К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Абсолютно реалистичный фильм, именно таким и был СССР и мы в то время.

Замечательная игра актёров, Александру Ляпину громадное спасибо. Не надо требовать от каждого произнесенного слова, от диалогов героев какой то сакральности и 'отливания в гранит', мы так жили, так говорили, так поступали. Но сюжет совсем не так прост, ключевые моменты, это повисший вопрос, что будет через 30 лет, как просто монголы захватили Хорезм и, собственно само название фильма. Через 4 года фильм был переработан, получил новое название ('Любовь в СССР'), но любви там, как раз, стало меньше, а картина получилась конъектурнее, более приспособленной к новым временам и к гибели новой ИМПЕРИИ! На сей раз, наверное, окончательно.

Это последний шедевр известного режиссёра, больше не будет.

ИМХО.

03 февраля 2021 | 05:21
  • тип рецензии:

Я очень высоко оцениваю этот фильм. Есть величайшая несправедливость в том, что эта картина так и не получила широкого признания и заслуженного статуса культовой. Но в таком раскладе есть своя логика. Фильм не зря 'пролетел' мимо массового зрителя.

По сути перед нами размышление о целом поколении - людях, которые родились в 50-е годы двадцатого века и являются ровесниками Шахназарова. Бурные картинки молодости оказываются очень точными и трогательными. Режиссер не стесняется показывать героев с самой неприглядной стороны. Глубокая рефлексия приводит к перекличке поколений: от дедов, добивавшихся значимых побед до прагматичной современности. Именно поэтому так остры ошибки юности героев - каждый провал оценивается очень остро. Режиссер задает высокую планку, ибо на кону империя, которой предстоит кануть в лету. В связи с этим представляется очень милой перекличка с далеким Хорезмом.

Все это создает весьма цельный взгляд на 'прекрасную эпоху', который не может не затронуть за живое многих зрителей. Пожалуй, просто дело в том, что этот фильм вышел не вовремя. Пока еще видимо рано. Не случайно автор через несколько лет сделал новую версию ленты, будто недоумевая и желая сделать как можно больше возможностей для ознакомления как можно большей аудитории с фильмом.

Впрочем о мотивах самого режиссера можно лишь догадываться, а между тем фильм получился очень трогательным и искренним. Не слишком известные, но талантливые актеры, брэнды из 'того времени' и декорации, относящие нас в Союз. Определенно, это стоит того, чтобы посмотреть

10 из 10

29 июля 2020 | 10:05
  • тип рецензии:

Изначальное название фильма 'исчезнувшя империя'. Название как бы каламбурит смысл, в том плане что имеет два значения. С одной стороны империя исчезнувшая - это империя, которую в конце фильма раскапывает главный герой, но это скорее символизм, отсылка к раскопкам другого характера. А именно к Советской империи, которую пытается откопать режисер картины. Откопать он ее пытается все в том же поколении 80х годов, среди мнений настроений, умов и мировозрений той молодежи, типо советской, но уже не советской по духу. Фильм погружает в реальность молодежи вот-вот исчезнувшей империи. Для меня это варриация на тему 'дорогая Елена Сергеевна'. Где безыдейность приспособленчество, шкурность сочетаются с отмирающим благородством. Но идея скорее в том, что 'суд времени' позволяет расставить все на свои места, кто какой дорогой шел, кто исправился и свернул с кривой дороги, а кто плыл по течению. Нам показали характеры трех личностей (парней) с разной философией жизни, находящихся примерно на одном социальном уровне, живущих в эпоху перемен, и каждый из них закончил эту жизнь по-разному. Но все они пыль в истории рождения и угасания Империй.

17 июля 2020 | 00:32
  • тип рецензии:

'Вот здорово!' - подумали мы с женой, решив посмотреть картину. Покажут время нашей юности -молодости, атмосферу, людей. Да и вообще будет утонченно. Перед этим был 'Цареубийца', пересмотренный 'Курьер', 'Яды и Всемирная история отравлений', у которого финал утащил всадник на коне, но все-равно фильм оказался милый.

'Что это было?!' Сказали мы одновременно после просмотра. Это главные герои? Московские мажоры? Вроде не тянут. Да, у одного известный, зачетный дед, ну и что, у меня тоже дед был классным. Второй болтается, как язык в колоколе, к тому же, у него неизлечимая болезнь - он Басист. Третий просто студент-ботаник. Он, кстати, из всей этой странной компании, вызывает хоть какое-то уважение.

Где империя? Москва? Она почти всегда была Вавилоном, государством в государстве. Зачем это показывать. Деревня, куда 'друзья' поехали на практику? Гагры? Развалины в азиатской пустыне, которые главный герой видит по обкурке? Непонятно. Нет логичного ответа.

Начнем с того, что я тоже был, да и остаюсь, московским снобом. Если бы я сказал родителям, что у меня друг по фамилии Нарбеков, мне бы достаточно быстро, в тактичной, но язвительной форме, объяснили, с кем нужно дружить, а с кем не стоит, даже, если у него такой замечательный дед. К тому же, в то время, просто не любили пижонов. Да, все выпендривались, жгли, стояли на ушах, но непрерывно размахивать причинным местом не приветствовалось, можно было за эти выкрутасы хорошо получить. Причем, это не было связано с советской закалкой, комсомолом, верой в идеальный коммунизм. В это уже мало кто верил. Просто что-то было прилично, а что-то нет. Если человек вел себя, как главный герой, его просто объявляли гнилым, и называть его другом могли такие же отморозки, как и он сам.

По любви, автору картины тоже 'незачет'. Да, была любовь, были измены, но окружающие старались не переходить грань, за которым начинается хаос в личных отношениях. Естественно, я имею ввиду адекватных людей. Дураков и в то, размеренное время, было предостаточно. Помните знаменитую фразу: 'В СССР секса нет'? А ее продолжение все давно забыли: 'Но есть любовь'. Очень жаль, что режиссер хорошо показал антураж, предметы быта, одежду, даже старую Татру, а вместо любви показал телодвижения недоумка, который разменивает приличную девушку, на девицу легкого поведения. Причем, после всех перипетий, еще и обижается на друга-ботаника, когда тот стал встречаться с униженной этим подонком подругой.

Весь фильм состоит из каких-то непонятных надуманных ситуаций. За гранью добра и зла продажа дедовских книг. Попросить денег у родни, конечно, нельзя, а вот, распродавать библиотеку за бухло - это вынужденная мера бедного студента.

Позабавил выезд в деревню. Если бы нам, приехавшим на полевые работы, деревенские сказали, что у нас девушки 'ничего', мы бы напряглись и держали ухо востро. Если бы возникла какая-нибудь неприятная ситуациях, деревня огребла бы по-полной. Еще вызывает недоумение потребление водки. Портвейн - да, пиво - да. Отменный пивас, в нашем районе, был темный разливной. Но водка для нас оставалась каким-то табу. Да, бывало, потребляли, но так, как жрут эти студенты, кажется чем-то фантастическим.

То что было показано в Гаграх, совсем смешно. Удивил стол с разнообразной закуской, больше похожий на скатерть-самобранку из сказки. Зато Басист лажает очень натурально. 'Удачно' повстречав внука замечательного деда, они разносят ресторан, выпятив свое эго перед 'гостеприимными' Кавказцами. Надо заметить, что в то время Кавказ был на своем месте. Выпендривались, конечно, но чуяли, что могут и поджарить. По-этому, все старались соблюдать паритет. Но, главному герою - море по колено. Куриные мозги не дали просчитать ситуацию после размахивания руками.

На свадьбу бывшей девушке и ботанику, зачем-то предает через брата хорезмскую игрушку, найденную на раскопках. У самого, видимо, кишка была тонка прийти и поздравить, или, все-таки, проснулись остатки совести.

После смерти матери и разговора с дедом, бросив младшего брата, наш орел летит, сломя голову, черт знает куда, посмотреть развалины, которые раскапывал его дед. Причем, отдает бомбиле куртку, купленную от продажи дедовой книги. После этого возвращается просветленным и становится переводчиком с мертвого языка. Жизнь удалась.

Несмотря на слабый сценарий, хочется отметить работу актеров. Хорош Джигарханян, Ильин. Ольга Туймакина удачно передала образ матери. Молодые ребята старались передать задумку режиссера. К сожалению, задумка получилась не очень удачной.

Послевкусие от фильма совсем отсутствует, хотя автор, свой 'трояк' честно заработал.

