина выходит на «тропу войны». Пёс жестоко терзает попадающих под раздачу людей, в то самое время, когда на ферму к его хозяину – Джо, приезжает показать неисправное авто Донна вместе с меленьким сыном Виком. Вскоре мальчишка поймёт, что есть в этом мире что то пострашнее выдуманных ночью монстров, слова с «заговорами» от которых, ему специально на тетрадном листке выписал уехавший в командировку отец. Бешеная собака проявляя просто феноменальную упёртость и физическую силу, начинает караулить молодую мамашу с чадом, не позволяя тем даже высунуться из заглохнувшей по среди двора машины, от которой вскоре останется груда покорёженного металлолома. Осложнять ситуацию попавших в беду героев будет палящее солнце и отсутствие питьевой воды, а так же невозможность связаться с кем то из города для помощи – действие книги и соответственно фильма, развивается в начале 80-ых - мобильных тогда ещё не изобрели, и телефон на ферме только один – он время от времени бестолково трезвонит в глубине дома, своим звоном раздражая и без того злобного пса, жаждущего добраться своими слюнявыми клыками до глоток потенциальных жертв, которых он около суток высиживает подле машины…
Сценарий написанный на основе романа Стивена Кинга, Доном Карласом и Лоуренсом Куррье смог вполне увлекательно рассказать историю о женщине с ребёнком, которую атакует огромная собака. Все эпизоды с сенбернаром поставлены крайне эффектно, что в общем то не удивительно, поскольку ради них то, всё кино собственно говоря и снималось. Саундтрек Чарльза Бёрстина умело играет на нервах, сидящих в напряжении от просмотра зрителей, а превосходная и изобретательная работа оператора ленты, мэтра Яна Де Бонта – не позволяет фильму Льюиса Тига ( больше известному по телесериалу «Детектив Нэш Бриджесс» ) устареть, уже более 30 –ти лет после его создания… Однозначно рекомендовать к просмотру «Куджо» не возьмусь, ибо это не лучшее из того, что было придумано Стивеном Кингом или вдохновлено его творчеством. Но все поклонники культового американского писателя наверняка уже этот фильм смотрели, или ещё посмотрят без какой либо посторонней рекомендации. А вот любителям качественного, остросюжетного кино, посоветовать обратить своё внимание на эту картину стоит. Хотя бы, что бы помнить о том, что громадный сенбернар - не обязательно добренький обаяшка – Бетховен…
Гениальный Стивен Кинг и не плохой фильм по его произведению
Куджо, фильм успевший стать культовым, на котором выросли много поколений, но это далеко не всегда значит, что кино будет хорошим, но Куджо не разочаровал. Очень давно хотел посмотреть этот фильм, но все думал что потрачу время зря, потомучто по отличной литературе, далеко не всегда получается такое же хорошее произведение кинематографа, тем более оценка не внушала доверия. Но очередной раз убедился, что лучше всего посмотреть самому, ибо у каждого человека свой вкус. И мне Куджо очень понравился, хоть местами он был нереалистичен, но это особо нечего не портит.
Нереалистичность тут передаётся самим псом заражённым бешенством. Нет такая болезнь естественно существует, тут дело в другом. Обычно животные заражённые бешенством больше двух дней не живут, не знаю причину я не ветеринар но статистика нам говорит об этом. Тут сенбернар по кличке Куджо, прожил достаточно много и если не тот факт каким он образом умер, мне кажется прожил бы ещё. Ну конечно когда в жанрах видешь слово Ужасы, о реалистичности в большинстве случаев можно забыть, но все таки есть фильмы которые реалистичны и страшны одинаково.
Режиссёра снявшего это кино зовут Льюис Тиг. До Куджо он нечего такого хорошего не снял, это был его первый качественный фильм. Но вот после, он снял такое хорошее кино как Кошачий Глаз, мне кажется каждый должен знать про этот фильм. Больше о нем сказать нечего. Перейдём к оценке каждого главного пункта в любом фильме.
Сюжет(8 из 10). Сюжет в фильме очень свежий, такого мы ещё не видели. Очень смелый шаг, это я уважаю. Но в фильме присутствуют маленькие ошибочки, маленькая нереалистичность и предсказуемость в некоторых моментах. Но за очень свежую идею в кинематографе и не плохо скопированным сюжетом из книги Стивена Кинга, по моему это достойно уважения, оценка вполне заслуженная.
Атмосфера(8 из 10). Очень приличная атмосфера, конечно не особо пугающая но опять же это для нас, тогда этот фильм много кого вероятнее всего испугал. По мне было бы лучше, если бы сняли в тёмное время суток, это добавило бы ещё более жуткую атмосферу. Но что есть то есть, жаловаться бессмысленно.
Актёрская игра(10 из 10). Актёры сыграли очень хорошо. Были хорошие и реалистичные эмоции и каждый передал свой образ. Сами личности современному зрителю не очень известны. Но я некоторых знаю, это наверно ветеран киноиндустрии Ди Уоллес Стоун которая снялась в моем одном из любимых сериалов Гримм, или Дэниэл Хью Келли который снимался тоже в очень известном сериале Сверхъестественное.
Графика(7 из 10). Не смотря на год, графика в фильме очень хорошая. Знаете в таком стиле старых фильмов Ужасов, глаза радует и атмосферу придаёт. Хорошо постарались.
Музыкальное сопровождение(7 из 10). Очень красивая музыка была в фильме, некоторые композиции я даже запомнил. Она придаёт своей атмосферы и самое главное её вставляют там где надо.
Итог, Куджо очень хороший фильм Ужасов. Я был приятно удивлён после просмотра, здесь я могу сказать смело, это достойная классика жанра. После просмотра остались только позитивные эмоции. Яб хотел поставить 10 но все таки ошибки в фильме присутствуют, значит к сожалению он не идеален и шедевром его назвать не получится. Но как минимум отличным фильмом Ужасов можно называть смело. Рекомендую к просмотру как и фанату жанра так и обычному зрителю.
Кто такой монстр? Всегда ли он прячется в шкафу? Озверевший, безжалостный, потерявший рассудок - на первый взгляд кажется, что речь идёт о страшном демоне из ада, но перед нами обычный сенбернар Куджо, заразившийся бешенством. Да, не всегда чудовище метает молнии и перемещается со скоростью света… Но страха он вызывает куда больше, а всё потому, что он реален! Любой может встретиться с озверевшей собакой. Стивен Кинг признался: роман он писал в состоянии сильного алкогольного опьянения. Льюис Тиг не бухал на сьёмках, но фильм получился таким же отличным, как и роман.
Начать с того, что во время сьёмок не пострадало ни одно животное, а четвероногие актёры сыграли не хуже людей, пойдя в роль кровожадного чудовище. Пёсики хорошо изображают монстра, правда, частенько за окровавленной шерстью мелькали добрые «человечные» глаза. Всё же загримировать и натаскать собаку на роль бешеного чудовища можно, а превратить - ну если только заразить этим самим бешенством.
Актёры-люди сыграли блестяще. На мой взгляд лучше всех с ролью справился юный Тэд (Дэнни Пинтауро). Очень живо, искренне он плакал, задыхался. Стоит отметить, что поведение ребёнка в фильме было очень реалистичным. Мы привыкли видеть в кино, что маленькие дети в случае опасности превращаются в неких бесстрашных супер-героев, которые, минуя психологию, с палкой в руках и отвагах в глазах бросаются на помощь родителям, заставляя врага ретироваться. На самом деле не так. Детей пронзают страх, они забиваются в угол, когда есть возможность сбежать, и плачут, просятся к папе...
Достоинство фильма - в его реализме. Монстры не живут в шкафу, они таятся по соседству. Бешеным Куджо Кинг и Тиг как бы показывают: «не стоит выдумывать страхи, бойтесь настоящих врагов - будь то дикий зверь, попавший не вовремя на пути у заблудившего путника в лесу, или ваш сосед, прекрасный на вид человек, но кто знает, какие секреты он хранит в шкафу? Не выстрелит ли он вам в голову? Не спустит ли собаку на вас?»
Бедняга Куджо стал символом страха, истинного врага. А был когда-то он обычным псом, «если понадобиться, готовым умереть за Хозяина, Хозяйку и Мальчика»...
Молодая женщина Донна Трентон кисла в мареве липкой повседневности, точно молоко под палящими лучами солнца. «Заботливая мать, хорошая домохозяйка…» – этот приторный список характеристик среднестатистической американки она не так давно разбавила грязным, но приятно будоражащим термином «неверная жена». Жалея себя и ненавидя, Донна мучилась угрызениями совести, винилась перед мужем, возможно каялась перед Богом. Но могла ли она предположить, что тяготы рутинного существования улетучатся, когда на ее пути возникнет здоровенный пес по кличке Куджо. Сенбернар-увалень, что также томился в теплых парах непонятной дурноты, природа коей была все же иного рода – бешенство. Фильма Льюиса Тига «Куджо», повествующий о противостоянии хрупкой женщины и одуревшей собаки, является экранизацией одноименного романа Стивена Кинга. Бешеный пес, представленный в фильме главным антагонистом, в первоисточнике был лишь еще одним мазком на художественном полотне прозаика. Важным, но не определяющим его суть. Несмотря на звучное прозвище «король ужасов», известный писатель всегда был далек от образа мрачного арлекина, развлекающего публику примитивными пугалками про чудовищ. Как минимум тонкий психолог, как максимум исследователь человеческой природы, Кинг создает сложные и многослойные произведения. Каждая, даже самая короткая история Короля представляет собой ретроспективу жизни всех действующих лиц. Соединяя звенья случайных событий, хронологически разрозненных и порой совершенно диаметральных друг другу, американский прозаик кует цепь, которую неспешно наматывает на шеи героев, сдавливая тугими кольцами ужаса.
Роман «Куджо» своим содержанием уходил за пределы осязаемого, скребя когтями неприятных истин по стеклу человеческого самообмана. Инфекционная болезнь, поразившая дружелюбную собаку, как визуальная метафора душевно больного общества проходит через все произведение Кинга. Ежесекундно люди исходят от вируса бешенства: стабильность и социальная защищенность, к которой так стремится каждый второй, приводит в итоге к вспышкам безумия. Когда жены в исступлении брызжут ядовитой слюной, сходя с ума от однообразия дней. Когда мужчины отстраненно принимают участь конвейерной ленты, чередуя работу, пиво и редкую ночь сексуальных утех, больше напоминающую совокупность произвольных рефлексов. Безысходная пропасть личной нереализованности, неумолимого старения и не подающего признаков жизни воодушевления пугает, затягивает, убивает. Донна и Вик Трентон – главные герои романа и его экранного воплощения – стали жертвами типичной ситуации, когда жизнь нормальна настолько, что становится тошно. Вплетая внутренний дискомфорт своих персонажей в сеть будничных хлопот, Кинг наполнил пространство книги удушливым предчувствием неизбежной беды. Когда достигнув точки невозврата, человек воссоздает по памяти события прошлого, с ужасом осознавая – нелепые совпадения и проходные моменты были указателями дороги в ад. Знаками приближающегося распада жизни на «до» и «после». Если «после» вообще наступит.
Фильм Льюиса Тига хоть и снят на редкость близко к тексту первоисточника, все же далек от Марианских впадин кинговской безнадеги. Где непримечательные эпизоды жизни как зияющие рты пещер скрывают стаи летучих мышей, только и успевающих распространять заразный вирус духовной смерти. Довольно сжато показывая семейный разлад главных героев, сценаристы вывели на первый план картины другой лейтмотив произведения – человек и не поддающаяся контролю ситуация. Банальная уловка сознания о том, что плохое случается с кем угодно, но только не с тобой, практиковалась и в голове Донны Трентон. До тех пор, пока вместе с четырехлетним сыном она не оказалась заложницей бешеного пса. Абсурдная ситуация – одна собака держит на привязи двух людей. Женщина с ребенком добровольно сидят в заглохшей машине, постепенно раскаляющейся от летнего зноя. Время – вот что имеет вес в любой жизненной ситуации. Главное не упустить момент. Но Донна ждет. Как любой человек, не готовый к ударам судьбы, женщина надеется на чудо. Кто-нибудь обязательно спасет их и уже через несколько часов она посмеется над происшедшим. Но так бывает только в сказках. Реальность куда свирепее смотрящего на Донну больного животного. Она проглотит уверенность человека в завтрашнем дне и не подавится.
