Бродяга

Awaara
год
страна
слоган-
режиссерРадж Капур
сценарийХоджа Ахмад Аббас, В.П. Сатхе
продюсерРадж Капур
операторРадху Кармакар
композиторДжайкишан Дайябхай Панкал, Шанкарсинх Рагуванши
художникМ.Р. Ачрекар
монтажГ.Г. Маекар
жанр мюзикл, драма, мелодрама, ... слова
зрители
СССР  63.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
29 мая 2013, «Мистерия Звука»
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время145 мин. / 02:25
Номинации:
Раджу вынужден жить на улице, так как в детстве его отец бросил мать, и они остались на улице. Он пытается убить отца, но терпит неудачу. И теперь должен предстать перед судом, а защищать его решается его подруга детства.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 02:53

    файл добавилvic1976

    Знаете ли вы, что...
    • Фильм повторно выпускался в советский прокат в 1959, 1965, 1977, 1985 годах.
    • Фильм по итогам первого выпуска в советский кинопрокат занимает 3-е место по посещаемости среди зарубежных лент.
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей
    сортировать:
    по рейтингу
    по дате
    по имени пользователя

    На мой взгляд, этот фильм никак не может быть адресован только любителям индийской киномузыки, потому что как ни хороша музыка в этом фильме, не она здесь — главная фишка (хотя саундтрек фильма в списках стоит на третьем месте из ста лучших саундтреков индийского кино). Постколониальное время, в которое снимался этот фильм, ставший символом надежды для отчаявшихся и обездоленных во всем мире, кончено, давно прошло, но его смысл и, если хотите, пафос, остается универсальным на все времена. Это фильм о силе духа, о том, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя сдаваться, нельзя считать себя конченым человеком, ничтожеством, что можно и должно подниматься с колен.

    Особое обаяние же фильма в том, что вечные, глубокие, важные, социальные и гуманные смыслы и вещи, универсальные (а вовсе не чисто индийские) идеи не являются здесь ни проповедью, ни пропагандой, а даны в рамках «как бы» (при грубом пересказе) клишированной, а на самом деле тонкой семейной драмы (особенно тонкой по линии «отец — сын»), переплетенной с романом воспитания и просто романом. Это модернистское (то есть, помимо всего прочего, очень серьезное) произведение искусства, созданное гениальным автором с исключительной искренностью и верой в то, что он хотел сказать. Ну а гениальность здесь проявляется во всем — в построении сцен, в художественном решении каждого кадра (нуар + экспрессионизм + неореализм), в работе с актерами, каждый из которых на высоте (и театральные жесты Притхвираджа совершенно уместны, учитывая профессию и характер персонажа), в подборе визуального ряда (костюмов и декораций), в работе со светом, в мастерском, сена за сценой и внутри сцены, сочетании несочетаемого (комедии и трагедии, смеха и рыдания, но также драмы и мелодрамы, боли и радости), что делает эту работу молодого Капура совершенно внежанровой.

    Музыка имеет значение не только потому, что она здесь хороша. Но и потому, что каждая песня двигает, развивает сюжет, не является вставным, развлекательным номером. Главная — всем, кто старше сорока, наверно, до боли знакомая и родная песня — Awara hoon — представляет героя зрителю — представляет в роли того «чаплинского» Бродяги, каким он потом на протяжении всего фильма уже ни разу не будет — одинокого и бездомного, но сохранившего веру и любовь и любимого людьми и миром (Богом?). Другой знаменитый клип — песня «на лодке» — возможно был тем крючком, что заставлял советских (индийских, китайских, иранских, арабских, турецких…) девушек пятидесятых годов бегать на это кино по сто раз, как теперь они, став бабушками, рассказывают (юные Радж и Рита (Наргис) очень уж там хороши).

    Резюме: смотреть этот фильм надо — как надо читать и смотреть классику. Это классика модернизма, обязательная вещь, школьная программа, то, что должно входить в программу-минимум современного культурного человека.

    И смотреть этот фильм надо свободно, с чистым сердцем, не боясь смеха и слез, боли и радости, искренно, без шовинистического высокомерия, без снобистских предубеждений и предрассудков — только тогда вы попадете на волну ее ренессансного автора и сможете срезонировать.

    26 октября 2011 | 17:20

    Безоговорочный лидер советского проката. Я попал на него в далёком 1985 году, на последний перезапуск, отстояв огромную очередь.

    Но назвать это столпотворение очередью было бы большой натяжкой. А если тебе ещё 12 лет, то ты рискуешь быть раздавленным людской массой, так и не увидев шедевр Раджа Капура. Сегодня, когда кинотеатры опустели и зарабатывают больше на продаже дорогущего фаст-фуда, а интернет стал ключевым каналом распространения информации, представить такое невозможно.

    Что касается самого фильма, то от современного зрителя он безусловно потребует терпения и вдумчивости.

    Всё -таки это два часа с хвостиком, включая музыкальные номера с песнями и танцами. Только любители индийского кино их поймут и оценят на мой, строго субъективный взгляд.

    Кому-то безусловно фильм может показаться, что фильм Р. Капура «Бродяга» — это абсолютно просчитанный продукт, криминальная драма с сомнительными героями, да ещё и манипулирующая зрительскими эмоциями. Авторы, конечно, не случайно сделали главного героя вором, а его отца прокурором. Это как плохо стыкующиеся пазлы. Но именно такие детали заставляют фильм работать на успех или наоборот гробят потенциально интересную идею. Хотя и абсолютно неправдоподобную

    С другой стороны, фильм «Бродяга» -это и образец тонкой драматургии человеческих отношений и мастерской актёрской игры. А заложенные в фильме чувства, диалоги, страсти мало кого оставят равнодушным.

    На долю героев фильма выпадает немало препятствий, есть в нём и трагические и светлые моменты. Авторы хотели донести до нас идею о положительном воздействии любви, о привнесении смысла в жизнь человека, который много лет провёл на нарах. И только встретив женщину, он пытается расчистить себе путь к новой жизни, через раскаяние и чистосердечное признание. И несмотря на все допущения, совпадения, условности и сантименты, этот фильм достоин того, чтобы уделить ему два часа своей жизни. В нём есть та самая трогательность и теплота, которой катастрофически не хватает в современном индийском кино.

    29 октября 2015 | 20:42

    Фильм Раджа Капура «Бродяга».

    Жизнеутверждающая криминальная драма, об отцах и детях.

    Радж Капур, /полное имя Ранбир Радж Капур/, индийский кино и театральный режиссёр, актёр и сценарист. В народе его называли «индийский Чарли Чаплин». С шестилетнего возраста играл в театре, в одиннадцатилетнем возрасте впервые снялся в кино, позже работал ассистентом режиссёра. Много снимался как актёр. За свои деньги основал киностудию R.K. Films («Р. К. Филмз»). «Бродяга» третий фильм Раджа Капура.

    Бандит Джагга, /К. Н. Сингх/, в своё время осуждённый судьёй Рагунатом, /Притхвирадж Капур/, похищает у того молодую жену, /Лила Мишра/. Похищает и отпускает. А судья после, после того по настоятельным требованиям родственников выгоняет жену из дому, /у неё рождается сын/, Радж, /Радж Капур/. Рождается на улице, но мать делает всё для того, чтоб он учился в школе. В школе Радж дружит с девочкой Ритой, /Наргис/.

    Но через некоторое время Раджа выгоняют со школы. Он попадает к Джагге и стаёт вором. Стаёт вором и попадает в тюрьму.

    Проходят годы. Судьба сводит матёрого вора Раджа и начинающего адвоката Риту.

    Этот фильм я, как и многие смотрел, ну очень уж давно, ну очень уж молодым, сказать, что ничего тогда не понял, не скажу, да и за душу не по детски взяло, тем не менее, сейчас смотрел фильм немного другими глазами. Вроде бы и предельно просто всё, да не совсем, вроде бы и время другое, да не совсем, вроде бы и культура другая, да не совсем. То ли история имеет тенденцию к повторению, то ли жизненный опыт пополам с ностальгией параллели подсказывают.

    Сын за отца не отвечает, а вот отец?, можно даже добавить богатый отец. Откуда деньги докапываться не будем, /не о том вроде/, я знаю только, что честно может и проживёшь, но кроме геморроя ничего не наживёшь.

    Так вот богатый папа может дать сыну комфорт, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, и на ноги поставит. Станет ли сын, мажор порядочным человеком, возможно, всё относительно.

    А что может дать сыну бедный, /может и порядочный/, папа. Что-то да даст. А как же остальное, например всё то же, на ноги стать? Деньги в детей вкладывать надо, несомненно. Ну, тут, кто как может. Опять же всё относительно.

    Конечно, там, /на Востоке/, чуть не так, как у нас, свои сложности. Там касты, предрассудки, религиозные ограничения, но я не об этом. Я больше о человеческом факторе, о том, что там, что здесь одинаково.

    Со своей колокольни не всё разглядеть удаётся. Чужое не болит, а если и болит, то терпимо. Можно и причины найти и рецепт исцеления придумать, /в смысле осудит, а потом наказать для острастки/. Перебороть свою неприязнь, то тяжелее, стать на горло собственной песне, / поступиться своей судейской теорией, сын порядочного человека вырастает порядочным человеком, а сын вора, вором/.

    Да не суди и не судим будешь.

    Но вернёмся к нашим баранам, кто-то скажет вековая привычка, кто-то вообще не поймёт что к чему, /да так и проще/, а кто-то скажет, что это к фильму вообще никаким боком. Ан не скажи. Слишком уж явны факторы влияющие на наши представления о счастье нашем и не последний фактор материального. Но не от материального ли беды наши. Не путаем ли мы материальный комфорт с комфортом души. И если такое есть, если не разглядел в процессе жизненном, будь уверен, с возрастом всё проявится.

    Богатенькая девочка Рита влюбилась в друга детства Раджа. И Раджу захотелось соответствовать. Он решил завязать с прошлым и начать новую жизнь. А не тут то было. Этот мир не любит перемены, а ещё больше не любит нас. Каждому своё. От судьбы никто не уйдёт. Судьба, это не наказание, /хотя и это будет/, судьба, это твоё. Твоё и только твоё.

    Если только в один прекрасный момент ты не поймёшь, что всё ерунда, всё кроме любви. Причём любовь, это не то, что мир может дать тебе, любовь это то, что ты можешь дать миру.

    Дал тебе твой папа, всё, а ты всё про@рал, /предположим так получилось/. Смотри на вещи философски, что имел, что смог то дал это не главное. Ты приумножил, хорошо, не приумножил тоже не беда. Всё проходящее, а смысл, моральное удовлетворение, спокойная совесть только на любви зиждется.

    Или твой папа тебе ничего не дал, ну и что, всё равно всё пустое, главное не в материальном. Вольно, или невольно он показал тебе правильное направление. Понял ли ты это, вопрос другой, от твоего непонимания жизни ничего не изменится. Ничего не изменится в твоей жизни, пока не поймёшь главного. Главное любовь. Исходя из этого, только от тебя всё зависит.

    Эта мысль проходит лейтмотивом через весь фильм.

    «В этом мире нет ничего, кроме любви. Чем больше её даёшь, тем больше её становится. Чем больше принимаешь любовь, тем она сильнее. Чем больше любви даришь, тем лучше и сильней становишься».

    © Радж Капур


    Ничего нового под солнцем, и даже время жить. Время, которое каждому своё повторяется.

    Повторяется временем не просто жить, а временем бросать камни и временем собирать камни.

    Камни преткновения на пути к Истине.

    6 февраля 2017 | 13:55

    ЭТОТ ФИЛЬМ ВХОДИТ В ЗОЛОТОЙ ФОНД КЛАССИКИ МИРОВОГО КИНО!

    Сколько себя помню живу с фильмами Раджа Капура. Спасибо за столь прекрасные и жизненные сюжеты фильмов с его исполнением. Столько положительных эмоций я не переживаю ни с одними другими фильмами. Вот умели же снимать. Были совсем другие ценности, духовные. Сейчас же всё пустое, не жизнестойкое, бездуховное. Американские демонические ценности на первый план вышли везде, по всему миру. Здесь всё очень жизненно. Большинство мужчин такие же упёртые в своих предрассудках и зависимые от мнения родственников. Сколько женщин и детей от этого страдает просто на каждом шагу. И пока жареный петух не клюнет мнения своего не поменяют. Надо иметь каждому мужчине духовного наставника и слушать его. Настоящий священник сразу укажет на заблуждения.

    Изумительный состав индийских актёров и восхитительный советский дубляж. Александрович, Малькова, Курилов, Беленький, и конечно детские голоса в исполнении брата и сестры — Толи и Оли Крыловых, на мой взгляд лучшие актёры дубляжа советского времени. Сколько героев старых индийских фильмов говорит их голосами. И мы любим их именно с этими голосами. Просто потрясающе.

    Этот восхитительный индийский фильм-драма, внесён журналом Time в список «10 сокровищ индийского кино». Один из наиболее известных фильмов в творчестве Раджа Капура, ставшим не только исполнителем главной роли, но и режиссёром фильма. В 1953 году «Бродяга» был номинирован на Гран-при Каннского кинофестиваля. По сюжету фильма, Радж родился и живёт в трущобах и промышляет воровством. Его отец, богатый окружной судья Рагунат, много лет назад выгнал из дома жену. В начальной школе Радж подружился с Ритой, девочкой из состоятельной семьи. Судья Рагунат, опекун Риты, увёз её в другой город. Радж пытается убить отца, но терпит неудачу. И теперь должен предстать перед судом, а защищать его решается его подруга детства. Обиды, нанесённые в детстве, способны сыграть злую шутку. Накапливаясь в течение длительного времени, они выплёскиваются в форме гнева, переступая грани закона. Этот порочный круг можно остановить, когда наступает раскаяние и искреннее прощение.

    Можно сколько угодно иронизировать над индийским кинематографом. Но это БОЛЬШОЕ кино. «Бродяга» Раджа Капура и «Бродяга» Чарли Чаплина — как много в них общего. Показана судьба человека, отвергнутого и презираемого людьми, считающими себя незапятнанными. Они даже внешне и внутренне чем-то похожи — маленькие усики, мешковатая одежда. «Бродяга» Капура также внутренне беззащитен и ищет понимания и любви, как и «Бродяга» Чаплина. А как прекрасна героиня Наргис с её трепетными глазами лани и точёной фигуркой. Но в тоже время эта хрупкая девушка посмела пойти против предвзятого и жестокого отношения к оступившимся и отвергнутым людям. Фильм снят в лучших традициях индийского кино. Он очень романтичен трогателен. Смотрите старые фильмы, в них есть, чему поучиться.

    Оказывается этот фильм повторно выпускался в советский прокат в 1959, 1965, 1977, 1985 годах. А по итогам первого выпуска в советский кинопрокат занимает 3-е место по посещаемости среди зарубежных лент.

    За 50 лет работы в кинематографе Радж Капур поставил 17 картин, снялся в 70. Его фильмы «Бродяга» (1951), «Господин 420» (1955), «Сангам» (1964), «Моё имя клоун» (мой самый любимый фильм Раджа-джи) (1970) и «Бобби» (1973) пользовались невероятной популярностью у советского зрителя. В Московском музее кино их до сих пор показывают во время ретроспектив режиссёра. Мелодрама в самых различных модификациях была его излюбленным жанром, но наполнение она получала разное. Если в 40-е годы Капур отдавал предпочтение лирической мелодраме, создавая романтичные «гимны любви», то в 50-е годы в его фильмах налицо уже социальное содержание. Он выступает с чётких демократических позиций, как борец за новые общественные отношения. Однако в последующее десятилетие, начиная с фильма «Сангам», режиссёр снова возвращается к апробированной им романтической мелодраме. «Одинок всегда, Бесприютен я, Мир — пустыня для меня!..» — запел в наших кинотеатрах «индийский Чаплин», покоряя сердца зрителей на многие десятилетия вперёд. Картину смотрели по многу раз, фразы из неё стали афоризмами, а песенка главного героя получилась чуть ли не русской народной. С этих фильмов у нас в стране началась неистовая любовь к индийскому кино, которая жива и поныне.

    Классическая лента индийского кино, которая потрясла не одно поколение зрителей. Всем, кто хоть раз видел этот фильм, ностальгия гарантирована. И прежде всего слова этой бессмертной песни:

    «Я не обласкан, не согрет
    И для меня нигде приюта нет.
    Уж очень неприютен белый свет.
    Бродяга я…"


    10 из 10

    7 июля 2018 | 17:20

    Видит Бог, не люблю писать отрицательные рецензии. Но после просмотра вроде бы считающегося классическим фильма «Бродяга» вроде бы признанного выдающимся режиссёра и исполнителя главной роли Раджа Капура, меня просто переполняют волна негодования от увиденного и искреннее чувство попросту зря потраченных практически трёх часов времени.

    Если пережить повторяющиеся через каждые пятнадцать минут песни и танцы ещё как-то можно, то от банальности и примитивности сюжета и персонажей вызывается попросту рвотная реакция.

    Если игру Раджа Капура ещё можно назвать более-менее хорошей, то остальные актёры в принципе не умеют играть, в особенности дети, что говорит о том, что между Капуром-режиссёром и Капуром-актёром находится целая пропасть. И не столь страшными кажутся элементарные ошибки в монтаже, сколь страшен хронометраж ленты, заставляющий тебя понять, что весь этот балаган закончится отнюдь не скоро.

    Когда я искал этот фильм на просторах Интернета, я не нашёл ни одной отреставрированной копии этого фильма. Может быть, это и есть истинная оценка для этого фильма?

    1 из 10

    6 января 2017 | 14:13

    Трудно представить себе, что каких-нибудь полвека назад на этот фильм у нас выстраивались очереди, а подростки в кепках-«лондонках» толкали билеты за две цены, чтобы заработать на папиросы… Но тем не менее это было так, судя по рассказам представителей старшего поколения. Еще бы — первый фильм из экзотической Индии, да к тому же один из первых (если не первый), дублированный на русский язык, а не снабженный субтитрами.

    История соткана стандартными стежками: трудное детство — воровской притон — украл-выпил-в тюрьму (и так много раз) — нежданная любовь — покушение на собственного отца-судью. И всё это щедро сдобрено песнями и танцами, без которых ни один индиец не представляет себе кино. Актерская игра опять-таки традиционна — и Капур (Радж), и Наргис (Рита) старательно «хлопочут лицами». Пожалуй, из исполнителей главных ролей один только Притхвирадж, сыгравший судью Рагуната (кстати, и в реале отец Раджа Капура), как театральный актер, знаком с системой Станиславского.

    С точки зрения знакомства с постколониальным индийским кино — интересно. Получат удовольствие и любители индийской киномузыки. А в общем и целом — не стоит тратить время.

    3 ноября 2009 | 10:14

    Случайно наткнулся на фильм, транслируемый одним из каналов. Индийское кино я не люблю, как и не люблю фальшь в выражении эмоций. А они в этих фильмах фальшивы всегда.

    «Бродягу» эта участь тоже не обошла. Любимая индусами привычка «тянуть за хвост не то кота, не то кадр», красной линией прошла через весь фильм. То, что можно уместить в одном кадре, они тяяяяяяяянут в целые сцены, сдабривают это музыкой и крупными планами. Я наконец понял, откуда появились крупные планы в дешевых латиноамериканских сериалах (кстати, есть еще и дорогие, например, итало-аргентинская «Manuela»). Они пошли из индийского кино.

    У отца главного героя — маленький бзик. Он считает, что сын судьи может стать только судьей. Сын же вора — только вором. Человек узко мыслит и не понимает, что все зависит от ситуации.

    Человек, кстати, узко мыслит на протяжении всего фильма. Когда его жена забеременела, а толпа начала нашептывать, что он беременна от другого, наш милый судья, возведя очи к небу, произнес сакраментальное: «Ну что я могу сделать, если Люди говорят».

    И он сделал. Выгнал жену. Такой вот милый судья…

    Дальше было много песен и плясок, к середине которых я озверел. И вот когда я озверел, сюжет начал раскручиваться.

    Не берусь все пересказывать, а то сам запляшу. Но есть что-то, за что мне фильм в итоге понравился.

    Отношения отца и сына. Кстати, знаменитый Радж Капур впечатления не произвел, а вот отец — да. Отличный актер, внешне напоминающий то Робера Оссейна (Жоффрей де Пейрак в «Анжелике»), то Жана Маре.

    Пожалуй, первое индийское кино, которое не раздражало на 100%.
    Нуу…. всего лишь на 50%

    5 из 10

    28 марта 2009 | 19:33

    Заголовок: Текст: