всё о любом фильме:

Солист

The Soloist
год
страна
слоган«Life has a mind of its own»
режиссерДжо Райт
сценарийСюзанна Грант, Стив Лопес
продюсерГари Фостер, Расс Краснофф, Рикки Лиа Бестолл, ...
операторШеймас МакГарви
композиторДарио Марианелли
художникСара Гринвуд, Грег Берри, Eric Luling, ...
монтажПол Тотхилл
жанр драма, биография, музыка, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
DVD в США
зрители
США  4.23 млн,    Великобритания  219.9 тыс.,    Италия  68.1 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время117 мин. / 01:57
Журналист Стив Лопес встречает Натаниеля Айерса, бывшего виртуозного музыканта, вынужденного играть на виолончели на улицах Лос-Анджелеса. Лопес пытается помочь бездомному вернуться к нормальной жизни, и между ними возникает уникальная дружба, которая меняет судьбу обоих.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
56%
111 + 89 = 200
5.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Сюжет основан на реальной истории жизни музыканта Натаниеля Айерса. Карьера молодого виртуоза-виолончелиста Айерса прерывается, когда он заболевает шизофренией. Многие годы спустя о бездомном музыканте узнаёт журналист Лос-Анджелес Таймс, результатом их общения становится серия статей.
    • В фильме Стив Лопес показан разведённым, хотя на самом деле репортёр всю свою жизнь до настоящего времени пребывал в счастливом и благополучном браке. По словам самого журналиста, это показалось ему довольно странным, но он посчитал намного более важным то, насколько аккуратно были отображены его статьи и профессиональная деятельность.
    • Большинство показанных в фильме бездомных людей на самом деле не имели никакого постоянного крова над головой.
    • Часть сцен была снята в одном из районов Лос-Анджелеса Скид Роу, известном как самое большое в стране пристанище бездомных людей.
    • В сцене, когда Натаниэль Айерс и Стив Лопес посещают репетицию концерта, все сидения покрыты брезентом. Такой подход является обычной практикой многих концертных аудиторий во время репетиций, поскольку считается, что в этом случае звучание будет более аккуратным.
    • Сам Натаниэль Айерс появляется в камео в качестве одного из зрителей, сидящего в переднем ряду, на концерте в самом конце фильма.
    • Создатели картины пригласили Натаниэля Айерса посетить съёмки в концертном зале Walt Disney Central Hall в Лос-Анджелесе, но музыкант в этот день предпочёл остаться на улице и играть там.
    • Несмотря на свою стойкую нелюбовь к изображению на экране Натаниэль Айерс посетил вместе со своей прилетевшей ради такого случая семьёй премьеру фильма в Лос-Анджелесе. Сам он крайне редко смотрит телевизор и кино.
    • Несколько членов лос-анджелесской благотворительной общественной организации Lamp Community, которая занимается помощью бездомным и психически больным людям, появились в фильме в эпизодических ролях, посетили его премьеру и организованную по завершении её вечеринку. Сам Натаниэль Айерс находится под опекой этой организации и получает от неё регулярную помощь.
    • Первоначально премьера фильма была запланирована на ноябрь 2008 года, но обеспокоенная слишком плотным графиком релизов студия Paramount Pictures перенесла выход на экраны на апрель 2009 года.
    • Это уже не первый раз, когда Роберт Дауни младший играет в фильме реального газетного репортёра. До этого ему довелось сыграть репортёра газеты «Сан-Франциско Кроникл» Пола Эвери в картине «Зодиак» (2007).
    • еще 8 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 1284 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Этот фильм о необычных отношениях, сложившихся по случаю судьбы между двумя людьми из казалось бы разной социальной среды. Журналист и бомж.

    Стив Лопез (Роберт Дауни мл.) среднестатистический американец холостяк, работающий журналистом в редакции Лос Анджелес Таймс. Жизнь у него него протекает обычным темпом, как и у миллионов таких же как он. Как и любому журналисту ему нужны сенсации, чтобы хоть как-то «ускорить» темп жизни. Однажды на улице его внимание приковывает бездомный музыкант, невозмутимо игравший на скрипке и нечего не замечавший вокруг себя. Величественно возвышаясь над ним памятник Бетховена словно озарял и питал его лучами вдохновения. Стив понимает что, этот нищий-скрипач по имени Натаниел Айерс (Джейми Фокс) личность не ординарная, и что его жизнь может послужить материалом для вполне интересной статьи, а может и сенсации? Он начинает знакомиться с ним; помогает ему, дарит виолончель. Казалось бы, его интерес к этому бездомному объясняется желанием заработать на статье о его жизни. Такое не раз случалось в истории СМИ. Но здесь было что-то другое. То, что заставляло Стива продолжать поддерживать отношения и помогать человеку очень трудного в общении и к тому же страдающего шизофренией. Перед ним был не просто человек, а целый мир, мир который кардинально отличался от того в котором он привык жить. Что его тянуло к этому миру? Любопытство? Врядли. Скорее это была нужда. Нужда — хоть на время оторваться от серой обыденности привычного мира. Открыть для себя мир, где материальные блага не имеют никакого значения, и где музыка намного больше чем просто развлечение.

    Сказать по правде, фильм я решил посмотреть только из-за Джо Райта, создателя этой картины. После просмотра его предыдущей работы «Искупление», Д. Райт стал одним из моих любимых режиссеров. Несмотря на довольно молодой возраст (37 лет) режиссер демонстрирует мастерский подход. Ждал его следующей работы с нетерпением и в итоге не разочаровался. «Солист» не такой шедевр как «Искупление», но все же это приличная работа. Да, в отношении сценария он намного уступает предыдущей работе, но Райт продолжает изумлять нас своим восхитительным стилем режиссуры и в этот раз.

    Прежде всего хотелось бы вспомнить несколько моментов из фильма.

    Великолепная сцена под мостом, когда Стив дарит Натаниелу виолончель, и он начинает с вожделением играть на этом превосходном инструменте. Режиссер искусно, но в то же время в довольно доступной манере демонстрирует нам волшебную силу музыки. Мы видим как камера поднимается из под моста, пролетает вместе с птицами над трассой и наконец поднимается до самого неба. И тогда мы видим город с расстояния птичьего полета, и нам становится все ясно. Прежде казавшийся нам непонятный город с его небоскребами, машинами, бесконечными пробками, суетливыми жителями и запутанными дорогами превращается в незатейливую картину с аккуратно расставленными и прочерченными точками и линиями. И тогда понимаешь насколько гармонично сложен этот мир, и как музыка помогает нам видеть это.

    Вторая сцена, это когда Стив приводит Натаниела в зал симфонического оркестра. Во время послушивания репециции оркестра мы видим как сердце Натаниела начинает биться сильнее и происходит погружение в его внутренний мир. И здесь мы видим, как режиссер виртуозно использует светоэффекты не прибегая к компьютерной графике. Целая гамма ярких цветов, синхронно со звучащей музыкой, динамично движется и мелькает перед глазами зрителей. Так вот как выглядит музыка! Я и не знал, что она настолько прекрасна. Таких визуальных экспериментов я не видел со времен Стэнли Кубрика.

    А теперь немного об актерской игре. Что тут можно сказать, состав радует. Роберт Дауни мл., в роли журналиста Лопеса, как всегда неотразим. Возможно его образ несколько прямолинейный в своем развитии, но все же он играет убедительно. Вообще мне кажется, что он один из самых харизматичных актеров этого десятилетия. Легко преображаясь из образа в образ, его игра оставляет одни положительные эмоции.

    И конечно же отдельной похвалы заслуживает Д. Фокс в роли Айерса. Уже заработавший «Оскар» за роль легендарного Рейа Чарльза в 2005 г в фильме «Рей», Джейми вновь демонстрирует нам свой талант. Особенно мне запомнились моменты, когда у Натаниела случались шизофренические припадки, ты веришь будто актер действительно болен.

    Резюмируя рецензию хотелось бы сказать и о минусах фильма. Как я упоминал уже, слабая сторона фильма это его сценарий. Если отдельные сцены фильма смотрятся восхитительно, то в целом фильм оставляет неоднозначное впечатление. Несколько расплывчата основная идея фильма. Все же остается не ясной, что прежде всего хотели нам сказать создатели фильма. Есть намек на трагичность происходящего действия т. е. конфликт личности со средой. Вспоминаются кадры из детства Натаниела Айерса; когда он ночами сидел в подвале дома играя на виолончели. Делая перерыв он заглядывает в форточку, и перед его глазами медленно проезжает машина охваченная огнем. Содрогнувшись от увиденного ребенок бежит и хватается за любимый инструмент и продолжает погружаться в свой мир. Он не хочет жить по законам жестокого мира, он хочет найти и открыть новый мир, свой мир, где царит полная гармония. Он все-таки находит то что искал, но ценой своего рассудка. В дальнейшем тема этого конфликта не находит полного развития. Так же в течении фильма прослеживается проблема бездомных жителей к числу которых и относился сам Натаниел. Нам неоднократно показывают обитателей бездомного приюта, а также их общение со Стивом во время его визита к Натаниелу. Но и эта тема тоже не выступает на передний план.

    Одним словом, все эти темы не органично вплелись в композиционный сюжет фильма.

    В общем, фильм не шедевр, но это несомненно хорошая драма, которую стоит посмотреть, даже если вы не поклонник творчества Джо Райта.

    6 сентября 2009 | 15:28

    На улицах Лос-Анджелеса, как и на улицах любого другого большого города, можно повстречать многих людей, шатающихся по жизни без работы, без семьи, без дома, без какой-либо цели… Но порой среди них можно найти настоящий бриллиант, уникальный талант, которого жизнь выбросила на обочину. Мимо него многие будут проходить мимо, не замечая, но один любопытный журналист обратит на него внимание и расскажет о нем всему миру.

    Основываясь на реальной истории журналиста Стива Лопеса, чьи заметки об одном бродяге-музыканте нашли огромный отклик в сердцах читателей, режиссер Джо Райт снимает одну потрясающую остросоциальную драму, позволяющую по-новому взглянуть на жизнь и музыку.

    Если человек ищет интересную историю, то он ее обязательно найдет. Но в этом случае Стив Лопес находит гораздо большее, чем просто материал для своей колонки. Он находит редкий музыкальный талант, завернутый в хрупкую человеческую душу. Стив знает, что он может сделать что-то хорошее для своего нового друга. Но он не знает наверняка, придет ли Натаниэль в приют, на урок или согласится ли он жить в квартире. Только Стив все равно верит в своего друга, а порой бывает достаточно поверить в человека, чтобы он сделал шаг навстречу. Но будет ли одной веры достаточно в этом случае? Сможет ли Стив действительно изменить жизнь Натаниэля к лучшему или все, что он может сделать для бездомного музыканта, это просто быть ему другом и принимать его таким, какой он есть, не пытаясь изменить? Роберт Дауни мл. отлично сыграл свою роль, показав, как порой трудно быть кому-то другом и смириться с тем, что не можешь полностью все исправить в его жизни, но не стоит сдаваться, особенно если знаешь, что можешь ему помочь. Его герой вдохновляет своим примером, напоминая, что журналист может не только написать о чей-то жизни, но и изменить ее.

    Кто же этот странный мужчина в яркой одежде, обитающий вместе со своей скрипкой возле памятника Бетховену? Натаниэль Айерс, некогда учившийся в престижной школе искусств Джуллиард, теперь всего лишь бездомный, чье поведение невозможно предсказать. Зато его преданность и любовь к музыке стала еще крепче, ведь музыка — это все, что у него есть. А потом вдруг у него появился заботливый друг, и видя, как тот стремится ему помочь, Натаниэль изо всех сил старается не разочаровать мистера Лопеса. И в то же время, он постоянно напоминает журналисту о том, что Натаниэль сам является хозяином своей судьбы и будет сам выбирать свой путь. Джейми Фокс очень тронул своей игрой, теперь его Натаниэль Айерс является одним из моих любимейших персонажей в кинематографе. Пятью годами раньше он получил Оскар за то, что сыграл другого музыканта — легендарного и признанного Рэя Чарльза. Но Натаниэль Айерс абсолютно не похож на него. Тут актер создал образ простого человека, живущего в мире музыки, в мире Бетховена, и лишь иногда возвращающегося в реальность.

    Эту кинокартину стоит посмотреть хотя бы ради той сцены в тоннеле, когда Стив привез Натаниэлю виолончель, и он устраивает этому инструменту «тест-драйв». Такие настоящие эмоции музыканта и журналиста в тот момент, великолепная музыка, проникающая под кожу и растекающаяся по всему телу, и это потрясающее ощущение, будто эти звуки разносятся по всему городу, поднимаясь все выше и выше, до самых облаков. На протяжении фильма еще несколько сцен, подобно этой, позволяют не просто услышать, но и увидеть музыку и то, как она преображает окружающий нас мир. Есть здесь и комедийные моменты, порой это чистый фарс, вызывающий улыбку и показывающий, что каждому из нас не везет по-своему, и когда еще можно посмеяться над своей неудачей, то все еще не так страшно. Посмотрите на тех людей, которых Стив встречает в квартале для бездомных, вот им действительно не повезло в жизни, но даже они временами находят силы радоваться, любить и жить так, как могут.

    Отойти от привычного жанра исторической мелодрамы для Джо Райта было очень рискованно; и этот фильм действительно не стал успешным, в отличие от его двух предыдущих картин, зато он получился очень неординарным, рассказал миру об удивительном Натаниэле Айерсе и дал бездомным людям голос, обратив внимание на то, насколько важно помогать тем, у кого ничего нет. Замечательно, что режиссер в третий раз решил сотрудничать с композитором Дарио Марианелли. Благодаря его стараниям музыка здесь является той силой, которая и связывает все воедино, тем светом в темноте, который дает надежду и позволяет разглядеть красоту в нашем несправедливом, жестоком, но порой таком чудесном мире.

    Иногда настоящему таланту совершенно не нужен большой концертный зал, смокинг и изысканная публика, ему достаточно одного инструмента, и вот уже его музыка наполняет весь город.

    31 марта 2014 | 20:07

    В этот раз мысль «Какого черта я смотрю это кино» посетила меня на четырнадцатой минуте фильма. Но я, наученная недавним и совсем не горьким опытом, взяла себя в руки и подождала где-то минут с десять-двадцать. Точнее не скажу, потому что о времени я просто забыла.

    Фильм одного актера — Роберта Дауни младшего. Он не главный персонаж, он как бы и рассказчик и персонаж, но… У нас перед глазами сюжет, трогательный, но увы замусоленный, о том, что плохиш и циник от общения с сумасшедшим/ребенком/забавным стариком/умирающим человеком размягчается и становится «хорошим». Чудесный сюжет, затасканный как в хорошем, так и не очень хорошем кино и потому сейчас хорошо воспринимается только в талантливом исполнении. А это как раз оно. Журналист Лопез у актера получился таким живым и настолько настоящим, что даже страшновато. Он ведет себя до ужасного как обыкновенный, и просто порядочный (как оказывается) человек. Фактически мы видим историю через него и именно его чувства и впечатления от этой встречи в сущности составляют фильм. Так что фильм одного актера.

    Говорят, что Джейми Фокс сыграл Натаниэля плохо. Нет, не соглашусь. Народ, он же играет шизофреника! А шизофреники все разные. И если Дауни мл. играет человека, который воспринимает ситуацию, как человек нормальный, то этот персонаж воспринимает её совсем по-другому, оттого и такое поведение.

    Как страшны даже самые добрые и ласково-преданные больные люди. Как они опасны для себя и окружающих. Какую боль они могут причинить людям, которые о них заботятся. Как часто гениальность граничит с безумием. И как это грустно.

    Фильм сильный. Его в чем-то сравнивают с «Августом Рашем», но он в разы сильнее, больнее, искреннее. Настоящее.

    10 из 10

    2 ноября 2011 | 01:15

    Фильм основан на реальных событиях и мне кажется, после просмотра вряд ли кого то оставит равнодушным.

    Стив Лопес был обычным журналистом и в поисках материала встретил бездомного, н виртуозно играющего на скрипке, но почему то живущего на улице. Вскоре он узнаёт что карьера и жизнь Натаниель оборвалась из за его болезни — шизофрении. Статья проходит на ура, и одна из читательниц отправляет Виолончель — инструмент на котором когда то учился играть Натаниель, несмотря на то что он хотел играть на фортепьяно, но у них в школе было всего одно фортепьяно и оно было всегда занято и он выбрал виолончель.

    Кумиром Натаниеля был великолепный Людвиг Ван Бетховен:

    - что ты сыграешь мальчик?

    - я сыграю вам из Бетховена, я тащусь от Бетховена, он был младше чем я когда начал играть на фортепьяно и кстати Бетховен уже в 11 начал сочинять, а мне почти 12, и мне нельзя ленится, а то не догоню…


    - а знаете у меня есть мечта, стыдно это признать, но я завидую Бетховену он сотворил чудо и умер… но мечта у меня скромнее перейти улицу не споткнувшись и ещё чтить отца и мать а музыка обойдётся без меня

    Касаемо игры актёров то, это блестяще. Джеми Фокс сыграл очень непростого персонажа… его глаза, движения при обращения с инструментом вряд ли оставят кого то равнодушным. Но а Роберт Дауни мл. не в первой играть журналистов и он справился со своей задачей.

    Про музыку в фильме много писать не буду она великолепная.

    В общем фильм обязателен к просмотру

    7 из 10

    10 апреля 2012 | 23:10

    Спустя год, я беру себя в руки и пишу рецензию на этот, по истине, шедевральный фильм.

    Этот фильм меня толкнула посмотреть моя болезненная любовь к Роберту Дауни мл. Под действием слабости к одному актеру в моем воспаленном мозгу выработалась слабость к совершенно другому, к актеру Джейми Фоксу, но обо всем по порядку.

    Фильм «Солист» — красивая драма о сильной любви к искусству больного музыканта Натаниэля Айерса. Именно эта великая любовь заставляет Натаниэля не опускать руки и оставаться на борту корабля вечных жизненных проблем. Талант Натаниэля, несомненно, блистателен, его игра пробуждает суровое калифорнийское сердце журналиста Стива Лопеса, готового полностью потратить свои силы и время на демонстрацию и продвижение этого редкого таланта. Однако Натаниэль не спешит блистательно озарять возрожденный Олимп, ему не нужна ни слава, ни богатство, он отказывается даже от банальной крыши над головой предпочитая оставаться жить на улице, где в вечернем затишье он может прислушаться к своему сердцу, пародирующего звуки виолончели. Натаниэль дышит только лишь музыкой, его отчаянной верой восхищаются многие окружающие. Журналист Стив Лопес — умный и яркий человек, убивающий свой талант в кроне журналисткой деятельности, по особому смотрит на этого музыканта. «Я женщин так не любил, как он музыку любит» — произносит герой Роберта Дауни мл. И действительно, ведь в нашем мире очень мало людей по настоящему преданных и поглощенных своим творческим даром. Натаниэль Айерс — большое исключение, и то, у этого исключения не все в порядке с головой. Сразу же напрашивается философская мысль, неужели в мире не осталось людей, которые ежедневно дышат своим творчеством? Джо Райт, ты пробудил во мне желание поиска этой истины.

    Я не хочу много расписывать о том, как гениально здесь сыграли актеры, в особенности Джейми Фокс и Роберт Дауни мл. Я просто скажу о том, что завсегдатого красавчика Тони Старка в этом фильме посмели переиграть. Игра Джейми Фокса, запомнилась мне, фанатке Роберта Дауни мл, намного больше, но от этого факта фильм не проигрывает.

    11 из 10

    22 августа 2013 | 14:03

    История странной дружбы между талантливым современным журналистом и талантливым душевно-нездоровым музыкантом. История о том, что других не изменишь, но всегда может найтись кто-то, кто поможет тебе изменить самого себя. Хоть чуточку.

    Светлое кино. Не доброе и не вечное, а просто светлое. Ну и саундтрек. Музыка просто бальзамом на душу.

    Джейми Фокс потрясающе сыграл. Ведь очень сложно не переборщить играя шизофрению, а здесь все настолько в меру, что во время просмотра забываешь о том, что это игра.

    Целый день после просмотра фильма пыталась понять, что он мне напоминает. Потом вспомнила — «Снежный пирог» с Аланом Рикманом и Сигурни Уивер. Завязка там другая, параллельные сюжеты другие, но идеи похожи — странные отношения между «нормальным» и «ненормальным» людьми.

    итого. кино можно смотреть, а можно и не смотреть. все зависит от настроения. я даже не знаю, понравилось мне или нет. поэтому никаких оценок. просто факт.

    Пы. Сы. в DVD издании нет русских субтитров. 4 звуковых дорожки, десяток субтитров на разных языках, а русских нет. из-за этого приходилось смотреть то на английском с английскими сабами, то в дубляже, потому что Натаниэль говорит быстро, очень быстро. И не понять (лично мне) о чем он говорит, а английские субтитры тоже не успеть прочитать.

    7 февраля 2010 | 00:57

    «Возлюби ближнего» — напоминает нам раз режиссер «Искупления», и тогда всё в твоей жизни наладится и обретет гармонию. Помоги бездомному музыкальному гению, и тогда станет возможно безопасно бродить по нищим негритянским кварталам (вы понимаете, что это даже в сказке не возможно?), биться мордой об асфальт, падая с велосипеда (а что такого — есть же страховка), и перестать беспокоиться о финансовом кризисе (зачем вам работа, когда вся жизнь в розовом цвете?).

    Джо Райт перед началом съёмок явно интенсивно штудировал басню Крылова «Лебедь, рак и щука», потому что уж больно похоже у него получилось: режиссер и два главных актера тянут воз в диаметрально противоположных направлениях. Райт постоянно летает в облаках, и то ли строит социализм, то ли перечитывает библейские заповеди, и спускается на землю, чтобы в очередной раз утопить в моче Дауни-младшего. Роберт, в свою очередь, в сотый раз доказывает, что он вернулся в высшую лигу всерьез и надолго, безупречно отработав гонорар и более чем убедительно исполнив свою роль. Но на каждую запоминающуюся сцену с Дауни есть одинаковое выражение лица Фокса, не меняющееся от фильма к фильму и от роли к роли.

    Что хотел сказать Райт — понятно без дальнейших рассуждений. Вот только форма и содержание получились какими-то сырыми и невнятными.

    26 августа 2009 | 21:42

    «Я так женщин не любил, как он любит музыку!»

    Находящийся в вечной погоне за острыми и актуальными темами журналист Стив Лопез (Роберт Дауни мл.) встречает очередного персонажа для своей колонки в «Лос-Анджелес Таймс» — невероятно талантливого, но почему-то живущего на улице, темнокожего музыканта Натаниэля Айерса (Джейми Фокс).

    Пытливому репортеру открываются загадочные и печальные факты биографии героя: жизнь и карьера молодого виолончелиста-виртуоза рушится по причине серьезного недуга — шизофрении. Покинув однажды отчий дом, Натаниэль так и не нашел нового пристанища, но в статусе бездомного ему очень даже комфортно, потому что он очень любит свободу… и музыку.

    Публикации имеют успех, получают отклики… А Стив уже занят другими мыслями, которые, обретая формы и формулировки, рождают мастер-план, главное действующее лицо которого — поклоняющийся Бетховену Натаниэль Айерс. Встреча двух людей приведет к целой череде событий. Итог же будет удивительным.

    Про актеров не буду много — умнички они, харизматичные и опытные. Кстати об опыте… музыкально-журналистский флеш-бек интересный получился (Рэй-Натаниэль, Уэйн-Пол-Стив), видать, судьба.

    «Солист» — гениальная в своей простоте картина, способная вдохновить.

    9 из 10

    17 марта 2010 | 02:22

    У него дар. Он одинок. Он заблудился. Он безумен. И это конец.

    Струнная музыка Натаниэля пленила убогих дегенератов, ничтожных бомжей и равнодушного журналиста. Который вел размеренный образ жизни, писал статьи в L.A. Times, падал с велосипеда, язвил и когда-то любил. Но вслушавшись однажды в музыку сумасшедшего гения, он вслушался в неё навсегда. Но эта же музыка свела Натаниэля с ума.

    Игра Джейми Фокса выше всяких регалий. Разве что Дауни мл. эмоционально крепок на его фоне и бесспорно хорошо сидит в своей роли.

    Когда Натаниель Айерс прятал виолончель в свой футляр, ложась спать среди жалких пьянчуг и хищных сутенеров, крысы размером с буханку хлеба вылезали из водостоков, чтобы поживиться гнилым мусором. Он был в центре колонии разбитых и потерянных душ. Он в ней остался навсегда.

    Роберт Дауни мл. в образе Стивена являет собой атрофированного человека большого города. «Он и женщин так не любил, как Натаниэль музыку». В этом и кроется феномен их привязанности. Один являлся для другого Богом, другой им на самом деле был.

    Стив Лопез стал свидетелем мужества, и веры в искусство. И того, насколько важна дружба, насколько она способна помочь в самых отчаянных случаях. Она способна даже изменить психические свойства мозга.

    Патетичность музыки Бетховена и низменность уличной бездомности. Ровный темп картины. Отстраненный режим просмотра.

    9 из 10

    1 июля 2010 | 18:44

    Действительно немногие жизнеописательные фильмы (я имею в виду, конечно, фильмы, основанные на реальных событиях) могут вызвать у зрителя живой отклик. Чаще всего их считают скучными и, в общем, непримечательными.

    «Жизненные» фильмы довольно сложны для восприятия, после их просмотра часто остается чувство какой-то недосказанности и противоречивости, и сложно решить, понравился ли фильм, или все же нет. Все, кто не сможет найти этот баланс, скорее скажут, что фильм понравился, чтобы лишний раз не вдаваться в утомительные полемики.

    «Солист» относится к той категории фильмов, которые незримо, совершенно мягко и незаметно проникают под кожу и в конце концов полностью завладевают мыслями.

    Итак, циничный журналист из «Эл Эй Таймс», Стив Лопес (Роберт Дауни мл.) в поисках идей для очередной статьи. совершенно случайно он знакомится с уличным музыкантом Натаниэлем Эйерсом (Джейми фокс), гениальным виолончелистом, больным шизофренией. Материал найден!. Лопес пишет серию статей о своем общении с Эйерсом, между ними завязываются доверительные, даже дружеские отношения. Таков костяк сюжета, скелет, на который нанизано тончайшее полотно повествования.

    Стив первым заговаривает с Эйерсом, так после долгого тревожного молчания внезапно проснулись голоса в голове Натаниэля. Весь мир, все многообразие жизни для него сосредоточено на двух струнах его старенькой скрипки. В туннеле, где он живет, ему кажется не мешает ни рев двигателей, ни пыль, ни сырые бетонные стены вокруг — он слышит и видит только музыку. Когда он играет на подаренной растроганной читательницей виолончели, все звуки города разом стихают, расступаясь перед мощным потоком музыки Бетховена. Музыка парит над городом под хлопанье голубиных крыльев — самых чистых, самых душевных аплодисментов.

    Главным героем, незримо стягивающим вокруг себя людей, события, слова и поступки, является музыка. «Господи, да я женщин так не любил, как он любит музыку!» — восклицает Стив Лопес и этой фразой освещает линию жизни фильма — нездоровая, даже маниакальная, но такая прекрасная и бескорыстная любовь Натаниэля к Бетховену. Любовь, которая сродни любви к Богу — ослепляющая, всепоглощающая, но одновременно дающая прозрение. Любовь, которая так же сильна, как любовь к человеку — музыка заставляет нас смеяться и плакать, страдать, любить, радоваться и впадать в отчаяние. Магическая, до конца не изученная сила. Один из самых прекрасных моментов фильма — это музыка глазами Натаниэля. Яркие, сочные тона, резкие вспышки, смутные, расплывчатые образы, рассыпающиеся искрами, резко возникающие и так же быстро затухающие.

    Возможно, в этом тексте нет места слишком возвышенной патетике, но нельзя упустить вторую главную линию фильма — линия исцеляющей силы человеческих взаимоотношений. Стараясь помочь Натаниэлю, в первую очередь Стив изменяется сам, радуется вместе с ним, страдает, дарит ему хоть какой-то островок безопасности среди окружающей суеты. Отдельного упоминания стоит изображение лос-анжельских бездомных. Женщина, слышащая голоса в голове и страдающая от того, что из-за таблеток они пропали, и «некому дать ей совет», старушка, говорящая без умолку, черный, больной СПИДом парень, любящий ее и тем самым пытающийся хоть как-то наполнить смыслом свои последние дни… все эти люди показаны с необыкновенной душевной теплотой, и невольно посещает мысль, что в современном мире истинной чувственностью и открытостью обладают только безумцы.

    В фильме открытый финал. Я опасалась предсказуемого навязчивого хэппиенда в стиле «и вот, благодаря целительной силе дружбы (или даже нет, ЛЮБВИ), Натаниэль излечился от шизофрении, а Стив преодолел себя, женился и завел пятерых детей. Конец». И настырно-громкие скрипки под падающий в клубах пыли занавес. но так не бывает, это не сказка и не нравоучительный монолог. Неизвестно, помогли ли Натаниэлю эти отношения, но если есть хотя бы крошечный шанс на это, это уже чего-то стоит.

    Несколько слов об актерах. Пожалуй, самое сложное для актера, любого актера, — это сыграть действительно существующего, ныне живущего человека. Но в СОЛИСТЕ задействован блистательный актерский тандем: Джейми Фокс и Роберт Дауни мл. профессионализм и интеллект. Восхитительная убедительность Джейми Фокса. Невероятная игра глаз Роберт Дуни. Сплошь превосходные формы! Но все это действительно заслуженно. В диалогах, мимике, во всем видна связь, которую актеры создали между собой. То, как они чувствую друг друга, перехватывают реплики и взгляды, завораживает. Джейми Фокс, уже показавший свою актерскую мощь в другом музыкальном фильме — РЭЙ, и здесь показывает свой невероятный талант, тонкую чувствительность к характеру персонажа. Роберт Дауни, блудный сын большого кино, потрясает (лично я считаю эту роль одним из самых весомых доказательств его потрясающей одаренности).

    В целом можно было назвать этот фильм прекрасной камерной драмой, однако, он раздвигает границы любой драмы. Это целая жизнь, застывшая в последовательности кадров. Жизнь, со всем ее многообразием. История человечности, история победы музыки над безумием, история настоящей тяги к творчеству. И в конце концов история о том, что гениальный человек, в сознании которого вдруг разрушились несколько хрупких мостиков, обеспечивающих ему твердую, нерушимую связь с реальным миром, не настолько безумен и не заслуживает того, чтобы быть запертым среди сумасшедших и бездомных. Ему нужно всего лишь его искусство и чья-то чистая, открытая, понимающая душа, способная понять и принять его жизнь, балансирующую на двух струнах старой скрипки.

    19 апреля 2010 | 18:33

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>