Режиссеру крайне точно удалось передать состояние цепенящего ужаса, трансформирующегося в оторопь. Камера подобно дикому зверю обходит машину с разных сторон, предлагая зрителю сотни различных ракурсов. Крупные планы обессилевших героев сменяются видами «со стороны», когда объектив смотрит остервенелым взглядом Куджо. То замирая на месте, то резко меняя экспозицию, режиссер нагнетает напряжение, в кульминационные моменты разгоняя кадр до укачивающего головокружения. Тиг, подобно Кингу, уделяет особое внимание деталям. Капли пота, застывшие на озадаченном лице Донны, или закатившиеся от спазм белесые глаза он снимает столь же тонко, что и чарующие своей красотой пейзажи. Восходы, закаты, утонувший в густом тумане готический лес. И на фоне дикой природы пес, переживающий иррациональное перерождение. От добродушного плюшевого зверя осталась лишь оболочка, изрядно потрепанная, заляпанная болотной тиной, густой кровью и пылью. Слюнявый монстр с гнойными подтеками на морде - рычащий, клацающий зубами, бьющийся в агонии о борта машины и смыкающий челюсти на плоти своих жертв - столь правдоподобен, что все происходящее на экране вводит в состояние аффекта.
Дети боятся монстров, скрывающихся в ночной мгле, а родители со знанием дела твердят, что их мандраж - напускное. Но как однажды заметил сам Кинг, «мы сочиняем ужасы, чтобы помочь себе справиться с реальностью». Ведь непредсказуемость бытия шокирует сильнее, чем бережно хранимые подсознанием страхи. Фильм «Куджо» отлично интерпретирует эту мысль, резкими рывками потряхивая зрителя за плечи и грозя пальцем. Экранизация на фоне романа вышла довольно примитивной, однорядной, с варварски измененной концовкой. Однако финал соответствует общему настроению картины Льюиса Тига, где происшедшее - не расплата за ошибки, но предупреждение. Там, за границей ночных кошмаров, пролегает суровая пустыня действительности и монотонно твердя побледневшими губами «это не правда», «это случилось не со мной», ее не прогонишь. Остается либо надеяться на других, либо действовать самому. Иного не дано.
Такое может быть только в кино. Когда фильм подходил к концу, я заметно поднапряглась, да что там говорить, я почти все время была в напряжении, но концовка была значимой, она решала, как сильно будет отличаться от финала книги. И, пожалуй, я осмелюсь это сказать – такой конец меня вполне устроил, и даже успокоил.
Когда читаешь, ты хоть и представляешь сюжет, но все равно смутно. Когда же смотришь – перед тобой открываются сразу плохое и хорошее: задумка режиссера, сценарий, игра актеров и их характер.
Куджо произвел на меня впечатление, такой пес вряд ли кого-то оставит равнодушным. Прочитав саму книгу, я думала, что фильм будет чем-то средним, унылым, пассивным, как большинство экранизаций Кинга (не считая Мизери, моей любимой Мизери). На мое удивление, этот фильм, который блеснул режиссерской отсебятиной, мне понравился, и держал в напряжении очень долго.
Просто хочу отметить плюсы-минусы:
1.Пожалуй, главный плюс – концовка: Тэдди в порядке.
2.Нанесение вреда Куджо показывать не стали – грубо говоря, бомбануло бы от этого у многих.
3. Характер главных героев здорово отличается от книги.
Кинг показал Вика мужчиной более старше, но и слабохарактернее. Этакий романтик, переживающий внутри себя семейную драму. Вечно с собой споривший. Не решительный (ну только в конце). Фильм нам представил Вика более мужественным, стойким, принимающим решения быстро и бесповоротно.
Донна не отличалась ни силой, ни характером, просто не отвечала за свои поступки и обладала слабой психикой. Фильм дал ей облик, дал ей характер, материнскую любовь, да, черт возьми, она крутая женщина! Ее игра мне очень понравилась.
К минусам я бы отнесла
1. Тэдди. Прости, парень, но в книге ты был гораздо сильнее и смышленее. Не смотря на то, что тебе там было всего (!) 4 года. Фильм показал тебя, откровенно говоря, правильно – истеричным малышом. Ты в опасности, что еще делать – как не плакать, не биться в истерике. Но это мне не понравилось. Кроме игры с приступом – аплодирую стоя.
2. Роджер, Бретт, Черити – вам вообще места не давали в фильме. Меня огорчило, что не стали делать сюжетную линию про этих людей, про их судьбы, их взаимоотношения в семье. Я понимаю, что главным очагом действий являетесь не вы, но без вас было пусто.
3. Ляпы, ляпы, ляпы… то есть кровь – то нет крови. То день на улице, то внезапно ночь. То кетчуп на собаке – то уже горчица. И все в таком духе. Но это фильм не омрачает. Просто это есть.
Несмотря на это многословие фильм «Куджо» мне понравился. Я испытала бурю эмоций, от паники и переживания за героев, до облегчения и восхищения ими. Ну и заводите котиков, а то мало ли.