Чужой

Alien
Расписание и билеты
год
страна
слоган«В космосе твой крик никто не услышит...»
режиссерРидли Скотт
сценарийДэн О’Бэннон, Рональд Шусетт
продюсерГордон Кэрролл, Дэвид Гайлер, Уолтер Хилл, ...
операторДерек Ванлинт
композиторДжерри Голдсмит
художникМайкл Сеймур, Роджер Кристиан, Айвор Лесли Дилли, ...
монтажДэвид Краузер, Терри Роулингс, Питер Уитерлей
жанр ужасы, фантастика, триллер, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  31.8 млн,    Германия (ФРГ)  1.96 млн,    Испания  1.38 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
ре-релиз (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время116 мин. / 01:56
Номинации (1):
Смотрите в кино:
19 сеансов в 4 кинотеатрах
В далеком будущем возвращающийся на Землю грузовой космический корабль перехватывает исходящий с неизвестной планеты неопознанный сигнал. Экипаж, в соответствии с основными инструкциями, обязан найти и исследовать источник сигнала. Оказавшись на планете, астронавты повсюду обнаруживают неопознанные предметы, по виду напоминающие гигантские коконы.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
112 + 3 = 115
9.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Ридли Скотт занял режиссерское кресло после того, как его покинули четыре предыдущих кандидата.
    • В первом варианте сценария Рипли была мужчиной.
    • Роль Рипли изначально предлагалась Веронике Картрайт, но впоследствии выбор пал на Сигурни Уивер. Впрочем, Вероника также получила в проекте одну из главных ролей.
    • Многие диалоги являются импровизацией.
    • В костюм «чужого» мог облачиться Питер Мейхью, исполнитель роли Чубаки в «Звездных Войнах». Рост этого британского гиганта составляет 2,21 м. В итоге эта роль досталась Боладжи Бадеджо (2,18 м).
    • Для съемок было изготовлено три варианта «Чужих»: сама модель и два костюма, в которые облачались статисты.
    • Американский писатель-фантаст А. Э. ван Вогт обвинил создателей картины в плагиате, утверждая, что они украли его идею, описанную в книгах «Discord in Scarlet» (1939) и «Voyage of the Space Beagle» (1950). Но судебный процесс он выиграть не сумел.
    • По сценарию у Рипли и Далласа должна была постельная сцена, но ее решили не снимать.
    • В первых набросках художника пришелец был снабжен глазами, но для съемок картины было принято решение избавиться от них, дабы придать существу более зловещий вид.
    • Ни одна из кинокомпаний не хотела браться за этот проект, посчитав его слишком жестоким и кровавым. Однако вскоре нашелся смельчак по имени Уолтер Хилл, представляющий интересы компании «20th Century Fox». Тем не менее, он тоже внес свою лепту в судьбу картины, посчитав первый вариант сценария чересчур мрачным. Ридли Скотт был вынужден удалить слишком жестокие сцены.
    • «Сырой» вариант картины длился 192 минуты (итоговая версия намного короче — 117 минут).
    • Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер изменили имена всех персонажей в сценарии Дэна О’Бэннона и Рональда Шусетта. В сценарии О’Бэннона и Шусетта герои были прописаны таким образом, что их могли сыграть как мужчины, так и женщины. По словам сценаристов, они писали роль Рипли исключительно как мужскую.
    • Г. Р. Гигер создал несколько моделей чужих, из которых был выбран окончательный вариант.
    • На одном из этапов разработки проекта создатели фильма подумывали сделать тело чужого полупрозрачным.
    • Известнейший слух — никто из актеров, за исключением Джона Хёрта, не знал, что случится при «рождении» чужого — по большому счету, правдив. Актерам лишь в общих чертах, не вдаваясь в подробности, рассказали о том, что будет происходить в данной сцене: например, Вероника Картрайт никак не ожидала, что её обрызгают кровью.
    • По словам Дэна О’Бэннона, идея вынашивания чужеродного организма в человеческом теле пришла ему в голову после того, как он узнал, что осы дорожные откладывают свои личинки в брюшках пауков. Однако, данный вид ос откладывает яйца на теле своей жертвы, а не внутри неё. Стоит добавить, что отдельные виды ос всё же откладывают яйца в телах других организмов: например, осы ихневмон и осы бракониды. Первые откладывают яйца в различных жуков, вторые – в определенные виды гусениц. В обоих случаях организм-носитель погибает при рождении осы.
    • Для сцены внутри инопланетного космического корабля было создано 130 яиц чужих.
    • Режиссерская версия фильма, вышедшая в 2003 году, стала возможной благодаря 100 коробкам с пленками картины, обнаруженным на одном из складов студии.
    • Детали для декораций внутренних помещений «Ностромо» были найдены на кладбище самолетов.
    • Изначально Джон Финч должен был сыграть Кейна, но в первый день съёмок у него случился приступ диабета. Ридли Скотт знал, что Джон Хёрт не задействован на других проектах, и предложил ему роль. Уже на следующий день Хёрт приступил к съёмкам.
    • Для того чтобы создать эффект резкого ускорения «Ностромо», несколько человек трясли и раскачивали кресла, в которых сидели актеры.
    • Когда таможенники увидели модели фэйсхаггеров Г. Р. Гигера, то они были настолько шокированы, что немедленно задержали его на американской границе. Дэну О’Бэннону пришлось приехать в аэропорт Лос-Анджелеса и объяснить властям, что это — модели для фильма ужасов.
    • Сцена «рождения» чужого была снята с первого дубля, используя четыре камеры.
    • Для того чтобы испугать кота Джонса, перед ним посадили немецкую овчарку.
    • Рон Кобб, делавший наброски для фильма, предложил, чтобы у чужого в качестве крови была кислота.
    • Джерри Голдсмит был в ярости, узнав, что Ридли Скотт и монтажер фильма Терри Роулингс существенно изменили его музыку, написанную специально для фильма.
    • Эш отсутствовал в первой версии сценария Дэна О’Бэннона.
    • Дэн О’Бэннон и Г. Р. Гигер познакомились на разработке проекта «Дюна» Алехандро Ходоровского — проекта, который так и не состоялся.
    • Сигурни Уивер была утверждена на роль Рипли, после того как продюсеры увидели пробы актрисы, на которых она произносила финальный монолог на борту спасательной шлюпки «Ностромо».
    • Идея фильма возникла у Дэна О’Бэннона, после того как он разочаровался реализацией своего первого сценария, «Темная звезда» (1974), который поставил Джон Карпентер. О’Бэннон писал сценарий «Чужого» с прицелом на гораздо больший бюджет, чем был у «Темной звезды», и значительно расширив хоррор-элемент.
    • Еще до начала работы над сценарием к «Чужому» Рональд Шусетт приобрел права на рассказ Филипа Дика «We Can Remember It for You Wholesale» (который впоследствии трансформируется в сценарий к картине «Вспомнить всё» (1990)) и попросил Дэна О’Бэннона помочь ему адаптировать произведение известного фантаста для большого экрана. В то же самое время О’Бэннон придумал историю об инопланетянине на космическом корабле. Новоиспеченные партнеры решили сначала написать сценарий об инопланетном монстре, т. к., по их мнению, данный проект было легче реализовать.
    • Первоначальное название картины — «Star Beast».
    • В первые шесть минут фильма нет диалогов.
    • Слово «fuck» произносится по ходу действия фильма 5 раз (Рипли говорит «fuck» четыре раза за фильм).
    • Студия «20th Century Fox» увеличила бюджет фильма в два раза (с $4,2 миллионов до $8,4), после того как Ридли Скотт показал свои раскадровки.
    • Ридли Скотт с радостью согласился поставить фильм, т. к. разработка предыдущего проекта, на котором он работал, зашла в тупик.
    • Три модели «Ностромо» различной длины и массы были построены для съёмок фильма.
    • Продюсеры третьесортного фильма ужасов «Оно! Ужас из космоса» (1958) подумывали подать на авторов «Чужого» в суд за плагиат, но не стали этого делать.
    • Изначально космический корабль должен был называться «Снарк» (фантастическое животное из поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка»), затем название изменили на «Левиафан» (морское чудовище, описанное в Библии; громадина, плавучая махина (о судне)). В конце концов, было решено остановиться на «Ностромо» (название корабля повторяет название книги Джозефа Конрада. На итальянском «nostromo» означает «боцман»).
    • Имя компьютера «Ностромо» — «Мать». Имя компьютера на корабле в фильме «Чужой 4: Воскрешение» (1997) — «Отец».
    • Два тридцатисекундных обратных отсчета в фильме продолжаются соответственно 36 и 37 секунд.
    • Вероника Картрайт узнала о том, что она не получила главную роль, только тогда, когда её попросили прийти на съёмочную площадку для примерки нескольких костюмов её героини, Ламберт.
    • Космические костюмы, в которые одеты Том Скеррит, Джон Хёрт и Вероника Картрайт, были чрезвычайно неудобны, сделаны из нейлона и не пропускали воздух. Актеры, одетые в такие костюмы, изнывали от невероятной жары и очень часто падали в обморок. На съёмках постоянно присутствовала медсестра, которая следила за физическим состоянием трех актеров и оказывала им первую помощь. Только после того, как для съёмок одной из сцен в костюмы одели детей Ридли Скотта и Дерека Ванлинта (оператор), и они также потеряли сознание, были внесены некоторые изменения в дизайн костюмов.
    • В начале съёмок Ридли Скотту приходилось каждый день выслушивать наставления девяти продюсеров, которые постоянно жаловались на то, что Ридли уж слишком много времени тратит на съёмки той или иной сцены.
    • В первый день съёмок сцен с участием кота Джонса, кожа Сигурни Уивер покрылась сыпью. Сигурни испугалась, что у неё аллергия на кошек, и её вполне могут уволить, т. к. для студии было намного проще заменить никому не известную актрису, чем найти четырех идентичных котов. Как оказалось, у Уивер была аллергия на глицерин, который служил имитацией пота на коже актрисы.
    • Название компании — Weylan Yutani. В фильме «Чужие» (1986) Джеймс Кэмерон немного подкорректировал название — Weyland Yutani.
    • В костюме чужого были использованы пластилин и детали моторов Rolls Royce.
    • Создатель спецэффектов Брайан Джонсон работал одновременно над этим фильмом и картиной «Звездные войны: Эпизод 5 — Империя наносит ответный удар» (1980).
    • После первых недель съёмок, Дэн О’Бэннон попросил у продюсеров разрешения посмотреть отснятый материал, но получил отказ. Однако, О’Бэннону удалось просмотреть материал: он договорился с киномехаником и находился в комнате с кинопроектором во время показа чернового материала.
    • Для того чтобы снять сцену «рождения» чужого, Джону Хёрту пришлось просунуть голову, плечи и руки в специальную дыру в столе, соединенном с искусственным туловищем, в котором содержался сжатый воздух и множество внутренностей животных.
    • Вопль, который издает новорожденный чужой, – это комбинация звуков шипения гадюки, визга свиньи и плача ребенка.
    • Для сцен, где чужой перемещается по кораблю, декорации помещений специально перестраивали под Боладжи Бадеджо, для того чтобы облегчить его движения и предоставить ему больше мест, где можно спрятаться. Однако, несмотря на все усилия декораторов, Боладжи несколько раз рвал костюм чужого.
    • В сцене, где Эш проводит аутопсию фэйсхаггера, тело последнего было сделано из свежих моллюсков, устриц и овечьей почки.
    • Некоторые мониторы с «Ностромо» будут также использованы в фильме «Бегущий по лезвию» (1982).
    • Эмбриональные движения фэйсхаггера (до того как он выпрыгивает из яйца) были созданы руками Ридли Скотта, одетыми в резиновые перчатки.
    • В сцене, где Ламберт, Даллас и Кейн осматривают инопланетного пилота, их роли исполнили дети Ридли Скотта и Дерека Ванлинта, для того чтобы придать помещению и инопланетянину больший размер.
    • Название компании «Weyland Yutani» появляется на экране компьютера во время посадки.
    • Звук, который можно услышать на заднем плане в лаборатории, где лежит Кейн с фэйсхаггером на голове, также можно услышать в комнате Декарда в фильме «Бегущий по лезвию» (1982).
    • Для декорации пола на «Ностромо» были использованы перевернутые и перекрашенные ящики для бутылок из-под молока.
    • Несмотря на то, что в 2003 году вышла режиссерская версия фильма, куда было добавлено несколько новых сцен, Ридли Скотт сделал специальную пометку в DVD-издании, гласящую, что настоящей режиссерской версией фильма он считает версию, смонтированную в 1979 году, еще до выхода картины на экраны. Режиссерская версия, в настоящее время доступная на DVD, была названа режиссерской, исходя лишь из коммерческих соображений.
    • Для того, чтобы добиться эффекта пара, идущего из шлемов, был использован аэрозоль, который распрыскивали изнутри шлемов.
    • Автор рекламных слоганов Барбара Гипс придумала известнейший тэглайн: «В космосе никто не сможет услышать твой вопль».
    • Боладжи Бадеджо, сыгравший чужого, до начала фильма брал уроки пантомимы и занимался Тай-Цзи Цюань (китайская гимнастика).
    • В начальной сцене, когда мы видим различные помещения «Ностромо», можно заметить кофеварку «Krups». Точно такая же модель кофеварки была использована как «Мистер Синтез» в фильме «Назад в будущее» (1985).
    • Большинство известных продюсеров имеет целый штат людей, которые читают сценарии, а затем пишут краткую версию сюжета. Сценарий «Чужого» был охарактеризован, как «это почти «Челюсти», но в космосе».
    • Для создания тонкого слоя тумана, который покрывает яйца чужих, была использована дымовая установка, позаимствованная у группы «The Who».
    • На пост режиссера рассматривались кандидатуры Роберта Олдрича, Питера Йэтса, Джека Клейтона, Дэна О’Бэннона и Уолтера Хилла.
    • Внутренности яиц чужих, которые рассматривает Кейн, содержали настоящие органические элементы. В их дизайне были использованы сердца и желудки коров. Хвост фэйсхаггера — овечьи кишки.
    • Билл Патерсон мог исполнить одну из ролей в фильме.
    • Желая узнать женское мнение о Сигурни Уивер в роли Рипли, Ридли Скотт показал её пробы нескольким женщинам из производственного отдела, которые положительно отозвались о её игре.
    • По словам Ридли Скотта, вдохновением для съёмок фильма ему послужили «Звездные войны: Эпизод 4 — Новая надежда» (1977) и «2001 год: Космическая одиссея» (1968) за изображение космоса, и «Техасская резня бензопилой» (1974) за атмосферу страха.
    • Упомянутая в фильме звездная система Zeta-2 Reticuli реально существует. Это двойная звезда, на расстоянии 39 световых лет от Земли.
    • Эш возглавляет список из семи любимых персонажей фильмов ужасов американского кинорежиссёра, сценариста и продюсера Джосса Уидона.
    • Единственная работа Боладжи Бадеджо.
    • В этом фильме Чужого играет нигериец Боладжи Бадеджо, студент и дизайнер, который был обнаружен в баре одним из членов съёмочной группы, который привел его к Ридли Скотту. Скотт считал, что Бадеджо с его ростом 218 см, сможет сыграть Чужого, так как его руки и ноги казались неестественно длинными, создавалась иллюзия того, что под костюмом не мог быть человек. Каскадёры Эдди Пауэлл и Рой Скаммелл также изображали Чужого в ряде сцен.
    • Аниматронную голову Чужого создал итальянский мастер спецэффектов Карло Рамбальди, прославившийся благодаря фильму «Кинг-Конг» (1976).
    • Для создания маски Чужого был использован настоящий человеческий череп.
    • «Лицехват» и яйцо чужого Г. Р. Гигер собрал из бараньих и коровьих внутренностей, моллюсков и костей рыб.
    • Главная героиня фильма Элен Рипли носит электронные часы Casio модель F-100 с двойным циферблатом. После выхода фильма они гораздо сильнее растиражировались и стали объектом фан-арта и подражаний.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Ридли Скотт признавался в многочисленных интервью, что он хотел снять более мрачный фильм с фатальной развязкой. В частности, картина должна была заканчиваться сценой откусывания головы Рипли. Но кинокомпания «20th Century Fox» не пошла на поводу у режиссера и предложила смягчить окончание.
    • Вероника Картрайт после выхода картины на экраны призналась, что в сцене, где ноги ее героини опутывает хвост «чужого», на самом деле ноги не ее. Они принадлежат Гарри Дину Стэнтону (Брэтт), и происходит данное событие при съемках абсолютно другой сцены.
    • В сцене, где команда «Ностромо» просыпается после гиперсна, груди Вероники Картрайт и Сигурни Уивер были покрыты киперной лентой.
    • Сцена, в которой Даллас преследует чужого в вентиляционных шахтах, а остальная команда корабля предупреждает его, чтобы он поскорее покинул вентиляционную систему, была снята за один день.
    • Подкрашенная вода использовалась в качестве «крови» Эша.
    • Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер предложили идею того, чтобы Эш был роботом.
    • Для того чтобы снять сцену гибели Паркера, была сделана специальная резиновая голова Яфета Котто, набитая свиными мозгами. Лоб был сделан из воска, для того чтобы зубы чужого могли с легкостью его пробить.
    • Роджер Дикен, отвечавший за спецэффекты в сцене «рождения» чужого, хотел, чтобы последний выбирался из груди Кейна с помощью маленьких рук, но его идею отклонили.
    • Гибель робота Эша начиналась со сцены отрывания его головы. Был сделан торс с аниматронной головой, который надели на карлика-кукловода, а когда голова робота повисла рядом с телом, он, двигая руками, бегал перед камерой. В сцене, когда голова Эша стоит на столе и разговаривает, планировалось использовать аниматронную голову, но та выглядела очень неестественно и поэтому в столе проделали дыру, через которую актёр Иэн Холм просунул свою настоящую голову; в каждом дубле Ридли наливал ему в рот молоко, которое начинало вытекать у актёра изо рта, когда он начинал говорить. Внутренности андроида состояли из макарон, икры, мраморных шариков и молока, которое было у андроида вместо крови.
    • Сцены, которые не вошли в прокатную версию, но были в режиссёрской версии:
      • В самом начале фильма было два дополнительных кадра, которые демонстрировали внешний дизайн буксира.
      • После того, как в самом начале Кейн просыпается, он в халате приходит в столовую, включает кофемолку и здоровается с подошедшей туда Ламберт. Ламберт в кадре не показывается и ничего не говорит, в сценарии Кейн здоровается с подошедшими туда поочерёдно остальными членами команды.
      • Команда «Ностромо», стоя на капитанском мостике, прослушивает тот самый таинственный сигнал и узнаёт, с какой планеты он исходит.
      • Сцена проникновения внутрь инопланетного корабля и кадры, показывающие инопланетный корабль с другого ракурса в тот момент, когда Ламберт, Даллас и Кейн подходят к нему.
      • Даллас, Кейн и Ламберт находят труп пилота-инопланетянина.
      • Сцена установки лебёдки, предшествующая спуску Кейна в подземный туннель.
      • Ламберт и Даллас вносят Кейна в шлюз «Ностромо».
      • Стычка между Ламберт и Рипли из-за того, что последняя отказывалась впускать выходивших на поверхность планеты в корабль.
      • Рипли спрашивает Ламберт, что случилось с Кейном. Ламберт пересказывает слова Кейна о яйцах Чужих в трюме инопланетного корабля.
      • Члены команды проходят в медицинский отсек и осматривают Кейна. Ламберт замечает на экране сканера какое-то пятно в грудной клетке Кейна.
      • Разговор между Паркером и Брэттом в одном из подсобных отсеков во время ремонта.
      • Команда обсуждает способы поиска на корабле Чужого, после чего Паркер и Брэтт уходят делать электрошокер.
      • Постельная сцена между Рипли и Далласом.
      • Сцена смерти Брэтта в сценарии была описана по-другому. Чужой просовывал между ног Брэтта хвост и втыкал жало ему в затылок. Данный кадр был снят, но почему-то был вставлен в сцену смерти Ламберт. Впоследствии концепция этой сцены была изображена в комиксе, выпущенном «Heavy Metal».
      • У сцены смерти Брэтта был альтернативный вариант: рычащий Чужой сдавливает лапами его голову, из которой хлещет кровь.
      • После того, как Чужой утаскивает Брэтта, в отсек прибегают Рипли и Паркер. Паркеру на футболку сверху капает кровь.
      • Перед тем, как отправиться разговаривать с Матерью, Рипли успокаивает Ламберт, спрашивая, спала ли она с Эшем.
      • Длинная сцена, где команда пробует заманить Чужого в шлюз и выбросить в космос, но затея срывается, поскольку неожиданно включается сигнал аварийной тревоги и Чужой сбегает. У Рипли появляется подозрение, что сигнал включил Эш.
      • Ламберт вызывает по передатчику Эша.
      • Рипли обнаруживает коконы с Далласом и Брэттом и сжигает ещё живого Далласа и остальные следы деятельности Чужого струёй из огнемёта.
      • Перед смертью Паркер кричит Чужому: «Я убью тебя, урод!»
      Чтобы вставить новые сцены, Ридли Скотт сократил на 10-15 секунд многие сцены прокатной версии:
      • Диалог Рипли с Эшем по поводу расшифровки сигнала компьютером.
      • Сцена исследования корабля Космических жокеев.
      • Разговор Рипли с Далласом об Эше.
      • Даллас спрашивает у бортового компьютера, как уничтожить Чужого, но не получает никакого ответа.
      • Первоначальные поиски Чужого.
      • Поиски Чужого в вентиляции.
      • Получение Рипли доступа к «Матери».
      • Подготовка Эша к допросу.
      • Вся концовка — из каждой сцены вырезаны кадры.
    • еще 86 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Длина «Ностромо» составляет 800 футов (примерно 245 метров), в то время как он транспортирует груз длиной в полторы мили (примерно 2,4 километра).
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Я посмотрел «Чужого» после второй и третьей частей самой известной фантастической квадрологии на данный момент. Конечно, по сравнению с «Чужими» фильм меркнет, но для 1979 года это действительно был самый настоящий прорыв в жанре фантастического хоррора. В 80-е были неплохие боевики, отличные комедии и драмы, фантастика наконец. Но именно этот «кошмар в космосе» положил начало новому жанру. После «Чужого» начали снимать многочисленные подобия фантастики, где главное действующее лицо — пришелец, а не люди. Столько было подражаний, а повторить успех не смог никто. Разве что незабвенный Хищник, которого впоследствии столкнули лицом к лицу с Чужими, недаром это теперь самые знаменитые и опасные монстры в кино- и игро-индустриях. Но если «Хищник» был полноценным фантастическим боевиком, а сам Охотник удивлял своими возможностями ведения боевых действий и охоты, то «Чужой» — само воплощение настоящего, первобытного ужаса перед неизвестным и непонятным существом.

    Итак, что есть в «Чужом» — в первую очередь поражает размах. Как изображен космос, планета, на которой обнаружились Чужие, сам корабль «Ностромо». Все это показывается не спеша, подробно, и выглядит очень загадочно. Меня больше всего поразил момент, когда показывают камеру с яйцами Чужих, вид издалека во время спуска Далласа на дно гигантского инкубатора. Сотни, может тысячи самой враждебной формы жизни, над полом синеватый туман, высота помещения десятки метров, а за поворотом вдалеке неизвестность, и легкий свет. Честное слово, из всех четырех частей квадрологии этот момент из первой мне запомнился больше всего. Тем более, если ничего не знать заранее о происхождении Чужих, это просто поражает. Во — вторых, звуковой сопровождение. Никакой фантастики или сказки, это чистой воды эмбиент и режущие слух звуки, которые держат в напряжении весь фильм, в котором действия практически и нет. Третье — актеры. Всего десять человек в подобных масштабах происходящего, но подобраны просто замечательно. О героине и говорить не надо — после «Чужих» Сигурни Уивер нигде не смотрелась так, как в роли главного противника чудовищ.

    И самое главное — сам организм Чужого. Дизайнер Г. Р. Гигер — необычный человек, с сюрреалистическим творчеством. Даже на ранних зарисовках монстра видна его враждебность и непонятная обычному человеку форма жизни. Мало того, что он проходит несколько стадий развития, и чем дальше — тем отвратительнее и опаснее. Так у него еще и кислота вместо крови, выдающаяся живучесть и гибкость. Самое интересное в первом фильме то, что режиссер до самого финала не показывает Чужого полностью, что делает его загадкой. Его внезапные появления и зловещие ожидания людей, ЧТО и КАК сейчас появится у них перед носом, делают фильм выдающимся в истории жанра. Продолжения фильма более зрелищные, Чужих больше и они еще быстрее и опаснее, но именно Чужой первого фильма напугал тысячи, миллионы людей в кинотеатрах по всему миру, как ничто другое.

    Зрелищность — 4

    Постановка — 5

    Актеры — 5

    Сценарий — 4

    Ожидаемость — неожиданно страшно

    Мое слово — «Чужой» стал образцом фантастического хоррора, и не случайно. Более оригинального и страшного чудовища не придумали до сих пор.

    6 мая 2009 | 20:23

    Поздновато песню написали, но смысл, в общем-то, уловили верно. Опять-таки это, действительно, «лучшее, что было» с С. Уивер. Ведь Эллен Рипли — всё одно, что Джон МакКлейн или Сара Коннор, не правда ли? Имя!

    «Чужой» — это… Суровое кино. «Великое и ужасное», если позволите. При всём при том, не могу не согласиться, весьма простое и понятное. Настолько, что людям непосвященным подчас сложно объяснить, чем же оно тогда так ценно.

    Давеча, спустя изрядное количество лет, минувших со дня последнего просмотра я имел возможность в очередной раз убедиться в том, что настоящее кино не стареет. По крайней мере морально. Даже если окружающее настоящее по целому ряду позиций (в основном — технических, конечно) уже опередило некогда обещанное авторами будущее.

    В чем причины подобной беззаветной преданности мало того, что не единственной, так еще и не первой (хронологически) картине о борьбе человека с инопланетным разумом? Думаю, что, в первую очередь, — в качестве. Настолько ответственно подошли создатели фильма к своей миссии, настолько скрупулезно был проделан ими каждый этап совершенно космического объема работы, что… Тут только поклониться остается в знак признательности. Уважайте зрителя, и он ответит Вам тем же — это закон.

    Что дает качество? Возможность погружения в историю. Я понимаю, что случае с игрой «в прятки» с существом, небезосновательно претендующим на звание совершенного организма, это удовольствие не для слабонервных, но зато ценителям острых ощущений будет от чего придти в восторг.

    А потом неслучайно же картину гораздо охотнее относят к числу научно-фантастических лент, нежели причисляют к категории «ужастиков». «Чужой» (я имею в виду существо) реально интересен. Независимо от того, чем закончился бы фильм, с ним и его «родственниками», определенно, стоило встретиться вновь. Здорово, что нашелся человек (Д. Кэмерон), почувствовавший это, не менее здорово, что сам Р. Скотт в итоге вернулся в той или иной степени к идее своего легендарного детища.

    Фильм-образец, фильм-ориентир, фильм такой, каким он должен быть. Только

    10 из 10

    18 марта 2013 | 16:30

    Недавно пересмотрел данное творение. Удивился тому, что видя этот фильм в начале восьмидесятых один раз в достаточно посредственном качестве, — источником естественно служила многократно переписанная шумная копия на VHS кассете, — я достаточно хорошо помню ключевые кадры и события фильма. По прошествии более чем тридцати лет, оказалось что я очень хорошо помню многие сцены, и даже многие мелкие детали. О чём это говорит? Конечно же о том, что фильм цепляет (или цеплял когда-то давно), глубоко отпечатался в памяти. Несколько удивило, что я почти не помню обстановку космического корабля, всю эту уйму больших пластиковых кнопок, миллиарды мигающих лампочек, чёрно-зелёные ламповые экраны с текстовыми режимом отображения, аналоговый видеосигнал передающийся со срывом картинки и помехами. Сейчас на это смотреть смешно, потому как уже веет от этого каким-то нездоровым ретро. А тогда наверное казалось обыденным и несущественным, потому и не запомнилось. В остальном — всё-таки это классика, замечательный триллер, и конечно же великий фильм. И в первую очередь конечно же это фильм, который дал нам новую киновселенную, а во вторую — открыл дорогу фильмам ужасов в большое кино. Ведь на момент выхода «Чужого», фильмы ужасов клеймились категорией Б, а то и ещё ниже. Исключения конечно были, но они шли как исключения. И даже Челюсти Стивена Спилберга не смогли сломать этот стереотип. И только Чужой показал, что фильм-ужасов может быть большим умным и захватывающим, а не проходной жвачкой для восьмилеток, какой эти фильмы долгое время считались. И по прошествии многих лет смотреть фильм, всё-таки интересно. Так и должно быть с великим фильмом. Да простит меня мать всех ксеноморфов, но фильм конечно устарел, но все-таки остался великим.

    5 декабря 2018 | 12:47

    На исходе лета группа питерских энтузиастов организовала в кинотеатре «Аврора» ретроспективный показ классической дилогии о Чужих. И если «Чужие», хронометраж которых мне известен до минут, стали ожидаемым пиром наслаждения, то фильм Ридли Скотта, виденный в последний раз ещё в юности, внезапно засверкал скрытыми ранее гранями.

    Нет смысла распространяться об общеизвестном: сюжете, пропитывающем картину духе фрейдизма или дизайне монстра.

    «Чужой» — блокбастер, объединяющий коммерческое и авторское кино. Картина пестрит кадрами, на которые, будучи полностью вовлечённым в сюжет, можно просто не обратить внимания: пальцы и ногти Рипли, покрытые влагой, схваченные крупным планом, подрагивающие от нервного напряжения, кровь, бегущая у неё же из носа — так естественно — во время жестокой схватки с Эшем. Сцена, когда механик Бретт бродит в поисках кота среди десятков позванивающих и звякающих цепей — не ею ли вдохновлялся Баркер, описывая ад, вырывающийся из шкатулки ЛеМаршана? Что должны были ощущать зрители в 79-м году при виде грудолома, пробивающего себе дорогу из Кейна, какой шок они должны были испытать, если даже в 2015 году, даже зная наперёд, за этой сценой невозможно наблюдать без содрогания? Сцена в столовой вообще навсегда вошла в мировой канон наряду с паровозом братьев Люмьер или кружащейся лестницей Хичкока — настолько это было новаторское, по тем временам потустороннее зрелище.

    Отдельно хотелось бы остановиться на фонах и декорациях картины. Спустя почти 40 лет после премьеры взыскательный молодой зритель, может, и усмехнётся, глядя на громоздкие конструкции, трубы или те же цепи в машинном отделении. Однако Скотт медленно, очень уверенно и непреклонно демонстрирует зрителю безжизненные внутренности корабля, населённого всего лишь семью крохотными людьми, комочками горячей протоплазмы. В финале Ностромо становится полноправным действующим лицом — он разговаривает женским голосом, содрогается в предсмертных конвульсиях и дышит густыми струями пара. Корабль тоже погибает от лап Чужого, и в этом есть некая сверхнепреклонность — ничто не уйдёт живым. А, наверное, самый совершенный кадр, фактически картину в картине, Скотт приберёг для режиссёрской версии — момент, где Рипли спускается по лестнице, разгоняя тьму только язычком пламени из огнемёта, по обеим сторонам от неё поблескивают трубы, а сама она блестит от пота. На большом экране это выглядит просто подавляюще, будто «Сошествие Христа во ад» в неком диком постмодернистком стиле.

    А ещё «Чужой» — это фильм-симфония. Нигде, наверное, в кинофантастике со времён бессмертной «Одиссеи» не звучит так мощно симфонический оркестр, и уж точно нигде он так изысканно не перемежается со звуками окружающего героев мира. Фильм Скотта можно даже не смотреть, а просто слушать: Джерри Голдсмит сплёл идеальное звуковое полотно, одновременно ухватив самую суть мрачной и подавляющей атмосферы бескрайнего космического одиночества и соединив её с завываниями ветра чужой планеты, визгами сервоприводов и гидравлики, шелестом чужого организма где-то в трубах над головой, пиликанием электроники и тревожным биением сердца-сирены умирающего «Ностромо». Мне звучание «Чужого» напомнило страшные, апокалиптические композиции австро-румынского композитора Михаила Радулеску.

    Напоследок хотелось бы остановиться на персонажах ленты. Того, что абсолютному большинству современных режиссёров не удаётся сделать и за два часа экранного времени — заставить зрителя привязаться к героям,- Скотт играючи добивается за пятнадцать минут. И вот мы содрогаемся, видя конвульсии улыбчивого Кейна или с замиранием сердца следим за кажущимся безрассудством лезущего в шахту Далласа. Старая пословица масаи гласит «Львы боятся масаи, потому что масаи не боятся львов». Важно не забывать, что фильм снимался ещё в те времена, когда и полёт на Марс, и вообще космос казались более близкими, чем они видятся ныне — поэтому Скотт даже в обычных трудягах дальнего космоса изобразил людей, чья кровь при встрече с неведомым вскипает не только от ужаса, но и часто сопутствующей ему страсти познания. А для капитана гнев за гибель членов команды стал сильнее инопланетного ужаса.

    И, конечно, картину стоит смотреть хотя бы ради финального поединка, где просто-таки до бесстыдства сексуальная Рипли сражается с чудовищем в трусиках и полупрозрачной маечке. Быть может, это даже лучше, чем всё вышеперечисленное — потому как буквально тыкает зрителя носом в рвущую разницу между антропопморфным, но таким далёким Чужим и этой живой, красивой и сильной женщиной, олицетворением всего человечества.

    10 из 10

    31 августа 2015 | 21:41

    Тридцать с лишним лет назад практически случайная встреча тогда ещё малоизвестного режиссёра Ридли Скотта и художника Ганса Гигера за работой над экранизацией «Дюны» положила начало легенде фантастики — фильму «Чужой», постановку которого им доверили в 1975 году. Ридли Скотт, Ганс Гигер и Дэн О`Бэннон, написавший роман «Память», который стал в итоге основой фильма, создали великое научно-фатастическое кино про жуткое инопланетное существо, идеальную машину для убийства.

    Через какие трудности пришлось пройти создателям «Чужого», чтобы закончить работу, знают, наверно, только они сами. Мне кажется, именно это сделало фильм таким, какой он есть. Планка качества фантастики с подобной тематикой была поднята столь высоко, что достичь её смог только сиквел, но превзойти — до сих пор никто. Простая, на первый взгляд, история проработана потрясающе, до мелочей. Всё преподнесено настолько подробно и реально, если это слово можно применить к фантастике, насколько это вообще возможно — поэтому смотреть «Чужого» как фильм не получается. Получается только как будто бы наблюдать за происходящим на корабле «Ностромо» со стороны.