20 февраля 2017 | 00:22
  • тип рецензии:

Данный фильм я посмотрел по совету своего друга. О режиссере Карене Шахназарове был наслышан, как о классике отечественного кино, но с его фильмографией знаком не был. 'Исчезнувшая империя', на мой взгляд, неплохая драма, но исключительно на один раз. Молодежи можно кое-что оттуда почерпнуть, но в основном она понравится зрителю старшего поколения, дабы понастольгировать даже не сколько о Великой Державе, а по своей ушедшей молодости. Предполагаю, что в эту картину режиссер внес что-то и свое автобиографическое.

Актерский состав неплохо вжился в свои образы. Исполнитель главной роли похож чем-то на Сергея Бодрова-младшего, но, конечно, до его актерского мастерства и харизмы ему очень далеко. Хорошую лепту внесли в данную картину Армен Джигарханян и Владимир Ильин.

В данной картине Карена Шахназарова на первый план выходят не размышления о Советском Союзе, а человеческие отношения, черты людского характера. Сюжет 'Исчезнувшей империи' может быть перенесен в любую эпоху. Все точно сказал в 'Мастере и Маргарите' Воланд: 'Люди как люди. Любят деньги, но это всегда так было. .Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних...'.

'Исчезнувшая империя' - это, в принципе, обыкновенная драма про конкретных людей, являющихся составной частью СССР. Демонстрируемые в фильме погоня за зарубежными пластинками, фарцовщики, дискотеки, значимость предмета 'История партии', ничего нового не рассказывают. Известно и так, что это все было. К тому же, многое из этого есть и в других картинах. А отчисление из ВУЗа, сломанные судьбы, беззаботная молодежь, тяжелые болезни есть и сейчас.

Понравилось мне само построение сюжета в следующем. В первой половине драмы главный герой, как его друзья, не задумываются о жизни, о истории своей страны, не заняты особо учебой. Возможно, такие люди и становятся разрушителями империй. Сергея - основного персонажа - показывают потребителем. Он не интересуется здоровьем своих близких, ему нужны от них только деньги. Но со второй половины фильма начинается трансформация, постепенно кардинальная перестройка личности Сергея под влиянием смерти близкого человека, предательства друга и т.д. Пытаясь найти свое место в этом бренном мире, он отправляется в 'Город Ветров' на руины 'Исчезнувшей империи'. Здесь по рассказу его деда (один из самых ярких моментов в фильме) была некогда цветущая империя Хорезма, но она рухнула как карточный домик.

На мой взгляд, фильму не хватает умных диалогов, атмосферности и глубины. Того, что все есть у моего любимого российского режиссера Никиты Сергеевича Михалкова. Возможно, 'Исчезнувшей империи' не хватает какой-то мрачности и гнетущей мощности. Того, что есть в сильном фильме Звягинцева 'Левиафан'.

Задумка финала мне понравилась, но он меня не потряс. К сожалению, во многом все поверхностно.

6 из 10

28 июля 2015 | 17:04
  • тип рецензии:

Я посмотрела фильм 'Исчезнувшая империя' несколько лет назад. Тогда он произвел на меня сильное впечатление, и на днях я решила его пересмотреть.

Мне понравилась атмосфера фильма – дух СССР 70-х годов. Не знаю, насколько правдиво передано это время, но в течение просмотра чувствуется грусть автора по ушедшей эпохе. Сравнение СССР с Хорезмом поэтично – ведь было когда-то государство с совершенно другой идеологией и людьми, а теперь его нет, как и древнего Города Ветров, от которого остались лишь руины.

Что касается сюжета – само развитие истории мне понравилось: молодой парень не знает чего хочет от жизни, допускает массу ошибок, и в Городе Ветров находит себя. Но - огромным минусом в сценарии являются «мертвые» диалоги. Они не несут в себе никакой информации и портят впечатление от фильма. Актеры, произнося свои реплики, выглядят неестественно, хотя играют хорошо (или, по крайней мере, стараются). Стоит отметить игру Армена Джигарханяна, который мелькает всего лишь в двух-трех эпизодах, но приковывает к себе внимание, заставляет зрителя сопереживать своему герою.

Конец фильма хорош – диалог между Сергеем и Степаном расставил все точки над «и»: зрители узнали о судьбе героев, при этом финал сохранил в себе некоторую открытость: Сергея в кадре не показывают, камера сфокусирована «от его лица», и мы можем только догадываться по его голосу, какие чувства тот испытывал, когда говорил со Степаном о прошлом.

15 декабря 2014 | 16:13
  • тип рецензии:

Основной недостаток 'Исчезнувшей империи' в том, что проблематика картины понятна и без самой картины. Для того, чтобы фильм стал особенным в ряду современных работ, затрагивающих советскую тематику, Шахназарову нужно было придумывать нечто особенное, как это сделал, например, Тодоровский, представив 'Стиляг' в жанре мюзикла. А так '...империя' была обречена на штамповость и примитивизм сюжетных поворотов, что и получилось.

Вся экспозиционная информация даётся зрителю в диалогах, в которых нет ничего лишнего, кроме того, что непосредственно двигает сюжет дальше. И это, к сожалению, не является достоинством картины, наоборот, обедняет и уплощает её. Однако, нужно отдать должное Шахназарову, он не бросил ни одну линию и каждый конфликт в фильме находит своё разрешение.

Центральной историей на фоне эпохи является линия Норбекова и Люды. И уже в ней прослеживаются такие явные недостатки, как бедность диалогов и очевидность ходов. Отношения героев не интересны, плоски и банальны. Наиболее яркий эпизод - это сатирическая зарисовка с 'Лебединым озером', подаренным на День рождения героини. Здесь Шахназарову удалось тонко и без лишних слов показать своё отношение к недостаткам Исчезнувшей империи.

Признаки эпохи, которые предлагает режиссёр довольно поверхностные, проходные: история партии, фарцовщики, первые рок-команды, пивные ларьки, запрещённые книги, курение марихуаны, билеты в театр на Таганке... Всё это не столько признаки эпохи, сколько признак неглубокого исследования эпохи. Быть может, для эксцентричной, чуть гротесковой мелодрамы на тему взросления и достаточно, но то мифологическое пространство, которое затрагивает Шахназаров, обязывает его к более глубокому изучению материала и более изобретательной подаче. А на деле многие эпизоды выглядят пошло и неправдоподобно, хотя и рассказывают вроде как правду. Например, сильно надуманный эпизод с употреблением марихуаны. Или совершенно немотивированная драка в Гаграх с представителями кавказкой национальности.

Итак, мы затронули основную тему картины - тему взросления. Норбекову по мысли режиссёра достался нелёгкий, но очень интересный жребий - вырасти в Советском Союзе эпохи застоя и испытать на себе все трудности, щедро выпавшие на его долю. Проходя испытания одно за другим, Норбеков в финале приходит к способности сделать осмысленный выбор взрослого человека и уходит в армию, предварительно навестив Хорез - 'исчезнувшую империю', некогда вновь открытую его дедом (прекрасная, кстати, роль Джигарханяна). На мой взгляд, эта финальная часть картины (без эпилога) - самая сильная и наиболее оправданная, несмотря на то, что практически все остальные эпизоды по отношению к финальному (после смерти матери) достаточно условны. А сам финальный эпизод напоминает финал вышедшего годом ранее 'Любовного настроения' Вонга Карвая.

Выходит, что в кино, как искусстве насквозь иллюзорном проще создать правдоподобие вымысла, нежели детализацию реального времени.

05 февраля 2014 | 13:09
  • тип рецензии:

Хотя больше половины своей жизни я прожил уже в новой России, друзья называют меня советским человеком. И это правильно, поскольку своё основное воспитание получил в СССР. Детсад, школа, был пионером, в 1990 году должен был стать комсомольцем, но комсомол как раз канул в лету - так что именно таким как я, и адресован этот фильм.

Сегодня - когда после краха СССР минуло уже 24 года, и споры о причинах его распада по прежнему - не утихают; на экранах телевизора не проходит и недели, чтобы не появлялись передачи из серии 'Как мы хороши жили в СССР', или с точностью наоборот 'СССР - тюрьма народов'. Даже сериальщики подсуетились, сняли 'Восьмидесятые' - но это уже 'липа', для тех, кто настоящего СССР не застал.

'Исчезнувшая империя' - безусловно лучший фильм Карена Шахназарова, и боюсь самый недооценённый. В нём режиссёру удалось честно рассказать - почему же рухнул СССР. И боюсь именно эта правда многим не понравилась.

Одним из ярких воспоминаний моего детства были военные парады на 9 мая, и 7 ноября. Приходили родственники, выпивали, закусывали, много говорили, а потом дядя брал гитару и пел. Среди многих его песен, мне в память врезалась одна строчка, которую он пел на мотив песни 'А я еду, а я еду за туманом...':

- А я еду, а я еду за - за деньгами,
- За туманом едут только дураки...'

Такую же песню могли петь и герои 'Империи'. Им кажется что мир в котором они живут, будет всегда. Что деньги всегда будут давать, дед или государство. А если их не хватает - можно украсть, для начала книги из дома, а затем кирпич, или сантехнику со стройки - не важно, никто не осудит. Как говорил мой отец 'С ночным директором всегда можно договориться'.

Ну и конечно культурное преклонение перед Западом - когда за кассету ( в фильме за пластинку) с записями отдавали от 10 до 25 рублей (целый аванс!), при этом неважно о чём поют - из-за тотального незнания иностранных языков. А уж достать одежду с ярлыком 'Made in...' - счастья не было предела. Помните как в фильме Сергей объясняет на перемене Степану, как по прострочке джинсов отличить настоящие американские от польских.

Интересно сейчас кто нибудь сможет отличить?

А время тем временем тикает, и убегает как песок сквозь пальцы, и назад ничего вернуть нельзя. Герой понимает это только тогда, когда в семье происходит трагедия. Ключевым моментом фильма является рассказ деда о том - как Чингисхан за считанные дни разрушил цветущую империю Хорезма, завершая его словами: ' Вот так просто!'.

Вот так просто исчез и Советский Союз, а мы все все 300 миллионов жителей вольно, или невольно ему в этом помогали. И не замечали - казалось сегодняшний день ничем от вчерашнего, или позавчерашнего не отличается. Ошибались. А когда осознали было уже поздно.

Особое спасибо режиссёру за актёров, молодых, и не успевших замылиться в сериалах. А Ольга Тумайкина - просто великолепна, только жаль больше ничего подобного ей сыграть не удалось.

Вот только финал подкачал, сцена в аэропорту кажется чужеродной заплаткой. Зачем? Узнать судьбу героев? Уж слишком отдаёт американщиной, чтоб каждый герой получил по заслугам. Или продюсеры заставили?

На мой взгляд, открытый финал был бы гораздо мощнее.

В общем заслуженная 9.

26 ноября 2013 | 21:56
  • тип рецензии:

Фильм неплохой.

Но раз уж рецензия - мнение одного человека, то изначально его главная ценность была для меня - вот некое художественное кино, снятое про жизнь в СССР. На пару часов прыгнуть в прошлое,.. но не получилось. В этом смысле облажался даже Шахназаров. Хотя формально - да, из той эпохи многие вещи перенесены вполне достоверно. И павильоны стеклянные, и афиши про 'Ивана Васильевича', и 'герлы' с 'хатами', но не то. Да и сюжет как сюжет - вечная история, актуальная в любое время. Казалось бы - сюжет, атрибутика, что еще нужно... А что-то нужно, что передавало бы дух. В этом смысле 'Город Зеро' того же К. Ш. по духу ближе к 'той' картине, 'тому' месту действия. В итоге фильм показался синтетическим, т.е. хоть и неплохим, но не имеющим отношения к реальности. Так отвязно тогда не целовались студенты, хорошо это или плохо. На улице люди вели себя иначе, ну и т.д. Описывать все нестыковки смысла не вижу, не срослось с главным - передать ощущение того времени.

При этом надо сказать, что картины, передающие это ощущение, есть. И тут замахиваться на 1973-й даже не надо было. Семидесятые - это ближе к фильмам типа 'Москва слезам не верит' или 'Служебный роман', настрой у которых в корне другой (просто посмотреть и сравнить). Этот же фильм я бы датировал годом 90м в провинциальном исчислении.

Сюжет и актеры - 6,5 из 10

Соответствие задаче -

2 из 10

04 января 2013 | 01:18
  • тип рецензии:

Для меня это главная фраза в фильме. Вопрос, которым я тоже стал задаваться после просмотра ленты.

Это один из немногих фильмов, после которого возникает буря эмоций, и хочется анализировать каждую сцену. Мне плевать, что некоторые говорят, что фильм не похож на настоящий СССР. Я там не жил, но знаю, что там было всё точно так же.

Фильм хорош тогда, когда узнаёшь в нём себя. И я узнал. Не скажу кого, но после этого конечно немного переосмыслил жизнь. А за финальную сцену Шахназарову и сценаристам отдельное спасибо.

10 из 10

04 июня 2012 | 07:42
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: