К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

До появления до появления 'Чужого' кинофантастика умирала, утопав в бесчисленной мути категории Б, не имеющей за собой ни порядочного сюжета, ни логики, ни смысла, ни зрелищности... Редчайшими исключениями из всего этого были разве что 'Космическая одиссея 2001' (первый фильм ставший выводить кинофантастику из пучины маргинального отстоя) ,НАШ 'Сталкер' ну и наверное НАШ 'Солярис'. Потом в свет вышло космическое фэнтези 'Звёздные войны' (на тот момент в производстве уже была 'Impire strikes back'), которое хоть и привлекло к фантастике больший интерес, но, тем не менее, не сильно исправила тяжёлую ситуацию, в которой находился жанр.

В то время фантастические фильмы просто не могли восприниматься в серьез, потому что за долгие десятилетия порядочных представителей этого жанра было не просто мало, а катастрофически мало. Но тут на экраны выходит 'Чужой' и ситуация кардинально меняется...

Что самое интересное это то, что, по сути, говоря именно 'Чужой' ввёл традицию снимать фантастические фильмы близкие к реальности. Близкие к реальности тем, что люди там ведут себя как люди, добро не побеждает здравый смысл, все происходящее логически обосновывается ,а фантастическим являются только сюжет, обстоятельства в которые попали герои. Большинство фантастических фильмов, снятых до него можно было охарактеризовать словами: 'Слишком неправдоподобные чтобы восприниматься всерьёз'.

Это Ч1 открыл дорогу таким динозаврам кинофантастики как 'Терминатор', 'Бегущий по лезвию' (это кстати тоже фильм Ридли Скотта) или 'Матрица' ( И это несмотря на то, что все перечисленные ленты, относятся к киберпанку) Ведь в указанных фильмах , тоже действия и мотивации героев понятны и происходящее изображено как можно реалистичней.

К “Чужому” как и ко многим фантастическим шедеврам применительно выражение: всё гениальное просто. Ведь, по сути, сюжет можно изложить так: монстр проник на космический корабль и всех убил.

Однако если рассмотреть фильм ближе, то сразу становится, очевидно, что он совсем не так прост, как кажется. Чего только стоит удачная комбинация в “Чужом” страхов: боязнь замкнутых пространств, боязнь близких людей, боязнь сексуального насилия (то, что Чужой делает с жертвой скорее можно назвать изнасилованием), чувство отрезанности от человеческого мира, и чувство того, что “В космосе никто не услышит твой крик” © .

Концепция монстра была необычна для своего времени . В отличии от
Всех “кинопришельцев” того времени, Чужой не имел каких-нибудь идиотских целей типа завладения миром, пожирание людских мозгов или уничтожения Вселенной. Он имел, более простую жизненную задачу: размножаться и есть.

Так же, немаловажную роль играло то, что создатели нашли блестящий способ сделать чудище трудноубиваемым. Они не стали делать его огнеупорным, пуленепробиваемым и водонепроницаемым. Дэн О` Бэннон и Рон Кобб всего-лишь решили наделить чужого кислотной кровью. Убить Чужого можно с помощью обычного огнемёта. Другое дело, что на космическом корабле, находящемся в полёте, прижигание твари, имеющей “кислотную начинку” будет означать смерть всего экипажа, ведь в “Ностромо” произойдёт разгерметизация и корабль потеряет весь кислород.

Но спасибо за всё это надо сказать непосредственно режиссёру, а не сценаристам. Это Ридли Скотт развил эту историю и вывел банальнейший сюжет на высокий уровень. У кого-то поворачивался язык говорить, что режиссёрские способности Скотта ограничиваются установкой осветителей на площадке, НО ОКСИТИЕСЬ и вспомните, чем был сценарий к 'Чужому' вначале и чем он стал, когда пришёл Скотт. Даже сценаристы О`Бэннон и Шуссет признаются, что Ридли блестящи воплотил в жизнь их сценарий.

Если вы думаете, что режиссёр воздействует на фильм, только самостоятельно переделывая, что-либо, чем он недоволен в картине: сам переписывает сценарий, сам перестраивает декорации, сам проводит ре – кастинг… то вы ошибаетесь. Съемочная группа – оркестр. Режиссёр – это дирижер. И от того, как он будет управлять “оркестром”, зависит окончательный результат. Ридли заручившись поддержкой Дэвида Гайлера и Уолтера Хилла ( неизменных продюсеров саги ) смог дополнить/ исправить сценарий О`Бэннона/Шуссета. Все эти фишки вроде сочетания футуристического хай-тек мира и готических ужасов, мега-корпрораций, синтетических андроидов... Всё это было сделано с непосредственным участием режиссёра.

Кстати говоря, это идеей Скотта было пригласить в проект художника Ганса Руди Гигера. И надо сказать чудище у Гигера получилось первоклассное.Как и инопланетный корабль с спейс жокеями на борту.

Действительно оригинально для проекта было, поставить на главную роль женщину. И вместе с этим, роль первой жертвы в “Чужом” отдать мужчине. В 70-ые годы не было привычно ставить в кино женщину во главу, и уж тем более делать её последним выжившим. “Чужой” поломал и этот “стандарт”.

Сам по себе “Чужой” берёт именно своей реалистичной манерой повествования. Хотя если постараться в фильме можно найти пару смысловых подтектов ( человечекский мозг - самое сильное оружие(это про Рипли);а также идею нещадной мега-корпорации).Но Ч1 это один из редких примеров того, когда какая-то философия в фильме просто не существенная и даже может мешать фильму. Ведь посудите сами - в нашей жизни далеко не у каждой ситуации можно найти какой-то мощный смысловой стержень или уследить там глубокую философию...

Ни один актёр на протяжении фильма не разу не “слил”. Более того, они своими усилиями (ведь вся игра была импровизацией) создали живые образы персонажей, а не картонных балванок - штамповок. Для справки: в сценарии О`Бэннона/Шуссета не один из экипажа 'Ностромо',как персонаж не был прорисован вообще. Так что, как бы кому этого не хотелось, а всё равно стоит отдать должное группе и режу.

Что можно ещё сказать поводу Ч1 - так это про его некий культурный феномен. (примерно такой же феномен произойдет в 80-ые годы с первым “Терминатором” ) Некоторые почему-то воспринимают главным героем ленты именно чудовище. Чужого - ксеноморфа, совершенный организм. Хотя главным героем -то всё таки является именно уоррент-офицер Эллен Рипли, единственный выживший член экипажа ( это уже в конце фильма) и по видимому самый здравомыслящий человек на борту. И если название фильма 'Чужой' это ещё не значит, что глав герой там чужой. Фабула фильма ведётся именно с людской позиции, а не с позиции чудища.
Людям уделяется гораздо больше внимания т.д.

Посмотрев полные версии всей трилогии (а Чужой для меня – трилогия ) ,я не могу сказать какая из них хуже/лучше. Для меня это - три выдающихся фантастических фильма, которые являются тремя самодостаточными произведениями , поставленными тремя выдающимися режиссёрами. И главное, что эти три картины смотрятся как ОДНО ЦЕЛОЕ. Ридли Скотт снял революционный фантастический триллер, потом Джеймс Кэмерон снял эталон космического боевика, а потом Дэвид Финчер снял завершающий и самый мрачный психологический триллер с элементами фантастики.

Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного? Он следующий: “Чужой” породил немало штампов, а также как уже, наверное, ВСЕМ известно повлёк за собой кучу дешёвых подражаний. Возможно у него устарели в какой-то степени музыка и где-то спецэффекты ,но при всём этом кто бы его как не поливал грязью, художественный фильм 'Чужой' до сих пор НЕ УСТАРЕЛ. Все его вышеперечисленные качества и то что он был снят в 1979 году, делают его сейчас актуальнее вдвойне. Почему? Да потому что при таком обилии в современном фантастическом кинематографе таких откровенных высокобюджетных поделок как 'Ультрафиолет' или 'Призрачный гонщик' при просмотре 'Чужого' сразу хочется сказать: 'Вот снимали же люди!'

10 из 10

21 августа 2007 | 22:23
  • тип рецензии:

«In space no one can hear you scream... »

Разработка концепции “Чужого” проходила ещё до выхода “Звездный войн” Джорджа Лукаса, когда мир не знал, что есть научная фантастика в истинном её виде, а продюсеры крупных студий и компаний с недоверием относились к данному жанру, предъявляя к нему массу требований и претензий, не желая выделять крупные суммы денег на сомнительные проекты подобного рода.

Именно поэтому изначальный проект, называвшийся тогда “Звездный зверь”, авторов Дэн О`Бэннона и Рональда Шусетта, предполагал постановку малобюджетного независимого кино. Однако все изменилось, и многие считают, что это и дало решающий толчок картине после того, как грянули “Звездные войны”, после успеха которых будто бы весь мир изменился, так как всем в кратчайшие сроки стала нужна фантастика, а единственным быстрым способом был запуск практически готового, но при этом неоднократно переписываемого и переделываемого сценария, обредшего то самое привычное название, в чем-то очень простое и обычное, но в тоже время такое звучное “Alien”.

В детстве я, как думаю и многие, считал “Чужого” обычным ужастиком, когда согласитесь для каждого это было нечто страшное и пугающее, а осознание истинного значения и ценности картины для всего мирового кинематографа пришло уже с возрастом. Картины, ставшей, безусловно, настоящим брендом. Ведь с того момента, как команда космических дальнобойщиков высадилась на астероиде и ступила на неизвестный инопланетный корабль, по сути началась новая веха в истории кинематографа. Не располагая огромным бюджетом и лучшим оборудованием, Ридли Скотт вместе со всей командой сумел создать фантастический триллер, который не просто вписался в жанр, но и в значительной степени обогатил его, придав новые очертания и дав дорогу в жизнь многим последующим картинам. Кино послужило началом не просто серии продолжений, а переросло в неимоверный культ конца 70-х, распространившийся по всему миру и не угасающий до сих пор.

За счет чего? Первое и самое главное, за счет блестящего сценария (недаром Скотт признавался, что готов вернуться к жанру фантастики в своей карьере ещё раз только в том случае, если у него на руках будет ещё один великолепный сценарий, каким когда-то стал “Чужой”). И вроде бы обычная история про космический транспорт “Ностромо”, сбившийся с курса, небольшую команду и сигнал с неизвестного инопланетного судна. Но в сюжете О`Бэннона была та самая изюминка, угроза в виде инопланетного монстра, без которого не состоялось бы ничего.

Ведь именно Чужой и является главным героем фильма. Все внимание, все действие и построение сюжетной линии завязано под него. Именно он привносит в картину атмосферу постоянного напряжения, поддерживаемое на протяжении всего фильма и усиливаемое в моменты его появления. В тоже время Ридли Скотт, сохраняя элемент тайны и показывая лишь то, что нужно, создает очень сильный эффект, ведь зритель при этом становится не уверен в том, что видел, от чего ему становится ещё страшнее.

Режиссер намеренно тормозит развитие сюжета, делая повествование неспешным, аккуратно и очень тонко подводя зрителя к появлению на борту инопланетянина. Именно поэтому многие сцены могут показаться даже чересчур затянутыми, но Ридли Скотт лишь разгоняет напряжение, когда камера плавно скользит по отсекам корабля, показывая темноту, в которой чудовище может затаиться где угодно, создавая тем самым максимальный уровень так называемого саспенса. Специального художественного эффекта, создающегося за счет страха неизвестности, какого-то тревожного ожидания и беспокойства, чувства неопределенности, что же там скрывается в темноте. “Чужой” как раз, благодаря тому, что мы практически не видим всего (в то время, как наше воображение достраивает картинку) и получился таким страшным.

Страшным даже не за счет наведения ужаса на публику в моментах с появлением того же маленького зародыша из живота одного из героев или личинки из яйца, а страха неизвестности и неопределенности. Хотя если рассуждать о страхе вокруг и в самой картине, то не стоит забывать и об отце основателе образа Чужого, великолепном швейцарском художнике Хансе Руди Гигере, с появлением которого в команде Ридли была решена главная дизайнерская проблема всего фильма. Его мрачные декорации не только пугают, но и восхищают и по сей день, ведь именно Гигер создал и проработал абсолютно весь дизайн декораций связанных с монстром и его средой обитания.

Технический прогресс не стоит на месте, и команда разработчиков и создателей “Чужого” не застала многие технологические новинки, позволяющие облегчить и значительно упростить создание красивого визуального ряда. Однако излишние спецэффекты, которыми нынче уже никого не убедишь, здесь были ни к чему, потому что различные новороты не сделали бы фильм убедительнее и интереснее. Команда Ридли сыграла на другом, за счет чего мы и пересматриваем эту культовую ленту уже тридцать лет. В отличии от многих других выходящих сегодня бессмысленных картин с невероятным визуальным рядом, секрет успеха “Чужого” крылся в первую очередь в блестящем сюжете, потрясающей постановке и творческом гении Ридли Скотта, который из второстепенного ужастика сделал фильм наивысшей категории, шедевральный научно-фантастический триллер-хоррор.

Восхищаясь прекрасным сценарием, режиссером, оператором, художникам и декораторам, не стоит забывать и отличную актерскую команду и, конечно, музыкальное сопровождение Джерри Голдсмита, мрачная, загадочная и пугающая, но в тоже время прекрасная музыка которого проводит нас через весь фильм и держит в постоянном напряжении до самых последних кадров.

Самое замечательное, что пересматривая каждый раз “Чужого” ты снова и снова подмечаешь для себя что-то новое, что не увидел в прошлый, каждый раз восхищаясь, что тяга к фильму не пропадает из года в год. И уже в новом веке, несмотря на появление огромного количества клонов подражателей, “Чужой” сохраняет одно из лидирующих мест в области фантастики вот уже тридцать лет. Не это ли главный показатель неимоверной работы, которую в свое время проделал Ридли Скотт и его команда.

КУЛЬТОВОЕ КИНО.

КЛАССИКА ВСЕЛЕНСКОГО МАСШТАБА.

10 из 10

15 декабря 2009 | 23:58
  • тип рецензии:

В 1979 году на экранах появился «Чужой». Режиссером фильма выступил Ридли Скотт, хорошо зарекомендовавший себя в рекламном бизнесе, и на счету которого к тому моменту был всего лишь один фильм для большого экрана. Конечно, тогда никто и не мог предположить, что данный фильм положит началу одному из самых известных кинофранчайзов всех времен, и станет одним из самых узнаваемых брэндов студии «20 век Фокс».

«Чужой» - хоррор семидесятых. Поэтому здесь не будет жутко вопящей жертвы, не будет идиотских смертей, не будет кучи мяса, и море крови… На первый взгляд можно даже сказать, что почти час ничего не происходит. Но это лишь на первый взгляд. Режиссер медленно, но верно знакомит нас с действующими лицами; и нагнетает атмосферу неспокойности. Чем дальше, тем больше будет чувствоваться, что вот сейчас, в эту минуту должно случиться страшное. Но создатели фильма и здесь не спешат, они даже дадут зрителям немного успокоиться, чтобы потом представить главного персонажа фильма – Чужого.

В свое время сцена появления Чужого повергла зрителей в молчаливый хоррор. И даже сейчас, спустя столько времени, эта сцена является одной из лучших в жанре. Зрители увидели то, что никак нельзя было ожидать. И не только зрители. Актером тоже не сказали, что им предстоит. И поэтому, когда начали извергаться фонтаны крови, реакции на происходящие некоторых из них является более, чем достоверными. Ну а потом фильм потеряет всякие тормоза. Разогнанный во всю мощь локомотив понесется на полному ходу. Угадать – кто выживет, а кто нет, будет невозможно. Отчет пойдет на секунды. И в концовке, человек и чужой сойдутся в последней схватке

В фильме всего семь персонажей. В отличие от большинства современных блокбастеров главные герои картины – обычные люди, которые в 99,9 процентах случаях обойдут неприятности стороной, а не полезут на рожон. Они просто хотят вернуться домой после изнурительной работы. Но именно им предстоит столкнуться с самым страшным испытанием в своей жизни. Попав в такую ситуацию, они не будут строить из себя супермэнов; они примут единственное правильное решение – сбежать с корабля. Другое дело, что сделать это будет ой как не просто.

Но, пожалуй, главным героем фильма стал не человек, а сам Чужой. Ксеноморф. Идеальный организм, и в то же время идеальная машина для убийства, против которой у людей нет ни малейший шансов. Лишь на втором часу нам покажут Чужого и то не полностью и урывками, позволив человеческому воображению самому дорисовать внешний облик инопланетного монстра.

«Чужой» породил целое направление в кинофантастике. Именно после этого фильма тема «вынашивания инопланетного организма в человеческом теле» получила колоссальное развитие. Ридли Скотт мог снять только одного «Чужого» и затем удалиться из кинематографа навсегда. Всё равно место в киноистории ему было обеспечено. Этим фильмом он доказал, что умеет грамотно создавать атмосферу, нагонять саспенс, сделать незабываемый визуальный ряд и работать с актерами. За двадцать шесть лет, прошедших с момента выхода картины на экран, «Чужой» как был, так и остается лучшим представителем своего жанра.