    «Чужой» не был бы таким, не будь в нём Рипли. Эта женщина — один из самых ярких, сильных, харизматичных персонажей в подобных фильмах. Такие сильные женские персонажи, которым хочется верить, встречаются в кино непростительно редко — поэтому наблюдать за Рипли интересно вдвойне. Представить в этой роли кого-то кроме Сигурни Уивер навряд ли могли 30 лет назад, не могут и в наши дни. Блестяще сыгранная роль, и, я считаю, лучшая у Сигурни.

    В визуальном плане «Чужой» не стыдно показать и сейчас — Оскар за спецэффекты и номинация на Оскар за декорации дают о себе знать. Шокирующие для 1979 года сцены заставляли людей буквально выбегать из кинозалов, а некоторые владельцы кинотеатров, по слухам, устав мыть туалеты, самостоятельно вырезали сцену, в которой эмбрион чужого вырывался из грудной клетки. Такие дела.

    Сам Чужой — идеален. Буйная фантазия Ганса Гигера подарила нам существо, подобных которому не было ни до, ни после. Что, что? Обычное насекомое, говорите? Нет — идеальная машина для убийства. Лучший хищник. Совершенный как в действии, так и внешним видом. Да, вы не ослышались — именно внешним видом! Я, наверно, сошел с ума — но они ведь не уродливы, а по своему хороши.

    «Чужой» — легендарное научно-фантастическое кино, вне времени. Я верю, что наши дети, внуки и правнуки будут с таким же удовольствием, несмотря на развивающиеся с каждым днём технологии, смотреть этот фильм. Потому что никакие технологии не смогут заменить эту уникальную атмосферу фильма. Повторить — возможно. Анонсированный пол года назад приквел к «Чужому», режиссёром которого выступит сам Ридли Скотт, сможет повторить успех этого фильма, и я очень на это надеюсь. Но превзойти — никогда.

    2 января 2010 | 02:47

    Согласно классификации короля страха — Стивена Кинга (с которой я не могу не согласиться) все фильмы, относящиеся к жанру ужасов условно делятся на два типа. К первому относятся те, что вызывают страх на чисто физиологическом уровне — обилием расчлененки, крови, кишок и трупов (нередко также производят рвотный рефлекс). Часто они играют на наших фобиях — боязни пауков, ос, змей… высоты, темноты, пустоты и т. д. Второй тип — истинный ужас, рождающийся из глубин подсознания. Его появление сложно заметить и тем более описать. Его особенность заключается в том, что он не имеет объекта как такового (и даже его отсутствия — такого как пустоты или темноты). Подобно личинке чужого, он существует внутри нас до тех пор, пока не пробудится и не разорвет нас на части.

    Чужой, конечно, является этапным, переломным фильмом для развития жанра ужасов в кинематографе. До него одним из самых знаменитых и страшных фильмов было «Вторжение похитителей тел». В нем повествовалось о пришельцах, носящих наши тела как костюмы. И самый ужас заключался в том, что отличить нормального человека от врага не представлялось возможным (в СССР фильм точно бы произвел фурор). После чужого стали склоняться к разработке зла в обезличенной, природной форме. Некое «ОНО», появляющееся из ниоткуда — не ведающее ни страха, ни сомнения, ни боли — шокировало зрителей и породило целую плеяду различных существ, каждое из которых становилось культовым (от Нечто до Терминатора). Для нас эта тема может показаться заезженной, ибо Чужой породил немыслимое количество эпигонов, отбивающих всякий вкус к научной фантастике. Но оригинал узнается сразу.

    Немалую роль в фильме сыграла атмосфера бесконечного, пустого, холодного, космического пространства. Посреди вселенской тишины одиноко дрейфует корабль, перевозящий 20 миллионов тонн сырья, управляемый командой из семи человек. На своем пути, они слышат сигнал о помощи и спешат к его источнику. В результате спасательной экспедиции, на корабль «зайцем» проникает «безбилетный пассажир», который одного за другим уничтожает членов команды.

    Сцена схватки лейтенанта Рипли (всего лишь человека, а тем более женщины) с органической формой жизни, намного опередившей в развитии homo sapiens (более совершенной, более стойкой, более кровожадной) посреди молчаливого космического пространства, простирающегося пустотой во все стороны на многие световые года, принесла Сигурни Уивер звездную славу и всеобщее признание (не она ли также помогла «выбиться в люди» Д. Кэмерону, скопировавшему ее в своем «Терминаторе»?).

    Особого упоминания заслуживают спецэффекты. Мне чрезвычайно нравится наблюдать работу лучших специалистов в этой области — дизайнеров, художников, костюмеров. Сравнивая оболочку чужого, на который было затрачено огромное количество времени и сил, и какого-нибудь компьютерного монстра, родившегося от конвульсивных подергиваний мышки, мне становится обидно за всех талантливых людей (умевших из коровьих кишок создать настоящее космическое чудовище из соседней галактики), которые в связи с развитием технологий оказались не у дел.

    Меня удивляет то, что данная тема до сих пор не исчерпала себя и все также интересует и будоражит сознание зрителей. Не так давно режиссер Д. Туи, умело обыграв ее, породил на свет очередного культового персонажа — Риддика, а сам приобрел всемирную известность. Времена меняются — ушли те, кто боялся «Похитителей тел», кто замирал от страха перед «Чужим», кто наблюдал за сражением Риддика и инопланетных монстров, вылезающих из «Черной дыры». Все проходит. Кроме страха.

    16 сентября 2013 | 21:10

    Второе полнометражное детище Ридли Скотта и один из самых впечатляющих фильмов всех времен был снят в далеком 1979 году, но до сих пор вызывает массу эмоций у зрителей. Именно с этой картины началось победное шествие великого английского режиссера на большом экране, куда он прибыл из мира рекламы.

    В 1977 году «Звездные войны» Джорджа Лукаса открыли новый уровень фантастического кино, сочетающего в себе реалистичные спецэффекты и непретенциозную атмосферу. Но лишь в «Чужом» зритель впервые по-настоящему ощутил реализм космического пространства. За 2 года до «Чужого» Стивен Спилберг вывел на новый профессиональный уровень жанр триллера, дав зрителю почувствовать ужас и беспомощность человека перед челюстями акулы. Ридли Скотт прикоснулся к еще более захватывающему чувству животного ужаса, оставив зрителя наедине со страхом перед совершенно неизвестным агрессором.

    Начало «Чужого» погружает нас в мир сурового космоса, в глубинах которого тягач «Ностромо» совершает путь домой. Команда — в анабиозе, но скоро им предстоит встретиться с невиданным ранее существом и погибнуть. Выживет только Эллен Рипли, которая в последствии перенесет еще 3 ужасающих встречи с «чужими».

    Идея продюсеров сделать волевой женский персонаж главным оказалась очень удачной. Выбор между Вероникой Картрайт и Сигурни Уивер открыл для последней парадные двери Голливуда. Вообще, нельзя не заметить, что помимо гениального режиссерского подхода к сценарию и безупречной технической реализации, у фильма есть еще одно существенное достоинство — идеальный актерский состав. Семь человек сумели создать атмосферу органичного и правдоподобного общения в мрачном, беспросветном космосе. Из Тома Скеррита получился весьма обаятельный и волевой командир. Прекрасные актеры Джон Херт, Гарри Дин Стэнтон, Вероника Картрайт и Яфет Котто честно изобразили «рутинный» дух пребывания в глубинах галактики. Персонаж Яна Холма тонко вызывает у зрителя подозрение чего-то неладного. Что касается Уивер, то она наилучшим образом справилась с ролью сильной духом женщины, сделавшей все возможное для спасения.

    Необычный образ пришельца придумал дизайнер Гигер. Плод его воображения удивляет особой индивидуальностью и вызывает неподдельный ужас. Гигер черпает свои идеи, по большей части, из области человеческой анатомии, видоизменяя привычные образы самыми изощренными способами.

    Отдельное внимание стоит уделить звучанию фильма. Талантливая музыка Джерри Голдсмита, звуки SOS и даже голос Сигурни Уивер, передающей позывные в открытый космос, наводят страх на зрителей еще до появления самого монстра.

    1 декабря 2017 | 17:06

    Посмотрел недавно «Чужого» (и не на DVD а на видеокассете) и понял — это фантастика всей фантастике! Для 70-тых фильм прекрасно снят!

    Сюжет вполне банален: ну да, бегает по космическому кораблю страшный монстр, и кромсает всех подрят, только есть одно маленькое НО. О нем то мы сейчас и поговорим.

    Игра актеров: Сигурни Уивер потрясающе сыграла! Нет ничего лишнего, Йен Холм, Джон Херт и. т. д — прекрасно! За игру актеров 10 баллов.

    Спецеффекты: Итак, 1979 год. Какие тогда были спецеффекты! Для многих это картонные стены, и железяки. НО. «Чужой» — это исключение! Все выполнено первокласно, вспомним хотя-бы трюк с роботом Эшем.

    Сам чужой: Нет слов. Это воплощение смерти, машина для убийства, ей нет равных! Образ чужого живет в наших сердцах всегда, и будет жив!

    23 марта 2008 | 20:47

    Научно-фантастический ужастик, снятый через 10 лет после «Одиссеи» Кубрика. Конечно, нельзя сравнивать эти два фильма, но «Чужой» стал настоящим хитом в своем жанре, открыв нам глаза на фантазию режиссера и сценаристов.

    Мне лично все понравилось, даже устаревшие эффекты. Атмосфера передана с натуральностью. Она там жуткая, не дающая вздохнуть с облегчением. Продолжения не смотрел, но я не думаю, что оно достойно первой части.

    10 из 10

    14 марта 2009 | 18:48

    Ох, и сложная эта операция написать что-то о классике жанра, о ленте, которую ввели в архив данных, которые несут в себе особую историческую ценность, кто бы мог подумать, что фантастический фильм ужасов о нападении кровожадного монстра на космический корабль станет таким фильмом, которым присваивают титул «культовый», а ведь это действительно так. Сложность написания состоит в том, что о «Чужом» уже столько писано-переписано, что уже его разобрали чуть ли не на каждый эпизод, а игру актёров чуть ли не на каждый отдельно взятый жест, поэтому стоит, наверное, обратиться только чисто к субъективно полученным эмоциям.

    Первая моя встреча с «Чужим» произошла очень и очень давно, озвучка была авторская, но какая-то родная, фильм шёл, сейчас я удивляюсь, посредине белого выходного дня, поэтому мне, тогда ещё детсадовскому малышу, родители несколько легкомысленно позволили очутиться внутри космического корабля вместе с отчаянно смелой женщиной, которую все звали просто Рипли. Зря они так поступили: до глубокой ночи я не спал и вовсе не потому что было страшно, нет, я мужественно махал оружием, спасая Рипли от монстра. Это уже сейчас, по прошествии где-то целых двадцати лет, я осознаю, что это так энергетически повлияла на меня игра актрисы Сигурни Уивер, а также уникальность создания внутренних отсеков корабля, существование тварей за пределами нашей планеты и совершенно сумасшедшая подача материала.

    Многие сцены так и стоят перед глазами: когда эта мерзость прорывает грудную клетку у первой своей жертвы, частые эпизоды, когда по-одному гибла команда звездолёта и завершающая эпическая сцена с победой великолепной и прекрасной Рипли над опасным созданием. Вообще-то, когда я уже пересматривал в надцатый раз «Чужого», я уже со всем вниманием отнёсся к сценам, где участие принимал ужасающий пришелец: они созданы были просто и гениально, не так часто монстр предстаёт во всём своём обличье, чаще мы видим его, не знаю, как точно выразиться, голову что ли, но и этого хватало с лихвой, чтобы моменты его появления заставляли от испуга передёргиваться, а верно подобранное музыкальное сопровождение заставляло ещё к тому же от напряжения и страха волосы подневольно вставать дыбом.

    В «Чужом» не найти слабых мест, великий Ридли Скотт уже бы звался великим, если бы у него был даже только этот фильм.

    9 из 10

    3 сентября 2012 | 21:40

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: