Я заметил такую тенденцию в современном кинематографе, что самые талантливые и гениальные режиссеры снимают свои фильмы очень редко, потому что снимать хорошие фильмы действительно трудно. У шведского режиссера Роя Андерссона всегда большие промежутки между фильмами. Иногда они могут затянуться на десять лет, но когда у него все-таки выходит новый фильм, то я уже заранее знаю, что он будет как минимум очень хорошим.
Фильм “Ты, живущий” забрал в себя все мысли режиссера, которые он не успел донести в фильме “Песни со второго этажа”. Нужно быть ненормальным человеком, чтобы начать пересказывать сюжет данного фильма, потому что это просто невозможно. Сам режиссер назвал свой фильм разными живыми картинками. В этом фильме очень много героев и все они проживают свои маленькие жизни в этих картинках.
Когда я посмотрел первый раз на лицо Роя Андерссона (была фотография, где он сидит с очень грустными глазами), то я сразу подумал, что этот человек снимает печальные фильмы. Данный фильм можно назвать грустным, но не скучным. Учитывая небольшой хронометраж фильма (примерно один час и двадцать пять минут) он смотрелся очень легко. В фильмы были моменты, которые очень сильно удивили. Особенно никогда не забуду половой контакт толстой женщины и худого мужчины. Вот что значит реалистичный секс!
Развеселил момент с человеком, который дергал скатерть вместе с посудой. И был восхищен моментом, когда музыкант с девушкой сидит в квартире и играет на гитаре, а квартира движется. Я понимаю, что бесполезно вам рассказывать про этот фильм! Просто если вы хотите посмотреть настоящий авторский фильм, то этот фильм не стоит обходить стороной. В Голливуде никогда не смогут снять такой сильный фильм. Этот фильм снят про то, что люди уже давно умерли внутри и их уже никто не сможет понять. Грустно, но это чистая правда…
После «Песен» Рой Андерссон, казалось, нашёл свою стезю. «Ты, живущий» является полным продолжением той ленты, равнозначным способом используя повествование по раздельным сценам, иногда, с периодичностью, имеющими своё продолжение, равно как и продвигая идею апокалипсиса для низких и безвозвратных слоёв общества.
Тут тебе и электрический стул за сервиз, и подсчёт финансов под занятие любовью, и дом-путешественник, и занимательная продажа ковров, и такса, которую тащат из одной стороны кадра в другую.
По сравнению с «Песнями», швед намного меньше и, при этом, значительно неудачно, использует попытки насмешливого абсурдизма, иногда выдавая эпизоды, не имеющие в своём основании комической подоплёки и поворотного момента, в данной ленте не создаются причины для улыбок, хотя именно этим – своим сюрреализмом, испещрённым визуальным юмором, - и прославилась его самая значимая работа. Гротеск тут показателен – щедринские аллюзии вызывают здесь размеренное восхищение, но никак не эмоции.
«Ты, живущий» также не имеет и боевого, раскрашенного пустынным низом, презрения к обществу и издевательствам над ним. Нынешние герои оказываются более скучной и серой консистенцией, происходящее с ними показывает очередную безысходность выбранного им пути, пути ожидания, пути угнетённого бездельничества. Скандинавская медлительность, скованная дождевиком, изрядно промокшим под этими «тучами», которые и являются основной палитрой творчества Роя Андерсона, закрывает любой свет в конце тоннеля, когда-либо открывшийся им, и предрекает скорейший исход, исход внутренний, как разрушение собственного мира. Режиссёр, хоть и жидко посмеиваясь над ними, проявляет к ним в этот раз несказанное сочувствие, позволяет им повторять свои ритуалы и уходить с лица экрана, оставляя место другим, точно таким же.
Единственным, что выигрывает в выбранной сфере сравнения, является задний план, который режиссёр использует намного удачнее, чем прежде, и ещё больше оживляет мини-историю движением не камеры, перед героем, а движением персонажей и обстановки позади них. Особенно идеальна в этом плане сцена медового месяца – путешествие играющего жениха и его невесты по железной дороге в собственном доме, что первоначально видно лишь через маленькое окно с левой стороны, а затем раскрывается полноценно, сначала пассажирами вокзала, заглядывающими в окно, после чего приоткрывает остальные этажи видом со стороны вокзала.
Обидно только в одно – в этой ленте нечего выделять. Один раз рассуждая про сюрреализм и абсурдизм «песен», повторение «живущего», добавляет лишь количество сцен в общую галерею, больше неудачных, не имеющих в себе ни очертания сюжета, ни многомерность пространства, ни взгляд, препарирующий взгляды традиционные, однако всё столь же принимающими на свою душу приближающийся конец света.
Этот фильм вряд ли понравится тем, кто привык к шаблону голливудского кино, последовательно развивающему сюжет от завязки к развязке через обязательную кульминацию. У Андерссона ничего этого нет; он снимает вообще без сценария и графика съемок, все эпизоды - сплошная импровизация, всякий раз снятая длинным планом одной камерой и с одного ракурса: монтаж режиссер по большей части отвергает. Однако фильм совсем не оставляет ощущение хаоса, композиция выверена до миллиметра и сильно отдает театральностью - как своей статичностью, так и расстановкой элементов. У Андерссона свой взгляд на то, каким должен быть идеальный кадр, он самостоятельно создает мизансцены и оттачивает эпизоды до совершенства, переснимая и отшлифовывая их многократно, пока не получит удовлетворяющий его результат.
'Ты, живущий' - вторая картина из трилогии о человеческом существовании, в некотором роде подборка привычной для Андерссона социальной рекламы, объединенная общим настроением и цветовой гаммой, или, если хотите - сборник не всегда смешных анекдотов про обывателей, череда маленьких зарисовок о маленьких людях. Пятьдесят сценок, которые сам режиссер назвал 'живыми картинками', пятьдесят иллюстраций безрадостной жизни, мелочных желаний и покорной безвыходности. Безликие интерьеры, безликие люди, ни ярких красок, ни ярких чувств, приглушенные, близкие к серому цвета и неприяные, изломанные непроходящей тоской лица, размазывающиеся в полуторачасовой монолог режиссера о живущих здесь и сейчас. 'Завтра будет новый день', - каждый вечер произносит бармен в дрянном баре, призывая сделать последний - на сегодня - заказ, но этот новый день так и не наступает, и ничего не меняется ни в людях, ни вокруг них. Все так же доводят оркестранты своих жен и соседей до белого каления бесконечными репетициями, и толстая тетка, запивая алкоголем несбыточную мечту о мотоцикле, жалуется на то, что ее никто не понимает, и девчонка в нелепых лиловых сапожках упражняется в объяснениях в любви гитаристу рок-группы, грезя о свадьбе и совместной жизни в тесном пространстве мещанского быта.
Андерссон скрупулезно вырисовывает черты окружающего мира, многократно, до гротеска, усиливая их, - но не обличая, а беззлобно, хотя и грустно, высмеивая. Как запутавшуюся в поводке таксу, которую, не замечая, тащит по земле впавший в маразм хозяин в одной из первых сцен фильма, - так и все герои, раздавленные существованием, сдавшиеся и вряд ли представляющие иную жизнь, покорно позволяют судьбе волочить себя изо одного дня в следующий. Их сны - лишь продолжение серого настоящего и мало от него отличимы, и абсурдная реальность плавно переходит в абсурдные видения, наполненные все теми же невеликими обывательскими страстями. Все эти люди - мастерски нарисованный Андерссоном собирательный портрет современника. Таков ты, живущий.
В одной из сцен типичный, затюканный, ународненный и обледненный адерссоновский персонаж - психиатр рассказывает, что от работы собственной подустал и злобных эгоистичных страдающих людей делать счастливее не собирается (похожий типаж один из немногих кто периодически появляется несколько раз на протяжении фильма), а просто будет выписывать рецепты, и чем жестче препарат, тем лучше. Такое впечатление, что похожими мотивами руководствовался и режиссер, особенно если сравнивать его картину с предыдущей - больше абсурда, чем характернее, тем лучше, к черту целостное кино.
Действительно, обнаружить связующее звено во всем этом безумии - крайне трудно. Нет, стиль узнаваем, многим приглянувшийся, отчасти безупречный, сцены умиляют даже в статике, но если в 'Песнях со второго этажа' зрителю давался шанс хоть как-то связать абсурдное действо в единую цепочку повествования, более того, символы были читаемы и зависимы друг от друга, то есть и осмыслить получалось худо-бедно; 'Ты, живущий' же этой возможности бессердечным образом лишает.
Нет, конечно, можно назвать это визуальным отображением каких угодно идей - одиночества ли, обескровленности повседневщины, нарушений связи между людьми, всеядной апатия и так далее, но, боже ж ты мой, получается такое обаятельное и стильное кино хорошего постановщика становится тяжеловесной философской пошлятиной. А другие решения лежат в области отдаленно навеянного, как мое сравнение Андерссона с психиатром, что как-то основательно подтвердить мало возможно.
Коллаж, конечно, занимательный, но надеяться, что безупречный стиль сможет послужить достаточной и единственной связующей линией в фильме - несколько проигрышно, особенно для зрителя с большим удовольствием принявшего не менее стильный, но целостный сюр 'песней'.
Возможно, беда большого количество авторских фильмов - попытка за уши расширить масштаб поднимаемых проблем (не исключено, что здесь этой задачи вообще не стояло, а все эти смыслы - домыслы зрителей, кому одного стиля на полтора часа маловато), так, рассуждая о свойствах жизни, можно уйти дальше - к бытию. И голубям.
Ты, живущий! Редкость, что в названии кроется весь смысл показанного нам. Ты, живущий - обращение к смотрящему, дерзкий толчок в спину двумя указательными пальцами. Одним только названием нас заставили поднять веки.
Что скрывать, зачастую приходится отматывать некоторые сцены в фильмы, потому что они ничего за собой не несут, но тут же всё наоборот. Каждую сцену хочется пересмотреть ещё раз, хочется смаковать её. Это не тот случай, когда появляется желание поскорее закончить просмотр и вынести свой вердикт - нет. Но присутствует желание пометить фильм галочкой, дабы запомнить его и не потерять ощущений после просмотра оного.
Сюрреалистичная драма Роя Андерсона - стоящая трагикомедия, которую однозначно стоит смотреть. Кратко, нестрого, понятно. Идеальная продолжительность фильма тут кстати - 90 минут - оптимальный выбор для данного жанра.
Яркий представитель арт-хауса. Абсолютно банальные вещи с одной стороны: дорожные пробки, движение лифта, игра на музыкальных инструментах у режиссера картины «Ты, живущий» Роя Андерсена превращаются в моменты которые интересно наблюдать. Своего рода этот фильм «подглядывание в замочную скважину», а необычные тона фильма уже снискали славу автору в фильме: «Песни со второго этажа» получивший в 2000 году на Канском кинофестивале «Приз жюри», он одновременно обо всех и не оком. Фильм не однозначный в нем статичная камера, сюжет на грани абсурда, но как раз это и придает работе исключительность. После просмотра возможно вам понравится «Ты, живущий», может быть нет, но равнодушными вы к нему не останетесь.
Я снова возвращаюсь к ноябрьской шведской подборке, где осталось всего лишь два фильма. Сегодня посмотрел трагикомедию Роя Андерссона, которая даже выдвигалась на Оскар. Уж очень я сомневаюсь, что в тот год не было картин лучше. Честно говоря, глубокого смысла я тут не увидел и даже сомневаюсь, что он тут должен быть. Ибо работа режиссера-сценариста напомнила мне зеркало в комнате смеха, которое выдает карикатурные пародии на обычных людей, смотрящихся в него. Вы же не станете в этом искать тайные символы и знаки. Вот и здесь всего лишь самый настоящий шарж на современную жизнь многих жителей обычного шведского городка.
Будьте готовы к тому, что полтора часа вам будут показывать различные утрированные ситуации, где каждая следующая еще абсурднее предыдущей. Я вообще не люблю трагикомедии, но все-таки многообразие колоритных персонажей и специфичное скандинавское чувство юмора на грани трэша произвели вкупе на меня впечатление. Очень понравилась несчастная байкерша, которую никто не любит и не понимает. Каждый раз она прогоняла своего бойфренда с собакой, а потом добавляла: 'Я, может, скоро вернусь'. А ведь я знаю таких людей, которые постоянно жалуются на жизнь, но при этом ничего не меняют, как и эта байкерша. Они просто любят жаловаться. Другой пример с учительницей, рыдающей взахлеб, потому что муж назвал ее чумичкой! Уверен, что вы припомните хоть одну знакомую, которая также обижается на всякие мелочи.
Или вот взять хотя бы в качестве примера постельную сцену. Дама восседает сверху на мужчине и млеет от наслаждения, а он в это время рассказывает ей о пенсионном фонде. Это же сюрреализм в чистом виде! Но, увы, есть и такие люди, которые даже в моменты интимной близости думают о своих проблемах. Люди, которые просто не умеют радоваться жизни и быть счастливыми. Унылая дождливая картинка в серых тонах как раз подчеркивает посыл режиссера. Тут вы не увидите солнца, но, возможно, увидите себя в этом кривом зеркале. Не ищите глубины. Суть лежит на поверхности. Актерскую игру нет смысла комментировать. Я высоко ценю талант, когда стирается грань между реальностью и игрой. Здесь же изначально все замешано на фарсе. И знаете, это мне показалось интереснее великого Бергмана. Истина не менее банальна, но подача хотя бы не такая претенциозная. Но все равно не люблю подобный жанр, поэтому субъективно ставлю средний балл.
Абсурдная трагикомедия в лучших традициях этого жанра. Отрезки жизней. Иногда мимолётно перетекающие друг в друга, иногда разрозненные. К каким то персонажам мы возвращаемся вновь. Каких-то мы больше не увидим. Иногда мы подсматриваем в 'замочную скважину', иногда люди обращаются непосредственно к зрителю.
Минималистический антураж. Резкие, вывернутые эмоции. Чёткие харАктерные разрезы. Но кто эти люди? Они просто посторонние, о которых мы ничего не знаем. Мы можем догадываться. Вопросы возникают каждое мгновение. Автор милостив и иногда даёт ответы, на какие-то из них.
Люди часто плачут. Но их страдания остаются страданиями постороннего. Люди редко смеются. Но их смех не выражает радости. Зритель смеётся или плачет, но не тогда и не так, как персонажи.
Сумбурное нагромождение разноплановых пластов собирается в клубок и ближе к финалу выплёскивается в утрированное подобие счастья, которого все ждут. Это мещанское идеалистическое счастье, которому радуются, но не завидуют. Все хотя прикоснуться к нему, но каждый понимает, что это только мираж. Фантазия. Воздушный замок, который рано или поздно лопнет. Зритель-вуаерист становится частью этой толпы и уже утрачивает какие-то индивидуальные черты, осознавая себя не личностью, но частью массы. Кто-то ощущает себя посторонним. Но вряд ли хотя бы один чувствует себя гостем или другом.
Финальная часть на этом не заканчивается. Когда наступает краткий миг спокойствия и отдыха, чувство тревоги ненадолго оставляет. А потом - неизвестность. И эта неизвестность грозно надвигается. Неумолимый рок, который принесёт ещё больше страданий. Ещё больше несбывшихся надежд. Ещё больше страхов. Но ведь и новых радостей. Новых друзей. Новых свершений. Жизнь продолжается. Но как, никто не знает.
Такова правда жизни по Рою Андерссону. И я не мог оторваться от этих мгновений чужой судьбы. Какое это кино? Безусловно - другое. Безусловно - это один из ярчайших образчиков современного абсурда. Конечно его нельзя рекомендовать. Естественно оно не понравится большинству. Оно оставит след. Но надо его увидеть, что бы понять всё самому. И да, иногда было очень смешно.
Очень хорошо, что Рой Андерссон смог перебороть свой творческий кризис. Жалко что он так надолго затянулся.
Пой, Ласточка, Пой! или Эти Великолепные Андерссоны
'Ты, Живущий' (2007) шведского режиссёра и сценариста Роя Андерссона - это по-настоящему оригинальный и независимый в лучшем смысле этого слова фильм, один из наиболее интересных и необычных европейских фильмов последних лет.
Я видела его пару месяцев назад и была настолько очарована 90-минутной коллекцией 50 коротеньких миниатюр, что закончив смотреть, тут же начала пересматривать (и неоднократно) те из них, ставшие самыми любимыми. Рой Андерссон является признанным мастером необычных и успешных рекламных клипов (восемь Каннских Золотых Львов на фестивале рекламы), представляющих законченные короткие инсценировки абсурдно-правдивых жизненных ситуаций, снятых в долгих кадрах. Этот факт помогает понять, как Андерссону удалось создать и объединить в 'Ты, Живущий' 50 оригинальных завершённых историй, представляющих его взгляд на существование и состояние современного человечества, и сочитающих в равной степени трагическое и смешное. Мир 'Тебя, Живущего' не выходит за пределы мрачного, большей частью дождливого Стокгольма и населён ничем не примечательными, подавленными, непонятыми и непонимающими друг друга обитателями. Их жизнь (или существование) -это дисгармония в выцветших серо-зелёнo-бежевых тонах. Цветовая палитра, выбранная Андерссоном для 'Тебя, Живущего', создаёт атмосферу тихого отчаяния и тоски. Звучит не слишком заманчиво, не правда ли? А теперь представьте, что работы по настоящему великих мастеров кино вдохновили Андерссона на создание его необыкновенного фильма, потому что их влияние трудно отрицать: Ингмар Бергман, Федерико Феллини, Луис Бунюэль, Кшистоф Кисловский и пражский маг Ян Сванкмайер. Журнал Village Voice назвал Андерссона шутовским Бергманом, и это очень точное описание его творчества. Андерссон не отворачивается от серьёзных всеобъемлющих проблем, но его уникальный стиль включает комедию абсурда, едкую сатиру, комический сюрреализм и чисто Фелинниевский гротеск. И не только. При всех экзистенциальных темах, которые фильм рассматривает совсем не сентиментальным взглядом, он получился смешной, трогательный и временами даже оптимистичный, несмотря на абсурдные ситуации, минималистский стиль и некоторую отстранённость.
Очень важную роль играет выбор музыки в 'Тебе, Живущем'. В отличие от приглушёных и выцветших цветовых тонов, музыка, звучащая в фильме - яркая, выразительная и легко запоминающаяся. В лучших сценах музыка неотделима от происходящего на экране. Например, репетиция духового оркестра 'Луизиана'. Музыканты исполняют Колыбельную Моцарта, которая звучит как бравурный марш и не может не заставить зрителя улыбнуться. Очень привлекло меня то, что Андерссон использовал три старинных русских романса в фильме. В одной короткой сцене женщина лежит в ванне и напевает без слов чудесную мелодию русской народной песни 'Однозвучно гремит колокольчик', которая, оказывается, была популярна во многих европейских странах под разными названиями. Женщине подпевает мужчина, одевающийся в комнате рядом. Эта cцена, пожалуй, одна из всего нескольких изображений счастливых людей. Когда люди счастливы, они часто напевают - только для себя. Когда они не счастливы, они тоже поют, как один из наиболее запоминающихся персонажей - весьма среднего возраста дама, пессимистка и зануда, мечтающая стать байкершей и жалующаяся в песне на то, что у неё нет мотоцикла. Добавлю, что оригинальную музыку к фильму написал Бенни Андерссон (тот, который из АББА). До чего же молодцы эти Андерссоны/Андерсены. Ни один артист, писатель или режиссёр с этой фамилией ни разу меня не разочаровал, начиная с Ганса Христиана Андерсена.
В фильме, в котором переплетаются и пересекаются множество историй, одни запоминаются лучше, чем другие. Самой смешной была сексуальная сцена между измождённым и озабоченным финансовыми проблемами музыкантом и женщиной в шлеме викинга. Больше ничего не скажу -это надо видеть. Самая лучшая, памятная, нежная, самая оптимистичная в грустном мире живущих, и самая амбициозная в кинематографическом плане - это сон Анны, молодой девушки, отчаянно и безответно влюбленной в рок-музыканта Микке Ларссона ( Эрик Бекман («Cat Casino', гитарист шведской группыDeathstars). Эта миниатюра стала одной из моих любимых сцен в кино.
Ты, Живущий - второй фильм в трилогии о сущности бытия Роя Андерссона. Первым был 'Песни со Второго Этажа' (2000), победитель приза Жюри Каннского кинофесиваля. 'Песни со Второго Этажа' так же прекрасен и совершенен, как и 'Ты, Живущий', но с бОльшим уклоном в трагическое. Рой Андерссон, который за 40 с лишним лет работы в кино сделал всего пять полнометражных фильмов, сейчас работает над заключительным фильмом трилогии с прелестным названием 'Голубь Сидел на Ветке, Размышляя о Бытие', который планирует завершить в 2013 году. Я буду с нетерпением ждать его выхода на экраны.
Посмотрела фильм, прочитав и наверное выучив уже наизусть все рецензии. Поняла, что сюжет несколько авангардный, значит, нужно читать, что люди там увидели. В итоге...я не увидела ничего.
Фильм в духе 'или депрессия, или смерть' - главные герои выкрашены в мертвенно - бледные цвета, фон каждого сюжета - серый или серо-голубой, сами сюжеты оставляют желать лучшего в прямом смысле.
Постоянно статичная камера просто убивает. Люди, обращающиеся в эту камеру (кстати, напомнило этим 'Амели') - тем более. Если наш мир таков, то я сейчас же пойду и повешусь. Может для кого-то это будет новым сюжетом. Такое ощущение, что режиссер захотел собрать семь грехов человека XXI века в одном фильме, при чем без сравнения с добродетелью.
'Никто меня не понимает, никто не любит' - единственное, что хоть как-то...уложилось в голове и душе, лично мне понятны эти переживания.