всё о любом фильме:

Город жизни и смерти

Nanjing! Nanjing!
год
страна
слоган-
режиссерЧуань Лу
сценарийЧуань Лу
продюсерДжон Чон, Саньпин Хань, Хун Цинь, ...
операторЮй Цао
композиторТонг Лью
художникЙи Хао
монтажЮн Тенг
жанр драма, военный, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$1 690
зрители
Испания  52.8 тыс.,    Франция  15.3 тыс.,    Великобритания  3.7 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
В декабре 1937 года в город Нанкин вступили японские захватчики. Много солдат «Гоминьдана» покинули город, но многие, которые не желали сдаваться, остались в городе и развернули сильное сопротивление. После неудачного сопротивления сотни тысяч людей погибли, превратив Нанкин в город смерти. Осталась возможность жить только в одном месте — «безопасная зона» в женской школе Цзиньлин. Там китайские женщины укрывали и спасали мужчин.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
43 + 4 = 47
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 94 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Один из самых сильных моментов — в конце фильма, когда кончились динамические сцены и пойдут картинки.

    На фото: персонаж, имя, год рождения, год смерти

    … персонаж, имя, год рождения, год смерти

    … персонаж, имя, год рождения, год смерти

    мужчины, женщины

    и последнее фото:

    безымянный китайский мальчик

    год рождения — нет

    год смерти — нет

    китайский мальчик, прошедший сквозь весь фильм: и через бои, борьбу и кровь; и через унижение, угрозу уничтожения — олицетворение всего китайского народа.

    19 декабря 2011 | 23:47

    Китайский фильм «Нанкин!Нанкин!» (в русском прокате — «Город жизни и смерти») повествует о событиях т. н. «нанкинской резни», устроенной японскими войсками после взятия Нанкина в 1937-ом году, в ходе Второй Японо-Китайской войны. Тогда японские войска подвергли Нанкин, бывший в то время столицей гоминьдановского Китая, варварскому разграблению. За шесть недель, последовавших после взятия города, японские войска убили более трехсот тысяч мирный жителей и китайских военнопленных, как в разрозненных случаях насилия, так и в 28-ми специально устроенных бойнях. Помимо этого, японские военнослужащие изнасиловали более 20 000 женщин. Нанкинская резня стала одним из самых громких военных преступлений японской военщины, для китайского народа эта трагедия имеет такое же значение, как Хатынь для советского. Из этого можно понять, что перед китайскими кинематографистами встала серьезная задача — показать этот тяжелый момент в истории. И они с ней справились отлично.

    Сам фильм, снятый в черно-белом цвете, разбит на несколько пересекающихся сюжетных линий, связанных с героями, в ней фигурирующими. Это как китайцы — военнопленные и мирные, так и японские солдаты. Действие начинается со взятие Нанкина японской императорской армией. Стоит отметить: несмотря на то, что фильм посвящен в большей степени самой резне, а не военным действиям, боевые сцены в нем поставлены с высочайшим мастерством, китайские кинематографисты достаточно скрупулезно восстановили как вид города, так и обмундирование китайских и японских войск и бронетехнику. Видно, что снимая, режиссер ориентировался в том числе и на фотографии того времени.

    Несмотря на то, что фильм посвящен героизму китайцев — как солдат, так и мирных жителей, он не скатывается в патетику. Показано и дезертирство войск с фронта (значительная часть защитников Нанкина — новобранцы или солдаты обескровленных боями за Шанхай дивизий), и паника среди мирного населения. «Героическая» линия связана с офицером по имени Лу Цзяньсюн и его товарищами — Шунцзи и солдатом-ребенком (еще одна тяжелая правда войны) по имени Сяодоуцзы. История «нанкинской зоны безопасности» связана с ее руководителем — Йоном Рабе, его секретарем мистером Тонгом и прочими китайцами, старающимися выжить во взятом городе, где могут забить насмерть за отказ снять шляпу перед японскими солдатами, или изнасиловать прямо в здании дипломатической миссии. Нашлось в фильме место и для того, что бы взглянуть на происходящее глазами «той стороны» — это линия японского сержанта Кадокавы и его товарищей по оружию. Он — «хороший японец» во всей этой нанкинской мясорубке.

    Японская армия приносит Нанкину только смерть, боль и разрушение. За взятием ворот следует краткий налет солдат Лу Цзяньсюна на японскую колонну, в составе которой идет, в том числе и Кадокава. Отлично поставленная батальная сцена, в которой особенно силен подвиг «притворившегося мертвым» танка, в котором любители военной техники могут опознать Виккерс Е. После того, как Лу и его товарищей таки берут в плен, боев в фильме не будет.

    Несмотря на то, что в русском прокате фильм называется «Город жизни и смерти», жизни в нем нет. На протяжении всего просмотра не покидает чувство безысходности, угрозы со всех сторон — мастерская работа кинематографистов, пытавшихся передать ощущения свидетелей, жертв и участников творившегося тогда в древнем Нанкине. Герои нигде не могут почувствовать себя в безопасности — японцы безжалостно, тысячами расстреливают пленных из пулеметов, закалывают их штыками. Город полон трупов — раздетые женщины, привязанные к столбам китайцы, обезглавленные солдаты — весь спектр средневекового зверства, действительно происходившего на протяжении шести недель в более чем миллионном городе.

    Беженцы укрываются в Нанкинской зоне безопасности — учрежденной находившимися в Нанкине иностранцами — дипломатами, предпринимателями и членами христианской миссии. Руководит зоной немец Йон Рабе, предприниматель и член НСДАП, кстати. Впрочем, и исторический, и киношный Йон быстро убедились, что их гуманизм чужд нацистскому государству. Фильм дает нам понять, сколь эфемерна «дипломатическая защита» — ни крест, ни американский флаг, ни даже свастика не останавливают японцев, они постоянно вламываются на территорию зоны, подвергают укрывающихся там женщин изнасилованиям и захватывают лежащих в госпитале китайских солдат. Авторы фильма не побоялись показать и изнанку этой ситуации — несколько молодых китаянок отказываются остричь волосы и переодеться в мужскую одежду, решив «телом заработать себе на жизнь». На это их толкает чувство безысходности, голод и страх. С ними связана история «станций утешения» — полевых борделей, которые массово создавались японской армией для обслуживания офицеров и солдат. Работавшие в этих борделях девушки обслуживали по 20-30 солдат в день, часто не выдерживали и умирали от истощения или покончив с собой. Посетителем этой станции становится и Кадокава, который, однако, чувствует привязанность к проститутке, которая его «обслуживала». Японское же командование, чтобы наполнить «станцию» и, узнав, что Германия отзывает Йона Рабе (чьи попытки спасти жизни китайцам «отрицательно влияют» на взаимоотношения фашистского Рейха и японской империи), принуждает руководство «Зоны Безопасности» отобрать сотню женщин «для утех». Среди вызвавшихся оказывается и сестра мистера Тенга — китайского секретаря Йона Рабе, немного знающего японский. Под давлением творящегося ужаса Тенг решается на сотрудничество с оккупантами, однако во время рейда в госпиталь японцы не только убивают военнопленных, но и, пытаясь захватить прятавшихся на чердаке женщин, выкидывают маленькую дочь Тенга в окно. Другое решение принимает Кадокава — в происходящем нет места «хорошему японцу», который, даже не разделяя методов армии, ничего не может поделать с происходящем. Жить для человека, пусть и косвенно, несущего ответственность за произошедшее, оказывается тяжелее, чем умереть.

    В общем, чтобы передать весь трагизм, разворачивающийся на экране, надо дословно пересказать весь фильм, описав все мелочи, всю операторскую работу. А еще нужно знать историю. Нанкинская резня — важное событие в истории Азии, увы, малоизвестна в России, где военные преступления, по очевидным причинам, ассоциируют в первую очередь с немцами. Хотя они — постоянный спутник империализма и милитаризма, чудовищный плод военной экспансии. Именно японский империализм и связанная с ним феодальная знать, столь кичащаяся своей «честью», запустила чудовищную машину насилия — которая перемолола более трехсот тысяч жизней в Нанкине, в которой погрязли и китайцы, и японцы. Хотя фильм и является историческим, но и этнические чистки, и массовые изнасилования на войне, и расправы над военнопленными, и варварские бомбежки можно видеть и сейчас, отнюдь не в черно-белом цвете.

    2 февраля 2013 | 15:41

    Сильный фильм, очень сильный! Почти документальный. Основные аналогии напрашиваются сразу — «Список Шиндлера», «38 параллель», и, наверно главная, по крайней мере, для меня — «Иди и смотри».

    Режиссёр, съемочная группа и актеры пугающе достоверно воспроизвели события тех дней, c предельным натурализмом, в итоге получились почти что кадры кинохроники. Вдобавок фильм специально сделан чёрно-белым. Мало слов и диалогов, немного музыки (но хорошей), в основном — действие. Страшное действие. «Нанкинская резня» «во всей красе», если конечно так можно выразиться. Конечно, азиатская жестокость даёт себя знать, но в тот раз захватчики «постарались» на славу. Такого не прощают, никогда. И помнят, всегда.

    Фильм изобилует сильными, очень сильными сценами.

    Нацистский чиновник, стоящий на коленях перед китайскими беженцами, кланяющийся им и просящий прощения за то, что вынужден уехать назад в Германию, а их оставить на растерзание японцам. Китайский помощник этого чиновника, который перед расстрелом заявляет японскому офицеру о том, что его жена беременна — но нет, не чтобы вызвать жалость! «Всех не перевешаете!» — вот что он ему завуалировано говорит! Японец, выбрасывающий маленькую дочку этого помощника в окно просто ради забавы — а ведь чтобы спасти свою дочь, тот китайский чиновник предал своих — но в итоге предательство было напрасным. Тела погибших китайских женщин, горой сваленные на телегу, провозят мимо японских солдат, распевающих милые японские песенки, тех самых солдат, которые только что насиловали их, до изнеможения, до смерти. Средневековые повадки японцев — уничтожение всевозможными жестокими способами боеспособных мужчин противника, превращение их женщин в сексуальных рабынь, а под конец — впечатляющая демонстрация древней церемонии поклонения Солнцу с огромными барабанами и завораживающими японскими танцами.

    В чем мораль фильма, в чем его посыл? Живые — помните! Да, помнить нужно. Нельзя забывать. Но есть кое-что ещё. Не сдаваться! Китайские солдаты, бежавшие в панике из города, в надежде спасти свои жизни, в итоге всё равно зверски перебиты. Город и его жители отданы на поругание победителю — ибо горе побеждённым!

    P.S. Слабонервным смотреть не рекомендуется. Серьёзно.

    9 из 10

    14 марта 2015 | 13:53

    Страшный фильм. Очень страшный. Война нелицеприятна сама по себе, но когда она представлена так мастерски натуралистично, …мурашки по коже. Дай Бог, чтобы нам всем никогда не столкнуться с ней лицом к лицу.

    В очередной раз с горечью задумался о скоротечности и «низкой цене» человеческой жизни; неоправданной, порой, животной жестокости в военное время. А иногда… и в мирные дни.

    Замечательная картина! Обязательна к просмотру, чтобы НЕ ПОВТОРЯТЬ такое воочию. Как бы хотелось, чтобы подобные ужасы происходили ТОЛЬКО на экране.

    Интересно черно-серое исполнение полотна. Превалирующие «моральные» цвета бойни!? Или автор, все таки, щадит нашу психику!? Вероятно, и то и другое имеет место быть.

    Некоторые эпизоды показались чуть затянутыми, что не отразилось на общем впечатлении от картины: великолепная постановка, операторская и актерские работы.

    9 из 10

    15 апреля 2010 | 12:44

    Не могу сказать, что мне понравился фильм. Понравилась работа режиссера — это да. Фильм же оставил неоднозначное впечатление. В двух словах, сюжет таков — японские зверства во время оккупации Нанкина в ходе японо-китайской войны. Вообще, это довольно эксцентричный шаг — снимать фильм про свое национальное унижение, причем снимать его довольно правдоподобно.

    Картина в деталях описывает суровое бремя любой оккупации: убийства, грабежи, насилия (сексуальная тема в фильме подчеркнута особо). Однако, есть и подтекст. Каждый усмотрит что-то свое, но общий смысл таков — «горе побежденным». Тем более, горе от той страны, где военное поприще особо культивируется. Ну а дальше следуют, так сказать, «подсмыслы»: «не предавай», «не доверяй», «сражайся до конца», и. т. д. Стандартный набор для любой военной киноленты. Но в «Городе…» эти подсмыслы обретают особый характер. Тем более на фоне тотальной безысходности.

    Символична и несколько наивна концовка фильма — японский офицер, отпустив на свободу китайского пленного и его малолетнего сына на свободу, кончает жизнь самоубийством, не выдержав всех ужасов войны. В войне не бывает победителей, она забирает всех — и жертву, и ее палача.

    9 из 10

    5 июля 2013 | 23:13

    Фильм смело можно отнести к категории Арт-хаус. Здесь нет пафоса, бравых мотивов и героических вопреки всему парней — все как в жизни. В ней тоже нет ничего из перечисленного.

    Больше всего напоминает Список Шиндлера, но Город жизни и смерти — фильм в большей степени филосовский, нежели исторический или сюжетный. Режиссер сознательно убрал все лишнее и оставил только пищу для ума. Фильм идет как бы отрезками, которые постепенно формируют общую картину, которая складыватся в единое целое уже в самом конце.

    Фашистский немецкий чиновник, стоящий на коленях перед китайскими беженцами и извиняясь за то, что вынужден их покинуть и оставить на растерзание япоцам; китайский помошник этого чиновника, который перед своим расстрелом говорит японцскому офицеру о том, что его жена беременна — и не для того, чтобы вызвать жалость, а совсем в других целях; японский солдат, который выбрасывает маленькую дочку этого помощника в окно пятого этажа просто ради забавы — все эти частности в конечном итоге образуют некое тяжелое для ощущения и непростое для понимания целое, которое и называется «Город жизни и смерти».

    Фильм нерпостой, давящий и глубокий.
    Смотреть рекомендую с субтитрами — диалогов мало, а не всегда идеальный голос переводчика может помешать восприятию.

    Без всяких сомнений.

    10 из 10

    7 июня 2009 | 16:17

    Последние время меня очень стал радовать китайский кинематограф. Все новые военные драмы казалось было (для меня) начинают себя изживать и на этот фильм я не возлагал благих надежд, однако для меня он стал глотком свежего воздуха.

    Тяжёлый реализм выбранный режиссёром оказался верным путём, хотя очень сложным для легко восприимчивых людей, даже чёрно-белая картинка не спасает. Однако это всё только больше затягивает.

    Сюжет схлёстывает 2 вечно враждующие нации, путём вечно простого для одних и невероятно сложных для других — война.

    Кто здесь оккупант, а кто жертва не ответит никто, жаль и тех и других.

    И поэтому фильм стоит рассматривать как вечную притчу войны, никак просто взгляд со стороны, а сугубо философски — «есть ли дальше жизнь?»

    События проходят, а люди остаются.

    И лейтенант Кадокава не в силах ни помочь никому и сам лишённый любви к жизни делает опрометчивый ответ всей это резне.

    Фильм нужно смотреть, если вам он интересен.

    … есть жизнь.

    27 февраля 2010 | 03:40

    Нанкин — столица Китая с 1927 по 1937 год. Прекрасный город с историей, насчитывающей более 2000 лет. Очень печально, что эти события произошли именно в этом городе. Да и вообще недопустимо, чтобы подобные события хоть где-то происходили.

    Китайско-Японская война. Японцы захватили за несколько дней столицу Китайской Республики. Большинство китайских солдат бежали из города. Те немногие, кто остались, вели ожесточённое сопротивление. В течение 6 недель японские солдаты грабили, убивали, насиловали жителей Нанкина. Именно эти события отражены в картине.

    Честно я не думал, что буду описывать сюжет в историческом фильме, потому что для исторического фильма трейлером может послужить учебник истории, и сюжет, обычно, проходит на фоне самих исторических событий. Здесь же нет фронтовых карт со стрелками продвижения войск, нет массовых танковых сражений и бомбардировок, нет седых и напыщенных генералов, обдумывающих планы контрударов. В фильме показаны события изнутри. Измождённые, усталые лица людей, массовые расстрелы, насилие. Гениальное решение режиссёра — это сделать фильм чёрно-белым. Во-первых, это делает фильм похожим на военно-историческую хронику. Во-вторых, мы видим фильм без буйства красок, которые обычно сопровождают подобные фильмы. Что позволяет зрителю сфокусироваться на эмоциях, чувствах, обстановке, а не на ярких взрывах, оторванных конечностях и крови. Это тоже является частью войны, но здесь показали, всю трагичность происходящего и обстановку, когда твой родной город разрушен, а соседи и родные убиты. В фильме всего одна сцена с перестрелкой. Однако, показаны бесчинства японских солдат: массовые расстрелы, жестокие убийства (закапывание живьём, закалывание штыками, сжигания), насилование женщин и детей, аукционы женщин и многие другие.

    Также показана часть жизнь простого японского младшего офицера. Он всего лишь пешка и исполняет приказы. Он видит, всё, что делают его товарищи и собратья. Убийства и жестокость оправданы, когда идут боевые действия. Но это уничтожение. Резня. Он пытается с этим смириться, даже начать как-то просто жить, но это слишком большое потрясение для любого.

    Игра актёров на высшем уровне. Они почти ничего не говорят, но ты всё равно как будто рядом. Переживаешь с ними, чувствуешь, что они чувствуют. Оператор прекрасно иногда создавал иллюзию, будто он очевидец событий. Музыки практически нет, но она там и не нужна. Единственный недостаток — немного скучновато смотрится.

    Сначала я подумал, почему фильм снимался не совместно с Японией, потом понял. Япония до сих пор не признала факт жестоко истребления почти полумиллиона жителей Нанкина.

    Игра актёров и актрис (главных, второстепенных, подходят ли на роль) 9/10

    Сценарий (сюжет, идея, развитие) 8/10

    Как смотрится (режиссура, монтаж, эффекты) 7/10

    Общая оценка

    8 из 10

    Все войны — гражданские, потому что все люди братья. (Франсуа Фенелон, французский писатель)

    25 июля 2010 | 00:48

    Чёрно-белая лента позволяет нам перенестись в годы войны со всеми возможными её ужасами. Каждая сцена наполнена жуткими страданиями сотен людей: женщин, их детей, и солдат, в силу необъяснимых обстоятельств, вынужденных причинять им боль, страдания и смерть.

    В начале мы видим штурм города и ожесточённые бои за каждое здание: засады, штурм, обстрел из танков и миномётов, перестрелки. После подавления сопротивления победоносная армия несущая на своих штыках знамёна Красного круга оккупирует город и начинает искать выживших врагов, расстреливая всех мужчин без разбора, марадёрствовать.

    Единственным островком выживания остаётся лагерь беженцев, заполненный женщинами и оставшимися мужчинами, среди которых есть как и гражданские, так и солдаты, которых так активно ищут японцы. Отсюда и бесконечные чистки, убийства и массовые расстрелы.

    Слабонервным не смотреть, а вот всем поклонникам военного жанра рекомендуется. Китайский кинематограф развивается не по дням, а по часам и эту картину уже можно заслуженно сравнить со «Спасением рядового Райана».

    10 из 10

    29 мая 2009 | 21:15

    Один из самых страшных фильмов, которые мне доводилось видеть. Максимально реалистичное повествование о том, что творилось в оккупированном японскими войсками Нанкине в декабре 1937 года.

    После того, как японцы захватили Шанхай, китайские власти уже толком не могли обороняться. Под ударом оказалась столица, а лучшие отряды Чана Кайши уже погибли или были измотаны шанхайской резней. Нанкин думал только об одном: как в этой ситуации выжить. Остатки войск сдавались в плен, по некоторым данным сдалось около 300 000 солдат. Японское командование приняло решение, что такое количество пленников нечем кормить, их нужно уничтожить. Началась резня, за которой последовали массовые бесчинства японских солдат в оккупированном городе. Из-за, так скажем, дипломатической сложности темы точное количество жертв среди мирного населения разнится. По некоторым данным (например, в книге «Забытый Холокост» Айрис Чан) убито было 250-350 тысяч мирных жителей, число изнасилованных женщин составляло 20-80 тысяч. За японской армией возили специальных «женщин для утешения» — так называемые отряды, в которых содержали женщин, подвергавшихся постоянным изнасилованиям.

    На фоне всего этого остававшиеся в городе иностранцы, в том числе нацист Йен Рабе, пытались сделать хоть что-то, чтобы спасти людей Нанкина. Была организована Зона Безопасности, но и она не была стопроцентным убежищем.

    Фильм «Город жизни и смерти» показывает эти события. В отличие от других картин о нанкинской резне ("Цветы войны», «Джон Рабе»), здесь, в первую очередь, показана история всего города, а не отдельных людей. Режиссер дает зрителю возможность посмотреть на нанкинский кошмар от лица китайских и японских солдат, от лица простых жителей города, от лица европейцев в Зоне Безопасности.

    Хочется в какой-то момент подумать, что для яркости режиссер что-то приукрашивает, но, стоит заняться изучением этого вопроса, в ужасе понимаешь, что каждому кадру резни и бесчинств можно найти исторические свидетельства. На фоне этого в фильме очень важна сюжетная линия, в которой рассказывается о японском офицере, который не может полностью принять то, что творят его соотечественники.

    Война ужасна, с этим вряд ли кто-то поспорит. Но «Город жизни и смерти» не только об этом. Нобелевский лауреат Эли Визель говорил, что забыть Холокост означает убить дважды. Нанкин — это забытый Холокост. Принц Асака, руководивший оккупацией, получил неприкосновенность как член императорской семьи во время суда над военными преступниками. Он умер от старости в 93 года. И этот фильм позволяет всему миру хотя бы узнать и запомнить трагедию Нанкина.

    10 из 10

    4 августа 2012 | 03:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>