Если по этому фильму конголезского режиссера Мвензе Нгангура судить о жизни в Центральной Африке, то можно подумать, что там царит едва ли не рай земной. Если по нему же пытаться создать себе представление о жизни африканских иммигрантов в Европе, то покажется, что и здесь все просто замечательно, несмотря на некоторые легко преодолимые недостатки. В-общем, все кругом здорово, все люди – братья, а отдельные несознательные элементы вроде белых расистов и черных «жулико бандито» скоро перевоспитаются и дружными рядами шагнут в счастливое будущее. Даже интересно стало, а не заканчивал ли г-н Нгангура что-нибудь вроде ВГИКа в славные времена развитого социализма, коль скоро он так уверенно овладел передовым методом социалистического реализма. Да вроде нет…
Впрочем, на самом деле в картине «Pièces d'Identités» далеко не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Кстати, название фильма являет собой своеобразную игру слов – оно означает «удостоверение личности», вид на жительство, которым мечтают обзавестись многие персонажи фильма, но в тоже время, для главного героя эти слова ассоциируются с его королевскими регалиями, через которые он ощущает свою самобытность, связывающие его, Мани Конго, короля народа Баконго со своей землей и своим народом. Атрибуты эти обманом присвоил нехороший бельгийский антиквар после того, как Мани Конго ограбили собственные столь же нехорошие соотечественники, едва тот приехал в Бельгию на поиски пропавшей дочери. В поисках же девушки ему помогает мулат-таксист, сын бельгица и конголезки, ничего о своих родителях не знающий, а также обитатели бельгийского дна, которые принимают историю экзотического короля близко к сердцу…
Незатейливая история развивается в жанре лирической комедии, в которой герои, конечно же должны найти любовь и счастье, несмотря на смешную путаницу и забавные совпадения. Ну а те, кто вставлял им палки в колеса либо прозреют, как комиссар полиции по делам иммигрантов Йефке, неожиданно обретающий никогда им не виденного сына; либо будут наказаны по делам своим, пусть даже и за не ими совершенный поступок, как мелкий жулик, аферист и сутенер Вива-Ва-Вива. Герои же, счастливо воссоединившись, улетают строить новую жизнь на своей прекрасной родине, в Конго…
Правда, что-то большинство африканских переселенцев следовать примеру героев «Pièces d'Identités» не спешат, ну так на то он и соцреализм, чтобы показывать идеальную действительность. А то, что с реальной она совпадает как-то не очень – это уже не проблемы автора. Мвензе Нгангура очень хотелось бы видеть свою Африку такой, как он ее показывает (пусть основное действие фильма происходит в Бельгии, но образ родного Конго постоянно присутствует в мыслях и чувствах как главного героя, так и, естественно, режиссера). Поэтому фильм у него получился легким, светлым и необыкновенно оптимистичным, что довольно сильно контрастирует с тем, что часто можно увидеть в современном африканском кино (например, у Мохамед-Салеха Харуна или Усмана Сембена), но кто сказал, что доброе, пусть и немного наивное кино обязательно должно быть плохим? Даже если оно так сильно напоминает времена одной давно уже несуществующей страны.