10 из 10

01 ноября 2005 | 09:40
  • тип рецензии:

Иероглифы медленно складываются в слово, ставшее одним из символов научной фантастики. 45 минут нового мира, и немного больше – нового ада. Жуткий сон, ставший явью не только для экипажа космического буксира, но и для миллионов несчастных, рискнувших погрузится в атмосферу страха «Чужого». Страха, что предательски проник под обшивку звездолета, поселился на нижних уровнях и в холодных вентиляционных колодцах. Страха, что уже треть века манит нас в мрачные коридоры «Ностромо» и на «мертвый» планетоид LV-426… А пока дети космоса мирно спят в своих криокроватках под почти диснеевскую музыку Джерри Голдсмита. Пластиковые птички беззаботно качаются туда-сюда, а камера плавно скользит по пустынным отсекам корабля. И только сверхкомпьютер «Мать», готовый выполнить любой приказ корпорации зла Вейланд-Ютани, бдит своим виртуальным оком.

Строя лучшие миры, Человек разрушает чужие. Агрессором внедряется всюду, где чувствует свое превосходство – и грабит, порабощает, сажает в клетку. Homo sapiens стремится контролировать все, даже Природу, но однажды она может ответить решительным двурядным оскалом. Сузив наш мир до габаритов космогруза «Ностромо», авторы «Чужого» наглядно продемонстрировали как безжалостно Природа может деклассировать Человека. Сорвать с него свой венец, заставить в ужасе бежать, а затем завернуть в кокон и разорвать, развеяв прах по просторам космоса… Мрачная идея пришла в светлую голову Дэна О’Бэннона, будущего сценариста культовых «Крикунов» и «Вспомнить все». Скрипт «Star Beast» всерьез привлек внимание студийных воротил, однако ни один постановщик не желал работать с новичком… В то же самое время британский режиссер Ридли Скотт был на перепутье – плыть на волне успеха дебютных «Дуэлянтов» (1977) или бросить себе новый жанровый вызов? Весы выбора были опрокинуты ураганной поступью первых «Звездных войн» и Скотт наконец принял предложение студии Fox. Однако неофит отнюдь не собирался снимать сказку в блестящем скафандре с лучевой пушкой наперевес, задумав подобие «техасской резни» в космосе. Зеленый свет был дан, бюджет выделен, состав подобран, но всё уперлось в образ монстра, который рисковал оказаться очередным резиновым чудом из картонной коробки.

«Я боюсь своих видений» - сказал однажды швейцарский художник Ханс Рудольф Гигер, и в это сложно не поверить. Чужой сошел с его картины «Necronom IV» практически в первозданном виде. Лишь инсектоподобные глаза уступили место «слепой» матовой маске, а червеобразный хвост превратился в острую пику. Биомеханика Гигера идеально подходила фильму, где человек помещался меж двух огней – совершенной органикой пришельца и беспощадной логикой компьютерного интеллекта. Швейцарец визуально отразил ужас подобного симбиоза, не оставляющего никакого шанса землянам. Однако подлинный прорыв был сделан в создании отвратительной цепочки размножения чужого – от фэйсхаггера до взрослой особи. Сама природа не смогла придумать более отвратительную тварь. HR Giger самолично изваял все модели ксеноморфа, равно как и инопланетные коридоры-кишечники, украшенные трубками и позвоночными рельефами. Но вместе с отвратительно-прекрасными чужими формами в студийную картину проник извращенный эротизм, всегда сопровождавший творчество Гигера. Он воплотился в вагинообразных входах-отверстиях иноземного корабля, в фаллической форме знаменитого кресла инженеров и бог знает где еще. Даже если присмотреться к голове чужого, то можно заметить, что головой она является лишь с одной стороны. Удивительно, но боссы Fox, запретившие Скотту показывать женскую наготу в сцене пробуждения экипажа, не заметили куда более грубые образы Гигера.

Проект избежал цензуры и вскоре прорвался на большой экран совершенным организмом, разродившимся затем серией продолжений. И у каждого был свой подтекст: Жёне игрался с генетикой, Финчер обращался к Богу, Кэмерон исследовал материнский инстинкт. Темой же кинодиссертации Скотта был просто Страх. Да, человек слаб, он боится. Монстров и тварей ползучих, темноты и неизвестности, боли и смерти наконец. И всё это Ридли Скотт вынимает из глубин человеческого подсознания, затрагивая как внешний уровень, так и скрытый психосексуальный пласт. Фоновые страхи вроде клаустрофобии от тесных отсеков «Ностромо» постепенно уступают место монстробоязни, переходящей в паническую первобытную реакцию перед хищником. Изюминкой сценария была репродуктивная линия ксеноморфа, которая даже на бумаге шокировала. Омерзительный квазипаразит душит, а затем орально насилует и мужчин и женщин, дабы отложить в них свои яйца. И нежеланный плод растет внутри, чтобы затем разорвать грудь жертве и вырваться на свободу. Здесь к страху изнасилования примешивается боязнь беременности, как следствие страх секса как такового. Фрейдисткий подтекст в «Чужом» очень мощный и системно проявляется на всем протяжении фильма. Достаточно вспомнить сцену смерти женщины-пилота Ламберт, когда фаллический хвост чужого медленно ползет между её ног под оргазмические вздохи, переходящие в закадровый крик. А чего стоит свернутый трубочкой порножурнал, с особым ожесточением вставленный в рот Рипли, дабы вызвать асфиксию. Да-да, иногда журнал – совсем не журнал.

Формально относясь к научной фантастике, фильм Скотта буквально заставил зрителей давиться поп-корном. Даже резкие хоррор-выпады пугают отнюдь не так, как монотонная атмосфера ужаса, пронизанная «саундтреком тишины» Голдсмита. Датчик движения угрожающе пищит, рабочие туннели превращаются в бесконечный лабиринт, где каждый закоулок таит угрозу. Темнота кажется как никогда черной, мерцающий свет предвещает опасность, а за струями пара скрывается мерзкое нечто. Нечто, чья жизнедеятельность неотвратимо подталкивает к горлу тошнотворный комок. И как тут не вспомнить неподдельную гримасу ужаса Вероники Картрайт в знаменитой сцене вылупления грудолома? Для создания атмосферы страха Ридли Скотт использовал весь свой арсенал приемов. Специально придавая декорациям изношенный вид, режиссер добился не только достоверности вкупе с уходом от стандартов лукасовского фильма-ориентира, но и усилил эффект саспенса, которому учился у самого Хичкока. На психологическом уровне мы видим разобщенный коллектив, в котором царит холодный профессионализм, окруженный вакуумом без отношений. Кто из героев враг, кто друг – непонятно. Вдобавок, мощной игрой сквозь фильм проходит противостояние человека и искусственного интеллекта, кульминацией которого служит выплюнутый на экран ретро-компьютера зловещий текст-приговор Директивы 937 и следующая за этим сцена, дающая не меньший эффект чем появление в кадре ксеноморфа.

«Alien» разом размазал все старые шаблоны, изменив парадигму science-fiction, и установил новые стандарты фантастики, катализировав возникновение целой серии жанровых фильмов. Был совершен реактивный скачок в будущее, благодаря которому классический фильм 1979-го года стал вехой в кинематографе и даже в нашу эпоху CGI-графики фильм актуален по всем параметрам… А в финале мужеподобная женщина-офицер неожиданно оборачивается чистой, сексуальной девушкой в нижнем белье. Старый мир разрушен, человечество очищено, а виновные наказаны. Мерзкий пришелец больше не нужен и линия «Красавица и Чудовище» обрывается, едва начавшись. Ридли Скотт закольцовывает повествование на мирно спящей в криокапсуле героине, как будто внеплановое пробуждение экипажа было всего лишь кошмаром. Сигнал-предупреждение принят. Вина Человека перед Природой искуплена.

…Или нет?

05 июля 2015 | 18:33
  • тип рецензии:

«Больше всего мне нравится создавать миры» - сказал Ридли Скотт и в очень далеком уже 1979 году фактически на пустом месте создал нечто такое, от чего захватывает дух по сей день. Культовый шедевр мировой фантастики, без которого просто невозможно представить фантастический кинематограф, вкупе с непередаваемой атмосферой страха и безысходности и, конечно же, одним из самых колоритных, эффектных и страшных монстров в истории кино, будоражит уже не одно поколение ценителей настоящей, качественной фантастики.

«Чужой» явился совершенно новаторским явлением в жанре, породив вслед за собой безумную волну всевозможных подражаний и подделок. Я уже молчу о том, что идея вынашивания человеческим (и не только) организмом какого-либо «паразита» получила феноменальный толчок к развитию и на данный момент является полностью «избитой» и «заезженной».

Фильм является абсолютно самодостаточным и оригинальным, несмотря на предшественников. Собственно говоря, и предшественников-то у него было раз-два и обчелся, но зато каких! «Звездные войны» (в пике популярности, кстати) и «Космическая одиссея 2001», которые, по словам самого Скотта, послужили толчком, вдохновением для создания фильма, хотя сравнивать данные картины я бы счел некорректным.

В фильме всего семь персонажей, не считая кота Джонси, и, уверен, к финалу фильма зритель наизусть запомнит эти имена: Рипли, Даллас, Кейн, Бретт, Паркер, Ламберт и Эш. Равно, как и запомнит невероятно атмосферную музыку, непокидающее чувство гнетущей тревоги, ошеломляюще оригинальный дизайн Ксеноморфа и потрясающий визуальный ряд картины. Что касается последнего, то здесь перед создателями картины нужно просто снять шляпу – техническое воплощение фантазии сценаристов и режиссера выше всяких похвал.

Поразительно детально и грандиозно воссозданы декорации «Ностромо», холодная и безжизненная планета LV-426, инопланетный корабль и, конечно же, фэйсхаггеры в коконах. А чего стоит момент, когда фэйсхаггер резко выпрыгивает из кокона на скафандр или момент появления Чужого из разодранной груди Кейна. Что поражает больше всего – это то, что в фильме практически нет графики! Все это было сделано руками декораторов и художника по костюмам.

Атмосфера фильма заслуживает отдельного разговора – мистическая, пугающая и в то же время манящая неизведанность холодного космоса всегда трогала воображение. Помню, как еще ребенком, засыпая в кровати и глядя на ясное, звездное небо, я думал: «А что же там – за звездами?» И хотелось протянуть руку вверх и дотронуться до звезды – маленького кусочка Вселенной…

Впрочем, атмосфера-то и сыграла с этим фильмом злую шутку – поместив картину в узкие тиски жанра «хоррор» и сделав ставку именно на атмосферу, Ридли Скотт попросту «убил» элемент экшена и динамики в фильме. Именно по этой причине сегодняшний зритель может счесть картину скучной, нудной и устаревшей. Это, пожалуй, единственный, но, вместе с тем, и очень значительный недостаток фильма. Частично эту проблему удалось решить довольно неожиданному повороту сюжета в лице Эша – робота-предателя, запрограммированного охранять Чужого, но – лишь частично.

Каков же итог? Шедевральный, культовый фантастический триллер Ридли Скотта (я считаю, это его лучший фильм) по праву считается классикой современного кинематографа и отцом-первопроходцем бесчисленного количества фантастических лент, последовавших за ним. Наконец, это образец технического исполнения: прекрасная операторская работа, потрясающие визуальные эффекты и декорации, великолепный саундтрек Джерри Голдсмита и заслуженные

10 из 10

06 марта 2007 | 14:04
  • тип рецензии:

Недавно пересмотрел данное творение. Удивился тому, что видя этот фильм в начале восьмидесятых один раз в достаточно посредственном качестве, - источником естественно служила многократно переписанная шумная копия на VHS кассете, - я достаточно хорошо помню ключевые кадры и события фильма. По прошествии более чем тридцати лет, оказалось что я очень хорошо помню многие сцены, и даже многие мелкие детали. О чём это говорит? Конечно же о том, что фильм цепляет (или цеплял когда-то давно), глубоко отпечатался в памяти. Несколько удивило, что я почти не помню обстановку космического корабля, всю эту уйму больших пластиковых кнопок, миллиарды мигающих лампочек, чёрно-зелёные ламповые экраны с текстовыми режимом отображения, аналоговый видеосигнал передающийся со срывом картинки и помехами. Сейчас на это смотреть смешно, потому как уже веет от этого каким-то нездоровым ретро. А тогда наверное казалось обыденным и несущественным, потому и не запомнилось. В остальном - всё-таки это классика, замечательный триллер, и конечно же великий фильм. И в первую очередь конечно же это фильм, который дал нам новую киновселенную, а во вторую - открыл дорогу фильмам ужасов в большое кино. Ведь на момент выхода 'Чужого', фильмы ужасов клеймились категорией Б, а то и ещё ниже. Исключения конечно были, но они шли как исключения. И даже Челюсти Стивена Спилберга не смогли сломать этот стереотип. И только Чужой показал, что фильм-ужасов может быть большим умным и захватывающим, а не проходной жвачкой для восьмилеток, какой эти фильмы долгое время считались. И по прошествии многих лет смотреть фильм, всё-таки интересно. Так и должно быть с великим фильмом. Да простит меня мать всех ксеноморфов, но фильм конечно устарел, но все-таки остался великим.

05 декабря 2018 | 12:47
  • тип рецензии:

1979 стал по праву прорывным в жанре научной фантастики, ибо именно в том году состоялась премьера фильма, фактически открывшего новую страницу жанра. Главная заслуга в этом принадлежит трем людям – Дэну О`Бэннону написавшему первый сценарий и придумавшему основную концепцию фильма, Гансу Руди Гигеру создавшему образ безжалостного инопланетного монстра, и Ридли Скотту, который сумел воплотить все это на экране.

Конечно, фантастические фильмы снимались и до 1979 года, некоторые из них вроде Космической одиссеи 2001 по праву занимают почетное место в пантеоне славы кинофантастики, некоторые давно забыты. Но именно Чужой стал тем фильмом, который ознаменовал новую эру в кинематографе. И этому есть ряд причин.

1. Общая мрачность фильма, так резко контрастировавшая с вышедшими за пару лет до этого сказочными Звездными войными и радостными Спилберговскими “Близкими контактами третьей степени”. Тут нет добрых пришельцев и невероятных приключений - в Чужом, космос, это абсолютно враждебное человеку место, в некоторые уголки которого лучше не соваться.

2. Показ будущего. Во многих старых фантастических фильмах (вроде Стартрека), будущее – это такое приятное место, где все оборудование блестит как новенькое, космонавты ходят в красивеньких (можно даже сказать гламурных) скафандрах, в ходу самые невероятные технологии вроде бластеров и телепортации. В Чужом все не так – темные коридоры, изношенное оборудование, астронавты, которые просто выполняют привычную работу (и вообще больше смахивающие на дальнобойщиков) – все это можно охарактеризовать одним словом – “обыденность”. Космические путешествия в Чужом выглядят настолько обыденно, насколько для нас с вами являются обыденными поездки на поездах.

3. Визуальный ряд. Ридли Скотт по праву считается режиссером-визуалистом, а Чужой однозначно является самым красивым с визуальной точки зрения фильмом из всей серии. Холодные глубины космоса, неизвестные планеты, брошенный космический корабль – все эти виды завораживают и одновременно пугают зрителя. Чужой не зря получил Оскар за спецэффекты, каждый доллар был потрачен с умом.

4. Дизайн монстра. Дизайн всяких чудищ по праву считался ахиллесовой пятой голливудских фильмов докомпьютерной эпохи, ибо как ни крути, но человек в костюме как правило в первую очередь был похож именно на человека в костюме, и лишь во вторую на какую-то инопланетную тварь. В Чужом же эту проблему благодаря усилиям съемочной группы и конечно же разработанному Гигером дизайну удалось успешно решить – инопланетянин получился настолько чуждым человеку и пугающим, насколько это вообще возможно. Это тот случай, когда остается только радоваться, что увиденное на экране, всего лишь фантазия, не имеющая ничего общего с реальностью.

5. Персонажи. Главные герои фильма – обычные люди, столкнувшиеся с абсолютно незнакомой им и враждебной силой. Их образы раскрыты настолько, насколько этого требует жанр без каких бы то ни было излишеств. Образы всей семерки получились очень запоминающимися – и осторожная Рипли, и склонная к истерике Ламберт, и любопытный Кейн, и вечно повторяющий “точно” Брэт, и импульсивный Паркер, и капитан Даллас и коварный Эш – уверен, что их имена останутся в памяти надолго после просмотра фильма.

Подводя итоги, отметим что Чужой заложил основу для всего развития жанра фантастики на ближайшее десятилетие, что отметили как зрители (огромными кассовыми сборами) так и критики (регулярно включающими фильм в разнообразные топы лучших). Любой увлекающейся фантастикой человек, просто обязан посмотреть этот, не побоюсь этого слова, легендарный фильм.

24 февраля 2010 | 21:06
  • тип рецензии:

Просматривая в очередной раз «Чужие» («Чужой» 2), я понял, что Кэмерон, со своей любовью к эпическому размаху с не достаточным пиететом отнёсся к величайшему монстру голливудского бестиария. Поэтому смотрим «Чужого» Ридли Скотта.

Кинематограф, как это не парадоксально – не лжёт, чтобы там ни говорил Брайан де Пальма на счёт «обмана 24 кадра в секунду». В 1979 году западный зритель, вслед за тягучей, густой и зловещей киномистерией Ридли вступил в архаическую эру отношений с космосом, в ту эру, когда люди боятся мира, который находится за границей ойкумены и населяют его в своём воображении страшными хтоническими (здесь: космическими) чудовищами. Может поэтому, многие программы НАСА сворачивают? Говорят, что денег жалко, но вот утих базар вокруг сети, мало того, что не прикрыли, так ещё и модернизировали. Так что дело не в деньгах и не только в науке и её слабостях, дело в представлениях. Перед тем как приступить к освоению (culturare) новой территории, любого нового пространства, сначала необходимо сразиться и победить монстра, который является персонификатором и хозяином этого пространства. А для этого нужен Геракл, способный придушить Гидру. Сигурни Уивер например. Однако же по порядку.

Что же произошло? Почему в 1979 году человечество встретило в космосе не красивые розово-голубые планеты с мыслящими океанами, не высших разумных существ с высокоразвитой цивилизацией, не Бога, не разгадку устройства Вселенной, а жестокое чудовище, идеальную биологическую машину для убийств? Почему этот космический экстаз, эта американо-советская битва за новые вертикальные горизонты, эти великие светлые помыслы о заселении Луны, о нахождении жизни на Марсе, на Венере вдруг стали регрессировать, а космическая фантастика съехала в печальный декаданс?

В 1968 году вышла знаменитая «Космическая одиссея 2001» С. Кубрика, поставленная по одноимённому роману мечтательного А. Кларка. Этот фильм отражал модные тенденции космической эры, заключающиеся в трансцендентных устремлениях человеческого познания, пытающегося превзойти самое себя при помощи науки и техники. Этот кубриковский симбиоз спецвизуализма и всеобщего гносеологического идеализма был красивой, как танец дервиша киноигровой теорией, которая в конце 70-х попала в алхимические колбы Скотта и практически воплотилась в «Чужом». Из пятого измерения «Одиссеи…» мы вернулись в родное четвёртое «Чужого», из радужной абстракции в мрачную конкретику, от широких стратегий к коридорной тактике. Впали в бесповоротный упадок, который заметен даже на поверхностях.

Например, дизайн космических станций и кораблей в «Одиссее…» не отходил далеко от научных реалий того времени, он соответствовал романскому стилю западного средневековья, или даже древнегреческому архитектурному ордеру (светлые, монолитные, округлые формы), тягач «Ностромо» отходит от этой традиции, он знаменует собой торжество законченного готического стиля (тёмные, угловатые, шпилеобразные формы). В центробежной станции Кубрика есть что-то тёплое, домашнее, продолжающее голубой шар Земли, в мрачном рудовозе Скотта чувствуется оторванность, глубина, его затягивает тёмная бездна. Неизведанные дали требует адекватных кораблей.

Если учёные-космонавты «Одиссеи…» бороздят космические просторы как атеисты религию, то в «Чужом» мы встречаем уже не учёных, а обычных дальнобойщиков – пилотов и механиков, которые далеки от научных интересов и предпочитают не отклонятся от курса. Они суеверно побаиваются неизведанного и интуитивно предчувствуют беду. Если Кубрик рассчитывает на сознание, то Ридли играет на архетипах. Первый зовёт к красоте, второй призывает к страху. Луч научного идеализма меркнет во мраке планеты Чужих. На самом деле, там, далеко в тёмном космосе притаился монстр, от которого не следует ожидать ничего хорошего.

Такое одичание отражает перекликающееся с приближающимся концом гонки вооружений, всеобщее затухание космического энтузиазма, как предсказывал писатель-фантаст М. Крайтон – «люди совершат полёт на Луну, а потом утратят к ней интерес». С. Лемм уже в 1959-60 году (до полёта Гагарина) пишет печальный «Солярис», где герой апатично просматривает бесконечные исследования по соляристике, которые никуда не продвинулись и ни к чему не привели, и общается с материальными образами своей травмированной памяти. Повесть дышит непреодолимым пессимизмом, потерей веры в познание, рассказывается монотонно, пронизывает обречённостью и заброшенностью. Лемм предсказал тупик космологии. Так и есть. Без революции в научной методологии, НАСА обречено на качественные уточнения, апгрейд и количественное наращивание. Именно поэтому корабль в «Чужом» становится готичным и тяжеловесным, различные краны и погрузчики с логической точки зрения – лишними, оружие громоздким и неоправданным, одним словом, фантастический реализм трансформируется в стальной сюрреализм. Астрофизики в это время балансируют на грани безумных теорий и пугающих предположений, в которых вселенная всё больше расширяется, углубляется, увеличивает число измерений, всё больше грозит гамма-всплесками, чёрными дырами и т.н. «тёмной силой», которая скрывается даже под столом за которым мы сидим. Космос начинает ужасать, при чём не сам по себе, а представлениями о нём, которые множатся в результате методологического тупика. И киномифология занимает здесь одно из ведущих мест.

Сценарист О’Бэннон, художник Гигер и режиссёр Скотт создают отражающий научный кризис миф о чудовище – Чужом (Ксеноморфе), который подстерегает человека в одном из бесконечных закоулков вселенной, в одном из секторов паутины теорий. Монстр – чужой, планета на которой он обитает – чужая, космос, где находится эта планета – тоже чужой. То, что экипаж знал о космосе, оказалось недостаточным и непригодным, и теперь ему на ощупь предстоит сразиться с чем-то доисторическим, докультурным, дотеоретическим. Такое существо невозможно победить с помощью науки и техники, символом которых является, например огнестрельное, или лазерное оружие, архаическое можно уничтожить только архаическим – придавить, раздавить, сжечь, проткнуть, перекрутить (если мы присмотримся, то увидим, что Голливуд только так и разбирался со своими монстрами). Именно поэтому на корабле не предусмотрено оружие. В своём сиквеле Кэмерон нарушил этот закон, что привело к выходу на сцену ещё более ужасного и смертоносного Чужого – матери-королевы, с которой Рипли снова пришлось бороться архаическим способом.

Киномиф Скотта является про-регрессом – типом прогресса, который возвращает человека на уже пройденные этапы в новом оснащении, т.е. возвращает в архаический мир тёмного средневековья со всеми результатами научно-технического прогресса. Другими словами фильм «Чужой» является водоразделом между умирающей эпохой фантастики и нарождающейся эрой фэнтези. Этот переход можно сравнить с концом античного мира с его развитой философией и сменяющими его варварскими королевствами с их верой в чудовищ, которые обитают в дремучих лесах и смрадных болотах.

«Чужой» - шедевр талантливого и скрупулёзного режиссёра Ридли Скотта. Глубокая картина, сочетающая в себе отшумевшие отголоски размеренного, вальсирующего реализма «Одиссеи…» и уверенные звуки фаталистичного, саспенсного иррационализма новой фантастики, прекрасно переданного постимпрессионистической музыкой Джерри Голдсмита. Эпохальный, тяжёлый, многогранный, символичный фильм, один из самых уникальных за всю историю кинематографа.

10 из 10

14 марта 2010 | 20:44
  • тип рецензии:

В далеком 1979 году, когда за год на экраны не выходило огромное количество фантастики, когда не было еще понятия `красивые спецэффекты` и когда зрителей не шокировали убожествами типа `Чужой против Хищника`, Ридли Скотт снял фильм, на который будет не стыдно равняться и современным бюджетным мастодонтам.

Перед выходом `Аватара` решил освежить в памяти предыдущие творения Джеймса Камерона, в том числе и посмотреть `Чужие`. И знаете что? Мне не понравилось. И тогда в голову пришло ознакомиться с той самой первой частью серии, которую снимал не Камерон с его манерой делать `красиво`, а Скотт с его манерой делать `захватывающе`. В чем заключается успех `Чужого` Скотта и почему все остальные представители серии оказывались не такими?

Первые полтора часа нас готовят. Держат в напряжении. Заставляют делать гигантское количество предположений на тему `А что же будет дальше?`. Называйте это как хотите, но первые полтора часа – это подготовка. Оставшийся час – это действие. И, что самое удивительное, эти две части абсолютно равноправны, и выделить лучшую просто нельзя: каждая дополняет другую. Все изменяется, когда мы впервые видим Чужого. Твари мощнее, смертоноснее, брутальнее, да и вообще красивее, кинематограф еще не создал. Вот на этом и попадались все следующие режиссеры. Они настолько увлекались демонстрацией возможностей Чужого, что фильм из бесподобного хоррора превращался в этакие пострелюшки с многочисленными воплями, криками людей.

А фильм Скотта – это именно хоррор. Причем хоррор не совсем обычный. Создатели грамотно поступили, сделав местом действия корабль в открытом космосе, поэтому и слоган получился полностью соответствующим тематике фильма. И кгода видишь Рипли, нервно озирающуюся по сторонам, кажется, что ты находишься не в мягком кресле, а на борту космического корабля, а где-то рядом скребется Чужой. Бу!

`Чужой` – это классика. Но считать, что фильм хорош, потому что `классика` неправильно. Дело в другом. Дело в том, что на протяжении следующих тридцати лет человечество не придумало ничего более захватывающего. Более таинственного и страшного.

10 из 10

23 ноября 2009 | 19:01
  • тип рецензии:

Феномен этого произведения всегда заключался в том, что его слишком часто признают за простую страшную развлекалочку в виде научно-фантастического хоррора, смешанного с примитивным боевичком. Да, стоит признать это очень крепкий фильм для своего жанра, атмосферный, жуткий, зрелищный, только вот тут и прячется секрет. Я не сомневаюсь в гениальности Ридли Скотта, который 25 лет назад снял, на мой взгляд, самый красивый фильм в истории (название угадайте сами). И в отличии от более приземленных последователей данной вселенной - Кэмерона и Финчера, он часто играет со зрителем, показывая одно, но скрывая за ним другое. Конечно же есть заслуга и сценаристов в том, что 'Чужой' вышел непростой аллегорией, но именно Скотт мастерски воплотил эту идею в жизнь.

Ведь, как вы помните, именно Ридли настаивал на мрачном хэппи-энде с гибелью героини Рипли. Ну неужели из-за своей кровожадности? И кстати, вы не задавались вопросом, почему инопланетянин не съел кошку, хотя у него два раза была такая возможность? Цепь таких, казалось бы, глупых вопросов раскрывает более философское содержание ленты. Кто такой Чужой? Все правильно - инопланетная тварь, идеальный неуязвимый организм. Но почему все-таки он чужой для экипажа корабля? Только лишь потому что враг, убийца, монстр? Ответ дает робот Эш. Только людям знакомы совесть, мораль и сожаление. Только люди держатся друг за друга. Только человек будет спасать своего питомца. Только человеку кроме собственного тела нужны все эти несчетные лампочки, кнопочки, рычаги, иероглифы, звездолеты, компьютеры, инструкции... Другой вопрос : а для чего нужны-то??

Здесь только лишь Он - Человек - Чужой, незаметно заблудившийся в этом мире безжалостной правды природы и холодных глубинах космоса, где никто не услышит его крик. Потому что там никто не знает языка, на котором говорят разум и сердце.

10 из 10

13 июня 2010 | 05:12
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: