всё о любом фильме:

Империя Солнца

Empire of the Sun
год
страна
слоган«To survive in a world at war, he must find a strength greater than all the events that surround him»
режиссерСтивен Спилберг
сценарийТом Стоппард, Менно Мейес, Дж. Г. Баллард
продюсерКэтлин Кеннеди, Фрэнк Маршалл, Стивен Спилберг, ...
операторАллен Давио
композиторДжон Уильямс
художникНорман Рейнольдс, Чарльз Бишоп, Фред Хоул, ...
монтажМайкл Кан
жанр драма, военный, история, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  5.52 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время153 мин. / 02:33
Номинации:
1941 год, Вторая Мировая война. Юный англичанин Джим Грэхем живет в богатой семье в Китае. Японцы вторглись в Шанхай, Джим теряется в толпе и остается без родителей в захваченном городе. Во время скитаний находит друга Бэйзи, с которым попадает в лагерь заключенных.

Среди болезни и нехватки пищи, Джим борется за выживание, вынося предательства и оскорбления… Нити, связывающие его с детством, ослабевают, но Джим пытается сохранить дух и достоинство. Япония капитулировала. Перенеся все ужасы войны, превратившись из счастливого ребенка в измученного подростка, он, наконец, встречается со своими родителями.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
83%
33 + 7 = 40
7.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографичесого романа Дж. Г. Бэлларда «Империя солнца» (Empire of the Sun, 1984).
    • Студия Warner Bros. приобрела права на фильм практически сразу же после публикации книги. Режиссёром должен был стать Харольд Беккер, а продюсером Роберт Шапиро. Первая версия сценария была написана британским драматургом и сценаристом Томом Стоппардом в тесном сотрудничестве с самим Джеймсом Бэллардом.
    • После того как Харольд Беккер выбыл из проекта, его место занял Дэвид Лин, а одним из продюсеров стал Стивен Спилберг. Проработав около года, Дэвид Лин отказался по творческим соображениям и его место уже окончательно занял Стивен Спилберг. На доработку сценария был приглашен Менно Мейес, после чего для написания финальной версии был возвращён Том Стоппард.
    • Фильм снимался в павильонах Elstree Studios в Англии, а также в Испании и Китае. Переговоры с китайскими культурными властями начались в 1985 году и продолжались с переменным успехом почти целый год. В конечном счёте было получено разрешение на съёмки в Шанхае и его окрестностях в течение трёх недель в марте 1987 года. Это был первый американский фильм, снимавшийся в Шанхае, с 40-х годов.
    • На время съёмок в Шанхае китайские власти позволили заменить ряд дорожных знаков и указателей, а также кратковременно перекрывать целые кварталы. Более 5 тысяч местных жителей были использованы в качестве участников массовки, причём некоторые из них могли ещё помнить страшный период японской оккупации.
    • Японских солдат в фильме сыграли действующие военнослужащие Китайской народной армии.
    • Для достижения максимальной аутентичности Стивен Спилберг стремился использовать автомашины и авиацию того периода. В его распоряжении были три точные копии в натуральную величину японских истребителей Mitsubishi A6M Zero и три прибывших из Великобритании восстановленных американских истребителя The North American Aviation P-51 Mustang. Из-за сложности запланированных сцен полётов съёмки с их участием заняли целых десять дней. Использовались также специально воссозданные модели самолетов больших размеров, однако получавшийся с ними результат часто не удовлетворял режиссера.
    • Титульная песня фильма Suo Gân является традиционной колыбельной на валлийском языке неизвестного авторства. Стивен Спилберг выбрал её, поскольку сыгравший главную роль юный Кристиан Бэйл был родом из Уэльса.
    • Сыгравший полковника Маршалла Том Данахер был пилотом истребителя во время второй мировой войны на Тихом Океане. Также в фильме он пилотировал один из японских истребителей Mitsubishi A6M Zero. Актёр Роберт Стивенс в последующем интервью заявил, что большая часть его роли была вырезана при монтаже. То же самое заявил Джеймс МакГэнн.
    • Одна из ролей в фильме могла достаться Марку Райлэнсу.
    • На главную роль в фильме пробовалось свыше 4 тысяч мальчиков. Режиссеру лично рекомендовала обратить внимание на Кристиана Бэйла его жена в тот период Эми Ирвинг. Та запомнила его по роли царевича Алексея в телевизионном сериале «Анастасия: Тайна Анны», где они вместе снимались перед этим.
    • Эрик Флинн, который сыграл одного из британских военнопленных, на самом деле в детские годы содержался в японском лагере интернированных.
    • Часть фильма, происходящая в лагере интернированных, была очень сильно урезана в процессе монтажа. В результате роли некоторых актёров практически полностью сошли на нет.
    • Роль в фильме стала последней для британского актёра-ветерана Ральфа Майкла.
    • Сыгравший в фильме одну из своих первых ролей Бен Стиллер заявил, что задумка снятых двадцать лет спустя «Солдат неудачи» родилась у него именно в период съёмочного процесса.
    • Автор книги Джеймс Грэхем Бэллард появляется в камео в начале фильма в качестве одного из участников маскарадной вечеринки.
    • еще 13 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    В 1941 году, после оккупации японцами Китая, город Шанхай некоторое время оставался свободным, и жизнь там протекала почти как раньше. Но вскоре японцы подвергли интернированию также и английскую колонию в Шанхае, в результате чего Джим Грэм, одиннадцатилетний сын дипломата, разлучённый со своими родителями, попал в лагерь для военнопленных, где был вынужден забыть о детских играх и мечтах, обучившись жестокой взрослой науке выживания. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 279 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Скажу сразу, что ничего подобного этой картине я не видела!

    В фильме нет манеры «приковывания» взгляда острым сюжетом или шокирующими сценами. Каждая фраза и действие несут в себе некий смысл, каждая сцена — произведение искусства, каждый кадр — всплеск восторга и красоты!

    Трудно даже вообразить, что фильм о войне может производить такой «очищающий душу» эффект и может нести в себе столько света.

    Несмотря на то, что фильм достаточно длинный, мне хотелось, чтобы он не заканчивался…

    Мне хотелось впитывать красоту и мощь этого фильма каждую его секунду, хотелось не оставить ничего не замеченным. Не думаю, что мне это удалось в полной мере и поэтому я буду, и буду просматривать его, ещё и ещё! Чего и вам всем советую, поскольку слова здесь излишни.

    10 из 10

    29 января 2011 | 12:16

    «Все мы родом из детства» (не помню кто сказал). И особенно рьяно мы в детстве мечтаем. Мечтаем стать сильными, смелыми, хорошими. Мечтаем что-то новое открыть, изобрести; путешествовать, встречаться с новыми людьми. И, конечно же, мечтаем летать… Каждый по-своему.

    Маленький мальчик по имени Джимми тоже хотел летать. Просто летать. Но из-за жадности, алчности и амбиций взрослых этой мечте не суждено было осуществиться. Вместо этого он видел голод, холод, смерть; испытал одиночество, предательство, ужас, ненависть, страх… в общем все «прелести» войны. До какой степени можно сойти с ума, чтобы считать концлагерь своим домом, забыть лица своих родителей? Попав в такую экстремальную ситуацию, Джимми повзрослел «на жизнь». Его можно назвать ребенком без детства. Наверное действительно, можно вернуть многое, кроме себя самого.

    Посмотрев «Империю солнца», долго думала и плакала. Просто потрясла игра Кристиана Бейла. В 13 лет передать всю гамму чувств побывавшего на войне?! Гений всегда Гений. На высоте и Джон Малкович. Я уже не говорю о самом режиссере. Этот фильм стоит в одном ряду со «Списком Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Мюнхен» и др.

    Советую всем посмотреть данный фильм и постараться извлечь из него уроки на будущее.

    21 сентября 2008 | 11:49

    Империя солнца — это фильм, который надо смотреть. Который надо понять. Который надо прочувствовать. Обдумать. Если хочется, то поплакать(а я уверена, что вам захочется).

    Сложно писать рецензию на фильм, который оставил в душе такой глубокий след. Поэтому я ограничусь небольшой рецензией с парой пунктов, без особого углубления в вопросы, поставленные в ленте.

    Во-первых, Кристиан Бейл. Я никогда раньше не видела и больше никогда не увижу, чтобы ребёнок, которому всего 13 лет, так играл. Чёрт, да я даже у взрослых актёров такой игры практически не видела! Особенно меня поразил момент в конце, когда ребёнок уже совсем не ребёнок. Этот взгляд — измученный, но твёрдый, взгляд человека, детство которого забрали и больше никогда не вернут.

    Во вторых, Стивен Спилберг. Второй его фильм, который я посмотрела, и снова про войну. И снова я поражена. И снова он заставил меня задуматься. Глубоко задуматься о тех вопросах, на которые раньше я не хотела и не пыталась искать ответы.

    В-третьих, эмоции. Абсолютно все. Порой смех, после которого тут же слёзы сжимали горло, и становилось нечем дышать. Тонкая игра на человеческих чувствах и мечтах.

    10 из 10

    И не хочу подводить никакого итога рецензии. Итоги надо подводить после самостоятельного просмотра фильма и только для самого себя.

    20 августа 2012 | 17:09

    Я всегда восхищался Японией как Нацией. И сейчас, когда дымится реактор Фукусимы и разрушена огромная территория густонаселенной страны, я не перестаю думать об этом народе как о Великом самобытном и несломляемом самурае, готовым умереть, не моргнув глазом, но сохранить честь и достоинство.

    Этот фильм Стивена Спилберга дает нам понимание того, что представляет из себя сила духа попавших в безвыходную ситуацию людей, дает нам нового интересного актера — юного Бэйла, который сейчас на пике своей славы и, конечно же, мы видим каково в этой жизни «быть Джоном Малковичем».

    Многолетняя «колонизация» Китая западными державами, которая вселяет уверенность и беспечность в чужестранцев, осевших на территории новой Китайской Республики, превращает их в заложники японцев, решивших что пора бы расширить свои владения путем захвата новых территорий.

    Война, врасплох заставшая юного паренька из благополучной семьи владельца текстильной фабрики, делает из него «не мальчика, но мужа». Делает из него настоящего человека, который может сопереживать, помогать, хитрить и главное — выживать…

    Спасибо юному Бэйлу за искренность и отличную игру. Спасибо Малковичу за персонаж, которым быть не хочется… И спасибо истории человечества, которая дает гениальным режиссерам все новые и новые сценарии для эпических картин, отражающих всю силу, всю волю, все мерзость и амбиции «Людей Разумных».

    8 из 10

    19 мая 2011 | 12:43

    Отличное, большое, масштабное кино…

    Если бы Оскара давали за детские роли, Бейл его бы получил, да и не только в детской номинации — актер сыграл намного лучше взрослых!

    В фильме показано, как страшно быть одному в этом мире, а когда вокруг тебя еще война идет полным ходом, а ты сам 12-летний паренёк — тут уже начинается как минимум паника!

    Когда мальчик потерял свою маму в толпе, мне сразу вспомнилась история из моей жизни — очень похожая — я также в толпе людей чуть однажды не потерялся, отпустив случайно мамину руку и тут же нашел, но уже чужую. Понял это не сразу, а когда увидал все-таки родителей в толпе неподалеку, то сразу полегчало. И вот сейчас, уже взрослым, смотрел на похожую ситуацию в фильме и переживал за паренька, что с ним будет, найдет ли он родителей или они его, и если нет, то что же он будет со всем этим делать — а он же всего лишь ребенок, даже не подросток еще!.. Наблюдал за развитием действия в фильме, многие моменты, связанные с парнем примерял на себя — как бы я поступил в таком же возрасте, ведь я-то себя помню. И понял, что со многим бы справился, но с моим везением не все было бы мне под силу! А юному герою так везет по ходу фильма, сказать честно, хотя он итак уже в сложной ситуации и хоть в чем-то же ему должна улыбнуться удача.

    За то время, пока он вновь не обрел своих родителей, ему пришлось многое пережить — лишения, предательство, страх перед смертью, простое детское и человеческое счастье.

    Главный герой, этот паренек, думаю извлек только полезное из приключившихся с ним событий и стал по-настоящему взрослым, оставаясь по сути еще ребенком, хотя бы внешне!

    Такое пережить не пожелаешь никому, но уроки, извлеченные из выпавшей жизненной доли — бесценны! Все они пали на плечи ребенка, который их выстоял, чего бы не смогли сделать и несколько взрослых вместе взятых. В этом фильме, судя по главному герою, действует закон: «Удача благоволит смелым и трудолюбивым!» — точно про нашего паренька…

    Отдельное спасибо режиссёру за раскрытое юное дарование как Кристиан Бэйл и всей команде, создавшей шедевр, думаю, за отличное кино!

    8 из 10

    15 мая 2011 | 03:52

    Не смотря на то что этот фильм снят одним из самых влиятельных и известных режиссеров в Голливуде(и вообще в мире) Стивеном Спилбергом, этот фильм навряд ли известен массовому зрителю. Возможно это связанно с тем, что у Спилберга есть более известные работы посвященной второй мировой войне, такие как «Спасти рядового Райана» или же шикарный во всех смыслах «Список Шиндлера». Но этот фильм выделяется из списка, тем что, действия фильма происходит в Японии во время второй мировой войны, что предносит атмосферу того времени.

    Фильм называется «Империя Солнца».

    Признаюсь честно, я сам не так давно узнал об этом отличном фильм, это случилось случайно, я просто пролистывал фильмографию режиссер, в поисках того фильма, которые не смотрел, и на мой взор встал именно этот фильм, о чем я не жалею. Фильм является поистине особенным, и я до сих не понимаю как он раньше не попался ко мне. Помимо того что фильм особенный, он является одним из первых фильмов в карьере Брюса Уейна(Кристиана Бейла),этот фильм послужил отправной точкой в карьере Кристиана Бейла, и стал для Бейла «билетом в Голливуд»,что сподвигло в дальнейшем стать Бэтменом, и самым востребованным и лучшим актер современности. Уже в этом фильме видны все задатки актера. Также в картине присутствует молодой еще Джон Малкович. В основном именно на этом дуэте и держится вся картина, а если быть точнее, то на главном герое Джиме сыгранный Кристианом Бейлом.

    Империя Солнца-это душераздирающая драма о выживании маленького мальчика в такое нелегкое военное время, о том как он выживает в лагере военнопленных, о людях которым выпала нелегкая судьба… Особенность фильма в том, что происходящее подается от лица маленького мальчика, который по воле судьбы оказался в горячей точке военных действий, а именно в Китае, и по воле судьбе ставший участником вторжения японских войск в китайские земли. Буквально вчера мальчик жил в роскоши, а уже сегодня он живет в трущобах на развалинах города, завоеванный японцами. В последствие мальчик попадает в лагерь военнопленных…

    Так закручивается сюжет фильма.

    Как не странно, вся драма фильма заключается, не в выживании самого главного героя в лагере военнопленных, нет, драма фильма такова, что главный герой после окончании войны не знает как жить дальше, ибо он привык к этому лагерю, и не может его бросить… Самое ужасное это то, что он забыл как выглядят его родители… И тут нельзя вспомнить слова:«Война меняет людей»,и это действительно так.

    В общем, всем советую посмотреть кино, отличный фильм о войне, снятый отличным режиссером.

    В картине чувствуется рука Спилберга, того самого Спилберга, когда он снимал действительно душевные фильмы.

    «Империя Солнца» входит список лучших фильмов о войне Стивена Спилберга, наряду со «Спасти рядового Райана» и «Список Шиндлера».

    10 мая 2016 | 00:38

    Эту картину мне рекомендовали очень давно, вот пришло время посмотреть, первое впечатление довольно неплохое, но вы знаете, недоработки в сценарии. Я объясню почему. Стивен Спилберг прирожденный гений режиссуры, это начинающая работа, не совсем на пике его карьеры конечно, но почему все считают этот фильм классической военной драмой?

    Понимаете, у меня одно чувство — это неудовлетворенность после просмотра. Вполне возможно дубляж повлиял в не очень хорошую сторону, хотя косяков особо не видно, кроме дубляжа героя молодого Кристиана Бейла. Очень режущий по слуху крик, главный герой издает в половине фильмов только крики, не очень приятно.

    Конфликт сторон Китая и Японии, во времена войны, согласен показаны достойно, но, что мы имеем главного героя, молодого мальчика, который увлекается авиатехникой, а восхищается кем? Японцами! Будучи проживая в Китае, а сам Англичанин, по национальной принадлежности.

    Ключевые моменты, которые происходят в фильме в основном из-за глупости, нелепости, наглости главного героя. Спрашивается почему? А вот, недоработка в сценарии, но это исключительно мое мнение по этому вопросу.

    Кроме того, краткое содержание сюжета совсем не отображает действительность того, что происходит в картине.

    Согласен, это не вина молодого Кристиана Бейла. Кстати говоря, первый раз вижу картину, где он в таком юном возрасте, очень непривычно, особенно после Темного Рыцаря.

    Не примите за циничность, но тратить время на него, или нет, решать вам.

    5 из 10

    6 декабря 2012 | 12:08

    Шанхай. 1941 год… Мутная серая река… По воде плывут гробы… Между ними колышутся по волнам погребальные венки из белых цветов… Большое судно, совершая свой путь, носом бесцеремонно расталкивает эту траурную процессию… На мачте корабля развевается белый флаг с изображенным на нем красным солнцем…

    Сколько смертей принесет в эти края это самое красное солнце на белом фоне… Это будет совсем скоро… Сколько трагедий обрушится на дома простых китайцев и особняки богатых англичан, живущих здесь как у Христа за пазухой долгие годы колонизации…

    Англичан, чувствовавших себя хозяевами здешних мест, владевших фабриками, заводами, пароходами, устраивающих пышные балы и маскарады, разъезжающих по улицам китайских городов на блестящих дорогих авто, воспитывающих детей в духе солидного благородства и традиционных религиозных устоев … Их дети видят настоящую жизнь только из окна автомобиля. Их дети поют в церковном хоре, носят дорогие костюмчики, кушают на ночь сливки с печеньем, слегка между делом хамят местной прислуге и чувствуют себя защищенно и уютно под боком у любящих родителей… Рай… земной рай, которому очень скоро придет конец.

    Мальчишка беззаботно бегает по холмам… В его руках модель планера… Он любит небо, он мечтает о самолетах и воздушных боях… Он интересуется войной и знает всё об авиастроении и новых моделях… он такой же, как и сотни других ребятишек его возраста… Его зовут Джеймс Грэхем. Его отец — владелец крупной мануфактуры, богатый и уважаемый в стране человек… Джеймс живет в тепле и достатке, и он понятия не имеет, что значит потерять родителей и остаться одному…

    Детство Джимми оборвется внезапно, в толпе паникующих людей. Он всего лишь на секунду отпустит мамину руку, чтобы поднять упавший самолётик… Это мгновение оторвет его от матери. Толпа разнесет их в разные края. Здесь на этой безумной площади закончится детство Джимми… И теперь он должен будет сам искать себе еду, одежду, убегать, защищаться, выкручиваться, изворачиваться, для того чтобы выжить.

    И путь ему предстоит неблизкий… Длиной в несколько долгих лет войны, мытарств, нищеты и голода…Это всё будет впереди, а сейчас он видит, как людское море уносит всё дальше и дальше от него его мать… Он кричит «Ма-мааа…» Но его крик тонет среди тысяч таких же…

    Зрителю предстоит пройти долгий путь вместе с мальчишкой, роль которого сыграл Кристиан Бейл. Это самая первая его работа в кино, и выполнена она безупречно, мощно и очень точно! Вообще, чем больше фильмов Кристиана вижу, тем больше и сильнее шаг за шагом постепенно проникаюсь уважением к этому актеру.

    Об уважении и восхищении талантом режиссера Стивена Спилберга даже говорить не нужно! За несколько лет до своего великого «Списка Шиндлера» он создает эту «Империю солнца», где раскрывает тему войны глазами мальчишки, запутавшегося в том, кого считать врагами и кем стоит восхищаться, мальчишки со своим собственным кодексом чести и глубоко в душе закрепленными понятиями о дружбе и взаимопомощи…

    Спилберг делает точный срез времени и места, в котором мы видим жизнь людей в лагере для переселенцев (практически тот же концлагерь): Холеру, уносящую людские жизни одну за другой, жестокость надзирателей, общий упадок духа и голод… Страшный голод, когда заключенные вынуждены есть рис с жуками-долгоносиками (по 87 штук на миску) вперемешку, или картошку, вываленную в грязи…

    Безмерно выразительны персонажи, прорисованные актерами под руководством Спилберга!

    Очень точны и лаконичны образы людей, заключенных рядом с Джимми за колючей проволокой… Доктор, самоотверженно спасающий людей от холеры, супруги Виктор, отчаявшиеся, разуверившиеся и в результате сломавшиеся под тяжестью голода и унижений…

    Бэйзи — мародер, не знающий ни чести, ни дружбы, кидающий мальчишку несколько раз, без зазрения совести подставляющий его жизнь… А Джимми считает его своим другом, прощает ему раз за разом все предательства, доверяет ему… Образ мерзавца мародера воплотил на экране Джон Малкович, которому, как известно, по зубам любая роль, любой образ от сволочи до гения. И здесь всё получилось идеально!

    Какой яркий штрих добавляет Спилберг, рисуя в общей большой картине образ молоденького летчика — японца… И скромную, но щемящую, церемонию перед вылетом (первым и последним) юных самоотверженных камикадзе…Как их не уважать? Ведь они герои! Они герои своей Родины. И они отдают свои жизни за свою Отчизну! Это Джеймс понимает очень отчетливо! Вообще, на мой взгляд, один из самых мощных эпизодов фильма — когда Джеймс запел старую полузабытую католическую песню (которую он пел когда-то в церковном хоре) в унисон с песней японских героев, идущих на смерть… Ощущение мурашек по коже в ту минуту было очень реальным!

    Потрясает отношение режиссера к мелким деталям, таким, как, например, москитная сетка над кроватью умирающего, шоколадка «Херши» или черно-белые ботинки для гольфа как предмет зависти Джеймса… Насколько точен каждый штрих художника, насколько всё уместно и наполнено смыслом!

    А пейзажи? Мирные, но уже тревожные холмы в начале фильма, пустынные иссушенные степи вокруг лагеря смерти… А то огромное розовое солнце, на фоне которого взлетали птицы… Это незабываемо! Эти кровавые рассветы несут свою абсолютно мощную энергетику…Эти пейзажи невозможно забыть… Увидев кадр с безумно огромным солнцем, ты моментально вспоминаешь этот фильм и всю трагическую историю, что в нём рассказана…От первого кадра до последнего…

    Шанхай. 1945 год… Мутная серая грязная река… По реке плывет чемодан, в котором осталось лежать детство Джеймса Грехема: фотографии, вырезки из журналов, жестяная коробочка, маленькие авиамодельки… Детство кончилось давным-давно… Сейчас в свои тринадцать лет он в курсе, что такое боль, он знает голод, он привык видеть смерть… Его глаза, уставшие, потускневшие, застывшие, почти неживые — глаза избитого жизнью старика…

    В войне невозможно сохранить детскую душу…

    24 ноября 2008 | 21:25

    Впервые я этот фильм посмотрела в этом, 2009 году. Я была поражена насколько фильм прекрасен. Сюжет, картинка, игра актеров, особенного главного героя — Джейми, все на самом высоком уровне. И каково же было мое удивление, когда оказалось что главную роль играет молодой Кристиан Бейл, этот актер сразу набрал в моих глазах вес. И еще больший шок я испытала, когда увидела дату выпуска фильма. 1987! Этот фильм мой ровесник! Ну я никак не могла подумать, что Спилберг уже в то время снимал такое масштабное кино?

    Фильм прекрасен по своей форме, исполнению и подаче. Но он ужасен по сути. Война и ребенок. Когда есть война, то нет детства. Единственный отпрыск богатого семейства оказывается один в огромном чужом городе, во время войны. Он юн, глуп, мечтает о небе, ходит в форме своей школы, изучает разные школьные предметы и знает в лицо всех мануфактурщиков и фабрикантов Шанхая. Теперь никакие из его знаний, полученных до войны ему не пригодятся. Он оказывается один и кидается к единственному человеку который не выгнал его сразу. К жуликоватому дельцу-американцу. Он полностью доверяет ему и вверяет ему свою жизнь. Попав в концлагерь, он не теряет своей живости ума и продолжает учиться. Но уже другому. Жизни. Он везде и знает все, его можно увидеть во всех углах лагеря, он уже не тот глупенький мальчишка. Он знает как говорить с людьми и военными, он учит японский и умеет ловко воровать, он налаживает контакт со всеми махинаторами и темными людьми. И только одно осталось прежним: он любит небо.

    А знаете что самое страшное во всей этой истории? Не страшно то, что он недоедает, что грязен, что каждый день умирают вокруг люди, не страшно даже то, что за еду ему приходиться биться. Все это ерунда по сравнению с самой страшной вещью. Ребенок забыл как выглядит мама.

    5 июля 2009 | 21:59

    Джима Грэхема интересует всё, что связано с небом, он явно мечтает стать пилотом. Но он — пока всего лишь одиннадцатилетний мальчик из достойной английской семьи, которая живёт в Шанхае. На дворе 1941 год, но он беспечно носится повсюду с моделями самолётов, пишет книгу про бридж и очень любит поболтать об интересующих его вещах. Родители мальчика выглядят довольно скучными английскими богачами и им самим занимаются мало, и страсть сына к самолётам едва ли разделяют. О чём скоро пожалеют, ибо картина детской кроватки с кружащими над ней игрушечными самолётами быстро сменяется для Джима жужжанием настоящих в небе низко над городом. В толпе спасающихся бегством людей он останавливается, чтобы подобрать любимый самолётик (о, дети!), и осознаёт, что отпустил руку матери.

    Именно о злоключениях маленького Джима и пойдёт речь в этом нетипичном для Стивена Спилберга фильме. Он повстречает на улицах Шанхая предприимчивого проходимца Бэйзи и вместе с ним на четыре долгих года окажется в плену в японском лагере, где и проявит свои лучшие качества.

    Фильм оставил у меня светлое, но неопределённое впечатление. Возможно, это связано с тем, что Спилберг взялся за съёмки уже сотни раз обыгранной военной тематики, рассмотренной режиссёрами разных стран с самых разных сторон. Поэтому привычно наблюдать за постепенно меняющимся характером Джима, осваивающегося в лагере и проявляющего недюжинное старание, чтобы угодить мерзавцу Бэйзи. Тот многое обещает ему, а мальчик — нет, уже почти юноша — слишком доверчив. Да, вновь перед нами раскрывается тема лишений, предательства, твёрдости духа и веры в мечту. Может, режиссёру и трудно было бы раскрыть все карты менее, чем за два с половиной часа, — всё же фильм великоват, хотя я бы не назвал его скучным или затянутым. Просто это характерная особенность военных лент.

    Главное достоинство «Империи Солнца» скорее в визуальной и музыкальной составляющих. Недаром я говорил о светлом впечатлении — в фильме действительно можно почувствовать как бы силу солнца и радости и их победу над мрачной реальностью в те моменты, когда Джим проявляет свою детскую непосредственность. Он постоянно не даёт себе скучать, занимаясь порой странными вещами, к примеру, катаясь по дому на велосипеде; в плену внешняя суровость и закалка не убивают в нём желания всем помочь и всех спасти; о том же говорит и его наивная преданность Бэйзи. И есть у него ещё одна черта, которая, как мне кажется, является для режиссёра основополагающей: он не ощущает в себе ненависти к врагу, как таковой. И мне он напоминает героя Тома Конти из фильма Нагисы Осимы «Счастливого рождества, мистер Лоуренс», который был своего рода посредником между британскими военнопленными и начальником японского лагеря (сюжет фильма почти тот же самый) и при этом чтил японцев и их культуру, не делая из них монстров и нелюдей, намеренно издевающихся над пленными. Так же и Джим: для него японские лётчики — пример беспредельной человеческой храбрости, и он из уважения к ним отдаёт им честь и даже провожает песней в смертельный полёт. А его ангельски чистый и звучный голос поражает всех до глубины души и даёт понять истинную, незамутнённую войной суть вещей.

    Любопытно, что Спилберг сменил в режиссёрском кресле двух других постановщиков, одним из которых был Дэвид Лин, снявший ещё одну известную ленту про войну и тоже с похожим сюжетом — «Мост через реку Квай». Кто знает, может быть, этот фильм был бы иным, останься Лин у руля. Но в любом случае Стивен Спилберг вместе со своим постоянным коллегой, композитором Джоном Уильямсом (именно он автор всей замечательной музыки), проделал хорошую работу, снял всё-таки убедительный, в меру пафосный, драматичный и главное — не такой уж зрелищный фильм, что по грустной иронии сказалось на его провале в американском прокате, в отличие, скажем, от его же картины «Цветы лиловые полей» (не самая плохая, но явно типичная слезливая американская мелодрама). Вот так чаще всего и случается — стоит режиссёру немного повысить планку творческой серьёзности, как зрители тут же инстинктивно реагируют неприятием. Делайте выводы сами.

    И, конечно, отдельная заслуга принадлежит тринадцатилетнему Кристиану Бэйлу, сыгравшему свою первую серьёзную роль, благодаря которому «Империя» и обрела свет «Солнца». Запоминающейся была и роль Джона Малковича, у которого настоящий талант тонко играть отрицательные роли. И ещё — в фильме якобы засветился неизвестный тогда Бен Стиллер, но что-то я его не признал.

    А «Империя Солнца» получает

    8 из 10

    30 января 2015 | 13:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>