всё о любом фильме:

Андалузский пес

Un chien andalou
год
страна
слоган-
режиссерЛуис Бунюэль
сценарийСальвадор Дали, Луис Бунюэль
продюсерЛуис Бунюэль
операторАльбер Дюверте, Джимми Берлит
композитор-
художникПьер Чайлд
монтажЛуис Бунюэль
жанр короткометражка, фэнтези, ... слова
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время17 мин.
Семнадцать минут причудливых сюрреалистических образов, которые с равным успехом могут нести в себе глубочайший смысл или не значить вовсе ничего. Глаз, располосованный бритвой; человек, тычущий тростью в отрубленную руку, лежащую среди улицы; мужчина, волокущий за собой два рояля, в которых — мертвые, полуразложившиеся ослики и вполне живые священники; человеческая ладонь с дырой, из которой появляются муравьи…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
20 + 0 = 20
9.3
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Сам Луис Бунюэль сыграл роль мужчины с бритвой в прологе.
    • В 1960 году Бунюэль добавил к фильму саундтрек — музыку из оперы Вагнера «Тристан и Изольда» и два аргентинских танго. Эту же музыку играл граммофон во время премьерных показов фильма.
    • На премьере фильма в Париже в 1928 году у Луиса Бунюэля были запасены полные карманы камней, чтобы в случае скандала иметь возможность отбиться от разъярённых зрителей. Опасения режиссёра оказались напрасными.
    • Фильм содержит аллюзии на произведения нескольких писателей того времени, в том числе на стихотворения Федерико Гарсиа Лорки и роман Хуана Рамона Хименеса «Платеро и я», который создатели фильма сильно недолюбливали.
    • В основе сценария фильма «Андалузский пёс» лежат два сновидения его создателей Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали.
    • «Андалузскими псами» в Студенческой резиденции презрительно называли южан; прозвище означало: слюнтяй, маменькин сынок, недотёпа, растяпа и т. п.
    • Пьер Батчефф и Симона Марёй в разное время покончили жизнь самоубийством, Марей подожгла себя в 1954 году, Батчефф умер от передозировки вероналом в 1932 году.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Для съёмок эпизода с надрезом бритвой глаза девушки использовался глаз мёртвой коровы.
    • еще 5 фактов
    Трейлер 00:53

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 4 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Трудно поддерживать мысль, что Бунюэль и Дали совсем ничего не вкладывали в это кино. Ну не верится.

    «-А вот тут давай он потащит рояль с мёртвыми ослами внутри!
    -О! Здорово! Давай-давай! А зачем?
    -А бес его знает»

    Не верится в такие диалоги. Но фильм, конечно, как истинный сюрреализм, вызывает ощущение Буриданова осла. Я как ослик стою над двумя кучками мыслей, на одной из которых написано «гениальный фильм, наполненный уникальными и тонкими смыслами», а на другой: «сняли то, что их им подсознание наснило и особо копаться в этом нет смысла». И не могу решить к какой кучке склонить голову. И вроде можно было бы поискать золота в золе и даже найти его там. И точно так же можно лишь посмотреть на этот ряд непонятностей и даже не стараться его раскрыть.

    Боже, какой сложный фильм. Какую оценку поставить? Он мне понравился? Как может понравиться разрезанный бритвой глаз, показанный крупным планом? Но ведь понравился. Облако, «режущее» луну. И следом бритва и глаз. Сравнили же. 

    Откровенно говоря, это сравнение — единственное, что любопытно. Всё, что происходит потом не особо понятно. Рояль, ослики, рука… Не знаю… «Голова-ластик» для меня — Эверест сюрреализма. «Андалузский пёс» же — знак вопроса. Но его сделали очень отличные от других люди. Поэтому и фильм очень отличный от других.

    7 из 10

    23 марта 2010 | 14:51

    Произвести неизгладимое впечатление на респектабельную публику посредством провокационных, однозначно не вяжущихся с нравственными её убеждениями, причудливых видений сферы подсознательного — именно таков был замысел двух культовых фигур сюрреализма, именно так и стоит воспринимать сей антибуржуазный протест, в коем по определению не может быть никакого символического подтекста. Поиск верных толкований нигилистических сцен фильма тотчас сталкивается с бескомпромиссной позицией его создателей, определившей калейдоскоп несвязанных между собой образов намеренным сопротивлением рациональным основам человеческого сознания, всего лишь отрицающим какие бы то ни были нормы и каноны шутовством, однозначно чуждым исполненным в аллегорическом ключе прочтениям.

    Сделав соответствующее эстетике избранного художественного направления заявление, что побуждением к работе над картиной послужили всего лишь изощрённые сны, Дали и Бунюэль явно слукавили, что, собственно, позже найдёт подтверждение и в признании режиссёра французскому философу и писателю Жоржу Батаю. Практически в каждом её эпизоде угадывается отчётливое желание творческого тандема не просто воплотить поэтику иррационального безумия сна, но и осмысленно подобрать наиболее вызывающее иллюстрации всевозможных аномалий, тем самым надолго упрочив в памяти зрителя крайне неординарное зрелище, столь бессмысленное в своей несвязанности и позёрстве, что споры относительно содержания мнимых метафор фильма всё ещё продолжают терзать убеждённых интеллектуалов и эстетов.

    Выдающаяся сцена нанесения увечья коровьему глазу, которая, как известно, некогда считалась одной из самых жестоких в кинематографе и, видимо, была необходима, дабы вызвать у скептически настроенной публики подходящее для дальнейшего восприятия картины состояние лёгкого шока, как нельзя лучше характеризует сей творческий эксперимент в целом. Изменив эпатажной эстетике неумолимым течением времени, он потерял и подлинную свою ценность, более не способен вызвать у зрителя искомых содружеством сюрреалистов ощущений, произвести впечатление смелого вызова традиционному искусству и массовой культуре, но, тем не менее, остаётся важным памятником в истории развития французского киноавангарда, послужившего толчком к дальнейшей практике неожиданного сочетания формы и бессознательного опыта.

    14 января 2014 | 20:14

    «Моя подруга любит нежность легких разрезов скальпеля на выпуклости зрачка» (Сальвадор Дали)

    После просмотра данной картины, думаю, у многих возникает вопрос: «Что же это было?» Честно сказать, ответить на данный вопрос я не в силах, как и понять, чьи то бредовые, или как правильнее выразиться сюрреалистические мысли, которые порой посещают каждого из нас. И понимание их- это сугубо субъективное мнение.

    Найти какую либо логическую цепочку событий в фильме не возможно, ибо её просто напросто нету. Это как винегрет, созданный из самых потаённых кошмаров человеческого разума, собранный такими мастерами как Сальвадором Дали и Луисом Буньюэлем. Просто восхитительна игра главной героини, её мимика лица просто бесподобна, её жесты филигранны и изящны, её взгляд завораживает.

    Одним словом, шедевр… хотя и ничего не понятно.

    3 августа 2009 | 21:59

    На юге Испании было жарко. Духота мешала заснуть, и белки глаз медленно покрывались красной паутиной сосудиков, отмечавших каждую лишнюю минуту бодрствования. Круг луны хордой пронзало тонкое облако, а мозг начало туманить осоловелое забытье. Компания старого друга, также страдающего от бессонницы, и бутылочки «Кальдероны», которой лучше всего запивать снотворное, помогала коротать бесконечную ночь, постепенно сжимавшуюся до каких-то шестнадцати минут.

    На огонек заглянул герр Фрейд, принесший томик своего «Die Traumdeutung», и начал твердить какую-то тарабарщину о сновидениях, бессознательном и психоанализе: внешние и соматические раздражители, сновидение — хранитель сна, галлюцинаторное исполнение желаний… Поначалу его никто не понял, и он лишь снисходительно закурил сигару. В дыму курящегося табака туманная теория стала проясняться: реальное ночное светило и белоснежный белок, облако и нож. Австриец одобряюще ухмыльнулся и удовлетворительно затянулся. Воодушевленные друзья принялись дальше нанизывать аллюзии и видения на хирургическую иглу, с помощью которой они препарировали свои сновидения: инквизиционная расправа над священниками, людская чернота, выползающая муравьями из плоти. В комнате было по-прежнему жарко, в голову начали лезть мысли о рукоблудии, вызывая слюноотделение в одном из беспорядочно сменяющих друг друга образов. Взбудораженным испанцам пришлась по душе прагматичная австриячность исследования сна; наблюдатель же заметил одну закономерность, изрядно его заинтересовавшую.

    Сбитый велосипедист, мертвые ослы и головы в песке — старуха утомилась ходить в балахоне и, скинув его, обнаружила свою смердящую уродливость. Что есть сон, как не чистилище смерти, где перед глазами проносится вся жизнь в порядке нелогичной хронологии от «Давным-давно» к «Спустя восемь лет». Испанцы скривили тонкие рты: какая смерть? Какая старуха? Это лишь бессонохмельные чудачества воспаленного духотой сознания. Гость с ними не согласился и показал свои заметки: сеньоры, как же интерпретировать то, что вы то играете с ней в виде руки на асфальте, тыкая в нее палкой, то бежите от нее сломя голову, открывая межпространственные двери, тем самым борясь со своим страхом перед ней. Раз — случайность (хотя, строго говоря, их не бывает), два — несуществующее совпадение, три — вполне реальная закономерность. Испанцы с сомнением посмотрели на австрийца и еще раз отрицательно покачали головами. Гость лишь развел руками, улыбаясь каким-то своим мыслям.

    Фрейд поднялся, поблагодарил за вечер и отметил успехи двух друзей в толковании сновидений. Уже у двери он добавил, что с таким же успехом их сны могли не значить ровным счетом ничего.

    8 из 10

    3 февраля 2012 | 11:25

    Боюсь, что слишком поздно довелось мне увидеть «это нечто». Глаз порадовал. Все остальное так себе. Возможно, доведись мне увидеть этот фильм несколько раньше, впечатление мое было бы более сильным и, возможно, я бы даже нашла скрытые смыслы и неожиданные новые трактовки.

    Но печальный опыт назойливо твердит мне: бесполезно! Не могу сказать, понравилось мне или нет… В отличие от картин Дали — они мне нравятся определенно, а особенно их названия. После таких «сюров» меня не удивишь.

    5 из 10 (чистая арифметика)

    3 мая 2010 | 00:46

    Встретились как-то Луис Бунюэль и Сальвадор Дали, разболтались и тут вдруг Луис говорит своему собеседнику:

    - Знаешь, а мне сегодня ночью приснилось, что тоненькое облачко рассекает луну пополам, а потом разрезается человеческий глаз.

    Тот ему в ответ:

    - Ух ты! А мне приснилась человеческая рука, сплошь усыпанная муравьями… Интересно было бы, отталкиваясь от этих сновидений, снять фильм…

    Так и случилось: друзья-сюрреалисты, пригласив оператора и актёров, сняли (на деньги матери Бунюэля) интуитивно, наугад, следуя лишь своим чувствам один из самых знаменитых фильмов в истории кино, провокационный, призираемый одними и восхваляемый другими, фильм, который как никакой другой повлиял на весь дальнейший кинематограф.

    При просмотре этого двадцатиминутной ленты может показаться, что всё снято абсолютно наобум, но это не так. У фильма есть довольно точный сценарий, который сохранился до наших дней, и любой желающий может ознакомиться с ним.

    К тому же, стоит заметить, что «Андалузский пёс» один из первых фильмов в истории, обладающих гениальный саундтреком. Музыку подобрал сам Бунюэль, выбрав какое-то малоизвестное танго и отрывок из любимой оперы «Тристан и Изольда», а именно «Смерть Изольды».

    Смерть, вообще, также как секс, искусство и религия, является ключевым элементом-составляющей, как «Пса», так и всех последующих фильмов режиссёра. За практически столетнюю историю фильма у него появилось огромное количество трактовок, но все они были проникнуты абсолютным непониманием картины, поскольку все они оказывались попытками рационального её объяснения. А это и есть главная ошибка! «Андалузский пёс» — фильм сюрреалистический, то есть не имеющий ничего общего с разумом, он опирается лишь на наши чувства и на затаившееся в глубине нас иррациональное. Не зря создатели картины, при написании сценария, добавляли в него всё, что угодно, лишь бы оно не имело никакого смысла. Для правильного восприятия фильма нужно попросту отключить разум во время его просмотра и, как бы это странно не звучало, наслаждаться. На практике же оказалось, что большинство этого просто не могут сделать.

    Сюжетная нить этой ленты построена на схожести образов, когда один плавно, поэтически переходит в другой (проходящее перед луной облако — разрезанный глаз, рука с муравьями — волосы на подмышке — морской ёж), на схожести чувств (судороги от прижатой дверью руки — муравьи, ползущие по руки), на комплексах и желаниях человека (сексуальное влечение героя к героини, фортепиано и священники, привязанные к герою, дабы помешать ему удовлетворить свои вожделения, конфликт сына с отцом) на появляющихся то тут, то там произведениях искусства (например, репродукция «Кружевницы» Вермеера из книги, которую читает героиня в начале; главный герой умирает в лесу, перед смертью правев рукой по голой женской спине, а затем его несут мертвого ни много ни мало как распятого Христа на картинах художников Возрождения). Главным предметом, проходящим лейтмотивом через фильм, является таинственная полосатая коробочка, которая позже появится в другой картине Бунюэля «Дневная красавица».

    Пожалуй, самое точное определение для «Андалузского пса», отражающее всю его суть — страшный сон. Фильм и построен по логике сна. И в конце, когда главная героиня выходит из комнаты прямиком на пляж (стоит заметить, что всё, происходящее в фильме, скорее всего, снится ей), кажется, что всё — этот ужасный сон закончен, она идет по пляжу со своим любимым, и на берегу они находят вещи, появляющиеся в фильме до этого. Они смеются и выкидывают их, как пережитки прошлого. Но тут оказывается, что сон до сих пор не окончен, и в следующем кадре, похожем на какую-то подарочную открытку, мы видим их мёртвыми, полуразложившимися на том же пляже, закопанными по пояс в песке и окруженными насекомыми. И тут фильм заканчивается. Бунюэль делает зрителю очередной финальный поджопник. Разве это не восхитительно?!

    На премьеру фильма Бунюэль запасся булыжниками, если в случае скандала придётся отбиваться, но фильм приняли на удивление с восторгом. Это позже, после его следующего фильма «Золотой век» табу упадет и на его дебют.

    О происхождении названия фильма есть две версии. Одна — это фильм-карикатура на Федерико Гарсиа Лорку, у которого было такое прозвище. Вторая (более правдоподобная) — название фильма взято из испанской поговорки «В Андалусии пёс воет — быть несчастью».

    «Андалузский пёс» окружен аурой таинственности, провокации и загадочности. Начиная с того, что главной героине, конечно же, в действительности не разрезали глаз, на самом деле это были комбинированные съёмки с мертвой коровой. Главные же исполнители ролей в картине впоследствии покончили жизнь самоубийством: популярный в свое время Пьер Бачефф принял смертельную дозу снотворного в 1932 году (ему было 24 года), а Симона Морель сожгла саму себя в 54 года.

    10 из 10

    1 ноября 2013 | 14:14

    Гениальный Бунюэль запечатлел с помощью кинематографических инструментов, дивный сон, который можно при желании пересмотреть, всматриваясь в детали.

    При толковании снов лучше отталкиваться не от образов, а от внутренних ощущений, которые вызывают данные образы — и, во время снозерцания данного кинофильма, меня посещали ощущения легкости, безграничности и, в то же время, некоторого священного трепета и страха перед необъяснимым и таинственным миром вокруг нас.

    Сюрреалисты, так ярко и эпатажно, ворвавшиеся на подмостки послевоенной Европы, впервые в новейшей истории искусства, столь безоговорочно бросили вызов, так называемому, реализму, с его жестким причинно-логично-следственным каркасом — синхронно с наукой, где в то же самое время в горячих спорах рождалась квантовая теория мироздания, а Юнг разрабатывал теорию архетипов и коллективного бессознательного.

    Объективность мира была поколеблена, сны стали предметом внимания наравне с явью — это освобождение от довлеющих доселе жестких законов, вызвало у сюрреалистов эйфорический восторг ребенка, впервые обнаружившего свою магическую силу созидать миры и реальности. Сверхреальности. Присмотритесь к этому фильму — сколько в нем живой игры, сколько радостного чувства непосредственного экспериментаторства, когда нет еще ни правил, ни законов, ни ограничений. Сколько в нем живой страсти и танцев на краю бездны.

    Этот фильм — ценнейший документ, прекрасный сон о природе сна. Вспоминая прошлые сны, понимаем природу настоящего.

    8 из 10

    27 октября 2011 | 00:09

    Сюр чистой воды

    Как и многие другие, я не могу оценить это творение объективно.

    Каждая сцена — символ. А символ может трактовать правильно только его создатель, т. е. Бунюэль и Дали. Я не имею на это права, ведь моя трактовка — это всего лишь моя трактовка, она может быть ошибочна или не точна. Поэтому не возьмусь оценивать сценарий.

    Съемка потрясла. Монтаж наивернейший, кадры построены очень правильно, за что можно поставить плюс оператору.

    Фильм немой, но за музыку — пять баллов.

    Нравится и игра актеров. Мимика, жесты, грациозность движений. Дано все, чтобы наполнить немой фильм смыслом. Движению придать значение.

    Таких фильмов мало, поэтому осмелюсь назвать «Андалузский пес» своего рода экспериментом. Удачным экспериментом.

    «На премьере фильма в Париже в 1928 году у Луиса Буньюэля были запасены полные карманы камней, чтобы в случае скандала иметь возможность отбиться от разъярённых зрителей. Но всё прошло благополучно». А могло быть иначе?

    27 сентября 2009 | 23:17

    «Андалузский пес» — это, конечно, в первую очередь не что, а как. Форма в этом фильме превалирует над смыслом. Авторы этой короткометражки Луис Бунюэль и Сальвадор Дали так и завещали — не пытаться искать в увиденном смысл, а если и задаваться целью что-то разложить для себя по полочкам, то использовать при этом психоанализ.

    Признаюсь, я без вспомогательной литературы понял не многое. С помощью пролога (луна, ночь, страшилки) догадался лишь о том, что это очень похоже на алогичные иррациональные и непоследовательные сны, где всяких ужасов (разрезанное глазное яблоко, муравьи, вылезающие из отверстия в руке) пугаешься, но не чувствуешь физического дискомфорта — все это лишь проделки воспаленного мозга.

    Меня очень занимает вопрос родства этой картины с образами и сюжетами, а также фактами биографии Габриэля Гарсии Лорки. Приходилось встречать мнения о том, что Бунюэль и Дали вовсе не насмехались над поэтом, выходцем с Юга, а напротив — делали реверанс. Мне все же ближе суждение о том, что Режиссер и Художник пытались сильно уязвить Поэта и каждый при этом преследовал какие-то личные мотивы: Бунюэль высказывал свое «фи» в адрес нетрадиционно ориентированного Лорки, Дали пытался дать понять поэту, что не слишком дорожит их отношениями, чтобы сжечь мосты, которые начинали его тяготить, и отправиться в свободное плавание.

    Можно долго и безуспешно копаться в этом биографическом и художественно-эстетическом соре, связанном с тремя большими Творцами, и не прийти ни к каким глубоким выводам. Поэтому оставлю это на суд историков литературы, живописи и кино, а от себя добавлю, что эти 16 минут, снятые едва ли не век назад, — жутки и прекрасны.

    Это стоит посмотреть еще и для того, чтобы насладиться чудесной музыкой.

    8 из 10

    16 апреля 2013 | 17:11

    По моему ощущению, интерес к просмотру такого рода фильмов у массового зрителя возникнет, исключительно из любопытства, хотя, возможно я сужу сквозь призму собственного желания взглянуть на это творение, после просмотренных мною циклов передач о Сальвадоре Дали. Стало весьма любопытно. Сюрреализм на полотне — это одно, а что нам покажет кинематограф, тем более от таких именитых людей искусства, это уже другое восприятие.

    После просмотра фильма я была в недоумении: столько высоких оценок, положительных отзывов, не мало, кто называет это произведение шедевром кинематографического искусства. Но это же полный абсурд. Сальвадор Дали и Луис Бунюэль просто валяли дурака на экране, стебались и эпатировали публику. Это было их единственной затеей и, по-видимому, удачной шуткой на много лет вперед. Не надо лишаться здравого смысла и необходимо откровенно посмотреть на вещи. Ну не все становится произведением искусства к чему прикасается рука мастера. Это не происходит автоматически, по умолчанию и если ты один из первых шокировал чем-то публику, это не значит, что это шедеврально! В случае с фильмом «Андалузский пес» имела место шутка, в духе, если ты Сальвадор Дали, то все как один побежали с хвалебными одами вперед, пытаясь продемонстрировать себя понимающими ценителями. Ведь, по-большому счету, преподнеси «Андалузского пса» режиссер Ваня Пупкин и сценарист Федя Морковкин, я думаю, картина была бы лишена общественного восприятия как нечто особенного.

    Зрители, попавшие на эту удочку, восхищаются фильмом, а чем конкретно, чем именно, многие не знают и не понимают. Фильм-абсурд, хотя некий смысл можно найти и притянуть к сценарию, это на что позволит фантазия самого человека и его творческое видение. В целом, эксцентричная, сюрреалистическая нарезка фрагментов, собранных в один видеоряд с целью эпатировать публику и посмотреть, что из этого получится.

    Я не критик и не искусствовед, я обыкновенный зритель и я отдаю себе отчет в том, что искусство многолико и гораздо многограннее, чем красивый, эстетический вид, но если каждый себе ответит честно на вопрос: будет ли он еще раз пересматривать этот фильм много раз, думать о нем, искать ответы на жизненные вопросы или ставить себя на место героев? Я думаю, ответ последует — нет. Возможно, эта картина и интересна, но только с точки зрения истории развития сюрреалистического направления в искусстве. И вообще, искусство вещь субъективная, оставим это, а вот фильм — это полная нелепица, с этим смыслом, возможно и задумывался, но что с того?

    Что меня лично заставило написать свое мнение и отзыв на произведение — так это упомянутое выше недоумение и любопытство.

    23 марта 2016 | 10:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>